Спросить
Войти

Отдел международных связей мусульманских организаций СССР в структуре Совета по делам религиозных культов: опыт создания и нормативные основы деятельности

Автор: указан в статье

УДК 297.17+322.348.71 В.А. Ахмадуллин

Информация о статье:

Поступила в редакцию: 09.02.2016 Передана на рецензию: 10.02.2016 Получена рецензия: 14.02.2016 Принята в номер: 25.03.2016

Отдел международных связей мусульманских организаций СССР в структуре Совета по делам религиозных культов: опыт создания и нормативные основы деятельности

Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации; slavaah@yandex. ru

В статье анализируется деятельность Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР (СДРК) по созданию Отдела международных связей мусульманских организаций СССР. По мнению автора, усиление внешнеполитической активности СССР заставило СДРК искать новые каналы влияния Советского Союза на лидеров государств исламского Востока и их народы. Важным звеном такого влияния стали духовные управления советских мусульман, особенно Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана. Именно на его базе был создан Отдел международных связей. Опыт его работы подтолкнул к созданию Отдела международных связей мусульманских организаций СССР в штате СДРК. В статье представлены авторский подход к датировке создания этого Отдела, оценка его деятельности и выводы для национальной безопасности Российской Федерации.

The article analyzes the activities of the Council for Religious Cults Affairs (CRCA) at the Council of Ministers of the USSR on the establishment of International Relations Department of Muslim organizations of the USSR. Based on archival documents, it shows that the growth of international activities of the USSR after the Great Patriotic war had its effects on the Council for Religious Cults Affairs and subordinate religious boards of Muslims. The author presents his own approach as to the date of the Department establishment. In the 1950s, a considerable increase in the number of international contacts forced the Council to repeatedly debate the issue of creating a department whose only function would be to promote international links. However, those initiatives were not supported by the Soviet government. It was in 1961, when the International Relations Department was established within the Religious Board of Muslims of Central Asia and Kazakhstan. In 1962, the Soviet state decided to create the International Relations Department of Muslim organizations of the USSR on the basis of the CRCA. This decision was implemented in 1962-1963. Soviet officials tried to maximally conceal their participation in the establishment of this Department and presented it as an initiative of religious boards of Muslims. Since then the Department has fulfilled many tasks, including helping the Soviet state to keep global peace and form a positive image of the USSR. The author concluds, that notwithstanding a lot of shortcomings in its performance, the Department&s experience is relevant for the national security of the Russian Federation and preserving peace in the world.

Введение

Рост внешнеполитической активности органов государственной власти СССР после Великой Отечественной войны отразился на деятельности СДРК - организации, созданной в 1944 г. при Правительстве СССР. Многие ведомства Советского государства понимали необходимость усиления и координации международной деятельности имевшихся духовных управлений мусульман - Духовного управления мусульман Закавказья (ДУМЗАК), Духовного управления мусульман Северного Кавказа (ДУМСК), Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ); Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) в интересах государства. Получение такого канала влияния на страны Востока было важным делом, особенно в тех случаях, когда показ деятельности государственных структур СССР был нежелателен. Поэтому после войны государство инициировало увеличение контактов советских мусульман с внешним миром. Связано это было с тем, что к этому времени неблагонадежные мусульманские лидеры были отстранены от руководства общинами, репрессированы, и был сформирован слой прагматичных, лояльных советской власти мусульманских лидеров.

Попытки создания международного отдела в составе СДРК в 1950-е годы

В августе 1950 г. на заседании СДРК было решено сформировать в Совете новую структуру - Иностранный отдел и возложить на него следующие задачи: изучение зарубежных религиозных организаций; информирование руководства СССР; решение проблем, связанных с участием верующих из СССР в мероприятиях за границей1. Но долгие годы это решение не было реализовано.

На заседании СДРК 19 июня 1957 г. вновь обсуждался вопрос о создании в СДРК международного отдела, но было решено, что для этого нет оснований. 27 ноября 1957 г. председатели СДРК и Совета по делам РПЦ (СДРПЦ) подписали письмо «К вопросу о научно-атеистической пропаганде среди населения». Сделав вывод о резком увеличении международной деятельности религиозных организаций из СССР, они предложили создать Отдел международных связей

СДРК2. В феврале 1958 г. Председатель СДРК А.А. Пузин представил секретарю ЦК КПСС Н.А. Мухитдинову письмо «Об использовании мусульманских и других религиозных организаций СССР в целях усиления советского влияния в странах Востока»3, в котором просил разрешить создать Отдел международных связей СДРК. По мнению руководства СДРК, Отдел должен был заниматься предварительной разработкой мероприятий по использованию религиозных организаций СССР в реализации указаний ЦК КПСС и СМ СССР в интересах внешней политики.

Создание и деятельность Отдела международных связей мусульманских организаций СССР

Предложение было реализовано только в 1961 г., но в меньшем масштабе: в штатном расписании Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ) произошли изменения - был создан Отдел международных связей [1, с. 75]. В некоторых документах он назван «иностранным отделом»4. На сайте альманаха «Россия. ХХ век» утверждается, что по инициативе З. Бабаханова в 1961 г. при САДУМ был создан Отдел по международным связям5. В отчёте, подписанном служащим САДУМ Ю. Шакировым 6

1 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 66. Л. 77 - 78.
2 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 145. Л. 78 - 79; Д. 148. Л. 70, 72.
3 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 166. Л. 2 - 6.
4 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 1391. Л. 66; Оп. 4. Д. 131. Л. 11-14.
5 Россия. ХХ век. Биографический словарь. Б. URL: http://www.alexanderyakovlev.Org/almanah/almanah-dict-bio/1022779/1 (дата обращения: 16.06.2014)

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2016. № 2 33

мая 1964 г., это подразделение названо «отделом связи с зарубежными странами духовного управления» .

Учитывая внутри- и внешнеполитические условия, в 1962 г. Советское государство провело определенную работу по созданию на базе четырёх ДУМ отдела международных связей мусульманских организации СССР. 31 августа 1962 г. в СДРК был подготовлен документ «Материалы и доклады об итогах проведения единовременного учёта религиозных объединений, молитвенных зданий и церковного имущества». В нём зафиксировано, что на предстоящей в октябре в Ташкенте конференции мусульманского духовенства СССР будет создан Отдел международных связей мусульманских организаций СССР, что позволит укрепить эти связи в интересах Советского государства .

Председатель СДРК А.А. Пузин 5 сентября разослал уполномоченным письма, в которых

8

разъяснял задачи создаваемого

ОМСМО СССР8. В справке, подготовленной СДРК 18 сентября для ЦК КПСС, указано, что всем ДУМ разрешено создать «Отдел международных связей мусульманских организаций в СССР»9.

В сентябре председатели духовных управлений мусульман (ДУМ) - З. Бабаханов, Ш. Хиялетдинов, М. Курбанов и Аким-заде Мовсум в обращении к Председателю СДРК А.А. Пузину предложили создать общий для всех ДУМ Отдел по международным связям с зарубежными странами. Они также внесли предложение отнести все расходы по содержанию новой структуры за счёт «Фонда мира», создаваемого специально для налаживания таких контактов, а также для проведения международных конференций, пропагандирующих миролюбивую политику СССР. ОМСМО СССР учредили в ходе проведения 30-31 октября 1962 г. в Ташкенте на конференции мусульман СССР.

Официально Председателем Отдела стал глава САДУМ З. Бабаханов, а его заместителями - председатели трёх других ДУМ. В ноябре 1962 г. Узбекское телеграфное агентство (УзТАГ) разместило небольшую заметку в газете «Правда Востока», в которой говорилось о решении Конференции мусульманского духовенства СССР создать ОМСМО СССР. Но фактическая работа по созданию отдела велась в первую очередь сотрудниками СДРК. Совет на заседаниях 14 и 18 января, 18 февраля, в апреле и 16 мая 1963 г. подробно обсуждал планы работы, вопросы формирования штатов, заказ штампов, бланков и печати Отдела. По решению СДРК от 18 февраля 1963 г. И.И. Юнусов стал ответственным секретарём, М.Г. Загиров - референтом Отдела10. Заместителем руководителя ОМСМО СССР стал А.Б. Ахметшин (по состоянию на декабрь 1963 г.)11.

В соответствии с решением СДРК от 25 декабря 1962 г. член Совета Б.С. Ржанов (одна из ключевых фигур в системе Совета) стал отвечать за международные связи конфессий12. Фактически он стал начальником для Председателя ОМСМ СССР З. Бабаханова. 16 мая 1963 г. СДРК утвердил «Положение об Отделе международных связей мусульманских организаций СССР». С нашей точки зрения, особого внимания заслуживают 1 и 2 пункты этого документа, в которых указано, что Отдел был создан усилиями только четырёх ДУМ на конференции мусульманского духовенства СССР в

13

октябре 1962 г. и является их постоянно действующим органом .

Партийно-государственный аппарат СССР приложил большие усилия по сокрытию своей инициативы в создании Отдела и деятельности по его формированию. Как следует из секретных писем Председателя СДРК А.А. Пузина от 15 ноября 1963 г. заместителю

6 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 162. Л. 167.
7 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 1425. Л. 238-239.
8 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 1387. Л. 55-56, 65-66.
9 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 1390. Л. 76.
10 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 1414. Л. 4-5, 45-65, 95-111; Д. 1415. Л. 132-135, 174-195; Д. 1750. Л. 32-33.
11 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 1421. Л. 93.
12 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 1417. Л. 1.
13 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 1414. Л. 145-146; Д. 1415. Л. 133; Д. 1400. Л. 12-13, 322, 323.

Председателя Моссовета Л.В. Деребину и от 18 декабря того же года Председателю исполкома Московского городского совета депутатов трудящихся В.Ф. Промыслову, ОМСМО СССР был создан в соответствии с решением ЦК КПСС от 30 июля 1962 г. и Постановлением СМ СССР № 3430-рс от 20 декабря 1962 г.14

Муфтий Ш.Ш. Хиялетдинов 31 января 1964 г. докладывал в СДРК, что 30 октября 1961 г. на конференции мусульманских организаций СССР представитель АН СССР предложил создать Отдел внешних связей мусульманских организаций15. С нашей точки зрения, в этом документе секретарь-машинистка допустила ошибку в один год.

В значительной мере помогает понять задачи, механизм и источники формирования ОМСМО СССР документ, на котором ещё совсем недавно стоял гриф «СОВ. СЕКРЕТНО» -справка, подписанная А.А. Пузиным 6 мая 1963 г. для СМ СССР16. Особенностью этого документа является то, что СДРК, являющийся формально подразделением СМ СССР, докладывал СМ СССР, что ЦК КПСС разрешил СДРК дать согласие ДУМ на создание ОМСМО СССР. В этой справке указаны задачи Отдела: «готовить предложения и рекомендации по вопросам контактов и связей мусульманских религиозных организаций СССР с зарубежными мусульманскими организациями и их руководителями; реферирование мусульманской и другой зарубежной прессы; подготовка проектов материалов, разоблачающих дезинформацию зарубежной пропаганды в отношении СССР; подготовка для распространения за границей материалов о жизни мусульман СССР; обслуживание приезжающих в СССР мусульманских деятелей; подготовка предложений о поездках за границу мусульманских деятелей СССР». В справке предельно откровенно отмечено: «Внешняя деятельность религиозных организаций... является единственной областью, где духовенство может принести пользу Советскому государству. Отдел международных связей мусульманских организаций CCCP будет находиться в Москве. В настоящее время ведется комплектование рабочего аппарата этого Отдела, в состав которого должны входить квалифицированные работники - члены КПСС. Фактически эти люди будут являться работниками Совета и других государственных органов, но числиться и получать зарплату в Отделе международных связей мусульманских организаций СССР». По мнению автора, особого внимания заслуживает последнее предложение этого документа - СДРК просил увеличить штат аппарата Совета на 7 человек, но без увеличения фонда зарплаты.

Спустя некоторое время, 22 июля 1963 г., на заседании СДРК было решено: «поручить т. Рязанову и Ржанову подготовить предложения о штатах и должностных окладах работников отдела международных связей мусульманских организаций СССР, а также принять меры к подысканию помещения для отдела и комплектования его

17

соответствующими работниками» . С первых дней создания ОМСМО СССР возникла проблема размещения его в Москве. Муфтий З. Бабаханов попытался решить эту проблему самым простым способом - разместить новую структуру в помещении приёмного зала и кабинетах имамов Московской мечети. 20 января 1963 г. это предложение было обсуждено на собрании членов мутаваллиата. Анализ выступлений позволяет выделить главные идеи, высказанные в ходе собрания, которые позволили, с нашей точки зрения, изящно, придерживаясь закона и здравого смысла, заблокировать предложение муфтия: предоставление этих помещений нарушит договор с Исполкомом Москвы; размещение ОМСМО СССР усилит скученность и будет дискредитировать все ДУМ перед лицом иностранцев и граждан СССР; благодаря своему авторитету перед руководством страны ДУМы решат вопрос с получением достойного помещения. 22 человека высказались против просьбы муфтия и один её поддержал, но при этом они

14 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 1421. Л. 84, 93.
15 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 162. Л. 53-54.
16 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 1420. Л. 18-20.
17 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 1416. Л. 11.
18

решили помочь З. Бабаханову в поиске помещения . В итоге Отдел разместили в Москве, в доме 49, строение 1, на улице, которая сегодня называется Остоженка. В этом доме сегодня находится правопреемник ОМСМО СССР - Международная исламская миссия.

7 августа 1964 г. на должность бухгалтера-кассира ОМСМО СССР с окладом в 100 руб. в месяц была назначена И.В. Скворцова. 2 сентября 1964 г. на должность референта ОМСМО СССР, переводом из Таджикистана, был назначен Х. Зульфакиров, с окладом в 100 руб.19

Таким образом, ислам во внешнеполитической деятельности СДРК получил приоритет, так как за него стали отвечать специализированная структура - ОМСМО СССР и Б.С. Ржанов. Стоит подчеркнуть, что для других конфессий подобные отделы не были созданы. Введение в штат собственного бухгалтера-кассира, выделение отдельного здания и разрешение на покупку дачи говорят об особом статусе ОМСМО СССР и ожидании большого эффекта партийно-государственным аппаратом от работы ОМСМО СССР.

Название Отдела не сразу стало привычным для работников СДРК. Уполномоченный

СДРК по Москве и Московской области часто называл его в отчётах как «Отдел внешних

20

связей мусульманских организаций» .

После создания ОМСМО СССР мусульманские организации стали перечислять

значительные суммы денег на содержание новой структуры. В 1962 г. ДУМЗАК

перечислило Отделу 1 500 руб., в 1963 г. - 3 500 руб. А.А. Пузин 4 сентября 1963 г.

известил уполномоченных СДРК о необходимости дать рекомендации мусульманским

организациям об отчислениях для финансирования ОМСМО СССР. Деньги надо было

перечислять на текущий счёт № 70107 ОМСМО СССР в Дзержинском отделении

Госбанка СССР (г. Москва). В 1963 г. мусульмане Астраханской области перечислили

1 600 руб., в 1964 г. - 2 100 руб., при этом в ДУМЕС было перечислено 1535 руб. в 1962 г.,
1935 руб. - в 1963 г. и 2 700 руб. - в 1964 г. В октябре 1963 г. мусульмане Ижевска и
21

Казани перечислили в Отдел 1 000 руб. и 12 000 руб. соответственно . Анализ

показывает, что такие платежи были нелёгким делом, т. к. средняя зарплата в СССР в

22
1963 г. составляла 85,4 руб.

В сентябре 1964 г. З. Бабаханов письмом оповестил мечети САДУМ о необходимости подбора для ОМСМО СССР отдельного помещения и возникшей в связи с этим проблемой финансирования. Муфтий призвал мечети перечислить все имеющиеся у них на 1 сентября средства САДУМ, оставив у себя сумму, необходимую на два месяца. З. Бабаханов подчеркнул, что это одна из обязанностей мусульман. Благодаря данному письму прекращалась практика перечисления денег мечетями САДУМ на счёт ОМСМО СССР. С этого времени САДУМ само перечисляло средства в Отдел. В сентябре 1965 г. уполномоченный Совета по делам религиозных культов и Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров Узбекистана прислал в СДРК программу пребывания в республике делегации мусульман Индонезии. Документ был составлен с участием З. Бабаханова и предусматривал расходы по приёму гостей за счёт ОМСМО СССР23. В 1965 г. мечети Таджикистана передали для ОМСМО СССР 6 000 руб., САДУМ перечислил в Отдел 22 920 руб. и 500 руб. на Дом приёмов ОМСМО СССР в Москве, при этом доходы САДУМ составили 253 106,34 руб. Своеобразный налог в пользу ОМСМО СССР продолжали собирать после объединения СДРК и Совета по делам Русской Православной Церкви в Совет по делам религий при СМ СССР. Так, в 1966 г. 18

18 ЦГА г. Москвы. Ф. Р-3004. Оп. 1. Д. 83. Л. 1-4.
19 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 147. Л. 36, 38, 44, 68, 133.
20 ЦГА г. Москвы. Ф. Р-3004. Оп. 1. Д. 83. Л. 24, 66, 88.
21 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 1418. Л. 65-66; Д. 1420. Л. 199; Д. 1431. Л. 133; Оп. 4. Д. 162. Л. 31; Д. 137. Л. 10, 17; Д. 436. Л. 11.
22 См.: Средние зарплаты в России и СССР с 1853 по 2010 год. URL: http://www.opoccuu.com/wages.htm (дата обращения: 14.05.2012).
23 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 163. Л. 108; Д. 190. Л. 91-94._

зарегистрированных мечетей Таджикистана на свои нужды собрали 152 295 руб., из них отчисления в ОМСМО СССР составили 7 881 руб24.

О несамостоятельности ДУМ в проведении внешнеполитических мероприятий свидетельствуют и другие документы. Так, в феврале 1964 г. ДУМЗАК предложило З. Бабаханову обсудить смету расходов ОМСМО СССР и соответственно долю расходов каждого ДУМ. З. Бабаханов попросил Б.С. Ржанова организовать встречу глав ДУМ для решения проблемы25.

Приведённые материалы позволяют возразить исламоведу Р.А. Силантьеву, утверждающему, что: «30 июля 1962 г. ...был создан Отдел международных связей мусульманских организаций СССР» [2, с. 144].

Анализ документов показывает, что в этот день появилось ключевое решение ЦК КПСС, означавшее, что руководители всех ДУМ объявят о создании на конференции новой структуры. Затем 20 декабря СМ СССР принял Постановление № 3430-рс. Указанные документы показывают, что процесс создания Отдела длился с июля 1962 г. по конец лета 1963 г. Именно в этот период шли подбор и назначение кадров, было выделено здание для ОМСМО СССР, сделаны первые шаги и появились результаты деятельности Отдела.

Проанализированные документы дают возможность не согласиться и с утверждением авторитетного исламоведа Ф.А. Асадуллина: «В начале 70-х гг. с целью упорядочения расширившихся контактов советских мусульман с их зарубежными единоверцами. в Москве был создан Отдел международных связей мусульманских организаций СССР» [ 3, с. 141].

На официальном сайте Международной исламской миссии - правопреемнице ОМСМО СССР - заявлено: «30 июля 1962 года при Совете по делам религий СССР был создан Отдел международных связей мусульманских организаций СССР (ОМС), который стал вполне независимой структурой» . Анализ архивных документов показывает, что в этой цитате допущены две ошибки. Первая - время создания Отдела. Вторая касается независимости ОМСМО СССР. Отдел, являясь фактически подразделением СДРК, организации, встроенной в структуру партийно-государственных органов СССР, не мог быть независимым органом, проводящим политику ДУМ. Тем более что все четыре духовных управления находились под плотным контролем различных институтов власти, в том числе КГБ, почти до распада СССР.

Заключение

Современная ситуация в тех странах СНГ, где проживает мусульманское население, показывает, что опыт деятельности СДРК, в том числе ОМСМО СССР, по взаимодействию с духовными управлениями может стать полезным при решении многих современных проблем.

С учётом того, что в России 31 марта 2015 г. создано Федеральное агентство по делам национальностей, задачами которого являются осуществление мониторинга межконфессиональных отношений, профилактика любых форм дискриминации по религиозной принадлежности, предупреждение попыток религиозной розни, будет полезным изучение и внедрение положительного опыта СДРК при опоре на духовные управления мусульман в решении международных проблем.

Для усиления влияния нашего государства на международные отношения, с нашей точки зрения, целесообразно ввести в организационно-штатную структуру МИД РФ отдел по взаимодействию с религиозными зарубежными организациями, который будет опираться на методы народной дипломатии. В качестве консультантов этого отдела могут работать наиболее авторитетные религиозные деятели России. Безусловно, что исламские объединения нашего государства могут представлять многие главы духовных управлений.

24 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 21. Л. 149; Д. 50. Л. 76, 80.
25 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 111. Л. 55.
26 Международная исламская миссия. История. URL: http://islamission.ru/o-missii/istoriya/2/ (дата

обращения: 25.07.2015).

Литература

1. Усманходжаев А. Жизнь муфтиев Бабахановых: служение возрождению Ислама в Советском Союзе / Амирсаидхан Усманходжаев; Фонд им. имама Абу-Ханифы. - М. -Нижний Новгород: Медина, 2008. - 210 с.
2. Силантьев Р.А. Мусульманская дипломатия в России: история и современность. -М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2010. - 488 с.
3. Асадуллин Ф.А. Москва мусульманская: история и современность / Очерки. - М.: Умма, 2004. - 255 с.

References

1. Usmankhodzhayev A. Zhizn& muftiyev Babakhanovykh: sluzheniye vozrozhdeniyu Islama v Sovetskom Soyuze. [Life of Mufti Babakhanov: Serving the Revival of Islam in the Soviet Union] Mosow - Nizhniy Novgorod: Medina, 2008. 210 s.
2. Silant&yev R. A. Musul&manskaya diplomatiya v Rossii: istoriya i sovremennost& [Muslim Diplomacy in Russia: History and Modernity] Moscow. IPK MGLU «Rema», 2010. 488 s.
3. Asadullin F. A. Moskva musul&manskaya: istoriya i sovremennost&. Ocherki. [Muslim Moscow: History and Modernity. Essays] Moscow: UMMA, 2004. 255 s.
миролюбивая политика СССР международные связи мусульман Советского Союза Отдел международных связей САДУМ Отдел международных связей мусульманских организаций СССР the peace-loving policy of the ussr muslims’ international relations of the soviet union international relations department of the religious board of muslims of central asia and kazakhstan (rbmcak) the department of foreign relations of muslim organizations of the ussr
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты