Спросить
Войти

Из истории реставрации Хан-Джами в г. Евпатории

Автор: указан в статье

Сейдаметов Эльдар Халилович1, Муйдинова Ферузе Айбековна E-mail: eseydamet@bk.ru

Из истории реставрации Хан-Джами в г. Евпатории

УДК: 726.2(477.75-25):69.059.25

Аннотация. В статье рассмотрена история реставрационных работ мечети Хан-Джами (г. Евпатория). Указаны даты с первой до последней реставрации, описаны архитектурные преобразования в ходе работы, а также состояние мечети Хан-Джами, прошедшей большой период времени от момента становления.

The history of the restoration of Khan-Jami in the city of Evpatoria

Summary. This article describes the history of the restoration work of the Khan-Jami Mosque (Yevpatoria). Dates from the first to the last restoration are indicated, architectural transformations during the work are described, as well as the state of the Khan-Jami mosque, which has elapsed for a long period of time from its inception.

Мечеть Хан-Джами была построена в 1552 году при правлении хана Девлет I Герая. Это самое величественное сооружение города Гезлева, находящееся вблизи моря на возвышенном месте, поэтому его видно со всех сторон. Оно имеет высокий широкий раскинутый купол, который залит свинцом, и стоит на арках и барабане с 12 куполами. Большой купол имеет 15 окон. По форме ханская мечеть - четырехгранная, выстроенная из камня и известняка, с двух сторон двухэтажная; длина и ширина ее 40 шагов. Две северные стороны имеют-продолговатый притвор1 с куполом,

стоящим на четырех мраморных колоннах [1, с. 34 - 35]. Проект гезлевской мечети крымский хан заказал в Стамбуле архитектору Ходже Синану, жившему в царствование Селима I, Сулеймана II законодателя, Селима II и Мурада III [11]. Изучением мечети Хан-Джами занимались ученые, путешественники, чьи труды сейчас являются важными источниками ими были такие, как Эвлия Челеби, Иоаганн Тунманн, Минас Бжишкян, П. Паллас, П.И. Сумароков, Ф.А. Федоров, Д. Соколов, Ш. Монтадон, Г. Москвич, В.Х. Кондараки, О.А. Негри, Г. Спасский, Л. П. Колли, Б.Н. Засыпкин, А.И. Марке-вич, Н.Л. Эрнст, Н.Н. Мурзакевич, В.А. Кутайсов и др. Целью работы является изучение реставрационных работ архитектурного памятника Хан-Джами в городе Евпатории с момента его становления. В соответствии данной работы была поставлена следующая задача: изучить источниковедческую и историографическую базу по данной теме и на основе изучения сделать соответствующие выводы.

Этот уникальный в Крыму архитектурный памятник османского зодчества был много раз реставрирован. Считает1 Притвор - пристройка перед входом в храм.

2 Сейдаметов Эльдар Халилович, к. и. н.,

доц. кафедры истории ГБОУ ВО РК КИПУ, заведующий Крымским научным центром Института истории им. Ш.Марджани АН РТ; Муйдинова Ферузе Айбековна, студент факультета истории, искусств, крымскотатарского языка и литературы ГБОУВО РК КИПУ (Симферополь, Крым).

ся, что первая реставрация Хан-Джами была проведена в годы правления хана Арслана-Герая, сына Девлет-Герая. Вступив на престол, он издал указ о восстановлении и возобновлении клонившейся к разрушению ханской соборной мечети в Гезлеве [8, с. 392]. Таким образом, документально зафиксирована первая реставрация мечети Хан-Джа-ми, период времени которой с 1757 по 1764 год. Однако сейчас, благодаря введённому в научный оборот источнику по истории Крымского ханства «Кадиа-скерским тетрадям», мы можем утверждать, что первая реставрация была проведена намного раньше - в XVI веке, спустя (приблизительно) 45 лет после окончания строительства. Подтверждением этому является записанное и зарегистрированное кадием дело, получившее название «Дело о возмещении средств, потраченных на отстройку мечети заново (после пожара)». Представ перед Собранием суда шариата, прежний уполномоченный (распорядитель вакуфа) Бали Назир совместно с новым уполномоченным Ибадуллахом заявил иск: «Когда сгорела отстроенная в укрепленном городе Гёзлеве вакуфная Соборная мечеть (Джам-и Кебир), Могущественный Хан, вечная опора Пророка, наш Всеобщий Владыка, повелел стремянному своему и приближенным своим, дабы отстроена она была заново, и с тем передал августейший фирман свой. И мы, будучи верными рабами и повинуясь Высокому повелению, истратили на издержки по восстановлению упомянутого вакфа53 всего семьсот двадцать курушей, причитающихся мне как смотрителю по шариату» [4, с. 69]. Тогда же появились и другие претенденты на компенсацию. Некий Муртаза предоставил худжет54, удостоверяющий необходимость выплачивать ему компенсацию с выручек вакуфных магазинов, что составляло 170 курушей, а остальное выплатить в течение 5 месяцев с этих же дуканов55, на что получил отказ. Бали Назир решил эту проблему так: предложил ему 100 курушей, а из остатка не требовать ни под каким предлогом, в противном случае его не будет слушать ни один хаким56. Муртаза согласился с предложением. Таким образом, в ходе суда было принято решение, чтобы новый мутевелли57 выдал ему сто курушей. С согласия двух сторон было зарегистрировано решение о законном мубарие58.

Можно ли быть уверенным, что это была именно Ханская мечеть? Да, это подтверждают слова, записанные кадием в деле: «Могущественный Хан, вечная опора Пророка, наш Всеобщий Владыка» - такими словами описывался лишь хан, а резиденцией хана была мечеть Хан-Джами. Далее: «передал августейший фирман свой»: фирман, который давал право управлять Крымским ханством, хранился в мечети Хан-Джа-ми. И последнее - это то, что подчеркивается принадлежность фирмана хану, то есть Девлет-Гераю, который его обнародовал. Таким образом можно утверждать, что речь идет о Ханской мечети. Приблизительную дату реставрации дает дата регистрации судебного дела, записанного в месяце Ребби уль-ахыр 1018 года по хиджре, что в переводе на григорианский календарь 1609 год.

В последующем предпринимались

53 Вакуф - в мусульманском праве имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели.
54 Худжет - акт, удостоверяющий право на что либо
55 Дукан - частный магазин, торговая лавка.
56 Хаким - судья, назначается для разрешения судебного дела.
57 Мутевелли - надзиратель по имущественным делам.
58 Мубарие - акт, документ, где записываются решения судьи.

меры для поддержания мечети Хан-Джа-ми. Так, 22-23 июля 1821 года после принятия решения о сохранении древних достопримечательностей Тавриды Императорской академией наук в Евпаторию были командированы академик Е. Е. Келер и архитектор Э. Паскаль. По их предложению для реставрации объектов было затребовано 41 100 руб., в том числе на мечеть - 14 000 руб. Однако, согласно положениям, вышедшим 2 мая и 4 июля 1822 года, было выдано 10 000 рублей для восстановления греческих и генуэзких памятников. А поддержание Хан-Джами было возложено на мусульманское население посредством добровольной подписки [9, с. 39]. В путеводителе по Крыму, изданном в Одессе в 1834 году, была рассчитана смета на ремонт мечети архитектором Е. К. Лемерманом. Сумма работы составляла 19 828 руб. 20 коп [5, с. 66].

Указом Его Императорского Величества от 6 февраля 1829 г. Таврическому губернатору было поручено отремонтировать мечеть в Евпатории, на что предусматривалось 35 745 руб. 10 коп. из сбора крымских татар. Этот факт подтвердил Г. Спасский в 1850 году [10, с. 14]. В 1836 году Евпаторию посетил Н. Н. Мурзакевич. Его поразила возобновленная Ханская мечеть. «Жаль только, что при починке не восстановлены два высоких минарета», - отозвался Н. Н. Мурзакевич [7, с. 626 - 627].

Учитывая тот факт, что во время Крымской войны город был занят в основном турецкими войсками, мечеть не получила особых повреждений. Впоследствии о крайне бедственном положении мечети пишет княгиня Е. Горчакова: «Высокие ее минареты теперь уже не существуют, они свалились давно от ветра, во время бури, евпаторийские мусульмане настолько бедны, что не могли их исправить или воздвигнуть новые». О полуразрушенном состоянии чуть позже в том же году пишут Г. Караулов, М. Со-сногорова и В. И. Фейгин [2, с. 35].

В 1887 году при обзоре Евпатории губернатором А. Н. Всеволожским было отмечено, что мечеть нуждается в ремонте. В связи с этим пригласили архитектора особой комиссии о вакуфах МВД Ракова, что засвидетельствовано актом от 23 октября того же года. Составлением проекта и сметы на ремонт предоставили заниматься младшему архитектору, гражданскому инженеру А. Е. Геккеру. Стоимость полной реставрации равнялась сумме в 23 589 руб. 50 коп. [5, с. 11]. 22 - 23 июля императорская археологическая комиссия, заслушав проект реставрации мечети, постановила:

«1) разрешить покрытие мечети свин-цовою крышею и переборку полов на хорах;

2) выразить желание, чтобы окраска стен внутри здания произведена была не масляной, а клеевой краской, и притом с соблюдением старой стенной росписи, если следы таковой существуют;
3) вход должен быть устроен также с соблюдением старых архитектурных форм» [5].

Газета «Терджиман» не обошла стороной историю реставрации Хан-Джами в Евпатории. В статье под названием «В числе капиталов» говорится о том, что на ремонт ханской мечети в Евпатории было разрешено выдать 1000 руб. из ва-куфного капитала, вместо 5000 руб., заявленных по ходатайству и отклоненных министерством. Тогда же было предложено произвести ремонт из добровольных пожертвований и текущих доходов мечети, исключив небольшую сумму на содержание ее служителей [3, с. 123].

Следующую реставрацию осуществили в 1896 году. Архитектор Гек попробовал восстановить минареты, но попытка не удалась. Он смог лишь перекрыть их основания шатровой крышей, чтобы предотвратить разрушение мечети. Император разрешил расходовать из общего вакуфного капитала на ремонт Ханской мечети в г. Евпатории 7432 руб. 49 коп. Отпущенных средств, судя по всему, не хватило для реставрации памятника в

полном объеме, о чем и свидетельствовала газета «Крымский вестник» в 1897 году [6, с. 3].

В 1917-1927 годах мечеть не предавалась реставрации. Она была отдана местному населению в бессрочное и бесплатное пользование с имуществом для выполнения религиозных обрядов. Однако в 1928 году Евпаторийский исполком предложил верующим отремонтировать находящуюся в их пользовании Джума-Джами. Предложение было отвергнуто из-за отсутствия средств. В 1932 году осуществлялась реставрация, проводимая музеем, но здание продолжало разрушаться. Лишь в 1940 году была предпринята попытка полной реставрации мечети, но работу прервало начало Великой Отечественной войны. Последующие годы Хан-Джами находится в заброшенном состоянии.

В советское время мечеть несколько раз реставрировалась с целью поддержать обветшавшие здание. В 1962 г Украинской реставрационной мастерской заменены деревянные конструкции и дырявые металлические покрытия кровель и куполов, подправлены и укреплены венчающие карнизы. Началась полная реставрация Хан-Джами - по всем правилам науки, с восстановлением утраченных деталей и освобождением здания от всех позднейших архитектурных наслоений.

С 2001 года проводилась реконструкция архитектурного памятника средневековой Евпатории - мечети Хан-Джами. За 6 лет реставрационных работ на мечети Джума-Джами из государственного бюджета страны израсходовано 1млн. 722 тыс. грн. В мечети была уложена декоративная плитка, сделан частичный ремонт кровли. На установление архитектурной подсветки из городского бюджета было выделено 55 тыс. грн. Осуществлены реставрационные работы переднего западного фасада, частично восстановлен первоначальный вид здания, выложенного из камня-ракушечника.

В 2006 году установили калорифер у входной двери, а также в здании проложен теплый пол. В этом же году завершили внутреннюю реставрационную работу: побелка, вмонтирована стилизованная деревянная люстра и установлено 20 светильников. В декабре 2007 года Совет министров АРК постановил план капитального строительства за счёт бюджета страны на 2008 год. В ходе заседания была выделена квота в сумме 274 тыс. грн. на поддержание архитектурного памятника - мечети Хан-Джами. Также выявили проблемы с ливневой канализацией, которая при сильных осадках не справляется с избыточным количеством воды. В нынешнее время осуществляются работы по восстановлению фасада мечети. Во дворе Хан-Джами был построен фонтан (чеш-ме), а также за территорией мечети строится здание для омовения за средства мусульман. В ходе написания работы были достигнуты поставленные задачи. Проведена работа по поиску источников, касающихся данной темы. Изучены источники, описывающие архитектурное сооружение Хан-Джами. Основываясь на письменные источники, были указаны видоизменения памятников, усовершенствования строений, реставрационные работы по сохранению прежнего исторического вида памятника, для увеличения периода существования, были приведены инициаторы строительных работ, спонсоры, годы реставраций и указываются восстановленные части памятников.

Литература:

1. Бжишкян М. Козлов или Евпатория / М. Бжишкян // Сурб-хач. - 1996. - № 2. - С. 33-36.
2. Горчакова Е. Воспоминание о Крыме. В память столетнего юбилея присоединения Крыма / Е. Горчакова. - М., 1883. - Ч. 1. - 182 с.
3. Гаспринский И. В числе капиталов / И. Гаспринский // Терджиман. - 1890. - № 45.
4. Дело о возмещении средств, потраченных на отстройку мечети заново (после пожара) // Кадиаскерские книги Крымского ханства: исследования, тексты и переводы / трансл. с арабской графики и перевод О. Рустемова. - Симферополь: ГАУ РК «Медиацентр им. И. Гаспринского», 2017. - С. 69.
5. Кутайсов В. А. В. Евпатория: Древний мир. Средние века. Новое время / В. Кутайсов, М.В. Кутайсова. - К.: ИД «Стилос», 2007. - 284 с.
6. Крымский вестник. - 1897. - № 316.
7. Мурзакевич Н.Н. Поездка в Крым в 1836 г. / Н.Н. Мурзакевич // ЖМНП. - 1837. - № 3. - С. 625 - 691.
8. Негри А.О. Извлечение из турецкой рукописи, содержащей историю крымских ханов / А.О. Негри // ЗООИД. - 1844. - Т. 1. - С. 379 - 392.
9. Стевен А. Дела архива Таврического губернского правления, относящиеся до разыскания, описания и сохранения памятников старины в пределах Таврической губернии / А. Стевен // ИТУАК. - 1891. - № 13. - С. 33 - 54.
10. Спасский Г. Евпатория / Г Спасский // Отечественные записки. - 1850. - Т. 73. - № 11. - Отд. VIII. - С. 9 - 24.
11. Шаповалов А. Синан Великолепный / А. Шаповалов // Голос Крыма. - 1999. -Январь 29.
АРХИТЕКТУРА ХАН-ДЖАМИ РЕСТАВРАЦИЯ ЕВПАТОРИЯ architecture khan-jami restoration yevpatoria
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты