2008.01.023-025. ВЫШЕГРАДСКАЯ ГРУППА: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЕС. (Сводный реферат).
Вышеградская группа, или Вышеградская четверка (В4), возникла после подписания 15 февраля 1991 г. в венгерском городе Вышеграде Декларации о сотрудничестве Чехии, Словакии, Польши и Венгрии с целью развития европейской интеграции. Декларация определила в качестве общих задач возвращение государственного суверенитета, устранение остатков тоталитаризма, построение демократии и рыночной экономики, а также участие в европейских интеграционных процессах. Поскольку институциональная база для более широкого сотрудничества, в том числе экономического, отсутствовала, было решено реализовать намеченные цели «с помощью встреч и консультаций на различных уровнях и в различных формах». В4 задумывалась не как международная организация, а как свободный форум для консультаций, будущий успех которого ничем не обеспечивался. Возможность сотрудничества государств между собой и его масштабы определялись не только конъюнктурой международного окружения, но и внутриполитическими представлениями о ценностях и интересах государств. В 1993-1998 гг. правительства стран В4 не показали большого интереса к дальнейшему сотрудничеству, особенно правительство Чехии, которое продемонстрировало, что их страна уже вышла из восточноевропейского пространства и переместилась на Запад. Сотрудничество оживилось лишь после 1998 г.
В4 в своей работе опирается почти исключительно на сотрудничество административных учреждений. Группа не имеет ни постоянного секретариата, ни других институтов, способных самостоятельно определять политику сотрудничества. Вместо этого каждая страна в течение года председательствует в группе, а на встрече председателей правительств предлагает программу сотрудничества на период председательства. Кроме этих встреч проводятся встречи президентов государств и министров иностранных дел, а также руководителей других ведомств. Ключевые позиции в деятельности В4 занимают национальные вышеградские координаторы, которые, работая в министерствах иностранных дел, организуют работу группы как в своей стране, так и на межгосударственном уровне.
В настоящее время единственным институтом В4 является Международный вышеградский фонд во главе с назначаемым исполнительным директором и небольшим секретариатом. Решения фонда контролируются советом послов и должны быть одобрены конференцией министров иностранных дел. Фонд представляет крупные совместные проекты, его значение постоянно растет. В 2006 г. при секретариате фонда создана должность онлайн-редактора для работы через Интернет.
Такие страны, как Болгария, Австрия, Румыния и Словения, заявили о своей заинтересованности стать членами В4; США, Великобритания, Франция и Германия ценят группу за её положительное влияние на стабильность в регионе. Со вступлением в ЕС группа стремится развивать внешние связи в соответствии с общей внешней политикой и политикой безопасности ЕС. Оживление деятельности В4 в 1999 г. вызвало интерес Австрии и Словении к более интенсивному сотрудничеству. Но после первых переговоров выяснилось, что страны четверки опасаются ослабления связей внутри группы в результате расширения. После отклонения приема в группу двух стран были разработаны две модели сотрудничества. По одной из них оба государства приглашаются на встречу с В4 -так называемые переговоры В4+2. Вторую модель предложила в 2000 г. Австрия с целью создания большей региональной группы, чтобы координировать деятельность в ЕС и на Балканах. Чехия и Словакия встретили это предложение с недоверием, опасаясь усиления влияния Австрии в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ). Таким образом, любая институционализация сотрудничества в В4 наталкивается на сопротивление. В будущем важным вопросом станут отношения В4 с Германией, причем как в рамках ЕС, так и в ЦВЕ и на Балканах.
Вступление стран-членов В4 в ЕС вызвало определенные затруднения в его деятельности. Дело в том, что страны четверки не проводили голосования по поводу переговоров о вступлении с ЕС,
так как не хотели создавать впечатление, что они вступают в ЕС группой. На переговорах по бюджету ЕС на 2007-2013 гг. государства В4 заняли умеренную позицию, несмотря на бескомпромиссную позицию Польши. Это показывает, что после вступления в ЕС группа В4 не определила окончательно свою общую позицию по повестке дня ЕС. А ведь эти страны заинтересованы не только в получении максимальных средств из европейских структурных фондов, но и в скорейшем окончании переходного периода для свободного передвижения рабочей силы, в отмене всех ограничений на трансграничные услуги в рамках ЕС, во вступлении в шен-генское пространство. В будущем страны В4 могут проявить интерес к таким проблемам, как энергетическая безопасность.
Восточная и юго-восточная европейская политика являются важнейшей областью внешних кооперационных связей В4 за пределами ЕС. Группа стремится способствовать созданию стабильного либерально-демократического и проевропейского политического порядка в этих странах. Противоречивость интересов стран четверки в регионе Восточной Европы и на Балканах сводила на нет их стремление к выработке общей позиции: желание Венгрии и Польши смягчить условия въезда граждан Украины наталкивалось на сопротивление Чехии; Чехия, Словакия и Венгрия не признавали претензий Польши на ведущую роль в формировании восточной политики ЕС. Если в восточной политике стран В4 инициатива исходит прежде всего от Польши, то Венгрия и Словакия сосредоточены на интенсификации сотрудничества с балканскими странами. Хотя на переговорах с ЕС группе не удалось сформулировать общие позиции и добиться лучших условий вступления для стран ЦВЕ, основные цели В4 были достигнуты.
Научный сотрудник Фонда науки и политики в Берлине КО. Ланг (2) пишет, что, хотя Германия и выступала активно за вступление стран В4 в ЕС и НАТО, она до сих пор не имеет специфической политики в отношении этой группы, отдавая приоритет двусторонним отношениям. Слабые отношения Германии с вышеградской группой не в последнюю очередь объяснялись структурными, историческими и политическими различиями между Польшей и остальными странами четверки, что мешало группе стать привлекательным партнером. Причины слабого развития отношений Германии с вышеградской группой автор видит в переплетении трех факторов.
Несмотря на трезвую оценку отношений с Вышеградом, Германии следовало бы подумать о более тесных контактах в этом регионе.
В статье руководителя Института международных исследований в Праге (3) отмечается, что участники дебатов по поводу Центральной Европы (ЦЕ) пытаются сформировать единое определение ЦЕ, не учитывая того, что в каждую эпоху это понятие наполнялось новым содержанием. Политика В4 в последние 15 лет опиралась на четыре различные концепции. Для Словакии она была необходимостью, а для Польши имела функциональный характер, так как она рассматривала региональное сотрудничество как средство усиления роли В4 в Европе. Венгрия преследует двоякую цель: реализуя свои регионально-политические цели, она намерена участвовать в европейской и евро-атлантической интеграции. Чехия никогда активно не участвовала в региональном сотрудничестве. Вместе с тем она не могла себе позволить выйти из группы В4, так как это подорвало бы её репутацию как страны, способной к межгосударственному сотрудничеству.
Таким образом, вышеградское сотрудничество является компромиссом между традиционными национальными интеграционными концепциями. Их пространственные и содержательные рамки сильно отличаются от нынешнего центральноевропейского сотрудничества. Более тесное сотрудничество в регионе наблюдается только во времена высокого внешнего давления, тогда как в период разрядки усиливаются внутрирегиональные конфликты.
В.И. Шабаева