Спросить
Войти

Ровесница октября (к 100-летию со дня рождения Н. И. Якушкиной - 10 октября 1917 г. - 12 апреля 2006 г. )

Автор: указан в статье

УДК 378.4(470.324)(092) ББК 74.58(2)

РОВЕСНИЦА ОКТЯБРЯ (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.И. ЯКУШКИНОЙ - 10 ОКТЯБРЯ 1917 г. - 12 АПРЕЛЯ 2006 г.)

Якушкин Иван Георгиевич,

доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник института физики атмосферы РАН им. Обухова (г. Москва)

Аннотация. Статья посвящена известному советскому ученому и педагогу, профессору Н.И. Якушкиной, большая часть жизни которой связана с Воронежским государственным университетом.

AGE OCT (TO THE 100 ANNIVERSARY FROM THE BIRTHDAY N.I. YAKUSHKINA - OCTOBER 10, 1917 - APRIL 12, 2006)

Yakushkin I.G.,

doctor of physico-mathematical Sciences, leading researcher of the Institute of atmospheric physics RAS im. Obukhova (Moscow)

Abstract. The article is devoted to the famous Soviet scientist and teacher, Professor N.I. Yakushkina, a large part of life which is connected with the Voronezh state University. Key words: N.I. Yakushkina, an outstanding scientist, teacher.

10 октября 2017 года исполнилось 100 лет со дня рождения профессора Натальи Ивановны Якушкиной, выдающегося ученого и педагога, вся жизнь которой неразрывно связана с Воронежем, а годы наиболее плодотворной работы - с Воронежским государственным университетом.

Ровесница революции, Наталья Ивановна, хотя и родилась в дворянской семье, была в лучшем смысле этого слова советским человеком, и ее судьба неотделима от славной и драматической судьбы советского государства. Унаследовав от родителей единственную в своем роде культуру старой русской интеллигенции, Наталья Ивановна делала все возможное, чтобы сохранить эту высокую традицию и как могла передавала ее своим ученикам.

Отец Натальи Ивановны, Иван Вячеславович, был правнуком декабриста И. Д. Якушкина, женатого на А.В. Шереметьевой. До ссылки декабриста у них родились два сына - Вячеслав и Евгений. Первый из них рано умер, заразившись во время служебной командировки в Крыму. Младший сын, Евгений, подобно отцу, отличался демократическими взглядами. Исполняя желание отца, он безвозмездно передал крестьянам свое смоленское имение. Большую часть жизни он провел в Ярославле, где служил

в земской управе и был активным участником проведения в жизнь Великой Реформы 1861 года. Одновременно он собирал материалы по обычному праву. От брака со шведкой по рождению, Еленой Густавовной Кнорринг, у него были два сына, Евгений и Вячеслав, и две дочери, Анастасия и Софья. Дед Натальи Ивановны Вячеслав Евгеньевич получил известность как крупный филолог, публицист и общественный деятель, подобно деду и отцу имел последовательно демократические взгляды. В молодости он отказался от кафедры в Варшаве, т.к. не хотел участвовать в политике русификации Польши. Как текстолог, он первый стал изучать рукописи Пушкина и Грибоедова. Значительную часть жизни он посвятил работе редактором либеральной газеты «Русские ведомости». Он женился на Ольге Николаевне фон Рутцен, дочери Николая фон Рутцена. Николай Карлович фон Рутцен хорошо известен в истории Орловского края как участник освобождения крестьян.

Второй сын Вячеслава Евгеньевича, Иван, отличался выдающимися способностями, общественным темпераментом и огромным обаянием. Поступив сначала, вслед за братом, в Петербургский политехнический институт, он затем перевелся в Москву, в Петровскую академию, т. к. считал улучшение земледелия главной задачей, стоявшей перед страной. Иван Вячеславович стал учеником академика Д.Н. Прянишникова, а после окончания учебы стал работать участковым агрономом в Полтавской губернии. Иван Вячеславович отдавал работе все свое время. Тем не менее, выросший в культурнейшей семье, он прекрасно знал русскую литературу и историю. Его женой стала Мария Федоровна Татари-нова, дочь известного общественного деятеля Федора Татаринова, друга и дальнего родственника В.Е. Якушкина. Семьи Якушкиных и Татариновых принадлежали к той части дворянской интеллигенции, которая вместе с интеллигенцией разночинной трудилась ради блага своей страны. Все члены семей Якуш-киных и Татариновых принадлежали к представителям русской гуманитарной традиции, которой, по словам знаменитого американского лингвиста Эдуарда Сэпира, была свойственна особая человечность. Вместе с тем они остро чувствовали необходимость приобН.И. Якушкина

щения к образованию и культуре всего народа и не щадили для этого усилий. Для всех этих людей была характерна страстная увлеченность своим делом, своей работой. Это были настоящие люди творческого труда.

Некоторое время Иван Вячеславович работал в Москве, у Д.Н. Прянишникова, а в начале 1917 года был избран профессором Воронежского сельскохозяйственного института. Лучшие годы жизни и творчества как самого Ивана Вячеславовича, так и его дочери, Натальи Ивановны, оказались связанными с Воронежем.

У Ивана Вячеславовича и Марии Федоровны было двое детей - Наталья (1917-2006) и Дмитрий (1923-1994). Наталья Ивановна родилась в имении Татариновых Хотетово под Орлом перед самой Октябрьской революцией. Вскоре после рождения дочери революция внесла перелом в судьбу Ивана Вячеславовича. С одной стороны, он горячо сочувствовал ее целям, включая передачу земли крестьянам. С другой стороны, он прекрасно понимал, что многое из того, о чем мечтали его отец, дед и прадед, будет надолго похоронено. Россия не получила демократического образа правления. Часть его друзей и друзей его отца погибли или эмигрировали. Поэтому в 1919 году он ушел вместе с семьей из Воронежа вслед за войсками Деникина и через некоторое время оказался

в Крыму. Там он продолжал работать в Симферопольском университете, где тогда был собран цвет русской интеллигенции. Работая деканом агрономического факультета, Иван Вячеславович должен был решать еще одну задачу - спасение студентов и преподавателей от голода. В Крыму вокруг Ивана Вячеславовича собралась блестящая группа учеников: великий селекционер А. Л. Мазлумов, будущие профессора П.И. Богдан, Б. А. Рубин, П.В. Карпенко, Н.А. Дроздов, видные агрономы Г.Б. Нейман, И.Г. Лунев. Нельзя не обратить внимания на интернациональный состав этого замечательного научного коллектива. Впоследствии его члены работали по всему пространству СССР: в Москве, Ленинграде, Воронеже, Курске, Симферополе.

В 1922 году Иван Вячеславович вернулся на кафедру в Воронеж, хотя и страшился этого. Однако, в дальнейшем в течение восьми лет продолжается самый блестящий период деятельности Ивана Вячеславовича как ученого и агронома-практика. Главной своей задачей он считал внедрение достижений агрономической науки в повседневную жизнь бурно развивавшихся в те годы крестьянских хозяйств. Как подлинный растениевод, он глубоко изучил особенности подхода, какого требует к себе каждая сельскохозяйственная культура, и пропагандировал такой подход. Особое значение он придавал продвижению на Север сахарной свеклы. В бывшем имении графа Ольденбургского он организовал образцовую Рамонскую свекловичную опытную станцию, где работали его ученики. В те же годы он создавал и свое оригинальное учение о севообороте - чередовании сельскохозяйственных культур. Время нэпа предоставляло для его работы большие возможности.

Жизнь семьи оказалась резко нарушенной в 1930 году, когда Иван Вячеславович, наряду с другими профессорами, был арестован как член крестьянской партии, выступавшей против коллективизации. Этот арест был связан с новой волной недоверия к тем, кто был представителем «буржуазных» классов, но не имел никаких реальных оснований. Некоторые материалы следствия недавно опубликованы в Воронеже. Иван Вячеславович признавал, что в годы революции он был противником большевиков и сторонником Учредительного собрания, но, начиная с 1921 года, увлеченно работал, отдав все силы на службу новой власти. Ни в какой партии он не состоял. Арест надломил Ивана Вячеславовича душевно. Особенное беспокойство вызывала судьба семьи: жены и двух детей. Хотя в те годы репрессии не распространялись на семью, она была тотчас же выселена из квартиры и буквально ютилась по углам и частично у друзей Полюта и Еленев-ских. Большую материальную помощь оказывала Марии Федоровне Ольга Вячеславовна, уехавшая работать на Украину. Сама Мария Федоровна устроилась в городе работать машинисткой. Она также постоянно ходила в тюрьму и носила туда передачи. Она приходила к следователям с маленькой Наташей, и те удивлялись, что девочка их совсем не боялась. Мария Федоровна учила дочь, что при добром отношении к людям в каждом открывается также самое лучшее.

Приговор по делу профессоров был суровым (для многих - расстрел), но затем для большинства был смягчен. В это время отношение к старой интеллигенции, как и ко всей истории России, начало меняться, и в 1932 году Иван Вячеславович без отмены приговора был освобожден по ходатайству академика Прянишникова и направлен на работу во Всесоюзный институт удобрений и агротехники, который находился на территории ТСХА. Через некоторое время Иван Вячеславович был избран зав. кафедрой растениеводства ТСХА, которой он заведовал до 1957 года. В течение всего этого периода он активно участвовал в научной и общественной жизни. Он очень много ездил по всей стране, занимаясь внедрением передовых методов ведения хозяйства. В целом, Иван Вячеславович был сторонником колхозов. Еще работая в Полтаве, он убедился в преимуществах крупных хозяйств, таких, как образцовое имение немца Кенига.

Иван Вячеславович был человеком, вложившим огромный труд в попытки усовершенствования или спасения российского земледелия. Причем этот труд не ограничивался какими-то работами и заявлениями, но состоял в непрерывном общении с массой людей, работников сельского хозяйства, которым Иван Вячеславович пытался помочь не только агрономическими советами, но и в организации хозяйств, а также, в большом числе случаев, в устройстве их житейских дел. Тем не менее, положение Ивана Вячеславовича оставалось двусмысленным, т.к. судимость с него не была снята. Ситуация снова обострилась в 1937 году. Теперь всюду искали иностранных агентов и сторонников Троцкого. Руководители сельского хозяйства, с которыми тесно сотрудничал Иван Вячеславович, Чернов и Яковлев, были арестованы и расстреляны. Всю дальнейшую жизнь он прожил под угрозой нового ареста, что и привело его к определенным компромиссам.

Детство обоих детей Ивана Вячеславовича и Марии Федоровны, Натальи и Дмитрия, проходило в Воронеже (СХИ) и Рамони, которую они всегда вспоминали с большой любовью. В Рамони они дружили с деревенскими ребятами, а в Воронеже их окружали многочисленные родственники и друзья, постоянно или временно нашедшие себе пристанище около Ивана Вячеславовича. В их числе были мать Ивана Вячеславовича Ольга Николаевна, его тетки Людмила и Варвара, дядя Александр Николаевич Рутцен, видный инженер и земский деятель, преподававший в СХИ сопромат, жена и сын Александра Николаевича, а также ссыльные и полуссыльные друзья. Воспитанием детей занималась Мария Федоровна, человек большого образования и незаурядного литературного таланта. Среди ближайших друзей молодых Якушкиных был Андрей Владимирович Поссе, сын известного литератора и общественного деятеля Владимира Александровича Поссе. После смерти матери его воспитывала старшая сестра Елена Владимировна Закс, преподававшая русскую литературу в школе, где учились дети профессоров. Андрей Владимирович потерял обе ноги, попав под поезд, и Мария Федоровна много ухаживала за ним и позже всегда относилась к нему как к сыну. Позже он стал крупнейшим специалистом в области электротехники, разработчиком линий передачи энергии на постоянном токе. Профессорский коллектив СХИ представлял в это время (эпоха НЭПа) высококультурную среду. В институте регулярно проводились литературно-музыкальные вечера, устроителями которых были М.Ф. Якушкина и профессор экономики Евгений Станиславович Полюта, прекрасный пианист. Оба они заслужили шутливые прозвища Шиллера и Шопена. Сохранилась, в частности, запись выступления Марии

Федоровны, посвященного памяти Сергея Есенина, общего любимца тех лет, независимо от социальной принадлежности человека.

Большинство профессуры СХИ принадлежало к так называемым попутчикам. Как работники сельскохозяйственной науки, они в прошлом были скорее близки к эсерам, но теперь отдавали все свои силы общему делу -модернизации России. Советская власть, к сожалению, не полностью им доверяла, но, вслед за В. И. Лениным, ценила их опыт и знания и заботилась об их материальном положении.

Наташа, ребенок, а затем подросток, воспитывалась под разными влияниями. Вместе с бабушкой она посещала церковь, а затем стала лучшей ученицей советской школы. Это было время экспериментов. Обучение велось бригадным методом. Наташа была бригадиром. Она отвечала уроки учителю и спрашивала их у членов бригады. Но главным было влияние матери, которая научила ее доброму и отзывчивому отношению к каждому человеку. Осуждая советскую власть за проявления насилия, Мария Федоровна хотела, чтобы ее дети находились в согласии с современностью и выросли советскими людьми. Она всегда подчеркивала, как много советская власть дала человеку из народа, приобщив его к лучшему в русской и мировой культуре. Она не вступила в комсомол, но увлекалась марксизмом и приобрела в основном советские взгляды, хотя, как и ее мать, осуждала репрессии.

В Москве Наталья Ивановна сначала поступила на так называемый рабфак, а затем в 1934 году в ТСХА на агрохимический факультет. Наташа считалась очень талантливой студенткой. Тетушки называли ее новой Софьей Ковалевской. В 1935 году она вышла замуж за Юрия Владимировича Вендриха, сына близких друзей Ивана Вячеславовича и Марии Федоровны. Юрий Вендрих (фон Вендрих) был потомком известной прибалтийской фамилии, представители которой служили русскому двору. Семья имела левые взгляды и после революции ей даже было частично оставлено орловское имение. Но надо было думать о судьбе выраставшего Юрия. Высшее образование для детей дворян было почти недоступно. Исключение делалось только для детей преподавателей вузов. Якушкины предложили Юре поступать в Воронежский СХИ и жить у них

на правах сына. Юра окончил институт перед арестом Ивана Вячеславовича и был направлен в Среднюю Азию. Получив кафедру в Москве, Иван Вячеславович пригласил Юрия к себе на работу, где тот стал успешно заниматься культурой сахарной свеклы.

Жил он также у Якушкиных, очень дружил с сыном Ивана Вячеславовича и Марии Федоровны, Дмитрием. Вместе они увлекались чтением советских поэтов-романтиков: Багрицкого, Сельвинского, Пастернака и мечтали о развертывающихся планах преобразования человека. В эти годы постепенно теряло свое значение клеймо происхождения, долго мучившее Юрия, и он полностью включился в текущую жизнь. Очень скоро он влюбился в Наташу. Жизнь молодых складывалась счастливо. Наталье Ивановне особенно вспоминалась поездка летом 1936 года в Алушту. В 1937 году у нее родился сын Иван. После окончания ТСХА Наталья Ивановна училась в аспирантуре в Ленинграде. В это время Юрий Владимирович, уже приобретший известность благодаря своим работам, получил приглашение в Киев. Ему очень хотелось уехать и начать самостоятельную жизнь, но Наташе было трудно расстаться с родителями.

Все планы перечеркнула война. Как говорят, многие думали, что победа будет легкой, но помнивший Первую мировую Иван Вячеславович сразу сказал, что война предстоит очень тяжелая и долгая. Когда это начало подтверждаться, Академия была эвакуирована в Ташкент. Но Якушкины не поехали, т.к. Иван Вячеславович не хотел терять связи с Наркоматом земледелия, предполагая, что вопросы производства продуктов сельского хозяйства будут иметь важнейшее значение. Юрий Владимирович, хотя и имел броню, вместе с другими тимирязевцами ушел в Московское ополчение. Наташа дежурила на крыше химического корпуса ТСХА, сбрасывая оттуда немецкие зажигательные бомбы. Митя Якушкин как раз в этом году закончил школу. Сразу после начала войны он был направлен в Саратовское танковое училище.

Между тем немцы приближались к Москве, и Якушкины уехали в Пензу, где стали жить в семье преподавателя с.-х. техникума В. С. Кузнецова. Наташа работала в это время разъездным агрономом. Никакого транспорта

не было и ей приходилось проходить пешком одной многие километры. Время было совсем неспокойное, но молодая женщина ничего не боялась, считая, что люди не могут обмануть ее безграничное к ним доверие. Письма от мужа приходили до начала октября и прекратились. Зимой стало известно, что Юрий Владимирович «пропал без вести» под Ельней в октябре. Как выяснилось позднее, он погиб 5-го октября, когда немцы начали наступление на Москву, и ополчение приняло неравный бой. Для Натальи Ивановны это было страшным ударом, и только много позже она вторично вышла замуж за И.Л. Гуна, выдающегося инженера-авиастроителя.

В самом начале 1942 года, после разгрома немецкой армии Иван Вячеславович и Мария Федоровна вернулись в Москву, а в ноябре туда приехала и Наталья Ивановна с сыном. Квартира не отапливалась, электричества не было. Обходились железной печуркой (буржуйкой, позднее замененной на большую печь), керосиновой лампой и керосинкой. Керосин в Москве, как и всюду, был самым главным продуктом. Иван Вячеславович включился в работу и предложил метод посадки картофеля не клубнем, а «глазками», которые важно было правильно вырезать из клубня. За это и ряд других практических предложений, важных не только для государства, но и для многочисленных «огородников», он получил Сталинскую премию, которую целиком передал на нужды обороны. Как и многие москвичи, Якушкины получили огород на Тимирязевском опытном поле, и Мария Федоровна с помощью родственников занималась его обработкой. К лету 1943 года Академия вернулась из эвакуации, и жизнь улучшилась, т.к. академическое хозяйство, уцелевшее, несмотря на войну, само производило многие продукты, включая дрова с Лесной Дачи.

После возвращения в Москву большинства научных учреждений Наталья Ивановна продолжила обучение в аспирантуре сначала в Институте физиологии растений, а затем в ВИУАА (институт удобрений, агротехники и агропочвоведения) под руководством профессора Е. В. Бобко. Это был ученик Д. Н. Прянишникова, соединявший в себе глубокое знание химии с пониманием потребности практики, человек высокой культуры и душевного благородства. Наталья Ивановна стала заниматься возбуждавшими тогда всеобщий интерес ростовыми веществами - стимуляторами роста. Она проводила опыты в лаборатории, в так называемых «вегетационных домиках» и на семейном огороде. Там проводились опыты на томатах, которые опылялись особым способом. Полученные ею результаты вызвали всеобщий интерес и острые дискуссии.

В 1946 году Наталья Ивановна защитила кандидатскую диссертацию и продолжала работать в том же институте. Это было время огромных материальных трудностей и вместе с тем консолидации победившего народа. Для многих символом этой победы и этого единства стала фигура Сталина. Но возникшее противостояние с Западом начинало угрожать и этому единству. Начались борьба с западным влиянием и поиски «агентов империализма». Хотя империализм действительно был страшным врагом, но удар часто был направлен не в ту сторону. Драматическим для всех работников сельскохозяйственной науки оказался 1948 год с его печально знаменитой августовской сессией. Начались увольнения биологов. Это совпало с началом компании против «космополитов». Как противник восторжествовавших взглядов, был уволен на пенсию научный руководитель Натальи Ивановны Евгений Васильевич Бобко. Наталья Ивановна в знак протеста также ушла из ВИУА и некоторое время она работала во вновь созданной лаборатории искусственного климата в ТСХА. Общественная ситуация продолжала оставаться тяжелой. Происходили аресты. Наталья Ивановна имела много друзей и откровенно обсуждала происходящее. Трагической оказалась судьба одного из друзей Якушкиных, В. А. Трохимов-ского, работника Министерства сельского хозяйства. Страстный охотник, он, едучи с охоты в электричке, застрелился из своего ружья. Самоубийство, видимо, было вызвано ожиданием ареста.

Тем не менее, перед Натальей Ивановной возник вопрос о вступлении в Коммунистическую партию. Возник он в связи с тем, что в последнем письме с фронта ее через несколько дней погибший муж, Ю.В. Вендрих, писал о том, что подал заявление о приеме в кандидаты партии, когда это создавало дополнительную опасность для его жизни. Для Юрия Владимировича его решение было не случайным. Он твердо верил в возможность пересоздания человека под воздействием коллективного труда и готов был отдать жизнь ради осуществления этой идеи. В одной из своих биологических статей он сознательно проводил параллель между человеком и культурным растением.

Для Натальи Ивановны вступление в партию было выполнением фактического завещания погибшего мужа. Все же она колебалась сделать этот шаг, но сотрудник Академии, старый коммунист Я.М. Геллерман убедил ее подать заявление. Он говорил, что борьба за коммунистический идеал остается главной задачей советских людей, а ошибки и даже преступления останутся позади. Вступление в партию заставило Наталью Ивановну поставить себя в определенные рамки, ибо, как говорила ее мать, это были «шоры». До конца дней Наталья Ивановна считала себя обязанной отвечать за свое решение и сохранять ему верность.

В 1951 году открылась вакансия зав. кафедрой физиологии растений Воронежского университета, и Наталья Ивановна была избрана на эту должность. Большую поддержку ей оказал выдающийся ученый, зав. кафедрой ботаники, член-корреспондент АН СССР Б.М. Козо-Полянский. Беседы и переписка с Борисом Михайловичем позволили Наталье Ивановне чрезвычайно расширить свой научный кругозор, включив в него общие проблемы эволюции растительного мира и теории Дарвина. С едкой иронией Козо-Полянский отзывался об «учении» Лысенко, хотя не был сторонником тех ученых, кто недооценивал влияние внешней среды. Другим выдающимся человеком, поддержавшим в эти годы Наталью Ивановну, был профессор истории И.Н. Бороздин, сохранивший входной билет на заседание Первой Государственной Думы, подписанный дедом Натальи Ивановны, В. Е. Якушкиным. Сосланный в 1930 году из Москвы в Ашхабад, а затем переехавший в Воронеж Илья Николаевич, кроме энциклопедических знаний по истории, хранил в памяти множество преданий о жизни культурной Москвы эпохи революции и НЭПа. И.Н. Бороздин и его жена Полина Андреевна стали ближайшими друзьями Натальи Ивановны. Несколько позднее Наталья Ивановна познакомилась с зав. кафедрой советской литературы, где работала П. А. Бороздина, А.М. Абрамовым. Это был высокоталантливый человек, знаток поэзии и блестящий рассказчик, поражавший порой своей экспансивностью.

Первый год Наталья Ивановна жила в семье сестры своей институтской подруги, а через год получила квартиру в профессорском доме. Воронеж понемногу поднимался из оставленных войной руин. Работа Натальи Ивановны проходила весьма успешно. Она сразу проявила как выдающийся педагог и лектор. Она умела увлечь студентов как своим предметом, так и краткими обращениями к гуманитарным и общественным проблемам. На ее манеру изложения материала в большой степени повлиял стиль К.А. Тимирязева, которого она постоянно читала. Большое внимание она уделяла индивидуальному воспитанию студентов, привлекая их к собственной научной работе по исследованию влияния ауксинов на различные культуры. Огромное значение она придавала студенческой практике, которая проводилась на знаменитой Галичьей горе и на юге области в совхозе Воробьевский. Во время этих занятий она вникала во все проблемы своих учеников, оказывая порой им и материальную помощь. Так, например, одной студентке она купила туфли на низком каблуке, необходимые для работы в поле. Из числа ее дипломников Г.С. Эрдели и В.В. Чурикова стали в дальнейшем ведущими преподавателями университета (см. также Г.С. Эр-дели и В.В. Чурикова «Учитель и друг», «Организация и регуляция физиолого-биологических процессов», вып. 19, Воронеж, 2017). Начатая под руководством Натальи Ивановны работа по изучению влияния ростовых гормонов на культурные растения продолжается в Воронежском университете до сих пор.

Произошли перемены и в личной жизни Натальи Ивановны. Она часто ездила в Москву навещать родителей, и в конце 1952 года познакомилась с И. Л. Гуном, позднее ставшим ее мужем. Илья Лазаревич Гун был переведен в эти годы с московского авиационного завода на завод в Воронеже. Это был один из замечательных людей своего времени. В период острой нужды в инженерных кадрах он был направлен в авиационную промышленность, где проработал всю жизнь. Особенно героической была круглосуточная работа в годы войны. Через некоторое время Наталья Ивановна вступила во второй брак.

Смерть Сталина явилась еще одним рубежом в жизни страны и отчасти в жизни семьи Якушкиных. Придерживаясь первоначально совершенно иных взглядов, Иван Вячеславович к концу войны признал Сталина как выдающегося руководителя, при котором Россия избежала страшной катастрофы. Для Ивана Вячеславовича, как и для его детей, главными были патриотические чувства. Конечно, преступления сталинского времени были им хорошо известны и до доклада Хрущева, но изменение общественного отношения к умершему лидеру заставило их еще раз оценить свою жизненную позицию. Ни Наталья Ивановна, ни ее брат Д.И. Якушкин (позднее видный сотрудник внешней разведки) не считали возможным отречься от своих взглядов, что многими им ставилось в вину. Сознавая трагические аспекты прожитых лет, Наталья Ивановна часто повторяла слова поэта, бывшего у Якушкиных главным семейным авторитетом: «Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман».

Все это не мешало продолжению активной работы Натальи Ивановны. Осенью 1956 года она поступила в докторантуру в Ботанический сад АН в Москве. Закончив докторантуру, Наталья Ивановна успешно защитила докторскую диссертацию, а по возвращении в 1957 году в Воронеж была избрана деканом биологического факультета. Это были годы политических и литературных дискуссий (физики и лирики и т. д.), многочисленных диспутов, где она часто выступала, декламировала стихи и классиков, и советских поэтов, таких, как Владимир Луговской, Николай Заболоцкий и молодой тогда Евгений Евтушенко.

А дома у нее собирался кружок близких знакомых: А.М. Абрамов, П. А. Бороздина, преподаватели университета А. Б. Ботникова, А.И. Немировский. Последний, талантливый историк, писатель и поэт описал эти литературные собрания в шутливых стихах. Он стал одним из первооткрывателей воронежских стихов Осипа Мандельштама и познакомил Наталью Ивановну с сохранившей эти стихи Н.Е. Штемпель. Наталья Ивановна от руки переписала эти еще не опубликованные стихи для своего сына и его друзей. Трагической для этих людей оказалась осень 1959 года, когда почти

одновременно умерли Илья Николаевич Бороздин и маленький сын А. Б. Ботниковой. Наталья Ивановна приняла самое горячее участие в горе последней и вместе с ней всю ночь металась по городу, пытаясь найти средства для спасения мальчика. К сожалению, обострившиеся со временем политические расхождения привели к прекращению отношений между двумя женщинами.

В Воронеже Наталья Ивановна проработала до 1961 года, когда по семейным обстоятельствам перешла на работу в Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской зав. кафедрой ботаники. На этом посту она проработала более 30 лет, оставаясь все тем же выдающимся ученым и педагогом, каким была всю жизнь.

Много лет она читала курс физиологии растений, но ее лекции никогда не повторяли одна другую. Не менее хорошего актера, она испытывала волнение перед каждым выступлением. Каждый год она включала в свой курс сведения о новейших достижениях науки как в нашей стране, так и за рубежом. На одном из этапов работы она подготовила и издала учебник по физиологии растений для педвузов. Продолжалось и ее активное участие в научной жизни страны. Она постоянно выступала с докладами на конференциях, была членом различных ученых советов, ездила по обмену опытом в немецкий университет в городе Галле. Как и в Воронеже, Наталья Ивановна постоянно ездила со студентами на летнюю полевую практику на базу в Крюков, где под ее руководством продолжались полевые опыты. Она использовала это время для непосредственных контактов со студентами, передавая им не только знания по биологии, но и свою общую культуру.

Но главным делом московского периода жизни Натальи Ивановны стала аспирантура. У нее каждый год появлялись новые аспиранты из разных городов страны (всего около 40 человек). За одним исключением, они все успешно защитили кандидатские диссертации, а не менее пяти из них также и докторские. Некоторые из них, как профессор Орловского университета Т.И. Пузина, стали также ее личными друзьями. В целом Наталья Ивановна проводила огромную работу по воспитанию кадров и координации научной и педагогической работы в пединститутах РСФСР Ее ученики работали и продолжают работать в Орле, Курске, Тамбове, Смоленске, Ярославле, Вологде, Тюмени, Улан-Уде и т.д. Кроме аспирантуры, Наталья Ивановна руководила факультетом повышения квалификации, где стажировались преподаватели практически всех российских педвузов. Заслуги Натальи Ивановны были оценены очень высокой для тех лет наградой -орденом Трудового Красного Знамени.

Будучи настоящей патриоткой, Наталья Ивановна тяжело переживала судьбу страны и особенно судьбу образования и науки, оказавшихся в катастрофическом состоянии в результате необдуманных реформ. Тем не менее, выйдя на пенсию, несмотря на преклонный возраст, она фактически продолжала руководить работой ряда своих учеников. Много времени она уделила также систематизации как своего архива, так и архива своего отца, оба из которых имеют не только научное, но и общекультурное значение.

Нельзя не сказать и о том, какое значение имела личность Натальи Ивановны для всех ее ближайших родственников. Она была олицетворением связи поколений, человеком старой закалки, ставившим не только общественные, но и просто чужие интересы выше своих личных. В 2004 году она потеряла своего второго мужа, с которым составляла в те годы неразрывное целое и который всячески помогал ей в технических аспектах ее продолжавшейся работы. После его кончины болезни обрушились на Наталью Ивановну. Но до последнего дня она оставалась для всех примером мужества и выдержки.

Литература:

1. Якушкин И.Г., Якушкина (Татаринова) М.Ф. Хождение по мукам... / И.Г. Якушкин, М.Ф. Якушкина (Татаринова) // БЕРЕГИНЯ^777^СОВА. - 2017. -№ 1(32). - С. 102-126.

Н.И. Якушкина

Н.И. Якушкина и Ю.В. Вендрих

С мужем И.Л. Гуном и внучкой М.И. Якушкиной

Н.И. ЯКУШКИНА n.i. yakushkina ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧЕНЫЙ an outstanding scientist ПЕДАГОГ teacher
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты