Спросить
Войти

К истории деятельности придворных мастеров царя Ивана Грозного (рецензия на монографию Н. П. И Н. В. Парфентьевых "деятельность мастеров церковно-певческого искусства при дворе царя Ивана Грозного")

Автор: указан в статье

УДК 94(470) «15» ББК Т3(2)Ч3

DOI: 10.14529/ssh180417

к истории деятельности придворных мастеров царя ивана грозного (рецензия на монографию н. п. и н. в. парфентьевых «деятельность мастеров церковно-певческого искусства при дворе царя ивана грозного») *

О. Ю. Никонова1, Н. А. Мудрова2

1 Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Российская Федерация
2 Центральная научная библиотека УрО РАН, Екатеринбург, Российская Федерация

Авторами рецензируется новая книга исследователей русской музыкальной культуры XVI века Н. П. и Н. В. Парфентьевых. В монографии, основанной на документальных и нарративных источниках, с использованием древних нотированных рукописей, выполненных в кругах певчих государева хора, представлена история деятельности придворных мастеров церковно-певческого искусства. Основное внимание уделено выдающимся мастерам, прежде всего — Федору Крестьянину. Работа раскрывает новые яркие страницы отечественной культуры, а также по-новому освещает культурный образ самого царя Ивана Грозного и трудившихся при его дворе мастеров.

Эпоха правления царя Ивана Грозного и связанные с ней явления и события вызывают постоянный живой интерес представителей науки и широкой общественности. Историки давно и активно исследуют сохранившиеся документальные и нарративные источники о том времени. Открыть новые страницы, казалось бы, невозможно. Вместе с тем, до сих пор обнаруживаются мало изученные аспекты отдельных проблем, явлений. к ним относятся и вопросы истории искусства при царском дворе, особенности его состояния, пути развития, деятельность выдающихся мастеров. Сфера профессионально-музыкального искусства письменной традиции, представленная в ту эпоху церковным пением, содержит немало еще не открытых исторических фактов, нашедших отражение в документальных источниках. Да и сами произведения этого искусства, зафиксированные особыми системами нотного письма в многочисленных рукописях, таят множество нераскрытых свидетельств деятельности выдающихся мастеров.

Профессиональное церковное певческое искусство в эпоху Грозного находилось под пристальным вниманием церкви и государя, который придавал ему религиозно-идеологическое и художественное значение. Так, царь Иван сам создал циклы музыкальных стихир, посвятив их ключевым событиям и святыням государства. На Стоглавом соборе царем было критически оценено состояние церковного пения в стране, предложены меры по его развитию. В результате церковно-певческое искусство в период правления царя Ивана достигло расцвета. При поддержке государя укрепил свои позиции его придворный хор певчих дьяков. Выдающиеся мастера Федор

* Парфентьев, Н. П. Деятельность мастеров церковно-певческого искусства при дворе царя Ивана Грозного / Н. П. Парфентьев, Н. В. Парфентьева. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2018.

крестьянин, Иван Нос и другие были приближены ко двору и оставили богатое творческое наследие, воспитав талантливых учеников. Об этом свидетельствуют рукописи из библиотеки государевых певчих дьяков, с которыми впервые начали активно работать авторы новой монографии.

Отметим, что, несмотря на значительное количество трудов по истории церковно-певческого искусства Московского царства, чрезвычайно мало специальных научных работ, посвященных деятельности мастеров певческого дела и проблемам их авторского творчества в эпоху Ивана Грозного. В настоящее время ведущее место в данном исследовательском поле занимают труды Н. П. и Н. В. Парфентьевых. В своей новой книге ученые обобщают богатый фактологический материал, полученный в результате исследования документов, рукописных книг. Н. П. Парфентьев акцентирует внимание на раскрытии истории вопроса, приводя массив исторических фактов по проблеме, анализируя их и выстраивая колоритную картину деятельности мастеров, восстанавливая их биографии, участие в жизни двора, страны в целом. Н. В. Парфентьева обращается к раскрытию понимания сущности их творчества, к анализу их достижений как мастеров-распевщиков и теоретиков искусства. Благодаря такому комплексному подходу авторам удалось выявить специфику исторического процесса развития певческого дела, основные параметры которого были заданы царем Иваном Грозным, который являлся не только организатором этого дела, но и автором ряда значительных музыкальных циклов. Ученые приходят к выводу о том, что в ту эпоху музыкальное искусство переживало период расцвета авторского творчества, которое именно в таком качестве впервые было осознано современниками, обществом. Тогда же завершилось и формирование Московской школы в музыкальном искусстве России.

Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки» 2018, т. 18, № 4

рецензии

Значение нового исторического исследования авторов определяется также недостаточной ознакомленностью представителей научных кругов, общественности, учащейся молодежи с культурным образом самого царя Ивана Грозного и трудившихся при его дворе выдающися мастеров, а также состоянием певческого искусства Московской Руси в целом. Авторы монографии заполняют эту лакуну для избранной исторической эпохи, концентрируя усилия на исследовании деятельности мастеров как предмете исторического и искусствоведческого анализа, выявляя их роль в формировании русской культуры. Исследованы проблемы их художественной, общественной, политической, церковно-конфессиональной и другой деятельности, восстановлены имена и биографии, даны выводы по результатам их деятельности.

В отличие от прежних исследований ученых, нашедших отражение в их статьях, в монографии нет обширных и детальных музыкально-теоретических анализов произведений (работа выполнена в историческом аспекте). Вместе с тем, представленные результаты свидетельствуют о глубокой теоретической проработке каждого из творений мастеров, а полученные выводы будут понятны широкому кругу читателей.

Благодаря выполненной авторами работе, история отечественной культуры пополняется новыми яркими страницами. Возможности практического применения её научных результатов в том, что они актуализируют вопросы отечественной истории, культурологии, философии искусства, теологии, относящиеся к образу Ивана Грозного и его эпохи.

НИКОНОВА Ольга Юрьевна, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой отче-ственной и зарубежной истории, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск, Россия). E-mail: nikonovaoi@susu.ru

МУДРОВА Наталья Александровна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела научно-исследовательской работы, Центральная научная библиотека УрО РАН (г. Челябинск, Россия). E-mail: mudrova@cbibl.uran.ru

Поступила в редакцию 3 сентября 2018 г DOI: 10.14529/ssh180417

to the history of chanting art masters& activities at the court of tsar ivan the terrible (review of the monographic research «activities of church and singing art masters at the court of tsar ivan the terrible», published by n. p. parfentiev and n. v. parfentieva)

O. Yu. Nikonova, nikonovaoi@susu.ru

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

N. A. Mudrova, mudrova@cbibl.uran.ru

Central Scientific Library of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Chelyabinsk, Russian Federation

The author reviews a new book of N.P. Parfentiev and N.V.Papentieva, devoted to Russian musical culture of the 16th century. In the monograph, based on documentary and narrative sources, using musical (neumatic) notation manuscripts, written in the circles of the tsar&s choir singers, the history of the activity of the court masters of church and singing art is presented. The main attention is paid to outstanding masters, first of all - to Feodor Krestiyanin. The work reveals new bright pages of Russian culture, as well as a new way of illuminating of the cultural image of the Tsar Ivan the Terrible himself and the musical art masters, working at his court.

Received September 3, 2018

образец цитирования

Никонова, О. Ю. К истории деятельности придворных мастеров царя Ивана Грозного (рецензия на монографию Н. П. и Н. В. Парфентьевых «Деятельность мастеров церковно-певческого искусства при дворе царя Ивана Грозного») / О. Ю. Никонова, Н. А. Мудрова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». — 2018. — Т. 18, № 4. — С. 109—110. DOI: 10.14529/ ssh180417

for citation

Nikonova O. Yu., Mudrova N. A. To the history of chanting art masters& activities at the court of tsar Ivan the Terrible (review of the monographic research «Activities of church and singing art masters at the court of tsar Ivan the Terrible», published by N. P. Parfentiev and N. V. Parfentieva). Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Gumanities. 2018, vol. 18, no. 4, pp. 109—110. (in Russ.). DOI: 10.14529/ssh180417

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Gumanities, 2018, vol. 18, no. 4

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ПРИДВОРНЫЕ МАСТЕРА ГОСУДАРЕВЫ ПЕВЧИЕ ДЬЯКИ ЦАРЬ ИВАН ГРОЗНЫЙ ФЕДОР КРЕСТЬЯНИН ИВАН НОС history of russian culture church and singing art court masters
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты