Спросить
Войти

История начальной школы П. Ново-Сергеевский Приморского края (1903-1917 гг. )

Автор: указан в статье

дивосток, 2013. - С. 68-77; Пчела И.В. «Многое зависит от методиста...» Опыт планирования методической работы в школах Приморского края: исторический аспект // Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы. Сб. VI науч. конф. - Уссурийск: изд-во ДВФУ 2012. - С. 15-25 и др.;

4. Архив администрации Ханкайского района [Далее ААХР]. Ф. 2. Оп. 1. Д. 3.
5. Благовещенские епархиальные ведомости. - 1900. - 31 августа.
6. Владивостокские епархиальные ведомости. - 1903. - 15 января.
7. Владивостокские епархиальные ведомости. - 1903. - 1 июля.
8. Бондарев Д.Я. Далекая окраина. (Мои воспоминания) // Народный учитель. - 1914. - № 13-14. - С. 4.
9. РГИА ДВ Ф.702. Оп. 5. Д. 206.
10. Материалы краеведческого музея с. Камень-Рыболов.
11. ААХР. Ф. 163. Оп. 2. Д. 208.

ИСТОРИЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ П. НОВО-СЕРГЕЕВСКИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ (1903-1917 ГГ.)

© Скрипка А.В.*

Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,

г. Уссурийск

Статья посвящена проблеме становления начальной школы в казацком поселке Ново-Сергеевский Приморского края в начале ХХ в. Разнообразные источники позволили описать факторы, влиявшие на открытие и деятельность школы у казаков.

В 2013 г. школа с. Сергеевка Приморского края отметила очередной юбилей. Однако ранняя история этого учебного заведения практически не известна. В работах краеведов Н.И. Березкиной [1], А. Смирнова [2] есть факты, относящиеся к истории поселка, но по ним не узнаешь, как происходило открытие начальной школы в Сергеевке. Поиск источников по данной теме продолжается. Накопленные материалы позволяют описать под влиянием каких факторов находила школа более века назад.

* Студент (программа «История», направление «Педагогическое образование»). Научный руководитель: Пчела И.В., доцент кафедры Исторического образования, кандидат педагогических наук.

Об основании с. Сергеевки в официальных источниках информации нет. Войсковой казачий старшина Куцурик годом ее основания указал 1898 г.; в реестр Уссурийского казачьего войска селение вписано в 1899 г. [2, с. 33]. Первыми поселенцами Сергеевки были казаки Оренбургского и Донского войск, прибывшие в край по инициативе генерал-губернатора С.М. Духов-ского «на службу, точнее на охрану железной дороги» [3]. Их переселению на Дальний Восток России способствовали планы постройки Сибирской железной дороги, т.к. она проходила вдоль русско-китайской границы, то уже в ходе строительства встал вопрос о ее охране. Разрешить проблему позволяло размещение вблизи железнодорожной ветки казаков, которые одновременно занимались бы хозяйственным освоением этой территории и несли пограничную службу.

Комитет Сибирской железной дороги согласился финансировать переселение казаков, выделив на эти цели 336 тысяч рублей. Каждому казаку выдавали беспроцентную ссуду по 600 рублей (на 33 года); безвозвратную ссуду 50 рублей выдавали на бесплатный проезд до нового места и на покупку лошадей. Земельный надел установили 30 десятин на казака [4, с. 127]. В целом, расходы казны были значительными: на «оренбуржца» - 1383 рубля, «донца» - 1461 рубль [5].

Предания сохранили в памяти потомков, как казаки «Перед отбытием молились со слезами на глазах казачки с младенцами на руках, молились степенные казаки... В ожидании разлуки каждый словно ловил последние мгновения пребывания на родной земле... На груди, в холщовом мешочке, казаки увозили горсть земли своей станицы, чтобы высыпать на новом месте и поставить дом, где вырастут их дети и внуки» [цит. по: 6]. В 1895 г. из оренбургских станиц в Уссурийский край «ушла» первая группа казаков. Всего в двух партиях переселенцев на Дальний Восток прибыли 86 семей [6]. Желающих переселиться «в дикий край» было больше, однако средств к переселению хватало далеко не всем.

Переселение осуществлялось морем. Сохранился «Дневник казака Петра Киселева (фрагменты)», автор которого красноречиво описал свое путешествие на пароходе «Москва». Приведем лишь фрагмент дневника, касающегося тяжелых условий путешествия. Автор писал, что отсутствие медицинской помощи способствовало распространению болезней (кори, дифтерита, скарлатины). В результате многократно выросла смертность, особенно среди детей. Киселев П. пишет: «начали помирать младенцы корью и уже спущено в море четверо. Младенцы умирать не переставали, от 3 до 5 младенцев спускали в океан. Во время пути умерло всего 76 младенца от кори и дифтерита. Сняли нас с парохода 30 апреля, всех опаривали и обрызгивали карболкой и сулемой, после того поместили в казармах, где и простояли мы три недели, доколь не прибыли наши доверенные и не выбрали для поселения места.» [6].

Первая партия переселенцев-казаков прибыла во Владивосток в 1895 г., их поместили в бараки [3]. После непродолжительного карантина, они разъехались по переселенческим участкам, где основали несколько поселений по рекам Уссури и Бикин, близь озера Ханка. Таким образом, в 1895 г. на территории Уссурийского казачьего войска возникли станица Донская, поселки Сальский, Муравьев-Амурский, Ново-Сергеевский и др.

Всего в период с начала 1880-х гг. вплоть до 1907 г. в 4-х казачьих округах основали 32 поселения, в их числе Ново-Сереевский.

Переселенцы прибыли на место в день Св. Сергия Радонежского, поэтому хотели назвать поселение в его честь «Сергеевское», но в Уссурийском крае уже существовало одноименное поселение, поэтому переселенческий комитет исправил название на «Ново-Сергиевское» [3].

Новоселы расселились близь железной дороги. К 1900 г. поставили 23 двора [3]. Полковник Куцурик писал: «пока всё находится в периоде самого начального домоустройства; обзаводятся земледельческими орудиями и скотом, начинают распахивать землю. За дело взялись ретиво; местом поселения довольны. Даже «Владивостокские бунтари», глядя на других, хлопоча, весело устраивают свои усадьбы и искренне высказывают сожаления о потерянных ими четыре года, «без пути» проведенных во Владивостоке» [цит. по: 2, с. 304].

Разуменко А.Н. вспоминала: «В 1900 г. переехали в Сергеевку. В семье 6 детей, только 4 выжило. На семью 5 десятин земли, был свой покос. Трудились с раннего утра и до позднего вечера. Сеяли, обрабатывали и убирали овес, пшеницу, кое-что из овощей. Но этого все равно не хватало, приходилось батрачить на кулаков» [3].

В первые годы существования Сергеевка развивалось динамично. По переписи населения (1915 г.) здесь проживало 147 семей (592 мужчины, 564 женщины) [5]. На подворьях насчитали 160 голов коров, 135 лошадей, 180 свиней; в 1907 г. построили водяную мельницу. Недовольство казаков - последователей Русской Православной Церкви, вызывало отсутствие на месте их новой родины православного храма. Как только возникли благоприятные условия, казаки возбудили ходатайство о выделении средств на его строительство и открытие при храме начальной школы.

Проблема ликвидации неграмотности среди жителей поселка НовоСергеевский и открытие школы было одной из самых актуальным проблем не только в казачьих поселках, но и во всех городах и селах края. Она была обусловлена не столько недостатками финансов, сколько отсутствием хороших учителей. В большинстве казачьих поселках края возникавшие школы существовали непродолжительное время и вскоре закрывались.

Как правило, вновь открытые начальные школы представляли собой «школы грамоты», в которых ученики получали элементарные сведения под руководством какого-либо мало-мальски способного «грамотея». Не была

исключением и Сергеевская школа. В первые годы ХХ в. попытки придать урокам мало-мальски регулярный характер терпели фиаско. Такое же положение «школьного дела» было типичным как для казачьих поселков, так и для крестьянских селений.

Между тем, казаки стремились дать детям, в первую очередь мальчикам, образование (девочек воспитывали дома, их, главным образом, готовили, к ведению домашнего хозяйства). Так, в 1908 г. общее число девочек, не посещавших школу, в Гродековском казачьем округе составило 40,6 % (для сравнения в Донском округе - 51,2 %, в Ольгинском стане - свыше 89 %, в Раздольненском участке - 90 %) [7, с. 261-468]. В целом, из 4-х казачьих округов, Гродековский (к которому относился п. Ново-Сергеевский) отличался самыми низкими показателями охвата детей школами. Здесь очень долго не удавалось открыть школу.

Сдерживало открытие казачьих школ отсутствие профессиональных учителей. Они не спешили на работу в отдаленные поселки по причине низкого жалования, отсутствия служебных прав. Скудность средств на содержание школ (натуральная повинность на отопление, освещение и устройство казачье школы) также препятствовало открытию школы. Еще одним негативным фактором было отсутствие перспектив для выпускников школы: «дети лиц войскового сословия ни в каких других учебных заведениях не обучались» [1, с. 21].

О сложившейся ситуации рассуждал епархиальный наблюдатель в своем отчете «О состоянии церковно-школьного дела во Владивостокской епархии». В 1908 г. он пишет: «Высокий процент учащихся в казачьих селениях, кроме давности существования этих селений, определяется большей определенностью отношений казаков к школе, и более строгим выполнением обязанностей по отношению к содержанию школьного здания, к найму прислуги, выдачи добавочного вознаграждения учителям. Раз принятые обязательства казаками выполняются точно и, во всяком случае, гораздо точнее, чем это делается в крестьянских селениях, и, следовательно, школа не ставится в такое положение, когда за неимением дров ученики разбегаются, и прекращаются занятия, или когда за невыдачей вознаграждения уходит учитель» [7, с. 468]. Далее он отмечает, что отношение казаков к своим школам в ближайшем будущем, будет ещё строже, т.к. «Войсковое правление начинает проводить в жизнь принцип обязанности начального обучения и устанавливает серьёзные денежные взыскания на родителей (до 10 рублей) за уклонение детей от посещения школы и за неаккуратность посещений» [7, с. 468-469].

Предпринятые меры оказались эффективными. В целом, на 1908 г. в Гродековском станичном округе из общего числа детей школьного возраста (297 мальчиков и 274 девочки) число детей, остающиеся без обучения составлял всего - 6,8 % мальчиков и 40,6 % девочек, т.е. - 21,2 % всех детей в казачьих семьях [7, с. 468]. В округе работало 7 школ: 6 казачьих (их посещали 246 мальчиков и 151 девочка) и 1 - церковная (где обучался 31 мальчик и 12 девочек) [7, с. 468]. Сергеевская школа по своему типу относилась к церковноприходской.

В 1903 г. в поселке освятили Церковь-школу, в помещении которой прошел первый урок. Обязанности учителя исполнял батюшка П. Хи-чин [8, с. 306]. Посетив школу, епархиальный наблюдатель раскритиковал уроки церковно-савянского чтения, отметил, «ученики слабо разбирались в устном счёте» [9, с. 152, 155]. Он объяснил причину плохого качества знаний недостатком учителей и отсутствием у детей мотивации.

Вместе с тем, проверяющий обратил внимание, что Сергеевская школа (в числе 29 других учебных заведений края) отличалась хорошей постановкой военного дела и гимнастики. В период I мировой войны эти успехи были примечательны. По словам епархиального наблюдателя, «наиболее правильный характер имели занятия в школах Раздольнинской, Романовской, Владивостокской соборной, Харбинской и Сергиевской» [9, с. 155]. Успехи учащихся Сергеевской школы в гимнастике и военном строе заслужили одобрение и полковника Назимова, который посетил школу 22 мая 1915 г. После произведённого им смотра учащихся школы, он послал обер-прокурору Святейшего Синода телеграмму. Она была составлена в следующих выражениях: «Счастлив доложить, что благодаря любезному содействию Благочинного 14 округа Владивостокской епархии священника Геометрова мне удалось на станции Хорватово Уссурийской линии с особым удовольствием произвести смотр учащимся далекой окраины Сергиевской церковно-приходской школы казачьего посёлка. Дети патриотические настроены, прекрасно исполняют гимнастические упражнения и военный строй, одушевлены любовью к Царю и Родине» [цит. по: 9, с. 157].

Таким образом, в начале ХХ в. на месте новой «родины» казаки - жители поселка Ново-Сергеевский Гродековского казачьего стана, в результате энергичных усилий нацеленных на развитие церковно-школьного дела, сумели достичь определенных успехов. Несмотря на целый ряд неблагоприятных факторов, они сумели не только обосноваться на новом месте, организовать свою жизнь. Были созданы все условия для воспитания детей в традициях казачьей семьи, на идеях преданности Богу, Царю и Отечеству. В годы I мировой войны воспитанники Сергеевской школы были мобилизованы в армию, где с оружием в руках защищать не только рубежи страны, но свою родную - дальневосточную землю.

Список литературы:

1. Березкина Н.И. Это нашей истории строки. - Владивосток: Изд-во «Уссури», 1999. - 104 с.
2. Смирнов А. У самой границы. История Пограничного района. - Владивосток, 2005. - 133 с.
3. Воспоминания старожилов с. Сергеевка // Рукопись хранится в библиотеке с. Сергеевка.
4. Кольцова Н.А. Переселение крестьян в Уссурийский край накануне 1 русской революции. - Владивосток, 1956. - 180 с.
5. Населенные и жилые места Приморского района. Крестьяне. Инородные. Желтые. Перепись населения. 1-20 июня 1915 r. - Владивосток, 1915. -92 с.
6. Исковский А.Е. Как оренбургские казаки на Дальний Восток уехали [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kraeved.opck.org/kraevedenie/ raznoe/pereselency_na_dalniy_vostok.php (дата обращения: 22.03.2014).
7. Владивостокские епархиальные ведомости. - 1908. - 1 января.
8. Иннокентий (Ерохин) Русская Православная Церковь в Уссурийском крае: Очерки по истории Владивостокской епархии (вторая половина XIX в. -1917 г.) - М.: изд-во ПСТГУ 2012. - 326 с.
9. Владивостокские епархиальные ведомости. - 1913. - 15 марта.

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОГО И ГРУЗИНСКОГО ЧИНОВНИЧЕСТВА ВО ВЛАСТНЫХ СТРУКТУРАХ КАВКАЗА НАЧАЛА XIX ВЕКА

© Чегарнова В.Н.*

Северо-Кавказский институт-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Пятигорск

В данной статье представлены результаты изучения материалов сборника архивных документов по истории Кавказа: Актов Кавказской Археографической комиссии по одному из аспектов развития института государственной службы региона. Проблема взаимодействия российского чиновничества и управленцев из числа местного населения является одной из ключевых на раннем этапе становления бюрократического аппарата Кавказа. В статье представлены точки зрения и оценки интеграционного процесса обеими сторонами-участниками.

Изучение отдельных аспектов проблемы становления регионального института государственной службы Кавказа является сегодня одним из актуальных направлений исторической науки. На протяжении всего XIX века

* Преподаватель кафедры Государственного и муниципального управления.

ЦЕРКОВНОПРИХОДСКАЯ ШКОЛА УЧИТЕЛЬ КАЗАКИ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ ЦЕРКОВЬ-ШКОЛА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты