Спросить
Войти

Оценка состояния агропромышленного комплекса Ставропольского края в 1965-1985 гг

Автор: указан в статье

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 1965-1985 ГГ.

© Куликова Е.А.1

Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске, г. Пятигорск

Сельское хозяйство в 1965-1985 гг. продолжало отставать, хотя его положение в советской экономике изменилось: из пренебрегаемой сферы, служившей для перекачки ресурсов в промышленность, оно превратилось в преимущественную, получавшую огромные финансовые ресурсы и разнообразные льготы.

Годы социалистического строительства в СССР были временем многоцветным, полным контрастов, порой парадоксальных. Говоря о нем, нельзя не видеть, что упорный труд миллионов, позволивший создать заново целые отрасли промышленности, сочетался с сокращением темпов экономического развития, вплоть до стагнации ряда их важнейших компонентов.

Рост социальной защищенности и благосостояния граждан сопровождался расцветом «остаточного» подхода к социальной сфере, неуклонным нарастанием дефицита. В руках высших руководителей в центре и на местах была сосредоточена огромная власть, но они то и дело оказывались не способными провести в жизнь собственные решения по коренным вопросам жизни общества [1].

К 1985 г. советская экономика исчерпала возможности экстенсивного развития и встала перед необходимостью перейти на интенсивный его путь. Общество столкнулось с новыми, неизвестными ранее проблемами: значительно снизилось качество социально-экономического роста, обострились диспропорции в производстве. более выпукло давали о себе знать антиобщественные явления. Это признают все аналитики независимо от политических различий.

Напомним, что еще в сентябре 1965 г. в промышленности была начата реформа, ставившая своей задачей повысить стимулирующую роль плановых показателей и несколько расширить хозяйственную самостоятельность предприятий. Основным плановым и оценочным показателем работы предприятия становился объем не валовой (то есть произведенной), а реализованной продукции, что должно было повышать заинтересованность пред1 Старший преподаватель кафедры Государственного и муниципального управления.

приятий в изготовлении пользующихся спросом товаров. В хозрасчетном стимулировании существенное значение придавалось прибыли - реализованному благодаря продаже товаров чистому доходу предприятия.

Задуманная с целью некоторой децентрализации хозяйственной жизни, реформа началась как раз с восстановления союзных и союзно-республиканских министерств и государственных комитетов министерского уровня, бывших фактическими хозяевами в своей отрасли.

Конечная нерезультативность и постепенный отказ от хозяйственной реформы 1965 г. были обусловлены, на наш взгляд, непоследовательностью и незавершенностью осуществляемых перемен, а также тем, что реформа объективно затрагивала интересы многих влиятельных в обществе социальных групп [2, с. 390].

Последующие попытки структурных перестроек в экономике также оказались недейственными. Это и бессистемное создание с начала 70-х гг. порой громоздких, трудно управляемых производственных и научно-производственных объединений (ПО и НПО), территориально -производственных комплексов (ТПК), и попытка введения в 1979 г. множества нормативных производственных и финансовых показателей с целью централизованного регулирования всего производства, что привело лишь к бюрократической неразберихе.

Между тем мировой опыт выявил, что средние и малые производства, технологически хорошо оснащенные предприятия с гибкой и маневренной структурой, а также сфера индивидуальной трудовой деятельности и надомного труда, частные подсобные хозяйства, мелкий бизнес, непосредственно ориентированные на рынок, во многих случаях могут быстрее и полнее учитывать изменения спроса потребителей, оперативнее удовлетворять их нужды, лучше использовать свободные трудовые ресурсы.

Сельское хозяйство в 1965-1985 гг. продолжало отставать, хотя его положение в советской экономике изменилось: из пренебрегаемой сферы, служившей для перекачки ресурсов в промышленность, оно превратилось в преимущественную, получавшую огромные финансовые ресурсы и разнообразные льготы [4, с. 98].

В марте 1965 г., одновременно с реформой в промышленности, была предпринята попытка активизировать сельское хозяйство. С колхозов в очередной раз были списаны долги государству, установлен твердый план закупок сельхозпродукции на пять лет, повышены закупочные цены и установлена 50 %-ная надбавка к ним за сверхпланово продаваемую продукцию. Но это не дало заметного роста общественного производства сельскохозяйственной продукции.

Ставшее приоритетным сельское хозяйство получало 20-27 % от ежегодных капитальных вложений бюджета в экономику. Большая часть этих

24

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

денег уходила на оплату закупаемой у государства по непомерно завышенным ценам техники и удобрений, на реализацию амбициозных общесоюзных программ: подъема Нечерноземья (1974 г.), мелиорации и химизации почв (1979 г.), подъема кормовой базы животноводства (начало 80-х гг.). Общая сумма государственных вложений в сельское хозяйство за 25 лет (1960-1985 гг.) составила около 670 млрд. руб.

Суммарной продукции общественного сельского хозяйства за этот период было получено, согласно некоторым подсчетам, на 280 млрд. руб., то есть продукции получали на 50 копеек на каждый вложенный рубль. В общественном секторе наблюдались огромные потери при уборке, транспортировке и хранении: по зерновым до 15 % от выращенного урожая, по плодоовощной продукции до 25 %.

План по зерновым составлял в эти годы приблизительно 250 млн. т. Но все равно ежегодно приходилось закупать в Канаде, США, Австралии до 40 млн т. СССР превратился в крупнейшего импортера зерна.

Сельское хозяйство явно пробуксовывало. Ассортимент продовольственной продукции в магазинах был скудным. Это побудило правительство принять в мае 1982 г. Продовольственную программу, в которой главным средством подъема эффективности сельского хозяйства считалось приближение первичной переработки сырья к месту его производства и создание для этой цели агропромышленных объединений разного уровня.

Сельское хозяйство и обслуживавшие его отрасли промышленности, транспорт, торговля должны были стать единым объектом планирования и управления для достижения конечной цели - улучшения продовольственного снабжения населения.

На практике это вылилось в создание дополнительных бюрократических структур. Было сформировано более 3 тыс. районных агропромышленных объединений (РАПО). В 1985 г. создан Агропромышленный комитет СССР, объединивший пять общесоюзных сельскохозяйственных министерств и два государственных комитета. Увеличения продуктов питания это не дало.

Советская экономика, не использовавшая возможности интенсификации за счет ускоренной реализации достижений научно-технической революции, структурной перестройки, внедрения новейшей техники и технологии, изменения организации труда и включения реальных трудовых стимулов, неуклонно двигалась к кризису [3, с. 120].

Необходимо подчеркнуть, что динамика экономического развития Ставропольского края в первой половине 1980-х годов, несмотря на явно выраженные негативные тенденции, была более очевидной, чем в стране, в целом. Если взять, например, темпы роста промышленного производства, то они превышали соответствующий всесоюзный показатель, на один процент,

рост валового продукта аграрной отрасли края превысил общесоюзные объемы на два процента, а прибыльность всего краевого народнохозяйственного комплекса была выше аналогичных достижений по стране более чем на два процента.

Одним из способов локализации негативных последствий в развитии народного хозяйства в Ставропольском крае стала концентрация отраслевых производительных сил в рамках крупных государственно-кооперативных структур.

На наш взгляд, в Ставропольском крае влияние негативных факторов в первой половине 1980-х годов удавалось смягчать за счет того обстоятельства, что в рамках краевого агропромышленного комплекса производительные силы распределялись равномерно по отраслевому принципу, а также между производителями сырья и готовой продукции. По согласованию с местным руководством ставропольские хозяйственники еще в доперестроечный период построили такую систему экономических взаимоотношений в АПК, при которой все ее структурные элементы были подчинены достижению единых целей, прежде всего, повышению эффективности производства. Эта система сработала за счет внедрения новых форм планирования, взаиморасчетов и материального стимулирования труда, исходя из его конечных результатов, однако, ее действенность была ограничена целым набором других факторов [2, с. 390].

В заключении хотелось бы отметить также, что в Ставропольском крае в конце одиннадцатой пятилетки имелись необходимые условия и возможности для того, чтобы избежать стагнации аграрного производства и распространения кризисных тенденций. Для этого требовалось, чтобы местное партийное и советское руководство взяло на себя смелость отказаться от конъюнктурных, экономически неоправданных и неэффективных решений ЦК партии по сельскому хозяйству. Руководители ряда хозяйств так и поступили на свой страх и риск, что позволило не только сохранить достигнутый материально-технический потенциал, но и создать на его базе новые возможности для дальнейшего развития производства.

Список литературы:

1. Третьяков В. Уроки Сталина // Российская газета. - 2003. - 5 марта.
2. История России с древности до наших дней. - М., 1995. - С. 390.
3. Боровикова Н.В. Особенности государственного регулирования промышленности в России // Современная наука и инновации. - 2014. - № 4 (8). -С. 100-106.
4. Русинова О.С. Влияние развития агропромышленного комплекса на социально-экономическое положение сельских территорий аграрного региона // Journal of Economic Regulation. - 2010. - Т. 1, № 4. - С. 72-81.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты