Спросить
Войти

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ДОМА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЗАКЛЮЧёННЫХ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ

Автор: указан в статье

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 27 2012

УДК 94(47)+34:344.643

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ДОМА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЗАКЛЮЧЁННЫХ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ

ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ

© А. В. РАКОВА

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, кафедра отечественной истории и археологии e-mail: avariya08@mail.ru

Ракова А. В. - Исправительно-трудовые дома для несовершеннолетних заключённых в начальный период становления советской пенитенциарной системы // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 938-941.

- Данная статья посвящена истории становления и развития советских исправительно-трудовых домов для несовершеннолетних преступников. Рассмотрены основные направления деятельности данных учреждений и специфика их положения. Особое внимание уделено процессу морального перевоспитания и школьного образования малолетних правонарушителей. Освещено бытовое положение заключённых и особенности тюремного режима в данных исправительно-трудовых домах.

Rakova A. V. - Correctional labour institutions for minor prisoners at the beginning of foundation of soviet penitentiary system // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 938-941. - This article is dedicated to the history of foundation and development of soviet correctional labour institutions for minor delinquents. The author made out the main streams of activity of these institutions and specificity of their statement. Special attention focused to the process of moral reraising and school education of young delinquents. Also the internal situation of prisoners and features of jail security in correctional labour institutions were illuminated.

Советская пенитенциарная политика, в первые годы своего существования, была сложна и разнообразна благодаря той энергии и энтузиазму, с которыми новая верховная власть взялась за её устройство. Были отвергнуты все старые тюремные порядки, уничтожена вся старая система. Начиная с 1917 г., в нашей стране появилась новая система наказания и исправления тех социальных элементов, которые вопреки новому политическому курсу страны занимались «пережитками прошлого» - убийствами, грабежами и т.д.

Для рассмотрения и изучения истории советской пенитенциарной политики интересны многие отрасли тюремной системы, но наиболее актуальной и малоизученной является тема становления и развития тюрем и колоний для несовершеннолетних правонарушителей. Поэтому основной целью данной статьи является попытка раскрыть сущность этого вопроса.

16 ноября 1924 года вторая сессия ВЦИКа одиннадцатого созыва приняла исправительно-трудовой кодекс РСФСР, который законодательно закрепил

единую систему мест заключения с различными видами режима для содержания осужденных. Основным пунктом данного документа являлось то, что кодекс закреплял одно из важнейших принципиальных положений советской исправительно-трудовой политики

- ее гуманную сущность [7. С. 79]. Режим в местах заключения должен был быть лишён всяких признаков мучительства.

В отношении заключенных исключалось применение физического воздействия: кандалов, наручников, карцера, строго одиночного заключения, лишения пищи, свиданий с их посетителями через решетку. данные положения особо касались исправительных учреждений для несовершеннолетних, о чём все работники мест лишения свободы были проинструктированы сразу же после выхода нового исправительнотрудового кодекса.

Первоначально, после революции, малолетние осуждённые помещались в общие камеры исправительно-трудовых домов вместе со зрелыми

преступниками. Это привело к ужасным последствиям: дети, которые были посажены за воровство или хулиганство, находясь круглые сутки со взрослыми, закоренелыми преступниками, начинали жить взрослой «зэковской» жизнью, как губка впитывая все законы и повадки преступного мира. Подростки с радостью начинали играть в азартные игры, самая распространённая из них - карты, курить в камерах тайно пронесённую анашу, заниматься самоудовлетворением. отбывая в большинстве случаев небольшие сроки, малолетние правонарушители определялись в испра-вительно - трудовые дома на исправление, а благодаря пагубному влиянию взрослых осуждённых выходили оттуда ещё более аморальными личностями, «просвещёнными» в делах криминального мира и «обросшими» преступными привычками и жаргоном. За воротами исправительного учреждения, без крова, средств к существованию, родных, ночлега подросток снова шёл на преступление. В итоге появлялся новый рецидивист. Всё это привело к созданию специальных исправительных учреждений [4. С. 117].

В трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей принимались несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, приговоренные судом к лишению свободы, а также несовершеннолетние того же возраста, состоящие под следствием и числящиеся за судебными и следственными органами.

Целями помещения несовершеннолетних в трудовой дом было: обучение их квалифицированным видам труда, расширение их умственного кругозора путем общего и профессионального образования и создание из них самостоятельных и сознающих свои права и обязанности граждан, преподавание им физического воспитания и оздоровление их посредством гимнастики, спорта и гигиены тела. Школьные занятия с несовершеннолетними велись ежедневно не менее трех часов. Объем знаний, получаемых от школьных занятий, должен был быть не ниже даваемых школой первой ступени [6. С. 94].

Управление трудовым домом принадлежало директору. При директоре и под его председательством проводился педагогический совет, в состав которого входили, кроме директора и его помощника, весь воспитательский учительский и инструкторский персонал, а также врачи трудового дома. В состав совета входил с правом решающего голоса представитель отдела народного образования. При каждом трудовом доме, кроме врача-терапевта, состоял врач-психиатр, который принимал непосредственное участие в области воспитания правонарушителей, их быта, режиме и т.д. В состав педсовета входил ещё представитель местного института по изучению преступности и преступника (если таковой имелся в губернии) Педагогическому совету в отношении трудовых домов для несовершеннолетних принадлежали права, предоставленные кодексом распределительной и наблюдательной комиссий, исключая вопросы о досрочном освобождении несовершеннолетних и удлинении срока их пребывания в трудовом доме, которые разрешались в общем поряд-

ке [2. Л. 15-18]. Кроме присвоенных педагогическому совету функций наблюдательной и распределительной комиссий, на него возлагалась предварительная разработка и обсуждение планов работы по исправительнотрудовому воздействию на содержавшихся в трудовых домах несовершеннолетних правонарушителей. на каждого правонарушителя заводилось дело, где содержалась его всесторонняя характеристика и результаты реального наблюдения. По этим записям и давал определение педсовет. Было организовано и Юридическое бюро под руководством одного воспитателя с юридическим образованием. Весь личный состав трудовых домов для несовершеннолетних заключённых проходил обучение и педагогическую подготовку для работы с малолетними преступниками. Периодически работники ИТД проходили курсы повышения квалификации в городских педагогических институтах и постоянный инструктаж по вопросам педагогики, участвовали в педагогических конференциях для сотрудников труд-домов. Личные кадры ИТД (исправительно-трудовых домов) для несовершеннолетних постоянно посещали курсы, где проходили курс лекций по криминологии и детскому праву.

При исправтруддоме для несовершеннолетних имелось изоляционное отделение для детей-психопатов где велось постоянное наблюдение над ними и детьми, обнаруживающими признаки душевного расстройства. В каждом доме заключения имелся криминологический (исследовательский) кабинет, где составляли личные карты по обследованию несовершеннолетних правонарушителей, заводившиеся при поступлении и заполнявшиеся по мере отбывания срока. В эти карты вносились все подробные данные ребёнка: общие сведения, социально-бытовые условия жизни несовершеннолетнего, сведения о семье, наследственность, заболевания, судимость его и родственников, личные условия жизни несовершеннолетнего, воспитание и его условия, уровень образованности, ремесленных навыков, умения и навыки, труд и отдых, работа, половая сфера, алкоголизм, наркомания, предыдущие не выявленные в срок преступления, психологические данные, состояние при физической работе, отношение к родным, особые способности, особые психопатические черты, физический осмотр[1. Л. 57].

Принятый в трудовой дом несовершеннолетний правонарушитель, приговоренный к лишению свободы, поступал вначале в отделение для новичков, в котором пребывал до выяснения, в какую воспитательную группу он должен быть зачислен. новеньких сажали в отдельные камеры с двухнедельным карантином. Пребывание в отделении для новичков не продолжалось более одного месяца. Отделение для новичков вместе с тем служило и карантином. Несовершеннолетние в трудовых домах делились на две категории: а) несовершеннолетние с признаками правонарушителей-рецидивистов; б) остальные несовершеннолетние правонарушители.

каждая категория несовершеннолетних обособлялась одна от другой как на работах и во время

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 27 2012 г.

школьных занятий, так и в остальное время. Несовершеннолетние всех категорий имели право получать свидания лишь с лицами, относительно которых не было оснований опасаться вредного с их стороны влияния. Свидания проходили в особых помещениях в присутствии и под наблюдением воспитательского персонала. Порядок предоставления несовершеннолетним правонарушителям права свиданий, выписки и передачи определялся для каждого из них специальными постановлениями педагогического совета [5. С. 115].

Отпуска на срок не свыше двух недель могли предоставляться несовершеннолетним второй категории, пробывшим в трудовом доме не менее шести месяцев, по мотивированным постановлениям педагогического совета. кроме обычных мер педагогического воздействия администрацией трудового дома могла применяться в отдельных исключительных случаях, с согласия врача, изоляция в отдельную комнату на срок не более семи суток.

Относительно несовершеннолетних, осужденных на определенный срок и не признанных педагогическим советом исправившимися, директор трудового дома входил в распределительную комиссию с представлением о необходимости ходатайства перед судом о продлении им срока пребывания в исправительнотрудовом учреждении, но не долее достижения несовершеннолетним двадцати лет, если таковые несовершеннолетние не подлежали, согласно ст. 189 ИТК, содержанию в трудовых домах для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи. Репрессии против правонарушителей помогали очень плохо. Примерное поведение заключённых зависело от материальной обеспеченности - вещьдовольствия, хорошей пищи, тепла в тюремных помещениях.

В процессе работы с документами была выявлена следующая типичная для 1920-х годов ситуация

- инициатива и самодеятельность осуждённых детей проявлялись только при хороших условиях их содержания. Часто встречался факт отсутствия бани и прачечной. В таком случае ребята мылись в бане для взрослых заключённых. Но в обязательном порядке была небольшая ванная комната с умывальниками, полотенцами и мылом. Активно пропагандировалась борьба с антисанитарией. Среди ребят проводились соревнования, чья комната чище. Во всех камерах было введено дежурство по наряду. В камерах были железные койки, постельное бельё, вешалки и полочки для домашнего обихода ребят, столы и скамейки. Но помещения в основном были сырые и холодные, так как дров на все печки, имеющихся в каждой камере и мастерских, не хватало. Была своя парикмахерская. Дети не хотели стричься добровольно, даже не смотря на огромное количество паразитов на голове. Постоянным обмундированием заключённого было - чёрный костюм и нижнее бельё. Вещи похуже отдавались освободившимся, у которых не было родителей и средств к существованию. [3. Л. 214-220]. Из верхней одежды выдавались пальто, большей частью сшитые из старых красноармейских шинелей, которые до последнего ре-

монтировались. Из обуви выдавались зимой - сапоги, летом - ботинки, перешитые в большинстве из старых красноармейских ботинок. Иногда летом выдавали лёгкую обувь - сандалии.

Распорядок дня в тюремных учреждениях для малолетних правонарушителей согласовывался с мастерскими и отделом воспитательной работы: камеры с момента подъёма и до поверки не запирались на замки, за исключением изолированных. Строго был запрещён переход из отделения в отделение. В каждом отделении - комната для свободного времени, спальни были закрыты днём до обеденного перерыва.

В дома заключения могли временно до наступления тепла забираться беспризорники. Они размещались в особых камерах, но режим дня для них был одинаковым со всеми. С ними велись занятия, так же как и со всеми остальными заключёнными.

Чтобы избежать появления в среде подростков характерных черт быта взрослых заключённых - азартных игр, наркотиков и другого аморального поведения, им не давали возможности проводить время наедине, без дела. В камерах ежедневно дежурили члены культурно - просветительной комиссии, которые проводили с ребятами воспитательные меры непосредственно в камерах. Также культурно-просветительная работа проводилась и вне камер, обычно в клубе. к внешкольной работе относились: кружки - драматический, хоровой, физкультура, естественный и политический; в камерные мероприятия входили - читка книг, газет и беседы воспитателя с правонарушителями в течение дня.

Во многих ИТД были приспособления для гимнастических упражнений. На прогулочном дворе устраивали гимнастические городки.

При помощи комсомольцев организовывали струнные оркестры. Проводились лекции врача - психиатра на разные темы со световыми картинами (позитивы брались на прокат в ГубОНО за плату). В воспитательной работе активное участие принимали студенты вузов. Во многих подобных учреждениях были устроены библиотеки, но многие книги не подходили читателям по возрасту. Воспитанникам трудовых домов для несовершеннолетних заключённых в качестве воспитательного момента культурно-просветительной работы демонстрировались кинофильмы - «Под маской клоуна», «Аэлита», «Дом ненависти», «Братишка», «Два охотника», «Девушка в маске», «Преступление княгини Ширванской», «Схватка», «Великий путь» В среднем 4-5 фильма в месяц [1. Л. 91].

Активно проводилось школьное обучение заключённых. Но из-за малосрочности пребывание в труддоме ребят не позволяло дать им полный курс обучения. Посещаемость школьных занятий - 50 % из-за отсутствия в нужном количестве школьной обстановки, холода и необеспеченности обмундированием. В основу школьных занятий был взят план школы подростков, процесс обучения сильно тормозила нехватка учебных пособий и наглядных средств.

В ИТД для несовершеннолетних преступников устраивались мастерские: сапожная, корзиноч-

ная, переплётная, портняжная, плотнично-столярная, слесарно-жестяная. Всего в каждой из них трудилось от 6 до 25 человек. В основном на этих занятиях были только инструменты и небольшое количество станков и механических приспособлений из-за отсутствия денежных средств. На одного инструктора было два мастера. Мастерские получали большое количество заказов, но также занимались и самообслуживанием [3. Л. 205,218]. Интерес к работе в мастерских поощрялся небольшим премированием, но это было редкостью из-за острой нехватки денег. Ремеслу заключённых обучал инструктор. Заключённые прикреплялись в помощь к обслуживающему персоналу (канцеляристы, плотники, культурники, уборщики) и оплачивались из средств трудового дома. Получаемым за работу вознаграждением несовершеннолетние могли распоряжаться лишь с разрешения педагогического совета и в пределах не свыше трех четвертей его. Мастерские не совсем были приспособлены для труда, так как находились в бывших камерах. На их переоборудование средств не было. Спецодежды не было, собственное постоянное обмундирование заключённого быстро снашивалось. Работа учеников производилась в две смены, по четыре часа каждая. Всего работали 8 часов (до обеда в школе, после в мастерских и наоборот). Составлялись и отсылались в ГуМЗ специальные программы обучения заключённых определённому ремеслу в мастерских. Но нужную для работы квалификацию дети не получали, из-за краткосрочности пребывания правонарушителей в труддоме (в среднем 2-4 месяца) [1. Л. 111]. Давался только первичный навык, а дальше, с освобождением, на улице навыки бы-

стро терялись. Поэтому упор для дачи квалификации делали на долгосрочных арестантов.

Из-за острого недостатка средств (меньше всего выделялось государственных денег именно на эти учреждения) патронаты для освободившихся не могли организовать профессиональные технические школы для освобождённых для развития навыков и получения квалификации для дальнейшего трудоустройства, а не бездельничанья, безработицы и рецидива [4. С. 158].

В целях воспитания общественных навыков и социального перевоспитания несовершеннолетних, в трудовых домах для несовершеннолетних организовывались самоуправления, действующие на основании особых Положений, вырабатываемых Главным Управлением местами заключения РСФСР совместно с Народным Комиссариатом Просвещения РСФСР (по примеру школ Макаренко).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГАРФ.Ф.Р.4042.Оп.4.Д.163.
2. ГАРФ.Ф.Р.4042.Оп.4.Д.166.
3. ГАРФ.Ф.Р.4042.Оп.4.Д.167.
4. Гиляров Е. М. Становление и развитие исправительнотрудовых учреждений РСФСР в первые годы Советской власти (1917-1925). М., 1986.
5. Действующие распоряжения по местам заключения. Систематический сборник с пояснениями. М., 1929.
6. Калинин В. Н., Утевский Б. С., Яковлев М. С. Советские исправительно-трудовые учреждения. М., 1960.
7. Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву (1917-1959 гг.). М., 1959.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты