Спросить
Войти

РОЛЬ М.Н. ТИМОФЕЕВА-ТЕРЕШКИНА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СОЮЗ ИНОРОДЦЕВ-ЯКУТОВ»

Автор: указан в статье

the Russian Academy of Sciences. Fund 7. Bordereau 1. Individual File 12] (in Russ.).

14. Dokumenty i materialy po istorii bashkirskogo naroda (1574-1798) [Documents and Materials on the History of the Bashkir People (1574-1798)]. Comp.: I.M. Gvozdikova (group leader), B.A. Aznabaev, I.I. Bulyakov, et al. Ufa: Institute of History, Language and Literature, the RAS Ufa Research Center, 2012. 548 p. (in Russ.).
15. Kamalov, A.A., Kamalova, F.U. Atajsal [The Native Land]. Ufa: Kitap Publ., 2001. 544 p. (in Russ. and Bashkir.).
16. Bashkort khalyk izhady: Jola fol&klory. I tom [Bashkir Folk Art: Ritual Folklore. Vol. 1]. Ufa: Kitap, 1995. 560 p. (in Bashkir.).
17. Sokolov, D.N. O bashkirskikh tamgakh (s pri-lozheniem tablitsy bashkirskikh tamg) [On the Bashkir Tamghas (Attaching the Table of the Bashkir Tamghas)]. In: Trudy Orenburgskoj uchenoj arkhivnoj komissii. Vyp. 13 [Proceedings of the Orenburg Archival Scientific Commission. Issue 13]. Orenburg: P. A. Porkhunov&s Publ., 1904. 94 p. (in Russ.).
18. Sibaj. Kratkij populyarnyj istoriko-etnografi-cheskij i sotsial&no-ekonomicheskij ocherk [Sibay. A Concise Popular Historical, Ethnographic and Socioeconomic Essay]. Ufa: Slovo Press, 1995. 96 p. (in Russ.).
19. Khamitov, Kh.N., Kusyabaev, Kh.S., Ishber-din, S.G. Tyugan tojagebed (dokumental&-tarikhi ocherk) [Our Homeland (Documented Historical Essay)]. Sibay: Sibay Town Printing House, 2007. 225 p. (in Bashkir.).
20. Biishev, A.G. Ejek borjandare [The Bashkirs of the Ik Burzyan Clan]. Vatandash - The Compatriot Journal. 1998. No. 1. P. 69-78 (in Bashkir.).
21. Zapadnye bashkiry po perepisyam 1795-1917 gg.: sb. dok. [Western Bashkirs according to the Census of 1795-1917: Collected Documents]. Comp. Asfandiya-rov, A.Z., Absalyamov, Yu.M., Rodnov, M.I. Ufa: Kitap, 2001. 712 p. (in Russ.).
22. Materialy po istorii Bashkirskoj ASSR. T. 5. Bashkiriya v poslednej chetverti XVIII v. [Materials on the History of the Bashkir ASSR. Vol. 5. Bashkiria in the Last Quarter of the 18th Century]. Compiled by N.F. Demi-dov. Moscow: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1960. 783 p. (in Russ.).

DOI 10.24411/2223-0564-2019-10405 С.В. Степанова УДК 93/94

РОЛЬ М.Н. ТИМОФЕЕВА-ТЕРЕШКИНА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СОЮЗ ИНОРОДЦЕВ-ЯКУТОВ»

Аннотация

В статье рассматривается участие одного из активных сторонников первой общественно-политической организации в Якутии «Союз инородцев-якутов» Михаила Николаевича Тимофеева-Терешкина (1883-1957) в борьбе за национальное самоуправление в контексте российских институтов местного самоуправления. Интерес к его деятельности имеет вполне научное и общественное значение. Он представлял провинциальную часть формирующейся национальной интеллигенции - вилюйскую, находящуюся от г. Якутска в 800-900 км. Однако это не помешало отдельным её представителям быть в курсе основных общественно-политических событий в области. Созданный в начале 1906 г. «Союз инородцев-якутов» поддержали в трех основных округах (Якутском, Вилюйском и Олекминском). Особенную активность проявили якуты Сунтарского улуса Ви-люйского округа, откуда родом был М.Н. Тимофеев-Терешкин, выступавший в роли лидера в общественно-политической жизни улуса. Главная идея, за которую боролись сунтарцы во главе со своим лидером, состояла

Степанова Сахайя Васильевна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории, обще-ствознания и политологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (Якутск), e-mail: cheaton@bk.ru

Sakhaya V. Stepanova, Ph.D. in History, Associate Professor, Department of History, Social Studies and Political Science, M. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk), e-mail: cheaton@bk.ru

в достижении равных гражданских и экономических прав для якутского народа наравне с другими народами. Решение этой проблемы они видели в обретении самостоятельности в рамках Российского государства путем введения земского самоуправления в области взамен устаревшей системы «инородческого управления».

Значение настоящей статьи состоит в том, что она подчеркивает необходимость изучения деятельности всех участников «Союза инородцев-якутов», что позволит создать полноценную историю первой в Якутии общественно-политической организации либерально-демократического толка, открыто выступившей за общие цели с демократическим движением в России в начале ХХ века.

Sakhaya V. Stepanova

M.N. TIMOFEEV-TERESHKIN&S ROLE IN THE ACTIVITIES OF THE SOCIOPOLITICAL ORGANIZATION "THE UNION OF ABORIGINAL YAKUTS"

Abstract

The article discusses the participation of one of the active supporters of the first political organization of Yakutia -"The Union of the Aboriginal Yakuts", which fought for national self-governance in the context of Russian institutions of local self-government, - Mikhail N. Timofeev-Tereshkin (1883-1957). Interest in his activities is of quite scientific and social importance. He represented a provincial part of the emerging national intelligentsia - the Vilyui one, located at a distance of 800-900 km from Yakutsk. However it did not prevent its separate representatives to be aware of the main social and political events in the region. It is known that "The Union of the Aboriginal Yakuts" created in early 1906 was supported in three main districts (Yakut, Vilyui and Olyekminsk ones). A special activity was shown by the Yakuts of the Suntar ulus, the Vilyui district, from where M.N. Timofeev-Tereshkin was. He acted as a leader in the sociopolitical life of the ulus. The main idea, for which the inhabitants of the given ulus fought headed by their leader, was to achieve equal civil and economic rights for the Yakut people along with other peoples. They saw the solution to this problem in achieving independence within the Russian state by the introduction of Zemstvo self-government in the region instead of the outdated system of "foreign management".

The significance of this article is that it emphasizes the need to study the activities of all figures of "The Union of the Aboriginal Yakuts", which allows to create a complete history of the first liberal and democratic minded sociopolitical organization in Yakutia coming out flat for common goals with the democratic movement in Russia in the early 20th century.

В исторической литературе всегда существовал феномен интеллигенции и ее исключительной роли как «активного и думающего меньшинства» в развитии общества. Особо возрастает ее роль во времена синергетического хаоса, когда происходит трансформация всех сфер социальной системы, меняется динамика исторического развития.

В формате статьи и всего исследовательского поля выделим специфику формирования провинциальной якутской национальной интеллигенции как наименее изученной, наиболее спорной, массово пострадавшей в годы сталинских репрессий.

Известно, что первая интеллектуально образованная элита в якутском обществе формировалась во второй половине XIX в. на гребне демократических преобразований России. Тогда же на рубеже веков она активно включилась в национально-освободительное движение. Манифест 17 октября 1905 г. дал толчок к формированию «Союза инородцев-якутов» - первой общественно-политической организации в Якутии во главе с лидером национальной интеллигенции В.В. Никифоровым-Кюлюмнюром.

Якутские власти не дали «Союзу якутов» развернуться. Он просуществовал всего около 5 месяцев, но идеи, изложенные в его программе,

отвечали исконным чаяниям народа. Борьба за гражданские и экономические права, право собственности на землю, за создание земства как органа самоуправления, участие в выборах в Государственную Думу на многие годы определились как коренные задачи общественно-политического движения в Якутии.

О популярности «Союза якутов» свидетельствуют архивные документы о поддержке его идей во многих улусах и наслегах Якутии, особенно среди жителей Якутского, Вилюйского и Олекминского округов. В Вилюйском округе наибольшую активность проявило население Сунтарского улуса, просвещенные представители которого открыто заявили о своей приверженности к идеям союза. К ним относились влиятельные на местах люди - Д.В. Парфенов, П.М. Артаханов, Д.Н. Тимофеев, И.А. Попов и др. Среди них был М.Н. Тимофеев-Терешкин1, которому в моей монографии из-за отсутствия в то время соответствующих источников не было уделено должного внимания [1]. В 2013 г. увидело свет издание, посвященное 130-летию со дня рождения М.Н. Тимофеева-Терешкина, содержащее воспоминания автора, статьи, литературные труды и произведения [2]. В нем имеются сведения об отношении М.Н. Тимофеева-Терешкина к «Союзу инородцев-якутов», В.В. Никифорову, что представляет определенный интерес для понимания значения деятельности первой политической организации якутов для сельских жителей Якутии начала ХХ в.

Как один из образованных людей своего времени, Михаил Николаевич рано приобщается к общественно-политической жизни области и своего улуса. Этому способствовали события Первой русской революции 1905 г., Манифест царя от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании

государственного порядка», даровавший населению России «незыблемые основы гражданской свободы» и учредивший всероссийский законодательный орган власти - Государственную Думу, а также оживление под влиянием политических ссыльных общественно-политической жизни в области. Одним из самых острых вопросов было создание земства в области, работа по которому велась в течение всего 1905 г. Дело в том, что земство рассматривалось как орган местного самоуправления, как панацея для решения всех проблем многострадального народа края. Широкомасштабное обсуждение идеи сопровождалось отстаиванием различными политическими силами своих проектов земской реформы, что привело к созыву областного земского совещания, первое заседание которого состоялось 20 октября 1905 г. в присутственной камере областного управления. Историческое значение совещания состоит в том, что тогда впервые в истории власть в лице областной администрации и общества в лице представителей разных общественных сил совместно обсуждали насущный общественно-политический вопрос - создание земства, что положило начало национально-демократическому движению за общегражданские свободы, за политическое равноправие. Во главе этого движения, как известно, стоял В.В. Никифоров.

М.Н. Тимофеев-Терешкин по независящим от него обстоятельствам, будучи сторонником земского управления, не смог участвовать в работе областного совещания по земству. Но идею он поддержал, 21 ноября 1905 г. написал статью «Послание к якутской интеллигенции по вопросу земского самоуправления в Якутской области» с разъяснением, что такое земство и почему оно должно быть использовано в Якутии в борьбе за самоуправление [2, с. 298-300]. В своем воспо1 М.Н. Тимофеев-Терешкин (4.12.1883, II Нерюктяйский наслег Сунтарского улуса Вилюйского округа -1957, Ангарск). Учился в Элгяйской одноклассной церковной приходской школе, затем окончил три класса Якутской духовной семинарии, был вольнослушателем первого курса юридического факультета Томского университета. В 1902-1907 гг. работал учителем Шеинской церковно-приходской школы, в 1907-1916 гг. - почетный блюститель Сунтарской одноклассной школы, в 1917-1920 гг. - земский деятель и промкооператор. С 1920 г. начинается новый этап в его жизни: он приобщается к работе советского аппарата, занимает различные руководящие должности. Одновременно занимается творческой деятельностью вплоть до 1957 г., когда смерть застала его в Ангарске, куда он вынужден был переехать из-за идеологического давления в обстановке 50-х годов прошлого века.

M.N. Timofeev-Tereshkin (bom December 4, 1883, II Nyeruktay nasleg, Suntar ulus, Vilyui district, died in 1957, Angarsk), attended Elgyay single-class church parish school, then finished three classes of the Yakut religious seminary, was a first-year unenrolled student of the faculty of law, Tomsk University; in 1902-1907 worked as a teacher of the Sheinsk church parish school, in 1907-1916 as an honorary observer at the Suntar single-class school, in 1917-1920 as a zemstvo worker and an industrial operator. In 1920 a new stage in his life began: he joined the work of the Soviet apparat, held various leader positions, at the same time was engaged in creative activity till he died in 1957 in Angarsk, where he had to move because of ideological pressure in the 50&s of the last century.

минании, написанном в 1931 г., он отмечает, что, когда в Якутске раздалось эхо революции и раскаты «земства», он вместе с единомышленником А.П. Кокориным «решили» активно включиться в земское движение, выступали с критикой произвола местных властей, разоблачали притеснение тойонов в улусе. 5 января 1906 г. они провели общеулусное собрание - митинг с привлечением приехавшего из Якутска «земца» Д.И. Тимофеева, активно участвовавшего в работе областного совещания. На митинг пришли около 150 человек. Основным докладчиком был Тимофеев, и «с большой речью выступил о правах человека и гражданина, о свободе совести, союзов и собраний» - М.Н. Тимофеев-Терешкин. Митинг завершился принятием петиции, первоначальный текст которой написал Михаил Николаевич, но Кокорин снял острые места в тексте и, по словам Терешкина, получилось «всеподданнейшее ходатайство». Но главные требования были сохранены: а) о даче якутам автономии; б) упразднение полицейского и областного управления; в) передача всей земли трудящимся со всеми недрами; г) даровании свободы совести, союзов, собраний, печати; д) даровании амнистии всем политическим преступникам; е) сложении всех недоимок» [2, с. 97]. Эти положения являются продолжением размышлений М.Н. Тимофеева-Терешкина, изложенных в вышеупомянутой статье.

Таким образом, идея о земстве, как об органе якутского самоуправления, стала одной из злободневных проблем в Сунтарском улусе благодаря деятельности М.Н. Тимофеева-Терешкина. Думается, что он был в курсе всех событий в Якутии в продолжение всего 1905 г. И, конечно же, был в курсе создания «Союза инородцев-якутов» В.В. Никифорова. Неслучайно он увлекся идеей создания земства, которая была одним из центральных пунктов программы союза. И главное - его размышления о земстве, о том, «что такое земство, для кого и для чего оно вводится, что оно должно будет делать», почти полностью совпадают с мыслями В.В. Никифорова, так же, как и последний, он считал, что «разъяснение этих вопросов населению и должно ставить себе в задачу местная интеллигенция». Он прямо утверждал: «Как проводник, как лучшие силы страны, мы должны посвятить себя народу» [2, с. 290-300].

Первое предварительное обсуждение вопроса о создании союза состоялось 31 декабря 1905 г., а 4-5 января 1906 г. он был создан [6, с. 61, 69].

Как бы в поддержку этого действия 10 января 1906 г. М.Н. Тимофеев-Терешкин составляет «Письмо-петицию инородцев Сунтарского улуса Вилюйского округа Его Величеству императору по вопросам самоуправления якутов» [7, с. 300-302], в котором содержится просьба к царю поддержать («принять») состоявшееся в г. Якутске Якутское земское самоуправление с тем, чтобы население области «с обновленною жизнью вместе с остальной Россией мирно стремиться к прогрессу, культуре и цивилизации» [2, с. 302].

В ночь с 18 на 19 января по распоряжению губернатора В.Н. Булатова произошли аресты руководителей союза В.В. Никифорова, И.С. Говорова, И.Г. Васильева, Н.Н. Скрыбыкина, Н.А. Готовцева и В.Ф. Артамонова. Против них были предъявлены обвинения «за участие в противозаконном сообществе», что означало принадлежность к противозаконному сообществу, поставившему целью возбуждение населения к захвату не принадлежавших им земель, к неплатежу податей и неповиновение [3, с. 98]. Начались аресты всех подозреваемых в причастности к деятельности «Союза инородцев-якутов».

Аресты членов союза вызвали волну протестов во многих населенных пунктах области. Сюда активно подключились и сунтарские якуты. Уже 15 февраля они составили в адрес Николая II «Петицию», в которой, ссылаясь на то, что «наши лучшие люди» попали в тюрьму за выражение «нашего неотъемлемого права..., без суда арестованы и лишены самых священных прав личности, права свободы и передвижения», слезно просили «защитника и покровителя нашего великого государя» об «оказании всемилостивейшего помилования: повелеть освободить заключённых». Однако самое важное в этом документе состояло в следующем утверждении: «Таковое лишение свободы без суда и расследования выбранного нами председателя (В.В. Никифорова. -С.С) после высочайшего манифеста 17 октября мы считаем не соответствующим и противоречащим незыблемым основам дарованных нам гражданской свободы и человеческих прав» [4, с. 167].

В своём воспоминании «На рубеже двух эпох», написанном в 1957 г., Михаил Николаевич писал, что где-то в январе 1906 г. его дядя Д.И. Тимофеев через своего шурина С.Н. Донского узнал, что «в Якутске якуты организовали «Союз якутов», все участники которого были

арестованы. Думается, что эта новость широко обсуждалась в сунтарском обществе. Далее, он вспоминает, что, «получив это сведение, я составил письмо на имя министра внутренних дел, в котором указывал, что требование передачи земли якутам есть требование всех якутов и поэтому арест членов Союза якутов незаконен, и мы, якуты от имени трех якутских родов, требуем их освобождения». Прошение было подписано десятью сунтарцами» [2, с. 41-42]. Активная поддержка «Союза инородцев-якутов» выдаёт М.Н. Терешкина как убеждённого сторонника взглядов членов союза, особенно по вопросам учреждения земского управления.

О событиях 1905-1906 гг. М.Н. Тимофеев-Терешкин имел четкое представление не только как современник событий, но и как общественный деятель, полностью разделяющий идеологию земского самоуправления якутов, реализация которой могла бы существенно изменить жизнь народа. Об этом свидетельствует содержание вышеупомянутой петиции в адрес императора Николая II от 15 февраля 1906 г., которую составил Михаил Николаевич и в которой указывается на незыблемость гражданской свободы и человеческих прав, дарованных самим императором российскому обществу. А, как известно, первым пунктом программных требований союза якутов было достижение гражданских прав для якутского народа. Автор петиции не допускал, чтобы права, данные императором, были отняты кем-то, и арест членов союза он рассматривал именно под этим углом зрения.

Такое же отношение к аресту членов союза выражено и в «Прошении инородцев Вилюй-ского округа императору Николаю II об освобождении членов союза якутов», написанном не ранее 27 марта 1906 г., авторство которого предположительно приписывается М.Н. Тимофееву-Терешкину [2, с. 302-303]. Интересно, что в прошении В.В. Никифоров представлен как полномочный представитель вилюйских якутов для защиты их прав и избранный в представлении в Государственную Думу. Выражая решительный протест против ареста В.В. Никифорова, вилюй-чане писали: «Не только как граждане, но и как люди мы протестуем против лишения свободы выразителей нашего заветного желания и наших нужд, направленного к нашему благосостоянию: мы связаны к земле, наше существование связано только с землей, все люди имеют одинаковое право владеть землёй и только с землёй, все люди имеют одинаковое право владеть землей и только мы, якуты, не можем и не имеем право считать землю, которую мы занимаем и на которой рождались и родились, своей собственностью. За выражение этой нашей нужды наши лучшие люди арестованы, лишены своих священных прав, прав свободы, передвижения, и даже кажется, право свободы голоса...»2 [2, с. 303]. Как видно, прошение свидетельствует о популярности В.В. Никифорова как общественного деятеля, выразителя интересов всего якутского населения, в т.ч. в Вилюйском округе. Во-вторых, максимально предельно объяснена роль земли в якутском обществе как источника жизнедеятельности населения и его благополучия. 8 мая 1906 г. прошение было передано министру внутренних дел. Думается, оно сыграло свою роль в освобождении членов союза от тюремного заключения.

Отношение М.Н. Тимофеева-Терешкина к деятельности «Союза инородцев-якутов», аресту его руководителей нашло отражение и в его творчестве. В 1908 году на страницах газеты «Якутский край» в номере от 21 августа он напечатал стихотворение «БYЛYY ырыата» («Песнь Вилюя»). Кроме того, в номерах от 29 ноября и 2 декабря 1907 г. на страницах той же газеты опубликована его публицистическая статья «Письмо из Вилюйска» [2, с. 306-307, 376-378, 378-380]. В них также выражена солидарность с деятельностью первой политической организации якутов, защита их от судебного преследования, стремление жителей далекой окраины Якутии к свободе, реализации их давнишней мечты о самоуправлении. В этих произведениях М.Н. Терешкин предстает как публичный общественный деятель, чья позиция полностью соответствовала программным требованиям, обнародованным одним из лидеров якутской демократической интеллигенции В.В. Никифоровым для первой политической организации «Союз инородцев-якутов».

Выше было обращено внимание на то, что М.Н. Тимофеев-Терешкин считал разъяснение идей руководителей союза задачей местной интеллигенции, которая, как лучшая часть общества, должна посвятить себя интересам народа. Как видно из изложенного, Михаил Николаевич

2 Пунктуация, орфография, стилистика сохранены. - Ред.

считал себя частью этой интеллигенции, выражавшей общенациональные интересы народа саха и боровшейся в правовом поле Российского государства на основе российского законодательства. Самое главное, деятельность М.Н. Тимо-феева-Терешкина способствует опровержению тезиса об однозначно негативной роли якутской интеллигенции, прежде всего о ее «буржуазном национализме», контрреволюционности и т.д. Кроме того, не подтверждается утверждение зарубежных авторов о сепаратизме якутской интеллигенции, стремящейся к независимости от правления Русского государства [5].

Литература

1. Степанова С.В. Борьба за самоуправление: «Союз якутов-инородцев». Якутск: Бичик, 2006. 125 с.
2. Тимофеев-Терешкин М.Н. На рубеже двух эпох. Мемуары. Воспоминания. Научные труды. Статьи. Письма. Документы. Якутск: Смик-Мастер. Полиграфия, 2013. 615 с.
3. Боякова С.И., Говоров К.И. Исторические события через призму семейной хроники // Якутский архив. 2001. № 1 (2). С. 90-102.
4. Документы о революционных событиях 19051907 гг. в Якутии: сб. док. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1957. 206 с.
5. Forsyth James. A History of the Peoples of Siberia: Russia&s North Asian Colony 1581-1990. Cambridge: Cambridge univ. press, 1994. 476 p. (Форсайт Джеймс. История народов Сибири: Российская североазиатская колония 1581-1990. Кембридж: Кембриджский университет, 1994. 476 с.).

REFERENCES

1. Stepanova, S.V. Bor&ba za samoupravlenie: "Sojuz jakutov-inorodtsev" [The Struggle for Self-Governance: "The Union of Indigenous Yakuts"]. Yakutsk, 2006. 125 р. (in Russ.).
2. Timofeev-Tereshkin, M.N. Na rubezhe dvukh epokh. Memuary. Vospominanija. Nauchnye trudy. Stat&i. Pis&ma. Dokumenty [At the Turn of Two Eras. Memoirs. Scientific Works. Articles. Letters. Documents]. Yakutsk: Smik-Master. Poligrafija Publ. 2013. 615 р. (in Russ.).
3. Bojakova, S.I., Govorov, K.I. Istoricheskie so-bytija cherez prizmu semejnoj khroniki [Historical Events through the Prism of a Family Chronicle]. Jakutskij arkhiv - Yakut Archives. 2001. No. 1 (2). P. 90-102 (in Russ.).
4. Dokumenty o revoljutsionnykh sobytijakh 19051907 gg. v Jakutii [Documents on the Revolutionary Events of 1905-1907 in Yakutia]. Yakutsk: Yakut Publishing House, 1957. 206 p. (in Russ.).
5. Forsyth, James. A History of the Peoples of Siberia: Russia&s North Asian Colony 1581-1990. Cambridge: Cambridge univ. press, 1994. 476 p.

À. T, Берлин, Ю. M Юсупов, И. В. Демичев, Г.. Д. Султанова

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА НАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

К сведению читаталей

Вышла книга:

Бердин А.Т., Юсупов Ю.М., Демичев И.В., Султанова Г.Д. Социокультурная динамика национальных и религиозных идентичностей в Республике Башкортостан. - Уфа: Башк. энцикл., 2019. - 280 с.

Монография посвящена некоторым аспектам социокультурной динамики идентичностей на примере национальных и религиозных иден-тичностей в Республике Башкортостан. Рассматриваются теоретические аспекты проблемы и формулируется модель сложной системы идентич-ностей, а также приводится обширный материал, посвященный этническим и конфессиональным сообществам республики. Кроме того, на основании предложенной модели проводится анализ текущих противоречий и угроз в системе идентичностей Башкортостана.

Монография предназначена для специалистов по социальной философии, культурологи, политологии, этнологии и широкого круга читателей.

«Союз инородцев-якутов» самоуправление земство гражданские свободы Государственная Дума общеулусное собрание якутские роды “the union of the aboriginal yakuts” self-government zemstvo
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов