Спросить
Войти

Украшения сето

Автор: указан в статье

Ы. у4. J алицкая

Украшения сето

Цепи

Этнокультурные контакты сету и русских, длительное время живущих в близком соседстве, давно отмечены исследователями, в том числе и влияние русского традиционного костюма на одежду и украшения сету-ских женщин1. Украшение в виде длинной (чаще витой столбчатого плетении, реже — якорного или иного плетения) цепи мы привыкли воспринимать как часть женского сетуского костюма. Но в ХУ1П-Х1Х вв. их носили русские, от которых, возможно, и произошло заимствование. На многочисленных фотографиях начала XX столетия2 русские крестьянки изображены в цепях, надетых на шею в несколько рядов, располагая посередине в нижнем ряду замок цепи. Так же изображены девушки Печорского края на картине 1930-х гг. Е. Е. Климова «Девичник». В статье Л. Ф. Зурова «Изборская земля», напечатанной в 1936 г. в Париже3, есть наблюдение, подтверждающее существование этой традиции: «Я видел русский праздник. Народ шел со всех деревень, деревни пели по пути плясовую, и бабы и девки целую версту плясали на ходу впереди хоров, поднимая дорожную пыль, звеня нагрудными цепями». Русский традиционный костюм не сохранил

Галщкая Ирина Акиндиновна — хранитель коллекции драгоценных камней и металлов Псковского музея-заповедника.

это украшение, а в составе серебряного убора сетусских женщин эти цепи существуют до наших дней. Способ ношения цепей у сету несколько другой: обычно демонстрируется длина цепи, иногда конец ее засовывается за пояс юбки. Длина такой цепи колеблется от 200 до 270 см, вес — от 200 до 400 г. Замок цепи располагается посередине на груди, может свисать на уровне живота, если есть в составе украшений фибула, то располагается поверх нее4. Современные представительницы народности называют его «брошка».

В документах не всегда сохранено имя владелицы цепей, и поэтому бывает неясна этническая принадлежность украшений. Только один предмет доносит до нас имя: «Наталья Иванова д. Березина» — гравировка на обороте замка цепи (ПГОИАХМЗ КП-258), что тоже не устанавливает достоверно этническую принадлежность украшения: сету носили православные имена. Цепь относится к группе витых столбчатых, плетеных в пять колец. Кольца овальные, дугообразные в разрезе, выполнены из тонкой ленты, с чередованием гладкой поверхности и с насечкой в виде косой сетки. Замок такой цепи представляет собой плоскую коробку с отверстием в боковой стороне для изогнутой пластины, удерживающейся внутри замка. Тип такого замка имеет почти каноничную систему декора. Его край оформлен выступами различной конфигурации, на торцевых

поверхностях замка — ажурные украшения в виде скоб с сильно загнутыми концами или 8-образных элементов из сканой проволоки, пропущенной через вальцы и превращенной в ленту с насечками по краю. К ним на кольцах, реже — на цепочках, подвешиваются небольшие из тонкого листа металла выколоченные колокольчики, а, в свою очередь, к их нижней грани крепится бахрома из коротких панцирного плетения цепочек. К лицевой стороне замка заклепками присоединяется накладка, состоящая из спаянных между собой глухих кастов со вставками из цветного и прозрачного граненого стекла, собранных в центре в розетку, к ней обычно припаиваются объемные изогнутые «листья» с гравированными «прожилками». Поверхность замка золотится, полируется и покрывается резным узором, который следует за периметром накладки или подчеркивает периметр замка. На оборотной стороне вертикально крепилась игла, которая удерживала замок на ткани костюма, недаром современные сету называют этот замок «брошью». (КП-20049, 10326) Такие цепи делал, в частности, мастер Псковского серебряного цеха Петр Иванович Кузнецов. (КП-254, 258, 10326-2) О нем известно, что он проходил учение у мастера Карла Августа Обрама, уже будучи мастером, в 1886 г. был избран старшиной серебряного цеха, а в 1889 г. избирался депутатом посредником между Пробирной палаткой и мастерами5. Такие же замки делали и эстонские ювелиры, например, Юлиус Вольдемар Ганльнбек, таллиннский мастер. Годы его работы — 1855-1898. Стилистическая близость изделий разных авторов объясняется, видимо, сходством вкусов заказчиков.

Иногда в подобного рода замках в качестве промежуточных подвесок используются монеты с напаянными с двух сторон ушками (КП-1619, 1340 ПЧМ).

Тип более скромных украшений представлял собой цепь очень плотного якорного плетения из круглых литых массивных звеньев с выпуклой наружной поверхностью. Часто кольца цепи делались не из серебра (ПГОИАХМЗ КП-10327), серебряным был только замок, но и он украшался скупо. На них нет позолоты, на лицевой стороне резьбой изображался растительный мотив (ПГОИАХМЗ КП-33102). На обороте таких замков обычно не бывает иглы-крепления. Две цепи сделаны мастером «ВС». Обе происходят из города Острова и Островского района. Несмотря на то, что украшения выполнены одним ювелиром и рука его вполне угадывается в изделиях, они не повторяют друг друга. Сходство между ними (ПГОИАХМЗ КП-8657 ПГОИАХМЗ КП-10327) — в технологических и стилистических особенностях декора. На лицевой поверхности замка (ПГОИАХМЗ КП-8657) в центре — резное изображение дерева, покрытого листьями и похожими на тюльпаны крупными цветами. Замок второй (ПГОИАХМЗ КП-10327) украшен резным изображением ветки с листьями. По всему периметру торцовой поверхности замка расположен орнамент из вальцованной проволоки с насечками, имитирующими скань. На верхней торцовой поверхности припаяны две литые, обработанные с лицевой стороны резьбой фигурки птиц, обращенные друг к другу Пара птиц, похожих на голубей, обращенных друг к другу, в конце XIX в. становится популярным элементом в крестьянских украшениях. В этом сентиментальном мотиве сказалось, вероятно, влияние городской мещанской культуры. Но можно вспомнить и то, что для христиан голубь -это символ Святого Духа, один из образов Троицы, во всяком случае, вполне привычная и освоенная сознанием деталь. Близки к работам мастера «ВС» по характеру исполнения украшения мастеров «АС» (КП-26382) и «НС» (КП-8148). Все замки плоские без каких-либо накладок и стеклянных вставок, выполнены из серебра без позолоты, замки украшены только резьбой, где главную роль играет растительный мотив несколько примитивной трактовки. У них сбитый нечеткий ажурный узор по периметру. Из-за сходства инициала возникает соблазн считать авторов этих украшений представителями одной династии, тем более, что недалеко от места происхождения этих предметов, в Святых горах работала семья ювелиров Столяровых: Николай Столяров, умерший в 1882 г., его жена Авдотья Столярова и его сын Александр Столяров, все они мастера Псковского серебряного цеха6.

В печорской коллекции есть цепь (КП-1619 ПЧМ), где в литых фигурках птиц, расположенных парой на замке цепи головками друг к другу, М. Э. Пихо видит изображение уток, которые встречаются в финно-угорской и индоевропейской культурах, как существо, вовлеченное в сотворение мира7. В тексте эпоса «Калевала» есть мотив, когда дикая утка сносит шесть золотых яиц, из которых появляются земля, небо и Солнце. В другом варианте космогонического мифа утка по велению Бога ныряет на дно мирового океана, откуда приносит в клюве землю, из которой затем Бог сотворил мир. Можно вспомнить и то, что традиционная форма русских деревянных ковшей — в виде утки. В конце девятнадцатого — начале двадцатого столетия в результате длительного процесса христианизации народная память могла утратить семантику древних языческих изображений, и они приобретают чисто декоративный характер, сочетаясь с орнаментальными мотивами позднего происхождения. Одно из таких украшений, принадлежащее Печорскому музею (КП-1340 ПЧМ), имеет неполную сохранность: фигурки птиц там сохранились только наполовину, но в них угадывается изображение уток с подчеркнутой выпуклой грудкой. Интересно, что украшение авторское: на нем стоят клейма неизвестного пробирного мастера «А»1» с датой, где читается 186? год, городовое клеймо г. Дерпта и именник Роберта Юлиуса Хуго Хермана. Шестидесятые годы — это время расцвета творчества мастера Р.Ю. Хермана, он активно работает по заказам сету, создавая различного рода украшения. Близким аналогом является цепь с замком из Печорского же собрания (КП-1619 ПЧМ), о которой речь шла выше, она не имеет клейм. Можно предположить, что эти два украшения либо копируют друг друга, либо являются авторским повторением.

Мастер Александр Богданович Ананьев — псковский мещанин, о котором мы знаем только, что он был товарищем старшины серебряного цеха и умер в Земской больнице в феврале 1893 г.,8 представлен двумя изделиями (ПГОИАХМЗ КП-259, 13593). Это плотные разомкнутые якорного плетения цепи с овальными замками, один из которых украшен одним красным и гранеными прозрачными стеклами в кастах, а другой — резьбой с изображением цветка, орнаментом из проволоки по торцу и традиционным колокольчиком с бахромой из цепочек.

Третий тип цепей, судя по многочисленным фотографиям, очевидно, являлся принадлежностью культуры сету. Это, в отличие от предыдущих, — замкнутые длинные цепи с передвигающимся по длине «бегунком», внутри которого скользит сложенная вдвое цепь. Обычно он имеет овальную или близкую к овалу форму с отверстиями в торцах, внутренняя поверхность снабжена прокладками для амортизации скольжения цепи. Украшениями являются цветные и прозрачные граненые стекла в кастах, собранных в розетку, легкая резьба, золочение и подвески в виде шариков, сердечек или традиционных «колокольчиков» с бахромой, подвешенных на коротких цепочках к боковым торцам (ПГОИАХМЗ КП-8222, 27403, 14024, 28382). Цепи красивые, витые столбчатые, плетеные в 4-5 колец, но кольца тоньше и легче, чем у ранее рассмотренных типов, заготовкой для них являлся круглый тонкий дрот малого диаметра, обычно, меньше миллиметра. Выделяется необычайно эффектным способом плетения ленточная цепь КП-28382. Носили их поверх фибулы, располагая бегунок прямо на верхней пластине ее конуса. Только на одной такой цепи есть трудно читаемое клеймо, по которому можно предположить место изготовления или клеймения: Рига или Дерпт. (ПГОИАХМЗ КП-27403). Не все изделия приносились мастерами в Пробирную палатку, как и не все ремесленники были записаны в цех.

Несмотря на многочисленные утраты, во многих псковских церквах и в Псково-Пе-черском монастыре до сих пор сохраняются на иконах Богородицы цепи, пожертвованные когда-то их владелицами. Обычай этот, видимо, связан только с Богородичными образами, так как на иконах с другим сюжетом такие дары не встречаются. Традиция жертвования предметов из драгоценных металлов чтимым изображениям святых существовал и существует как среди католиков, так и среди православных. В большом количестве эти цепи имелись на иконах Любятовской Никольской церкви9, ныне они утрачены. Есть крупная витая цепь на иконе Богородицы Умиление Владимирской в Троицком соборе в Пскове. Эти дары трудно связать только с культурой сету.

Браслеты

По этнографическим данным женщины сету в конце девятнадцатого — начале двадцатого века украшали свои руки многочисленными кольцами и браслетами. Они охотно покупали такие украшения, изготовленные в селе Красном или других костромских деревнях, считая их своими10. Браслеты, хранящиеся в коллекции «Золотой кладовой», мы не можем считать принадлежностью только культуры сету. Их носили повсеместно, и сохранились свидетельствующие об этом фотографии. Это цепные разомкнутые браслеты. Цепь, как правило, панцирного плетения из круглого толстого дрота до 2 мм в диаметре. Конструкция замка разная: это мог быть коробчатый скользящий замок, внутрь которого продевались концы цепочек параллельно или навстречу друг другу, и который регулировал размер браслета. Цепочки завершались подвесками в виде литых полых шариков и сердечек, в одном случае на сердечке штампом изображен крест (ПГОИАХМЗ КП-6066), еще один браслет имеет в подвесках полые литые изображения раковин, напоминающих по рисунку орнамент рококо (КП-13525, ПЧМ). Замок чаще всего овальной формы и украшен гранеными и прозрачными стеклами в глухих кастах, собранными в розетку в центре замка. К ним могли добавляться напаянные, как на лицевой поверхности, так и на торцах несложные орнаменты из 8-образных элементов и скоб с сильно загнутыми концами, которые выполнялись из вальцованной проволоки (КП-14026 ПЧМ). Наружные поверхности замка сохраняют следы позолоты. Другой вариант крепления, когда концы цепочки крепятся к одной торцовой стороне замка, а с другой — располагается застежка (КП-651 МЗИ, КП-5958 ПИХМ). В стилевом отношении эти

браслеты близки оформлению цепей с их коробчатыми замками и не противоречат всему комплексу украшений сету.

Дополняли наряд крупные серебряные серьги с подвесками, которые тоже могли изготовляться как в костромских деревнях, так и ювелирами — прибалтами, на некоторых из них читается клеймо рижского пробирного мастера. Несомненно заметна стилистическая и технологическая близость с оформлением замков разомкнутых цепей, поэтому серьги успешно дополняют комплект украшений.

Костюм женщин сету очень красив. Серебро в сочетании с черным сарафаном, который сету стали носить в конце девятнадцатого века11, и льняной рубахой, украшенной красными, почти пурпурного оттенка вставками, выглядит поистине царственно. Сохранению комплекса украшений, вероятно, способствовало их участие в ритуалах, определяющих самые важные вехи в жизни женщины, а также семейная и бытовая магия, связанная с ними. Но в XX столетии народный костюм с комплексом украшений сыграл еще и роль объединяющего национального символа. Даже одна деталь из серебряного наряда в женском костюме давала понятие о национальной принадлежности ее владелицы и объединяла с другими представительницами своего народа. Может быть, поэтому сыльг в последние годы стал из маркера женщины фертильного возраста этномаркирующим символом, и на сетусских праздниках можно видеть теперь фибулу на груди женщины, перешагнувшей возраст бабушки. В последние годы культуру сету изучает и поддерживает Изборский музей-заповедник, на базе которого создан музей в деревне Сигово, проводятся национальные фестивали и праздники. В Эстонии есть современные мастера, которые продолжают традицию изготовления сетусских украшений, в частности, сыльгов. Благодаря великой исторической народной памяти и мероприятиям, способствующим ее сохранению, традиция существования украшений сету продолжает жить.

Примечания

1 Русская народная одежда. М., 1999. С. 666.
2 Приношу благодарность за предоставленные многочисленные фотографии сотрудницами отдела традиционной народной культуры ГУК «ОЦНТ» Е. Н. Буйко и Т. В. Клименко.
3 Псковский летописец: Краеведческий альманах. 2012. № 2 (7). С. 130
4 О способе ношения цепей у сету из разных регионов: Пихо М. Э. Металлические украшения сету XIX-XX вв.: Автореферат дисс. ... канд. ист. наук. СПб., 1997. С. 14.
5 Галицкая И. А. Жизнь Псковского серебряного цеха в последней четверти девятнадцатого века // Холомковский семинар: Материалы докладов научного семинара 20-21 апреля 2012 года. СПб., 2013. С. 108.
6 Там же. С. 111.
7 Mare Piho. Hobeehted setu pulmakombestikus.//Esti Rahva Muuseumi 35. teaduskonverentsi mateijale. Tartu. 1993, P. 39^10.(Перевод О. А. Глущенко); Пихо M. Э. Украшения сету XVII-XIX вв. //Псков в российской и европейской истории (к 1100-летию летописного упоминания) Т. 2. М., 2003. С. 80.
8 Там же. С. 107.
9 Сообщено о. Владимиром (Георгиевым), служившим в этом храме в 1970-1980-е гг.
10 Пихо М. Э. Металлические украшения сету XIX-XX вв. С. 13.
11 Засецкая М. JL и др. Сету: история, культура, современные этнические процессы// Историко-этно-графические очерки Псковского края. Псков, 1999. С. 275.

Приложения

Расшифровка клейм сделана на основании определителей: М. М. Постникова-Лосева, Н. Г. Платонова, Б. JL Ульянова. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. Территория СССР. М„ 1982.

Kaalu Kinne. Eesti söled. Tallinn, 1986.

KI 1-258

Украшение женское шейно — нагрудное цепь с замком, незамкнутая, из крупных круглых колец гладких и покрытых тисненым орнаментом в виде косой сетки, с выпуклой шин-кой. Кольца сделаны из пластинчатой заготовки. Плетение витое столбчатое в пять колец. Замок в форме плоской прямоугольной коробки с полукруглыми выступами на гранях, обведенными по краю резным орнаментом. На боковой стороне напаян ажурный узор, состоящий из 8-образных элементов выполненных из вальцованной сканой проволоки. Такой же узор напаян на поверхности замка по его периметру. Лицевая сторона замка украшена цветными: красными, синим, зелеными, и прозрачными ограненными фасетной огранкой стеклами в центре собранными в розетку. Окружают розетку скрепленные с кастами при помощи припоя, а с замком при помощи заклепок объемные накладные элементы овальной формы с продольным отверстием, орнаментированным по краю резным орнаментом зигзаг. К ажурному краю снизу прикреплены три объемных колоколоподобных подвески с густой бахромой из коротких одинаковой длины панцирного плетения цепочек. Тип замка — коробчатый, оборотная сторона замка гладкая с остатками позолоты, на обороте его фрагмент иглы, крепящей замок в виде броши на костюме.

Материал, техника: серебро 925°, 875° (подвески), позолота, ограненные цветные и прозрачные стекла, литье, прокатка, резьба, тиснение, пайка, волочение, выколотка.

Надписи, клейма: Виленского окружного пробирного управления (1899-1908) с инициалами пробирного инспектора — Климента Иоанникиевича Загаевского (женская голова в кокошнике, обращенная влево в овальном щитке с инициалами «КЗ») «П«К»- клеймо псковского серебряника Кузнецова Петра (кон. XIX в), 84°.

На обороте замка каллиграфическая гравировка: «Наталья Иванова д Березина»

Датировка, атрибуция: кон. XIX — нач. XX вв. Псков, мастер Петр Кузнецов.

Размер: общая длина 248см, замок 8 х 6,7 х 0,5см, подвески — 2,3 см, вес — 352,7/349 г.

Сохранность: многочисленные небольшие деформации, потертости, царапины, потемнение металла, значительная потертость позолоты, загрязнение, утрата иглы-заколки на обороте замка.

Реставрация: не подвергалась.

Происхождение: записана в Книге поступлений 19.04.1950 г.

Литература: И. А. Галицкая. Ради жизни на земле//Мир металла. 2008. № 1 (38). С. 70-73.

Выставки: открытое хранение «Золотая кладовая» с 2006 г.

КП - 1340 ПЧМ

Украшение женское шейно-нагрудное — цепь с замком. Цепь незамкнутая, витая столбчатая плетеная в пять колец. Кольца овальные с пластинчатой выпуклой шинкой, с чередованием гладкой и покрытой насечкой в виде косой решетки поверхностей. Замок коробчатый, позолоченный в форме вытянутого в ширину овала, на длинных сторонах которого в центре по два выступа. Оборот замка гладкий со следами позолоты, чиненый, на обороте в верхней части просверлено отверстие, в которое вставлена новодельная подвижная игла, не из драгоценного металла, загнутая внутри замка. На лицевой стороне по периметру за- 190 мок украшен резным фестончатым и штриховым орнаментом. Накладка сложная, состоит из четырех, соединенных попарно, выпуклых листовидных элементов, в центре каждого из которых в глухом кассе помещена вставка из голубой ювелирной пасты. Все они окружают шестилепестковую розетку состоящую из шести ограненных фасетной огранкой прозрачных стекол в глухих кастах с центральной вставкой из той же голубой пасты. Сверху и снизу — украшение в виде распустившегося цветка со вставкой из красного ограненного стекла посередине. На торцовых поверхностях припаяны S-образные украшении из вальцованной сканой проволоки. К ним через кольца подвешены четыре монеты, достоинством пять копеек 1884,1887,1891 и 1998 года. В свою очередь, на припаянные к монетам колечки привешены «колокольчики» с бахромой из тонких коротких одинаковой длины цепочек панцирного плетения, прикрепленных по периметру их нижнего края.

Материал, техника: серебро, позолота, прозрачные ограненные стекла, ювелирная паста, литье, волочение, резьба, чеканка, выколотка, гнутье, пайка.

Надписи, клейма: в прямоугольном, вытянутом в ширину щитке «С. R. Н.» — клеймо мастера Роберта Юлиуса Хуго Хермана, проба «84» , пробирный мастер «А»1/186?», городовое клеймо г. Дерпта.

Датировка, атрибуция: Роберт Юлиус Хуго Херман, Дерпт, 60-е годы XIX в.

Размер: L — 282,5 см замок 5,3x7,0 см подвески — 6,7 см.

Сохранность: потертости, царапины, пятна, загрязнения, патина, утрачены игла и крючок, деформированы крайние монеты, помяты гурты всех монет.

Реставрация: не подвергалась.

Происхождение: получена от Полимахина в 1977 году.

Литература: Mare Piho. Hobeehted setu pulmakombestikus.//Esti Rahva Muuseumi 35. tea-duskonverentsi materjale. Tartu, 1993. P .39-40.

Выставки: Печорский музей, выставка, посвященная культуре сету.

К11-1619 ПЧМ

Украшение женское шейно-нагрудное народности сету — цепь с замком. Цепь незамкнутая витая столбчатая из ленты с выпуклой шинкой, плетеная в пять колец. Кольца гладкие овальной формы. Замок коробчатый, позолоченный, овальный с шестью фестонами по краю. Оборотная сторона замка гладкая, с сохранившейся иглой-креплением. Концы цепи прикрепляются через кольца к боковой торцовой поверхности замка и к его запирающему элементу. На лицевой стороне в центре замка при помощи загнутых штырей крепится накладка из 8 глухих кастов с фестончатым краем со вставками из ограненного фасетной охранкой разноцветного стекла. (Зеленые трех оттенков, три красных и два фиолетовых: более темное и светлое). В центре они собраны в семилепестковую розетку с более крупным зеленым стеклом в центре. Розетка фланкируется накладками в виде двух парных листьев, растущих из одной ветки, с резными прожилками на них, двумя парными плодами или бутонами, также орнаментированными резьбой, и двумя зеленого стекла вставками. Из двух других вставок, расположенных по периметру замка сохранилась одна — красного стекла. Соединяются эти элементы ажурными украшениями в виде скоб из гладкой вальцованной проволоки. Такие

же и S-образной формы украшения располагаются на торцовой поверхности замка. К ним на кольцах привешены три монеты достоинством 5 копеек 1899, 1889 и 1892 гг. Из трех колокольчиков, крепившихся к монетам снизу через колечки, сохранился один, центральный, непропорционально маленького размера. К нижнему краю его через колечки крепится бахрома из коротких одинаковой длины панцирного плетения цепочек. В верхней части замок украшен двумя фигурками литых, вырезанных и выколоченных из листа птиц, обращенных клювами друг к другу. Поверхность фигурок остается непроработанной.

Материал, техника: серебро, ограненное цветное стекло, позолота, литье, волочение, гнутье, пайка, резьба, выколотка.

Надписи, клейма: отсутствуют.

Датировка, атрибуция: II пол. XIX в.

Размер: L — 251 см замок 6,0x6,0 см, подвески — 5,9 см.

Сохранность: потертости, царапины, загрязнения, деформация колец цепи, потертости позолоты, утрата двух подвесок, утрата одной вставки, патина (ярь-медянка), замок не действует.

Реставрация: не подвергалась.

Происхождение: закуплена от Нечаевой Александры Андреевны из д. Шумряниново в 1979 г.

Литература: Mare Piho. Hobeehted setu pulmakombestikus.//Esti Rahva Muuseumi 35. tea-duskonverentsi mateijale. Tartu, 1993. P .39-40. M. Э. Пихо. Украшения сету XVII-XIX вв. // Псков в российской и европейской истории (к 1100-летию летописного упоминания) Т. 2. М., 2003. С. 80.

Выставки: Печорский музей, выставка, посвященная культуре сету.

КП-4751 ПГОИАХМЗ

Украшение женское шейно-нагрудное — цепь с замком незамкнутая витая столбчатая из ленты плетеная в пять колец. Кольца крупные круглые с выпуклой шинкой, гладкие и покрытые тисненым зигзагообразным орнаментом. Замок позолоченный коробчатый прямоугольной формы со скругленными углами и фигурными выступами на длинных гранях, обведенных по периметру лицевой поверхности резным орнаментом. На боковой стороне фрагменты ажурного узора из вальцованной проволоки с насечкой по торцам. Лицевая поверхность замка украшена цветными: красным, зеленым, и прозрачными ограненными фасетной огранкой стеклами в центре собранными в розетку. Вокруг розетки прикреплены на штырях четыре накладных украшения в форме листа с загнутым краем, гравированные, частично позолоченные, на которые сверху наложены четыре полусферы. Эта композиция соединена с завитками из вальцованной проволоки с насечкой по краям, имитирующей скань. К боковым кольцам замка крепится небольшая свободно висящая цепочка панцирного плетения. В ее центре через колечко к ней подвешена объемная колоколоподобная подвеска с густой бахромой по периметру нижнего края из коротких одинаковой длины панцирного плетения цепочек. Две других аналогичных подвески прикреплены к кольцам на боковых торцах замка. Оборотная сторона замка гладкая с остатками иглы-крепления.

Материал, техника: серебро 875°, позолота, ограненное стекло, прокатка, резьба, выколотка, штамповка, пайка, волочение.

Надписи, клейма: городское клеймо г. Риги — каменная стена с башнями и воротами, над которыми два ключа, корона и крест (1843-1896гг). Клеймо «ВС» неизвестного мастера - на замке, на соединительных кольцах «ИС» — возможно, Спиридонов Иван, пробирный мастер г. Риги в 1873-1889 гг.

Датировка, атрибуция: II пол. XIX в.

Размер: длина цепи — 231 см, замок — 5,5 х 4 см, <1 колец — 1,5 см, вес — 371,2/369 г.

Сохранность: царапины, загрязнение, потемнения металла, деформация, на замке утрачены украшения по боковым сторонам, потерта позолота, слабо укреплена накладка со стеклами, один каст пустой, в подвеске полностью или фрагментарно утрачены несколько цепочек, утрачена игла-крепление.

Реставрация: не подвергалась

Происхождение: приобретена в 1966 году у Кузьминой. Т. И., Псков. Любятовское шоссе. Принадлежала матери Кузьминой 1886 года рождения, которая жила в в Псковском р-не, в деревне Барбаши. Носила цепь на ярмарку в пос. Рюху в 1900-е годы.

Литература: И. А. Галицкая. Ради жизни на земле//Мир металла 2008. № 1 (38). С. 70-73.

КП-10326(2) ПГОИАХМЗ

Украшение женское шейно-нагрудное — незамкнутая цепь, плотная, витая «столбчатая», плетеная из звеньев в пять колец. Кольца широкие, овальные паянные из тонкой ленты с выпуклой шинкой гладкой и покрытой тисненым орнаментом косой сетки.

Материал, техника: серебро 875°, штамповка, вальцовка, пайка.

Надписи, клейма: на крайних кольцах цепи прямоугольное клеймо мастера «ПК» — псковского серебряника Кузнецова Петра (кон. XIX в), клеймо в форме лопатки «84° КЗ» — Виленского окружного пробирного инспектора — Климентия Иоанникиевича Загаевского.

Датировка, атрибуция: Псков, Петр Кузнецов, конец XIX в.

Размер: длина — 263,5 см, с! колец — 1,6 см, вес — 380,2 г.

Сохранность: загрязнения, множественные деформации звеньев цепи, мелкие разрывы металла.

Реставрация: не подвергалась.

Происхождение: приобретена в 1979 году от Тарадсейко Дины Алексеевны, г. Псков. Принадлежало ее бабушке, жившей в деревне около Карамышева.

Выставки: открытое хранение «Золотая кладовая» с 2006 года.

КП-254 ПГОИАХМЗ

Деталь женского шейно-нагрудного украшения — коробчатый замок цепи, овальный, край которого имеет фестончатую с восьмью полукруглыми выступами форму. Лицевая сторона позолочена, по краю две полосы геометрического резного орнамента. По периметру напаяны Б-образные украшения из вальцованной сканой проволоки. В нижней части к ним при помощи колечек крепится свободно свисающая короткая цепочка панцирного плетения. При помощи двух заклепок к лицевой стороне прикреплена накладка из симметрично расположенных пар выпуклых листьев, позолоченных и орнаментированных резьбой. Они соединяются Б-образным и сердцевидным орнаментом из вальцованной позолоченной сканой проволоки с кастами, соединенными в розетку со вставками из ограненного фасетной огранкой прозрачного стекла и синим стеклом посередине. Композицию накладки слева и справа дополняют два украшения в виде распустившегося многолепесткового цветка со вставками в центре из красного ограненного стекла в высоких кастах. Сохранились две подвески в форме колокольчиков с бахромой из коротких цепочек одинаковой длины панцирного плетения, одна из которых подвешена сбоку на колечке, другая, со следами грубой чинки, оторвана. На обороте замка загнутые концы заклепок, в верхней части припаяна трубка с вставленной в нее проволокой, конец которой загнут крючком (остаток крепления к одежде).

Материал, техника: серебро 875°, позолота, ограненное прозрачное и синее стекло, литье, резьба, волочение, вальцовка, гнутье, пайка, выколотка.

Надписи, клейма: 84°, клеймо «П«К» — псковского серебряника Петра Кузнецова, работавшего в конце XIX в.

Датировка, атрибуция: кон. XIX в. Псков, мастер Кузнецов Петр Иванович.

Размер: подвеска 6,4x5,1x0,6 см, вес — 36,04/34 г.

Сохранность: потертости позолоты, царапины, деформация, сильное поверхностное загрязнение, пятна, одна колоколообразная подвеска отломана.

Реставрация: музейной реставрации не подвергалась.

Происхождение: из довоенной коллекции, возвращена из эвакуации в 1945 г.

¡Зыставки: открытое хранение «Золотая кладовая» с 2006 г.

КП-10326(1) ПГОИАХМЗ

Деталь женского шейно-нагрудного украшения — коробчатый замок цепи овальный, край которого имеет фестончатую с восьмью полукруглыми выступами форму. Лицевая сторона позолочена, по краю орнаментирована геометрической зигзагообразной резьбой. По периметру напаяны S-образные и сердцевидные украшения из вальцованной сканой проволоки. Внизу к центральному фрагменту орнамента при помощи колечек крепятся две подвески в форме колокольчиков с бахромой из коротких цепочек одинаковой длины панцирного плетения расположенных по периметру нижнего края. При помощи 2-х заклепок к лицевой стороне прикреплена накладка из симметрично расположенных пар выпуклых листьев на изогнутых стеблях, позолоченных и орнаментированных резьбой. Они соединяются S-образным орнаментом из вальцованной позолоченной сканой проволоки. В центре цветные (красные, зеленые, синее) и прозрачные ограненные фасетной огранкой стекла, собранные в розетку. На обороте загнутые концы заклепок, в верхней части припаяна трубка с вставленной в нее проволокой, конец которой загнут крючком — сохранившийся фрагмент иглы, крепящей замок к одежде. Возможно, украшение изготовлено в Петербурге мастером, перебравшимся туда из Прибалтики.

Материал, техника: серебро 875°, позолота, ограненное стекло, резьба, литье, волочение, вальцовка, гнутье, пайка, выколотка.

Надписи, клейма: «84°», клеймо г. Санкт-Петербурга 1873-1874 гг., клеймо пробирного мастера стерто, сохранна дата опробования — 1874 г, клеймо «JAL» — неизвестного мастера серебряного дела 1868-1881. работы которого естьвГИМе (М. М. Постникова — Лосева. Н. Г. Платонова, Б. Л. Ульянова. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. Территория СССР. М„ 1983, С. 196).

Датировка, атрибуция: 1874 г., Россия, мастер «JAL».

Размер: подвеска 6,4x5,9x0,5 см, вес — 41,91/40 г.

Сохранность: потертости позолоты, царапины, деформация, загрязнения, пятна патины, утрата одного стекла, крепление накладки ослаблено.

Реставрация: не подвергалась.

Происхождение: приобретен вместе с цепью в 1979 году от Тарадсейко Дины Алексеевны, г. Псков. Принадлежало ее бабушке, жившей в деревне около Карамышева.

Выставки: открытое хранение «Золотая кладовая» с 2006 г.

КП-20049 ПГОИАХМЗ

Деталь женского шейно-нагрудного украшения — замок цепи, коробчатый овальный, край которого имеет фестончатую с восьмью полукруглыми выступами форму. Лицевая сторона позолочена, по краю орнаментирована геометрической зигзагообразной резьбой. На торцевых поверхностях напаяны Б-образные и сердцевидные у крашения из вальцованной сканой проволоки. На лицевой стороне при помощи штырей с шаровидными головками крепится накладка. Она состоит из спаянных друг с другом розетки из семи кастов с прозрачными ограненными фасетной огранкой стеклами (в центре — лиловым) и четырех, расположенных на боковых краях, более крупных ограненных прозрачных стекол в кастах. Касты со вставками окружены спирально закрученной вальцованной сканой проволокой. Все части накладки пайкой соединены друг с другом. Внизу к завиткам орнамента при помощи колечек крепятся две цепочки панцирного плетения, соединенные круглым кольцом, к которому привешена объемная подвеска в виде колокольчика с бахромой из коротких одинаковой длины цепочек панцирного плетения, прикрепленных по периметру их нижнего края. Две другие ко-локолообразные подвески крепятся через колечки к фрагментам сканого орнамента по бокам замка. Оборотная сторона замка гладкая с остатками позолоты. В верхней части оборотной стороны — фрагмент иглы, удерживающей замок на костюме.

Материал, техника: серебро 875°, позолота, литье, волочение, ограненное лиловое и прозрачное стекло, резьба, вальцовка, пайка, выколотка.

Надписи, клейма: на обороте «84°» в прямоугольнике, клеймо пробирного мастера не читается, кроме даты: 1874 г., «Ю» в квадратном щитке — клеймо Юлиуса Вольдемара Ганльнбека 1855-1898.

Датировка, атрибуция: мастер Юлиус Вольдемар Ганльнбек 1874 г, Таллин.

Размер: длина — 5,9x5,8 см, с подвесками 11 см, толщина 0,5 см. вес — 39,2 г.

Сохранность: Потертость, царапины, загрязнения, утраты 4-х цепочек в одной подвеске и 2-х цепочек «бахромы» в другой, утрата фрагментов сканого орнамента в верхней левой части.

Реставрация: не подвергалась.

Происхождение: приобретена от Гунко В. И., г. Ленинград в 1988 году.

Выставки: открытое хранение «Золотая кладовая» с 2006 года.

КП-259 ПГОИАХМЗ

Украшение женское шейно-нагрудное — цепь с замком. Цепь незамкнутая, плотная якорного плетения из маленьких гладких круглых литых колец с выпуклой шинкой с! — 0,6 см. Замок коробчатый овальной формы, на лицевой стороне украшен резным изображением растущего на стебле цветка с листьями и бутонами. По периметру лицевой стороны расположен резной геометрический орнамент. Свободное пространство фона заполняют покрытые частой штриховкой треугольники, основанием примыкающие к линии орнамента. По периметру замка припаяны 8-образные элементы из плоской серебряной вальцованной полосы. К нижней части замка на кольце крепится свободно висящая объемная подвеска в виде колокольчика с бахромой из коротких тонких панцирного плетения одинаковой длины цепочек снизу. Цепочка панцирного плетения прикреплена к кольцу вместе с подвеской, а концы ее нитками привязаны к боковым сторонам замка. Оборотная сторона замка гладкая.

Материал, техника: серебро 875°, литье, пайка, волочение, вальцовка, выколотка, резьба.

Надписи, клейма: клеймо мастера «АА», 84° Герб Пскова в двойном щитке второй пол. XIX в, «Ананьевъ» в прямоугольном щитке.

Датировка, атрибуция: II пол. XIX в. Псков, мастер Ананьев Александр Богданович.

Размер: длина вместе с замком 272,5 см, замок с прикрепленными к нему кольцами — 5,5 см, вес — 420,88 г.

Сохранность: царапины, пятна, загрязнение, утрата звеньев цепочки замка.

Реставрация: не подвергалась.

Происхождение: приобретено 13 июня 1951 года от Павлова Михаила, проживающего в г. Пскове, ученика ремесленного училища.

Выставки: открытое хранение;«Золотая кладовая» с 2006 г.

КП-13593 ПГОИАХМЗ

Украшение женское шейно-нагрудное — цепьс замком. Цепь плотная, якорного плетения, незамкнутая, из маленьких гладких круглых литых колец с выпуклой шинкой, диаметр колец — 0,6 см. Концы цепи прикрепляются через кольца к боковой торцовой поверхности замка и к вкладному элементу запора замка. Замок коробчатый овальной формы, на лицевой стороне украшен резным орнаментом с изображением цветов, подобия пальметт и различных геометрических мотивов: зигзагов, волнистых линий, решеток. В центре его расположены ромбом 10 глухих одинаковых кастов с прозрачными стеклами, одна более крупная вставка с красным стеклом — в центре. Стекла огранены фасетной огранкой. В нижней части замка сохранились одна петля и место крепления другой, на которых, очевидно, находились подвесные украшения. Оборотная сторона замка гладкая.

Материал, техника: серебро 875°, позолота, ограненное красное и прозрачное стекло, литье, волочение, резьба

Надписи, клейма: на обороте замка «АА» в прямоугольном щитке, «84°», городское клеймо — герб Пскова в двойном геральдическом щитке и «Ананьевъ» в прямоугольном щитке. На первых кольцах цепи «АА» и «84».

Датировка, атрибуция: Псков, мастер А. Ананьев, П пол. XIX в. до 1893 г.

Размер: длина с замком — 197см, замок — 4x3,1x0,5 см, вес — 252 г.

Сохранность: утрата позолоты, утрата подвесных украшений(?), утрата одного стекла, потертости, царапины, пятна, загрязнения.

Реставрация: не подвергалась.

Происхожде?

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты