Спросить
Войти

Томас Спенс и его памфлет «Права человека»

Автор: указан в статье

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2017. № 1

Мария Геннадьевна Алексашина,

аспирантка кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Россия), e-mail: m.aleksashina@gmail.com

ТОМАС СПЕНС И ЕГО ПАМФЛЕТ «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»

Статья посвящена социально-политическому наследию английского радикала Томаса Спенса (1750-1814), оказавшего значительное влияние на развитие народного радикализма и рабочего движения в Англии со второй половины XVIII в. и до раннего чартизма. Политическая доктрина Спенса рассматривается на примере различных произведений мыслителя, но особое внимание уделяется его лекции, которая приобрела широкую известность под названием «Права человека». В ней впервые была изложена политическая программа Т. Спенса, которая сводилась к следующему тезису: поскольку естественное право предоставляет каждому равную возможность взять все то, что дает природа, тогда и земля должна быть общей собственностью людей, живущих на ней. Для реализации этого принципа Спенс предлагал передать всю земельную собственность в ведение приходов, которые должны были обеспечивать своих членов землей и справедливым распределением доходов от сдачи земли в аренду.

Maria Gennadievna Aleksashina,

Graduate student, Program on the History of Social and Political Thought, Political Science Department, Lomonosov Moscow State University (Russia), e-mail: m.aleksashina@gmail.com

THOMAS SPENCE AND HIS PAMPHLET "THE RIGHTS OF MAN"

This article is devoted to the social and political heritage of the English radical Thomas Spence (1750-1814), who had a significant influence on the development of popular radicalism and the labor movement in England from the second half of the 18th century to the period of early Chartism. Spence&s political doctrine is considered through examples from his various works, but particular attention is paid to a lecture that gained wide popularity under the title "Human Rights." In it, Spence for the

first time summed up his political program, which can be reduced to the following thesis: if natural law represents an equal opportunity for everyone to take all that nature gives, then the land must also be the common property of the people living on it. To implement this principle, Spence proposed to transfer all land ownership to the management of parishes, which were to provide their members with land and oversee a fair distribution of income from the leasing of land.

Идеология английских рабочих в период перехода от мануфактуры к капиталистической фабрике нашла свое отражение в социальном учении Томаса Спенса (1750-1818) — крупнейшего английского эгалитариста, радикала, писателя-утописта XVIII в. Спенс предлагал уничтожить лендлордов и аристократию, конфисковать их землю и передать ее во владение приходам для сдачи ее в аренду. Полученную ренту, после погашения государственных и общественных расходов, он считал необходимым делить поровну между жителями прихода.

Радикальный путь Томаса Спенса:

от Ньюкасла до Лондона

Томас Спенс родился 21 июня 1750 г. в бедном районе Ньюкасла-на-Тайне — Квасайде. Его отец был шотландцем, который приехал в Ньюкасл за 11 лет до рождения Томаса. Он работал сапожником, продавцом, а также изготавливал сети. Весь заработок шел на содержание большой семьи: у Томаса Спенса было 18 братьев и сестер.

О формальном образовании, которое он, возможно, получил, известно мало. Аштраф отмечает, что Спенс начал свою трудовую жизнь, помогая отцу торговать сетями, в возрасте десяти лет после некоторого обучения1. Однако сам Спенс в «Важных испытаниях Томаса Спенса»2 написал, что его отец имел собственный метод воспитания сыновей. «Мой отец обычно заставлял моих братьев и меня читать ему Библию, когда он работал. И в конце каждой главы призывал нас высказать свое мнение о том, что мы только что прочитали. Без сомнения, я рано приобрел привычку фиксировать все, что я наблюдаю, а также то, что я читаю»3. Семья Спенса вращалась в радикальных, не согласных с правительством кругах. Они

1 Ashraf P.M. The Life and Times of Thomas Spence. Newcastle: Frank Graham, 1983. P. 12.
2 Dickinson H. The Political Works of Thomas Spence. Newcastle Upon Tyne: Avero, 1982. P. 92-104.
3 Waters A.W. The Trial of Thomas Spence in 1801. Leamington Spa: Courier Press, 1917. P. 65.

присоединились к отколовшейся пресвитерианской конгрегации Рой-да Джеймса Мюррея, известного проповедника, приверженца левых традиций вигов, эгалитарного демократа4. Позже отец и старший брат вступили в Глазайтес, миллениалистскую конгрегационную группу, которая ратовала за возвращение общей собственности, что практиковала ранняя церковь. Биндман описывает семью Спенса как ведущих членов Глазайтеского собрания в доме на Форстер стрит5. Независимо от того, продолжал ли Спенс придерживаться этой секты или нет, он был, несомненно, под влиянием убеждений об общем долевом владении собственностью. Возможно, Глазайтеские тенденции были отражены в тысячелетней миллениумской метафоре в «Спенсонии»6, а также в его поздних сочинениях7.

Томас Спенс и его семья были бедны материально, но не интеллектуально. Спенс не жил в интеллектуальном болоте. Шилдс пишет, что Ньюкасл-на-Тайне в XVIII в. — интеллектуально побуждающий город8. Это был хорошо известный центр печати и гравировки, производства детских книг, а также очаг просветительской издательской деятельности. Алстон показывает, что в XVIII в. в Ньюкасле-на-Тайне напечатано больше всего книг по грамматике, чем в любом другом англоязычном городе, за исключением Лондона9. Книжные магазины, такие как Баркерс и Чарнлис, Сандская библиотека в Бигг Маркете оставались открытыми по 12 часов в день и являлись постоянным местом встреч известных граждан города10. Большие возможности для политических дебатов открывались в Конституционном и Независимом клубах, которые, как правило, придерживались реформистской, даже республиканской позиции. Ньюкасл-на-Тайне в XVIII в. гостеприимно принимал радикальных мыслителей, таких как Джеймс Мюррей и Глазайтес. Несколько раз этот город посещал Жан-Поль Марат. Именно Ньюкасл стал началом распространения его революционного трактата «Цепи рабства». Некоторые исследователи считают, что Спенс и Марат были хорошо знакомы11. Другие же опровергают такую информацию, говоря, что

4 Ashraf P.M. Op. cit. P. 19.
5 Bindman D. The Shadow of the Guillotine: Britain and the French Revolution. London: British Museum Publications, 1989. P. 198.
6 Dickinson H. Op. cit. P. 25-34.
7 Ashraf P.M. Op. cit. P. 20.
8 ShieldsA.F. Thomas Spence and the English Language: MA Dissertation. Newcastle: University of Newcastle, 1973. P. 5.
9 Alston R.C. A Bibliography of the English Language from the Invention of Printing to the Year 1800. Vol. I: English Grammars Written in English. Leeds: E.J. Arnold and Son, 1965.
10 Horsley P.M. Eighteenth-Century Newcastle. Newcastle: Oriel Press, 1971. P. 206.
11 Ibid. P. 206.

они лишь вращались в одних и тех же кругах Ньюкасла12. Достоверных источников, подтверждающих их дружбу, к сожалению, нет.

В 1775 г. в Ньюкасле-на-Тайне было образовано Философское общество для интеллектуальных дискуссий. Членами этого общества стали Томас Спенс, Томас Бьюик, Ройд Джеймс Мюррей и др.

В 25 лет Спенс преподавал английский язык в школе в родном Квайсайде, о чем говорится на титульном листе его «Великого хранилища английского языка»13. Кроме того, как было сказано выше, он завязал дружбу с радикальными интеллектуалами из клубов Ньюкасла. Как отмечает Бьюик в своих мемуарах, у юного Спен-са уже были последователи. Он собрал несколько людей вместе в дискуссионном клубе, встречи которого проходили вечерами в его классной комнате в Броад Гарф. Бьюик приводит занимательную историю о том, как он и Спенс чуть ли не подрались из-за вопроса общей собственности на землю14. Бьюик считал, что такой проект неосуществим, кроме как в новой колонии. Спенс был непоколебим в своем убеждении, что собственность на землю — это всеобщее право. Несмотря на драку, они пожали друг другу руки.

8 ноября 1775 г. Томас Спенс выступил на заседании Философского общества с лекцией, которая позже получила название «Права человека». Вскоре он был исключен из общества, нарушив запрет на публикацию и распространение этой лекции. «Права человека» были переизданы несколько раз. Дошедшее до нас издание, датируемое 1793 г., является уже четвертым15. В лекции содержались основные политические взгляды и требования Томаса Спенса, которые он пропагандировал вплоть до своей смерти. Лекция также появилась в журнале «Свиной корм» за 1795 г. Кроме того, об основных моментах своей речи он написал в предисловии к «Меридиану Солнца свободы»16. Смысл выступления Спенса сводился к следующему тезису: поскольку естественное право предоставляет каждому равную возможность взять все то, что дает природа, тогда и земля должна быть общей собственностью людей, живущих на ней.

Вслед за скандальной публикацией «Прав человека» в свет выходит книга «Великое хранилище английского языка»17. Данное издание предназначалось в качестве руководства по изучению

12 AshrafP.M. Op. cit. P. 110.
13 BealJ.C. English Pronunciation in the Eighteenth Century. Thomas Spence&s Grand Repository of the English Language. Oxford: Clarendon Press, 1999.
14 Robinson R. Thomas Bewick: His Life and Times. Newcastle: Printed for R. Robinson, 1887. P. 34.
15 Rudkin O.D. Thomas Spence and His Connections. New York: A.M. Kelley, 1927. P. 229; Dickinson H. Op. cit.
16 Dickinson H. Op. cit.
17 Beal J.C. Op. cit.

различных аспектов языка. Учитывая краткость и простоту грамматических правил и словарных определений, книга рассчитана на простой трудящийся народ. Кроме того, свой новый английский алфавит Спенс намеревался использовать как первый шаг к реформе английской орфографии. Стоит отметить, что, создавая «Великое хранилище английского языка», Спенс надеялся, что люди, не имеющие достаточно времени для освоения сложных правил грамматики и орфографии, смогут научиться правописанию и чтению с помощью этой книги.

Томас Спенс оставался в Ньюкасле вплоть до 1783 г. Здесь он опубликовал два варианта «Дополнения к истории Робинзона Крузо»18: один в традиционной орфографии, другой в спенсианской. Второе издание Ньюкасловской лекции под названием «Защита прав бедняков» появилось в 1779 г., а песня «Права человека» в стихах — в 1783 г.19 Кроме того, Спенс пытался издавать пособие с выдержками сочинений лучших авторов того времени, в котором каждое слово написано в соответствии с произношением нового алфавита. Тем не менее издание такого пособия оказалось нежизнеспособным, поскольку не встретило достаточного количества подписчиков.

В Ньюкасле Спенс предпринял первую попытку другого своего предприятия, которое успешно продолжит в Лондоне: штамповка лозунгов на монетах. Они популяризировали план Спенса и содержали цитаты из его произведений20.

Достоверных сведений о местонахождении и деятельности Томаса Спенса между 1783 и 1792 гг. не сохранилось. В 1792 г. он уже обитал в Лондоне и имел серьезные неприятности с властями: попал в тюрьму за распространение «Прав человека» Томаса Пейна. Спенс стал недоволен Ньюкаслом и решил добиться славы в мегаполисе. Он часто слышал разговоры о невозможности проявить свои способности в провинции и о Лондоне как единственном городе, где можно показать свой талант. Конечно, Спенс прибыл в столицу в самое опасное и захватывающее время для человека его убеждений. Французская революция 1789 г. держала правительство в страхе перед возможным восстанием, поэтому сторонники радикальных идей подвергались репрессиям. Считалось, что работы Томаса Пейна, героя памфлетов 1790-х гг., призывали низшие сословия к революции. Если говорить о более серьезном уровне, то это десятилетие ознаменовалось принятием ряда актов, подавляющих свободу слова. Приостановление корпуса Хабеаса в 1794 г. и два акта 1795 г., расширявшие определение государственной измены речевыми и

18 Dickinson H. Op. cit. P. 5-15.
19 Ibid. P. 129.
20 Bindman D. Op. cit. P. 198.

письменными формами, предоставили властям право без проведения судебного разбирательства сажать в тюрьму людей, подобных Спен-су. Но его совсем не пугала такая опасность, он использовал все доступные средства, чтобы распространять свои идеи. Он стал членом Лондонского корреспондентского общества, основанного в 1792 г. По словам Биндмана, Спенс находился в радикальном крыле общества, был бурным демократом с уравнительными тенденциями21.

В Лондоне Спенс зарабатывал себе на жизнь продажей книг и брошюр. Он продолжал печатать листовки по теме его плана, а также издавал периодический журнал «Свиной корм». В 1793 г. он открыл магазин «Улей свободы», в котором можно было приобрести жетоны с радикальной надписью и печатную продукцию. Издание радикальных текстов всегда преследовалось по закону против крамолы, а монета могла сравнительно незаметно распространяться из рук в руки. К примеру, на одном из таких жетонов был изображен красный индеец с соответствующей надписью: «Если я однажды заплачу ренту, моя свобода умрет». Другой жетон, один из самых любимых у Спенса, который был похоронен вместе с ним, на одной стороне содержал изображение кошки и надпись: «Я среди рабов наслаждаюсь своей свободой», а на другой — собаку и надпись: «Большая благодарность приносит рабство»22.

Между 1792 и 1794 гг. Спенс три раза попадал в тюрьму. Вместе с другими членами Лондонского корреспондентского общества он был арестован, посажен в тюрьму на семь месяцев, обвинен в измене и, наконец, оправдан в декабре 1794 г. После освобождения он возобновил издание «Свиного корма», а также опубликовал следующие работы: «Конец угнетению» (1795), «Меридиан Солнца свободы» (1795), «Царствование Фелисити» (1796), «Права детей» (1797), «Конституция идеального Содружества» (1798), «Восстановление общества в его естественном состоянии» (1801)23. Последнее издание привело Спенса к аресту по обвинению в призывах к мятежу, за которое он был приговорен к году лишения свободы и штрафу. Полный отчет о судебном процессе изложен в «Важном суде над Томасом Спенсом», который он опубликовал вместе с «Спенсонией» в 1803 г.24 При этом «Спенсония» сначала вышла в спенсианской версии английского языка, а в обычной орфографии только в 1807 г.

После освобождения Спенс продолжал продвигать свой план посредством неофициальных встреч25. Такие небольшие неформальные

21 Ibid. P. 56.
22 Ibid. P. 57.
23 Dickinson H. Op. cit.
24 Ibid. P. 15-21, 25-34.
25 Mee J. Print, Publicity, and the Popular Radicalism in the 1790s. Cambridge: Cambridge University Press, 2016.

посиделки было трудно подавлять властям. Можно предположить, что идеи Спенса действительно быстро распространялись. Аштраф отмечает, что министр внутренних дел в своем выступлении обращал внимание полиции на поговорки вроде «План Спенса и сытые животы», которые появились на многих зданиях в Лондоне26. Мак-калман рассматривает создание Спенсом песни «Свободная и легкая» как признак формирования радикального преступного мира. Спенс, по его мнению, стал отцом этого мира27.

Помимо коллекций монет и песен на мотив «Свободной и легкой»28 единственной публикацией за этот период стал «Гигантский убийца, или Анти-лендлорд», выпущенный в августе 1814 г.

Томас Спенс умер 1 сентября 1814 г. На похоронах перед гробом несли весы, украшенные белой лентой, на чашах которых было равное количество земли. Они символизировали тот недостижимый идеал, к которому всю свою жизнь стремился сам Спенс.

После смерти Спенса его последователи продолжали встречаться как Общество спенсианских благотворителей. В 1816 и 1817 гг. четыре члена общества, распространявшие радикальные идеи, были обвинены в государственной измене. В это время издается закон, запрещающий общества и клубы тех, кто называет себя спенси-анцами или спенсианскими благотворителями. Несмотря на такие меры, последователи Спенса образовали круг радикалов, участников небольшого, но непрерывного революционно-республиканского андеграунда, который просуществовал до раннего чартизма.

Памфлет «Права человека» как основа спенсианского плана

В памфлете «Права человека» была заложена программа переустройства общества, которой Спенс оставался верен до конца своих дней. Приходская система управления землей лежала в основе всех его произведений. Но необходимо также обратить внимание на другой памфлет — «Права детей», в котором Спенс дополнил свою программу социальных преобразований: рента, которая остается после покрытия расходов на содержание административных зданий и сооружений, распределяется между членами прихода. О. Марангос считает, что выплаты постоянным жителям прихода схожи с сегодняшними гражданскими дивидендами29.

26 Ashraf P.M. Op. cit. P. 98.
27 McCalman I. Radical Underworld: Prophets, Revolutionaries and Pornographers in London, 1795-1840. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. P. 2.
28 Kirk J., Noble A., Brown M. United Islands? The Languages of Resistance. New York: Taylor and Francis, 2012. P. 55.
29 Marangos O., King J.E. Two Arguments for Basic Income: Thomas Paine (17371809) and Thomas Spence (1750-1814) // History of Economic Ideas. 2006. Vol. 14. No. 1. 55-71; Marangos O. Thomas Paine (1737-1809) and Thomas Spence (1750-1814)

Если в первые годы своего пребывания в Лондоне Спенс попал в тюрьму за распространение «Прав человека» Томаса Пейна, то памфлет «Права детей» является уже чистой критикой работы Пейна. Отправной точкой стало предложение Пейна провести частичные выплаты крестьянам, которые лишились земли.

Объединив главные идеи «Прав человека» и «Прав детей», получаем цельный спенсианский план.

Во-первых, Спенс убежден, что земельный интерес несовместим со счастьем и независимостью народа, так как арендодатели повышают арендную плату до такого уровня, что они получают «все сливки» с продукции, которая произведена тяжелым трудом народа.

Во-вторых, для Спенса предложение Пейна о частичной денежной выплате было просто воровством, и он осуждает его за неспособность предусмотреть превращение частной собственности в общую. Спенс нашел странным, что Пейн, имея статус демократа, советует аграрные реформы, которые недемократичны и не могут искоренить несправедливость. По его мнению, в интересах аристократии — отступить мирно и отказаться от своих земель ради достижения справедливой системы. В противном случае, если аристократия будет противиться изменениям оппозиции, то ее богатство будет конфисковано, а сами аристократы могут лишиться жизни. Спенс выступает за насильственное свержение аристократии в случае, если она добровольно не отдаст свои богатства. В отличие от большинства земельных реформаторов — в том числе и Пейна, который полагал, что аристократия примет его предложение добровольно из-за своих корыстных интересов, — Спенс планировал конфискацию земли, промышленных предприятий и оборудования. Концепция естественного права на землю в начале 1830-х гг. была перенесена на промышленные объекты и оборудование, и был разработан следующий аргумент о том, что рабочие дважды ограблены: землю украли лорды, а станки и оборудование — капиталисты. Таким образом, с властью аристократов будет покончено мгновенно.

В-третьих, все доходы от земель и собственности будут переданы приходам для администрирования, и земля станет доступной для использования всем жителям. Упразднение аристократии не навредит производству, а, наоборот, будет лишь к лучшему, так как арендная плата станет начисляться не землевладельцам, а людям. В этом контексте право работать будет гарантировано. Приходы займутся управлением собственностью таким образом, чтобы предоставить работу безработным (в виде общественных работ),

on Land Ownership, Land Taxes and the Provision of Citizen&s Dividend // International Journal of Social Economics. 2008. Vol. 35. No. 5. P. 313-325.

инструменты и оборудование — работающим на себя, а землю — возделывающим ее. Приходская система на основе самоуправления и демократических принципов предложена в качестве альтернативы национализации земли, так как Спенс, как и другие радикалы, не доверял правительству. Положительный опыт общественных объединений на демократических принципах без разногласий представляется прототипом самоуправления. Женщины создадут в каждом приходе свой женский комитет, и мужчины не станут противиться этому. Приход будет получать ренту с домов и земли, а также бесхозного имущества, арендуемого победителем торгов на семь лет. В дополнение, крупная промышленность будет находиться в общей собственности, в ведении приходов или трудовых коллективов30.

В-четвертых, получаемые приходами доходы покроют государственные долги, а также пойдут на оплату важной общественной работы. Оставшийся доход, который должен составлять около 2/3 от общей собранной суммы арендной платы, делится честно и поровну среди всех живущих в приходе, независимо от того, мужчина это или женщина, в семейных отношениях или нет, законнорожденный или нет, младенец или старик.

В-пятых, Спенс допускает женщину до участия в управлении делами приходов. По его мнению, женщина и мужчина должны иметь равные политические права. Р. Дюфилле подчеркивает, что Томас Спенс уже давно признан одним из очень немногих защитников прав женщин в конце XVIII в.31 Он был единственным среди якобинских пропагандистов, адресующим свои произведения работающим женщинам32. Памфлет «Права детей» написан в форме диалога женщины и аристократии, где именно женщина защищает право человека на земельную собственность.

Стоит обратить внимание и на утопии, написанные Томасом Спенсом: «Дополнение к истории Робинзона Крузо» и «Спенсония». Островное государство Спенсония лежит между Утопией Томаса Мора и Океанией Джеймса Гаррингтона. Управление Спенсонией также основано на общем владении собственностью и правом каждого на участие в административной жизни своего прихода33.

30 Bonnet A. Left in the Past: Radicalism and the Politics of Nostalgia. New York: The Continuum International Publishing Group, 2010. P. 64.
31 Duthille R. Thomas Spence on Women&s Rights: A Vindication. Pessac: Presses Universitaires de Bordeaux, 2014.
32 Thompson E.P. The Making of the English Working Class. Harmondsworth: Penguin, 1980.
33 Claeys G., Sargent L.T. The Utopia Reader. 2nd ed. New York: New York University Press, 2017. P. 207.

Таким образом, Томас Спенс стоял у истоков британского радикального движения, а его социально-политические идеи оказали значительное влияние на развитие идеологии английского рабочего класса и социалистической мысли Англии XIX в. Хотя лондонское спенсианское общество не достигло своих политических целей, его влияние на последующий народный радикализм и популярную культуру нельзя недооценивать.

Литература

Alston R.C. A Bibliography of the English Language from the Invention of Printing to the Year 1800. Vol. I: English Grammars Written in English. Leeds: E.J. Arnold and Son, 1965.

Ashraf P.M. The Life and Times of Thomas Spence. Newcastle: Frank Graham,

1983.

Beal J. C. English Pronunciation in the Eighteenth Century. Thomas Spence&s Grand Repository of the English Language. Oxford: Clarendon Press, 1999.

Bindman D. The Shadow of the Guillotine: Britain and the French Revolution. London: British Museum Publications, 1989.

Bonnet A. Left in the Past: Radicalism and the Politics of Nostalgia. New York: The Continuum International Publishing Group, 2010.

Claeys G., Sargent L.T. The Utopia Reader. 2nd ed. New York: New York University Press, 2017.

Dickinson H. The Political Works of Thomas Spence. Newcastle Upon Tyne: Avero, 1982.

Duthille R. Thomas Spence on Women&s Rights: A Vindication. Pessac: Presses Universitaires de Bordeaux, 2014.

Horsley P.M. Eighteenth-Century Newcastle. Newcastle: Oriel Press, 1971. Kirk J., Noble A., Brown M. United Islands? The Languages of Resistance. New York: Taylor and Francis, 2012.

Marangos O. Thomas Paine (1737-1809) and Thomas Spence (1750-1814) on Land Ownership, Land Taxes and the Provision of Citizen&s Dividend // International Journal of Social Economics. 2008. Vol. 35. No. 5. P. 313-325.

Marangos O., King J.E. Two Arguments for Basic Income: Thomas Paine (17371809) and Thomas Spence (1750-1814) // History of Economic Ideas. 2006. Vol. 14. No. 1. 55-71.

McCalman I. Radical Underworld: Prophets, Revolutionaries and Pornographers in London, 1795-1840. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.

Mee J. Print, Publicity, and the Popular Radicalism in the 1790s. Cambridge: Cambridge University Press, 2016.

Robinson R. Thomas Bewick: His Life and Times. Newcastle: Printed for R. Robinson, 1887.

Rudkin O.D. Thomas Spence and His Connections. New York: A.M. Kelley,

1927.

Shields A.F. Thomas Spence and the English Language: MA Dissertation. Newcastle: University of Newcastle, 1973.

Thompson E.P. The Making of the English Working Class. Harmondsworth: Penguin, 1980.

Waters A. W. The Trial of Thomas Spence in 1801. Leamington Spa: Courier Press,

1917.

REFERENCES

Alston, R. C. A Bibliography of the English Language from the Invention of Printing to the Year 1800, Vol. I: English Grammars Written in English. Leeds: E.J. Arnold and Son, 1965.

Ashraf, P. M. The Life and Times of Thomas Spence. Newcastle: Frank Graham,

1983.

Beal, J. C. English Pronunciation in the Eighteenth Century. Thomas Spence&s Grand Repository of the English Language. Oxford: Clarendon Press, 1999.

Bindman, D. The Shadow of the Guillotine: Britain and the French Revolution. London: British Museum Publications, 1989.

Bonnet, A. Left in the Past: Radicalism and the Politics of Nostalgia. New York: The Continuum International Publishing Group, 2010.

Claeys, G., and Sargent, L. T. The Utopia Reader. 2nd ed. New York: New York University Press, 2017.

Dickinson, H. The Political Works of Thomas Spence. Newcastle Upon Tyne: Avero, 1982.

Duthille, R. Thomas Spence on Women&s Rights: A Vindication. Pessac: Presses Universitaires de Bordeaux, 2014.

Horsley, P. M. Eighteenth-Century Newcastle. Newcastle: Oriel Press, 1971. Kirk, J.; Noble, A., and Brown, M. United Islands? The Languages of Resistance. New York: Taylor and Francis, 2012.

Marangos, O. "Thomas Paine (1737-1809) and Thomas Spence (1750-1814) on Land Ownership, Land Taxes and the Provision of Citizen&s Dividend," International Journal of Social Economics, Vol. 35, No. 5, 2008, pp. 313-325.

Marangos, O., and King, J. E. "Two Arguments for Basic Income: Thomas Paine (1737-1809) and Thomas Spence (1750-1814)," History of Economic Ideas, Vol. 14, No. 1, 2006, pp. 55-71.

McCalman, I. Radical Underworld: Prophets, Revolutionaries and Pornographers in London, 1795-1840. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.

Mee, J. Print, Publicity, and the Popular Radicalism in the 1790s. Cambridge: Cambridge University Press, 2016.

Robinson, R. Thomas Bewick: His Life and Times. Newcastle: Printed for R. Robinson, 1887.

Rudkin, O. D. Thomas Spence and His Connections. New York: A.M. Kelley,

1927.

Shields, A. F. Thomas Spence and the English Language: MA Dissertation. Newcastle: University of Newcastle, 1973.

Thompson, E. P. The Making of the English Working Class. Harmondsworth: Penguin, 1980.

Waters, A. W. The Trial of Thomas Spence in 1801. Leamington Spa: Courier Press, 1917.

ОМАС СПЕНС БРИТАНСКИЙ РАДИКАЛИЗМ ЧАСТНАЯ СОБ СТВЕННОСТЬ УТОПИЯ ДИВИДЕНДЫ ОБЩЕСТВО thomas spence british radicalism private property utopia
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты