Спросить
Войти

ПРЕПОДОБНЫЙ АНДРЕЙ РУБЛЕВ В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕН

Автор: указан в статье

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Т. П. Тишина

Преподобный Андрей Рублев в контексте времен

В истории изобразительного искусства средневековой Руси нет более яркого и значимого для отечественной культуры имени, чем имя Преподобного Андрея Рублева. Несмотря на то, что о нем написаны книги и статьи, сняты фильмы, в том числе гениальным режиссером Андреем Тарковским, организованы музейные экспозиции и т.д., его имя окружено ореолом таинственности и загадочности. Летописные своды слишком скупы на информацию, слишком немногословны в кратких сведениях и немногочисленных упоминаниях. Хотя жил он, как и мы сегодня, в сложную эпоху перемен и знаковых событий в отечественной истории.

Это было удивительное время - конец XIV- начало XV вв. Время первых ростков национального самосознания русского народа после Куликовской битвы. Она положила конец вековому унижению, физическому и духовному геноциду народа после монголо-татарского нашествия на Русь. Формирование русского централизованного государства происходило в условиях ожесточенной борьбы с внутренними и внешними врагами за элементарное выживание народонаселения. Длительное соперничество Москвы и Твери за главенство в геополитическом пространстве Руси рубежа XIV- XV вв. разрешилось в пользу Москвы. Именно она стала центром собирания русских земель. Во многом благодаря тому, что выступила инициатором объединительной идеи. Идеи, ставшей спасением после вековой раздробленности княжеств, которой воспользовались противники Руси.

Конечно, возвышение Москвы было обусловлено многими факторами. Но нельзя не признать, что немаловажную роль в этом обстоятельстве сыграли такие выдающиеся личности - духовные и светские лидеры той эпохи, как Преподобный Сергий Радонежский, Великий князь Дмитрий Донской, делившие с народом его радости и скорби... Любовь к Богу и Отечеству, христианское смирение, человеколюбие, высокое послушание, «божественный мандат» (как выразился недавно по другому поводу Первосвятитель Патриарх Всея Руси Кирилл) давно отвели им соответствующее высокочтимое место в церковной и светской иерархии, отечественной и мировой культуре.

Вот как описывают летописи любимого народом «первого победителя татар» князя Дмитрия, прозванного Донским: «никто из потомков Ярослава

Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Димитрий, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпаемых в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя «орла высокопарного» в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов и, будучи младенец незлобием, умел с твердостью казнить злодеев. Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних? Но Димитрий, осыпаемый хвалами признательного народа, опускал глаза вниз и возносился сердцем единственно к Богу Всетворящему. Целомудренный в удовольствиях законной любви супружеской, он до конца жизни хранил девическую стыдливость и, ревностный в благочестии подобно Мономаху, ежедневно ходил в церковь, всякую неделю в Великий пост приобщался святых тайн и носил власяницу на голом теле; однако ж не хотел следовать обыкновению предков, умиравших всегда иноками, ибо думал, что несколько дней или часов монашества перед кончиною не спасут души и что государю пристойнее умереть на троне, нежели в келье»...1.

Так называемая феодальная раздробленность, амбиции русских князей, ослабление и конфликтность внутренних связей между русскими землями чуть не поставили точку в развитии русской цивилизации еще в XII - XIII вв. Падение Киева - «матери городов русских», разграбленного и сожженного в XII в. после поражения русских войск в битве при Калке обернулось для Руси многовековой зависимостью от Золотой Орды, сделало невозможным функционирование Киева как центра древнерусского государства. Центр переместился во ВладимироСуздальское княжество, куда была вывезена из Киева святыня икона Владимирской Богоматери (типа Елеус - Умиление) византийского письма. Именно во Владимире она получила свое сегодняшнее наименование - Владимирская. Соперничество Владимира и Суздаля с Новгородом Великим, убийство боярами князя Андрея Боголюбского не могли не ослабить Владимиро- Суздальское княжество. К концу Х!У в. инициатива переходит к Московским князьям.

Московское зодчество XIV в. ориентировано на архитектуру Владимирского княжества, что вполне естественно по законам преемственности. Кремль XIV - XV вв. отстраивался как «белокаменный» (слово осталось на века) из материала, привозимого с берегов рек Оки и Клязьмы. Из такого же камня сооружены храмы Владимира и Суздаля. Кроме Московского Кремля, в это время отстраивается собор Успения Богоматери в Звенигороде, Троицкий собор Спасо-Андрониковского монастыря в Москве, с ними также связано имя Преподобного Андрея

- 1. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., ЭКСМО, 2009. С.381.

Рублева. Возникает потребность в мастерах иконописи и фресковой живописи, которые получают новый импульс для развития. Приглашенный из Византии Феофан, прозванный Греком, активно работает в Москве и Великом Новгороде, с равным успехом занимаясь монументальной живописью и иконописью. Он принес в храмовую живопись Руси исихастическое напряжение образов святых, внутреннее горение духовных сил, запечатленное в образах «столпников», Мельхиседека, росписях «уличанских» (построенных на деньги прихожан одной улицы) храмов Новгорода Великого (например, в церкви Христа Спасителя на Ильине улице). Его почерк узнаваем в некоторых иконах соборов Московского Кремля. Особую экспрессию ему придают «движки» (графические удары кистью- «пробела») на ликах святых.

Хотя Феофан Грек был старше инока Андрея Рублева, и Андрей не мог не знать его работ, тем более они вместе работали в Кремле, удивительно, что молодой иконописец не попал под влияние манеры зарубежного мэтра, что было бы естественно в порядке ученичества. Он пошел своим путем в искусстве, создав свой неповторимый, глубоко национальный по форме, духовному содержанию язык христианской живописи, созвучный эпохе.

О личности Преподобного Андрея Рублева почти ничего неизвестно. Единственная датированная работа знаменитая «Троица» (1408 г.). Место погребения - Спасо-Андрониковский монастырь в Москве, могила не сохранилась, но на территории монастыря действует Музей древнерусского искусства имени А. Рублева. Как инок Андрей упоминается в «компании» с Феофаном Греком в летописных записях о работах художников в Кремле. Также его имя встречается в «компании» с Прохором из Городца на работах в Звенигороде, в группе с Даниилом Черным при росписи собора Успения во Владимире. Вот как об этом пишут в летописях: «В сие время Москва славилась иконописцами, Симеоном Черным, старцем Прохором, городецким жителем Даниилом и монахом Андреем Рублевым, столь знаменитым, что иконы его в течение ста пятидесяти лет служили образцом для всех иных живописцев. В 1405 г. он расписал церковь Св. Благовещения на дворе великокняжеском, а в

1408 г. соборную Св. Богоматери в Владимире, первую вместе с греком Феофаном и с Прохором, а вторую с Даниилом»...2.

Эта информация подтверждается другими летописными источниками: «в 1405 году расписывали церковь Благовещения на княжом дворе иконник Феофан Грек, Прохор из Городца, да чернец Андрей Рублев. Под

1409 годом говорится о расписании церкви Богородицы Владимирской мастерами Даниилом иконником и Андреем Рублевым. Они же расписали церковь Троицкую над гробом св. Сергия, церковь в московском Андрониковом монастыре»3.

- 2. Карамзин Н.М. Указ. соч. С.414.

- 3. Соловьев С.М. Об истории древней России. М., Просвещение, 1992. С.191.

На сводах Успенского собора во Владимире в ликах апостолов из сцены «Страшного суда» уже угадываются сугубо «рублевские» черты в трактовке лиц, фигур и колорита. Кстати, сейчас эти фрески опять нуждаются в реставрации.

Такая скупость сведений о личности художника в летописях вполне понятна: художник - иконописец - чаще всего монах, служит Богу, а не собственным амбициям, как некоторые «деятели» современного искусства, занятые «пиаром» собственной бездуховности.

Летописи молчат о родителях и происхождении Преподобного Андрея Рублева. Скорее всего, судьба мальчика, оказавшегося в окрестностях Москвы в столь лихое время, была трагична. Это было время бесконечных «моров», эпидемий, выкашивавших в одночасье целые деревни. Деревянная Москва постоянно горела и отстраивалась заново после набегов Мамая, Тохтамыша, Эдигея. Они не прекратились даже после Куликовской битвы и окончательно исчезли только при правнуках Дмитрия Донского.

Исследователи предполагают, что, оставшись сиротой, юноша нашел поддержку и покровительство в Троице-Сергиевой лавре. Преподобный Сергий со свойственной ему кротостью и лаской благословил инока, а Даниил Черный стал наставником в ремесле иконописца. Преподобный Сергий, говорится в житии его, «принимал всякого в монастырь, и старых, и молодых, и богатых, и бедных, и всех постригал с радостию; племянника своего Иоанна (Феодора) преподобный постриг, когда тому было 12 лет. Сначала в монастырях каждый инок имел свое особое хозяйство; но с конца XIV века замечаем старания ввести общее житие; так, оно было введено в Троицкий Сергиев монастырь еще при жизни самого основателя: распределили братию по службам: одного назначили келарем, другого

- подкеларником, иного казначеем, уставщиком, некоторых назначили трапезниками, поварами, хлебниками, больничными служителями, все богатство и имущество монастырское сделали общим, запретили инокам иметь отдельную собственность...4. Именно преподобный Сергий благословил князя Димитрия накануне Куликовской битвы, прислав ему грамоту: «чтоб еси, господине, таки пошел, а поможет ти бог и святая богородица»5. В той страшной битве, как пишут летописи, кровь лилась рекой на десять верст с обоих противоборствующих сторон, из четырехсот тысяч воинов у Димитрия осталось всего сорок тысяч, сам князь был ранен и чудом остался жив. Погибли монахи Троицкого Сергиева монастыря Пересвет и Ослябя, принявшие бой первыми.

Историк Соловьев, высоко оценивая геополитическое значение Куликовской битвы, пишет: «Летописцы говорят, что такой битвы,

как Куликовская, еще не бывало прежде на Руси, от подобных битв

- 4. Соловьев С.М. Указ. соч. С.193-194.

- 5. Там же. С.173.

давно уже отвыкла Европа. Побоища подобного рода происходили и в западной ее половине в начале так называемых средних веков, во время великого переселения народов, во время страшных столкновений между европейскими и азиатскими ополчениями: таково было побоище Каталонское, где полководец римский спас Западную Европу от гуннов; таково было побоище Турское, где вождь франкский спас Западную Европу от аравитян, но восточная ее половина надолго еще осталась открытою для их нашествий; здесь в половине !Х века образовалось государство, которое должно было служить оплотом для Европы против Азии; в XIII веке этот оплот был, по-видимому, разрушен; но основы европейского государства спаслись на отдаленном северо-востоке; благодаря сохранению этих основ государство в полтораста лет успело объединиться, окрепнуть - и Куликовская победа послужила доказательством этой крепости; она была знаком торжества Европы над Азиею; она имеет в истории Восточной Европы точно такое же значение, какое победы Каталонская и Турская имеют в истории Европы Западной, и носит одинаковый с ними характер, характер страшного, кровавого побоища, отчаянного столкновения Европы с Азиею, долженствовавшего решить великий в истории человечества вопрос - которой из этих частей света восторжествовать над другою? Таково всемирно-историческое значение Куликовской битвы; собственно в русской истории она служила освящением новому порядку вещей, начавшемуся и утвердившемуся на северо-востоке»6.

Основные работы Преподобного Андрея Рублева в монументальной живописи широко известны и неплохо изучены - это иконостасы Благовещенского и Троицкого соборов в Москве, упомянутые фрески храма Успения на Городке и Успенского собора во Владимире. Его образы Звенигородского чина, отличающиеся монументальностью образов и зрелым мастерством часто приводят как пример «высокого иконостаса».

Но безусловным шедевром является икона «Троица», вызвавшая огромное количество подражаний, но оставшаяся непревзойденной по духовному содержанию и смыслу7. Тихая молитва, молчаливый призыв к единению и миру делают эту икону актуальной и в наше время, когда славянский мир толкают в пучину конфликтов и конфронтаций.

Как писали «Троицу» до Рублева, известно. Иллюстрируя легенду о явлении патриарху Аврааму и жене его Сарре трех ангелов, возвестивших скорое чудесное рождение Саррой сына, художники рисовали среднего ангела довлеющим над двумя остальными, превосходящим их. Это соответствовало рассказу о том, что Бог спускался на землю в сопровождении, так сказать, рядовых чинов ангельского лика.

Преподобный Андрей Рублев отходит от принятых норм. Он мыслит

- 6. Соловьев С.М. Указ. соч. С.174.

- 7. Alpatov M.V. Treasures of Russian art in the 11 th-16 th centuries.Painting. Альбом. Издательство «Аврора». Ленинград, 1971. табл.116, 117, 118, 119.

образами как новатор. Задолго до окончательного воплощения замысла в ясных красках иконы Рублев должен вдруг «увидеть» трех ангелов, явившихся на землю не только для возвещения пожилой чете Сарре и Аврааму благой вести о рождении у них сына, а для того, чтобы научить людей искоренять вражду, обретать дружеское согласие отказом от корысти, готовностью к самопожертвованию.

Для его иконы мелочные подробности созданных ранее «Троиц» были не нужны. Рублев без колебания опустил чудесные обстоятельства появления божества, отказался от изображения Авраама с Саррой, пиршественных яств, сцены с закланием агнца. Он лишь намекнул на место действия, показав мамврийский дуб и палаты патриарха. Сознательно порвав с традицией, художник выделял основное - образы трех духовно единых существ, склоняющихся перед чашей - символом смертной чаши, которую во имя рода человеческого готов испить Христос, показанный в средней фигуре. В «Троице» мастер гениально решил недоступную ранее никому задачу, выразив геометрическую линию ритмичным движением самих фигур. На какого бы ангела не смотрел зритель, взор его невольно будет скользить к соседнему, следуя за наклоном голов и фигур. Преподобный Андрей Рублев, подчиняясь могучей жизненности найденного приема, вышел из рамок плоскостного решения темы. Естественные движения ангелов придают «Троице» своеобразную перспективность (перспективы в нашем значении слова иконопись не знала), вся группа выглядит сферичной, уходящей в глубь доски и выступающей из нее. Преподобный Андрей Рублев не «прорисовывал» и не «процарапывал» грунт картины, как часто делали другие мастера, сначала нанося на левкас рисунок, а затем уже покрывая его краской. Абсолютная уверенность в собственной технике позволяла ему писать краской сразу. Тем поразительней, как безошибочно выбраны и соединены Рублевым цвета, выражающие движение линий, как сливаются гармония рисунка и колорита. Рублев безупречно владел искусством чистых нежных тонов, их тонкого сочетания. Художник в самом центре картины положил звонкую синеву ляпислазури рядом с тяжелым, сочным темно- вишневым цветом, создал яркий цветовой контраст одежд Христа, определяемый самой решительностью характера образа, волевой устремленностью к искупительной жертве. Это поистине диалектика цвета! И ей сознательно подчинены цвета одежд боковых ангелов. Предметность цвета, его скольжение и завершение в аккорде центра равных себе в живописи эпохи не имеют, как не имеет равных по глубине философской мысли сама картина, хотя она писалась как икона. Божество Рублева обрело зримые черты, переживания и чувства человека, а сама икона зазвучала гимном жизни. Жизни, где счастье и горе, радость и печаль, раздумье и действие, бытие и смерть - все нераздельно, все прекрасно, как вечное, отрицающее само себя движение. Прометеева любовь к людям, родной земле воспламенили душу художника. Это был духовный подвиг, в самом высоком, самом светлом значении слова.

Преподобный Андрей Рублев жил в XV столетии задолго до таких мыслителей и живописцев, как Микеланджело, Рафаэль и Леонардо да Винчи. Нельзя не обнажить голову перед пытливым московским монахом, который более шестисот лет назад сумел сохранить во всех тяжких испытаниях, среди мерзости и гнусности своего времени полное доверие к жизни и к будущему. Нельзя не гордиться тем, что имя Андрей Рублев - русское имя.

Значение искусства Преподобного Андрея Рублева для судеб русской культуры трудно переоценить. Возникла целая «рублевская школа» в иконописи, миниатюре. Появился вновь и обрел сугубо «рублевские» черты в изобразительном искусстве Древней Руси славянский тип православных святых. До этого мы его видели только в мозаиках Св .Софии в Киеве, выполненных византийскими и русскими мастерами. Для этого типа изображений характерны округлые, (почти шарообразные по рисунку) светловолосые головы со светлыми, порой круглыми, как горошинки, глазами. Мягкие контуры силуэтов, неторопливый ритм движений и жестов, лиризм и спокойная созерцательность. Мир и согласие персонажей. Колористические новации в живописи. Подбор цветовой гармонии холодных и теплых тонов, прозрачность красочных слоев, просвечивание одного слоя сквозь другой. Таких нюансировок не знала средневековая Европа. Живопись Преподобного Андрея Рублева уже говорила языком Ренессанса, но говорила по-русски.

Кому-то покажется парадоксом, но 30 июля 1918 г. на заседании Совнаркома руководитель государства того времени В.И. Ленин поставил свою подпись под списком выдающихся людей прошлого, чьи имена новая власть хотела увековечить. В этом списке среди имен художников первым было имя Преподобного Андрея Рублева.

В наше время, когда жизненное пространство вновь теряет гармонию, распадаясь на конкурирующие «куски», воюющие группировки, растет угроза тотальных конфликтов, льется кровь невинных в разных уголках планеты, полезно чаще обращаться к «Троице» Преподобного Андрея Рублева с древним, как мир, молитвенным словом: «Спаси, Господи!» И да будет услышан этот призыв к миру.

Литература

Н.М. Карамзин. История государства Российского. М., ЭКСМО, 2009, 1020 с.

С.М.Соловьев. Об истории древней России. М., Просвещение, 1992. 544 с.

M.V. Alpatov. Treasures of Russian art in the 11 th-16 th centuries.Painting. Альбом. Издательство «Аврора». Ленинград, 1971. 286 с.

АНДРЕЙ РУБЛЕВ ИКОНА ДРЕВНЯЯ РУСЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОЕ ИГО
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты