Спросить
Войти

Тысячелетний Псков. Архитектурная летопись. Историко-градостроительный очерк

Автор: указан в статье

Градостроительство и архитектура

И.И. Лагунин

Тысячелетний Псков. Архитектурная летопись. Историко-градостроительный очерк

Столица вечевой республики Земля Псковская. Сер. XIV в. -1510 год

Посады столичного Пскова

ГОРОДСКИЕ посады упоминаются в летописях неоднократно и, в основном, в связи с военно-оборонительными действиями. Сам характер этих сообщений на первых порах Столичного периода определенно свидетельствует в пользу незащищенной застройки вне городских стен (1309 года), которая часто гибла в огне или от рук неприятеля либо в результате предупредительных действий самих псковичей. Не вдаваясь в историю социальных отношений, в градостроительном плане можно определенно отметить разделение жилой части на город (за стенами), где проживала элита (со своим социальным статусом и привилегиями), и незащищенный посад. Для Лагунин Игорь Иванович - искусствовед-архитектор, руководитель Псковского представительства Ассоциации реставраторов России * Окончание. Начало в №№ 27/2007 и 28/2008

торгово-ремесленного, воинского Пскова это социальное разделение не было столь разительным, как, скажем, в Новгороде, где была совершенно иная структура социального и градостроительного разделения. В «Столичный градостроительный период» значительная часть посадских застроек на Запсковье и Полонище была защищена и поменяла свой статус на городской. Такие застройки прирастали к городу в наиболее перспективных местах, например по направлениям главных улиц-дорог. Ремесленные, загородные поселения по пожароопасным соображениям теснились к обводненным низинам (будущая Кузнецкая ул.), периферийным горкам (Похвальская Горка), приречным береговым террасам. Они обосновывались на дальних подступах к городу на Завеличье (следы производств южнее Конной ул. на верхней береговой террасе) и дальнем Запсковье (район

б. Ильинской ул.). Любой город и теперь начинает освоение окрестностей путем размещения на наиболее удобных и доступных в транспортном отношении местах вне городской репрезентативной застройки нежелательных, экологически и эстетически непривлекательных производств и служб, которые обрастают потом жильем, инфраструктурой и становятся сначала городской периферией, а потом стремятся влиться в город. В этом смысле с XIV в. ничего не изменилось. На Полонище границу посадов I градостроительного этапа определяет принципиально направление дубовой стенки «мало выше мужа» (1369?г.). За Псковой посадским поначалу было только неукрепленное ближнее Запсковье, границы которого просматриваются по археологическим данным. Следует обратить внимание на монастыри, которые, как мы хорошо знаем, обычно занимали периферийное положение по отношению к городу и его посадам. Не обозначают ли они эту границу? Ближайшим к берегу Великой на этой пока воображаемой линии был Спас На-долбин монастырь, который, очевидно, располагался на р. Великой, близ устья Псковы. Он упоминается, как уже говорилось, в связи с большим штурмом Пскова немецкими рыцарями в 1480 г. Основательно подвыпившие для храбрости немцы, «... преплывше реку межю святого Лазаря и Святого Спаса в ло-гоу приставше, хотеша на брег вылести1.» Монастырь Св. Лазаря располагался дальше по Великой (И. К. Лабутина), ближайший лог читается за Варлаамовсим углом, не ближе. Ближним по Великой был монастырь Св. Спаса. Было бы странно, если бы захватчики, штурмуя Запсковье, не попытались прорваться в незащищенное устье Псковы, а псковичи не предвидели бы такой ход событий. В П1Л читаем: «... а иную снеку изсекоша псковичи под святым Спасом Надолбина монастыря, а немец в тое снеке изсекоша 30 человек». Так, вероятно, и случилось. Монастырь был над рекой, возможно в самой излучине устья Псковы. Дальше от берега, за Званицей напротив Спаса и теперь стоит монастырский храм Воскресения со Стадища. Еще дальше и несколько южнее Ильинский монастырь с Мокрого Луга, но он оказывается внутри воображаемой территории и не вписывается

в линию. Если ее продолжить, мы пройдем мимо тех раскопов на Школьной, где археологами уловлена граница жилой и загородной территории. И выйдем к Пскове в районе ц. Богоявления, которая могла иметь первоначально иное, придорожное назначение, к Бродам. Как раз напротив угловой Кстовской башни Среднего города. Здесь долина Псковы сужается, здесь легче защищать внутригородскую часть русла реки. Следует обратить внимание на Жирковский всход к Ю-З от храма (И. К. Лабутина) и его продолжение (Мощенка?). Здесь тоже есть монастырские подворья, но они имеют позднейшее и, возможно, иное происхождение. Круговое уличное направление примерно по указанной трассе от Псковы до Великой (с разрывами) читается на плане 1740 года. Оно выходит к Званице и Г довской дороге (старая северная дорога?) у площади вокруг Воскресения со Стадища, а к берегу Великой сразу за устьем Псковы, в районе арочных ворот в стене. Сама Званица по планам имела несколько иную трассировку и подходила к Варлаамовским воротам ближе к устью Псковы, как раз мимо предполагаемого местоположения Спасского монастыря. В таком случае именно это круговое направление, которое могло происходить от ближних Бродов (от старой Гдовской дороги), стало границей Ближнего Запсковья - посада на заречной территории. Имело ли оно первоначальные укрепления, неизвестно, потому что надолбы в названии Спасского монастыря, судя по его предполагаемому местоположению на большой северной дороге, близ устья Псковы, могли иметь и локальный, придорожный характер, защищая главный подъезд к городу с севера. И все же круговое направление улиц, о котором шла речь, нельзя оставить без внимания. Ее направление рисует идеальную сегментную конфигурацию крепости на правом берегу Великой с внутригородским руслом реки Псковы. Учитывая события 1368/69 г., когда немцы пожгли посады на Поло-нище и Запсковье, ответное строительство укреплений будущего Среднего города на II градостроительном этапе, оно может претендовать на гипотетическую линию начальных укреплений Запсковья к. XIV в.

Характер застройки и планировки Запсковья XIV в. изучен недостаточно. Можно отметить, что дальнее Запсковье не было освоено вообще. Ближнее в периферийной части имело освоение отдельными пятнами. Как наиболее активную посадскую территорию следует признать прибрежную зону, прилегающую к Пскове, на ее верхней террасе - от ц. Богоявления (Мощенки, Жирковско-го всхода) и до устья р. Псковы. Ей соответствовали два главных уличных направления

- Богоявленской улицы и более поздней Зва-ницы. Запсковье после запустения к. XIII в. развивалось медленно. Только после строительства нового Большого Запсковского моста в к. XIV в., на II градостроительном этапе это развитие активизировалось. Главной на Запсковье безусловно стала новая улица Зва-ница. Примостье становится общественным и крупным торговым центром. Очевидно, активизируется застройка и по Богоявленской улице. А направление старой дороги от Бродов постепенно теряет свое значение северной дороги и остается по позднейшим планам началом С-В запсковской дороги, начинавшейся от Образских ворот3.

На Полонище процесс приобретения статуса городской территории на протяжении Столичного периода завершился для нового Застенья. Для остальной территории он так и остался незавершенным. Эта часть оставалась укрепленным посадом. Завеличье, и развиваясь, в силу незащищенности, сохраняло посадский, частично слободской, статус предградья. Ситуация значительно менялась в силу тех же военных бедствий. Поэтому статус всех этих застроек для градостроительного ансамбля не так очевиден. В целом, предградье создавало своеобразное, свободное, согласованное с рельефом местности и трассами загородных дорог обрамление жесткому рисунку городских укреплений.

На I этапе посады в междуречье находились непосредственно за стеной посадника Бориса. Сразу после ее строительства произошло формальное закрепление городской территории, вне которой очень быстро начинает развиваться система огородов, выгонов, пахотных участков, прорезанных загородными дорогами. Она быстро обживается хозяйственными, придорожными, производственными

постройками, а вскоре и жилыми слободами и посадами. Активнее застраиваются направления основных дорог - северной (Запсковье), восточной («петровские суседи»), южной (продолжение и развитие Опоцкого конца), новой восточной (направление Трупеховской улицы, очевидно, связанной с ремесленными производствами, пожароопасными либо «антисанитарными», например - кожевенными производствами). Далее, на окраине посадов строятся и развиваются загородные монастырские ансамбли, монастырские слободы.

Письменные известия отрывочны, археологические материалы дают лишь некоторое представление о развитии посадских застроек за стеной 1309 г. «В лето 6876(1367/1368)... рать немецкая прииде ко Псковоу, на память святыя первомученици Феклы, и пожгоша посад весь и Запсковье...4». Или: «В лето 6876... на Борзе рать немецькая прииде к Пскову, месяца септеврия в 24, и пожгоша Запсковие и Полонище, едину нощь стоявшее и тоя же нощы до света отбегоша...5». В этих двух летописных сообщениях об одном событии посад и Полонище - синонимы. Поскольку стена 1375 г. закрыла весь посад, Полонище как посад, могло ограничиваться территорией будущего Нового Застенья. Археологические раскопки непосредственно за стеной 1309 г. обнаружили остатки деревянной срубной застройки 1335 - 1370 гг. (5-й ярус, пласты 15176), развитие которой, очевидно, было прервано упомянутым нападением и пожаром. Состояние остатков и площадь раскопов не позволяет реконструировать эту застройку. Неизвестно, совпадало ли местоположение ц. Бориса и Глеба, о знамении в которой сообщается под 1343 годом, с известным более поздним храмом 1433 г.7 В противном случае, можно было бы предполагать, что посады имели свои приходские храмы. Но таких достоверных сведений нет. «В лето 6883(1375). При велицем князи Дмитреи, а при псковском князи Матфеи, при посадниче Григорьи Оста-фьевиче, псковичи заложиша четвертоую стеноу плитяноу, от Псковы реки до Великои реки, подле старои стенке, что была стенка с дубом, мало выше мужа около всего посада8». К концу I этапа, таким образом, все посады в междуречье были прикрыты стеной 1375 года и статус застройки изменился на городской.

Сложнее ситуация на Запсковье, статус которого в сообщении 1368 г. тоже следует читать как посадский. Оно упоминается в одном ряду с посадом на Полонище, но этим термином на то время нигде больше не называется. Целый ряд топонимов («Сенная нива», «Мокрый луг», «Стадище», «Коровья гридница») заставляет подозревать эту часть пригорода в сельскохозяйственном уклоне основной деятельности. В 1369 г. немцы стояли под Псковом 3 дня и убили несколько псковичей «за Псковою на поли» (ГОЛ,), где они также могли заниматься полевыми работами или пасли скот. Завеличье как жилая часть города впервые определенно упоминается под 1348 г.: «В лето 6856. Немцы... приехавше подо Псков, пожгоша Завеличье и, много зла починивши... 9»

II этап Столичного периода начинается с возведения каменной капитальной стены 1375 г. вокруг всего посада, строительство которой положило начало мощной крепости т.н. Среднего города Пскова. Строительство стены очень быстро изменило статус б. посадской территории на городскую, вызвало строительную активность в Новом Застенье. Но не только. Так же, как после возведения стены посадника Бориса, новая городская стена вызвала развитие пригородов, нового предградья. Посад около града упоминается уже в сообщении о пожаре Пскова 1386 г.10. Археологические материалы Трупеховского

II раскопа 2005 г. красноречиво свидетельствуют о процессе городского строительства внутри новой городской стены, на бывшей неукрепленной территории: «...Первое строительство относится к рубежу 70 - 80 гг. XIV в. То есть дворовая застройка появляется сразу после строительства крепостной стены Среднего города 1375 г. Частокол кон. XIV в. разделял два двора, раскрытые в раскопе... Эта граница оставалась неизменной на протяжении XV в. ... Определяющим для датировки периода первоначальной застройки участка является частокол, разделивший участок на два двора.Разброс дат

- от 1373 до 1378 гг. ... полученная поздняя дата данного частокола позволяет сделать вывод о том, что строительство на этом участке проводилось сразу после взведения стены 1375 г. и, соответственно, вхождения

данной территории в городскую... Здесь на уровне 18 - 19 пластов раскрыты конструкции сруба... и настилов... Для сруба получены даты, относящиеся к рубежу 14-15 вв., для настилов - разброс дат 1382 - 1400 гг. ...11 » Такой слаженной и перспективной сплошной застройки на посадах ожидать не приходится. Да и сведений о ней совсем мало. Под 1426 г. в П3Л есть очень интересное сообщение: «В лето 8934... Тоя же весне... не на долже времени, за оумножение грех наших, бысть пожар на посаде, за ровом оу Троупехове оу-лици много погоре дворов, месяца июня в 5, и бысть им оубыток велик, мало бог оублюде град...» И далее: «... псковичи видевше, что Витовт челобитья их не приа, ожгоша посады своя...12» Это была излишняя жертва. Витовт, в жертву которому были принесены посады, на Псков не пошел.

Не исключено, что последний опасный конфликт с литовским великим князем, который устремился на своего давнего врага Новгород Великий, и со своей ужасающей пущищей «Галкой» и мастером Николой через два года осаждал Порховскую крепость, заставил псковичей предусмотрительно защитить посады на Полонище дополнительной временной предполагаемой линией укреплений. Ее фрагмент обнаружен в 2006 г. (см. выше). Особенностью Пскова становятся защищенные острогами посады на Полонище, вне каменных городских стен, которые так и не получили в « Столичный период» городской и кончанский статус, но значительно отличались от простых неорганизованных посажан своей все более мощной (сотенной?) организацией. В 1465 г. посажане «своим запасом» строят большую деревянную стену Окольного города. Воинские и ремесленные слободы в Пскове не упоминаются на данное время. Ремесло и воинские занятия были главными для псковских посажан. Потому так легко и принимались решения о сожжении посадов, ведь там жили служивые люди. По данным археологии, освоение территории Полонища происходит рано. Например, в районе ул. Детской оно произошло не позднее рубежа XIV - XV вв. (правда, нужно отметить, что массовые находки относятся здесь к XVI в)13. Известен двор напротив Старого Вознесения, который сгорел в пожарах 1433 г.

Интересное сообщение, которое подводит своеобразный итог посадской жизни на Полонище II градостроительного этапа, датировано 1466 г.: «В лето 6974. Бысть пожар Полонищо погоре за согрешение наше; а загорелось от кузницы в Коузнецкой оулице, а горело день и нощь по Троупеховоу улицу да по монастырь по Рожество христово, а церквеи погоре 11. Мор варлаамскои. Того же лета бысть мор во Пскове: мряхоу моужи и жены и малыя дети, и по пригородом и по волостем; да и церковь поставили на Звани-цы во имя преподобнаго Варлаама, и свершили и освящали и литургию пели священники и дьяконы...14». П3Л: «В лето 6974... Того лета посла бог иноу казнь на моужи пско-вичь: загорелося в Коузнечкои оулици, а от Климяте от коузнеча, от Сесторикова, пред заоутренею; и погоре все Полонища и до Рожества святого до монастыря, и церкви погоре 12; а горело от Великиа реки по Ло-ужкии костер и оттоле ко Пскове реке; бог оублюде и святая троица: в том месте пере-меташе хоромы и до Поля, месяца иоуниа в 6 день, на память святого священномучени-ка Дорофея, епископа тоурскаго... Того же лета свершиша церковь каменоу на Романове горе, Похвала святеи богородици...15». Хотя сообщения датированы годом после возведения внешней деревянной стены 1465 г., но застраивалось Полонище не в один год, а сама по себе стена не давала посадам городского статуса. Упоминание пожара, возникшего в Кузнецкой улице от кузнеца Сесторикова, которое подтверждается наименованием ц. Св. Анастасии «в Кузнецах», говорит об образовании на посаде компактных ремесленных застроек. Подобное поселение литейщиков образовалось, вероятно, на Похвальской Горке, также отмеченное своим приходским, а потом и соборным храмом Похвалы Богородицы. Литейщики и пушкари были элитой ремесленно-сотенного населения. Участие псковского князя, посадников и всего Пскова становится понятным не только в связи с моровым характером постройки: «В лето 6950(1442) ... Тоя же зимы в Пскове был мор велик зело... И князь Александр Иванович (Федорович. - И.К. Лабутина16) и посадники, и весь Псков поставиша церковь в един день на Романихе Похвалоу святеи богородици;

в теи день и литоургию свершиша священники17.». Князь имел самое непосредственное отношение к сотенно-ремесленному населению города. Приходское строительство начиналось с событийных моровых храмов, но отвечало развитию посадских застроек. Варлаамский храм на Запсковье, тоже моровой, мог быть приходским для посажан, занимавшихся иными занятиями - например, заготовкой сельскохозяйственной продукции и скотоводством (рядом находился, например, «Леонтиев огород», «Коровья гридница» - общественный пункт сбора скотоводов?). Коневодство оставалось одним из важнейших и обязательных воинских занятий. Не в меньшей степени посажане Запсковья были причастны к ремеслам огненных профессий и к оружию (см. ниже). Строительство приходских храмов на незащищенных посадских территориях не могло активно развиваться на фоне пожаров и разорения врагом. Их роль отчасти выполняли, наверное, пригородные монастыри и городские храмы. Некоторые (ц. Богоявления со Кстовы, 1397; Василия на Горке, 1375 - 77) строились прямо у новых городских стен, со звонницами на стенах и башнях, чтобы обслуживать и обеспечивать небесную защиту не только горожанам, но и населению прилегающих посадов. В обоих случаях мы знаем по другим источникам активное развитие посадов за стенами в районе указанных церквей. Потом эту роль выполняли собственные приходские храмы посажан. Характерно, что близ ц. Богоявления со Кстовы на посаде выстроена тоже ц. Богоявления: «В лето 6952(1443, 8 сентября заключен мир с князем местером в Риге на 10 лет). Того же лета поставиша две церкви, едину в Бродех Богоявление, а дроугоую на Завеличьи Оуспение святеи богородици...18». Освящена 1 ноября 1443 г. Ее строительство последовало на другой год после возведения каменного придела к кстовскому храму. Между этими событиями просто напрашивается связь (одни и те же заказчики?). А также предположение, что новая церковь просто заменила для прихожан-посажан внутригородской храм. Это, по нашему мнению, должно было произойти после укрепления посадской территории - после возведения временной промежуточной линии

укреплений Окольного города (направление ул. Некрасова). Хотя на этот этап, на близкие годы приходится строительство и некоторых каменных храмов на незащищенных(?) посадах: «Того же лета (6912-1403/1404). свершена бысть ина церковь камена иже во святых отца нашего Николы на Взвозе...19». Эта церковь строилась во время мора, как скудельная(?), напротив Спасо-Мирожского монастыря, рядом с Покровским монастырем и, наверное, под их покровительством (монастырская слобода?). Строительство Успенского храма на Завеличье - главного посадского в этой опасной части города - имело иное значение. Он должен был стать духовной защитой постоянно существующего, несмотря на периодические разорения, окологородско-го поселения. Некоторые исследователи допускают и здесь существование укреплений ко времени строительства каменного храма. Но об этом нет сведений. Во всяком случае, строительство приходского храма говорит об определенном городском, посадском статусе территории, который получил свой центр градостроительного развития. С XIV в. как и в древности, застройка на Завеличье, неоднократно упоминающаяся в связи с военными бедствиями, получила полное право называться посадской. Этот термин летописцами применяется в сообщении под 1503 г.: «В лето 7011. Прииде местер... хоупучися, со всем замышлением и с поушками, того же месяца в 6 день, а пришли во утре на втором часу на Завеличье; и псковичи сами за-жгоша посад на Завеличье.20». Об этом же свидетельствует и такое красноречивое сообщение: «... Того же лета (1417) повеле посадник Федос и всь Псков намостити боуе-вище и около церкви святыа Троица, и тын отыниша около церкви. И посадник Микула и псковичи повелеша мастером намостити мост вонъ стене Великоую оулицоу, а дроу-гую на Завеличьи Изборскую от Паромя-ни21». С 1463 г. эту часть города соединял постоянный наплавной мост. С XIV в. районе Паромяни и Изборской улицы возрождается посадское поселение22, которое в XV ст. распространяется на верхнюю береговую террасу реки Великой на запад (теперь известно, что до ул. Г орького), на юг, по направлению Изборской улицы23 (южной границей, оче-

видно, служило направление улицы с прилегающей застройкой) и на север, до второй западной дороги (второй Изборской?), которая шла от Ольгинской часовни в поле, мимо Ильинского монастыря. С западными планировочными направлениями, очевидно, произошло следующее. Изборская улица маркирует направление древней западной дороги на Псков, которая, судя по названию, шла от Изборска и выходила к реке Великой по берегу засыпанного ныне оврага (раскопки Б. Н. Харлашова). До сооружения наплавного моста дорога выходила к реке значительно севернее, там, где удобнее по зимнику спускаться на лед Великой. Перевоз по воде был ближе к Ольгинскому мосту. Это косвенно подтверждает место переправы в городской части - Власьевский спуск. Таким образом, мы имеем дело с древнейшими местами переправы, ибо дорожная связь с Изборском для Пскова, скорее всего, изначальна. Но отправляться из города на запад, к тому же Из-борску с обозами было удобнее по зимнику от Власьевского спуска к низкому берегу на Завеличье почти в створе Коммунальной улицы. Там, по предположению историка проф. Ангерманна (ФРГ)24 были сосредоточены позднее зарубежные торговые дворы. Древнейший перевоз по воде на Завеличье выходил почти напротив Власьевского спуска, к низкому берегу в районе Ольгинской часовни, которая отмечает начало летнего пути на запад и одного из направлений зимнего пути (не позднее XII в.). Переправляться против течения, возвращаться на Изборскую дорогу было неудобно. Обе западные дороги сходились не так далеко за городом (в Крестках?25 Либо у места часовни Владычного креста) в одну. Глубокое и широкое русло Каменки перекрывало возможность более северного направления пути на запад, вплоть до самого устья Великой. Существовало отсюда, наверное, с древности, и северное ответвление к самому устью Великой и Псковскому озеру, но оно имело региональное значение. С организацией постоянной мостовой переправы через Великую роль естественного центра застройки окончательно закрепилась за Пароменьем, что немедленно должно было сказаться на планировочной структуре посада. Начальные участки западных Изборских

дорог также должны были закрепиться за новым градостроительным центром. Поселения, связанные с ними, отмирают еще ранее и не возрождаются. Если в развитии Запсковья сохраняется и на посадской, и на кончанской стадии второй древний градостроительный центр (Богоявленского конца) в районе древних Бродов, то развитие нового посада на За-величьи происходит теперь моноцентрично, из единого центра, связанного транспортными узами с городским Торгом. Древние монастыри на Завельчье остаются загородными.

Предполагаемая внутренняя, неизвестная по источникам и археологическим данным линия временных укреплений, защищавшая ближнее Запсковье, которую следует отнести ко II этапу, тоже не могла сразу изменить посадский статус этой части города. Но создала предпосылки для формирования кончанских организаций, которые развиваются стремительно. Запсковье, которое находилось в столь удобном и близком от центра города месте, со строительством постоянного моста стало золотым резервом территории, притягивающим к себе активную часть населения. Оно быстро развивается как кон-чанская часть города и перестает быть посадом к концу II этапа. Дальнее Запсковье, даже огражденное, остается посадской территорией: «... последующие раскопки на Запсковье... 26подтвердили высказанные наблюдения... участки Запсковья, тяготеющие к берегу Псковы, к 11-12 вв. уже были освоены, а освоение более удаленных... лишь с конца 1516 вв. И даже среди этой застройки имелись значительные участки, занятые лугами, садами и огородами, так называемой «зоной обитания» 27... В площадях раскопов... следы кузнечного и бронзолитейного ремесла, большое количество (по сравнению с раскопами в других частях Пскова) предметов вооружения и снаряжения коня, разнообразные вещи западноевропейского происхождения...28».

Существенные изменения в городском ансамбле происходят на III этапе

«Столичного градостроительного периода», после возведения в 1465 г. деревянной стены Большого Окольного города, охватившей и Запсковье. На Полонище, по всей территории включая периферию, по археологическим данным, начинается формиро-

вание застройки, следы которой встречаются повсеместно29. Застройка обнаружена за ул. Некрасова в районе ул. Воровского (1991) и Подзноевых палат (2006). В последнем случае выявлены остатки городской планировки ХУ-ХУШ вв. традиционно ориентированной на трассу ул. Некрасова (Яковлева Е.А.). В ходе «...архитектурно-археологического исследования крыльца Поганкиных палат в нижележащих слоях, относящихся ко времени до постройки палат, открыто два горизонта пожарищ с остатками сгоревших деревянных построек и следами частоколов, разграничивающих дворовые участки. Эти напластования относятся к ХУ-ХУ1 вв.30». Плотная застройка была в районе ул. Никольской/Ивановской (Гоголя, 39-2006). О принципиальном изменении статуса Полонища говорит и следующее событие: «... Того же лета(1466) свершиша церковь каменоу на Ро -манове горе, Похвала святеи богородици...31». Сразу после строительства деревянной стены

1465 г. на Полонище строится настоящий каменный приходской храм для местного населения. Как уже говорилось, это население не было простым. «В лето 6993(1485). посла-ша от молодых людии Перха с Полонища и с ним Лакомцова сына с Запьсковья к великому князю бити чолом...32: «Далее написано и зачеркнуто: « из Городецкого конца».33»). И.К. Лабутина, обратившая внимание на сноску, посчитала возможным распространение Го -родецкого конца на Полонище34. Перх с Полонища от молодых (черных) людей упоминается еще как предводитель дружины. Перх мог представлять все более авторитетных посажан, псковскую дружину и сам быть сотским. В его сотню входили, в основном, по-сажане, жители Полонища. В дружине могли участвовать жители Городецкого конца, но это название вычеркнуто сознательно, чтобы посольство было чисто посадским, более близким к воинской, сотенной организации, которую в конечном счете возглавлял сам Великий князь. Первое боярское посольство 4-х посадников от городских концов окончилось неудачей. И было специально направлено новое, от недовольных молодых людей «молодых» городских территорий, от посажан. Косвенное подтверждение как одной из важных функций воинского, сотенного стату-

са защищенных посадов, сообщения о размещении там союзных войск. 1481 г.: «В лето 6989... И приехаша новгородцкие наместники с моужи новгородцы, месяца генваря в 16 день, во Псков, Ярослав да князь Иван Боулгак с силою московскою, а всеи силе московскои 20000, и приехаша во Псков месяца февраля в 14 день; а жили во Пскове неделю... А стояла сила великого князя по всему Запсковью, а новгородцкая сила по всему Полонищу стояла 6 недель...» Стояли зимой, наверное, по дворам, хотя свободного места еще хватало. Посады и посажане упоминаются в летописях в самом начале этапа, под 1465 г., как полноправные в принятии и исполнении решений жители города, которые вместе с горожанами «.. .здумавши и заложиша стену древяную на Полонищи...; а делаша посажани сами своимъ и запасом.35». В сообщении П3Л названы, конечно, и князь псковскои и посадники, без которых решение быть принято не могло, но роль посажан обозначена очень определенно. Так же, как еще недавно на Запсковье, посады на Полонище приобретают стабильную планировку и застройку, формируется полноценная городская среда со своими локальными центрами, в защите которой заинтересованы в первую очередь посажане, способные вести масштабные строительные работы своими силами и средствами. При этом из стратегических соображений город и его военная организация должны были защитить немалую и недостаточно освоенную территорию. В

1466 г. во время мора каждый конец устроил себе моровые скудельницы на посаде (на позаде), поскольку свободного безопасного места хватало36. Но ситуация стремительно менялась. В 1503 г. , когда немцы зашли вброд с юга, со стороны Полонища, куда они по-гании не бывали,. ожгоша псковичи около Полонища посады и Гримячюю гороу., то есть новые посадские площади, и вынуждены были прикрывать новой деревянной стеной посадские территории около Полонища и Бродеи, на дальней городской периферии. После строительства в 1482 - 84 гг. каменной стены вокруг Запсковья эта часть города окончательно превратилась в городскую. Ближнее Запсковье переживает период свободного заселения всей прибрежной

территории кончанским населением (жилье, кустарные производства). На дальнем только начинается освоение, причем, как уже говорилось, застройка, например Ильинской улицы, ремесленниками более похожа на посадскую. Возможно, концы и посады на Запсковье, как и на Полонище, сосуществовали.

Особая территория города - Завеличье. Она тем более может считаться посадской, воинской и ремесленной, а также торговой как в древности, так и в позднейшие времена. Завеличье неоднократно упоминается в связи с размещением больших союзных войск. В 1473/74 г. , «в лето 6982. (для войска великого князя Ивана Васильевича во главе с великим князем Даниилом). подворье. ослобонили, все Завеличье выпрятали, где никоторомоу боудет пригоже; и прииде сила князя великого во Псков кои же на свое подворье. князеи единых 22. И бе Псковоу притоузно от них исперва велми: начаша бо они чинити над псковичи силно, а иное собою всячиноу у пскович грабити, бе бо с ними и Тотар тако же приехало много.начаша к ним на Завеличье по чередам вожити ис коньчов.37». Завеличье превратилось в большой военный лагерь союзного войска, небезопасного для самих псковичей: «.и сташа станы по всему Завеличию». Таким образом, посады страдали не только от огня и неприятеля, но и от союзных войск. И тем не менее развивались.

В 1480 г. станом на Завелицком поле, предварительно выжженном псковичами, встали уже вражеские войска ливонцев, которые неоднократно опустошали эту часть города. Т о же повторилось в 1503 г. , во время Ливонской войны, когда Завеличье впервые названо посадом. Но на этот раз «.псковичи, помолившеся святеи троицы и вышли проти-воу их на Завеличье со жолныри, и почаше с ними битися псковичи и жолныри с пищаль-ми... А стояли на Завеличьи один день.38». Псковичи отчаянно защищали городскую полноправную посадскую территорию со своим приходским храмом и монастырями. Им было что защищать. Начиная с XIV в. в районе Примостья существовала постоянная усадебная застройка, в том числе с крупными, огражденными частоколами усадьбами, и существовала не одна только Изборская ули-

ца39. Центром застройки служил приходский Успенский храм с Поромени. Были живы и древние монастыри, в которых тоже продолжалась жизнь.

В 1510 г., после «Псковского взятия», посады, еще достаточно свободные для заселения, сослужили важную службу для коренных горожан. Великий князь приказал выселить всех псковичей из Среднего города. Элита была отправлена в другие города, а основная часть горожан начала осваивать бывшие посады. Но это уже другая история.

Слободы - ремесленные или служилого населения на данный период по источникам неизвестны. Не упоминаются и

монастырские, которые должны были существовать. Косвенно об этом можно судить по размещению войск при монастырях: «В лето 6982(1475) ... Того же месяца, генваря в 5 ка-ноун Крещение в среду, приехала ко Псковоу сила новгородская в помочь на Немци... И Псков им подворья дал оу святого Спаса на Мирожи и по иным манастырем...40» Не храмы же и кельи отдавались под постой войск. К сожалению, эти сообщения не отличают подробности, но по более поздним источникам хорошо известно, что монастырский комплекс включал ряд хозяйственных строений (амбары, солодежни, гумна, кузни - все необходимое для жизни общины). Монастыри побогаче имели и гостевые кельи, а позднее и гостиницы для паломников. Обособленных поселений социальных воинских или ремесленных групп населения, кроме посажан, о которых уже говорилось, мы не знаем. Это явление следует отнести к «Московскому периоду».

Зато инженерные сооружения и производства, такие как речные пристани, мосты, мельницы, кузницы, которые уже упоминались выше, широко известны. Они составляли заметный комплекс городских и пригородных строений, а мосты даже играли значительную, доминантную роль в речных панорамах. Названные инженерные и производственные строения, и не только речные мосты, пристани и городские мельницы, как правило, приурочены к топографии города. Важнейшую роль играли мосты или паромные переправы. Можно выделить строительство постоянного Большого Зап-сковского моста, который сыграл немалую

роль в истории псковского градостроительства. 1387/88: «В лето 6896... Того же лета и мост поставиша новый на Пскове...41 ». Не совсем понятно, что имел в виду летописец под словом новый - первое упоминание постоянного моста, возобновление прежнего или перенос его на новое место. Васильев и Янсон в книге «Древний Псков» подсчитали, что этот мост, который с первого летописного упоминания стал постоянным, ремонтировался и строился заново каждые 20 лет в 1412,1435,1456,1484 гг. 42 Постоянным был и наплавной завеличенский мост, который связывал центральную, деловую часть Пскова с Завеличьем. Оба моста играли столь заметную роль, что положили начало и дали название центрам застройки и главным приходским храмам заречных жилых районов города - Примостью на Запсковье и Пароменью на Завеличье. Да и сами эти мосты, строительство и возобновление которых остается в поле зрения летописцев, были значительными инженерными сооружениями, важнейшими коммуникациями и выразительными элементами городского пейзажа. Нередко Псков приглашал наемных строителей для сооружения этих общественных строений. Менее заметными, но не менее важными с самой глубокой старины были лавицы через Пскову, которые еще недавно украшали город и привносили в пейзаж элемент замечательного историзма. Лавицы и позднее нередко связывались с мельничными плотинами и строениями, что, конечно, необыкновенно обогащало общую речную картину. Пристани и причалы, о которых известно мало, как и позднее, должны были служить катализаторами хозяйственной активности. В летние сезоны вокруг них кипела жизнь, собирались речные и озерные рыболовецкие, торговые, грузовые суда, шла погрузка-разгрузка материалов, продовольствия,

товаров. Такие пристани были разнообразны. Они могли быть, как и в более поздние времена, в районе мостов, в удобных бухтах на Завеличье, на всем судоходном протяжении Псковы. Под 1517 годом упоминается Рыбный Торг на Пскове под кремлем43. О нем не говорится, как о новом. Очевидно, он сохранился от вечевого периода и еще более древних времен. Это соответствует подко-

вообразной композиции торга городов мысо-вого типа. Этот торжок имел свою историю. Некогда, бывший прямым продолжением городского торга под кремлем, он обособился и оказался за городом после возведения ка -менных береговых стен 1309 и 1375 гг. (потому, наверное, и не был затронут при разорении главного городского торжища во время «Псковского взятия»). Косвенным подтверждением существования причалов на Пскове может служить Радчин всход на кромский холм от Псковы (упом. в 1400/1401 г.). Предреволюционные изображения этого торга с причалами и торговыми складами, наверное, не столь сильно отличались от картины средневекового приречного торга. Главное отличие его было только в том, что в «Столичный период» он был, фактически, пригородным. Рыбный торг находился под городом, вне его неприступных стен. Русло Псковы не было закрыто для любых судов. Первоначально причалы возникали в тех местах, где сам рельеф берега обеспечивал соответствующие удобс?

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты