Спросить
Войти

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЭПОХУ ЕЛИЗАВЕТЫ ТЮДОР

Автор: указан в статье

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-3-8-11 УДК 94(410.1)"16"

Морозов Александр Алексеевич

Московский педагогический государственный университет

э.тогохо¥. 87@list.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЭПОХУ ЕЛИЗАВЕТЫ ТЮДОР

В статье автором реконструируется иерархическая структура английского общества XVI в. Развитие капиталистических отношений в английской деревне при британской королеве Елизавете I Тюдор привело к заметным социально-экономическим сдвигам, затронувшим все основные категории, как землепользователей, так и собственников. Была создана новая правовая база для защиты интересов правящего класса. Суть этих нормативно-правовых актов сводилась к попытке руководства страны справиться с проблемами, возникшими в связи с ростом пролетариата, а главное, с невозможностью английской промышленности использовать высвободившиеся из сельского хозяйства руки. Этот дисбаланс - спроса и предложения на рабочую силу - прекрасно осознавали и в правительстве. Но предложить конкретную программу по использованию рабочей силы правительство Елизаветы оказалось не в состоянии и пошло по проверенному пути - насильственному принуждению работников к исполнению невыгодных обязательств. Делается вывод о полезности содержащейся здесь информации при анализе переходных состояний социума.

К моменту прихода к власти Елизаветы Тюдор Англия переживала сложный период, который характеризовался целым комплексом внутренних и внешних социально-экономических проблем. По некоторым подсчетам население Англии в то время удвоилось за счет быстрого естественного прироста [1, с. 53].

Однако власти безуспешно боролись на законодательном уровне с социальными вызовами времени, о чем говорят такие нормативно-правовые документы, как: «Акт о наказании бродяг и оказании помощи бедным и неработоспособным (1572 г.)» [10, с. 242], «Акт о посылке бедных на работу и искоренении лености (1576 г.)» [10, с. 245] - это лишь малая толика попыток властей исправить ситуацию к лучшему. Суть этих нормативно-правовых актов - в попытке руководства страны справиться с проблемами, возникшими с ростом пролетариата, что и представляет собой социальное законодательство Тюдоров.

В них дан и знаменитый «Елизаветинский статут о подмастерьях», согласно которому «многие из тех законов, которые будут найдены заслуживающими дальнейшего применения, будут систематизированы и сведены в один закон и статут, вводящий единообразие в предписания относительно заработной платы и распорядков для учеников, батраков и рабочих, то можно надеяться, что этот закон, при должном его применении, прекратит праздность, подвинет вперед земледелие и даст каждому наемному рабочему соответствующую заработную плату как в годы нужды, так и в годы изобилия» [10, с. 215]. Применение этого статута на практике показывает, что он рассматривался как тормозящий рост промышленности.

Здесь уместно отметить, что жестокое отношение к рабочему классу имело в Англии глубокие корни. Еще в 1351 г. «Статут о рабочих» предусматривал забивание в колодки и заключение в тюрьму тех, кто нарушил правила найма, однако в реальности наниматели продолжали наказываться только штрафом [10, с. 280]. Согласно статуту 1361 г., рабочим за уход от нанимателя полагалось наказание в виде клеймения раскаленным железом.

Палата общин представляла интересы рыцарства и городской верхушки, которые были больше всех заинтересованы в дешевой рабочей силе. Поэтому палата общин начала требовать у короля и палаты лордов принятия более суровых и действенных мер против рабочих. Со стороны наемных людей «рабочее законодательство» вызвало неприятие и резкий отпор. Вопреки запрещениям статутов батраки основывали союзы, ведущие борьбу за повышение заработной платы. Нередко случались нападения на судей по делам о рабочих и освобождения арестованных. Этот социальный конфликт благополучно просуществовал и до времен королевы Елизаветы.

В таких условиях правительству не оставалось ничего иного, как идти по пути прямого государственного регулирования. Первым направлением стало создание приемлемых норм для существования и развития промышленности в городах и укрепление внутреннего рынка. В споре между нарождающимся в деревне предпринимательским классом и старым гильдейским производством правительство однозначно встало на сторону традиционных структур. Примером может послужить такой нормативно-правовой акт, как «Защита городской монополии в Вустершире» (1534). Из него мы узнаем, что

Вестник КГУ ^ № 3. 2019

© Морозов А.А., 2019

8

«властью настоящего парламента постановляется, что начиная с последнего дня сентября, который наступит в 1536 г., никаким людям, к какому званию и рангу они бы ни принадлежали, не будет разрешаться производить на продажу в Вустерском графстве никаких шерстяных тканей, если эти люди... не живут в городе Вустере» [10, с. 206].

В 1554 г. в дополнение к уже принятым документам был озвучен «Акт против упадка городов», целью которого было приведение в порядок городского хозяйства, а именно ликвидация трущоб и улучшение санитарной обстановки [10, с. 211].

В частности, об этом свидетельствует «Статут о ремесленниках» - «акт, касающийся различных предписаний для подмастерьев, рабочих, батраков и учеников» (1563) [10, с. 214], который требовал, чтобы «каждый ремесленник в городе или в сельской местности обучался своему ремеслу в течение 7 лет под наблюдением мастера, который за него отвечал» [11, с. 327-331].

Примечательно, но расценка платы за различные работы, составленная и опубликованная в § 11 статута 1563 г. о подмастерьях, была подготовлена также в угоду старым цеховым структурам. Ссылаясь на юридические прецеденты («установленную судьями Лондона согласно предписаниям этого акта»), авторы документа «под страхом штрафов и наказаний, перечисленных в этом статуте», просили корону поддержать данное решение. Акт настрого предписывал «людям всякого звания в Сити Лондона соблюдать все пункты данной расценки...» [10, с. 226].

Королевские регламентации оказали сдерживающее влияние на предпринимательскую активность. Особенно в той части Елизаветинского статута, который запрещал иметь под одной крышей более 2 станков и совмещать в одном месте ремесленников разных специальностей [15, с. 424].

Лондон превратился в крупнейший финансово-торговый центр. Самые богатые граждане Лондона были теперь на равной ноге с крупнейшей поместной земельной знатью не только потому, что в их распоряжении находилась городская милиция и большая часть английского коммерческого флота, но и потому, что они ссужали государство деньгами.

В итоге Елизавета Тюдор могла приказывать городской милиции, его должностным лицам и его населению не больше, чем впоследствии Карл I Стюарт. А Сити, в свою очередь, стал обращаться к королеве: «Сити Лондон ее высокопревосходительному величеству королеве в ее высочества курию канцелярии» [10, с. 227].

В большинстве городов, несмотря на слабость там цеховых организаций, нормы этого статута соблюдались. Исключение составил Лондон, где в силу серьезных социальных изменений цеховая структура безоговорочно проиграла новому предпринимательскому классу джентри. Для последних

главным модератором стала не королевская канцелярия, а собственные интересы и перспективы роста собственности.

На всей основной территории государства на почве королевских регламентаций стал формироваться серьезный социальный конфликт, связанный с разрушением традиционных отношений. Ярким примером этого конфликта может служить дело ноттингемских ткачей, не пользующихся статусом горожан, а потому не имеющих права вообще заниматься производственной практикой. В петиции, направленной в канцелярию в 1604-1605 г., отмечалось: «...ткачи-горожане старались и теперь стараются лишить нас работы, дабы тем самым причинить нам и нашим бедным семьям окончательную погибель» [14, с. 213].

В итоге королевская власть была вынуждена отказаться от поддержки старых структур и дать волю предпринимательской инициативе.

Последствия нового курса в скором времени принесли результаты в виде создания больших производств. На коммерсанта Уильяма Стама работало 2 000 человек, на Томаса Рейнольдса - около 500 и т. п., хотя наиболее распространенной формой организации труда являлась все же рассеянная мануфактура.

Невмешательство государства особенно позитивно сказалось в суконной отрасли. Англия в течение долгого времени занимала первое место на европейском рынке сырой шерсти: «Соображения, приводимые в доказательство того, что выгоднее было бы для всеобщего благосостояния королевства Англии перевозить и отправлять на заграничные рынки обычные сорта сукон различной стоимости в нелощеном и нестриженном виде вместо лощеного и стриженного» [10, с. 244].

Борьба против устоявшейся экспортной традиции велась два десятка лет компанией купцов-авантюристов, о чем свидетельствуют документы по «Делу купцов-авантюристов о разрешении вывоза неотделанного сукна (1514-1536 гг.)» [12, с. 229].

Разорение компании, вызванное как объективными обстоятельствами (потеря основного склада в Кале), так и субъективными (отсутствие продукции с высокой добавленной стоимостью) привело к отходу центральной власти от консервации в этой отрасли устаревших форм и методов производства. И хотя при Елизавете еще пытались проводить регулятивные меры, они не получили большого распространения из-за своего несоответствия. Например, была разработана инструкция по «Организации шерстяной промышленности», в соответствии с которой производители шерсти во всех областях делились на три группы, в то время как шерсть обыкновенно обрабатывалась 4 группами людей» [10, с. 203].

Новые производственные тренды потребовали от короны качественно нового подхода для оживВестник КГУ ^ № 3. 2019

9

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

ления хозяйственной деятельности. Косвенно поддержав новые веяния в сукноделии, английская администрация реально создала условия, когда «овцы поедали людей» [4, с. 63-64].

В последние годы царствования Эдуарда VI было начато проведение финансовой реформы, которое продолжала Мария и завершила Елизавета. В 1552 г. парламент принимает акт, запрещавший получать или пускать в обращение монеты по более высокому курсу, чем указано в специальной королевской прокламации. Акт был направлен прежде всего против утечки золотых монет за границу [13, с. 301].

При этом следует отметить, что при Елизавете благодаря заметному повышению уровня жизни широко распространилось мнение о процветании Англии. Приходский священник Гаррисон в 1572 г. отметил это улучшение: «не только среди знати и дворянства, но также и среди низшего слоя» [8, с. 151].

Таким образом, можно констатировать, что благодаря взвешенной протекционистской политике королевы Англия Елизаветы приобрела свободы больше, чем большинство городов и гильдий. В ходе неизбежно возникающих производственных споров корона теперь стала придерживаться стороны нового предпринимательского класса. Как справедливо отмечал Адам Смит, «всякий раз, когда законодательство пыталось регулировать споры между хозяевами и их рабочими, его советниками были хозяева» [6, с. 115].

Эпоха правления королевы Елизаветы Тюдор стала поворотным периодом в истории Британии и оказала огромное влияние на формирующийся национальный менталитет. В исторической литературе ее нередко называют «золотым веком Англии» [9, с. 4].

Мероприятия правительства оживили процесс постепенного складывания единого внутреннего рынка на основе товарно-денежных отношений, что в свою очередь создавало условия для формирования нации. Кроме того, провал отдельных начинаний короны привел к складыванию в экономике страны уникальной системы, административно, финансово и юридически замкнутой на столицу королевства, а Лондон превратился в признанный финансовый центр, где сосредоточились крупнейшие состояния Англии. С помощью этих состояний их владельцы установили контроль над внутренней и внешнеторговой деятельностью страны.

В итоге для покрытия дефицита бюджета, возникшего во многом благодаря «революции цен», набравшей силу к середине XVI в., правительству пришлось предпринять ряд мер по оздоровлению монетарной политики, а также по укреплению международной торговли Англии и во многом наметить основные направления финансовых реформ, подготовленных Марией и проведенных впоследствии Елизаветой Тюдор.

Библиографический список

1. Баччи М.Л. Демографическая история Европы». - СПб.: Александрия, 2010. - 62 с.
2. Гай Дж. Эпоха Тюдоров (1485-1603): Оксфордская история Великобритании / под ред. К. Моргана. - М., 2008. - 166 с.
3. Маркс К. Капитал. - М., 1969. - Т. 1. - 652 с.
4. Мор Т. Утопия / пер. с лат. А.И. Малеин и Ф.А. Петровский. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. - 302 с.
5. Петрушевский Д.М. Памятники истории Англии XI-XIII вв. / Исторический факультет МГУ -М.: Госоцэкиздат, 1936. - 238 с.
6. Смит А. Богатства народов / пер. Клю-кин П.Н. - М.: Эксмо, 2016. - 145 с.
7. Тревельян Дж.М. История Англии от Чосера до королевы Виктории / пер. с англ. А. А. Крушин-ской, К.Н. Татариновой. - Смоленск, 2001. - 624 с.
8. Тревельян Дж.М. Социальная история Англии. -М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. - 608 с.
9. Черчилль У. С. Британия в новое время (XVI-XVII вв.). - М., 2006. - 434 с.
10. Хрестоматия по социально-экономической истории Европы в новое и новейшее время / под ред. В.П. Волгина. - М.; Л., 1929. - С. 569.
11. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Е.А. Тихонова. -М.: Гос. изд-во юр. лит., 1961. - С. 950.
12. Bland A.E., Brown P.A., Тawпеу R.H. English Economic History. - L., 1881. - 299 pp.
13. Letters and Papers, Foreign and Domestic, of the Reign of Henry VIII / ed. J.S. Brewer, R.H. Brodie and J. Gairdner. - L., 1889. - Vol. 12. - 788 pp.
14. Phelps Brown E.N., Hopkins S.V. Seven Centuries ot the Prices oi Consumables, Compared With Builders& Wage-rates // Economica. - 1956 (Nov.). -№ 92. - Р. 17-41
15. Lipson E. The economic history of England. -L., 1931. - V. III. - P. 424.

References

1. Bachchi M.L. Demograficheskaya istoriya Evropy». - SPb.: Aleksandriya, 2010. - 62 s.
2. Gaj Dzh. Epoha Tyudorov (1485-1603): Oksfordskaya istoriya Velikobritanii / pod red. K. Morgana. - M., 2008. - 166 s.
3. Marks K. Kapital. - M., 1969. - T. 1. - 652 s.
4. Mor T. Utopiya / per. s lat. A.I. Malein i F.A. Petrovskij. - M.: Izd-vo Akademii nauk SSSR, 1953. - 302 s.
5. Petrushevskij D.M. Pamyatniki istorii Anglii XI-XIII vv. / Istoricheskij fakul&tet MGU. - M.: Gosocekizdat, 1936. - 238 s.
6. Smit A. Bogatstva narodov / per. Klyukin P.N. -M.: Eksmo, 2016. - 145 s.
7. Trevel&yan Dzh.M. Istoriya Anglii ot CHosera do korolevy Viktorii / per. s angl. A.A. Krushinskoj, K.N. Tatarinovoj. - Smolensk, 2001. - 624 s.
10

Вестник КГУ ^ № 3. 2019

8. Trevel&yan Dzh.M. Social&naya istoriya Anglii. -M.: Izd-vo inostrannoj literatury, 1959. - 608 s.
9. CHerchill& U.S. Britaniya v novoe vremya (XVI-XVII vv.). - M., 2006. - 434 s.
10. Hrestomatiya po social&no-ekonomicheskoj istorii Evropy v novoe i novejshee vremya / pod red. V.P. Volgina. - M.; L., 1929. - S. 569.
11. Hrestomatiya pamyatnikov feodal&nogo gosudarstva i prava stran Evropy / E.A. Tihonova. -M.: Gos. izd-vo yur. lit., 1961. - S. 950.
12. Bland A.E., Brown P.A., Tawpeu R.H. English

Economic History. - L., 1881. - 299 pp.

13. Letters and Papers, Foreign and Domestic, of the Reign of Henry VIII / ed. J.S. Brewer, R.H. Brodie and J. Gairdner. - L., 1889. - Vol. 12. - 788 pp.
14. Phelps Brown E.N., Hopkins S.V. Seven Centuries ot the Prices oi Consumables, Compared With Builders& Wage-rates // Economica. - 1956 (Nov.). -№ 92. - R.17-41
15. Lipson E. The economic history of England. -L., 1931. - V. III. - P. 424.

Вестник КГУ _J № 3. 2019

11
ПАЛАТА ОБЩИН ЕЛИЗАВЕТЫ ТЮДОР ЗЕМЕЛЬНЫЕ СПЕКУЛЯЦИИ СРЕДНЕВЕКОВОЕ АНГЛИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ПРИДВОРНЫЕ ТИТУЛЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ДРОБЛЕНИЕ ФЕОДОВ ВОЕННЫЕ СОСЛОВИЯ КЛАССИЧЕСКИЙ МАРКСИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты