Спросить
Войти

Переселенческая политика - традиция экстенсивности российского землепользования

Автор: указан в статье

Одновременно правительство уделяло достаточно внимания развитию и укреплению земельных органов. По новому положению о местных земельных органах РСФСР, с марта 1922 г. Ставропольский Губернский земельный отдел преобразовался в управление. Он организовывал агрономические участки, представлявшие собой базу для мероприятий по развитию сельского хозяйства, проводил в жизнь законы и распоряжения о земле, издавал распоряжения и инструкции в пределах действующих постановлений центральной власти, осуществлял руководство деятельностью всех земельных органов губернии.

Вследствие слабого водного обеспечения Ставропольской губернии (50% сел не имели питьевой грунтовой воды) существовали сельские общества, пользующиеся землей чересполосно, на пространстве несколько сот квадратных верст. Такое землепользование является тормозом развития сельского хозяйства.

Поэтому основной программой работ по землеустройству являлся раздел больших сельскохозяйственных дач губернии на более мелкие сельскохозяйственные объединения. Что приблизит усадьбы к полю и будет облегчен переход к широкополосице.

Организационная нестабильность, частые попытки порой кардинального реформирования (1.11.22 г., 1.02.23 г., 1.05.23 г.) неблагоприятно отразилась на общем ходе работ и внутреннем распорядке губземуправления. Поэтому в поисках лучших форм для достижения единства работ и придания большей самостоятельности руководителю учреждения, в марте 1923г. по докладу начальника губземуправления, одобренному Управлением Народного Комиссариата Земледелия, Коллегия губземуправления была упразднена и заменена единоличным управлением.

В связи с новым административно-территориальным делением на основании постановления ¡5

ВЦИК от 2.06.1924 г. Ставропольское губземуправление было ликвидировано и его функции были щ переданы окружному земельному управлению [1, р. 2567, оп. 1, с. 58]. 7

Таким образом, рассмотренное решение аграрного вопроса представляло собой исполнитель- 1 но-распорядительную деятельность государства, выражающуюся в осуществлении по отношению к ^

земле функции распоряжения землей, учета и охраны земель, контроля за их использованием. д

ЛИТЕРАТУРА. Ш

1. ГАСК. ^
2. Ерофеев В.Б. Земельное право России: Учебник. М.: Профобразование, 2001. 0
3. Невская Т.А. Столыпинская реформа на Северном Кавказе. СПб.: Нестор, 1997. ®

- >■

ДЕДОВСКАЯ Н.В. о

ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА — ТРАДИЦИЯ ЭКСТЕНСИВНОСТИ 8

РОССИЙСКОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ а

- >■

При рассмотрении многовековой истории России обращают на себя специфические вопросы, ^ решение которых оказывает определяющее воздействие на ее государственность, придают государ- о ственное своеобразие. Одно из ведущих мест занимает земельный вопрос. о Отличительной чертой земельных отношений в дореволюционной России являлось то, что соб- ^ ственность на землю представляла пеструю картину. Частное землевладение определялось в основ- I ном по сословному признаку. Однако, огромные массивы лесов, особенно в Сибири и на севере Ев- ® ропейской России, находились в казенной собственности. Такие земли назывались «казенными землями», приписанными к государственной казне. Они представляли особую значимость. Государствен- ^ ная казна была собственником таких земель, которые предоставлялись в собственность кочевым ® народам, и «не принадлежали никому в особенности» [8, с. 25]. Управление казенными землями (как 5 и лесами) осуществляло Министерство государственных имуществ, которое в 1894 году было пере- ^ именовано в Министерство земледелия и государственных имуществ; после революции 1905 года и о

с началом проведения аграрной реформы оно было преобразовано в Главное управление землеустройства и земледелия, а в 1915 году оно превратилось в Министерство земледелия.

После революции 1905 года Власти сделали попытку организовать переселение крестьян на окраины, стараясь таким образом несколько уменьшить земельную тесноту в деревне. Цели правительственного лагеря хорошо отражает помещенная в газете « Русское знамя» от 27 марта 1908 года статья «К крестьянскому вопросу»: ...Разрешение аграрного вопроса одно: это переселение... [4, с. 386].

В сентябре 1906г. указом «0 передаче кабинетных земель в распоряжение Главного управления земледелия и землеустройства для образования переселенческих участков» начинается переселенческая политика правительства. В переселенческий фонд включались свободные земли, «оброчные статьи», земельные излишки, оставшиеся у Кабинета, после поселения старожилов. Поселенцам предоставлялись следующие права: земля поступала в их постоянное пользование и облагались оброчной податью наравне с переселенческими участками, образованными на казенных землях. Кабинету выплачивалась казначейством денежная компенсация за землю [5, с. 246].

Крестьян переселяли главным образом на казенные земли в Сибирь, в степной край и на Дальний Восток. Объяснялось это наличием в тех местах больших пространств земельных угодий со сравнительно редким населением. Разумеется, многие из этих земель были пригодны для ведения там сельского хозяйства лишь на первый взгляд, по карте, на которой, к примеру, Сибирь казалась ог-2ромным краем с редкими населенными пунктами. 0 качестве же земли тогда не думали. Правитель-¡5 ству важно было восполнить недостаток земли у крестьян.

Были созданы переселенческие районы: Тобольский, Верхотурский, Томский, Енисейско-Ир-1 кутский, Амурский, Приморский, Семипалатинский, Акмолинский, Тургайско-Уральский, Семире-ченский и Сырдарьинский, в Восточной Сибири был выделен Забайкальский район. В Сибирь на-^ правилась 60,9% переселенцев. Остальные (примерно 39,1%) переселялись в Среднюю Азию и в ^ очень небольшом количестве — за Кавказ — в Бакинско-Дагестанский район, прежде всего в □ Муганскую степь, в Батумско-Сухумский, Среднекавказский-Причерноморский и Кубано-Терский 2районы, Крестьян переселялись также в Степную Украину, в Среднее Поволжье и в Заволжье [7, с.

216]. Все исследователи, занимавшиеся этим вопросом, отмечают почти полную неподготовлен-с ность участков, отводимых переселенцам, вследствие либо халатности, либо профессиональной ф непригодности чиновников, занимавшихся этим делом. Участки зачастую отводились в местах
0 непригодных для ведения хозяйства, К тому же, вследствие усилившегося притока переселенцев, ф этих участков не хватало, и переселенческое управление сочло необходимым урезать наделы
1 старожилов [7, с. 256].

о Картина в целом получалась неутешительная: хлеб из-за климатических условий там не вызре-о вал, пашен нет, почва более, чем ненадежная, сенокосы плохие, болот масса, речки промерзают до дна, ф климат для сельскохозяйственной культуры весьма и весьма сомнительный, путей сообщения не име-¡3 ется, а над всем этим царит глухая мертвая тайга, где ни одна пядь земли не может быть отвоевана о без выкорчевки. Для развития переселения у местного старожильческого населения нередко отнима-^ лась часть земли, а то и сами они сгонялись на худшие земли [6, с. 11]. Поэтому закономерным является тот факт, что после переселения экономическое положение большинства переселенческих дворов не улучшилось, а напротив, ухудшилось, и вместо ожидаемого обогащения на новых местах, зна-^ чительная часть крестьян в Восточной Сибири окончательно разорилась, пополнив собой число наем-о ных рабочих, которых в Сибири, благодаря переселению, заметно прибавилось.

0 Правительство большевиков осторожно отнеслось к политике переселения на свободные зем-^ ли в рамках решения остро стоящего земельного вопроса. В инструкции по переселению в Азиатс-
1 кую Россию нарком земледелия Середа отмечал, что запас свободных, уже обследованных земель в ф Азиатской России достигает 15 млн. десятин, однако лишь незначительная их часть пригодна для

незамедлительного переселения. | Земли, которые по климату и почве мало отличаются от Европейской России и лежат вблизи

? железных дорог и судоходных рек уже заняты.

Л Возможность устроиться на новых местах за Уралом зависела от предварительной подготовки

^ земли — мелиорации, проведении дорог, постройки мостов, осушении болот и т.д. Решение посе-

Ф литься на земле без подготовительных работ — потраченные бесплодно силы, средства и время.

Переселенцы могут разориться окончательно или погибнуть.

Земли, на которых можно было селиться в 1918 году, находились в следующих районах: Семипалатинском, Томском, Иркутском, Забайкальском, Амурском, Приморском.

При этом указывалось, что климат Севера также не привычен и тяжел для уроженцев Европейской России. Далеко не всякий переселенец мог рассчитывать на скорое и прочное устройство своего хозяйства.

Старожилы, привыкшие к широкому пользованию землей и во многих местах смотрели на образование переселенческих участков как на стеснение и нарушение своих прав.

Нарком призвал население к переселению относиться осторожно до окончательного разрешения вопроса о землепользовании и установления прочного земельного порядка в местностях со старожильческим населением. А так же иметь в виду, что та земля, которая считается свободной и пригодной для заселения может оказаться недоступной из-за противодействия местного населения [2, р. 397-2, оп. 1, с. 32].

Переселение стало возможно тем, кто прочно связан с Сибирью, у кого была обеспечена там земля по приёмному договору или зачислением; ремесленникам разного рода.

Правила выдачи ссуд отменены небыли, однако практически не выдавались, вследствие переживаемого финансового кризиса, так же был ограничен запас сельскохозяйственных орудий и т.д.

В дальнейшем, в виду начавшейся перевозки сотен тысяч военнопленных, продовольственных грузов, разоренного во время войны железнодорожного транспорта, железные дороги могли предоставить для нужд переселенческого движения только весьма ограниченное количество подвижного

состава. Поэтому правом первоочередного переселения пользовались те, кто продал свое имуще- ¡5

ство, и запрещение переселения грозило полным разорением семьи [2, р. 397-2, оп. 1, с. 19].

Категории переселенцев, едущих в Сибирь для приискания земли (ходоки) никаких пересе ленческих документов не выдавали, т.к. тысячи переселенцев, выехавших в Сибирь в поисках зем- Г ли или работы, находились в крайне тяжелом положении, многие из них возвращались окончательно разорившись.

Переселенческая политика Сталина выразилась в выселении в отдаленные районы страны раскулаченных семей. Трудно определить численность раскулаченных хозяйств и пострадавших людей при проведении «курса на коллективизацию». К октябрю 1930 г. была выселена 115231 семья, -Ф-в 1931 г. — 265795 семей. За два года, следовательно, была отправлена на Север, на Урал, в Си бирь и Казахстан 381 тысяча семей [3, с. 178]. ®

Сентябрь 1953 года и сегодня обосновано считается поворотным моментом в истории советской деревни: именно тогда сталинская политика была отставлена, и аграрные проблемы преврати- ® лись в основной предмет забот правительства. Зерновая проблема не была решена; напротив, она- I то и была наиболее тяжелой в том смысле, что ее решение было предпосылкой для урегулирова- 0 ния всех других трудностей. После неурожая 1953 года ситуация стала настолько серьезной, что ° стали необходимы чрезвычайные решения. Сами крестьяне стали приезжать в города, чтобы купить ®

хлеб. Повышение урожайности земельных угодий требовало удобрений, ирригации, технического о

оснащения, то есть именно того, что не может быть создано в один день. Под давлением этих неот- а

ступных бед и созрела у Хрущева и его советников идея ввести в производство широкие просторы пригодных для пахоты земель, которые находились в полузасушливой зоне на востоке страны и в то время оставались неиспользуемыми (в Заволжье, Сибири и Казахстане).

Освоение целинных земель, начатое Столыпиным и продолженное Сталиным, сопровождалось при Хрущеве последней волной массового сельскохозяйственного переселения на восток. Распашка более 40 млн. га целинных черноземов, каштановых и серых лесных почв, не сопровождавшаяся никакими почвозащитными мероприятиями, привела к интенсивной ветровой эрозии, дегумифика-ции и довольно быстрому снижению их плодородия. ^

С самого начала было ясно, что распашка новых земель не давала окончательного решения ф (экстенсивный метод). Земли для распашки были подобраны в течение нескольких недель, и не > ^ всегда удачно. Пахота была проведена без глубокого изучения почв; дополнительные трудности ^ были порождены тем, что машины, которых и так не хватало, были не приспособлены к новым ус- ® ловиям; они часто ломались и работали плохо. 2

В докладе на декабрьском Пленуме ЦК КПСС (1958), подводя итоги первого пятилетия освое- о ния целины, Хрущев утверждал, что освоение целинных и залежных земель стало решающим усло- о

вием производства зерна. Однако в докладе не было данных об урожайности зерновых. И не случайно. Она возросла в тот период значительно — с 7,7 до 11,1 центнера с гектара. Но не за счет целины: в районах ее освоения урожайность зерновых составляла в 1958 году лишь 9,6 центнера с гектара, то есть существенно тянула вниз общесоюзный показатель. Поэтому целинная прибавка в посевах зерновых — 18,5 миллиона гектаров, о которой могла идти речь в докладе, дала в лучшем случае около 18 миллионов тонн зерна, в то время как 106,7 миллиона гектаров старопахотных земель за счет роста урожайности дали прибавку около 38 миллионов тонн, то есть в два раза больше [6, с. 282].

Сам по себе этот факт свидетельствовал о наличии в программе освоения целины глубинных противоречий. Они были заложены уже в партийных и государственных документах тех лет. Обострение их в процессе реализации программы не позволило достичь намеченных ею целей.

В Отчетном докладе ЦК КПСС XXII съезду партии указывалось, что целинные земли дают свыше 40 % всех заготовок хлеба в стране. Но это было не так. Такой процент заготовок хлеба давали не собственно целинные земли, а районы освоения целинных и залежных земель. В 1961-1970 годах они давали в среднем около 47 % всех закупок зерна [6, с. 284].

После 1958 г. целинные земли истощились. Первые сборы обеспечивались высоким природным плодородием почвы, отдыхавшей веками. Однако эти земли в свою очередь требовали больших капиталовложений, чтобы применять эффективные агрономические методы и строить постоянные поселки для работников. Стоит напомнить, что сначала эти целинные земли хотели использовать ^ временно, пока не поднимется сельское хозяйство в традиционных областях. Хотя особых успехов ¡5 не было, их продолжали использовать без мелиорации, высевая только зерновые. При этом не толь-u ко снижались урожаи, но и почва, как предвидели эксперты, становилась беззащитной перед сорня-J ками и ветровой эрозией, особенно опасной в степи, лишенной естественной защиты.

Таким образом, решение аграрного вопроса путем переселения начатое Столыпиным было ^ наиболее эффективным на 1 этапе. За 1907 — 1914 гг. в Сибирь переселилось 2,44 миллиона кре-^ стьян, или 395 тысяч семей. Население Сибири за годы колонизации выросло на 153%. Если до ре-□ формы в Сибири проходило сокращение посевных площадей, то после реформы те были расшире-^ ны почти вдвое. По темпам развития животноводства Сибирь обгоняла европейскую часть России ^ [1, с. 3].

ö В дальнейшем, не обеспеченный производственной, да и социальной инфраструктурой, марш-

ф бросок на целинные земли отвлек значительные ресурсы от укрепления зернового и в целом сель-

0 ского хозяйства в других районах страны, в том числе Нечерноземной зоны РСФСР, и привел к роев сту общих потерь урожая зерновых до 30 — 40 и более миллионов тонн в год, то есть в 1,5 — 2
1 раза больше того, что давали стране собственно целинные земли. Особенно настораживал процесс
0 расхищения природных, почвенных ресурсов, вызванный, прежде всего, тем, что рациональная си-

о стема земледелия была создана здесь лишь спустя почти два десятилетия после освоения целины. В

ф этой ситуации целина своевременно не укрепила зерновой баланс страны, но привела наряду с

5 другими факторами к снижению производства, необходимости закупок зерна за рубежом. а.

>• ЛИТЕРАТУРА.

2 1. Агирбов Ю.И. Аграрная реформа и сельскохозяйственный кризис в России // Аграрная наука. 2 1998. № 7.

§ 2. ГАСК.

о 3. Данилов А.А. История России: Учебник. М.: Мир, 2004.

0 4. Дубровский С.М. Столыпинская земельная реформа. М.: АН СССР, 1973.

^ 5. Исаев И.А. История государства и права России: полный курс лекций. М.: Юрист, 1994.

1 6. Минжуренко А.В. Переселенческая деревня Западной Сибири в конце XIX-начале XX века: авто-ф реф. дис. ... канд. истор. наук. Томск, 1977.
7. Сидельников С.М. Аграрная политика самодержавия в период империализма. М.: МГУ, 1980. g 8. Улюкаев В.Х. Земельное право: Учебник / В.Х. Улюкаев. М.: Былина, 2002.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты