УДК 336(47)(09) 2 ■
ББК 65.26-03 - ■
DOI 10.17150/2308-2588.2015.16(1143-64 8 |
Н. А. Разманова
Финансовый университет \ при Правительстве РФ, \ г. Москва, Российская Федерация \
А.Г. КУШЕЛЕВ-БЕЗБОРОДКО ВО ГЛАВЕ ДЕПАРТАМЕНТА ] ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В ЭПОХУ РЕФОРМЫ СЕРЕБРЯНОГО МОНОМЕТАЛЛИЗМА £
Аннотация. В статье рассматривается деятель- № ность А. Г. Кушелева-Безбородко, возглавлявше- № го департамент государственного казначейства в А 1837-1843 гг., когда в России вводилась система се- № ребряного монометаллизма. Проведен сравнитель- ^ ный анализ роли А. Г. Кушелева-Безбородко и пре- | дыдущих директоров департамента И. И. Розенбер- ^ га и Д. М. Княжевича в повышении эффективности руководства казначейской системой, выявлен вклад департамента государственного казначейства в осуществление денежной реформы. На примере руководства А. Г. Кушелева-Безбородко показана противоречивость консервативной политики в системе финансового управления.
К1ючевые с1ова. Государственная служба, департамент государственного казначейства, казенные палаты, уездные казначейства, чиновничество, Е. Ф. Канкрин, А. Г. Кушелев-Безбородко, Д. М. Кня-жевич, И. И. Розенберг.
© Н. А. Разманова, 2015
N. A. Razmanova
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
KUSHELEV-BEZBORODKO LEADS THE DEPARTMENT 1 OF STATE TREASURY IN THE ERA
Î OF SILVER MONOMETALISM REFORMS
» Abstract. The article considers the activity of
» A. G. Kushelev-Bezborodko, a head of the Department
of State Treasury in 1837-1843, the period of time when J a silver monometalism system was introduced in Russia.
A comparative analysis of the roles of A. G. Kushelev-Bez-borodko and former heads of the Department I. I. Rosen-^ berg and D. M. Knyazhevich in enhancing the treasury
§ system management efficiency is conducted. The contri^ bution of the Department of State Treasury in the mone£ tary reform implementation is specified. The Department
management operated by A. G. Kushelev-Bezborodko Ъ exemplifies the conservative policy contradictions in fi§ nancial management.
Л В 1830-1840-х гг. наступила эпоха реализации
¡I консервативных идеалов, политике реформ был проS тивопоставлен принцип попечительства и надзора
N власти за деятельностью государственных учрежде1 ний и жизнью общества, а главной опорой государ« ства стало чиновничество. При императоре Нико¡I лае I не знатность или институт фаворитизма, а го^ сударственная служба окончательно превратилась в
s важнейший социальный лифт, делавший человека
§ влиятельным с точки зрения государства и общества.
I Государственная служба свидетельствовала о патри(§ отических убеждениях человека, его приверженности традициям и устоям, а формально неотмененное ;
право дворянства не служить в значительной степени -!
утратило свою актуальность. Просвещенные и высо- 8&
кообразованные представители знатных и богатых :
фамилий, не нуждавшиеся ни в повышении своего | социального статуса, ни в приобретении богатства, —
всем этим они обладали по наследству и в избытке, | стремились сделать карьеру не только по военной, но
и гражданской службе. |
Одним из таких примеров явилась деятельность |
А. Г. Кушелева-Безбородко на посту директора де- ] партамента государственного казначейства. А. Г. Ку-шелев-Безбородко (1800-1855) принадлежал к богатейшим людям России николаевского царствования
и известен преимущественно как крупный меценат и |
благотворитель [4]. Вместе с тем он всю жизнь нахо- н
дился на государственной службе, в том числе занимал №
руководящие должности по финансовой части. Эта А
сторона его деятельности известна гораздо меньше, ее .
освещение является целью настоящей статьи. к
На смену нормам второй половины XVIII в., ког- Ч
да государство максимально учитывало потребности в
дворянства, во второй трети XIX в. пришли нормы, в е
которых интересы государства и дворянства достигли о
компромисса, укрепившего государственную власть и ^
законсервировавшего статус дворянства в социальной в
структуре общества. Институциональные изменения |
в системе государственной службы при Николае I по- №
зволили повысить эффективность управления стра- ^
ной, и это, действительно, явилось достижением той о
эпохи. Эти тенденции особенно ярко проявились в в
деятельности министерства финансов, которое с апре- нн
ля 1823 г. возглавлял Е. Ф. Канкрин, один из наиболее §
близких по своим убеждениям к императору сотруд- |
ников, имевший на него значительное влияние. Под |
руководством Е. Ф. Канкрина была проведена стаби- С лизировавшая бумажноденежную систему реформа, в
со аб
ходе которой были изъяты из обращения ассигнаций и введен свободный размен кредитных билетов на серебро по курсу 1:1.
Работа казенных палат и уездных казначейств в начале 1820-х гг., когда Е. Ф. Канкрин занял должность министра финансов, была дезорганизована, а 2 составление отчетов было запущено. Некоторые ка-= зенные палаты не составляли отчеты о расходовании Ё государственных средств «до 20 лет»1. В обществе от-| крыто говорили, что «по министерству финансов в - подведомственных частях допускались вопиющие злоупотребления... [К]азнокрадство... впитывало в | себя государственные доходы. Но независимо от громадного вреда, наносимого казне, такое положение, такие деморализационные примеры обогащающего безнаказанно мошенничества, имели очень вредное ! влияние на общественную мораль по тому закону, по ^ которому зло имеет свойства жирного пятна, свойство £ расползаться во все стороны» [7, с. 387-388]. Е. Ф. Кан-крин, решительно начав борьбу со злоупотребления-g ми и нарушениями нормативной базы в чиновничьей 1 среде, воспользовался преобразованиями в системе финансового управления, осуществленными еще при « Д. А. Гурьеве. Департамент государственного казна» чейства, учрежденный в 1821 г., с началом министер-J ства Е. Ф. Канкрина возглавил всю государственную ¡| казначейскую службу и взял на себя руководящую | роль в составлении и исполнении государственного й бюджета [10, с. 9-10]. Е. Ф. Канкрин, принципиальный £ противник политики реформ, упрочил финансовую
Ц дисциплину, наладил контрольно-ревизионную ра^ f
боту не только в самом департаменте государственно-^ го казначейства, и в подведомственных ему казенных а палатах и уездных казначействах, которые контроли-§ ровали своевременное поступление налогов и сборов i у 1 Российский государственный исторический архив (РГИА).
« Ф. 560. Оп. 22. Д. 70. Л. 81.
и составляли отчеты по расходованию бюджетных средств на местах.
Другим широко распространенным злоупотреблением, практиковавшимся еще с середины XVIII в., были задержки с пересылкой денег. В представлении министра финансов указывалось, что казначеи на местах «под видом своей собственности» предоставляли казенные деньги «частным лицам» в ссуды. В 1829 г. Государственный совет, рассмотрев в очередной раз вопрос об этом нарушении, запретил казначеям «во все время нахождения их в сих должностях» заниматься ссудной деятельностью. Операции с недвижимостью казначеи могли производить только с разрешения казенной палаты и на основании действующего законодательства. Все сделки, совершенные с нарушени- | ями, аннулировались1. К ответственности привлека- н лись не только казначеи-кредиторы, но и заемщики, № с которых предписывалось взыскивать ссуду «вдвое», А а собственность посредством продажи направлять на . «пополнение казенного взыскания». Все участники за- к прещенных сделок подлежали суду, «как похитители казенной собственности». Впоследствии Е.Ф. Канкрин отмечал, что эти нормативы явились важным шагом в наведении порядка в хранении на местах денежных средств государства2.
Император сознавал несовершенство бюрократической системы и видел выход в дальнейшей регламентации работы государственных органов. Е. Ф. Канкрин осуществлял общее руководство государственными финансами, являясь посредником между политической волей Николая I и бюрократическим аппаратом. Решающую роль в восстановлении бюджетно-сметной дисциплины в губерниях
со аб
и уездных сыграли первые директора департамента государственного казначейства И. И. Розенберг,
H. Р. Политковский и Д. М. Княжевич, отличавшиеся высоким профессионализмом и компетентностью [9, с. 104-105; 11, с. 23-26]. Все трое, происходившие из незнатного и небогатого служилого дворянства, до» стигли должности директора департамента государ-= ственного казначейства и вошли в состав правящей Ё элиты Российского государства, численность кото-| рой не превышала 700 человек [6, с. 4]. Все они, ис-- пытавшие на себе влияние эпохи реформ Александра
I, оказались готовыми к созданию и внедрению нов-| шеств в управление казначейской системой. Анализ
их продвижения в сфере казначейской службы позволил выявить некоторые закономерности процесса занятия высших должностей по финансовому ведом-| ству в первой четверти XIX в. В число критериев, при-^ нимавшихся во внимание императором и министром £ финансов при рассмотрении кандидатуры директора департамента государственного казначейства, входили высокая работоспособность, профессиональные | знания, ответственность, наличие организаторских способностей. Известную роль играли и неформальна ные институты, выработанные в чиновной среде — » способность безоговорочно выполнять указания Л начальствующих лиц, готовность участвовать в ап-¡| паратных играх, признание значимости бюрократи-| ческой переписки, которая, как признавалось самими й руководителями, затемняла смысл государственной службы, и одновременно усиливала власть-влияние « всего государственного аппарата.
Наиболее эффективным директором департамен-^ та государственного казначейства был либерально на-а строенный Д. М. Княжевич, под руководством которо-§ го были созданы и в декабре 1837 г. высочайше утверж-Ц дены «Инструкция уездным казначеям» и «Наставле-(§ ние о свидетельстве денежных сумм в уездных казна-48
чействах»1. Это были базовые акты, вобравшие в себя 22! все имевшиеся на то время нормы, и регулировавшие -! работу губернских казенных палат и уездных казна- 8 < чейств. Восстановление порядка на местах, составление : регулярных отчетов для Государственного контроля и | Особых комитетов, начало строительства нового здания для Главного казначейства на территории Петро- | павловской крепости — все это требовало исключительно напряженной работы [9, с. 101, 104-105]. | Е. Ф. Канкрин ценил способности и профессио- ! нализм Д. М. Княжевича — до определенного време- ] ни последний являлся протеже министра финансов. Одновременно Е. Ф. Канкрин был известен властолюбием, нетерпимостью и тем, что являлся убежденным сторонником бюрократического и авторитарного | управления. Служащих министерства финансов он § рассматривал не как сотрудников, а исключительно о как подчиненных [9, с. 105-106]. Министра финансов ^ раздражала самостоятельность и слишком высокая ак- ^ тивность Д. М. Княжевича, они оба не скрывали нали- ^ чие конфликта и демонстрировали обоюдное желание Ч расстаться. Подходящим случаем стал жесткий разго- 1 вор по вопросу об увеличении числа служащих департамента государственного казначейства и их жалова- о нья. Д. М. Княжевич «много и долго убеждал графа ^ Канкрина усилить денежные средства департамента», 1
но министр отказался, как думали чиновники департа- р
мента государственного казначейства, из соображений о
экономии [3, с. 71]. Е. Ф. Канкрин славился скупостью, ^
которую он объяснял бедностью, испытанной им в мо- о
лодости. Став министром финансов, он «с неохотою 1
выдавал деньги», считая, что «в государственном, как §
и в частном быту... разориться можно не столько от О
капитальных расходов, как от ежедневных мелочных |
издержек» [1, с. 14]. Д. М. Княжевич, оскорбившись |
отказом, ушел в министерство народного просвещения, а департамент в тот момент, когда должна была начаться денежная реформа, на которую император и его министр финансов так долго решались, остался без руководителя. Тогда же усилилась мобилизационная составляющая государственной финансовой политики. Все больше средств вкладывалось в армию и пра-= воохранительные структуры государства, денежные Ё средства откупщиков размещались на депозитах в го-| сударственных банках и не превращались в промыш-- ленный капитал, система образования зажималась в тиски цензуры, для поступления в университет был | введен ценз по сословному признаку.
В этих условиях 29 июля 1837 г. директором департамента государственного казначейства по представлению министра финансов высочайше был на! значен А. Г. Кушелев-Безбородко. Выбор был нестан-^ дартным. По своему происхождению и служебной § карьере новый директор департамента государствен-V ного казначейства был исключением, так как принад-g лежал к самым знатным и богатым семействам России f того времени1.
Александр Григорьевич Кушелев-Безбородко ро« дился в 1800 г. В 1816 г. он окончил самое привилегиро-» ванное учебное заведение Российской империи — Цар-J скосельский лицей и сдал экзамен на получение чина ¡| в Петербургском педагогическом институте. К этому | времени утвердился, инициированный М. М. Сперан-8 ским образовательный ценз, в соответствие с которым ¡i «все части государственного служения» требовали Ц «сведущих исполнителей». В 1809 г. был издан указ, предписывавший «производить в чины гражданской ^ службы» на основании «испытаний в науках»2. Сле1 1 РГИА. Ф. 1349. Оп. 3. Д. 1218. Л. 58.
| 2 Полное собрание законов Российской империи: Собрание
| первое: с 1649 по 12 декабря 1825 г. СПб., 1830. Т. 30 : 1808-1809.
i« №. 23771. С. 1054-1057 (далее — ПСЗП).
дуя этому правилу, А. Г. Кушелев-Безбородко в 1817 г. 22! дополнительно прошел курс обучения в Московском -! университете, где ежегодно открывались трехмесяч- 88& ные курсы по специальностям «словесность, юриспруденция, математика и физика». Обучение на них готовило к сдаче квалификационных испытаний особым комитетам, состоявшим из ректора и трех профессоров | [13, с. 81-82]. Успешно пройдя соответствующие испытания в науках, получив степень доктора этико-поли- | тических наук и одновременно чин 8-го класса — кол- < лежского асессора, А. Г. Кушелев-Безбородко начал службу в коллегии иностранных дел1.
Для человека такого происхождения обязательными были также придворная и общественная карьеры. В 1820 г. двадцатилетний А. Г. Кушелев-Безбородко | получил чин камергера, что по Табели о рангах соот- § ветствовало четвертому классу или чину действитель- о ного тайного советника. В 1821 г. он стал почетным 0 попечителем гимназии имени А. А. Безбородко, своего ^ двоюродного деда, и членом Вольного экономическо- ^ го общества, в 1826 г. — членом Главного управления Ч училищ, в 1830 г. — членом Академии наук2. Статус 1 попечителя научно-образовательных и просветительских организаций был обеспечен оказанием А. Г. Ку- 0 шелевым-Безбородко этим организациям значительной финансовой помощи. 1
В 1833 г. А. Г. Кушелеву-Безбородко было поруче- |
но осуществлять «главное наблюдение за хозяйствен- о
ной частью министерства народного просвещения», ^
одновременно он был избран от петербургского дво- о
рянства членом Совета кредитных установлений, в ко- 1
торый входили председатель Государственного совета, §
министр финансов, Государственный контролер и две- О
надцать представителей, избиравшихся дворянством и |
купечеством, по шести от каждого сословия. Функции |
этого института, созданного при содействии министра финансов Д. А. Гурьева в 1817 г. для упорядочения денежного обращения и совершенствования системы кредитных учреждений, заключались в ревизии операций казенных банков, составлении и рассмотрении законопроектов, регулировавших кредитную сферу. » А. Г. Кушелев-Безбородко принимал деятельное уча-= стие в проверке отчетов кредитных установлений, со-= трудничая с Е. Ф. Канкриным. За свою ревизионную | деятельность А. Г. Кушелев-Безбородко по представлению министра финансов получил благодарность от Николая I. На следующий год, в апреле 1834 г. А. Г. Ку-» шелев-Безбородко был назначен управляющим государственным Заемным банком1.
Заемный банк, учрежденный в 1786 г. для расширения кредитования дворянского землевладения, в | первой половине XIX в. являлся основным инструмен-^ том поддержания поместного дворянства путем пре-5 доставления ссуд под залог населенных поместий в за-V висимости от класса губерний [8, с. 142; 2, с. 142]. Пер-1 вая половина 1830-х гг. была временем расцвета этих 1 операций, которые осуществлялись на основании ука за 23 января 1824 г., разрешившего помещикам переча закладывать свои поместья2. В 1833 г. ввиду неурожая » для увеличения ссуд дворянству правительство допол-J нительно выделило 18 млн р. Так же средства Заемного ¡| банка использовались для финансирования крупных | купеческих компаний, что предвосхищало систему ка-8 зенных заказов в эпоху промышленного переворота. ¡i Так как государственный Заемный банк подчинялся « Министерству финансов, А. Г. Кушелев-Безбородко ^ был введен в Совет министра финансов. Эти передви-^ жения по службе способствовали тому, что он получил опыт руководства государственными финансовыми
§ институтами и практические навыки в проведении
ревизий. Внезапный уход Д. М. Княжевича поставил 22! Е. Ф. Канкрина в трудное положение, выйти из кото- -! рого можно было только с помощью знающего особен- 88& ности финансового управления человека, а их в окружении министра финансов к этому времени поды- | скать было трудно — сказывалась кадровая политика министра и особенности его характера [9, с. 106]. |
Для назначения А. Г. Кушелева-Безбородко на должность директора департамента государственного казначейства имелось еще одно основание. В его формулярном списке указано, что А. Г. Кушелев-Безбо- ] родко владел доставшимися ему по наследству 20 тыс. 456 ревизскими душами в Астраханской, Воронежской, Орловской, Петербургской, Полтавской, Подольской, Псковской, Тамбовской и Черниговской губерниях. | Помимо производства товарного хлеба в его имениях § имелись различные промыслы и производства: вино- о курение, сахарные и шелковичные заводы, рыбные ^ ловли, коневодство и овцеводство, суконные и по- ^ лотняные ткацкие фабрики. Они приносили большую ^ прибыль, которая позволила А. Г. Кушелеву-Безбород- Ч ко увеличить состояние. В Херсонской и Смоленской 1 губерниях он приобрел 1114 ревизских душ, мызу в ¿1 Киеве, мызы, производившие мясомолочную продук- 0 цию в Выборгской губернии и Финляндии. Кроме того ^ он владел двумя каменными домами в Петербурге1. 1 Всем этим огромным хозяйством, приносящим ^ ежегодно доход до 900 тыс. р. ассигнациями, А. Г. Ку- о шелев-Безбородко управлял самостоятельно и являлся ^ крупнейшим и весьма успешным предпринимателем. о Навыки управления хозяйством он получил еще в дет- 1 стве, когда находился на попечении своей тетки кня- § гини К.И. Лобановой-Ростовской и жил в ее имении § Полюстрово под Петербургом. Е. Ф. Канкрин, пред- | ставлявший императору А. Г. Кушелева-Безбородко |
как кандидата на должность директора Департамента государственного казначейства, учитывал эти его навыки и способности. В последующем руководя Департаментом государственного казначейства, А. Г. Ку-шелев-Безбородко строго требовал от чиновников бюджетной и кассовой частей составления ведомостей » по «принятой им методе счетоводства по его имени-= ям». Сущность ее состояла в том, что счета сводились Ё в итоговую ведомость на основании частных счетов | о приходе, расходе, наличности, «долгах дебиторов ^ и... кредиторов», все неизменяемые цифры (окладные сборы и суммы по откупам) писались черными, а » изменяемые цифры, например поступления по таможенным сборам, — красными чернилами. Однако скоро А. Г. Кушелев-Безбородко стал вводить все новые и новые формы счетов, как полагали его подчиненные | «ненужные вовсе для службы, но довольно затрудни-^ тельные». При этом директор департамента не учиты-§ вал, что многие из затребованных им ведомостей вообще нельзя было составить, так как сведения с мест по 1 их отдаленности поступали с запозданием и не всегда | полно и верно, а он не имел способов исправить поло жение [3, с. 71-72, 76].
« Обладая огромным состоянием, А. Г. Кушелев-Без» бородко не только никогда «никаких окладов жалоЛ ванья» не получал, но и широко благотворительство¡| вал1. Первыми мероприятиями этого большого барина
на посту директора Департамента государственного
! казначейства был «великолепный обед» для дирек торов всех департаментов Министерства финансов и
« начальников отделений и требование увеличить штат
^ чиновников, на что Е. Ф. Канкрин дал согласие «ско-
^ ро и легко». В результате только счетным частям Деа партамента государственного казначейства прибавка
§ в жалованье составила 85 тыс. р. ассигнациями в год.
« 1 РГИА. Ф. 1349. Оп. 3. Д. 1218. Л. 54об., 58об.
После успешного составления, т.е. убедительного для 22 !
императора покрытия всех расходов в росписях на р !
Вступление А. Г. Кушелева-Безбородко в должность директора департамента государственного казначейства совпало с началом подготовки денежной реформы. В ноябре 1837 г. Государственный со- | вет приступил к ее обсуждению. Дискуссия, в которой § участвовали А. С. Грейг, Н. С. Мордвинов, К. Ф. Друц- ^ кий-Любецкий, М. М. Сперанский и Е. Ф. Канкрин, ^ представившие свои проекты, продолжалась около . двух лет [5, с. 242-243]. Реформа началась в 1839 г. и ^ конечной целью имела утверждение системы сере- Ч бряного монометаллизма. Манифестом от 1 июля 1
Провозглашение серебряного рубля главной мо- ^
нетой Российской империи потребовало пересчета до- .§
ходной и расходной частей государственного бюдже- 1
та. 7 июля 1839 г. прекратилась котировка ассигнаций §
на бирже. После этого на основании доклада мини- |
стра финансов Государственный совет, а затем Нико- |
лай I утвердили дату 1 января 1840 г. как срок завер- |
шения пересчета государственных доходов и расходов на серебро1. «Для переложения всех штатных сумм и других расходов на серебро» 18 июля 1839 г. при Департаменте государственного казначейства была учреждена Комиссия. Ее председателем был назначен А. Г. Кушелев-Безбородко, а управляющим — П. И. Го-2 лубев, который и взял на себя большую часть этой ра-= боты. В комиссию кроме чиновников департамента го-= сударственного казначейства входили представители | от всех министерств и управлений. С октября 1839 г. в i Департаменте государственного казначейства на основании общей инструкции началась работа по исчисле-| нию средств государства с ассигнаций на серебро. Для этого требовалось каждую статью государственных доходов пересчитать в «круглую сумму», так чтобы удобно было ее делить на квартальные и ежемесячные ! части. Вычеты, которые следовали в пенсионный и ин-^ валидный фонды, также пересчитывались так, чтобы £ они делились без долей копейки. При этом следовало соблюдать как интересы казны, так и чиновников, по-g лучавших различные выплаты [3, с. 73-74]. 1 Первым результатом работы комиссии под руко водством А. Г. Кушелева-Безбородко явился пересчет « государственного бюджета на 1840 г. Он составил » 187 млн 431 тыс. рублей на серебро. В июле 1840 г. ди-J ректор Департамента государственного казначейства ¡| получил высочайшую благодарность. Однако комис-| сия продолжала свою деятельность, так как ее членам й приходилось примирять фискальные интересы и тре-¿ бования различных ведомств, пересчитывать штаты « министерств и согласовывать их с министрами, выно-^ сить некоторые, наиболее спорные, вопросы на обсуж-^ дение Комитета министров. Велась кропотливая работа по расчету расходов государства по военным табев
§ лям, вещевому довольствию войск, кормовым деньгам.
Для большей скорости деления сумм, исчисленных в 221
ассигнациях, чиновники изобрели специальную та- -1 блицу, которая помогала быстро делить на 350. В 1842 г. 8« Комиссия завершила работу, а чиновники, выполнявшие расчеты и составлявшие новую роспись государственных доходов и расходов получили по ходатайству А. Г. Кушелева-Безбородко «монаршее благоволение» \ и денежные премии [5, с. 250, 627; 3, с. 74, 77].
Главное казначейство и уездные казначейства в осуществлении денежной реформы непосредственного участия не принимали. Деятельность Главного казначейства определялась тем, что в феврале 1839 г. истек срок погашения выпущенных в январе 1834 г. казначейских билетов. Однако погашение «всего количества оных не могло совершиться», так как они, как | констатировало министерство финансов, оказались § удобны «для оборотов общежития». Казначейству удалось из выпущенных 40 млн «истребить» только А 8 млн 100 тыс., поэтому Государственный совет принял ^ решение «для обмена находящихся. в обращении ^ билетов государственного казначейства, назначить Ч выпуск вновь трех разрядов, каждый в десять милли- 1 онов»1. Проводить эту операцию следовало в Главном казначействе и некоторых казенных палатах. Уездные о казначейства должны были только выдавать по предъявлении билетов причитающуюся сумму наличными 1 деньгами. Выпуск казначейских билетов рассматри- р вался в министерстве финансов и правительстве как ^ мера, направленная на поддержание денежного обра- ^ щения и стабилизацию положения во время реформы о серебряного монометаллизма. Впоследствии билеты 1 отдельных серий, выпущенные в 1840-х гг., ходили и § во второй половине XIX в. К 1855 г. сумма неистребо- | ванных по ним процентов составила 15 млн р., что объ- | яснялось в министерстве финансов тем, что значитель- |
ное количество казначейских билетов погибло в пожаре гостиного двора в Твери. Впоследствии министр финансов П. Ф. Брок 9 млн р. из этой суммы использовал на покрытие нараставшего дефицита, оставив в кассе 3 млн на случай, «если владельцы серий заявят свои требования» [1, с. 161]. » Уездным казначействам в ходе денежной рефор-
= мы отводилась исключительно техническая роль. Они Ё обязывались «производить, по мере находящихся в | них налицо сумм обмены по тому же курсу, в 3 р. 50 к., 5 ассигнаций на серебро и обратно серебра на ассигнации каждому приносителю суммою в одни руки до ста | рублей серебром, ассигнациями же в соразмерности тому». Также казначейства не должны были отказывать в приеме как старых, так и современного чекана российских монет, за исключением «обрезанной, про-| колотой или испиленной»1. Обмен депозитных биле-^ тов и ассигнаций на кредитные билеты в 1844 г. был Ц возложен на специально для этого созданную Экспе-V дицию государственных кредитных билетов и Ком-1 мерческий банк и его филиалы в Москве, Архангель-1 ске, Риге, Одессе, Киеве и Харькове2.
В конце 1830 — начале 1840-х гг. Департамент го-« сударственного казначейства работал дисциплини-» рованно и слажено по правилам, установленным при Л И. И. Розенберге и Д. М. Княжевиче. Первые директо-¡| ра департамента кроме разработки новых формаль-| ных норм службы еще и лично, своим серьезным от-8 ношением к службе подавали пример подчиненным. £ При А. Г. Кушелеве-Безбородко порядок сохранялся, Ц но директор, разительно отличавшийся по происхождению, воспитанию, социальному и материальному ^ статусу от предыдущих директоров, службой тяготила ся. В присутствие он являлся два-три раза в неделю
после полудня, бумаги не читал, подписывал их «на 22! кредит», как говорили чиновники между собой. В су- -! щество повседневной работы казначейского ведомства 88& он не вникал, поэтому его распоряжения подчас при- : водили к серьезным осложнениям в работе Департамента государственного казначейства. Так в 1842 г. по распоряжению Е. Ф. Канкрина в Главном казначействе следовало изыскать свободные денежные средства на сумму 8 млн р. серебром для усиления обеспечения свободного размена кредитных билетов. А. Г. Куше-лев-Безбородко, сознавая значимость этого поручения, лично назначил суммы, некоторые из которых, как оказалось, уже получили «высочайшее назначение» [12, с. 510; 3, с. 74-76]. В целом исполнение А. Г. Куше-левым-Безбородко функций директора Департамента | государственного казначейства, демонстрировавшего § консервативный стиль руководства, соответствовало ожиданиям императора и его министра финансов. А
За шесть лет формального директорства А. Г. Ку- ^ шелева-Безбородко совершенствование казначейской ^ системы, являвшееся важнейшим направлением дея- Ч тельности Департамента государственного казначей- 1 ства, серьезного развития не получило. Указов, регулировавших деятельность казначейских органов, в 0 1837-1843 гг. было подготовлено и утверждено немно- ^ го. Они имели частный характер и лишь дополняли 1 нормативные акты, разработанные при Д. М. Княже- р виче. Так в июле 1839 г. указом Сената уездным стряп- ^ чим, судейским чиновникам, имевшим в числе своих ^ компетенций правовую защиту казенных интересов, о были предписаны «обязанности. свидетельствовать 1 денежные суммы уездных присутственных мест»1. Ле- § том 1840 г., когда многие уезды были поражены неу- | рожаем, Комитет министров на основании доклада | товарища министра финансов Ф. П. Вронченко пред- |
писал отсрочить на два года платеж долгов Главному казначейству по Калужской, Рязанской, Тамбовской и Тульской губерниям и пяти уездам Смоленской губернии. Реализация этого «Положения» возлагалась на казенные палаты и уездные казначейства [5, с. 371]. Неурожай и отсрочка выплат долгов уменьшили дохо-I ды государства. В этих условиях департамент государ-= ственного казначейства не смог предложить ничего £ иного, как эмиссию новых долговых бумаг. По пред-| ставлению департамента именным указом был разре-- шен выпуск новых разрядов казначейских билетов для «подкрепления оборотов государственного казначей-| ства». Выпускались три новые серии на сумму 3 млн р. серебром каждая. Номинал билета был определен в 50 р. серебром «по 4 82/100 процента в год, что составляет по 18 коп. в месяц». Казначейские билеты, как и пре-| дыдущие серии, принимались во все казенные и част-^ ные платежи1. Погашение казначейских обязательств £ предполагалось производить в течение восьми лет, с V выплатой в первые четыре года только процентов, а в следующие четыре года с выплатой ежегодно четвер-| той части2.
В декабре 1843 г. были усилены меры ответственности
^ 1ПСЗВ. СПб., 1841. Т. 15, отд. 1: 1840. № 13690. С. 521; № 13740.
С. 542-543.
§ 2 Там же. № 13383. С. 282-283; № 14045. С. 831.
^ 3 Там же. № 13834. С. 626-627.
чиновников, свидетельствовавших казенные капиталы 2 в провиантских магазинах военного ведомства. Реви- -! зоры должны были в случае «недостатков в казенных 88& капиталах, вещах и имуществах всякого рода» исследовать «причины и обстоятельства», снять показания с «прикосновенных лиц», сделать расчет о размере взыскания с каждого виновного в растрате, а затем представить материалы в уездный суд для вынесения решения о наложении на имущество казначеев секвестра. Также эти материалы следовало представлять губернскому правлению1. Но эти меры не могли остановить набиравший обороты процесс дезорганизации казначейской системы, выражавшийся, главным образом, в том, что отчеты губерний о расходовании государственных средств перестали составляться. | В конце 1843 г. Е. Ф. Канкрин готовился к выходу § в отставку, в Министерстве финансов шло перераспределение высших постов. Окончательно решился А вопрос с кандидатурой нового министра финансов ^ Ф. П. Вронченко. С августа 1839 г. он был назначен на ^ должность товарища министра финансов, а с марта 1840 г. стал членом Комитета министров2. Е. Ф. Кан-крин к этому времени изменил свое отношение к директору Департамента государственного казначейства «по неслужебным обстоятельствам» [3, с. 74]. В январе 1844 г. А. Г. Кушелев-Безбородко получил повеление присутствовать во втором департаменте Сената3. Чиновники департамента государственного казначейства полагали, что это «больше было для него пригодно. В Сенате от него не требовалось никакой работы» [12, с. 510]. Последние годы своей жизни А. Г. Кушелев-Безбородко занимал должность Государственного контролера.
С начала 1840-х гг. появились признаки обширного финансового кризиса, явившегося результатом консервативной политики Е. Ф. Канкрина. Отказ министра финансов иметь в качестве своих ближайших сотрудников инициативных и самостоятельных людей привело к тому, что к руководству государственными финансами пришли функционеры, не способные к эффективному управлению. К их числу принадлежал Ё А. Г. Кушелев-Безбородко, не сумевший распознать и | предотвратить участившееся нарушение норм службы в казенных палатах и уездных казначействах. Формальное руководство А. Г. Кушелева-Безбородко провоци-| ровало дальнейшую дезорганизацию казначейской системы, что, в свою очередь, еще более усугубляло состояние государственных финансов. Эффективность казначейской системы снизилась, предпосылки совер-| шенствования работы департамента государственного А казначейства исчезли. Изменить ситуацию не смогла § даже успешно проведенная реформа серебряного мо-V нометаллизма.
Список использованной литературы
а 1. Божерянов И. Н. Граф Егор Францевич Канкрин, его
^в жизнь, литературные труды и двадцатилетняя деятельность управления Министерством финансов / И. Н. Божерянов. — Л СПб.: Изд. гр. И.В. Канкрина, 1897. — [4], XXIV, 250 с.
,к 4. Кушелев-Безбородко, Александр Григорьевич //
^ Русский биографический словарь / изд. под наблюдени-^ ем пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. — СПб. : Тип.
Й Гл. упр. уделов, 1903. — Т. 9 : Кнаппе — Кюхельбекер. —
§ С. 701-703.
§ 5. Министерство финансов. 1802-1902 [Ист. обзор главЦ нейших мероприятий фин. ведомства]. Ч. 1. — СПб. : Эксперт диция заготовления гос. бумаг, 1902. — X, 640 с.
тета. — 2012. — № 5. — С. 97-106. !
10. Разманова Н. А. Д.