Спросить
Войти

ХРАМ В СЕЛЕ ПШОУХУА

Автор: указан в статье

Problemy istorii, filologii, kul&tury Проблемы истории, филологии, культуры

1 (2019), 227-237 1 (2019), 227-237

© The Author(s) 2019 ©Автор(ы) 2019

Б01: 10.18503/1992-0431-2019-1-63-227-237

ХРАМ В СЕЛЕ ПШОУХУА С.М. Саканиа1, Г.В. Требелева2

1 Абхазский институт гуманитарных исследований Абхазской академии наук,

Сухум, Абхазия

zaza37273@mail.ru

2 Институт Археологии РАН, Москва, Россия

trgv@mail.ru

Аннотация. Храм Пшоухуа представляет собой остатки стен прямоугольного сооружения с полукруглой вписанной апсидой. Наружные размеры памятника: ширина - около 11 м, длина с притвором - 13 м. Ширина основного зала - 4,2 м, длина вместе с апсидой - 8,4 м.

К основному нефу с юга и с севера пристроены отдельные помещения разных размеров: северная пристройка по длине короче южной, а южная равна основной длине храма. Стены и церкви, и пристройки сильно разрушены. С запада к церкви пристроен классический открытый притвор с каменными скамьями вдоль южной и северной стен. Храм и его пристройки возведены из бута с двусторонней облицовкой известняковыми блоками и плитами.

Внутри сооружения по всему периметру сохранились каменные скамьи. У входа в притвор археологами был обнаружен массивный блок в виде пятигранника, на плоскости которого контррельефно дано изображение креста.

Археологическая работа, которая пока еще не завершена, выявила, что храм страдал от огня как минимум два раза. Притвор к церкви был пристроен во время первого пожара, при котором величина слоя горения доходила до 2 см. Во время второго горения, в результате которого мощность зольника составила до 10 см, вместе с храмом сгорел и притвор. Вероятно, возникновение второго слоя горения связано хронологически с турецкой экспансией, потому что после этого пожара культовое сооружение не возрождалось.

Храм Пшоухуа исследовался в 2004-2005 гг. абхазскими археологами. Он находится в одноименном селе, расположенном в горной местности, на левом берегу р. Псоу. Путь к населенному пункту и церкви начинается от пограничного моста в низовье р. Псоу. Дорога сперва идет вверх по речной долине, затем, на восьмом километре, сворачивает вправо, к северо-востоку, откуда и начинается

Данные об авторах: Требелева Галина Викторовна - кандидат исторических наук, научный сотрудник Института археологии Российской академии наук; Саканиа Сурам Михайлович - научный сотрудник Абхазского института гуманитарных исследований Абхазской академии наук.

Работа подготовлена при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 16-21-12001/17-0Г0Н а(м).

подъем к центру села Пшоухуа. Расстояние от поворота до здания администрации - 5 км. Дорога доходит до северо-восточной окраины села: расстояние от центра до окраины - 2,5 км. От окраины села к холмистой горе, на которой расположен памятник, в северо-восточном направлении проходит ведущая в глубь горного массива старая дорога лесозаготовителей, проложенная в 1940-1950 гг. Через полтора километра пути на подъеме находится развилка, от которой дорога резко сворачивает на запад, в сторону храма, и через 250 м подводит к развалинам средневековой церкви.

Храм находится в центре южной части окаймленного вековыми деревьями обширного плато, которое за последние 20-30 лет заросло буками и ольхой. Плато с запада, юга и севера заканчивается крутыми обрывами глубиной 30-50 м, и единственная дорога, по которой можно подойти к культовому сооружению, расположена с востока от развилки. Абсолютная высота плато, на котором стоит церковь - 586 м.

Памятник сильно пострадал за прошедшие века. В XX в. рабочие в поисках клада пытались разбить церковь бульдозером, а строительный материал развалин постройки использовали при прокладке лесозаготовительной дороги. К моменту визуального исследования храм был сильно разрушенным и заросшим.

В культовом сооружении отсутствовал свод, южная стена была опрокинута и разбита на большие фрагменты, апсидная часть проломлена. Отсутствовала также часть стены, где должно было находиться алтарное окно. Небольшие фрагменты стен виднелись из-под завала на западной стороне.

Храм имел с севера и юга пристройки разного размера. С западной стороны к церкви был пристроен притвор. Визуально наблюдались фрагменты стен, притвор же визуально не отмечался, но в последующие годы во время археологической расчистки (руководитель экспедиции С.М. Саканиа) был обнаружен и зафиксирован. Северная стена сооружения с дверным проемом сохранилась на высоту до 2,5-3 м, а после археологической расчистки ее высота превысила 4 м.

Церковь представляет собой прямоугольное снаружи сооружение с полукруглой апсидой внутри. Апсидное полукружье вписано в общий прямоугольник храма. Стены базилики сложены из больших белых тесаных известняковых плит с обильной забутовкой между ними.

Внешние размеры церкви: 11х 12,2 м. Внутренние размеры основного нефа храма: длина - 8,4 м, ширина - 4,2 м.

Применяемые для строительства блоки имели неодинаковые размеры, то есть различные ширину, длину, и высоту. Все они были хорошо подогнаны, отлично обработаны и сложены горизонтальными рядами регулярной кладкой. Межблочная известковая забутовка также была качественной, и в ее составе можно было заметить одну особенность. Дело в том, что в забутовке применялся, как и везде в средневековом зодчестве Абхазии, битый камень, как наполнитель. Но, в отличие от других изученных памятников, в этом храме в забутовке визуально не зафиксировано наличие битой черепицы и черепков, что для Абхазии большая редкость.

После расчистки изнутри и снаружи небольшого фрагмента в западной части южной стены основного нефа была установлена высота ее сохранности - 1,2 м.

Рис. 1. Карта храмов Гагрского района Республики Абхазия

Западная стена основного нефа сохранилась на разную высоту. До расчистки северная часть западной стены визуально наблюдалась на высоту до 1,5 м, южный сектор этой же стены находился на уровне завала. После археологической расчистки было установлено, что северная часть западной стены имеет высоту 2,5 м, а ее южная часть - 1,2 м.

В процессе археологической расчистки также выявили наличие дверного проема в западной стене. Безусловно, догадки о том, что дверной проем должен находиться в этой части сооружения, присутствовали, но только после расчистки появилась возможность точно установить и его наличие, и его размеры.

Ширина дверного проема составляет 1,35 м, толщина стены у проема - 0,95 м. Кладка проема выполнена большими, вертикально стоящими каменными плитами с известняковой забутовкой. Лучше и качественнее сохранилась его северная часть. Кладка южной части проема сохранилась гораздо хуже: облицовочные блоки потревожены. Корни деревьев, растения и черный гумус проникли в скрепляющей раствор и разрушили его, и потому некоторые блоки проема сейчас стоят только за счет собственной тяжести, а не за счет раствора.

Как было отмечено выше, во время археологической расчистки было обнаружено наличие у храма Пшоухуа притвора, который также имеет свою специфику. Во-первых, его ширина меньше ширины основного нефа памятника, тогда как у других церквей в Абхазии, за редким исключением, эти размеры совпадают. Ширина же притвора этого памятника на уровне пола равна ширине дверного проема.

Во-вторых, в рассматриваемом притворе у северной и южной стен имеются скамьи. Скамья на северной стене притвора сильно разрушена, разобрана, и ее с большим трудом можно проследить и выявить размеры. На южной стене притвора скамья лучше сохранилась, хорошо читается, кладка мало потревожена: разрушена лишь западная ее часть вместе со стеной. Ширина скамьи в притворе равна 40 см, высота от пола также около 40 см.

В притворе был обнаружен мощный слой горения - следы большого пожара. В верхних слоях до слоя пепелища были выявлены в большом количестве битые кровельные черепицы трех типов. Предварительно все типы черепиц можно отнести к раннему средневековью, возможно, к X в. Все они - хорошей прожарки, крепкие, красного цвета, на некоторых возможно наличие ангоба, бортики - среднего размера. Некоторые черепицы - прямые вертикальные, некоторые - несколько наклонены в сторону, почти у всех - низкие поперечные бортики прямоугольной формы. Из всех зафиксированных черепиц только на одной, возможно, есть штамп мастера, по форме напоминающий букву «С».

Зольник пепелища достигает толщины до 10 см. Так откуда же взялся такой мощный пласт, что могло гореть таким образом, чтобы оставить десятисантиметровый слой золы без углей? Безусловно, можно предположить, что пол притвора был деревянным, брусчатым, иначе такой массивный слой горения не образовался бы.

Под слоем пепелища были обнаружены две большие каменные необработанные плиты разной толщины. Ниже этих камней слой пепелища не распространялся. Под одной плитой был найден фрагмент черепка с рельефным орнаментом: нанесенными косыми и прямыми насечками разной ширины. Сравнительный анализ показал, что этот черепок мог появиться до VIII в.

Вследствие археологической расчистки выяснилось, что скамья северной стены притвора была разобрана после пожара, поскольку, если бы она была разрушена до пожара, то на ней были бы видны следы горения. Ввиду того, что следов горения здесь не наблюдается, как на южной стороне, становится понятно, что камни были растащены уже после пожара.

Толщина стен притвора - чуть более 85 см. Каменные плиты северной стены от корней деревьев несколько сдвинуты и смещены.

С северной стороны притвора было обнаружено захоронение. Найденный костяк очень деформирован: череп, ребра, кости рук сильно разрушены и смещены, кости ног сохранились лучше. Интересно, что у правой ноги, чуть ниже колена, был найден железный небольшой нож. В районе колена был обнаружен также кусочек тонкого стекла. Структура стекла и его тонкость, наличие небольшого железного ножа говорят о раннесредневековом времени погребения и самого сооружения. На южной стороне притвора в других квадратах также были обнаружены погребения, но их вскрывать не стали. Эти костяки были закрыты необработанными известняковыми плитами.

Археологическая расчистка наружной части основного нефа показала, что храм не имеет цокольной кладки. Притвор построен гораздо позже, чем церковь. Стены храма и притвора не перевязаны, фундаменты - разной глубины, и они также не перевязаны. Толщина стен у них разная, что говорит о разновременности обоих сооружений. Слой горения притвора заходит внутрь храма. Мощность слоя

горения и в притворе, и в нефе одинаковая, цвет зольника и его структура в обоих помещениях также совпадает.

На западной стороне притвора - снаружи, по осевой линии храма, была найдена пятигранная каменная плита с контррельефным изображением креста. Ширина основания плиты - 60 см, толщина у оснований - 25 см. Высота боковых граней - 40 см, высота по центру - 50 см. Крест врезан в плоскость плиты, рукава креста слегка расширены. Вертикальная его перекладина на концах имеет одинаковые размеры - по 4 см. Общая высота изображенного креста - 24 см, ширина - 20 см, углубление - 1 см. Ширина горизонтальных рукавов - по 3 см.

При рассмотрении места находки этого камня, его конфигурации и его близости к входу в притвор создается впечатление, что камень был включен в центр на лицевой стороне в подсводную арку притвора. Безусловно, можно также предположить, что камень является надмогильной стелой-памятником.

После наружной расчистки была начата археологическая работа внутри церкви. В процессе работы было выявлено, что свод постройки обвалился целиком внутрь храма и покрыл собой все пространство. В слое раскопа четко читается наличие кровельной черепицы. Как было отмечено выше, все черепицы имеют одинаковую форму и конфигурацию, при этом можно выделить три типа. Два имеют схожие черты, третий - ближе к полуовальному типу. По цвету и консистенции все черепицы близки друг другу и все они - хорошего обжига.

Под черепичным слоем находится большой слой каменного завала; в некоторых местах создается впечатление, что здесь были клиновидные подсводные камни. Весь каменный завал находится в слое горения. Дальнейшая расчистка показала интересные детали: под мощным зольником был выявлен слой, где пол храма выровнен мелким гравием и слабым известковым раствором, то есть под деревянным полом помещение церкви было выровнено. Такое выравнивание в помещении притвора не было зафиксировано.

Под слоем гравия также был обнаружен тонкий слой горения, означающий, что изучаемый памятник горел два раза. Раннее горение оставило зольник мощностью до 2 см, несопоставимый с более поздним горением, где мощность зольника составляет до 10 см. У входа в помещения храма в слое горения было найдено два фрагмента железных пластин, имеющих несколько вогнутую форму.

В северо-западной части нефа храма выявлен грабительский раскоп. Позже он был частично завален, но следы разрушения четко сохранились. Расчистка этого квадрата показала, что грабители прошли слои естественного разрушения и даже пробили пол церкви. В поисках драгоценностей они выкопали яму глубиной больше, чем фундамент самого памятника.

Наша расчистка показала, что фундамент базилики состоит из двух рядов известняковых блоков. Интересно, что фундаментные блоки скреплены глинистым раствором. Применение же глинистого раствора в строительстве культовых и иных сооружений в Абхазии не зафиксировано, и в этом плане данный памятник является уникальным. В последующие годы, когда продолжится археологическое изучение храма, нужно будет уделить особое внимание фундаменту постройки и технологии его возведения.

В архитектуре нефа церкви особо нужно подчеркнуть наличие солеи на обеих западных стенах. Более того, эти скамьи имеют свое продолжение и на южной, и

на северной стенах храма. Во многих местах известняковые блоки солеи поломаны. Можно предположить, что это - результат вторичного горения. В будущем при исследовании нужно будет обратить внимание на то, была ли возведена солея до первого пожара. Внутри храма ниже второго слоя горения идет материковый слой, состоящий из крепкого твердого глинозема.

В углах внутри сооружения с юга и запада имеются выступы прямоугольной формы. Мы предполагаем, что это - пристенные пилястры. Пилястры на западной стене, возможно, были связаны между собой подсводной аркой. В местах завала кладка строительных плит и блоков хорошо сохранилась. Верхние ряды кладок частично упали со стены, частично - сильно разрушились от горения и мороза.

В главном нефе, как было отмечено, северная стена находится в более или менее лучшей сохранности: ее высота от уровня завала - до 2-2,5 м. Недалеко от входа в церковь, ближе к апсидному полукружью на северной стене, имеется дверной проем. Он сильно обветшал, и установить его параметры до археологической расчистки этой части храма невозможно. Однако удалось выяснить, что от главного входа этот дверной проем расположен на расстоянии 4,2 м.

На сегодня визуально не фиксируется наличие пристенной пилястры, но ее присутствие можно предположить, поскольку на западной стене и на западной стороне северной стены пристенная пилястра имеется. Соответственно, на восточной стороне северная стена должна иметь аналогичную конструкцию.

Расстояние между пилястрами на западной стене - 3,75 м, что соответствует расстоянию от углового пилястра до дверного проема на северной стене памятника. Размеры этого дверного проема - около 1,2 м.

Интересно, что именно у дверного проема начинается апсидное полукружье, соответствующее алтарю культового сооружения. В этой части стена базилики сильно повреждена, ближе к центру - совсем разрушена и завалена обломками, и проследить полукруг довольно сложно. Южный участок его слабо прослеживается также из-за сильного разрушения. Но тем не менее проследить полукружье фрагментами представлялось возможным, что и было нами выполнено. В итоге выяснилось, что алтарный полукруг в храме Пшоухуа не полуциркульный, а напоминает по форме подкову, то есть его края заходят за линию диаметра и зауживают западную сторону алтаря. Центральная часть алтарного полукружья сильно разрушена, и потому мы можем только предположить наличие в ней алтарного окна.

Что касается пристроек к основному объему церкви, то можно отметить, что с севера и юга к центральному нефу примыкают помещения разных размеров.

Северная пристройка наиболее разрушена, визуально можно фиксировать только отдельные участки стены. Общая ее длина снаружи - около 6,3 м, ширина этого помещения также приблизительна и может равняться 3,5 м. Без археологической расчистки установить одновременность постройки с храмом не представляется возможным.

На южной стороне к центральному нефу пристроено узкое помещение на всю длину храма. С западной стороны снаружи была произведена расчистка, обнажившая кладку стены. Стена сильно повреждена, но дает все же возможность проследить на некоторых участках ровную горизонтальную линию кладки. Четко прослеживается, что стены храма и пристройки не перевязаны. Снаружи вплотную к этой стене расположены невскрытые погребения.

Рис. 2. А - план храма Пшоухуа; Б - вид на храм Пшоухуа с запада

На южной стороне помещения имеются следы дверного проема. Эта часть стены не была зачищена, поскольку проем располагался за пределами изучаемого квадрата.

Небольшая зачистка показала, что южная сторона церкви сильно повреждена. Как мы выяснили, это разрушение произвели лесозаготовители из Тбилиси в конце 1940-х гг. Они пытались уничтожить памятник бульдозером, при этом разрушили северную пристройку церкви и проломили центральную часть апсидного полукружья. Северную же часть стены храма и апсиды бульдозер не смог разрушить, и потому они сохранились.

Большие фрагменты разрушенных южной стены и пристройки находятся рядом с памятником. Южная стена центрального нефа сохранилась на высоту около 1 м, вместе с разрушенной частью - 1,3 м. Что касается южной пристройки, то кладка стены на этом участке, вероятно, сохранилась на высоту 30-40 см, то есть фактически в сохранности остался один ряд кладки.

Южная пристройка, как и северная, построена с применением известняковых блоков и плит. Строительный материал добывался недалеко от самого храма: восточнее памятника, в 500 м от него, имеется место выхода плитняка известняковой породы.

Вопрос датировки этого храма остается открытым. Безусловно, для предварительной датировки нужно произвести сравнительный анализ памятника с культовыми постройками, имеющимися в этом регионе.

По нашему мнению, к церкви Пшоухуа наиболее близок храм в крепости Аба-ата в Гаграх. Для сравнения, Гагрский храм, как и базилика в Пшоухуа, имеет неф с боковыми пристройками, только без западного притвора. Его апсидное полукружье так же, как и в Пшоухуа, вписано в общий прямоугольник храма. С севера у Гагрской церкви имеется укороченная пристройка, с южной стороны - пристройка на всю длину. В ее строительстве применялись большие известняковые облицовочные блоки и плиты, между камнями облицовки - забутовка с известковым раствором. На западной стене храма в крепости Абаата снаружи, в кладке стены, на облицовочном камне имеется рельефное изображение креста мальтийского типа в круге.

На сегодняшний день известно, что Гагрская церковь датируется согласно двум версиями. Первая принадлежит грузинской исследовательнице М. Дидебу-лизе1, и по ее данным сооружение датируется V - началом VI в. Вторая версия датировки принадлежит Ю.Н. Воронову2. Остальные исследователи Гагрского храма чаще всего принимают одну из двух версий без какой-либо дополнительной аргументации.

Ю.Н. Воронов в вопросах датировки исходил из того, что храмы с вписанными в общий прямоугольник апсидами пришли из Грузии, и поскольку грузинское влияние на Абхазию распространяется после X в., то, соответственно, такая форма не могла появиться раньше этого времени. Поэтому Ю. Н. Воронов датирует этот храм Х-ХП вв.

Разумеется, мы не можем согласиться с этой датировкой без соответствующего анализа хотя бы потому, что на сопредельной Абхазии территории, в Мегрелии

1 Дидебулидзе 1977, 16-26.
2 Воронов 1978.

в западной Грузии, имеется храм с вписанной апсидой, датируемый V-VI вв. Хочется отметить, что в указанный период эта территория находилась под влиянием Византии - так же, как и Абхазия, и потому версию Воронова невозможно принять безоговорочно.

Что же касается первой версии, то она более обоснована, поскольку М. Ди-дебулизе пользовалась научными данными археомагнитных исследований. В вопросе датировки памятника с ней согласна и исследовательница христианских памятников Абхазии Л.Г. Хрушкова3, которая также считает, что Гагрский храм построен в конце V - начале VI в. Безусловно, обе исследовательницы отмечали, что этот храм был перестроен в XIX в.

Второй памятник, близко расположенный к церкви Пшоухуа, - храм в поселке Цандрипш. Он изучался в 1980-е гг. исследовательницей Л.Г. Хрушковой. На основании археологического материала и сравнительного анализа формы памятника Л.Г. Хрушкова пришла к выводу, что Цандрипшский храм относится к VI в. Эта церковь реставрировалась в конце VII - начале VIII в., в эпоху Абхазского царства.

Цандрипшский храм - базиликальный, трехнефный, с нартексом на западной стороне, с притвором. Каждый неф на востоке заканчивается алтарным полукружьем. Снаружи апсидная часть в этом храме выступает граненой формой. Центральный неф и апсида шире и выше боковых. Алтарная часть освещена широкими алтарными окнами византийского типа. Боковые алтари имеют по одному широкому окну.

Стена северного нефа почти разрушена, местами сохранилась кладка до 1 м высотой. Лучше всего сохранились восточная часть центрального нефа и южный неф. Западная стена сохранена на высоту свода, и в ней имеются три окна, расположенных в форме горки.

В кладке колонн и стен отчетливо видны поздние новоделы эпохи средневековья. Именно во время реставрации многие мраморные плиты оказались во вторичном использовании. В кладке стен местами применяются чередования кирпичной кладки с блоками. Эта ранневизантийская техника кладки не встречается в церкви Пшоухуа.

В Цандрипшском храме в западной части при выведении арочного навершия в оконных проемах применялась кирпичная, но чаще всего - черепичная кладка. Все черепицы - разных форм, но всегда - тонкие, с высокими бортиками.

Во время второго строительного периода центральный неф был несколько сужен, и потому в нем появились дополнительные опоры, которые были прислонены к уже существовавшим. Это было сделано для того, чтобы заменить стропильное перекрытие сводчатым.

Подобного в архитектуре памятника Пшоухуа мы не встречаем, но интересен тот факт, что после перестройки взамен существовавшего нартекса и наружного притвора появляется новый притвор, который по размерам уже центрального нефа. В храме Пшоухуа притвор появляется после первого пожара: возможно, после первого горения храм был заново отремонтирован или отреставрирован, и потому мы наблюдаем в Пшоухуа появление во втором или в третьем строительном периоде притвора. И он так же, как и в Цандрипшской церкви, уже, чем главный неф.

3 Хрушкова 2002, 75-77, 98-99.

При сравнении близлежащих памятников с храмом Пшоухуа можно отметить несомненные совпадения: близость строительного материала и схожесть кладки блоков и плит при возведении стен храмов, а также обильное применение известкового раствора с примесью песка в 7 и 35%. Первый показатель явно соответствует времени основания храма, второй - времени его перестройки.

Таким образом, можно констатировать, что храм Пшоухуа относится к достаточно распространенному в Абхазии типу храмов - однонефной базилике с прямоугольной внутри и полукруглой снаружи вписанной апсидой. Время сооружения храма можно отнести, скорее всего, к VI-VII вв., а время окончательного разрушения и прекращения функционирования - к периоду турецкой экспансии.

Литература

Воронов, Ю.Н. 1978: В мире архитектурных памятников Абхазии. М. Дидебулидзе, М. 1977: Церковь в Старой Гагре. ДзеглисМегобари 45, 16-26. Хрушкова, Л.Г. 2002: Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья. М.

REFERENCES

Didebulidze, M. 1977: Tserkov& v Staroy Gagre [Church in Old Gagra]. Dzeglis Megobari 45, 16-26.

Khrushkova, L.G. 2002: Rannekhristianskie pamyatniki Vostochnogo Prichernomor &ya [Early

Christian sites of the Eastern Black Sea Region]. Moscow. Voronov, Yu.N. 1978: Vmire arkhitekturnykhpamyatnikov Abkhazii [In the world of architectural monuments of Abkhazia]. Moscow.

THE TEMPLE IN THE VILLAGE OF PSHOUHUA Suram M. Sakania1, GalinaV. Trebeleva2

1 Abkhaz Institute of Humanitarian Studies of the Abkhaz Academy of Sciences, Sukhumi,

Abkhazia

zaza37273@mail.ru

2 Institute of Archeology RAS, Moscow, Russia

trgv@mail.ru

Abstract. The temple represents the remains of the walls of the rectangular building with the semicircular apse. The external dimensions of the temple are as following: the width is about 11 m, the length with the porch - 13 m. The width of the main hall is 4,2 m, the length together with the apse - 8,4 m. Differently sized separate rooms adjoined to the main nave from the South and the North. The Northern outbuilding is shorter than the South one and the South outbuilding is equal to the length of the temple. The walls of the temple and the outbuildings are badly damaged. A classic open porch with stone benches along the North and South walls is attached to the temple from the West. The temple and its various outbuildings were built by bout with double-sided coating made of limestone blocks and slabs. The stone benches are preserved inside the temple along its perimeter. At the entrance to the porch archaeologists had found a massive block in the shape of a pentahedron with a counter - relief image of the cross.

Archaeological work (it is still incomplete) revealed that the temple suffered from the fire at least twice. At the first fire the burnt layer of the porch was two centimeters. After the second fire when the layer was up to ten centimeters the porch had burned down together with the temple. The second layer of combustion is probably connected with the Turkish expansion because after that the Church was not revived.

АБХАЗИЯ ХРАМЫ ГАГРСКИЙ РАЙОН ПШОУХУА БАЗИЛИКА abkhazia temples gagra region pshouhua basilica
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов