Спросить
Войти

2015. 01. 015. Симоес А. , каролино Л. М. Португальский астроном Мелу де Симас, (1870-1934): республиканские идеалы и популяризация науки. Simoes A. , carolino L. M. The Portuguese astronomer Melo e Simas, (1870-1934): Republican ideals and popularization of science // science in context. - Cambridge etc. , 2014. - vol. 27, n 1. - p. 49-77

Автор: указан в статье

видов еще не сформировалось собственного отношения. Понятно, что повлиять на это отношение и выработанную модель поведения -задача не из легких. Тот факт, что удалось с помощью внешней информации оказать хотя бы небольшое влияние на мнение респондентов, авторы считают большим достижением (с. 81).

Особенно важны результаты, касающиеся контрнорм. Максимальное воздействие на респондентов, как было установлено, оказали ссылки на то, что другие не поддерживают коллективных действий по снижению парникового эффекта. Ссылки на научные данные, что так широко практикуется в дискуссиях о глобальном потеплении, были относительно менее влиятельными.

«Хотя полученные результаты носят смешанный характер, -заключают авторы, - нам удалось выделить некоторые условия, при которых социальные нормы действительно влияют на верования, установки и поведение людей» (с. 81).

Т.В. Виноградова

2015.01.015. СИМОЕС А., КАРОЛИНО Л.М. ПОРТУГАЛЬСКИЙ АСТРОНОМ МЕЛУ де СИМАС, (1870-1934): РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ИДЕАЛЫ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ. SIMOES A., CAROLINO L.M. The Portuguese astronomer Melo e Simas, (1870-1934): Republican ideals and popularization of science // Science in context. - Cambridge etc., 2014. - Vol. 27, N 1. - P. 49-77.

Авторы, сотрудники Лиссабонского университета (Португалия), рассматривают процесс конструирования знания и различные формы его передачи в периферийной европейской стране в начале XX в. Свое внимание они сосредоточили на Мелу де Симас, политически активном португальском астрономе, который прошел путь от любителя до профессионального ученого в период, когда в стране на смену монархии пришла республика.

«В науке нет личностей. В науке происходит совсем не так, как в политике, где индивидуальность это все, а идея ничто» (цит. по: с. 49). С такого явно позитивистского высказывания 31 января 1913 г. начал свою речь астроном Мелу де Симас. Она была произнесена в недавно открытом Свободном университете, одном из вузов, созданных во время Первой республики (1910-1926). Разделяя позитивистские идеалы республиканских интеллектуалов элиты, Мелу де Симас верил в могущество науки и научного образования, которые помогут просвещению португальского народа и будут способствовать прогрессу.

Республика в Португалии была провозглашена 5 октября 1910 г. и воспринималась как новая страница в португальской истории. Особая роль в строительстве нового демократического, социально-ориентированного, антиклерикального общества была отведена образованию. Ожидалось, что секулярная республиканская система образования нанесет смертельный удар по автократическому правлению и клерикализму. Приоритетной стала борьба с неграмотностью, которая в начале XX в. охватывала 75% португальского населения (с. 52).

Проводившиеся реформы касались всех уровней образования, в том числе и высшего. Гегемония Университета Коимбра закончилась в 1911 г. с созданием университетов в Лиссабоне и Порто, которые во многом встали в оппозицию к старому университету. Были также открыты Свободный университет и Народный университет, которые в первую очередь предназначались для представителей низших классов. Помимо этого проводились конференции, организовывались курсы и лектории, призванные популяризировать научные знания.

Среди республиканской элиты было много ученых или людей, ориентированных на науку. Поскольку они разделяли идеи позитивизма и сциентизма, научные дисциплины заняли ведущее место в программах обучения взрослых. Это было естественной реакцией: предполагалось, что в обществе, где прежде веками доминировала религия, лишь наука способна освободить людей от предрассудков. Поэтому она не должна быть запертой в стены традиционных университетов и академий. В соответствии с этим сценарием в 1907 г. была создана Португальская академия наук, официальное открытие которой состоялось в 1912 г. Поддерживая тесные связи со Свободным университетом, она противопоставила себя старой Лиссабонской королевской академии наук, которая существовала с эпохи Просвещения, доказывая, что наука - это единственный эффективный антидот против темноты, обскурантизма и доминирования Католической церкви.

Мелу де Симас был одним из тех ученых, которые активно включились в строительство нового «республиканского» общества. Он родился на одном из Азорских островов в 1870 г. в богатой и знатной семье. Среднюю школу окончил дома, а затем переехал в континентальную Португалию и поступил в университет Коимбра, где изучал математику. Он хотел стать артиллерийским офицером, а для этого необходимо было пройти трехгодичную подготовку по математике. По окончании университета он поступил в Военную школу в Лиссабоне, затем служил в Артиллерийском корпусе, участвовал в Первой мировой войне, ушел в отставку в 1930 г. в чине полковника и умер в 1934 г.

В 1915 г., в беспокойные дни Первой республики, когда правительства без конца менялись, Мелу де Симас был избран сенатором от Республиканской демократической партии, в 1919 г. стал членом Национальной республиканской федерации, в 1923 г. вступил в Республиканскую националистическую партию и в этом же году в течение одного месяца занимал пост министра образования.

Однако главный вклад в реформирование системы научного образования Мелу де Симас внес в качестве ученого, а не политика. Интерес к астрономии возник у него еще в университете Коимбра. У него был собственный телескоп, с помощью которого он вел наблюдения. Как и положено астроному-любителю, Мелу де Симас начал с наблюдения за движением планет и звезд. С 1895 г. его занятия астрономией приобрели систематический характер. Результаты своих первых изысканий он послал во Французское астрономическое общество, где они были восприняты с интересом.

Стремясь войти в сообщество любителей и профессиональных астрономов, в 1895 г. он вступает в члены Французского астрономического общества, а двумя годами позже, в 1897 г., в Британскую астрономическую ассоциацию. Чуть позднее он был включен в серьезный международный проект по изучению переменных звезд, возглавлял который директор Гарвардской обсерватории Э. Пикеринг. Участвуя в разных астрономических проектах, Мелу де Симас использовал свою наиболее сильную сторону -свои математические способности. Основываясь на астрономических наблюдениях, он вычислял эфемериды и траектории движения небесных тел.

Как и в других странах, в Португалии астрономы-любители старались наладить контакты с научными институтами и профессиональными астрономами. Мелу де Симас не был исключением. Центром португальского астрономического сообщества служила Лиссабонская астрономическая обсерватория (ЛАО), открытая в 1878 г. Естественно, он попытался установить связи с ней, что ему и удалось; к этому моменту он уже был автором нескольких публикаций в астрономических журналах. Для проведения вычислений ему нужны были данные, которые ЛАО ему и предоставляла. А после того, как в 1904 г. он стал служить в Лиссабоне, он получил возможность иногда пользоваться инструментами этой обсерватории.

В это время директором обсерватории был выдающийся ученый Ф. Оом. Именно он оценил способности Мелу де Симаса и помог ему из любителя превратиться в профессионала. Он посоветовал ему поступить в Лиссабонскую политехническую школу, чтобы прослушать курс по астрономии (с. 58). В XIX в. наличие степени не было обязательным условием для профессиональной карьеры в астрономии, но в XX в., в связи с профессионализацией науки, ситуация изменилась. Поэтому несмотря на то что он уже был признанным ученым-астрономом, Мелу де Симас решил окончить Политехническую школу и получить соответствующие сертификаты.

В июне 1907 г. не без протекции Ф.Т. Оома он становится членом-корреспондентом Лиссабонской академии наук, а в 1911 г. -внештатным астрономом первого класса в ЛАО. Внештатным сотрудником он стал из меркантильных соображений, его зарплата военного была гораздо выше. «Таким образом, Мелу де Симас стал профессиональным астрономом, влился в состав ЛАО и включился в проводившиеся там исследования. Основным направлением его научной работы стала астрометрия» (с. 60).

Одновременно он включился и в популяризаторскую деятельность, которой занималась обсерватория. Ф. Оом понимал, что для создания благоприятного образа и признания ЛАО необходима работа по популяризации астрономических знаний. Хорошая возможность представилась в 1900 г., когда должно было произойти полное солнечное затмение. Эта деятельность продолжилась и в дальнейшем.

Работая в ЛАО, Мелу де Симас не только участвовал в ее проектах, но и вел собственные исследования, которые были посвящены вычислению орбиты движения комет. Он использовал новые методы, которые позволяли сводить воедино наблюдения, проводившиеся его европейскими коллегами, и выявлять допущенные ими ошибки. Результаты своих работ он публиковал как в португальских, так и в зарубежных журналах. Помимо прочего, в 1919 г. он вместе со своими коллегами по обсерватории занимался проверкой общей теории относительности А. Эйнштейна (с. 63).

Разделяя республиканские идеалы, близкие позитивизму и сциентизму, Мелу де Симас увлекся популяризацией науки, прежде всего астрономии. В своей просветительской деятельности он широко использовал газеты как лучший способ обращения к массам. Политическая деятельность, исследовательская работа и научная популяризация - эти три реальности, в которых существовал Мелу де Симас, не могут быть отделены друг от друга. Целью его популяризаторской деятельности стало формирование нового республиканского этоса и воспитание новых граждан.

Помимо написания статей в газету Мелу де Симас в 1923 г. прочел курс из 13 лекций в Свободном университете «Теория относительности: Понятия и основные положения» (с. 65). Лекции он читал по воскресеньям утром. «В стране, где традиционно большое количество людей посещает утренние воскресные службы, аудиторию, забитую людьми, на лекции по такой сложной теме можно считать большим достижением» (с. 65).

За десять лет до этого, начиная с 1913 г. Мелу де Симас читал лекции по астрономии во вновь созданном Открытом университете. Свой курс он начал с утверждения, что астрономия - это королева среди научных дисциплин. Для него астрономия имела «нравственное значение», поскольку она позволяет человечеству понять свое место во Вселенной. Изучая небесные тела, строение и безмерность Вселенной, астрономия показывает, что человечество -это всего лишь несоизмеримо малая часть бесконечного мира, и поэтому ему следует вести себя скромнее.

По своим философским убеждениям Мелу де Симас был скорее позитивистом. Он часто выступал с проповедями этого учения, подчеркивая значимость наблюдений и эксперимента и полагая, что противодействовать предрассудкам и ошибочным мнениям людей

может лишь «позитивная наука». Согласно Мелу де Симас, научная практика управляется определенным набором ценностей и норм, которые воплощают фигуры выдающихся ученых. Он часто рассуждал о «прогрессе» науки и о том, что ученые, такие как Коперник, Галилей и Ньютон, выступили освободителями человечества.

Возвращение кометы Галлея в 1910 г. использовалось португальской прессой, в особенности республиканской, для активизации научно-популяризаторской деятельности. Португальская академия наук опубликовала небольшую статью в правительственном журнале, посвященную этой комете. 25 тыс. копий этой статьи были распространены в школах, церковных приходах, помещены на газетных стендах. В этой статье простыми словами объяснялось, почему люди не должны бояться кометы и насколько невероятны разного рода катастрофы, которые связывали с ее появлением.

С этой же целью академия провела ряд конференций и встреч с участием широкой публики. Мелу де Симас был выбран одним из главных действующих лиц этой кампании. Это не было случайностью. К этому времени он уже имел репутацию уважаемого республиканского астронома, для которого исследования и популяризация науки идут рука об руку.

В провозглашавшемся новом социальном порядке роль освободителя человечества отводилась ученому-республиканцу. Сразу после того, как Мелу де Симас стал членом Национальной республиканской федерации в 1919 г., он опубликовал работу, посвященную среднему классу и экономическим вопросам. Средний класс, по его мнению, отличается от рабочего класса своей способностью к рефлексии (осознанию потребностей общества и своей роли), и поэтому он способен брать на себя управление этим обществом. Образованный, осознающий важность рациональной и методичной работы и знающий о ценностях и нормах, которые составляют этос науки, средний класс играет основополагающую роль при создании благополучного и справедливого общества, т.е. республиканского общества, в котором наука и ученые играют ключевую роль.

Сам Мелу де Симас и был воплощением ученого-республиканца. Воспринимая себя в качестве интеллектуала, выходца из среднего класса, он не только отстаивал позиции сциентизма и позитивизма, но и участвовал в просвещении и создании эгалитарного общества. Кроме того, «пример Мелу де Симаса, - пишет в заключение автор, - четко показывает многоуровневый характер циркуляции знаний, когда научная популяризация не может быть отделена от профессиональных исследований и образовательной деятельности» (с. 71).

Т.В. Виноградова

МЕЛУ ДЕ СИМАС ПЕРВАЯ РЕСПУБЛИКА В ПОРТУГАЛИИ РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ АСТРОНОМИЯ ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты