Спросить
Войти

Законодательство Российской империи о деятельности военного духовенства сухопутных войск: вторая половина XIX века

Автор: указан в статье

УДК 34.096

DOI 10.24411/2078-5356-2019-10104

Лушин Александр Николаевич Alexandr N. Lushin

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

сandidate of sciences (law), associate professor, professor of the chair of theory and history state and law

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950)

E-mail: aleksr.lushin@mail.ru

Чудецкая Ксения Александровна Ksenia A. Chudetskaya

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры административного права и процесса

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

сandidate of sciences (history), senior lecturer of administrative law and process

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950)

E-mail: lushina_ksen@mail.ru

Законодательство Российской империи о деятельности военного духовенства сухопутных войск: вторая половина XIX века

Legislation of the Russian empire on the activities of the military clergy of the land forces: the second half of the XIX century

В статье с привлечением законодательных актов The article deals with the historical aspect of the legal

и редких книжных изданий рассматривается истори- regulation of the activities of the Orthodox military clergy

ческий аспект правового регулирования деятельно- of the land armed forces of the Russian Empire in the

сти православного военного духовенства сухопутных second half of the XIX century with the involvement of

вооруженных сил Российской империи во второй по- legislative acts and rare books. ловине XIX века.

священник, правовой статус, правовые основы, про- status, legal basis, protopresbyter of the army and navy,

топресвитер армии и флота, военное законодатель- military legislation, military emerytura. ство, военная эмеритура.

Как известно, в декабре 2013 года на заседа- подготовке данного важного нормативного правонии Священного синода Русской православной вого акта были в определенной степени учтены

церкви (журнал № 141) было утверждено По- правовые основы деятельности военно-духовложение о военном духовенстве Русской право- ного ведомства Российской императорской арславной церкви в Российской Федерации. При мии во второй половине XIX - начале ХХ веков.

© Лушин А.Н., Чудецкая К.А., 2019

В связи с современным восстановлением института военного духовенства продолжается активное исследование отечественного юридического опыта военно-духовного ведомства и взаимоотношений Святейшего синода и военного министерства в мирное и военное время.

Широкомасштабная военная реформа, начатая в Российской империи во второй половине XIX века, затронула на законодательном уровне и систему управления православным военным духовенством сухопутных войск. Император Александр II утвердил 17 апреля 1868 года Положение о полевом управлении войск в военное время, в котором указывалось о включении главного полевого священника армии в состав полевого управления с подчинением начальнику штаба армии [1, с. 370, 377]. Отчетность и служебная переписка по делам ведения главного полевого священника армии сосредоточивалась в инспекторском отделении штаба. Согласно данному Положению главный полевой священник армии назначался определением Святейшего синода Русской православной церкви по представлению главного священника армии и флота и являлся начальником для всех священнослужителей и церковнослужителей армии [1, с. 423-424]. При нем вводилась должность секретаря.

Служебные обязанности, закрепленные Положением, включали должное отправление церковной службы и надзор за благочинием и поведением подчиненного духовенства, документацию о деятельности которого он принимал от корпусных благочинных. Доклады по своим служебным делам и послужные списки священников и церковнослужителей главный полевой священник подавал по необходимости главному священнику армии и флота. Во время военных действий (сражений) главный полевой священник находился при штабе, откуда регулировал действия военного духовенства в конкретных боевых ситуациях, контролировал вынос раненых с поля боя и причащение священниками умирающих офицеров и нижних чинов. Обер-се-кретарь Святейшего синода профессор Санкт-Петербургской духовной академии Т.В. Барсов обратил внимание на то, что должность главного полевого священника в отличие от должности полевого обер-священника первой половины XIX века была временной только на период военных действий, что, естественно, ограничивало права первого.

Последовательно решался вопрос о пенсионном обеспечении военного духовенства при

выходе за штат службы. Император Александр II высочайше утвердил 18 сентября 1874 года Положение Военного совета о присоединении к военной эмеритуре православного духовенства армии [2, с. 237-238]. В соответствии с данным актом устанавливались за выслугу в течение 35 лет по военно-духовному ведомству пенсии из окладов главному полевому священнику -генерал-лейтенанта, протоиерею в должности дивизионного благочинного - полковника, получающего столовое содержание, полковому протоиерею - полковника, не получающего столовое содержание, священнику - майора, диакону и причетнику, посвященному в диаконы - поручика [3, с. 36-37].

В 1884 году по поручению императора Александра III при Святейшем синоде была создана комиссия по разработке нового Положения об управлении военным духовенством. Приказом по военному ведомству от 20 февраля 1885 года № 45 было утверждено Положение о новых правах и окладах содержания военного духовенства, более соответствующих его общественному положению. Император Александр III 24 июля 1887 года утвердил весьма важный акт «О возвышении служебных прав военного духовенства и об увеличении его содержания», который сыграл значительную роль в повышении служебного престижа военного духовенства [4, с. 386-387]. В соответствии с названным документом священнослужителям были существенно увеличены должностные оклады, квартирные расходы и расходы на служебные командировки. За выслугу лет устанавливались две дополнительные выплаты в размере одной четвертой части жалования для священников, служивших в ведомстве главного священника гвардии, гренадер и армии: первая за 10-летнюю выслугу, вторая выплата за 20-летний стаж службы. В прилагаемых к законодательному акту штабелях и актах указывалось, что права и содержание главного священника гвардии, гренадер и армии приравниваются к денежному содержанию генерал-лейтенанта с общим денежным содержанием в 3 756 рублей. Настоятели военных соборов и церквей и благочинные протоиереи приравнивались к полковникам с окладом штаб-офицера, полковые протоиереи к подполковникам, полковые священники (иереи) к капитанам с окладом ротного командира, диаконы к поручикам с окладом младшего обер-офицера. Не были забыты и причетники (псаломщики) из духовного звания, которых по содержанию приравняли к подпрапорщикам

(13-й класс по Табели о рангах с 1884 года), установив им оклад от 48 рублей до 180 рублей в зависимости от разряда местности, где проходит их служение [5, с. 237]. Главным священником гвардии, гренадер и армии в апреле 1888 года был назначен митрофорный протоиерей А.А. Желобовский, всецело сосредоточивший в своих руках управление всем духовенством вооруженных сил Российской империи.

Кардинальная реформа в области законодательства, регулирующего деятельность военного духовенства, произошла согласно Положению об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомства, утвержденного 12 июня 1890 года императором Александром III. Высшая власть по военно-духовному ведомству передавалась протопресвитеру военного и морского духовенства, который по представлению Святейшего синода утверждался лично монархом [6, с. 471]. Он же становился протопресвитером Преображенского собора гвардии. Эта высокая административная должность заменила должность главного священника гвардии, гренадер, армии и флота. Историк В.М. Котков указывает на то, что должность протопресвитера более соответствовала церковным канонам и приближала его по правам и полномочиям к должности епархиального архиерея (епископа) [7, с. 116]. Это положение о новой высшей должности военного духовенства было поддержано делопроизводителем комиссии синодальным обер-секретарем Т.В. Барсовым, который еще ранее указывал на то, что вооруженные силы, расположенные на огромной территории империи, нуждаются в едином органе, который сосредоточит в своих руках все управление военным духовенством. Священник лейб-гвардии конного полка Ф.М. Ласкеев отмечал, что идея отдельного военно-духовного ведомства воплотилась в стройном механизме обширного управления всем военным духовенством [8, с. 136].

Находясь в ведении Святейшего синода, протопресвитер руководствовался в служебной деятельности синодальными указами и указаниями военного министра. Его командировочные расходы оплачивались подобно генеральским. При протопресвитере учреждалось духовное правление, состоящее из присутствия и канцелярии [8, с. 471]. Члены духовного правления в количестве трех опытных военных священников утверждались и увольнялись от должности Святейшим синодом по представлению протопресвитера. В управлении протопресвитера находились военные храмы, священнослужители которых по его представлениям утверждали епархиальные архиереи по местонахождению храма.

Особенностью данного Положения являлось подчинение духовенства военных церквей епархиальному священноначалию и участие в крестных ходах и других торжественных богослужениях совместно с местным духовенством. В Положении оговорены награждение отличившихся военных священников, их перемещение по службе, увольнение, регулирование служебной деятельности. Весьма подробно закреплена в законодательном порядке деятельность дивизионных благочинных, которые назначались протопресвитером, но по должности подчинялись местным архиереям [6, с. 477-478].

Несомненное важное значение имела глава VII «О проступках и преступлениях духовных лиц военного и морского ведомств», согласно которой протопресвитер получил право производить дознание по делам о должностных преступлениях и о недостойном поведении священнослужителей. Примечательно, что таковые дела начинались по сообщениям должностных военных и гражданских лиц, по информации от присутственных мест, по сведениям епархиальных архиереев, по донесениям дивизионных благочинных, по замечаниям в клировых ведомостях, по жалобам духовных лиц и прихожан [6, с. 478]. Протопресвитер своей властью после проведенного дознания имел право объявить замечание, простой или строгий выговор, наложить денежный штраф на сумму не более 50 рублей, перевести на другую должность. Решение протопресвитера можно было обжаловать только в Святейшем синоде. Судить преступления и проступки духовных лиц, не рассмотренные протопресвитером, получили право епархиальные архиереи, которые могли объявить внушение, выговор и строгий выговор. О принятом решении уведомлялся протопресвитер.

При серьезных проступках дивизионным благочинным предписывалось проводить следствие с передачей материалов в местную духовную консисторию [6, с. 479]. Епархиальный архиерей имел право лишить виновного духовного сана либо переместить на должность причетника (псаломщика), уволить за штат, объявить простой или строгий выговор. Принятое решение заносилось в судную графу клировой ведомости и доводилось до сведения протопресвитера в виде судебного приговора. Приговор духовного

суда приводился в исполнение духовной консисторией, а также и лично протопресвитером. Следует отметить, что речь идет о нарушениях исключительно церковного (канонического) права, которые разбирает церковный суд.

Упомянутый ранее профессор канонического права Т.В. Барсов в 1893 году выпустил брошюру, в которой дал оценку изменениям в правовом регулировании деятельности военного духовенства в соответствии с новым Положением и положительно отозвался о его значении [9, с. 1-76]. Следует согласиться с выводом этого церковного специалиста о существенном повышении роли и расширении прав дивизионных благочинных по различным аспектам служения, что позволило более оперативно управлять действиями военного духовенства.

Несомненной заслугой нового Положения явилось то, что военное духовенство во второй половине XIX века обрело четкую организационную структуру со строгой иерархической системой, которую возглавлял протопресвитер военного и морского духовенства. Ему подчинялись главные священники военных округов, а последним - дивизионные и бригадные благочинные. Завершали иерархическую пирамиду полковые и госпитальные священники.

Полковые священники по-прежнему проводили должные церковные службы, занимались духовно-нравственным воспитанием нижних чинов, помогали военным медикам ухаживать за ранеными, вынесенными с поля боя, отпевали убитых и умерших воинов, проводили молебны и благословляли перед сражением офицеров и солдат.

На основании приложения к приказу по военному ведомству № 208 на разъяснение статьи № 59 Положения был принят циркуляр Главного штаба от 27 декабря 1890 года № 283 об отпусках военных священников и военных диаконов, согласно которому они были обязаны подавать соответствующие рапорта своему непосредственному военному начальству. Данные рапорта поступали дивизионному благочинному, который разрешал убытие в отпуск и докладывал об этом высшему военному начальству либо протопресвитеру армии и флота. Главный штаб объявлял об отпусках.

В марте 1892 года император Александр III подписал указ «О штате управления протопресвитера военного и морского духовенства», который упразднял раздельные канцелярии главных священников армии и флота и гвардии и гренадер [10, с. 157]. В соответствии с данным

указом были также изменены суммы жалования и утвержден штат духовенства при домовой церкви протопресвитера армии и флота, который включал священника, диакона и псаломщика. Глава военно-духовного ведомства получал жалование в общей сумме 6 512 рублей.

В 1899 году Святейшим синодом было установлено, что священнические должности в военном ведомстве будут предоставляться только при наличии духовного академического образования либо по окончании духовной семинарии по 1-му разряду для повышения служебного и общественного статуса военного духовенства.

С 1 июля 1899 года император Александр III соизволил утвердить новые табели, в соответствии с которыми было значительно повышено общее денежное содержание настоятелям военных соборов, дивизионным благочинным, полковым священникам и диаконам, псаломщикам из духовного звания [11, с. 417-418]. Военный министр А.Н. Куропаткин приказал выплачивать за установленными вычетами следующие оклады жалования и столовых денег: настоятелям военных соборов и дивизионным благочинным протоиереям - 1 536 рублей, полковым священникам - 1 080 рублей, диаконам - 877 рублей, псаломщикам из духовного звания - 360 рублей.

Таким образом, к 1900 году тщательно разработанное законодательство о военном духовенстве российских сухопутных вооруженных сил было весьма эффективным в регулировании его военно-духовной деятельности.

Примечания

1. ПСЗ РИ. Т. XLIII. Отд. 1. № 45729. СПб.: Тип. II отд. СЕИВК, 1873.
2. ПСЗ РИ. Т. XLIХ. Отд. 2. № 55889. СПб.: Тип. II отд. СЕИВК, 1876.
3. Столетие военного министерства. 1802-1902. Т. XIII. Управление церквами и православным духовенством военного ведомства. Исторический очерк / сост А.А. Желобовский. СПб.: Тип. М.О. Вольфа, 1902.
4. ПСЗ РИ. Собр. 3. Т. VII. 1887. № 4659. СПб.: Гос. тип., 1889.
5. ПСЗ РИ. Собр. третье. Т. VII. 1887. Штаты и табели. СПб.: Гос. тип., 1889.
6. ПСЗ РИ. Собр. третье. Т. Х. Отд. 1. 1890. № 6924. СПб., 1895.
7. Котков В.М., Коткова Ю.В. Военное духовенство России: Страницы истории. СПб.: МП РПЦ, 2005.
8. Ласкеев Ф.М. Историческая записка об управлении военным и морским духовенством за минувшее столетие (1800-1900). СПб.: Т-во худож. печати, 1900.
9. Барсов Т.В. Новое положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств. СПб.: Тип. А. Катанского и К, 1893.
1G. ПСЗ РИ. Собр. 3. Т. XII. № 84G7. СПб., 1895. 11. Вестник военного духовенства. СПб., 1899. № 14.

References

1. Complete collection of laws of Russian empire. Vol. XLIII. Otd. 1. No. 45729. St. Petersburg: Type. II otd. SEUK, 1873. (In Russ.)
2. Complete collection of laws of Russian empire. Vol. XLIX. Otd. 2. No. 55889. St. Petersburg: Type. II otd. SEUK, 1876. (In Russ.)
3. Century of the Ministry of war. 18G2-19G2. Vol. XIII. Management of churches and Orthodox clergy of the military department. Historical essay. Comp. A.A. Zhelo-bovskiy. St. Petersburg: Type. M.O. Wolf, 19G2. (In Russ.)
4. Complete collection of laws of Russian empire. Collection third. Vol. VII. 1887. No. 4659. St. Petersburg: State. type, 1889. (In Russ.)
5. Complete collection of laws of Russian empire. Collection third. Vol. VII. 1887. States and timesheets. St. Petersburg: State. type., 1889. (In Russ.)
6. Complete collection of laws of Russian empire. Collection third. Vol. X. Otd. 1. 1890. No. 6924. St. Petersburg, 1895. (In Russ.)
7. Kotkov V.M., Kotkova Yu.V. The military clergy of Russia: Pages of history. St. Petersburg: ROC MP, 2005. (In Russ.)
8. Laskeev F.M. Historical note on the management of military and sea clergy in the last century (1800-1900). St. Petersburg: Association of print artists, 1900. (In Russ.)
9. Barsov T.V. New regulation on the management of churches and clergy of the military and maritime departments. St. Petersburg: Type. Katansky and K, 1893. (In Russ.)
10. Complete collection of laws of Russian empire. Collection third. Vol. XII. No. 8407. St. Petersburg, 1895. (In Russ.)
11. The news of the army clergy. St. Petersburg, 1899. No. 14. (In Russ.)
РОССИЙСКАЯ АРМИЯ ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО ГЛАВНЫЙ ПОЛЕВОЙ СВЯЩЕННИК ПОЛКОВОЙ СВЯЩЕННИК ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТОПРЕСВИТЕР АРМИИ И ФЛОТА ВОЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВОЕННАЯ ЭМЕРИТУРА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты