Спросить
Войти

Проблема нации в трактовке И. А. Сикорского

Автор: указан в статье

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В.В. Аншакова

д-р психол. наук, профессор кафедры общей психологии и психологии развития, ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»

ПРОБЛЕМА НАЦИИ В ТРАКТОВКЕ И.А. СИКОРСКОГО

Работа выполнена за счет средств гранта РГНФ №13-06-00651а «Психология российского менталитета: традиционные и современные характеристики»

Аннотация. Статья посвящена истории вопроса возникновения нации, условий возникновения русской нации в понимании отечественного психолога И.А. Сикорского. Отражены отдельные национальные особенности и характерное своеобразие русского народа. Работа представляет интерес для исследователей, занимающихся изучением проблемы менталитета и других социальных феноменов общества.

V.V. Anshakova, Astrakhan State University

PROBLEM OF NATION IN THE INTERPRETATION OF I.A. SIKORSKY

Abstract. This article is devoted to the history of the question of origin of nation, conditions of origin of Russian nation in the interpretation of native psychologist I.A. Sikorsky. There are some separate national peculiarities and characteristic originality of Russian people. This work demonstrates some interest for researchers devoting themselves to the problem of mentality and other social phenomenon of society.

Проблема менталитета как образа мышления человека, его восприятия мира и себя в окружающем мире не одно десятилетие интересует исследователей в теоретическом и практическом смысле. Рассмотрение истории этого вопроса в отечественной психологической науке является актуальным.

В этом плане научный интерес представляет небольшая по объему работа И.А. Сикорского «Что такое нация и другие формы народной жизни?», написанная в 1915 году, в самый разгар Первой мировой войны. Интерес к проблемам нации сто лет назад возник в обществе благодаря усилиям ученых, публицистов, философов. Научные и политические сообщества в повестку своих обсуждений включали этнографические вопросы, приходя к убеждению принимать их во внимание в процессе социальных преобразований.

Одной из причин, по мнению И.А. Сикорского, продолжающейся войны была «культурная потребность просвещеннейших народов земли взять под свою защиту слабые числом, но одаренные народности, от нападения сильных и хищных соседей» [1, c. 1]. И.А. Сикорский справедливо считал, что потеря Отечества есть величайшее бедствие [1, c. 22].

Достаточно подробно И.А. Сикорский анализирует возникновение русской нации. В результате слияния славянской и финской рас образовался русский народ. Такой способ возникновения Руси, отмечает И.А.Сикорский, относится ко всем ее племенам: великорусскому, белорусскому и южнорусскому. Причем возникновение русского народа было мирным процессом. «Слитие различных народностей в одну нацию - это свободный культурный шаг частей, обеспечивающий им выгоды или необходимость самосохранения и духовного прогресса» [1, c. 6-8].

Далее находим пояснения исследователя: «окрепшая русская национальность ярко проявила себя как естественно единая и неделимая во все исторические моменты, особенно во

время великих войн 1613 г., 1709 г., 1812 г. - и равно вслед за объявлением немцами настоящей войны 1914 г.. Единодушие всей России в эти моменты не оставляет сомнения в одинаковом понимании и переживании великих событий; усилия единого отечества сконцентрировались в одном историческом моменте» [1, с. 9].

Для создания русской национальности существовали благоприятные условия: «чистота расы и простота ее антропологического состава почти в равной пропорции; свобода объединения, а не насилие, не принуждение или война; единство веры на всей территории финно-славянских племен; единство языка; общие исторические судьбы. Общее имя Русь было усвоено всеми племенами очень рано, еще в предгосударственный период народной жизни путем естественного свободного соглашения» [1, с. 9].

Единство веры, языка и общее имя - эти три главных мотива, которые способствовали объединению рас и племен в общую нацию. Самым сильным мотивом в нашем случае явилась православная вера греко-восточного исповедания, глубоко поникшая в народное сознание и укрепившая природную склонность народа к труду, к добросердечию и благотворительности. История христианства на Руси свидетельствует об авторитете Сергия Радонежского во всех слоях тогдашнего общества, Московского митрополита Филиппа, особенно патриарха Гермогена в смутное время и эпоху междуцарствия. Голос этого святителя безраздельно владел душами людей, формировал общественное мнение, его «грамоты» были настолько авторитетны, что превышали значение и силу официальных лиц и властей. «Не у бояр и служилых людей народ искал совета и указаний не только по духовным потребностям, но и во всех случаях житейских и общественных затруднений и недоумений, особенно по вопросам национальным, а у митрополитов, в монастырях, у игуменов» [1, с. 10].

Язык, как объединяющее начало, свое литературное развитие из церковно-славянского и народного получил еще в ХУ11 веке. В XVIII веке русский язык стал национальным языком в силу своего быстрого и поступательного развития. Считается, что этому способствовали гениальные личности (Ломоносов М.В., Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Гоголь Н.В.) и талантливые люди (Жуковский В.А., Тургенев И.С., Аксаков С.Т.).

Национальные особенности характеризуются своеобразным духом, нравами, обычаями [1, с. 3]. Национальные музеи, картинные галереи, академии и библиотеки - это «эмблемы национального типа жизни» [1, с. 3], «национальные сокровищницы народного духа» [1, с. 4].

Так И.А. Сикорский выделяет такие национальные черты русского народа, как национальная доблесть, чувство примирения, уступчивость, миролюбие, согласие, бескорыстие и нравственное величие, что зафиксировано в народной поэзии, пословицах, поговорках, памятниках народной мудрости.

Цитируя французского исследователя Э. Ренана, И.А. Сикорский пишет, что национальная идея основывается на главном капитале, которым является «героическое прошлое, великие люди, слава». А «нация - это великая солидарность, устанавливаемая чувством жертв, которые уже принесены гражданами и на которые они готовы в будущем». Сущность нации состоит в том, что «индивиды, ее составляющие, имеют между собой много общего, но забыли многое, что их разъединяет» [1, с. 14-15].

Исторически сложилось так, что на Руси существовали русские инородцы, склонные к оседлой жизни, «расположенные к национальному образу жизни и наклонность к постоянным занятиям» [1, с. 51]. Даже имея различия в языке, религии, нравах, образе жизни, русские инородцы имеют с русскими общие принципы построения жизни. Это дает основание утверждать, что это и есть нация, русский народ, и государство, созданное этим народом. Среди русских инородцев традиционно выделяли по родовым ветвям угро-финнов, монголов и турко-татар. В русле выполняемого исследования нам интересна третья группа, в которую входят туркмены, узбеки, ногайцы, киргизы, башкирцы. На протяжении нескольких лет мы

проводим исследование менталитета ногайцев, компактно проживающих в поселке Лапас Астраханской области. Получены интересные данные об особенностях семейной культуры ногайского населения.

Упомянутое исследование И.А. Сикорского не потеряло своей актуальности в настоящее время, несмотря на столетнюю историю, работа заслуживает дальнейшего изучения и использования не только историками психологии. В частности, ученый описывает «неисторическое название украинцы» для южнорусской ветки, приводя многочисленные доводы и объяснения этого факта. Обращение к истокам возникновения того или иного феномена полезно не только для обогащения современных исследований историческими данными, но и для понимания сути изучаемых социальных явлений.

Список литературы:

1. Сикорский И.А. Что такое нация и другие формы народной жизни? Киев, 1915. 56 с.
НАЦИЯ nation ПЛЕМЯ tribe ИНОРОДЦЫ НАЦИОНАЛЬНОСТЬ nationality ЯЗЫК language ВЕРА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты