Спросить
Войти

2015. 01. 006. Айдингюн И. , айдингюн А. Строительство национального государства в Кыргызстане и развитие парламентской системы. Aydingun I. , aydingun A. nation-state building in Kyrgyzstan and transition to the parliamentary system // parliamentary affair. - Oxford, 2014. - vol. 67, n 2. - p. 391-414

Автор: указан в статье

2015.01.006. АЙДИНГЮН И., АЙДИНГЮН А. СТРОИТЕЛЬСТВО НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В КЫРГЫЗСТАНЕ И РАЗВИТИЕ ПАРЛАМЕНТСКОЙ СИСТЕМЫ.

AYDINGUN I., AYDINGUN A. Nation-state building in Kyrgyzstan and transition to the parliamentary system // Parliamentary affair. - Oxford, 2014. - Vol. 67, N 2. - P. 391-414.

В своей статье авторы (Башкентский университет и Средневосточный технический университет, Турция) рассматривают процесс строительства национального государства в постсоветскую эпоху в Кыргызстане и его влияние на развитие парламентских институтов внутри страны.

После провозглашения независимости в 1991 г. Кыргызстан столкнулся с проблемой построения унитарного государства в многонациональном обществе. Основными факторами, препятствовавшими этому процессу, были политическая нестабильность, коррупция, несовпадение этнических границ с политическими и национальный вопрос. Несмотря на то что Кыргызстан часто называют «островком демократии» в Средней Азии, политическому истеблишменту, который в массе состоял из бывших советских функционеров, так и не удалось построить по-настоящему демократическое государство. А со временем форма правления все больше и больше стала дрейфовать в сторону авторитарного президентского режима. Однако, несмотря на все вышесказанное, а также на отсутствие обратной связи руководства страны с народом и тяжелое экономическое положение, Кыргызстан является самой «либеральной» страной в регионе.

В результате серии цветных революций в 2010 г. была принята новая Конституция, а также проведены выборы в парламент и референдум по вопросам изменения Конституции. Это отражало прямую заинтересованность элиты в установлении парламентской республики в качестве формы правления государством. Однако данные ожидания не оправдали надежд. Потребовалось два месяца, чтобы партии, которые прошли в парламент в результате выборов, смогли сформировать правящую коалицию и правительство. Но, несмотря на низкую эффективность работы парламента и правительства в целом, это первый случай в регионе, когда правительство было сформировано из парламентского большинства.

После парламентских выборов разгорелась дискуссия перед президентскими выборами. Обсуждались как и полномочия будущего президента, так и сама целесообразность наличия поста президента в стране.

В целом политическая ситуация в Кыргызстане традиционно носила сложный характер. Множество этнических групп и возможность конфликта между ними предполагали проведение весьма гибкой внутренней и внешней политики правительством, что не всегда имело место.

Кыргызстан расположен в стратегически важном, ключевом месте региона между Китаем, Казахстаном, Таджикистаном и Узбекистаном, что определяет ее значимость как транспортной развязки для транзита и перемещения грузов. Также страна очень богата природными ресурсами: золото, уран, нефть, уголь, а также значительными водными ресурсами для гидроэнергетики. Однако, несмотря на это, Кыргызстан - одна из беднейших стран в регионе. После провозглашения независимости целый ряд отраслей народного хозяйства перестал существовать, а остальные пришли в малопригодное для использования состояние. Реконструкция старых отраслей и развитие новых серьезно тормозилось некомпетентностью властей и чрезмерно высоким уровнем коррупции в стране. Со временем это приведет к тому, что правительство потеряет легитимность в глазах населения. Более того, люди сравнивали новый режим с советским, и это сравнение было не в пользу новых властей, которые не могли на прежнем уровне обеспечить твердое и централизованное управление страной и народным хозяйством. За 20 лет так и не удалось решить ключевых проблем во внутренней политике страны, что привело к серии беспорядков и столкновений на национальной почве из-за тяжелой социально-экономической ситуации. Подобные недостатки создают серьезные препятствия на пути строительства унитарного государства.

Для понимания глубинных проблем, которые сотрясают киргизское общество, следует обратиться к истории страны, которая была неразрывно связана с историей региона в целом. «В царские времена считалось, что казахи и киргизы - один и тот же народ, и только советская этнография четко их разделила на два разных народа» (с. 394). Значительную роль в истории региона сыграло нашествие монголов, что привело к широкому переселению киргизов на сопредельные территории, а также обусловило их кочевой образ жизни. Ислам распространился среди киргизов только в XVII-XVIII вв. В 1876 г. в результате завоевания Россией Кокандского ханства территории современного Кыргызстана были присоединены к Российской империи. С этого момента начались кардинальные перемены в общественном устройстве местного населения. Стали разрастаться города, открываться производства. Значительной части местного населения нововведения пришлись не по вкусу, что вызвало их миграцию в Китай. В 1936 г. Киргизия стала полноправной советской республикой в составе СССР. Со временем местное население принудили отказаться от кочевого образа жизни в пользу оседлого. Однако значительные элементы кочевой культуры остались в традициях народа, а после провозглашения независимости они вновь вышли на первый план, став еще одним препятствием на пути полноценного государственного строительства.

Немаловажной проблемой является и то, что большинство этнических групп, проживающих в Кыргызстане, а также значительное количество самих киргизов, преимущественно из бедных регионов, никак не ассоциируют себя с Киргизией как с государством.

С тех пор как в стране был демонтирован советский режим, у большинства граждан пропало минимальное уважение к власти и властным структурам, так как новые власти и близко по уровню не являлись такими компетентными, а более того - твердыми, как предыдущие. «В результате этого строительство государства пошло не по традиционным рельсам, как в Европе, а приобрело хаотичный характер» (с. 398). Однако в данном случае можно говорить о том, что применить стандартные европейские нормы весьма сложно. Скорее следует отметить значительное влияние советского периода, когда власть жестко репрессировала любые проявления национализма, а с другой стороны, всячески поддерживала и развивала национальную культуру. Все это привело к тому, что население стало ощущать себя киргизами. После распада СССР значительное количество русских покинули союзные республики и вернулись в Россию. Это развязало руки многим правительствам постсоветских республик для проведения открытой националистической политики. В Кыргызстане же после отъезда значительной части русских второй по численности диаспорой оказались таджики, которые никуда не собирались уезжать и считали эту землю своей. Также встал вопрос о нелояльности большинства этнических киргизов центральной власти.

Подобные проблемы ведут к невозможности построения полностью суверенных государств, которые могли бы обеспечивать не только внутреннюю безопасность, но и не дестабилизировать ситуацию в регионе. Строительство подобного рода государств и наций возможно только при наличии легитимного и поддерживаемого большинством народа правительства. Кыргызстан - многонациональная страна, в которой очень сильна роль национальных диаспор. Поэтому рецепт построения государства как моноэтнического государства, основанного на доминировании одной нации и на официальной политике национализма, здесь явно не подходит. Более того, подобного рода политика может привести к серьезным межэтническим конфликтам в будущем, которые могут нести в себе угрозу территориальной целостности страны. Одним из способов противодействия такому развитию ситуации является плотное взаимодействие национальных элит по любым спорным и конфликтным ситуациям.

Государственное строительство - тяжелый и сложный процесс, однако в Кыргызстане этот процесс осложняется постоянным вмешательством внешних игроков. Как правило, это глобальные игроки, которые стремятся получить максимально выгодные позиции в регионе, не считаясь с интересами местного населения. Им важно нахождение у власти лояльных режимов, а не общественное благо. При этом их не интересует, какая форма правления будет в стране, а также экономическая и социально-политическая ситуация.

Строительство крепкого государства требует строительства государственных институтов, объединения общества для решения этой конкретной задачи и целенаправленная работа элит. При решении подобного рода задач все социальные слои должны быть представлены в высшей власти, а их интересы нельзя игнорировать. В Кыргызстане все эти факторы на данный момент отсутствуют.

Серьезной проблемой стали столкновения на национальной почве. Их центром стал город Ош, где регулярно происходили стычки между узбеками и киргизами. Основой для стычек стали

споры о земле: кому она принадлежит, что явилось логическим продолжением провальной политики правительства в области экономики и народного хозяйства. «Наиболее серьезные столкновения были отмечены в 1990 и 2010 гг.» (с. 402).

Современный Кыргызстан не является ни авторитарным режимом, ни демократической страной. При наличии признаков обеих вышеуказанных систем ни одна из них не занимает главенствующего положения. Парламент очень быстро превратился в арену противостояния между представителями различных местных и этнических групп, а президент демонстративно устранился от решения подобного рода споров. Также все это время шли споры о разграничении полномочий между президентом и парламентом, что вылилось в постоянные изменения в Конституции. Данный процесс до сих пор не завершен, даже несмотря на достигнутую некоторую стабильность после парламентских выборов в 2010 г. Скорее всего, ситуация заморозилась, что чревато возобновлением конфликта в более острой форме в будущем.

В заключение автор отмечает, что, несмотря на то что после провозглашения независимости в Кыргызстане было проведено значительное количество либеральных экономических реформ, все они не привели к положительным результатам. Не удалось реформировать и наладить национальную экономику, так же как и наладить функционирование тех отраслей, которые меньше всего пострадали при переходе к независимости. Несмотря на борьбу с коррупцией, ее уровень не снизился, а, наоборот, вырос. Все это серьезно мешает развитию безопасного и миролюбивого общества внутри страны. Власть правительства практически не распространяется на целый ряд удаленных регионов. Притом что большинство элит понимает необходимость учесть интересы всех слоев и групп общества, ничего не делается в этом направлении. Международная помощь зачастую только вредит, так как крупных игроков интересует только своя выгода, а не благо Кыргызстана. При наличии целого пласта подобного рода проблем построение крепкого и суверенного государства невозможно.

Д. В. Палаткин

КЫРГЫЗСТАН ПАРЛАМЕНТ СРЕДНЯЯ АЗИЯ НАЦИОНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты