Спросить
Войти

КУРДЫ АРМЕНИИ

Автор: указан в статье

УДК 323.15

М.Т. АМИРИ аспирант кафедры политологии Востока Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова*

Курды Армении1

В данной статье рассматриваются происхождение курдов, некоторые аспекты жизни курдов на территории Армении XVIII-XIX вв., выявляются факторы, определяющие тенденции взаимоотношений курдского и армянского народов.

Amiri М.Т. Kurds of Armenia. This article identifies factors that determine the trends in relations between the Kurdish and Armenian peoples.

Происхождение курдов на территории современной Армении случилось до образования армянской государственности. Существует точка зрения, что племена курдских кочевников обитали на плоскогорье Арарата. Так, по мнению немецкого исследователя М. Вагнера, к середине XIX в. в русской части Армении жили кочевые племена курдов не только на плоскогорье Арарата, но и на юге, и на востоке

альпийских пастбищ озера Гочка, где они частично сме2

шались с езидскими кочевниками .

Еще в недавней истории курды, живущие на территории Закавзских республик, являлись подданными Османской империи и шахского Ирана. Во времена Османской империи

* Амири Майя Теймуразовна, e-mail: mayyaamiri@gmail.com

1 В этой статье курды-езиды и курды рассматриваются как один народ. Хотя на сегодняшний день многие радикально настроенные курды-езиды считают себя отдельным от курдов народом (этнической группой). Вопрос является дискуссионным (в академических кругах), до конца не изученным. Во всем мире езидов относят к этноконфессиональной группе внутри курдской общности (народа).
2 Аристова Т.Ф. Материальная культура курдов XIX - первой половины XX в.: проблема традиционно-культурной общности. М.: Наука, 1990.228 с.

курды, особенно те, кто занимались скотоводством (в большей степени курды-мусульмане) пересекали границы современной Армении в поисках новых пастбищ. У многих курдов были родственники, которые проживали в этих местах. В XVI-XVII вв. Эривань, как и весь регион, служил ареной опустошительных Османо-Сефевидских войн (Турецко-персидские войны), оказавших серьезное влияние на демографические процессы региона. Армянское население значительно сократилось. В этот же период в регион заселялись курды. Считается, что с окончанием войны 1804-1813 гг. и переходом к России Карабахского ханства в составе народов России появились и курды. Новым русским подданным, видимо, не вполне по душе пришлись незнакомые им порядки, в связи с чем имели место случаи выселения их в Эриванское ханство1.

Многие курдские поселения созданы в результате крупных миграций курдского населения во и второй четверти XIX в., после подписания в 1828 г. Туркманчайского договора между Россией и Персией2, а также в 1829 г. Адрианопольского договора между Россией и Османской империей3. Тем самым под юрисдикцию Российской империи перешли новые территории и все народы, населявшие эти земли. Они стали подданными Российской империи. Согласно этим договорам к России отошла часть территории, населенной курдами и армянами. Из районов Ирана: Салмаст, Хой, Урмия и др., а также Турции: Ван, Эрзурум, Карс и др., как курдское, так и армянское население перешло в Закавказье. В Российской империи курды беспрепятственно кочевали со своими стадами на протяжении XIX в. Во второй половине XIX в. они кочевали главным образом в Эриванском, Эчмиадзинском, Сурмалинс-ком уездах Эриванской губернии4. В 1828 г. по условиям Туркманчайского мира Эриванское ханство (в том числе и

1 В 1810 г. около 140 семейств бежали из Карабаха к эриванским курдам, жалуясь, что русские не защищают их от персиан, а берут только подати. См.: Рапорт полковника Асеева генералу Тормасову, от 15 августа 1810 г. // Победоносцева Кая А.О. Курды в истории и политике России на Ближнем Востоке в XIX-начале XX вв. Дисс. ... канд. ист. наук, С-Пб., 2017. - 168 с., с. 52. URL: https://disser.spbu.ru/files/disser2/disser/h4dn8PKZQN.pdf
2 Этот договор имел большое значение для армян, проживающих в Персии.
3 Адрианопольский договор. URL: https://histerl.ru/lectures/19_vek/adria-nopolskiy-dogovor.htm

Аристова Т.Ф. Указ. соч.

Нахичеванское ханство) вошло в состав Российской империи, была образована Армянская область1.

В период войн этническое население армян сильно сократилось, многие бежали в Тифлис. Так, например, к 1827 г. армянское население Еревана составляло всего 20%, а 80% населения было представлено мусульманами: курды, тюрки, персы. Впоследствии армянским лидерам и их российским сторонникам удалось убедить российское командование и дипломатов включить в качестве условия в переговоры с Ираном вопрос переселения армян из Персии в восточную Армению. Однако переселение мусульман в Персию было более активным, нежели армян в Армению2. Следует также отметить, что многие курды, бежавшие из современной Турции в Армению в начале прошлого века, были те курды и курды-езиды, которые проживали преимущественно в городах Карс и Ван, так как эти города являлись частью Российской империи (1878-1918), по этой же причине многие турки были вынуждены покинуть эти города и переселиться в те районы Османской империи, где проживало турецкое население. Этнический состав Карса потерпел значительные изменения, и к концу XIX в. в Карсе уже проживали курды, армяне, евреи, осетины, кабардинцы, карапапахи, греки, а впоследствие молокане и духоборы3. Из всех уголков Османской империи курды переселялись на эти территории, Российская империя для них являлась некой защитой, а особенно для курдо-езидов, которые не одно столетие преследовались, в том числе и курдами-мусульманами. Это объясняет появление курдов-ези-дов в Закавказских республиках. После подписания Карского договора в 1921 г.4 эти территории вновь оказались

1 Туркманчайский мирный договор 1828 года. Полный текст. URL: http://nik2nik.ru/node/36

Там же.

3 Карский договор 1921 года. URL: http://www.doc20vek.ru/node/4149
4 Карский договор 1921 г. - договор о дружбе между Армянской, Азербайджанской и Грузинской ССР, с одной стороны и Турцией, с другой; заключен при участии РСФСР 13 октября 1921 г. в г. Карс на конференции, созванной 26 сентября во исполнении Московского договора между РСФСР и Турцией от 16 марта 1921 г. В соответствии с договором города Карс и Ар-даган отошли к Турции. Гора Арарат также оказалась на территории Турции. Такое разграничение стало основной причиной, по которой современная Республика Армения не признаёт Карскийдоговор URL: http://www.doc20-vek.ru/node/4149

османскими, курды стали заложниками ситуации, в принципе как все немногочисленные народы, населявшие и переселившиеся туда за последние 40 лет. Уход Российской империи из этих мест оставил ее подданных в опасной ситуации. Выживание в этих городах стало главной проблемой всех национальностей, бежавших еще не так давно из других частей Османской империи для сохранения своих культурных ценностей. Некоторые семьи стали переселяться на Кавказ, но лишь те, у кого была такая возможность.

Переселившись на территорию современной Армении, курды продолжали вести свой прежний образ жизни и уклад хозяйствования (преимущественно занимались скотоводством). Соседство с армянами носило спокойный характер, так как они всегда проживали бок о бок, в том числе и в Османский период. Многие курды, рискуя своей жизнью, спасали армян от османского истребления, при этом сами также подвергались геноциду и гонениям. У армян среди курдов были друзья, которые в трудную минуту спасали их от турок. Армяне хлопотали в свою очередь за курдов и являлись посредниками между российскими военными властями и курдскими беями1. Когда начались депортация и массовая резня армян, многие из них нашли убежище у курдов. Например, в Дерсиме скрывалось около 20 тыс. армян . Курдский народ, страдая от голода, делился с армянами последним куском хлеба. Курдские беи не раз предупреждали армян о готовящихся против них действиях турецких властей3. Курдский историк Ямулки утверждал, что три четверти уцелевших армян в Анатолии «было спасено и спрятано курдами».

Образование Советской Армянской республики подтолкнуло к выселению мусульманских народов из Еревана. Ереван стал столицей АССР, многие курды (особенно мусульмане) были выселены в Казахстан, происходила христианизация населения армянской столицы и республики в целом, что являлось стратегическим ходом СССР.

Выселение курдов из Армении в 1937 году происходило в основном из приграничных сел с Турцией, так как эти территории населяли курды-мусульмане задолго до появления в Армении курдов, бежавших в начале XX в. Турки и немцы

1 Гасратян М.А., Лазарев М. С, Мгоян Ш.Х. Курдское движение в Новое и Новейшее время. М.: Наука, 1987.- 303 с.
2 Там же.
3 Там же.

были союзниками во Второй мировой войне, что могло сплотить курдов с турками, как родственных по вере народов, и тем самым представлять угрозу на южных границах СССР. В Советском Союзе курды чувствовали себя относительно неплохо, как и другие малые народы.

После распада СССР многие курды переселились из Армении, как, впрочем, и из Грузии, в Россию, а некоторые за рубеж. Распад СССР, процессы демократизации открыли доступ курдам к своим турецким, иракским и другим собратьям, т. е. курдские партии (Турции и Ирака в основном) стали активно вовлекать курдов бывших советских республик в партийную и политическую жизнь курдского народа. В налаживании связей огромную роль сыграла курдская диаспора в Европе1. Курдские общины пытались оказать максимум поддержки процессам решения курдских вопросов в Ираке и Турции. К примеру, в Армении, Грузии и Азербайджане эти общины хотели открыть консульский отдел автономной территории Курдистан, который сформировался в южном Курдистане (Северный Ирак)2. Многие стали уезжать и принимать активное участие в борьбе за независимый Курдистан. Правительства Армении и Грузии не могли остаться безучастны, но при этом каждое государство по-своему видит решение курдского вопроса, так как отношение Грузии и Армении к странам, где проживает курдское население, в частности территории Турции, Сирии, Ирака и Ирана, абсолютно разное. В этой связи решение курдского вопроса представляется невыгодным для различных сторон, а объединение курдского народа невозможным по политическим и экономическим причинам. Ведётся активная пропаганда по разъединению курдского народа, происходит разделение на курдов и отдельно на езидов. Армянское государство считает, что курды и езиды - два разных народа.

Армения имеет некоторые недостатки в своем геополитическом положении, например, нет выхода к морю. Она граничит с Грузией, Азербайджаном, Ираном и Турцией. В Армении сильно иранское экономическое влияние, в Иране проживает немало армян. Курды в Иране преследуются. С Турцией нет дипломатических отношений, с Азербайджаном длящийся конфликт из-за Нагорного Карабаха, с Гру1 Гафарлы О. Курдская диаспора на Южном Кавказе и его связи с террористической организацией - РПК. URL: www.bilgesam.org

Там же.

зией отношения сложные, хотя на первый взгляд это два христианских государства в Закавказье.

В современной Армении курды интегрированы в армянское общество. Официально, на государственном уровне признаны езиды и курды так в парламенте Армении представлены отдельно депутат от курдов и отдельно депутат от езидов.

Деление внутри курдской этнической группы в истории Армении может быть связано с отрядами хамидие1. Во временам геноцида армянского народа, хотя геноциду подвергались все немусульманские народы, только курдов-зидов было убито 400000. Армяне считают, что их преследовали и убивали курды, а езиды, проживающие в Армении, не имеют отношения к этим событиям. Однако, учитывая интересы Турции в восточном регионе на тот период, это не случайно. В Османской империи в начале 1890-х гг., после похода Зеки-Паша, внука известного советника-черкеса, чьё мнение очень ценил Абдулла Хамид II, были сделаны следующие выводы: в восточной Анатолии, где, по его мнению, было все запущено, а на той стороне московитяне во многом «нас опередили», было объявлено о формировании из курдов легкой иррегулярной конницы - хами-дие2. Полки хамидие предполагалось формировать в первую очередь в прилегавших к русской границе районах по племенному признаку3. Таким образом, из курдов хотели сделать своеобразное объединение по примеру русских казачьих формирований, которое служило бы поддержкой внешнеполитического и внутриполитического курса турецкого правительства. Создавая хамидие, султанские власти, во-первых, хотели превратить курдов в мощный военный отряд против Российской империи, а также в орудие агрессии против соседнего Ирана, во-вторых, стремились покончить с традиционными курдскими вольностями, так как на тот момент участились курдские восстания, и подчинить все племена строгому надзору турецкой администрации. «Прежде всего нам надлежит ассимилировать курдов» (говорил султан Абдулла Хамид II). Вместе с тем проводившаяся среди курдов военная реформа, по замыслу турец1 Хамидие - легкая иррегулярная конница, названная в честь султана Абдул Хамида II.

2 Гасратян М.А., Лазарев М. С, Мгоян Ш.Х. Курдское движение в Новое и Новейшее время.
3 Там же.

ких властей, должна была дать правительству мощное оружие для борьбы против освободительных движений.

Таким образом, формируя хамидие, турки могли их использовать сразу в трёх направлениях : против Российской империи, Ирана и христианского населения. Курдская феодальная верхушка взамен получила государственную службу, турецкой властью щедро раздавались чины, звания, ордена, деньги, многие из этой курдской верхушки приглашались ко двору Султана. Все это привело и к тому, что все влиятельные курды оказались в Стамбуле. Впоследствие хамидие были использованы в межнациональной розне. Это являлось политикой султанского правительства в восточной Анатолии.

Однако хамидие не смогли оправдать возложенные на них надежды, не смогли установить контроль над всеми курдами, на что так рассчитывало турецкое правительство. Курдские вожди, возглавившие полки хамидие, приобрели военную власть. Султанские власти преуспели в своей новой курдской политике, которая выражалась в подстрекательстве курдов против армян, превратив хамидие в правительственный орган для грабежа армян-христиан1. В начале 1890-х гг. этим отрядам разрешалось взимать налоги с христианского населения и мусульманского населения. Погромы организовывались турецкими военно-полицейскими властями, обеспечивая абсолютную безнаказанность погромщикам с целью ухудшения курдо-армянских отношений. Хамидие представляли наемные отряды, которые кроме перечисленных функций также занимались бандитизмом и разбоями. Частично хамидие удалось выполнить свою главную устрашающую роль, курды, армяне, ассирийцы, и все те кто преследовались турецкой властью, были изгнаны. Отношение армян к курдам во многом определяется пережитой совместной историей. Армяне до сих пор вспоминают это с болью, и достаточно эмоционально. Но политика всегда использует для достижения цели любые средства. Отряды хамидие были инструментом в руках Султана, что сильно повлияло на взаимоотношения курдов и армян.

1 Гасратян М.А., Лазарев М. С, Мгоян Ш.Х. Курдское движение в Новое и Новейшее время.
КУРДЫ АРМЕНИИ ОТРЯДЫ ХАМИДИЕ ГЕНОЦИД ЕЗИДЫ ЭТНОГЕНЕЗ kurds of armenia hamidiye genocide yezidi ethnogenesis
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты