Спросить
Войти

Трудоустройство и социальное обеспечение инвалидов войны в Западном Казахстане в 1945-1950-е гг. (на материалах Актюбинской области)

Автор: указан в статье

УДК 94:355.018(574.13)

Б01 10.21685/2072-3024-2019-1-6

Р. Р. Хисамутдинова, А. К. Мухамбетгалиева

ТРУДОУСТРОЙСТВО И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ ВОЙНЫ В ЗАПАДНОМ КАЗАХСТАНЕ В 1945-1950-е гг. (НА МАТЕРИАЛАХ АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация.

Актуальность и цели. В статье рассматриваются проблемы трудоустройства, переобучения инвалидов Великой Отечественной войны в Западном Казахстане после возвращения их к мирной жизни. На основе архивных материалов проводится анализ государственных мер социальной поддержки инвалидов войны в 1945-1950-е гг. на примере Актюбинской области. Актуальность темы определяется тем, что социальная политика относится к числу приоритетных направлений деятельности государства и сегодня, в условиях политической, экономической и социальной нестабильности ветераны Великой Отечественной войны как никогда нуждаются во всесторонней поддержке со стороны органов власти. Ветеранов войны с каждым годом становится все меньше, тем важнее и ценнее помощь, оказываемая им государством для поддержания достойного уровня и продления их жизни. В связи с этим особый интерес представляет исторический опыт государства в различных временных рамках, особенно в послевоенный период, когда вернулось с фронта 2,6 миллионов инвалидов. Цель статьи - проанализировать основные направления социальной политики в отношении инвалидов в послевоенные годы.

Материалы и методы. В процессе исследования применялись общенаучные (анализ, синтез) и специальные методы, такие как сравнительно-исторический, который позволил выявить изменения в системе социальной политики советского государства после войны, статистический метод, значимость которого определяется при анализе данных, связанных с количеством трудоустроенных и обученных инвалидов войны. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования документов, извлеченных из фондов Государственного архива Актюбинской области, в частности решения и распоряжения исполкома, протоколы отчетных мероприятий, жалобы и др. Особое место занимают нормативно-правовые акты СССР, направленные на улучшение материально-бытовых условий инвалидов войны, а также опубликованные научные труды казахстанских и российских ученых.

Результаты. Изучение материалов по организации трудоустройства и улучшению социального положения инвалидов войны позволило понять содержание позитивных и негативных тенденций политики советского правительства в послевоенные годы. Анализ архивных документов дал возможность определить роль советской разветвленной системы социального обеспечения, которая помогла вернуть многих инвалидов к трудовой деятельности, получить новые профессии и улучшить социальное положение.

Выводы. Авторами сделан вывод о том, что, несмотря на недостатки в работе органов социального обеспечения, государство прилагало много усилий

© Хисамутдинова Р. Р., Мухамбетгалиева А. К., 2019. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/ 4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

для улучшения жизни инвалидов войны и провело комплексные меры, направленные на решение их материальных и социальных проблем.

R R. Khisamutdinova, A. K. Mukhambetgalieva

EMPLOYMENT AND SOCIAL SECURITY FOR DISABLED WAR VETERANS IN WESTERN KAZAKHSTAN IN 1945-1950s (BASED ON MATERIALS FROM AKTOBE REGION)

Abstract.

Background. The article deals with the problems of employment, retraining of disabled veterans of the Great Patriotic War in Western Kazakhstan after their return to peaceful life. On the basis of archival materials, an analysis of state measures of social support for war invalids in the years 1945-1950 is carried out using the example of Aktobe region. The relevance of the topic is determined by the fact that social policy is among the priority directions of state activity today, in the context of political, economic and social instability, veterans of the Great Patriotic War more than ever need the full support of the authorities. Every year, war veterans become less and less, the more important and more valuable is the assistance provided by the state to maintain a decent standard and prolong their lives. In this regard, of particular interest is the historical experience of the state in various time frames, especially in the post-war period, when 2,6 million disabled people returned from the front. The purpose of the article is to analyze the main directions of social policy in relation to persons with disabilities in the post-war years.

Materials and methods. In the process of research, general scientific methods (analysis, synthesis) and special methods were used, as a comparative historical method, which revealed changes in the social policy system of the Soviet state after the war, a statistical method, the significance of which is determined when analyzing data related to the number of employed and trained people with disabilities of war. Realization of research tasks was achieved on the basis of using documents extracted from the funds of the State Archive of the Aktobe region, in particular, decisions and orders of the executive committee, protocols of reporting measures, complaints, etc. war, as well as published scientific works of Kazakh and Russian scientists.

Results. The study of materials on the organization of employment and the improvement of the social status of war invalids made it possible to understand the content of positive and negative trends in the policies of the Soviet government in the postwar years. Analysis of archival documents made it possible to determine the role of the Soviet extensive social security system, which helped to return many people with disabilities to work, get new professions and improve their social situation.

Conclusions. The authors concluded that, despite the shortcomings in the work of social welfare bodies, the state made a lot of efforts to improve the lives of war invalids and carried out comprehensive measures aimed at solving their material and social problems.

Одним из неизбежных последствий войны против фашистской Германии стало появление новой категории лиц, нуждавшихся в социальной защите, - инвалидов войны. Великая Отечественная война в истории XX в. была самой жестокой и кровопролитной, унесшей миллионы жизней. Сложившаяся с начала войны в СССР система социального обеспечения позволила в тех тяжелых условиях оперативно организовать оказание социальной помощи многим категориям населения, остро нуждающимся в ней. В числе первых были инвалиды войны, лица из числа военнослужащих, утратившие трудоспособность вследствие тяжелого ранения, контузии или увечья, полученных на фронте [1, с. 146].

Основная цель статьи - проанализировать направления государственной политики по социальной поддержке инвалидов войны в Западном Казахстане на примере Актюбинской области.

С принятием Закона о демобилизации из рядов Красной армии и ВМФ первой очереди от 23 июня 1945 г. армия была сокращена с более 11 млн до менее 3 млн человек личного состава [2]. Массовая демобилизация после окончания войны создавала определенные трудности и проблемы, связанные с отправкой военных домой из Германии. Необходимо было обеспечить воинов на дорогу продуктами питания, на станциях железных дорог - кипятком, устроить на работу, обеспечить жильем и т.д. [3, с. 47]. За счет демобилизации в 1945 г. в Казахстан прибыло 104 тыс. уволенных в запас солдат и офицеров, к 1 января 1947 г. - 188,2 тыс. человек [4, с. 10].

24 февраля 1947 г. принято Постановление исполкома Актюбинского облсовета депутатов трудящихся и бюро обкома КП(б) Казахстана «Об организации встречи, обслуживания и трудоустройства демобилизованных воинов из Вооруженных сил СССР 5-й очереди». В соответствии с постановлением исполком Актюбинского горсовета депутатов трудящихся для приема и трудоустройства демобилизованных воинов создали городскую комиссию, которая активно занялась организацией встреч демобилизованных воинов. Начальнику станции «Актюбинск» и секретарю первичной парторганизации было поручено оформить станцию лозунгами, плакатами и портретами вождей партии и правительства, организовать концерты, а при вокзале оборудовать специальное помещение для встречи демобилизованных, при чайной столовую с горячей пищей для отъезжающих в район и выдачу продуктов питания на путь следования до места жительства. По первому требованию горвоенкома облавтоуправление предоставляло автомашины для переотправки демобилизованных в районы Актюбинской области [5, л. 93]. Таким образом, страна встречала своих победителей празднично. Однако картина истины тех лет была такова, что сотни тысяч получивших тяжелые увечья возвращались инвалидами, с подорванным здоровьем и беспомощными, потерявшими семьи, жилье, без денег, но увешанные наградами и с надеждой на светлое будущее.

В сложных условиях послевоенного времени государство взяло на себя ответственность за трудоустройство демобилизованных солдат, решение материально-бытовых проблем инвалидов и семей погибших воинов. Главными органами по поддержке инвалидов были отделы социального обеспечения, отделы мобилизации и распределения рабочей силы, а также облтрудрезервы, которых обязывали в месячные сроки трудоустроить демобилизованных из

Советской Армии. Наркоматом социального обеспечения Казахской ССР была выделена должность инспектора по трудоустройству инвалидов войны.

Трудоустройство инвалидов Великой Отечественной войны позволяло решить государству сразу несколько задач. В условиях острой нехватки рабочих рук в экономике страны за счет трудоспособных инвалидов создавался трудовой резерв и одновременно обеспечивалась их социальная защита.

Анализ архивных документов показывает, что в Казахстане проблемы с трудоустройством решались не сразу. В работе Актюбинского горсобеса за 1947 г. имелись недочеты: слабо поставлена работа по трудоустройству инвалидов Отечественной войны II группы, массово-разъяснительные работы проводились крайне недостаточно. За 1947 г. проведено всего два собрания по вопросам трудоустройства, в результате чего не трудоустроено инвалидов II группы - 122 человека и III группы - 6 человек [6, л. 74].

В том же году по решению исполкома Актюбинского горсовета 140 неработающих инвалидов Отечественной войны I и II группы и нуждающихся в трудоустройстве, обучении и материальном обеспечении закрепили за предприятиями и организациями города, а также за колхозами и совхозами. Инвалиды, которые не могли работать и нуждались в долечивании, брались на учет [7, л. 8]. Однако трудоустройство инвалидов войны проходило сложно по причине того, что промышленные предприятия не хотели брать на работу инвалидов. Чтобы не стать обузой для близких, инвалиды вынуждены были выполнять непосильную им работу. Были случаи, когда инвалиду отказывали в приеме на работу или создавали такие условия, что он был вынужден уходить с нее. К примеру, Н. В. Хомякова в своей работе приводит факты увольнений инвалидов, которые из-за отсутствия здоровья не могли выполнять квалифицированную работу. Изучив материалы о трудоустройстве инвалидов в соседних областях, можно сказать, что практически положение было одинаковым. Однако в некоторых областях трудоустройство инвалидов войны проходило намного лучше и организованно. Например, в 1945 г. в Чкаловской (Оренбургской) области было 90 % работающих инвалидов Великой Отечественной войны, на первое декабря 1946 г. из 27 479 инвалидов войны работало 25 294 человека, или 92 % [8, с. 15].

Автор Р. Р. Хисамутдинова отмечает, что значительные трудности с трудоустройством демобилизованных из рядов Красной армии имели место и в Челябинской области, особенно в сельском хозяйстве, так как демобилизованные не хотели работать за пустые трудодни в деревне и уходили в город или в поселок городского типа. На 12 января 1946 г. в города и районы Челябинской области прибыло 39 109 человек, из них было трудоустроено 54 % [9, с. 60].

В связи с принятием Постановления ЦК КП(б) Казахстана «О мерах улучшения трудового устройства и материально-бытового обеспечения инвалидов Отечественной войны и семей погибших воинов» 8 декабря 1948 г. в деле трудоустройства и обучения инвалидов войны в Актюбинской области имелись некоторые улучшения, хотя еще оставались недостатки. Из имеющегося контингента инвалидов войны 510 человек на 5 мая 1949 г. нетрудоустроено всего 6 человек. Обследовано подворным обходом 405 семей инвалидов войны и 315 семей погибших воинов, а также проведена проверка в 27 организациях. В результате проверки выяснено, что остронуждающимся оказа-

на единовременная денежная помощь в размере 40 тыс. руб., в том числе инвалидам Великой Отечественной войны - 15 человек, семьям погибших -8 человек [10, л. 182].

В 1949 г. неплохо проводилась работа по трудоустройству и по оказанию материальной помощи на заводе ферросплавов, заводе «Большевик», в мельнице № 20 и городской электростанции. Руководители этих предприятий за хорошую организацию работы по трудоустройству инвалидов войны были отмечены в отчетах и решениях исполкомов области.

Наряду с некоторыми улучшениями в работе горотдела социального обеспечения имелись и серьезные недостатки. Например, недостаточно была организована работа с трудоустройством трудоспособных членов семей погибших воинов. Из контингента 497 человек трудоспособных нетрудоустроено 100 человек [10, л. 183].

Решением Исполкома Актюбинского областного совета депутатов трудящихся № 217 был утвержден план по трудоустройству и производственному обучению инвалидов войны и членов семей погибших воинов в разрезе районов на 1951 г. Согласно решению в 1951 г. планировалось трудоустроить 100 инвалидов войны и 150 членов семей погибших воинов. За счет средств социального обеспечения было обучено на производстве в Ключевом районе 30 инвалидов войны, Хобдинском - 19, Мартуке - 10, Новороссийском -15 человек. Слабо проходила работа по трудоустройству и обучению среди инвалидов войны в районах Байганин, Иргиз, Уил, Челкар, Карабутак и Род-никовка [11, л. 91, 92]. Приведенные данные показывают, что, несмотря на то что государство предпринимало значительные меры по дальнейшему улучшению социальной адаптации, работа по трудоустройству инвалидов была недостаточной, особенно в сельской местности. Деятельность органов социального обеспечения, по мнению властей, была недостаточно эффективна, поэтому требовались чрезмерные меры в деле трудоустройства инвалидов, с привлечением более ответственных кадров. Согласно плану трудоустройства инвалидов, в Актюбинской области за первое полугодие 1951 г. из 250 человек всего было трудоустроено 188 человек, из плана 333 человек производственного обучения и переквалификации обучено 118 человек [12, л. 81]. При трудоустройстве инвалидов на промышленных предприятиях, МТС, совхозах и учреждениях главное внимание требовалось обратить на перевод их в механизированный и более квалифицированный труд, показанный по состоянию здоровья, а также путем организации производственного обучения принять меры приспособления к труду инвалидов с тяжелыми физическими дефектами и хроническими заболеваниями.

С окончанием войны перед республикой стояла задача не только трудоустроить, но и принять меры по обучению инвалидов, создать условия и возможности возвращения бывших воинов к мирной жизни. Для производственного обучения инвалидов войны в городе Актюбинске при областном отделе социального обеспечения были организованы курсы бухгалтеров, счетоводов, фотографов, статистиков, чертежников, нормировщиков, шоферов, заведующих фермами, а также курсы для получения другой квалификации для инвалидов войны I и II групп, не имеющих специальности и нуждающихся в переквалификации. Всего в 1945 г. обучено 255 человек. В конце ноября 1946 г. обучалось еще 35 человек, в том числе шоферов - 7, счетоводов - 8,

инспекторов облпотребсоюза - 11 человек [13, л. 2]. При госпиталях организовали курсы председателей колхозов, бригадиров полеводческих бригад, заведующих животноводческими фермами, колхозных счетоводов. В госпиталях № 3985 и 3600 начальникам было поручено развернуть курсовую сеть, обратив при этом особое внимание на подготовку из инвалидов Отечественной войны кадров для сельского хозяйства [14, л. 87]. Обучение новым профессиям дало возможность инвалидам вновь вернуться к нормальной жизни, восстановить свою трудоспособность.

Важный аспект повседневной жизни - социальная поддержка, которая подразумевает неотложную материальную помощь в виде денежных средств, помощь в восстановлении жилища, обеспечение продуктами питания, одеждой, топливом и поддержка здоровья. Бюро Актюбинского ГК КП(б) Казахстана отмечает, что по состоянию на 1 декабря 1947 г. в горсобесе на учете состояло 1485 семей погибших воинов, получающих пенсии, инвалидов Отечественной войны: 1-й группы - 16, 2-й группы - 255 и 3-й группы - 666, инвалидов труда 4-й группы - 1360, семей военнослужающих, получающих госпособия, - 306. За 1947 г. семьям погибших и инвалидам Отечественной войны в порядке оказания материальной помощи горсобесом роздано промтоваров (одежды, обуви, мануфактуры и др.) на сумму 132 тыс. руб. -209 семьям, деньгами 20 400 руб. - 102 семьям. Кроме того, из собранного урожая в фонд помощи роздано бесплатно проса - 40 центнеров и картофеля - 40 центнеров 150 семьям. Детям погибших воинов и инвалидов Отечественной войны за отчетный период выдано 2700 усиленных детских пайков [15, л. 74].

В решениях исполкома Актюбинского областного совета депутатов трудящихся говорится, что в целом по области меры по улучшению материально-бытового обеспечения и трудового устройства инвалидов войны, труда и семей погибших воинов выполняется неудовлетворительно, а также районными отделами собеса своевременно не проверялись и не выявлялись их нужды, во многих колхозах не были организованы кассы взаимопомощи. Так, в ряде районов в Челкарском, Мартукском, Хобдинском и Ключевом райсобесах жалобы и заявления рассматривались несвоевременно и допускались волокита и бюрократизм в их решении. К примеру, за 1947 г. в горсобес поступило 687 заявлений об оказании материальной помощи, из которых удовлетворено 652 и 35 отказано [16, л. 240]. Кроме того, областным отделом соцобеспечения и его местными органами допускались факты неправильного назначения пенсии, переплат и недоплат государственных средств. За 1950 отчетный год имелись факты переплаты и хищения государственных средств в Хобдинском райсобесе 38 тыс. руб. и обнаружено более 14 тыс. руб. в Актюбинском горсобесе [11, л. 33]. Только за первое полугодие 1951 г. неправильно выплачены пенсии на сумму 18 тыс. руб., особенно много нарушений в выплате пенсии допущены в Актюбинском, Степном и Хобдинском районах. Из отчетных партийных документов видно, что исполкомы Новороссийского, Джурунского, Хобдинского и Карабутакского райсоветов депутатов трудящихся ослабили внимание к вопросу материально-бытового обеспечения и трудоустройства инвалидов войны и труда, а также допускались факты неправильного определения степени инвалидности [12, л. 82].

Таким образом, после войны вопрос о трудоустройстве инвалидов приобретал общегосударственный масштаб. Система мероприятий по трудоустройству и обучению инвалидов позволила вернуть многих инвалидов к трудовой деятельности, получить новые профессии и улучшить социальное положение. Государство разработало комплекс мер по дальнейшему улучшению социальных и материально-бытовых условий инвалидов и семей погибших воинов. Однако в деле социального обеспечения инвалидов войны были упущения и нарушения со стороны местных органов власти. В работе отделов соцобеспечения имелись недостатки. В отдельных районах не могло быть достигнуто полного трудоустройства инвалидов войны, но государство, установив льготы, пыталось улучшить их материально-бытовое положение. В целом можно сказать, что, несмотря на тяжелое послевоенное экономическое положение, в условиях разрушенного хозяйства государство прилагало немало усилий, чтобы по возможности удовлетворить материально-бытовые потребности инвалидов Великой Отечественной войны.

Библиографический список

1. Абузярова, Д. А. Социальная защита инвалидов войны в 1941-1945 гг. / Д. А. Абузярова // Вестник Мордовского университета. - 2007. - № 2. - С. 146-150.
2. Закон о демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии, утвержденный XII сессией Верховного Совета СССР, 23 июня 1945 года. - URL: http://www.wikisource.org (дата обращения: 25.04.2019).
3. Хисамутдинова, Р. Р. СССР в период позднего сталинизма : учеб. пособие к лекционному курсу / Р. Р. Хисамутдинова ; Оренбургский государственный университет. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2015. - 240 с.
4. Исакиева, З. С. Условия жизни и труда чеченцев, депортированных в Карагандинскую область в послевоенный период / З. С. Исакиева // XXIX Международная конференция, посвященная проблемам общественных наук : сб. ст. -Москва : Центр гуманитарных исследований «Социум», 2015. - 84 с.
5. Государственный архив Актюбинской области (ГААО). Ф. 14. Оп. 1. Д. 1433.
6. ГААО. Ф. 13. Оп. 16. Д. 34.
7. ГААО. Ф. 14. Оп. 1. Д. 1434.
8. Хомякова, Н. В. Трудоустройство инвалидов на Южном Урале в первое послевоенное десятилетие / Н. В. Хомякова // Молодой ученый. - 2017. -№ 21 (155). - С. 14-18. - URL: https://moluch.ru/archive/155/43967/ (дата обращения: 16.01.2019).
9. Хисамутдинова, Р. Р. Послевоенная демобилизация и проблемы, связанные с ней (на примере Южного Урала) / Р. Р. Хисамутдинова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Гуманитарные науки. - 2006. -№ 4 (46). - С. 58-64.
10. ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 8.
11. ГААО. Ф. 85. Оп. 1. Д. 2177.
12. ГААО. Ф. 85. Оп. 1. Д. 2191.
13. ГААО. Ф. 14. Оп. 1. Д. 1433.
14. ГААО. Ф. 13. Оп. 12. Д. 6.
15. ГААО. Ф. 13. Оп. 16. Д. 34.
16. ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 1433.

References

1. Abuzyarova D. A. Vestnik Mordovskogo universiteta [Bulletin of Mordovia University]. 2007, no. 2, pp. 146-150. [In Russian]
2. Zakon o demobilizatsii starshikh vozrastov lichnogo sostava deystvuyushchey armii, utverzhdennyy XII sessiey Verkhovnogo Soveta SSSR, 23 iyunya 1945 goda [The order on demobilization of elderly military personnel of the active army, approved on session XII of the Supreme Council of the USSR on June 23rd, 1945]. Available at: http://www. wikisource.org (accessed Apr. 25, 2019). [In Russian]
3. Khisamutdinova R. R. SSSR v period pozdnego stalinizma: ucheb. posobie k lektsion-nomu kursu [USSR in the late Stalinism period: teaching aid to a course of lectures]. Orenburg State University. Orenburg: Izd-vo OGPU, 2015, 240 p. [In Russian]
4. Isakieva Z. S. XXIX Mezhdunarodnaya konferentsiya, posvyashchennaya problemam obshchestvennykh nauk: sb. st. [XXIX International conference devoted to problems of social sciences: proceedings]. Moscow: Tsentr gumanitarnykh issledovaniy «Sotsium», 2015, 84 p. [In Russian]
5. Gosudarstvennyy arkhiv Aktyubinskoy oblasti (GAAO) [State Archive of Aktube region (GAAO)]. F. 14. Op. 1. D. 1433.
6. GAAO. F. 13. Op. 16. D. 34.
7. GAAO. F. 14. Op. 1. D. 1434.
8. Khomyakova N. V. Molodoy uchenyy [Young scientist]. 2017, no. 21 (155), pp. 14-18. Available at: https://moluch.ru/archive/155/43967/ (accessed Jan. 16, 2019). [In Russian]
9. Khisamutdinova R. R. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye nauki [Bulletin of Orenburg State Pedagogical University]. 2006, no. 4 (46), pp. 58-64. [In Russian]
10. GAAO. F. 13. Op. 1. D. 8.
11. GAAO. F. 85. Op. 1. D. 2177.
12. GAAO. F. 85. Op. 1. D. 2191.
13. GAAO. F. 14. Op. 1. D. 1433.
14. GAAO. F. 13. Op. 12. D. 6.
15. GAAO. F. 13. Op. 16. D. 34.
16. GAAO. F. 13. Op. 1. D. 1433.

Хисамутдинова Равиля Рахимяновна доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания, Оренбургский государственный педагогический университет (Россия, г. Оренбург, ул. Советская, 19)

E-mail: hisamutdinova@inbox.ru

Мухамбетгалиева Алима Кенжегалиевна магистр гуманитарных наук, старший преподаватель, кафедра общественно-гуманитарных дисциплин, Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова (Республика Казахстан, г. Актобе, ул. Маресьева, 68)

E-mail: k.alima.82@mail.ru

Khisamutdinova Ravilya Rakhimyanovna Doctor of historical sciences, professor, head of sub-department of general history and methods of history and social studies teaching, Orenburg State Pedagogical University (19 Sovetskaya street, Orenburg, Russia)

Mukhambetgalieva Alima Kenzhegalievna Master of arts, senior lecturer, sub-department of social sciences and humanities, West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University (68 Maresyeva street, Aktobe, the Republic of Kazakhstan)

Образец цитирования:

Хисамутдинова, Р. Р. Трудоустройство и социальное обеспечение инвалидов войны в Западном Казахстане в 1945-1950-е гг. (на материалах Актюбинской области) / Р. Р. Хисамутдинова, А. К. Мухамбетгалиева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2019. - № 1 (49). - С. 70-78. - DOI 10.21685/2072-3024-2019-1-6.

ИНВАЛИДЫ ВОЙНЫ ДЕМОБИЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОМОЩЬ ТРУДОУСТРОЙСТВО ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ disabled war veterans demobilization social policy
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты