Спросить
Войти

ПУБЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ: ВЫЗОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ИСТОРИКАМ ИЛИ ОТВЕТ НА КРИЗИС ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ?

Автор: указан в статье

Труды БГТУ, 2019, серия 6, № 1, с. 108-111

УДК 930.1

О. А. Матусевич

Белорусский государственный технологический университет

ПУБЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ: ВЫЗОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ИСТОРИКАМ ИЛИ ОТВЕТ НА КРИЗИС ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ?

В статье автор анализирует причины и последствия появления современного феномена публичной истории. Появление публичной истории связано с изменением условий функционирования научного знания в обществе. Ориентация на прикладные результаты, стремление монетизи-ровать деятельность исследователя и измерять пользу науки или профессионализм ученого экономической выгодой меняют институциональные условия научной деятельности, что сделало возможным и необходимым выход историков за пределы академической среды. Последствием развития прикладного подхода к истории является, например, развитие исторического маркетинга, сервисный подход к историческим исследованиям и таблоидизация истории. Автор считает, что профессиональным историкам необходимо использовать инструменты и подходы, которые предлагает публичная история, что позволит преодолеть усиливающийся разрыв между научным и обыденным историческим сознанием в обществе.

O. A. Matusevich

Belarusian State Technological University

PUBLIC HISTORY IS A CHALLENGE TO PROFESSIONAL HISTORIANS OR RESPONSES TO THE CRISIS OF HISTORICAL SCIENCE?

The author analyzes the causes and consequences of the emergence of public history. The emergence of public history is associated with a change in the conditions for the functioning of scientific knowledge in society. Orientation to applied results, desire to monetize the activities of the researcher and measure the benefits of science or the professionalism of a scientist by economic profit change the institutional conditions of scientific activity. These circumstances made it possible and necessary for historians to go beyond the academic walls. The consequence of the development of an applied approach to history is the development of historical marketing, the service approach to historical research and the tabloidization of history. The author concludes that professional historians need to use the instruments and approaches offered by public history because it will bridge the growing gap between the scientific and ordinary historical consciousness in society.

Введение. Публичная история - понятие для постсоветской гуманитаристики новое, если не сказать сомнительное. Наука - это не эзотерика, чтобы быть закрытой от широкой общественности, особенно история, научный статус которой в XX в. активно оспаривался ввиду отсутствия своего особого понятийного аппарата и четко выраженной методологии. Сторонники данной позиции в лучших традиция постмодернизма, абсолютизируя указанные проблемы, пришли к утверждению, что каждый может быть историком, поставили знак равенства между историей и памятью, а исследовательскую деятельность на исторической ниве свели к разновидности литературного творчества. В период расцвета подобных рассуждений в тезаурусе англоязычной науки появляется новое понятие public history и специфическая деятельность, которую это понятие определяет.

Основная часть. Единого подхода к выяснению феномена публичной истории нет. В научной среде нет даже общего согласия относительно статуса публичной истории. Одни утверждают, что это новая область знания, другие считают, что это особый вид деятельности и необязательно профессиональных историков, безусловно, найдутся и те, кто ничего нового не увидит, указывая на издревле существующую просветительскую функцию истории.

Публичная история появилась в США в 1970-х гг. и достаточно быстро институализи-ровалась, обзаведясь специализированным журналом, организованными сообществами и профильными программами обучения. Ее аналоги в других странах появились несколько позже и имели свою локальную специфику. Так, если в США появление публичной истории было связано с кризисом трудоустройства историков, которые вынуждены были искать сферу применения своих профессиональных способностей вне стен университетов, то в Великобритании публичное измерение исторической деятельности актуализировалось в связи с движением защиты культурного наследия [1].

В Германии распространение практики публичной истории было связано с краеведческим движением и развитием истории повседневности [2].

На наш взгляд, появление публичной истории во многом связано с изменением условий функционирования научного знания в современном обществе, и в частности гуманитарных наук. Ориентация на прикладные результаты, стремление монетизировать деятельность исследователя и часто измерять пользу науки или профессионализм ученого экономической выгодой привели к попыткам коммерциализации ис-ториописания (речь здесь не о традиционном издательском деле), а при отсутствии возможности исчисления доходов в денежном эквиваленте оценивать значение истории через приращение символического капитала. Именно новые институциональные условия научной деятельности сделали возможным и необходимым выход историков за пределы академической среды не только с просветительскими целями.

Что же собой представляет феномен публичной истории? Если деятельность историков разделить на академическую (научно-исследовательскую и преподавательскую) и внеака-демическую, то последнее - это про публичную историю. Хотя такое деление весьма условно и ориентироваться стоит также на способ представления и использования результатов научного творчества. В первую очередь под публичной историей понимают работу с историческим материалом в публичном пространстве, об этом свидетельствуют места трудоустройства «публичных» историков. Среди них есть как весьма традиционные, например музеи и архивы, библиотеки, туристическая сфера, так и для науки несколько экзотические. Например, оказание консультативных услуг частным лицам и различным организациям, включая государственные и политические структуры, органы местного самоуправления, СМИ, киноиндустрию, рекламные агентства (history marketing), предприятия и корпорации. По сути, историки находят применение своим знаниям и навыкам в новой для них сфере услуг (хотя имеется много аргументов в пользу того, что, работая в учебных заведениях, именно в этой сфере историки и трудились, оказывая образовательные услуги). Вовлеченное участие и сотрудничество историков и общественности в рамках публичной истории, за которые ратуют представители этой сферы деятельности, обоснованно вызывают определенные опасения. Коммерциализация истории предполагает в том числе и использование сервисного подхода, сложно совместимого со стандартами научной деятельности, на которую опирается публичная

история. Историки и общество или заказчик становятся партнерами в производстве знания. Историк, как поставщик научной продукции, понимает и принимает цели и задачи клиента и в соответствии с потребностями клиента осуществляет оказание услуги, поставку продукции в виде научного материала. Казалось бы, схема известная и наука всегда выполняла социальный заказ, несмотря на расхожее утверждение, что научная деятельность позволяет удовлетворять свое любопытство за государственный счет, но работа в сфере услуг и в науке имеет различные стандарты, цели и методы оценки качества и профессионализма. И в результате мы имеем, например, целенаправленное мифотворчество в туристической сфере для привлечения внимания к определенным достопримечательностям или местностям, что слабо соотносится с историей как наукой.

Одна из особенностей публичной истории -это широкий спектр способов представления исторического знания, в том числе медийная репрезентация истории. В современной ситуации исторический материал превращается в контент, т. е. текстовое и визуальное информационное наполнение медийного продукта. В результате происходит таблоидизация истории, что легко обнаруживается в исторических интернет-проектах и выражается в усилении иллюстративности (что до определенной степени для исторических публикаций можно считать достоинством), снижение качества материала за счет его «облегчения», развлекательный характер и скандальность, особенно в названиях. Формируется новое направление -инновационный сторителлинг, как обозначили свою профессию создатели проекта «1917. Свободная история» [3]. История превращается в инфотейнмент (от англ. information - информация и entertainment - развлечение), что хорошо демонстрирует успех компьютерных игр на историческую тематику, в которых исторический бэкграунд гарантирует высокую прибыль за счет эмоциональных и символьных (социальное одобрение) выгод пользователя от приобретения компьютерного продукта. История используется для повышения «реализуемости» медийного товара посредством эксплуатации познавательного интереса и, например, патриотических чувств. Показателен пример успешной компьютерной игры World of Tanks, создатели которой активно сотрудничают с историками и музеями как на этапе разработки игры, так и в сфере маркетинга, ориентируясь в том числе и на культуру памятования событий Великой Отечественной войны в нашем регионе. «В преддверии 70-летнего юбилея Великой Победы Wargaming запустила целый ряд

110

Публичная история: вызов профессиональным историкам или ответ на кризис исторической науки?

активностей в рамках глобальной инициативы «Помним всё»... Проекты инициативы «Помним всё» - это возможность отдать дань уважения героизму наших дедов и прадедов, которые сражались и умирали за Родину. Активности, организованные компанией, призваны привлечь внимание молодежи к событиям, которые 70 лет назад потрясли весь мир, и напомнить об одной из самых важных дат в национальной истории» [4]. Так, во вкладке «История и техника» есть рубрика, «Узнать о победе», посвященная 9 Мая, где публикуются воспоминания ветеранов [5]; создан интернет-проект «Фронтовой альбом», «проект компании Wargaming, направленный на сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне и ее участниках» [6]. Для привлечения внимания к военной истории создаются документальные фильмы, например сериал «World of Tanks. История танкостроения». Деятельность компании Wargaming хорошо иллюстрирует не только то, как используют историю в рекламных целях, тот самый history marketing, но и удачное сотрудничество с военными историками, реконструкторами и поисковым движением. Результатом такого сотрудничества стала, например, виртуальная экспозиция Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации [7].

На просторах Рунета существует значительное количество интернет-проектов, которые можно отнести к публичной истории. Появление некоторых из них связано с несогласием с официальной версией памяти или вытеснением определенных страниц истории из национального нарратива, например, «Это прямо здесь. Москва: Топография террора» [8], «Бессмертный барак» [9], «1917. Свободная история» [3]. Некоторые выполняют просветительскую и развлекательную функции: Arzamas.academy [10], «Карта истории» [11]. Есть и такие проекты, возникновение которых вызвано «войнами памяти», - «ЛИКБЕЗ. Исторический фронт» [12].

Но публичная история - это не только практика работы с историческим материалом в публичном пространстве, но и анализ этой практики и способов бытования истории в обществе. В рамках публичной истории исследуется влияние на формирование массовых представлений о прошлом искусства (театров, изо, кино, литературы), медиа, музеев и иных агентов социализации, а также способы и формы репрезентации истории в публичном пространстве, включая городской ландшафт и зафиксированную в нем память. К публичной истории относят oral history и memory studies.

Таким образом, публичная история объединяет как практиков, работающих с историческим материалом вне стен академии, так и теоретиков, которые анализируют эту практику.

Заключение. Если же попытаться ответить на вопрос в названии статьи, то, видимо, мы придем к выводу, что это риторический вопрос. С одной стороны, можно говорить о публичной истории как реакции общественности и части профессионального сообщества на усиливающийся разрыв между историческим научным знанием и массовыми представлениями о прошлом. Особенно в ситуации, когда наука не удовлетворяет запрос общества из-за нарушенной или не налаженной в новых условиях коммуникации, а также отсутствия общего языка, приемлемого для диалога ученого с широкой аудиторией. Лекторская форма представления результатов научных исследований при посредничестве государственных структур (например, общества «Знание») не является адекватной в современной ситуации, с чем сталкиваются все преподаватели. С другой стороны, у наших соседей проекты публичной истории - это ответ на историческую политику и «войны памяти».

Если учитывать опыт западной исторической науки, то можно ожидать, что феномен публичной истории будет набирать обороты. И уже от реакции исторического сообщества зависит качество работы с историческим материалом в публичной сфере. Или профессионалы откликнутся и примут участие в проектах публичной истории, тем самым задавая определенные стандарты этой деятельности, или прибегнут к тактике изоляционизма, считая недостойным для себя «опускаться» до уровня обывателя, и оставят работу с историческим материалом на откуп любителям, не в лучшем смысле этого слова.

Литература

1. Исаев Е. Публичная история в России: научный и учебный контекст формирования нового междисциплинарного поля // Лаборатория публичной истории. URL: http://publichistorylab.ru/ archives/137 (дата обращения: 08.02.2019).
2. Прикладная история, или Публичное измерение прошлого / Ф. Аккерманн [и др.] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2012/3/a19.html (дата обращения: 08.02.2019).
3. 1917. Свободная история. URL: https://project1917.ru/about (дата обращения: 08.02.2019).
4. Проекты. Победа! 70 лет. URL: http://pomnimvse.org/ru/project/pobeda-70let/ (дата обращения: 08.02.2019).
5. Узнать о Победе. Говорит Сергей Отрощенков. URL: https://worldoftanks.ru/ru/news/history/5-istori-pobedy-5/ (дата обращения: 08.02.2019).
6. Фронтовой альбом. URL: https://frontline.su/ (дата обращения: 08.02.2019).
7. Проекты. ЦМВС РФ. URL: http://pomnimvse.org/ru/museums/tsmvs/ (дата обращения: 08.02.2019).
8. Это прямо здесь. Москва: Топография террора. URL: https://topos.memo.ru/ (дата обращения: 08.02.2019).
9. Бессмертный барак. URL: https://bessmertnybarak.ru/rubric/o_nas/ (дата обращения: 08.02.2019).
10. Arzamas.academy. URL: https://arzamas.academy/about (дата обращения: 08.02.2019).
11. Карта истории. URL: https://kartaistorii.ru/ (дата обращения: 08.02.2019).
12. ЛИКБЕЗ. Исторический фронт. URL: http://likbez.org.ua/ (дата обращения: 08.02.2019).

References

1. Isaev E. Publichnaya istoriya v Rossii: nauchnyy i uchebnyy kontekst formirovaniya novogo mezhdistsiplinarnogo polya [Public history in Russia: the scientific and educational context of the formation of a new interdisciplinary field]. Available at: http://publichistorylab.ru/archives/137 (accessed 08.02.2019).
2. Akkermann F., Akkermann Ya., Littke A., Nisser Zh., Tomann Yu. Prikladnaya istoriya, ili Pub-lichnoye izmereniye proshlogo [Applied history, or the public dimension of the past]. Available at: http://magazines.russ.ru/nz/2012/3/a19.html (accessed 08.02.2019).
3. 1917. Svobodnaya istoriya [1917. Free history]. Available at: https://project1917.ru/about (accessed 08.02.2019).
4. Proyekty. Pobeda! 70 let [Projects. Victory! 70 years old]. Available at: http://pomnimvse.org/ru/ project/ pobeda-70let/ (accessed 08.02.2019).
5. Uznat& o Pobede. Govorit Sergey Otroshchenkov [Learn about Victory. Sergey Atroshchenkov says]. Available at: https://worldoftanks.ru/ru/news/history/5-istori-pobedy-5/ (accessed 08.02.2019).
6. Frontovoyal&bom [Front album]. Available at: https://frontline.su/ (accessed 08.02.2019).
7. Proyekty. TsMVS RF [Projects. Central Museum of the Armed Forces of the Russian Federation]. Available at: http://pomnimvse.org/ru/museums/tsmvs/ (accessed 08.02.2019).
8. Eto pryamo zdes&. Moskva: Topografiya terrora [This is right here. Moscow: Topography of Terror]. Available at: https://topos.memo.ru/ (accessed 08.02.2019).
9. Bessmertnyy barak [The immortal barrack]. Available at: https://bessmertnybarak.ru/rubric/o_nas/ (accessed 08.02.2019).
10. Arzamas.academy. Available at: https://arzamas.academy/about (accessed 08.02.2019).
11. Karta istorii [History map]. Available at: https://kartaistorii.ru/ (accessed 08.02.2019).
12. LIKBEZ. Istoricheskiy front [LIKBEZ. Historical front]. Available at: http://likbez.org.ua/ (accessed 08.02.2019).

Информация об авторе

Матусевич Ольга Александровна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры философии и права. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: matusevich.olga@gmail.com

Information about the author

Matusevich Volha Aleksandrovna - PhD (History), Assosiate Professor, Assistant Professor, the Department of Philosophy and Law. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: matusevich.olga@gmail.com

Поступила 01.03.2019

ПУБЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ ТАБЛОИДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты