Спросить
Войти

Роль интеллигенции в развитии нравственных ценностей общества

Автор: указан в статье

ПЕЩЕРОВ Георгий Иванович — д.воен.н., профессор, действительный член Академии военных наук, Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России (119991, Россия, г. Москва, ГСП-1, Житная ул., 14; georgiy-p@yandex.ru)

РОЛЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБЩЕСТВА

Аннотация. На основе анализа исторических фактов автор выявляет закономерности развития человеческого общества в зависимости от социально-политических и экономических условий жизнедеятельности. Интеллигенция как авангард общества, как правило, демонстрирует наиболее существенные качества народа, присущие большинству населения данной эпохи.

Если народ стесняется своего языка, культуры, то такой народ обречен на уничтожение.

Несмотря на сложность организации, процесс развития человеческого общества прежде всего определяется качественным уровнем его авангарда, которым является интеллигенция, роль которой была значима на всех этапах развития человечества. Под интеллигенцией понимают общественный слой образованных людей, профессионально занимающихся преимущественно умственным трудом и обычно имеющих соответствующее образование.

Исторический путь как зарубежной, так и российской интеллигенции — это путь поиска рациональной формы жизнедеятельности, связанный с ошибками и поражениями, чреватый отрицательными последствиями как для всего общества, так и для самой интеллигенции.

Анализ истории человеческого общества показывает, как интеллигенция чутко реагирует на социально-политические изменения в обществе. С одной стороны, это биологическая реакция, направленная на выживание, с другой — природное стремление выделить себя среди прочих и таким образом самоутвердиться в качестве лидера в обществе. Однако при этом, наряду с позитивными аспектами, в деятельности интеллигенции всех времен есть достаточно много и негативных. И это закономерный процесс, поскольку развитие общества представляет собой процесс выбора рационального пути развития методом проб и ошибок.

Надо отметить, например, такие негативные тенденции в деятельности отечественной интеллигенции, как слепое копирование зарубежного образа жизни. Условно можно считать, что копирование зарубежных образцов началось в эпоху Петра I, первоначально насильственными методами. Конечно, Петр I по-своему хотел образовать и окультурить русский народ, и сделал он для России немало, но ведь вместе с позитивными тенденциями, как правило, обязательно рядом следуют негативные. Таким образом, его деятельность способствовала формированию основ слепого подражания зарубежному образу жизни. В дальнейшем данная тенденция вошла в традицию, и в российском обществе сформировался социальный слой, настроенный на копирование западного образа жизни.

В качестве наиболее яркого примера можно привести ту историческую эпоху российской действительности, когда русский язык считался языком крестьян, а вся интеллигенция разговаривала на французском — языке побежденного народа. Какое же нужно было иметь извращенное воспитание, причем возведенное до уровня культуры мировой элиты, чтобы до такой степени возненави116

ВЛАСТЬ

2 01 6& 0 5

деть родной язык! К счастью, впоследствии общество все же отвергло данную тенденцию, и, как говорится, все вернулось на круги своя. Но, тем не менее, данный исторический факт лег позорным пятном на историю российской интеллигенции.

После революции 1917 г. большая часть буржуазной интеллигенции эмигрировала в зарубежные страны, и, как ни странно, именно за рубежом русские эмигранты почему-то вспомнили о свем русском происхождении и начали беречь и приумножать помять о Родине. Сработал биологический механизм самосохранения в чуждой среде, когда вид стремится сохранить исторические корни, насколько это возможно.

Сформированная под влиянием новых идей пролетарская интеллигенция, к сожалению, почему-то снова периодически оглядывалась на Запад. В природе не бывает беспричинных явлений — отчасти восхищение Западом провоцировали сами большевистские идеологи тем, что на заре становления Республики Советов поливали грязью российских императоров. Тем не менее впоследствии даже из уст советской интеллигенции, и особенно у актеров, можно было услышать, что вершиной драматического искусства, является, например, Гамлет1. Хотелось бы задаться вопросом, а почему не Иван Грозный, Ярослав Мудрый и другие русские персонажи? Почему именно герои западных произведений? Если анализировать русские народные сказки, то в основном везде герои сказок побеждают зарубежных злодеев и возвращаются на родину. Видимо, помимо всего, некоторую роль здесь играет такая национальная черта русских, как чрезмерная доброта, воспитанная в процессе многовековой истории многонациональной России, которая выражается в уважении чужого мнения. Думаю, что здесь, возможно, основная причина заключается в том, что мы (русские) смотрим, как это воспримут иностранцы, лишь бы их не обидеть.

В эпоху социально-политических и экономических перемен в стране в жизнь российского народа активно внедрился разукрашенный китайский астрологический календарь. Нужно отдать должное китайским руководителям, которые активно развивают не только экономику своей страны, но всячески внедряют свою культуру в соседние страны. Не имею ничего против китайских астрологических календарей, но ведь у русского народа есть свои славянские календари, более точно характеризующие аспекты жизнедеятельности именно в российских условиях с учетом славянских национальных особенностей. Конечно, мы инертны; и наша вина в том, что мы не развивали свою национальную культуру и нам до сих пор нечего противопоставить, например, китайским астрологическим календарям. А пора бы встряхнуться и вспомнить, что мы русские. Ведь не случайно и Петр I в свое время говорил: «...нам нужна Европа на несколько десятков лет, а потом мы к ней повернемся задом». Может быть, это время уже настало?

Другое дело, что данная тенденция возвышения иностранного в некотором извращенном виде под различными «приправами» преподносится сегодня даже в российском научном мире. Это, например, относится к требованию на федеральном уровне, чтобы российские ученые имели зарубежные публикации. На первый взгляд, вроде все правильно, поскольку необходимо консолидироваться с мировой наукой. С другой строны, публикуя статьи в иностранных журналах, мы признаем их авторитет и мировой статус, одновременно снижая научный уровень российских изданий. Почему бы в первую очередь не повышать уровень российских изданий, может быть, даже игнорируя некоторые иностранные издания? Вопрос, видимо, спорный, но, на мой взгляд, рациональное зерно здесь все

1 Художественный фильм «Берегись автомобиля». Режиссер Эльдара Рязанова. 1966 г.

же есть. В то же время в последние десятилетия в научно-исследовательских работах аспирантов оценка социально-политической и экономической обстановки в России в большинстве случаев проводится по критериям западных специалистов, на основе научных работ преимущественно антироссийской направленности. Причина тому, к сожалению, — широкое использование материалов Интернета, а не источников российских библиотечных архивов. В результате продолжается массовое охаивание всех периодов отечественной истории. Поскольку мы живем в России, на мой взгляд, прежде всего необходимо ценить и приумножать все отечественное, одновременно постепенно развивая и дополняя позитивным зарубежным опытом отечественную культуру, при этом бережно относясь к историческим корням и национальным традициям российских народов.

PESHCHEROV Georgiy Ivanovich, Dr.Sci.(Mil.Sci.) Professor, Full Member of the Academy of Military Sciences, Scientific Research Institute of the Federal Service for Execution of Punishment of Russia (14 Zhitnaya St, Moscow, Russia, 119991; georgiy-p@yandex.ru)

THE ROLE OF INTELLECTUALS IN THE DEVELOPMENT OF MORAL VALUES OF THE SOCIETY

Abstract. The article investigates the role of intellectuals in the development of society. Basing on an analysis of historical facts, the author reveals the laws of development of human society, depending on the socio-political and economic living conditions. Intellectuals as a avant-garde of society, generally shows the most essential qualities of the people, inherent to the majority of population of that era.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ НЕГАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КОПИРОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ АВАНГАРД ОБЩЕСТВА intelligence negative trends copying foreign way of living national traditions avant-garde of society
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты