Спросить
Войти

А. Д. Конопатов - талантливый ученый, конструктор

Автор: указан в статье

УДК 629.136:92 ББК 39.62 г

А.Д. КОНОПАТОВ - ТАЛАНТЛИВЫЙ УЧЕНЫЙ, КОНСТРУКТОР

Аксенов Станислав Петрович,

доктор технических наук, профессор (г. Воронеж)

Аннотация. Статья посвящена 90-летию со дня рождения конструктора жидкостных ракетных двигателей космического и оборонного назначения, академика РАН, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий Конопатова Александра Дмитриевича. Ключевые слова: главный конструктор А.Д. Конопатов.

A.D. KONOPATOV - TALENTED SCIENTIST, DESIGNER

Aksenov S.P.

(Voronezh)

Abstract. The article is devoted to the 90-anniversary of the birth of the designer for liquid rocket engines for space and defense, academician of the Russian Academy of Sciences, hero of Socialist Labour, laureate of the Lenin and State prizes, Alexander Dmitrievich Konopatova.

Эти короткие заметки посвящены известному теперь во всем мире конструктору жидкостных ракетных двигателей космического и оборонного назначения, а также энергетических установок специального назначения действительному члену Российской академии наук, доктору технических наук, профессору Конопатову Александру Дмитриевичу. 10 марта 2012 года Александру Дмитриевичу исполнилось бы 90 лет.

Заняв пост руководителя - главного конструктора ставшего впоследствии известным во всем мире Конструкторского бюро Химавтоматики в 42 года, он в течение 28 лет оставался его неизменным флагманом.

К сожалению, в силу особой секретности работ, проводимых КБ, публикация в СМИ о руководителях этого хорошо известного в профессиональных кругах коллектива была предельно лаконичной и обтекаемой. Вот цитата из

энциклопедии: «Конопатов Александр Дмитриевич - российский энергетик, академик РАН (1991), Герой Социалистического Труда (1966). Труды по двигателестроению, энергетическим установкам. Ленинская премия (1976), Государственная премия СССР (1970)».

А вот более полная, в некотором роде эмоциональная, оценка профессионала, главного конструктора универсальной транспортной ракетно-космической системы «Энер-гия»-«Буран» Героя Социалистического Труда Губанова Бориса Ивановича: «... мне пришлось работать в тесном контакте с многими сильными из ракетного мира - В.П. Барми-ным, Н.А. Пилюгиным, В.И. Кузнецовым, А.Д. Конопатовым, В.Г. Сергеевым. Мне представилась счастливая возможность видеть союз больших характеров и судеб...» [1]

Думаю, что начинать рассказ о главном конструкторе Конопатове А.Д. следует, безусловно, с как минимум

14

нескольких слов о его предшественнике Косберге Семёне Ариевиче.

Нашему предприятию волею судеб крупно повезло с руководителями, по крайней мере, на этапах развития и становления. Основы его заложил фонтанирующий энергией, предприимчивый, с великолепным чувством разумного риска - Семён Ариевич Косберг, который руководил КБ со дня его основания в 1941 году. К сожалению, Семён Ариевич, возвращаясь из командировки в декабре 1964 года, попадает в автокатастрофу. Полученные травмы, по-видимому, спровоцировали старые болячки, и 5 января его не стало.

Сменивший его в то время первый заместитель главного - системщик, стратег, великолепный управленец А.Д. Конопатов, на этапе интенсивного развития явился оптимальной альтернативой в условиях резкого увеличения объемов и сложности стоявших перед предприятием задач. Я могу об этом судить, поскольку вырос здесь; на этом предприятии работал мой отец, будучи школьником, я играл в теннис с Александром Дмитриевичем. По окончании МАИ, в 1962 году, я пришел на работу в КБ. Мне выпала большая честь более 30 лет работать в КБ, из которых последние годы - рядом с Александром Дмитриевичем.

Львиная доля самых совершенных жидкостных ракетных двигателей современности была создана под его руководством и при его непосредственном техническом участии. Среди них многие спустя десятилетия остаются недосягаемыми по своим техническим характеристикам.

В общей сложности, за период с 1958 года в КБ были созданы и сданы в серию около 30 двигателей для космических и оборонных объектов страны. А всего находилось на разных стадиях отработки, в том числе по разным причинам приостановленных, около 60 разработок (включая упомянутые выше). Причем большинство коллег и специалистов эксплуатирующих организаций отмечали высокую надежность двигателей, разработанных в КБ, что во многом явилось результатом действующей на предприятии комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП).

Александр Дмитриевич был инициатором, автором и главной движущей силой создания на предприятии КСУКП. Системы, которая предвосхитила на несколько десятилетий аналогичную систему, повсеместно распространенную в мире в конце прошлого столетия. Речь идет о стандартах серии ИСО.

Именно Александру Дмитриевичу мы обязаны выходом на новые, перспективные направления развития двигателестроения и энергетики - ЯРД, лазеры, водородные двигатели. Ведь получить интересный, наукоемкий и перспективный заказ и в те годы было не просто. В частности, получению нами заказа на отработку кислород-новодородного двигателя для комплекса «Буран» предшествовала очень упорная и долгая конкурентная борьба с Химкинским КБ «Энергомаш», руководимым в те годы патриархом ракетного двигателестроения академиком Валентином Петровичем Глушко. И только настойчивость и убедительность аргументов А.Д. вкупе с уже укрепившимся авторитетом воронежского КБ склонили тогдашнего Министра общего машиностроения С.А. Афанасьева в нашу пользу.

А.Д. Конопатов был ученый, который никогда не поступался принципами. Я вспоминаю историю «четвертования» (изменение схемы двигателя) 700-тонника в Химках. Речь в данном случае идет о двигателях, предназначенных для МКС «Энергия-Буран». На начальном этапе отработки разработчики столкнулись с целым рядом сложнейших проблем, и Министр Афанасьев С.А. посчитал нужным иметь резервный вариант. Главный конструктор КБ «Энергомаш» Глушко В.П. был против. Вся кампания имела определенный конъюнктурный подтекст, носителем которого были многие, в частности, акад. Авдуевский В.С. Я был свидетелем принципиальной позиции, которую занял А.Д.: «Это двигатель Валентина Петровича, и только он имеет право окончательного решения обсуждаемых вопросов и нести за это ответственность». Это почти дословный ответ на вопрос Министра о целесообразности его настойчивости, а для того, чтобы противоречить Афанасьеву С.А. в те годы, нужно было обладать недюжинным мужеством.

Не требует особых доказательств тезис о том, что создание новейших образцов техники базируется на перспективных и совершенных технологиях. Понимая это, Александр Дмитриевич всегда уделял повышенное внимание освоению новейших технологических процессов. Среди них могут быть упомянуты:

применение точного литья с обеспечением необходимых характеристик точности, прочности и герметичности.

внедрение гранульной металлургии;

горячее изостатическое прессование заготовок ответственных деталей;

высокочастотная балансировка роторов турбо-машин и многое другое.

Пример - использование заготовок корпусных деталей в двигателях высокого давления для комплекса морского базирования «Синева» Генерального конструктора Макеева В.П. Требования к этим двигателям требуют особого комментария. Дело в том, что по условиям технического задания этот двигатель почти полностью размещается в баке одного из компонентов (такая компоновка двигателя на жаргоне ракетчиков носит живописное название «утопленник»). Кроме того, именно этот двигатель имеет самые высокие в мире давления по трактам (до 1400 кг/см2). Эти и многие другие обстоятельства заставляют особо тщательно обеспечивать герметичность наружных стенок корпусов и трубопроводов. И до нашего проекта все поверхности двигателей предыдущих разработок обеспечивали требования по герметичности за счет применения исключительно штампованных или кованых заготовок. Но применение литья за счет оптимизации формы заготовки

дает несомненное преимущество по массовым характеристикам, совершенству гидравлических форм проточной части агрегатов и, наконец, что немаловажно, позволяет улучшить технологичность и экономические характеристики разработки.

В.П. Макеев сразу, зная нашу «слабость» к литью, заявил, что он согласен отдать нам заказ, но при условии отсутствия литых поверхностей под компонентом. Поэтому ставя перед нами задачу создания этого двигателя, Александр Дмитриевич подчеркнул, что, во-первых, это новый для нас и очень престижный заказчик, что все параметры двигателя, включая надежность, должны быть обеспечены на «отлично» и что литье мы будем применять. Но применение литья должно сопровождаться такими дополнительными мероприятиями, включая повышенный объем и качество контроля, которые парируют все, даже явно надуманные, аргументы критиков. И эта задача была выполнена. Мы повысили качество литья, внедрили газостатическую обработку литых заготовок, внедрили поверхностную обпайку литых заготовок, ужесточили технологию контроля герметичности заготовок. Более чем 10-летний опыт серийного производства этих двигателей на Красмашзаводе подтвердил эффективность принятых решений.

Совмещение в одном человеке качеств хорошего управленца и «технаря» высокого уровня профессионализма - случай достаточно уникальный. Александр Дмитриевич в полной мере обладал такими возможностями.

Особо хочется отметить особенности системы подготовки и проведения совещаний у главного по техническим, организационным или другого рода вопросам. Во-первых, даты проведения совещания и четко сформулированная повестка дня были известны заранее, как правило, не менее чем за 5-10 дней. К совещанию обязательно готовили проект решения, с которым А.Д. требовал его ознакомить не позднее дня, предшествующего совещанию. Главный терпеть не мог и решительно пресекал вопросы участников друг к другу, связанные с уточнением технических подробностей докладов и, тем более, дискуссии толкования того или иного положения доклада. Он требовал от нас добротной подготовки, в т.ч. встреч для обсуждения возможных проблем. Но в тему совещания А.Д. всегда вникал досконально, вплоть до последней цифры. И горе тому, кто по каким-либо причинам допускал ошибку в цифре или логике изложения.

Именно благодаря А.Д., КБ всегда отличалось высоким уровнем развития и насыщенностью экспериментальной базы - КСГИ, отдел вибропрочностных испытаний, совершенная база для испытаний двигателей и многое другое.

Особое внимание главный конструктор всегда уделял построению тесных и деловых взаимоотношений с Воронежским механическим заводом. Он всегда наставлял нас: «Запомните, без ВМЗ и других серийных заводов мы ничто!». Следует заметить, что большинство серийных заводов платили нам той же монетой.

Во многом Александру Дмитриевичу мы обязаны развитием социальной базы предприятия:

• к концу 80-х годов КБ имело на балансе около 310 тыс. кв. м жилья;

• в распоряжении сотрудников была МСЧ-97 3 -го ГУ Минздрава;

• две благоустроенные турбазы для отдыха сотрудников;

• п/лагерь - в прекрасном месте, один из лучших детских оздоровительных учреждений города;

• спорткомплекс с 2-мя бассейнами;

• профилакторий.

Все, за что он брался, делалось только на высшем уровне. Показательно, что когда в середине 70-х нам поручили кураторство над футбольной командой «Труд», впоследствии «Факел», именно А.Д. настоял на строительстве у нас одной из лучших в стране по тем временам базы подготовки футболистов. Вот как пишет об этом бывший президент клуба «Факел» В.М. Муштаков в своих воспоминаниях:

«В 1977 году, решив вопрос с переименованием «Труда» в «Факел», Конопатов надел пиджак со всеми регалиями и отправился в столицу. Мы с ним побывали на приеме у всех спортивных руководителей, начиная с председателя спорткомитета СССР Павлова и заканчивая начальником управления футбола Колосковым. Представились, со всеми познакомились, и люди сразу поняли, что в «Факеле» будет серьезный подход к делу. Я подключил толковых ребят, была подготовлена программа развития клуба на несколько лет вперед. Ведь мало кто знает о том, что область и город с 1977 по 1992 годы не вкладывали в «Факел» ни одной копейки. До 1988 года мы финансировались профсоюзом ЦК общего машиностроения, там же, где и «Днепр».

Только благодаря системе управления, внедренной Александром Дмитриевичем Конопатовым, школа подготовки кадров и сама система управления КБ смогла сохранить способность к созданию изделий в годы, последовавшие за 90-ми.

К сожалению, многое по разным причинам утрачено. Но созданный Александром Дмитриевичем задел знаний, опыта, изделий, технической базы будет жить и служить людям много лет.

Литература:

1. Губанов, Б.И. Триумф и трагедия «Энергии». Размышления главного конструктора / Б.И. Губанов. - Н. Новгород: Изд-во Нижегород. ин-та экономического развития, 2000. - Т. 1.
16
главный конструктор А.Д. Конопатов chief designer a.d. konopatov
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты