Спросить
Войти

Первое поколение женских кадров высшей школы БССР

Автор: указан в статье

Первое поколение женских кадров высшей школы БССР

Ирина Чикалова,

профессор кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории БГПУ им. М. Танка, ведущий научный сотрудник Института истории НАН Беларуси, доктор исторических наук, профессор

Аннотация. Статья знакомит с историей формирования женских кадров высшей школы БССР на этапе ее становления. Они, получившие подготовку на лекциях выдающихся профессоров еще старой российской научной школы, стали наравне с более многочисленными коллегами-мужчинами опорой советских послевоенных вузов и передавали новым поколениям студентов и аспирантов традиции академической среды.

Процессы, развивающиеся в системе высшего образования современной Беларуси, органически связаны и во многом явились продолжением традиций и тенденций, заложенных в предшествующий период ее существования. Уже в начале 1920-х гг. были приняты законодательные акты, устанавливавшие полное равенство мужчин и женщин в получении образования и выборе профессии. Символично, что с осени 1920 г. наркомом просвещения становится бывшая выпускница Минской Мариинской гимназии и Высших педагогических

курсов в Санкт-Петербурге, активная участница еврейского социал-демократического движения Мария Яковлевна Фрумкина (18801943 гг.), занявшая пост заместителя наркома после назначения на ее должность в декабре 1920 г. В. М. Игнатовского. Они вместе с профессорами В. И. Пичетой и Ф. Ф. Туруком вошли в состав правления БГУ, утвержденного коллегией Наркомпроса БССР 2 июля 1921 г.

Женщины, особенно рабоче-крестьянского происхождения, получили не только равные права с мужчинами, но и ряд дополнительных льгот, что стало основной причиной их интенсивного притока в сферу образования. Уже в 1920-е гг. их представительство становится значительным на уровне средне-специального образования. Среди будущих выпускниц техникумов и училищ, в частности педагогических, появляются такие яркие личности, как, например, Анна Ивановна Концевая (1920-1998 гг.), прошедшая путь от учителя до первого заместителя министра просвещения БССР.

Эгалитарный подход в отношении приема на обучение девушек сочетался с еще одним направлением модернизации высшей школы бывшей императорской России, а именно ее пролетаризацией. Путем изменения классового состава студенчества ре-ализовывалась цель сформировать новую интеллигенцию. Начались первые наборы студентов в вузы на территории советской Беларуси. В них число девушек было более чем заметным, хотя мужчины, естественно, преобладали как среди студентов, так и среди преподавателей.

В соответствии с курсом на вовлечение в интеллектуальные сферы деятельности женщины, безусловно, могли не только учиться, но и преподавать в университетах, однако обладательниц ученых степеней на всю Российскую империю к моменту революции было немного.

Среди наших соотечественниц, работавших после революции в российских университетах, были те, кто окончил Высшие женские курсы в Санкт-Петербурге,

Е. А. Гурвич

Москве или в других городах России, например А. Б. Миссу-на и С. А. Яновская. В Минске на преподавательскую работу были приняты выходцы из Беларуси М. Я. Фрумкина, Б. Будке-вич, Е. А. Гурвич, Л. И. Аксельрод, окончившие европейские университеты и активно участвовавшие в социал-демократическом движении [14].

Уроженка Витебской губернии О. Д. Акимова, выпускница Высших природоведческих курсов в Санкт-Петербурге, стала работать ассистентом в Витебском учительском институте, затем -с 1924 г. доцентом кафедры ботаники в Белорусском государственном университете. Она, ученица известного альголога, заведующего кафедрой ботаники в 19241928 гг. профессора Н. М. Гайдукова, стала первым деканом биологического факультета (1931-1932 и 1943-1948 гг.).

О. Д. Акимова

В то же время на территории советской Беларуси первые центры высшего образования и академической науки начали организовываться в условиях фактического отсутствия традиции, на которую можно было бы опереться при конструировании классической модели вуза. Здесь университетская и академическая система начала формироваться усилиями как местных, так и приглашенных на постоянной или временной основе ученых, которые стали элитой создаваемых в БССР высших учебных заведений. Это были высококвалифицированные специалисты-мужчины, получившие подготовку и ученые степени еще в дореволюционный период, направленные в Беларусь для формирования научных школ.

Так, ректором открытого в 1921 г. БГУ был назначен выпускник Московского университета, доктор русской истории В. И. Пичета. На кафедру всеобщей истории пригласили выпускников Московского и профессоров Смоленского университетов В. Н. Перцева и Н. М. Никольского. Профессорами стали работать выпускник Киевского университета философ С. Я. Вольфсон, Московского - С. М. Мелких, доктор юридических наук М. О. Гре-дингер, до этого преподававший в университетах в Юрьеве (ныне Тарту) и Риге, химик Н. Ф. Ермоленко. С 1928 г. математику в БГУ преподавал доктор философии Я. П. Громер, прошедший школу Берлинского, Марбургского, Гет-тингенского университетов, работавший ассистентом А. Эйнштейна. С 1929 г. профессором в БГУ работал выпускник Венского университета, доктор философии (1912 г.), известный математик и физик Ц. Л. Бурстин (в 1931 г. он

стал директором Физико-технического института АН БССР). Первый состав сотрудников медицинского факультета БГУ состоял из выпускников 39 московских, 12 петроградских и 20 украинских высших учебных заведений. Четыре преподавателя получили образование в Бернском, Парижском, Юрьевском и Бейрутском университетах. Среди них были Ф. О. Гаус-ман, получивший звание доктора медицины в Киевском и работавший профессором в Московском университете, и доктор медицинских наук, профессор В. А. Леонов, окончивший Петербургскую военно-медицинскую академию, преподававший в Воронежском университете [10]. Эти и многие другие ученые возглавили впоследствии известные в СССР и мире белорусские научные школы и позднее руководили институтами АН БССР.

Отдельную группу преподавателей в довоенных белорусских вузах составляли приглашенные на короткие сроки для чтения лекций профессоры российских университетов. Например, несколько лет профессором-консультантом Горецкого сельскохозяйственного института работал российский ученый-аграрник Д. Н. Прянишников. С конституционным правом студенты БГУ могли познакомиться на лекциях профессора Московского университета В. Н. Дурденевского, а затем - Г. С. Гурвича, бывшего декана юридического факультета этого же вуза.

Преподавали в белорусских вузах и бывшие учителя гимназий. Например, в 1920-е гг. в звании доцента в БГУ трудился выпускник Киевского университета (1902 г.), учитель математики Минской гимназии Владимир Кондратье-вич Дыдырко.

Наконец, со второй половины 1920-х гг. на кафедры стало приходить новое пополнение из числа недавних выпускников вузов. Уже в 1925-1926 учебном году в качестве аспирантки на кафедру истории русского и литовско-белорусского права была зачислена выпускница Ленинградского университета Аксиния Товстолес. Ее научным руководителем был В. И. Пичета, который в это время занялся изучением вопросов генезиса некоторых институтов (в частности, опекунства) семейного права. С 1927 г. статьи аспирантов стали печататься в периодическом сборнике «Працы Бела-рускага дзяржаунага ушвэрсытэ-та у Менску». Первая публикация Товстолес появилась в 1928 г. [12]. Также известна ее работа, написанная в ходе подготовки диссертации, посвященной семейному праву на основе Статутов ВКЛ [13]. До войны она преподавала в БГУ. В архиве РАН сохранились ее письма Пичете. Одно из них, датированное 1929 г., на белорусском языке подписано «К. Тауста-лес-Шыёнак». В военные и послевоенные годы связь с научным руководителем поддерживалась даже на расстоянии [4, 5].

По вполне объективным причинам среди преподавателей вузов в довоенные годы преобладали мужчины. В середине 1920-х гг. в вузах БССР работали 436 преподавателей, среди которых лишь 68 женщин (15,6%). Естественно, в этот период не приходилось ожидать их притока и с доцентским званием, не говоря уже о профессорском. Даже мужчины-профес-соры в числе преподавателей составляли всего 2,3%, большая их доля была среди научных сотрудников - 13,3% [11]. Подобная картина характерна и для рабочих

факультетов. Со второй половины 1920-х гг. в аспирантуру БГУ стали отбирать кандидатов из числа студентов, проявивших склонность к научной работе. Так, в 19271930 гг. первые выпуски биологического факультета БГУ составляли по 80-90 человек. Отдельные выпускницы, например З. Н. Кудря-шова, надолго связали свою жизнь с главным вузом страны.

В 1929-1930 учебном году в аспирантуре БГУ учились 44 человека (по другим сведениям -46) [15]. В 1930 г. аспиранткой стала выпускница социально-исторического отделения педфака БГУ А. И. Воронова [2]. В 1935-1939 гг. не менее 35 выпускников аспирантур Академии наук и БГУ защитили кандидатские диссертации. Среди них были медик Татьяна Васильевна Бирич (1937 г.) и Александра Ивановна Воронова, ставшая среди белорусских историков-аспирантов в 1935 г. первым кандидатом исторических наук («Крестьянские восстания в Белоруссии в XVII веке») [2]. Следом за ней защитились Г. Ефимов («Сунь Ятсен», 1938 г.), Г. Лившиц («Социально-политическая борьба 60-х гг. I ст. до н.э. и заговор Катилины», 1939 г.), Е. Шлосберг («Белоруссия во время разделов Польши», 1939) [16].

Вместе с ростом числа студентов к началу 1930-х гг. проявилась

А.И. Воронова

Т.В. Бирич

тенденция к значительному увеличению количества преподавателей вузов, однако рост числа женщин среди них в пропорциональном отношении отставал от роста числа мужчин: из 734 сотрудников вузов (в их числе 104 профессора и 92 доцента) женщин было 108 (14%) [17]. Эта цифра уступала и соответствующему показателю по РСФСР (18%), в связи с чем привлечение женщин на преподавательские должности объявлялось очередной государственной задачей. К 1939 г. ее решение значительно продвинулось: из 1763 научных работников, профессоров и преподавателей вузов женщин насчитывалось уже 576, что составляло 32,7% [3]. Именно в этот период (1938-1947 гг.) министром просвещения БССР стала Евдокия Ильинична Уралова, занявшая впоследствии должность заместителя Председателя Совета Министров БССР (1950-1958 гг.).

В Беларуси ситуация усугублялась не только отсутствием на ее территории до революции высших учебных заведений, но и минимальным числом научных учреждений разных профилей и, как следствие, - отсутствием национальных научных школ, которые в первые послеоктябрьские десятилетия только начали складываться, но пострадали в результате репрессий. Их жертвами

А.А. Езубчик

стали перспективные в профессиональном отношении молодые женщины, карьерный рост которых только начал намечаться. Среди них - Серафима Георгиевна Гомонова (Маргелова, 19041969 гг.) из Института экономики АН БССР, Анна Сауловна Либман (1908 - после 1942 г.) из Института истории АН БССР, дочь доктора исторических наук, академика АН БССР Ю. С. Матулай-тиса Екатерина Станиславовна Матулайтис (1900-1938 гг.), совмещавшая работу в Институте национальных меньшинств и в Институте истории АН БССР, Анна Петровна Романовская (Софья Мерките, 1903-1986 гг.), работавшая в Комиссии по изучению Западной Белоруссии и в Институте национальных меньшинств АН БССР и другие [1].

Александра Ивановна Воронова после окончания в 1933 г. аспирантуры БГУ одновременно

Н.В. Каменская

с работой в Институте истории АН БССР преподавала в Минском педагогическом институте. Став кандидатом исторических наук, получила должность доцента, но после ареста мужа потеряла работу. Уехала в 1937 г. преподавать историю СССР в только что открывшийся Учительский институт в Орше, где нашли себе временное место работы и другие жены «врагов народа», за что сам институт называли «ссыльным». Все приехавшие были специалистами высокой квалификации. Среди них - Рахиль Абрамовна Никольская (Поссе), оставившая бесценную книгу воспоминаний, охватывающих период с 1904 по 1959 г., когда умер ее второй муж - востоковед, библеист, член-корреспондент Академии наук СССР Н. М. Никольский, в которой детально описывает повороты своей судьбы [6, 8, 9].

Некоторые из поколения выпускниц вузов и аспиранток конца 1920-1930-х гг., например микробиологи Ольга Дмитриевна Акимова (1883-1969 гг.) и Анна Андреевна Езубчик (1904-1975 гг.), биолог Ольга Ивановна Мержеев-ская, филологи Любовь Ивановна Фигловская (1908-1979 гг.) и Мария Андреевна Жидович (19061977 гг.), офтальмолог Татьяна Васильевна Бирич (1905-1993 гг.), историки Александра Ивановна

Воронова (1908-1978 гг.), Рахиль Абрамовна Никольская (19042004 гг.), ставшая одним из самых титулованных советских историков Нина Васильевна Каменская (1913-1986 гг.) и другие, сумевшие пройти через все испытания, защитили кандидатские и докторские диссертации, обрели рабочие места в высших учебных заведениях и научных институтах и продолжили работать там после окончания Великой Отечественной войны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Возвращенные имена: Сотрудники АН Беларуси, пострадавшие в период сталинских репрессий /сост. и автор предисловия Н. В. Токарев; под ред. А. С. Мохнача. - Минск, 1992.
2. Воронова Александра Ивановна. Личное дело // Центральный научный архив НАН Беларуси. Д. 2725.
3. Всесоюзная перепись населения 1939 г.: Основные итоги / под ред. Ю. А. Полякова. - М., 1992.
4. З шсьма былой асшранти БДУ. К. Шыёнак-Таусталес да У. I. Шчэты, г. Калин, 14 лютага 1943 г. // Памяць i слава: Першы рэктар Белару-скага дзяржаунага уивератэта - Уладзiмiр Iванавiч Шчэта / склад. С. М. Ходзн М. Ф. Шумейка, А. А. Яноуси. - Мнск, 2011. С. 191.
5. З шсьма былой асшранти БДУ. К. Шыёнак-Таусталес да У. I. Шчэты, 6 лктапада 1946 г. // Памяць i слава: Першы рэктар Беларускага дзяржаунага уывератэта - Уладзiмiр Iванавiч Шчэта / склад. С. М. Ходзн М. Ф. Шумейка, А. А. Яноуси. - Мнск, 2011. С. 197.
6. Никольская Р. Воспоминания / Р. Никольская. - Харьков, 2013.
7. Из воспоминаний доцента исторического факультета БГУ Р. А. Никольской, 31 июля 2000 г. //http://time.bsu.by/ru/bsu-hist/bsu-h isto ry/1921 —1941 / is pytan iya-1930—1941 /a rkhivnye-dokumenty/562-3-uspamina-datsenta-gistarychnaga-fa kulteta-bdu-r-a-nikolskaj-pra-svajgo-muzha-prafesara-universiteta-akademika-an-bssr-m-m-nikolskaga.html.
8. Никольская Рахиль Абрамовна // ГАРФ. Ф. Р9506. (ВАК) При Совете Министров СССР. - Оп. 9а.Исторические науки(кандидаты, доценты, старшие научные сотрудники). 1935-1963 гг. - Д. 255 (1946-1957).
9. Никольская Рахиль Абрамовна. Личное дело // Центральный научный архив НАН Беларуси. Д. 1477.
10. Прафесары i дактары навук Беларускага дзяржаунага уывератэ-та, 1921-2001 / склад. А. А. Яноуси. - Мнск, 2001.
11. Статыстычны штогодык: 1924-1925. - Минск, 1926. Вып. 1.
12. Таусталес А. Застауное права / А. Тауста лес // Працы Беларускага дзяржаунага уывэрсытэту у Менску. 1928. №21. С. 122-128.
13. Таусталес А. Права сямейнае паводле лпоусш статутау: Нарыс да псторьн старажытнага беларуска-лШоускага грамадзянскага права / А. Таусталес // Зашси АН БССР. Аддз. гуманШ навук. Працы клясы псторыи 1929. Т. 3. Кн. 8. С. 23-52.
14. Чикалова И. Р. Они были первыми: уроженки белорусских земель в высшей школе и науке (конец XIX - начало ХХ вв.) / И. Р. Чикалова // Наука и инновации. 2018. №3. С. 4-9.
15. Шаучук I. I. ГуманШарныя навуи у сацыяльнай псторыи Беларус (20-30-я гг. ХХ ст.) / I. I. Шаучук. - Брэст, 2007. С. 144, 146.
16. Шаучук I. Станауленне астэмы атэстацы» навуковых работнкау у Беларуа / I. I. Шаучук // Пстарыя: праблемы выкладання. 2007. №10. С. 53.
17. Шчарбакоу В. Праблема навуковых кадрау у БССР / В. Шчарба-коу // Савецкая крана. 1931. №1. С. 33-41.

KrMSiib http://innosfera.by/2019/03/BSSR

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ЖЕНЩИНЫ-ПРЕПОДАВАТЕЛЬНИЦЫ УНИВЕРСИТЕТЫ ВЫСШАЯ ШКОЛА БССР
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты