Спросить
Войти

Императрица Ариадна и византийский двор конца v - начала VI вв

Автор: указан в статье

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33

УДК 94(4951.01

ИМПЕРАТРИЦА АРИАДНА И ВИЗАНТИЙСКИЙ ДВОР КОНЦА V - НАЧАЛА VI ВВ.

Ю.Ю. ЧУЕВА

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

В статье рассматривается история жизни и место в большой политике константинопольской императрицы Ариадны -жены (последовательно) императоров Зенона и Анастасия. Автор строит свой анализ преимущественно на главном источнике - «Панегирике Анастасию» Присциана Грамматика, близкого к придворным кругам начала VI в.

e-mail: skachkowa@mail.ru

Императрица Элия1 Ариадна была старшей дочерью императора Льва I и его жены Верины, и родилась за некоторое время до того, как Лев стал императором в 457 г.1 2 В 468 г., когда Лев был в поисках союзников для поддержки в его борьбе против полновластного варвара, магистра обеих служб (magister utriusque militia) Аспара, он выдал Ариадну замуж за Зенона, исавра, который занимал должность комита доместиков.3 У Ариадны и Зенона появился сын, Лев, который последовал за своим дедом в качестве императора, когда Лев I умер в 474 г. После своего воцарения юный император, по совету своей матери Ариадны, короновал своего отца Зенона в качестве соправителя.4 Немного времени спустя после этого события Лев умер, и Зенон стал единственным императором.

Правление Зенона не оставалось долго безмятежным. В 475 г. он столкнулся с восстанием Василиска, брата Верины, который оказался вовлечен в заговор против своего племянника.5 Зенон был вынужден отправиться в изгнание на свою родину в Исаврию, куда Ариадна сопровождала его.6 Но Василиск оставался у власти лишь короткое время. В 476 г. Зенон и Ариадна с триумфом возвратились в Константинополь. Хотя Василиск и его жена были со временем убиты, Ариадна вступилась за спасение жизни их сына, которому было разрешено вступить в церковь.7

Правление Зенона продолжилось беспокойно. В 479 г. Маркиан, муж сестры Ариадны, Леонтии, поднял мятеж против Зенона. Верина, по-видимому, была снова вовлечена в мятеж, и после его подавления она была выслана в Исаврию Зеноном по совету влиятельного исаврийского магистра оффиций Илла. Из своей ссылки Верина посылала письма Ариадне, прося напомнить о ней. Ариадна взывала к Зенону, который, в свою очередь, отослал ее к Иллу. Магистр оффиций отказался рассмотреть вопрос об освобождении Верины из ссылки, вопрошая Ариадну, что если она хочет свою мать, не хотят ли

1 Имя Элия, присущее как Верине, так и Ариадне, а также жене узурпатора Василиска, упоминается в источниках как присущее Феодосиевой династии. Изначально Флакцилла, которая потом стала женой императора Феодосия I, имя Элия становится титульным и присущим всем императрицам Феодосиева дома. См.: Holum K. Theodosian Empresses. Women and Imperial Dominion in Late Antiquity. Berkeley, 1982. P. 22.
2 В 479 г. Маркиан оправдывал свой мятеж против императора Зенона тем, что его жена Леонтия, сестра Ариадны, родилась, когда Лев был императором, в то время как Ариадна родилась до того, как Лев облачился в пурпур (Theophan. AM 5971).
3 О ранней карьере Зенона и о свидетельствах датировки его брака см.: Baynes N. The Vita S. Danielis Sty-litae // English Historical Review. 40. 1925. P. 397-402.
4 Феофан (АМ 5966) сообщает, что и Верина, и Ариадна поддержали воцарение Зенона. Иоанн Малала (378) говорит, что Ариадна одна поддержала его коронацию.
5 Верина, кажется, предполагала свергнуть Зенона и сделать императором своего любовника Патрикия. Однако, Василиск, который был вовлечен в заговор, перехитрил свою сестру и сам провозгласил себя императором. Патрикий же был убит (Иоанн Антиох., фр. 210).
6 Есть две версии изгнания Ариадны из Константинополя. Иоанн Малала (378) говорит, что Ариадна тайно бежала от своей матери, желая соединиться со своим супругом. Феофан (АМ 5967) объявляет, что Зенон взял Ариадну и снабжался ее деньгами в ссылке. Оба сообщения согласны в том, что Ариадна сыграла важную роль в утверждении прав Зенона на трон.
7 Непопулярность Василиска в значительной степени вытекает из его религиозной политики. Он был монофизитом и издавал указы, осуждающие Халкидонский собор (Evagr. HE. III, 4). Сообщения о ссылке Василиска и его смерти можно найти в большом количестве источников, включая Анонима Валезия (9,43), Мар-целлина Комита (476), Евагрия (III. 8). О судьбе его сына см.: Theophan. AM 5969.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33

45

они короновать еще одного императора, чтобы противостоять Зенону. Ариадна затем, кажется, возвратилась к Зенону и предъявила ему ультиматум: Зенон должен сделать выбор между нею и Иллом. Зенон ответил, что он будет приветствовать любые действия, которые она может предпринять, чтобы избавиться от власти Илла. Результатом всей этой истории стала попытка убийства Илла в 481 г.8 Хотя заговор был раскрыт, Илл, похоже, чувствовал, что ему будет лучше покинуть Константинополь. Зенон назначил Илла военным магистром Востока, и он покинул столицу, отправившись на восток. Илл открыто восстал против Зенона в 484 г. и соединился с Вериной, которая объявила Илла союзником императора Леонтия. Их претензии на власть рухнули, и Верина умерла некоторое время спустя, во время восстания. Через несколько лет после ее смерти Ариадна привезла ее тело в Константинополь и поместила в гробницу9.

Когда Зенон умер 9 апреля 491 г., Ариадна получила свой шанс на «сотворение императора». Она сама показывала себя как намного более хитрого знатока мужчин, чем ее мать Верина. На следующий день после смерти Зенона, после того, как народ и солдаты собрались на ипподроме, Ариадна появилась перед толпой в кафизме в сопровождении патриарха Евфимия. Народ приветствовал августу и потребовал православного императора. В ответ Ариадна объявила, что она приказывает чиновникам и сенату выбрать христианского императора, наделенного всеми имперскими доблестями. Войско должно было утвердить выбор, а само избрание должно было иметь место в присутствии патриарха и святых евангелий. Толпа затем потребовала сместить префекта города. Ариадна ответила, что она ожидала такого их желания, и что Юлиан должен быть назначен префектом. Императрица затем покинула ипподром, и чиновники и сенаторы заспорили о том, кто должен наследовать Зенону. Когда они были не в состоянии достичь согласия, препозит священного кувикула Урбикий поддержал идею о том, что выбор должен остаться за Ариадной. Вызванная чиновниками Ариадна объявила императором силен-циария Анастасия. Он был коронован патриархом 11 апреля 491 г. и вступил в брак с Ариадной вскоре после 20 мая10 11.

Военные дела преобладали в течение первой половины правления Анастасия, и Ариадна исчезает из источников вплоть до сообщений о религиозных спорах 511 и 512 гг. Немногочисленные сообщения об императрице в этом контексте утверждают, что Ариадна симпатизировала халкидонитам. В то время, когда император пытался избавиться от патриарха Македония, мы знаем, что Ариадна и определенное количество важных сенаторов были встревожены нападками на патриарха11. Когда халкидонский монах св. Сава прибыл в Константинополь зимой 511-512 г., он посетил Ариадну, благословил ее и призвал ее хранить веру ее отца Льва. Ариадна ответила, что он говорит истину, если только Анастасий ее услышит12. В конце концов, во время беспорядков, связанных с Трисвятым в 512 г., когда Анастасий бежал во Влахерны, мы знаем, что Ариадна серьезно призывала его к ответу за его поведение13. Мы затем больше не слышим об императрице вплоть до упоминания о ее смерти в 515 г.14

Как и в случае с Панегириком в адрес ее мужа Анастасия, краткий энкомий Прис-циана в адрес императрицы не дает новых деталей в дополнение к известным фактам о жизни Ариадны: он рассказывает фактически только о ее выборе Анастасия в качестве преемника Зенона. Как видим, панегирист озабочен тем, чтобы представить образ императора по необходимости в конкретном наборе обстоятельств и только то, что будет воз8 Детали об изгнании Верины, ссоре Ариадны с Иллом и попытке убийства описаны Иоанном Малалой (387) и Феофаном (АМ 5972).

9 Лучшее сообщение о восстании Илла и участии в нем Верины можно найти в кн.: Brooks E.W. The Emperor Zeno and the Isaurians // English Historical Review. 8. 1893. P. 222-230. О смерти и погребении Верины см. Theophan. AM 5975; Ioh. Malal. 389; Ioh. Antioch. 214.6, 214.12.
10 Полное описание событий, которые привели к провозглашению Анастасия и его коронации, сохранилось у Константина Багрянородного в De cer. I, 92. См. также: Boak A.E.R. Imperial Coronation Ceremonies of the Fifth and Sixth Centuries // Harvard Studies in Classical Philology. 30. 1919. P. 37-47; Brightman F.E. Byzantine Imperial Coronations // Journal of Theological Studies. 2. 1910. P. 359-392.
11 Theophan. AM 6004.
12 Cyril. Scyth. Vita Sabae 53.
13 Theophan. AM 6005.
14 Marcell. Com. 515; Victor Tonn. 515; Theophan. AM 6008.
46

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33

величивать императорский престиж. Служа своей цели, Присциан, поддерживая Анастасия, созывает образ императрицы, который не только определяется обстоятельствами, но и служит образом, который использует общепринятые представления о природе роли и власти императрицы.

В поздней империи императрица определялась как разделяющая часть государственной власти императора. Концепция разделения властей отражалась на монетах и в произведениях искусства, на которых иконография императрицы становилась идентичной с образом императора с тех пор, как оба они стали изображаться с императорскими регалиями, диадемой и палудаментом. Даниил Стилит предсказал, что «Христолюбивая Ариадна должна царствовать над империей, благодаря ее истинной вере в Бога своих предков», и потому, что Анастасий должен править, руководствуясь той же идеей15. Тем не менее, хотя императрица может править, она не должна управлять. В своей императорской власти она пассивна; ее роль заключается в утверждении легитимности через брак и в рождении наследников, в династизме. Этой династической роли и была исключительно адресована ее религиозность. С триумфом христианства получила развитие идея о том, что императрица, благодаря ее доблести и благочестию, проявляет себя в милосердии, церковном строительстве и почитании реликвий, помогает обеспечить Божественное покровительство для империи16.

Многие императрицы поздней империи приспосабливали этот концепт к своей императорской роли. Некоторые, благодаря своим личным качествам, энергии и обстоятельствам, были в состоянии преодолеть взгляд о том, что их власть была равна, но заключалась в отличных от императора сферах, и транслировала их скрытую власть в активное влияние, так что они принимали участие в формировании политики и в управлении империей. Пульхерия, девственная сестра Феодосия II, управляла делами империи в такой значительной степени в его правление, и после его смерти она вступила в брак, а затем короновала его преемника Маркиана17. В той же мере важной и влиятельной была София, жена императора Юстина II, и она также выбирала преемника на трон18. Благодаря обстоятельствам смерти Зенона, не оставившего признанного наследника, Ариадна также имела возможность опыта своей власти в выборе следующего императора и в утверждении его положения путем брака. Но по некоторым причинам, возможно, из-за отсутствия амбиций или из-за неудачного примера своей матери, возможно, благодаря уверенности в действенности своего выбора19, Ариадна, двигаясь затем вперед к полноте своих династических полномочий, кажется, осталась в тени после провозглашения Анастасия20.

Поэт озабочен установлением легитимности правления Анастасия, а актуальное политическое влияние Ариадны и ее деятельность были для него не важны. Панегирист прежде всего интересуется не историческими сообщениями о событиях, а событиями как символами, и свершениями ее примечательной династической и религиозной ролей; византийская императрица была мощным символом божественной санкции императорской власти. Таков символ, каким Ариадна изображается в искусстве того периода. Два диптиха показывают Ариадну как образ императорской власти, окруженный символами триумфа и величия, куполообразным балдахином, орлами, лавровыми ветвями, императорскими регалиями диадемой и вышитым палудаментом с жемчугом, скипетром и шаром,

15 V. Dan. Styl. 92.
16 О концепции разделенной власти, развитии иконографии императрицы в поздней империи и о религиозной роли императрицы см.: Holum K. Theodosian Empresses. Women and Imperial Dominion in Late Antiquity. Berkeley, 1982. P. 21-44.
17 Детальное сообщение о карьере Пульхерии дано К. Холумом: Holum K. Theodosian Empresses. Women and Imperial Dominion in Late Antiquity. Berkeley, 1982. P. 79-111, 217-228.
18 О Софии см.: Cameron Av. The Empress Sophia // Byzantion. 45. 1975. P. 5-21.
19 Ариадна была, по-видимому, хорошо знакома с Анастасием до того, как она выбрала его в качестве императора (Zachar. Rhet. HE. VII, 1).
20 Есть достаточно большое количество историй, утверждающих, что Ариадна фактически имела незначительное влияние на своего мужа. Ее родственник Диогениан был сослан Анастасием (Theophan. AM 6011). Анастасий, по-видимому, отказал просьбе Ариадны о том, чтобы Анфимий был сделан префектом претория (Ioh. Lyd. De Mag. III, 50). Расположение Ариадны к патриарху Македонию не смогло предотвратить его смещение и ссылку (Theophan. AM 6004).

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33

47

увенчанным крестом («державой»)21.

Присциан не имеет прецедента в представлении императрицы как символа императорской власти в риторической традиции императорского панегирика, который предписывал упоминать императрицу только как отражение доблестей супруга и их отношения как свидетельство умеренности императора22. То, что Присциан воздает хвалу Ариадне как отдельному лицу и отходит от традиции своего жанра в области такой похвалы -неожиданно и представляет собой выдающуюся позицию в панегирике, апробирующую (и отражающую) растущую роль императрицы как символа, который поэт хочет использовать в поддержку императорского права на власть.

Присциан не дает нам словесного эквивалента диптихов и описывает украшенную драгоценными камнями императрицу в дворцовой обстановке. Взамен визуальных символов власти, Присциан показывает две роли, которые дают символ ее законности и силы. Он напоминает аудитории о династической власти императрицы, которую Ариадна использует, выбирая Анастасия в императоры (Pan. 303). Он затем напоминает о религиозной роли в помощи обеспечению поддержки его воцарению, восхваляя доблести Ариадны и славя ее благочестие (Pan. 305-306). Лишь одна строка одного места что-то напоминает о влиянии диптихов (Pan. 302). Описывая Ариадну как участника и причину событий в первой строке похвалы в ее адрес, Присциан придает Ариадне некоторую статичность и неизменное качество диптихов вместе с ощущением ее положения как отдельного от императора и выше остального человечества.

Язык Присциана в большей части пассажа в похвалу Ариадне отражает некую двусмысленность, присущую положению императрицы, которая имеет власть, но которая, в теории, в любом случае, не транслируется в реальное управление. Присциан выбирает сильные слова для описания выбора Ариадной Анастасия в качестве императора (Pan. 303), но в дальнейшем, как показывает ее выбор, Ариадна поручает мир и самое себя своему мужу. Ариадна обнаруживает не только доблести целомудрия и благочестия, присущие императрице23, но также и мужские доблести предвидения, которые позволяют ей преодолеть ограниченные возможности своего пола к выгоде для римского мира (Pan. 305-308).

Подобно таким императрицам как Пульхерия и София, Ариадна не кажется имеющей преимущество амбивалентной роли императрицы, выражающей ее скрытую власть и трансформирующей ее в открытое влияние на религиозные и политические дела. Ее карьера, как следствие, была менее впечатляющей, чем у них, ее имя менее известно потомкам. Тем не менее, из слов Присциана в ее честь мы можем увидеть возможности императрицы как символа императорской власти.

EMPRESS ARIADNE AND BYZANTINE COURT AT END OF V - EARLY VI CENT. A.D.

Yu.Yu. CHUEVA

Belgorod National Research University

The article discusses the history of life and a place in politics Constantinople Empress Ariadne - wife of Emperor Zeno and later - Anastasius. The author bases his analysis mainly on the main source - "Panegyricus to Anastasius" by Priscian Grammar close to court circles beginning of the VI cent.

e-mail: skachkowa@mail.ru

21 Два диптиха очень похожи на их описание императрицы, хотя на одном из них, Вьеннском, Ариадна изображена сидящей, а на другом, флорентийском, она стоит. Диптихи и их символизм исследованы в кн.: Delbrueck R. Die Consulardiptychen und verwandte Denkmaler. Berlin, 1929. Nos. 50, 52; Volbach W.F. Elfen-beinarbeiten der Spatantike und des fruhen Mittelalters. Mainz, 1976. Nos. 51, 52; Age of Spirituality. Late Antique and Early Christian Art, Third to Seventh Century / ed. K. Weitzmann. New York; Princeton, 1979. P. 31-32; MacCor-mack S. Art and Ceremony in Late Antiquity. Berkeley, 1981. P. 257-258.
22 Ст. 301-308.
23 О доблестях императрицы см.: Holum K. Theodosian Empresses. Women and Imperial Dominion in Late Antiquity. Berkeley, 1982. P. 50-58.
АРИАДНА ИМПЕРАТРИЦА ПРИСЦИАН ЗЕНОН АНАСТАСИЙ ВИЗАНТИЯ ariadne empress priscian zeno
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты