Спросить
Войти

Создание агентурной сети органами государственной безопасности советской России в 1917-1922 гг

Автор: указан в статье

CREATING A NETWORK OF AGENTS OF THE STATE SECURITY ORGANS OF SOVIET RUSSIA IN 1917-1922 Mayshev Sergey Evgenyevich, PhD of Historical sciences, Associate Professor, Chair of Civil and Criminal Law, Russian State Social University (branch), Pyatigorsk E-mail: mayschev.sergej@ya.ru

The article highlights the issues of formation and development of methods of work with agents of the state security organs of Soviet Russia, goals and objectives intelligence network during the Civil War. Keywords: political control; public safety; agents; secret agents; Extraordinary Commission.

УДК 930

Майшев C.E., 2015

МАИШЕВ Сергей Евгеньевич, кандидат исторических наук, доцент, кафедра Гражданского и уголовного права, Российский государственный университет (филиал), Пятигорск

mayschev.sergejigiya.ru

СОЗДАНИЕ АГЕНТУРНОЙ СЕТИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПА СНОСТИ СОВЕТСКОЙ РОССИИ В 1917-1922 ГГ.

В статье освещаются вопросы становления и развития методов работы с агентурой органами государственной безопасности Советской России, цели и задачи агентурной сети в годы гражданской войны.

Трансформация марксисткой теории в первые годы существования советского государства с созданием регулярной армии и политического сыска привели к осуществлению тотального политического контроля, причем по отношению не только к "контрреволюционным слоям". В.И. Ленин, выступая на IV конференции губернских ЧК, говорил: "Без революционного насилия, направленного на прямых врагов рабочих и крестьян, невозможно сломить сопротивление эксплуататоров. А с другой стороны, революционное насилие не может не проявляться по отношению к шатким, невыдержанным элементам трудящейся массы" [1,117]. Данное высказывание, по сути, определяло широчайший объем и масштабы контроля. М.Я. Лацис, один из руководителей ВЧК и один из первых популяризаторов ее деятельности, отмечал: "...контрреволюционны целые классы...необходимо учредить наблюдение ...за всею крупной и мелкой буржуазией ... есть еще контрреволюционеры по недоразумению, по незнанию, по темноте. Таковы иногда крестьянские массы и отдельные рабочие" [2,15].

Подобные заявления подчеркивали необходимость контроля над довольно большой массой населения. Государство должно было и стремилось знать абсолютно все обо всех процессах, происходящих в стране, вплоть до культурной, духовной сферы. Тот же М.Я. Лацис отмечал: "...Мы должны знать каждого бывшего царского сановника, генерала, жандарма и полицейского, каждого помещика, фабриканта, банкира и духовника. Мы должны знать, чем заняты они, эти люди из другого мира". А поскольку, с его точки зрения, деятельность данных "контрреволюционных сил" опиралась на "прежнее офицерство, студенчество", разночинцев, политический сыск должен был контролировать и их, учреждая "внутренне наблюдение за всеми советскими учреждениями в тылу и на фронте" [3, 277, 279]. Забегая вперед, скажем, что организация политического контроля с упором на вышеприведенные формы, позволила Лацису уже после окончания гражданской войны отметить: "Нет такой области жизни, на которую бы не распространялась деятельность ВЧК" [4, 24].

Подобный успех был бы невозможен без организации политического сыска с использованием специальных форм получения информации. В то же время необходимо отметить существование, как у самих чекистов, так и у определенной части партийной элиты определенного морального предубеждения к самому факту его существования. Однако совершенно объективные причины возобладали над соображениями этики. В 1919 г. Н.В. Крыленко, председатель Верховного революционного трибунала, заявлял: "Мы признаем необходимость правильной постановки политического розыска, ... и в этом ничего зазорного не видим" [5,512].

Внутриполитическая обстановка и объективные реалии развития государства обусловили создание как органов политического сыска, так и системы политического контроля. Установки правящей элиты требовали контролировать места скопления людей, армейские части, настоящих и бывших членов политических партий, "подозрительные группы", почту. Ставились задачи выяснять знакомства, связи, родство, адреса, явки, приметы, квартиры, образ жизни и мыслей и т.д. Для выполнения данной работы требовалось в самые сжатые сроки наладить эффективные канала поступления данных, что привело к интенсивному созданию агентурной сети, службы наружного наблюдения, перлюстрации.

Поскольку наиболее важным видом деятельности по осуществлению политического контроля считалось приобретение внутренней агентуры, то органы ВЧК приложили все усилия к ее созданию. 12 июня 1918 г. I Всероссийская конференция Чрезвычайных комиссий постановила: "Ввиду грозного момента и исключительных обстоятельств... 1. Секретными сотрудниками пользоваться..." [6, 30]. Отметим, что название данного вида внутренней агентуры полностью совпадало с принятым термином в Департаменте полиции. Однако практическая работа по приобретению и руководству секретными сотрудниками наталкивалась на проблемы недостатка профессионального опыта. Это обуславливало копирование форм работы Департамента полиции, методов организации внутренней агентуры, вербовки. Вместе с тем внутриполитическая обстановка в 1917-1921 гг. диктовала свою логику приобретения и использования агентурной сети, отличную от опыта дореволюционных органов политического сыска.

Резко возросшие масштабы политического контроля привели к росту численности агентуры. На начало 1921 г. ее общее число составляло 60 тыс. человек [7, 31]. Для сравнения, к 1914 г. Департамент полиции обладал 30-40 тыс. агентов,также контролируя значительное количество населения при, несомненно, более разнообразной социальной структуре. Тем самым за 2 года органы ВЧК сумели превзойти по численным показателям политический сыск

Российской Империи, который располагал возможностью приобретения внутренней агентуры в несравненно более стабильной внутриполитической ситуации.

Средствами к осуществлению задач политического контроля считались:"... осведомление, розыск, наблюдение, арест, высылка, обыск, дознание, предварительное следствие и регистрация;

А) собирание...подлежащим государственным учреждениям всех сведений... как в области политической, так и экономической;

Б) агентурное наблюдение за преступными или подозрительными лицами, группами и организациями на территории РСФСР и за кордоном;

...д) просмотр почтво-телеграфной и иной корреспонденции, как внутренней, так и заграничной;

. ..и) регистрация уличенных и заподозрен-; ных в преступных деяниях лиц и их дел; регистрация неблагонадежного административного и руководящего персонала...; регистрация и суммировка ненормальных явлений жизни РСФСР в целях выяснения их причин и последствий..." [8].

Очевидно, что данные средства во многом совпадают с положениями Инструкции от 1907 г., так же выделявшей в качестве основных средств сыска агентурное наблюдение и перлюстрацию.

Таким образом, преемственность форм и средств организации политического контроля между Департаментом полиции и ВЧК просматривается довольно четко. Само же резкое возрастание численности внутренней агентуры во многом объясняется документами органов ВЧК за период гражданской войны. Их анализ позволяет говорить о том, что на протяжении 1918-1921 гг. центральное руководство ВЧК постоянно подчеркивало важность ее существования и необходимость использования. Если рассматривать документы в хронологическом порядке, то обнаруживается следующая тенденция.

I Всероссийская конференция ЧК разрешила использование секретных сотрудников. 13 июня 1918 г. Положение об отделе по борьбе с контрреволюцией, принятое той же конференцией, гласило: "...Секретное отделение ведет борьбу со всеми контрреволюционными организациями, носящими те или иные названия и со всеми политическими партиями, не стоящими на советской платформе... Ведет наблюдение за армией, за всем ее командным и личным составом, беря таковой на учет" [9].

ьО-<

39

Приказ №18 ВЧК "О методах работы ЧК", принятый 23 августа 1918 г. предписывал:".. .Немедленно приняться за очистку военных и гражданских советских учреждений от всего примазавшегося туда белогвардейского элемента...Установить тайный надзор за проживающими в гостиницах, номерах и т.д. Тщательно проверять проезжающих по ж.д...." [10].

Приказ ВЧК №97 "О методах работы ЧК" от 6 декабря 1918 г. конкретизировал предыдущее распоряжение: "...обратить внимание на установление секретной агентуры, негласного надзора за белогвардейцами, которые под видом специалистов пробрались в советские учреждения..." [11].

Приказ ВЧК №71 "ОбочередныхзадачахЧК" настаивал на налаживании розыскного аппарата с тем, "чтобы разного рода контрреволюционные проходимцы, взяточники не гуляли, а сидели, где им полагается" [12]. Положение об организационной структуре секретно-оперативных отделов губ ЧК уже конкретно определяли задачи, решаемые с помощью агентуры:

"а) Общее обследование губернии в смысле революционного порядка вообще; б) Неустанное наблюдение за контррреволюционерами и другими врагами республики, выяснение их связей и т.д.; в) Наблюдение за различными-...организациями по всей губернии...; г) Проверка сведений и случайных заявлений, поступающих в Секретно-оперативный отдел" [13].

Данные установки уточнило Положение о секретно-оперативных отделах ЧК, принятое III Всероссийской конференцией ЧК 3 июня 1919 г., предписывающее быть в курсе всех событий на территории губернии, предупреждать и пресекать любые "контрреволюционные явления", вести наблюдение за всеми "враждебными советской власти элементами", быть в курсе настроений населения губернии по всем касающимся их мероприятиям со стороны советской власти и т.д. [14]

Качество агентуры вусловиях1918-1921 гг., на наш взгляд, объективно не могло быть высоким. С другой стороны, потребность установления контроля над образованными слоями общества заставляла подчас пренебрегать классовым подходом в вопросах приобретения агентуры, хотя ему и пытались следовать в данных моментах.

К примеру, уже упомянутое Положение о секретно-оперативных отделах губернских ЧК от 3 июня 1919 г. отмечало: "Стол информации и связи ставитсвоей задачей негласное наблюдение за всеми контрреволюционными элементами... Для этой цели один из сотрудников отдела, работающий в столе информации, организует сеть наблюдателей во всех учреждениях их преданных делу революции товарищей..." [15]. Далее оно же предписывало: "Стол информации и связи посылает в каждый уезд своей губернии надежного одного товарища (уполномоченного) для налаживания наблюдений за всеми антисоветскими явлениями в уездах, селах и деревнях. В помощь ему дается один сотрудник Губчека" [16]. При этом классовый подход доминировал и по отношению к вспомогательной агентуре: "Разведчиками могут быть только партийные товарищи, желательно, чтобы в их числе были и женщины" [17]. Однако стремление приобретать или внедрять агентуру, состоящую только из членов партии, далеко не всегда соответствовало объективным задачам контроля. В силу этого вербовка осведомителей осуществлялась во всех социальных слоях: от рабочих до духовенства.

В дальнейшем вышеназванные установки дополнялись и уточнялись, но в целом за 19181921 гг. органам ВЧК удалось определить организационную основу политического контроля с использованием секретной агентуры и раскладкой по основным его объектам и направлениям деятельности. Данные основы обусловили стремление политического сыска к максимальному расширению агентурной сети, невзирая на ее качество, при полной поддержке государства.

В целом, 3 года работы в условиях нестабильной внутриполитической обстановки позволили путем мобилизации всех сил и средств (для примера, с июля 1918 г. по апрель 1920 г. ВЦИК, СНК и Совет обороны приняли 69 декретов об охране революционного порядка и 86 декретов о правосудии и законности [18]) проделать огромную работу по организации политического сыска и налаживании системы политического контроля с использованием агентурной сети. Кроме того, экстремальные условия работы ЧК всех четко разделили, выявив пригодность каждого штатного сотрудника в подобной работе. Выделилось ядро командного и оперативного состава, был оформлен строго централизованный аппарат с усовершенствованной структурой и наработками методов ведения борьбы практически со всеми видами угроз государственной безопасности.

Примечания:

1. Ленин В.И. ПСС. -Т.40.-117 с.
2. Лацис М.Я. Чрезвычайные комиссии по борьбе

с контрреволюцией/ М.Я.Лацис. - М., 1921. - 15 с.

3. Там же. - 277, 279 с.
4. Там же. - 24 с.
5. Крыленко Н.В. За пять лет. 1918-1922. Обвини- 10. тельные речи по наиболее крупным процессам, 11 заслушанным в Московском и Верховном рево- 12. люционном трибуналах / Н.В. Крыленко - М.- 13. Пг.,1923. - 512 с. 14.
6. Постановление I Всероссийской конференции 15. ЧК "Об организации и основных задачах деятель- 16. ности ЧК" / Неизвестная Россия. XX век. Вып.1. - 17. М.,1992. - 30 с. 18.
7. Лубянка: Органы ВЧК-ОГПУ-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. 1917-1991: Справочник / сост.: А.И. Кокурин, Н.В. Петров,- М.,2003. - 31 с.

ГА РФ - Ф. 1235. - Оп. 39. - Д.86. - Л.437.

ГА РФ - Ф. Р-9401. - Оп. 2. - Д.511. - Д. 217.

Там же. - Л. 37.

Там же. - Л.252.

Там же. - Л.67.

Там же. - Л.271-274.

Там же. - Л.274.

Там же. - Л.274-277.

Там же.

Там же.

Там же.

ьQ-<

METHODS OF USING THE SECRET AGENTS OF THE STATE SECURITY ORGANS OF SOVIET RUSSIA IN 1921-1922 Mayshev Sergey Evgenyevich, PhD of Historical sciences, Associate Professor, Chair of Civil and Criminal Law, Russian State Social University (branch), Pyatigorsk E-mail: mayschev.sergej@ya.ru

The article highlights the use of secret agents of the state security organs of Soviet Russia in the end of the civil wan and the transition to a peaceful existence, change management methods of secret agents and the requirements for its quality.

МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕКРЕТНОЙ АГЕНТУРЫ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВЕТСКОЙ РОССИИ В 1921-1922 ГГ.

В статье освещаются вопросы использования секретной агентуры органами государственной безопасности Советской России в условиях завершения гражданской войны и перехода к мирному существованию, изменения методов руководства секретной агентурой и требований к ее качеству. Ключевые слова: политический контроль; политический сыск; государственная безопасность; агентура; секретные сотрудники.

Несмотря на активное использование в целях осуществления политического контроля специальных форм политического сыска, в том числе секретной агентуры, в 1917-1921 гг. превалировали методы насильственной борьбы с инакомыслием. Однако завершение в целом гражданской войны заставило пересмотреть сложившуюся практику, сделав главный упор на качество агентурных сетей.

Приказ ВЧК от 8 января 1921 г. говорил, что с окончанием открытого вооруженного противостояния "старыми методами...вполне понятными в боевой обстановке, при изменившимся положении чека будет толь ко лить воду на контрреволюционную мельницу" [1, 418]. В.И. Ленин в том же году заявлял: "Чем больше мы входим в условия, которые являются условиями прочной и твердой власти...-тем настоятельнее необходимо выдвинуть лозунг осуществления большей революционной законности, и тем уже становится сфера учреждения, которое ответным ударом отвечает на каждый удар заговорщиков" [2, 329].

Однако очевидность необходимости перестройки методов политического контроля с упором на более активное использование специальных средств наталкивалось на определенную неготовность работников сыска, чье профессиональное становление пришлось на время "чрезвычайщины" и господства силовых методов. СекреУДК 930

Майшев С.Е., 2015

41

МАИШЕВ Сергей Евгеньевич, кандидат исторических наук, доцент, кафедра Гражданского и уголовного права, Российский государственный университет (филиал), Пятигорск

mayschev.sergejigiya.ru

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АГЕНТУРА СЕКРЕТНЫЕ СОТРУДНИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ КОМИССИЯ political control agents secret agents extraordinary commission public safety
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты