Спросить
Войти

Рецензия на: Айвазян А. М. Армяно-персидская война 449-451 гг. Кампании и сражения. Ер. : Воскан Ереванци, 2016. 516 с. ; илл. Isbn 978-99930-0-243-7

Автор: указан в статье

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

УДК 94(479.25)

Дмитриев В. А.

РЕЦЕНЗИЯ НА:

Айвазян А. М. Армяно-персидская война 449-451 гг. Кампании и сражения. Ер.: Воскан Ереванци, 2016. 516 с.; илл. ISBN 978-99930-0-243-7

В статье анализируется монография армянского исследователя А. М. Айвазяна «Армяно-персидская война 449-451 гг. Кампании и сражения» (Ер., 2016). Рассмотрены структура и логика построения работы, обоснованность выводов, определены достоинства книги и её спорные моменты. Сделан вывод о том, что труд А. М. Айвазяна является заметным событием в военно-исторической науке и арме-новедении.

Героическая борьба армянского народа за свою свободу и независимость насчитывает, по меньшей мере, полторы тысячи лет и фактически продолжается до сих пор. Одним из наиболее драматических событий на этом фоне стала народно-освободительная война армян, руководимых Варданом Мамиконяном, против персидского владычества, длившаяся с 449 по 451 гг. и вошедшая в историю Армении под названием «Вардананк». Об историческом значении этой войны и следе, оставленном ею в армянском национальном самосознании, говорит хотя бы тот факт, что Армянской апостольской церковью в память о погибших в борьбе с врагом воинах ежегодно отмечается праздник Вардананк, призванный не только почтить память павших армян, но и напомнить их ныне живущим соотечественникам о необходимости всеобщего единения перед лицом внешней опасности.

Армяно-Персидская Война 449-451 гг.

Кампании и Сражения

В связи с этим весьма сложно объяснить тот факт, что вплоть до последнего времени Армяно-персидская война 449-451 гг. не становилась предметом отдельного монографического исследования, и всё, чем на сей счёт располагала историография, — это статьи, посвящённые отдельным эпизодам либо персоналиям «Вардановой войны». Единственной попыткой дать сколько-нибудь целостную трактовку этих событий явилась статья С. Т. Еремяна (1908-1992) «Народно-освободительная война армян против персов в 450-451 гг. (к 1500-летней годовщине)»1, опубликованная в далёком уже 1951 г. и, конечно же, не претендовавшая на исчерпывающий анализ всего комплекса вопросов, связанных с движением Вар-дана Мамиконяна.

Однако совсем недавно ситуация коренным образом изменилась: в начале 2016 г. в ереванском издательстве «Воскан Ереванци» вышла весьма объёмистая (32,75 печатных листа) монография известного армянского историка А. М. Айвазяна, специально посвящённая вышеупомянутым событиям, а также затрагивающая некоторые смежные вопросы2.

Если говорить о названии книги, то оно несколько обманчиво: на самом деле автор рассматривает не только собственно «кампании и сражения», но также социально-политическую и религиозную ситуацию в Армении, делает пространные источниковедческие и историографические экскурсы и т. д. В этой связи более правильным, на наш взгляд, было бы не дополнять заглавие книги подзаголовком «Кампании и сражения», а оставить лишь его первую, основную часть («Армяно-персидская война 449-451 гг.»), что в большей степени

Армен Айвазян

1 Еремян С. Т. Народно-освободительная война армян против персов в 450-451 гг. // ВДИ. 1951. № 4. С. 41-60.
2 Айвазян А. М. Армяно-персидская война 449-451 гг. Кампании и

сражения. Ер., 2016.

соответствовало бы содержанию рецензируемой работы и предоставляло бы автору большую свободу с точки зрения выбора рассматриваемых сюжетов.

Вводная глава содержит краткую характеристику эпохи (с. 17-20), описание источниковой и методологической базы исследования (с. 20-39), а также сведения об изданиях и переводах главного из использованных А. М. Айвазяном источников — сочинения Егише «О Вардане и Армянской войне» (с. 39-41). Несколько смущает при этом отсутствие во Введении историографического обзора: хотя, как было отмечено выше, работы, посвящённые событиям 449-451 гг., в науке являются относительной редкостью, тем не менее, отдельные аспекты заявленной А. М. Айвазяном темы неоднократно затрагивались в исследованиях его предшественников (на это указывает, в частности, солидный список использованной автором литературы), и на их анализе следовало, вероятно, хотя бы кратко остановиться.

Основная часть монографии имеет довольно сложную многоуровневую структуру. Книга состоит из семи глав, четыре из которых (1-я, 2-я, 3-я и 5-я) делятся на параграфы; в ряде случаев параграфы делятся на пункты, некоторые из которых, в свою очередь, — на подпункты. Шесть из семи глав выделены по хронологическому принципу, и в каждой из них подробно рассматривается один из этапов Армяно-персидской войны. Таким образом, согласно авторской концепции, война 449-451 гг. состояла из шести этапов (или, в терминологии А. М. Айвазяна, кампаний):

1) ноябрь — декабрь 449 г. — начало войны; изгнание персидских войск из Марзпанской Армении (глава 1);
2) весна — лето 450 г. — установление восставшими контроля над Албанией и взятие Чора-Пахака (глава 2);
3) сентябрь — декабрь 450 г. — разгром проперсидских сил во главе с Васаком Сюни (глава 3);
4) ноябрь 450 — март 451 гг. — восстановление персами контроля над Албанией (глава 4);
5) весна 451 г. — вторжение персов в Армению и кульминационное событие войны — Аварайрская битва (глава 5);
6) май — декабрь 451 г. — отступление армянской армии и завершение войны (глава 6).

Особняком стоит 7-я глава, которую автор посвящает рассмотрению хронологии событий «Вардановой войны».

В разделе работы, озаглавленном «Вместо заключения: краткий стратегический обзор Армяно-персидской войны 449-451 гг.», А. М. Айвазян анализирует военную стратегию армян, последовательно определяет значение каждого из шести этапов войны и характеризует её общие военно-политические и исторические результаты. По мнению автора, война закончилась восстановлением status quo, а породившие её причины не были устранены. Поэтому новое обострение армяно-персидских отношений было неизбежно, что и случилось в 480-х гг. (с. 359).

Далее следуют Приложения, два из которых (№№ 1 (с. 360-464) и 2 (с. 465-470)) посвящены сугубо военной проблематике, а именно — рассмотрению древнеармянской военной терминологии. Особо следует выделить Приложение № 1 («Терминология организационной структуры армянской армии IV-V вв.»), фактически представляющее собой, как можно судить уже по его объёму (105 страниц, что составляет примерно пятую часть общего объёма книги), относительно самостоятельное научное исследование. В связи с этим представляется, что материал данного Приложения можно было бы опубликовать в виде отдельной работы, включив в рецензируемое издание его сильно сокращённый вариант. Приложение № 3 («Оценка Васака Сюни Н. Адонцем в свете событий 1903-1904 гг.») содержит критический анализ взглядов крупного арменоведа и византиниста рубежа XIX-XX вв. Н. Г. Адонца на характер проперсидского движения во главе с Васаком Сюни. Последнего Адонц считал мудрым государственным деятелем, понимавшим всю преждевременность и бесперспективность открытой борьбы с сасанидским Ираном, в то время как Вардан Мамиконян характеризовался Адонцем как политический авантюрист, толкавший страну в пропасть неисчислимых бедствий, с чем, в свою очередь, категорически не согласен А. М. Айвазян.

Завершают книгу глоссарий (с. 479-483), список источников и литературы (с. 484-501), предметно-именной (с. 502-510) и этнонимо-топонимический (с. 511-515) указатели.

Рассуждения и выводы автора в целом носят обоснованный характер. Во многом этому способствовала кропотливая работа А. М. Айвазяна с источниками, при изучении которых он не ограничивается, как это часто бывает, использованием

какого-то одного издания того или иного литературного памятника, а привлекает его разные издания и переводы (кстати сказать, многие пассажи из сочинений древнеармянских писателей автором были переведены на русский язык либо впервые, либо вновь). Это позволило исследователю прийти к выводам, не только основанным на источниковом материале, но и отличающимся определённой (подчас — значительной) новизной и оригинальностью. Так, например, сравнительный критический анализ различных переводов и оригинального древнеармянского текста сочинений Егише, Фавста Бузанда, Агафангела и Моисея Хоренского позволил А. М. Айвазяну более детально рассмотреть вопрос о структуре армянского войска в 1У-У вв., показав при этом, что существующие переводы искажают смысл информации, сообщаемой на этот счёт вышеперечисленными писателями-историками (с. 360-367).

Однако в ряде случаев автор, на наш взгляд, несколько увлекается следованием своим источникам и недостаточно критически использует содержащуюся в них информацию, что приводит его к неоднозначным результатам. В частности, это касается подсчётов количественного состава армянских войск, и на данном вопросе хотелось бы остановиться подробнее.

А. М. Айвазян исходит из того, что точная численность населения Армении в границах 301 г. и армянских вооружённых сил на тот момент времени указана в «Истории Агафангела» (IV в.), в которой, в свою очередь, говорится о крещении Тиридатом III (287-330) более 4 млн армян из числа гражданского населения и 150 тыс. воинов (с. 91-92). На этом основании исследователь делает вывод о том, что общая численность населения Армянского царства в начале IV в. составляла именно 4 млн 150 тыс. чел.3 Представляется, однако, что при3 Далее автор указывает, что эти цифры были взяты автором «Истории Агафангела» из «данных всеобщих и частичных переписей, проводившихся с целью налогообложения населения и определения военно-мобилизационных возможностей государства» (с. 9697). Однако в качестве примера такого рода переписей А. М. Айвазян приводит перепись жителей Марзпанской Армении, осуществлённую в 440-х гг. по решению персидских властей (с. 97, прим. 192). Нетрудно заметить, что между крещением Армении, описанным в «Истории Агафангела», и переписью 440-х гг. лежит примерно полтора столетия, и столь прямая экстраполяция реалий середины V в. на начало IV в. является весьма спорной. К тому же упоминаемая

нимать те или иные цифры, указываемые древними и средневековыми, в том числе армянскими, авторами, за чистую монету нельзя, что неоднократно отмечалось в историографии4. Хрестоматийно известным примером такого рода «военной статистики» является рассказ Геродота о вторгшейся в Элладу в 480 г. до н. э. армии Ксеркса, численность которой составляла, по словам «отца истории», более 2,6 млн чел. (Herod. VI.184-185). Как отмечал в связи с этим Г. Дельбрюк, «мы должны уяснить себе и установить как общее правило, что придавать какое бы то ни было значение числам, подобным геродотовым, значит обманывать самих себя»5. Применительно же к древнеармянской историографии уместно вспомнить Фавста Бузанда, который, описывая вторжения Сасанидов на территорию Великой Армении, сообщает о четырёх- (Faust. IV.25,49), шести- (Faust. IV.42), восьми- (Faust. IV.28), девятисоттысячных (Faust. IV.29,37,48) и даже четырёх- (Faust. IV.38) и пятимиллионных (Faust. IV.46) армиях персов, что, конечно же, не соответствует действительности.

Из предложенной А. М. Айвазяном картины вытекает, что за 1700 лет (с IV по XXI вв.) численность армянского народа увеличилась всего лишь в 2,5-3 раза — с 4 млн в IV в.6 до 10-12 млн чел. в наши дни7. Даже учитывая крайне негаперепись была организована по инициативе не армянских, а саса-нидских властей и, таким образом, представляла собой проявление не армянских, а персидских традиций государственного управления. Это, безусловно, не означает, что в самой Армении такого рода переписи в IV в. не проводились — такую возможность отрицать, конечно же, нельзя; речь идёт о том, что аргумент, использованный здесь А. М. Айвазяном, не совсем удачен.

4 См.: Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. Т. 1. Античный мир. СПб., 1999; Чернышевский Д. Приидоша бесчислены, яко прузи // ВИ. 1989. № 2. С. 127-132; Сла-нов А. А. Численность армий иранских народов в древности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. С. 178-180.
5 Дельбрюк Г. Указ. соч. С. 38.
6 Для IV в. численность населения Великой Армении может быть принята за численность армянского этноса, поскольку эмиграция армян в то время ещё не началась, и их подавляющее большинство проживало в пределах Армянского царства.
7 Astourian S. H. Armenian Demography, the Homeland, and the Diaspora: Trends and Consequences // Arméniens et grecs en diaspora: approches comparatives. Actes du colloque européen et international organisé

тивное влияние, оказанное на динамику численности армян геноцидом рубежа ХИХ-ХХ вв. и другими подобными событиями, следует признать, что столь незначительный рост количества армян за более чем полуторатысячелетней период выглядит явно заниженным. Для сравнения можно привести аналогичные данные по Италии, для которой мы располагаем более или менее достоверными историко-демографически-ми сведениями8. Здесь за тот же период население выросло с 7-89 до 60 млн чел.10, т. е. в 8-9 раз. Если темпы прироста населения Италии и численности армянского этноса условно считать примерно равными, то численность армян на сегодняшний день должна была бы составлять, по меньшей мере, 32-36 млн чел., однако, как было отмечено выше, она равняется 10-12 млн чел.11

à l&Ecole française d&Athènes, 4-7 octobre 2001 / Ed. par M. Bruneau, I. Has-siotis, M. Hovanessian et C. Mouradian. Athens, 2007. P. 191-210.

8 Следует отметить, что Италия, как и многие другие страны Европы, в VI и XIV вв. пережила две страшные эпидемии (вторая из которых вошла в историю под названием «чёрная смерть»), унёсшие жизни многих десятков миллионов европейцев, причём, судя по всему, на территории Апеннинского полуострова количество жертв этих эпидемий было наиболее многочисленным (подробнее см.: Benedictow O. J. The Black Death, 1346-1353: the Complete History. Woodbridge, 2004; Byrne J. P. The Black Death. Westport (Conn.); L., 2004; The Plague and the End of Antiquity. The Pandemic of 541-750 / Ed. by L. K. Little. N. Y., 2007; Люттвак Э. Н. Стратегия Византийской империи. М., 2010. С. 133-139). Очевидно, что влияние этих катаклизмов на динамику численности населения Апеннинского полуострова вполне сопоставимо с ударом, нанесённым по армянскому этносу турецким геноцидом и другими такого рода событиями.
9 Scheidel W. Roman Population Size: the Logic of the Debate // Princeton/Stanford Working Papers in Classics. [Электронный ресурс]: URL: https://www.princeton.edu/~pswpc/pdfs/scheidel/070706.pdf (дата обращения: 28.04.2016).
10 La popolazione legale del 15° Censimento della popolazione. [Электронный ресурс]: URL: http://www.istat.it/it/archivio/77877 (дата обращения: 28.04.2016).
11 Кстати сказать, на спорность историко-демографических выкладок А. М. Айвазяна указывает и Мари Амирханян (Амирханян М. Армянская армия: обращаясь к истокам... [Электронный ресурс]: URL: http://imyerevan.com/ru/culture/view/11676 (дата обращения: 21.05.2016).

Столь явное несоответствие ожидаемой и фактической численности армянского народа обусловлено тем, что исходная цифра, приведённая в «Истории Агафангела», является, в традициях древней и средневековой историографии, сильно завышенной. Если произвести обратные подсчёты, взяв за основу (а) современную численность армян и (б) приблизительную динамику роста населения, определённую на примере Италии, то мы придём к выводу, что в начале IV в. в Армении должно было проживать примерно полтора миллиона человек: 12 000 000 (чел.) : 8 « 1 500 000 (чел.)

Теперь попробуем ответить на вопрос о том, сколько жителей Великой Армении могло быть поставлено «под ружьё». Здесь будет уместно вспомнить о том, что, по данным Г. Дельбрюка, доля свободного населения Древнего Рима, задействованного в вооружённых силах республики в III в. до н. э. (в период резкой активизации римской экспансии), составляла 6,5-7,5 %12. Исходя из этого, можно сделать вывод, что приблизительная численность армянского войска составляла величину порядка 100-110 тыс. чел. При этом «Зоранамак» — официальный документ, составленный в начале IV в. и представляющий собой государственный реестр войск Великой Армении, на который ссылается и А. М. Айвазян, определяет численность войска Армении в 120 тыс. чел. Учитывая, что наши подсчёты носили достаточно приблизительный характер, можно сделать вывод, что их результаты в целом согласуются с данными «Зоранамака», которому, таким образом, вполне можно доверять. Однако автор рецензируемой книги склонен верить именно «Истории Агафангела» (в которой, напомним, говорится о 150-тысячном войске), объясняя весьма существенную разницу в 30 тыс. чел. «тем, что в судьбоносный момент провозглашения христианства официальной религией Великой Армении были срочно мобилизованы и присоединены к регулярным войскам 30 тысяч бойцов гу-газа — иррегулярных сил страны» (с. 98). Не логичнее было бы предположить, что расхождение вызвано ошибкой (или преднамеренным искажением информации) в «Истории», а не гипотетической «срочной мобилизацией»? К тому же возникает вопрос: зачем Тиридату III было увеличивать количество вооружённых людей (и тратить для этого огромные мате12 Дельбрюк Г. Указ. соч. С. 251, 255, 258.

238

риальные, людские и административные ресурсы), во-первых, в мирное время (тем самым без особой нужды отвлекая массу людей от производительного труда), а во-вторых — в ситуации, когда их реакция на призыв (а возможно, и приказ) отказаться от веры предков и перейти в христианство могла быть совсем не миролюбивой? Разве царь имел гарантию, что жители Армении, получив в руки оружие, не окажут сопротивления христианизации, что неоднократно имело место в мировой истории? Иначе говоря, в данном случае излишнее доверие автора нарративным источникам порождает больше вопросов, чем ответов.

В некоторых случаях — опять же по причине излишне буквального прочтения источника — автор допускает определённые неточности. Так, например, говоря о том, что потенциальными союзниками восставших против персидского владычества армян являлись «гунны» (с. 190, 192 и др.), безусловно, требовалось заключить этот этноним в кавычки и пояснить, что на самом деле речь в данном случае идёт не о гуннах как таковых, а о собирательном названии кочевых народов Северного Кавказа.

Некоторое неудобство при чтении книги возникает в связи с использованием А. М. Айвазяном нетипичных для русскоязычной историографии (и русского языка в целом) вариантов написания ряда имён собственных и исторических понятий: «Мамиконеан» вместо «Мамиконян», «Армянская Армия» вместо «армянская армия», «Армянское Нагорье» вместо «Армянское нагорье» и т. п. Такого же рода трудности связаны и с употреблением автором ряда терминов, более характерных для новой и новейшей, нежели древней, истории: «коллаборационисты», «интервенционистские силы», «армейский корпус», «диверсионно-пропагандистская миссия» и т. д.

Положительной оценки заслуживает историко-геогра-фическая составляющая данной работы. Автор не ограничивается простым упоминанием тех или иных топонимов, встречающихся в используемых им источниках, а пытается наложить их на географические реалии. То же самое касается и описания хода сражений: они (как и вообще все боевые действия, включая манёвры противоборствующих армий) проанализированы не только с опорой на сведения письменных источников, но и исходя из природных условий тех районов, на территории которых происходили рассматриваемые А. М. Айвазяном события.

Завершая рецензию, нельзя не сказать о необычайной актуальности фундаментальной работы А. М. Айвазяна, что вообще свойственно его историческим исследованиям. Несмотря на то, что в монографии рассматриваются события более чем полуторатысячелетней давности и потому, казалось бы, не имеющие прямого отношения к дню сегодняшнему, тем не менее, при чтении книги не покидает ощущение, что автор повествует не только о «делах давно минувших дней», но и о современности, а подчас — и о будущем Армении и армянского народа. Как в связи с этим верно отмечает М. Амир-ханян, «книга эта не только уточняет историю — она ещё и улавливает стратегический смысл современных нам военно-политических коллизий... Армен Айвазян апеллирует к древней истории, которая, случается, со временем может отчасти и воссоздаться, и тогда, возможно, исторические параллели врежутся в перпендикулярную реальность»13.

Литература

Айвазян А. М. Армяно-персидская война 449-451 гг. Кампании

и сражения. Ер., 2016. Амирханян М. Армянская армия: обращаясь к истокам... [Электронный ресурс]: URL: http://imyerevan.com/ru/culture/ view/11676 (дата обращения: 21.05.2016). Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. Т. 1. Античный мир. СПб., 1999. Еремян С. Т. Народно-освободительная война армян против

персов в 450-451 гг. // ВДИ. 1951. № 4. С. 41-60. Люттвак Э. Н. Стратегия Византийской империи. М., 2010. Сланов А. А. Численность армий иранских народов в древности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. С. 178-180. Чернышевский Д. «Приидоша бесчислены, яко прузи...» // ВИ.

1989. № 2. С. 127-132. Astourian S. H. Armenian Demography, the Homeland, and the Diaspora: Trends and Consequences // Arméniens et grecs en diaspora: approches comparatives. Actes du colloque européen et international organisé à l&Ecole française d&Athènes, 4-7 oc13 Амирханян М. Указ. соч.

tobre 2001 / Ed. par M. Bruneau, I. Hassiotis, M. Hovanessian et C. Mouradian. Athens, 2007. P. 191-210. Benedictow O. J. The Black Death, 1346-1353: the Complete History.

Woodbridge, 2004. Byrne J. P. The Black Death. Westport (Conn.); L., 2004. La popolazione legale del 15° Censimento della popolazione. [Электронный ресурс]: URL: http://www.istat.it/it/ar-chivio/77877 (дата обращения: 28.04.2016). Scheidel W. Roman Population Size: the Logic of the Debate // Princeton/Stanford Working Papers in Classics. [Электронный ресурс]: URL: https://www.princeton.edu/~pswpc/ pdfs/scheidel/070706.pdf (дата обращения: 28.04.2016). The Plague and the End of Antiquity. The Pandemic of 541-750 / Ed. by L. K. Little. N. Y., 2007.

Дмитриев Владимир Алексеевич, доцент кафедры всеобщей истории и регионоведения, кандидат исторических наук, доцент (Псковский государственный университет, г. Псков, Россия); эл. почта: dva_psk@mail.ru.

Book Review: Ayvazyan A. M. Military History of the Armenian-Persian War of 449-451. Erevan: Voskan Yerevantsi, 2016. 516 p.; ill.

ISBN 978-99930-0-243-7

The article presents an analysis of the monograph by an Armenian historian A. M. Ayvazyan "Military History of the Armenian-Persian War of 449-451". The structure, the validity of conclusions, the strengths and weaknesses of the book are examined. The analysis of the Ayvazyan&s work leads to the conclusion that it has become a prominent event in the military history as well as in Armenian studies.

Vladimir Dmitriev, Associate Professor of the Department of World History and Area Studies, Candidate of Historical Sciences, Docent (Pskov State University, Pskov, Russia); e-mail: dva_psk@mail.ru.

References

Ayvazyan A. M. Armyano-persidskaya voyna 449-451 gg. Kampanii i

srazheniya. Er., 2016. Amirkhanyan M. Armyanskaya armiya: obrashchayas& k istokam... [Электронный ресурс]: URL: http://imyerevan.com/ru/culture/ view/11676 (data obrashcheniya: 21.05.2016). Del&bryuk G. Istoriya voennogo iskusstva v ramkakh politicheskoy istorii.

T. 1. Antichnyy mir. SPb., 1999.

Eremyan S. T. Narodno-osvoboditel&naya voyna armyan protiv persov v 450-451 gg. // Vestnik drevney istorii. 1951. № 4. S. 41-60.

Lyuttvak E. N. Strategiya Vizantiyskoy imperii. M., 2010.

Slanov A. A. Chislennost& armiy iranskikh narodov v drevnosti // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2014. № 3. S. 178-180.

Chernyshevskiy D. «Priidosha beschisleny, yako pruzi...» // VI. 1989. № 2. S. 127-132.

Astourian S. H. Armenian Demography, the Homeland, and the Diaspora: Trends and Consequences // Arméniens et grecs en diaspora: approches comparatives. Actes du colloque européen et international organisé à l&Ecole française d&Athènes, 4-7 octobre 2001 / Ed. par M. Bruneau, I. Hassiotis, M. Hovanessian et C. Mouradian. Athens, 2007. P. 191-210.

Benedictow O. J. The Black Death, 1346-1353: the Complete History. Woodbridge, 2004.

Byrne J. P. The Black Death. Westport (Conn.); L., 2004.

La popolazione legale del 15° Censimento della popolazione. URL: http:// www.istat.it/it/archivio/77877 (data obrashcheniya: 28.04.2016).

Scheidel W. Roman Population Size: the Logic of the Debate // Princeton/Stanford Working Papers in Classics. URL: https://www.prin-ceton.edu/~pswpc/pdfs/scheidel/070706.pdf (data obrashcheniya: 28.04.2016).

The Plague and the End of Antiquity. The Pandemic of 541-750 / Ed. by L. K. Little. N.Y., 2007.

АЙВАЗЯН А. М АРМЯНО-ПЕРСИДСКАЯ ВОЙНА 449451 ГГ ВАРДАН МАМИКОНЯН АРМЕНИЯ САСАНИДСКИЙ ИРАН ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ. ГЕРОИЧЕСКАЯ БОРЬБА АРМЯНСКОГО НАРОДА ЗА СВОЮ СВОБОДУ И armen ayvazyan armenian-persian war of 449-451 ad vardan mamikonian armenia
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты