160-ЛЕТИ
Жга0цАЯНСШПО "иткт
Павел Левонович Казарян,
доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН, главный научный сотрудник Института гуманитарных исследований АНРС(Я).
По распоряжению Правительства РС(Я) в октябре 2004 г. будет отмечаться 160-летний юбилей Якутско-Аянского тракта, открытие которого означало для Российского государства второй выход на Тихоокеанское побережье. Исторический опыт строительства и использования этого тракта имеет большое значение для развития Северо-Востока России и на современном этапе.
Спустя несколько десятилетий после учреждения в 1731 г. Охотского морского порта стали очевидными его неудобства: мелководье не позволяло судам швартоваться к берегу ближе 35 миль; открытый рейд при наличии сильных отливов и приливов представлял опасность для стоянки судов. К тому же, до этого порта трудно было добраться и по суше. Путь пролегал по учрежденному в 1733 г. Якутско-Охотскому тракту. Особенно сложным был участок в малонаселенной местности от р. Алдан до г. Охотска.
Вопрос о переносе Охотского порта время от времени ставился, но не решался. Положение дел изменилось, когда управляющим Охотской факторией Российско-Американской компании в 1840 г. стал лейтенант флота Василий Степанович Завойко. Он предложил Главному правлению компании перенести порт в более удобное место на Охотском побережье. Получив одобрение, Завойко, вместе со служащим компании Дмитрием Ивановичем Орловым, в 1842-1843 гг. провел гидрографическое обследование побережья от Охотска до залива Аян. В результате этих работ местом строительства новой фактории и морского порта была выбрана удобная и защищенная от ветров бухта Аян. Главное правление Российско-Американской компании одобрило этот вариант [1].
Одновременно с началом строительства в 1844 г. Аянской фактории началась прокладка тракта на участках от с. Амга до пристани Усть-Мая и от местечка Нелькан (через Джугджур-ский хребет) до порта Аян. Открытый в 1844 г. Якутско-Аянский путь действовал только в летнее время: доставка грузов осуществлялась вьючным споП. Л. Казарян
собом из Аяна до Нелькана, сплавом по рекам Мая, Алдан и Лена до г. Якутска или от Нелькана сплавом до Усть-Маи и далее - вьючным путем через с. Амга до г. Якутска. Зимой перевозка товаров не производилась, а связь с Якутском поддерживалась через нарочных [2].
В 1845 г., по ходатайству Российско-Американской компании, для перевозки почты от Якутска до Аяна в четырех пунктах, на участке от Усть-Маи до Аяна, были поселены якуты, после чего сообщение порта Аян с г. Якутском стало регулярным.
Обустройство самого трудного 199-верстового участка тракта, от Нелькана до Аяна, проводилось в 1844-1847 гг. под руководством служащего Российско-Американской компании, якутского мещанина Алексея Павловича Березина. Ежегодно в улусах Якутского округа нанималось на работу до 100 человек, которые за плату в 20-30 руб. и питание за счет компании работали на тракте с апреля по сентябрь [4].
Аян стал не только торговым портом, но и базой для организации изучения западного побережья Охотского моря, Татарского пролива и устья р. Амура. Эту миссию Российское правительство возложило на Российско-Американскую компанию, и ее служащие (поручик A.M. Гаврилов, подпоручикА.В. Савин и др.) провели гидрографические исследования побережья. В 1849-1853 гг. из порта Аян в города Иркутск и Санкт-Петербург шли донесения Амурской экспедиции, передвигались люди, перевозились грузы.
В истории российского Дальнего Востока важную роль сыграл генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев [5]. Он представил министру внутренних дел России Л.А. Перовскому целый пакет предложений по административному пере■данежс шгипъ
t I Irl ЛАЧ
с.Нелькан §
^ ст.разруш.Джукателинская
ст. Маильская
„ст.Челасинская
юрта Вер.Джугджурская
ст-ДжугАжурская"
ст.Алдомская
порт Аян
Карта-схема Нелькано-Аянского участка тракта (с карты К.Н. Светлицкого)
Карта (а) и карта-схема (б) Нелькано-Аянского участка Якутско-Аянского тракта (1889 г.)
устройству Северо-Востока Сибири, в частности, о ликвидации Охотского портового управления и учреждении Камчатской области, с присоединением Охотского округа кЯкутской области. Поездка же генерал-губернатора в 1849 г. от Аяна до Якутска убедила его в необходимости учреждения государственного почтового тракта Якутск Аян, почтовых станций от пристани Усть-Мая до Аяна, а также заселения тракта переселенцами из Иркутской губернии и Забайкальской области.
По возвращении в г. Иркутск H.H. Муравьев представил в Министерство внутренних дел предложения о заселении почтового Якутско-Аянского и закрытии Якутско-
Якутский купец второй гильдии И.И. Силин, впервые организовавший в 1880 г. доставку грузов из Европейской России через порт Аян в Якутскую область.
но строить станционные дома. И теперь, посмотрите, какие горы срыты, какие непроходимые болота сделаны проходимыми! Сколько трудов, терпения, внимания - на таких пространствах, куда никто почти не ездит, где никто почти не живет!» [7].
В Аяне находились только служащие Российско-Американской компании, но не было представителей служб охраны общественного порядка и власти. Поэтому по ходатайству компании из состава 4-й сотни Якутского городового казачьего полка была сформирована команда в составе двух десятков казаков во главе с пятидесятником и направлена в порт Аян. Командир Аянской казачьей команды одновременно получил звание полицмейстера Аяна [8].
По Айгунскому (16 мая 1858 г.) и Пекинскому (2 ноября 1860 г.) договорам Китайское правительство признало новые границы с Россией в Приамурском и Уссурийском краях по рекам Амур и Уссури. Если до середины 50-х годов XIX в. порт Аян был единственным транзитным портом для перевозки грузов из Санкт-Петербурга и Иркутска на Камчатку, а также в североамериканские российские владения и обратно, то после начала Амурских сплавов (1854 г.) и присоединения Приамурского края к России, Российско-Американская компания уже направляла поток своих грузов по р. Амур. Так, по мере заселения и обустройства Амурского пути, для Российско-Американской компании стало уменьшаться значение Якутско-Аянского тракта и порта Аян.
Главное правление Российско-Американской компании 23 августа 1865 г. постановило: «Контору из Аяна перевести в Якутск и Якутское и Амурское комиссионерства упразднить. Начальнику же Аянского порта сохранить это звание с присоединением к нему звания правителя Якутской конторы, образуемой из нынешнего комиссионерства, и затем присвоить ему название: начальника Аянского порта и правителя Якутской контоОхотского трактов. В 1851 г., после обсуждения доклада в Комитете министров, план был утвержден Николаем I [6].
В июне 1852 г. состоялось переселение 99 семейств (всего 583 чел.) на 27 учрежденных почтовых станций от Усть-Маи до порта Аян и, таким образом, 1120-верстовой Якутско-Аянский тракт стал круглогодично действующим: летом и зимой доставка почты от Аяна до Нелькана; летом - от Нелька-на сплавом до Усть-Маи, зимой - по Мае до Усть-Маи и далее - через Амгу в г.Якутск.
Спустя два года после заселения тракта, в августе 1854 г., из Аяна в г. Якутск ехал возвращающийся из кругосветного путешествия на фрегате «Паллада» писатель И.А. Гончаров, который оставил живописные воспоминания о порте Аян и Якутско-Аянском тракте. Он писал: «Нетсомнения, что будет езда и дальше по Аянскому тракту. Все год от году улучшается; расставлены версты; назначеДом купца первой гильдии, советника коммерции А.Ф. Филиппеуса в Аяне. Середина 80-хгодов Х1Хв.
ры Российско-Американской компании, постоянным местопребыванием которого должен быть Якутск, а временное, только в течение навигации, в Аяне» [9].
После обнародования договора от 30 марта 1867 г. о продаже Россией своих североамериканских владений США (за 7 млн. 200 тыс. долларов) в течение одного года были ликвидированы все учреждения Российско-Американской компании, в том числе Якутская контора и управление в порту Аян, упразднен государственный Якутско-Аянский почтовый тракт. Аянская казачья команда была возвращена в г. Якутск. Порт Аян перешел в ведение правительства. Права на эксплуатацию портового имущества в 1868 г. приобрел петропавловский купец первой гильдии, советник коммерции Александр Федорович Филиппеус [10].
Генерал-губернатору Восточной Сибири М.С. Корсакову удалось добиться от правительства для порта Аян, в целях сохранения завоза сравнительно дешевых товаров в Якутскую область, статуса порта беспошлинного завоза товаров (порто-франко).
Обращение Корсакова в Министерство финансов и Государственный совет нашло поддержку, и 22 декабря 1869 г. Александр II утвердил положение Государственного совета, гласившее: «...разрешить беспошлинный ввоз через Аянский и другие порты Охотского моря в Якутскую область всех вообще иностранных произведений (т.е. товаров. - П.К.), за исключением крепких напитков, хлебного вина и спирта, провоз коих в Приморскую область оставить по-прежнему разрешенным, с уплатою установленной пошлины, только через Николаевский порт (район Аяна согласно указу от 31 октября 1856 г. входил в состав Удского уезда Приморской области, а ближайшим таможенным пунктом являлся город-порт Николаевск- на- Амуре. - П.К.), и с тем, чтобы иностранные товары, в случае их привоза в Иркутск, были оплачиваемы пошлинами по общеевропейскому тарифу» [11].
По распоряжению Министерства финансов, Иркутская таможня в июне 1871 г. учредила таможенный пункт на границе Якутской области с Иркутской губернией, в с. Нохтуйске Олекминского округа [12]. Таким образом, территория всей Якутской области стала зоной бестаможенного ввоза товаров через Аянский порт.
В связи с тем, что после ухода из Аяна администрации Российско-Американской компании и команды Якутского городового казачьего полка в порту не стало государственной власти, для контроля за ввозом товаров и соблюдением законности в 1871 г. (по ходатайству А.Ф. Филиппеуса) исправляющим на должность полицмейстера Аяна был назначен сотник Якутского городового казачьего полка Василий Говоров, которому в подчинение были предоставлены три казака [13].
Поселенцы Якутско-Аянского тракта были причислены к обществу крестьян Аянского тракта и проживали в одном селении (Усть-Мая) и 24 деревнях. По предложению Главного управления Восточной Сибири и общественному приговору от 21 февраля 1868 г. большинство из них согласились переселиться в Южно-Уссурийский край Приморской области. В 1869-1870 гг., по контракту с правительством, А.Ф. Филиппеус перевез 76 семей до Аяна, а оттуда на пароходах до г. Владивостока. Бывшие аянские крестьяне были поселены на р. Мангугай ЮжноУссурийского края [14]. Отказавшиеся от переезда семейства, первоначально причисленные к обществу крестьян Аянского тракта, центром которого являлось
Обоз на Нелькано-Аянском участке Якутско-Аянского тракта (начало XX в.).
с. Павловское, впоследствии перешли в другие общества крестьян Якутской области. Часть из них переселилась на р. Амгу и образовала Новопокровскую деревню.
Владелец портового имущества Аянского порта и эксплуатант Аяно-Якутского пути А.Ф. Филиппеус организовал доставку грузов в Якутскую область по следующей схеме: морем через Николаевскую таможню в порт Аян, из Аяна зимним путем до Нелькана, а летом на кар-базах сплавом по рекам Мае, Алдану и Лене до г. Якутска. Часть товаров он продавал или обменивал на пушнину в Аяне и Нелькане, а часть сплавом отправлял в Якутск, где они реализовывались по более низким ценам, чем товары, привозимые через Иркутск. Ежегодно фрахтованные Филиппеусом суда совершали рейс из Владивостока в Аян. Его удачная деятельность на этом поприще подтолкнула и других купцов, торгующих в Якутской области, завозить товары по Аяно-Якутскому пути.
Если в 70-х годах XIX в. через Аян в Якутскую область доставлялись товары из азиатских стран, то в 1880 г. первый рейс Добровольного флота из Одессы во Владивосток ознаменовал завоз товаров из Европейской России через Владивосток и Аян в Якутскую область. Осуществил это якутский купец второй гильдии Иван Иванович Силин, который закупил в Европейской России 3 тыс. пудов разных товаров, в Ханькоу - 500 пудов чая и через Владивосток доставил их в Аян, а затем зимним путем (на оленях) - с Аяна в Нелькан. По вскрытии рек Мая, Алдан и Лена груз был сплавлен до Якутска.
Группа участников Аяно-Нельканской экспедиции. В первом ряду третий слева - руководитель экспедиции В.Е. Попов (1903 г.).
При этом доставка пуда груза из Одессы до Якутска обошлась Силину в 4 руб. 85 коп., а с Ханькоу - 4 руб. 40 коп. Если бы товар доставлялся через Иркутск, то пуд обошелся бы в 7-8 руб. Так, на транспортных расходах Силин сэкономил с пуда от 2 руб. 15коп. доЗруб. 15коп., в сравнении с доставкой через Иркутск [15].
В 1881 г. И.И. Силин вновь выписал 3 тыс. пудов товаров через Одессу. Как докладывал военному губернатору Приморской области аянский полицмейстер, «... в зиму 1881/82 гг. через Аянский порт вывезено в Якутскую область иностранных приготовлений: 566 мест чая кирпичного, китайского и японского; до 40 ящиков чая байхового китайского; до 60 ящиков сахара из Гамбурга; до 6 ящиков сухарей американских; до 25 ящиков консервов разных и до 65 кульков риса китайского» [16].
В 1882 г., кроме товаров Силина, через Одессу и Владивосток в Аян были доставлены и товары купцов первой гильдии: Ивана Гавриловича Громова (иркутского) и Николая Дмитриевича Эверстова (якутского). В 1883 и
Сложившееся положение побудило якутского гражданского губернатора, полковника Константина Николаевича Светлицкого 7 июля 1886 г. обратиться с докладной запиской к прибывшему с ревизией 5 июля в г. Якутск генерал-губернатору Восточной Сибири графу А.П. Игнатьеву, в которой он предложил восстановить Якутско-Аянский тракт в прежнем (т.е. существовавшем до 1867 г.) виде. Для возмещения расходов на прокладку колесного пути на участке Нелькан - Аян он рекомендовал обложить 20-копеечным попудным сбором ввозимые
товары. А.П. Игнатьев, одобрив предложение К.Н. Светлицкого, поручил ему лично обозреть Якутско-Аянский тракт, а «...по возвращении из поездки в порт Аян и по собрании всех необходимых сведений о возможности восстановления Аянского тракта... прибыть по делам службы в г. Иркутск для доклада о результате Вашей командировки» [18].
Поручение генерал-губернатора К.Н. Светлицкий успешно выполнил в августе - сентябре 1886 г. О своей поездке он сообщил в докладе от 6 ноября 1886 г. на имя генерал-губернатора, с приложением 45-страничной «Записки об Аянском тракте» [19]. Находясь в Аяне, Светлицкий ознакомил со своим предложением о 20-копеечном попуд-ном сборе А.Ф. Филиппеуса, который об этом отозвался так: «Я полагал бы справедливым и нисколько не обременительным для заинтересованных в улучшении этого тракта купцов обложить с будущего же года все проходящие по направлению Аян - Нелькан товары попудным сбором в следующих размерах: иностранных товаров по 40 коп. и русских по 20 коп. с каждого пуда, освободив от этого сбора только лишь муку и крупу вообще и такое количество пороха, свинца и соли, которое может быть потребно для Нельканского казенного запасного магазина» [20]. Эти предложения в конце октября 1886 г. поддержали купцы И.И. Силин, Н.Д. Эверстов и И.Г. Громов.
Одновременно К.Н. Светлицкий предложил Филип-пеусу взяться за ремонт вьючной дороги между Нелька-ном и Аяном, дабы «... исправление это было сделано настолько капитально, чтобы в случае надобности, впоследствии могло служить как бы основанием для проло-жения тележного пути». Им были обозначены такие работы, как устройство мостов и гатей, протяженностью в общей сложности от 30 до 35 верст, а также расчистка промоин и рытвин и др. Филиппеус дал согласие взяться за эту работу, оценив ее в 9-10 тыс. руб.
Однако прошло два года, а вопрос так и не был решен. Проводились лишь мелкие работы по поддержанию дороги. Так, например, из собранных за 1887-1888 гг. сумм попудного сбора - 4808 руб. - к сентябрю 1888 г. было использовано 1687 руб. на улучшение пути между Нельканом и Аяном.
Наряду с ремонтом Нелькано-Аянского участка, К.Н. Светлицкий в 1888 г. занимался и обустройством участка Аянского тракта от г. Якутска до с. Усть-Мая. При этом он предложил использовать накопившиеся к 1888 г. в депозитах Якутского областного правления 12 тыс. руб., собранных из трех улусов Якутского округа (Западно- и Восточно-Кангаласских, Батурусского) на содержание в исправном состоянии Аянского тракта, а при нехватке этих средств оставшиеся работы выполнить за счет натуральных повинностей. Канцелярия иркутского генерал-губернатора 1 и 21 июля 1888 г. направила К.Н. Светлицкому утвержденную смету и чертежи на исправление дороги от г. Якутска до с. Амга и от Амги до с. Усть-Мая.
Усилия К.Н. Светлицкого, назначенного губернатором Иркутской губернии, продолжил его преемник -действительный статский советник Владимир Захарович Коленко, приступивший к исполнению должности якутского губернатора в августе 1889 г.
Якутское областное правление 20 декабря 1889 г. подписало годичный контракт с потомственным почетным гражданином И.Е. Охлопковым о том, что он обязуется быть смотрителем и распорядителем работ по исправлению Нелькан-Аянского тракта. В 1890 г. Охлопков произвел расчистку, исправил мосты, гати на 13-верстном участке. Хотя проезд по вьючному тракту и улучшился, но все же, как отмечалось, работы «не дали удовлетворительных результатов» [21]. Поэтому общее присутствие Якутского областного управления обратилось к иркутскому генерал-губернатору о командировании инженера для проведения изыскательских работ на участке Нелькан - Аян.
В июне - сентябре 1894 г. по поручению иркутского генерал-губернатора А.Д. Горемыкина дорожный техник Павел Алексеевич Сикорский, в экспедиции которого участвовали и политические ссыльные В.Е. Горинович, А.И. Осипов, Я.В. Стефанович, исследовал Якутско-Аянский тракт, особенно участок Нелькан - Аян [22]. В представленном иркутскому генерал-губернатору 10 января 1895 г. предварительном отчете П.А. Сикорский отмечал, что ежегодно в Аян совершаются три пароходных рейса: Добровольного флота и на зафрахтованных фирмой братьев Уолш (Вальш) (ставшие после смерти Филиппеуса в 1889 г. владельцами всего имущества Аянского порта. - П.К.) и Приамурского товарищества (которое начало свою деятельность на Охотском побережье и в Якутской области с 1890 г. - П.К.) иностранных судов.
Отмечая увеличение ежегодного ввоза чая в Аянский порт и констатируя ограниченные возможности использования оленей (отсутствие кормовищ), П.А. Сикорский констатировал, что «... возрастание подвоза в Аянский порт чайного или иного груза должно встретить затруднение в недостатке перевозных средств для дальнейшей транспортировки до Нелькана. Таким образом, подъем портовой деятельности Аяна тесно связан с заменой оленей, как перевозных животных, т.е. с устройством пути» [23]. Вместо проложенного в 1844 г. Российско-Американской компанией пути через перевал «Казенный» на Джугджур-ском хребте, П.А Сикорский предложил новое направление грунтовой 206-верстовой дороги - вдоль рек Игникан, Челасин, Одару. Из-за больших затрат на прокладку этой дороги (до 400 тыс. руб.) и отсутствия реального источника финансирования проект временно был заморожен.
Однако проведенные Охотско-Камчатской экспедицией горногеологические работы в районе Аяна и открытие «... в ста верстах от Аяна очень богатого золота», о чем руководитель экспедиции К.И. Богданович сообщил 3 февраля 1897 г. якутскому губернатору Владимиру Николаевичу Скрипицыну, вновь поставили вопрос о Нелькано-Аянском пути.
О содержании письма Богдановича и возобновлении вопроса о строительстве дороги В.Н. Скрипицын сообщил в Иркутск. 10 мая 1897 г. А.Д. Горемыкин обратился к министру земледелия и государственного имущества с докладной запиской, где отмечал, что сообщение К.И Богдановича «... чрезвычайно важно для Якутской области, как обещающее новый и, быть может, обширный рынок для сбыта местных произведений и как новый ходатай за устройство пути от Аяна до Нелькана, пути, к которому экспедиция вынуждена обратиться на первых же порах» [24].
Впервые в 1898 г. пароход «Громов» фирмы А.И. Громовой сделал пробный рейс из г. Якутска до с. Нелькан, что доказало возможность судоходства по рекам Алдан и Мая. В дальнейшем пароходы этой фирмы с прицепленной баржей дважды в сезон совершали рейсы до с. Нелькан и обратно.
На доклад иркутского генерал-губернатора в 1900 г. о важности решения проблемы соединения Ленской речной системы (р. Мая) с Аянской бухтой Николай II наложил резолюцию: «... по сношении сЯкутским губернатором подвергнуть вопрос о постройке Аян-Нельканской дороги подробному исследованию как в отношении возможности установления попудного сбора, так и в отношении изыскания на месте других каких-либо источников для устройства дороги».
По этому вопросу якутским губернатором В.Н. Скри-пицыным в 1901 г. было проведено совещание, участники которого предложили построить дорогу на средства казны, с последующим возмещением этих затрат из сумм попудного сбора за ввозимые через Аянский порт товары, при условии сохранения его статуса порто-франко. По расчетам эти сборы ежегодно должны были составлять до 50 тыс. руб. [25].
По инициативе В.Н. Скрипицына, с разрешения иркутского генерал-губернатора, в 1903 г. была организоЗдесь проходилЯкутско-Аянский тракт (зимникна участке Амга - Усть-Мая, 2004 г.).
Современные гати (строительство автодороги Усть-Мая, 40-й километр от с. Амга,
на участке Якутск -2004 г.).
вана новая экспедиция для изыскательских работ на Нелькано-Аянском пути. Она состояла из политических ссыльных. Возглавлял экспедицию инженер Владимир Евграфович Попов, а ее участниками были В.М. Ионов, B.C. Панкратов, Э.К. Пекарский, П.Ф. Теплов, A.A. Хов-рин и И.М. Щеголев. По результатам работы В.Е. Попов представил в Якутское областное управление лишь некоторые общие сведения, указывающие на непригодность проекта П.А. Сикорского и небходимость выбора другого, более удобного, направления.
После августовского (1904 г.) царского манифеста В.Е. Попов получил освобождение от ссылки и 16 ноября 1904 г. выехал из Якутска, не оставив не только отчета о работе экспедиции и проекта нового направления, но и рабочих документов и технических материалов. Попытки разыскать его через московского и санкт-петербургского градоначальников, а также Департамент полиции, не дали результата.
После безуспешных поисков В.Е. Попова якутский губернатор Иван Иванович Крафт обратился с предложением к иркутскому генерал-губернаторуА.Н. Селиванову организовать новую экспедицию для выбора вариантов этого пути. По распоряжению генерал-губернатора на эти цели было отпущено 7 тыс. руб. Руководили экспедицией, состоявшей из двух самостоятельных партий, вице-инспектор корпуса лесничих, кандидат агрономии О.В. Маркграф и якутский областной инженер А.И. Кудрявцев. С июня по ноябрь 1907 г. работы проводились «полуинструментально, рекогносцировочно с барометрическим нивелированием».
Партия А.И. Кудрявцева, исследовав пять вариантов перехода через Джугджурский хребет, признала наиболее удобным и дешевым направление Батома - Одару -Аян, определив затраты на 280-верстовую дорогу примерно в 300 тыс. руб. Партия О.В. Маркграфа, изучив три направления, посчитала оптимальным юго-восточный путь, минуя с. Нелькан, параллельно р. Ланталь, и далее
на порт Аян. Одновременно была спроектирована и сплошная грунтовая 1000-верстовая трасса от Якутска до Аяна, с оценкой расходов в 2 млн. руб. Материалы экспедиции в начале 1908 г. были доставлены иркутскому генерал-губернатору.
О результатах работы экспедиции был извещен и приамурский генерал-губернатор П.Ф. Унтербергер, который считал более целесообразным в пределах Приморской области проложить 289-верстовый путь по южному направлению, через Мамаевский перевал. Однако он сообщил своему иркутскому коллеге, что средств на детальные изыскания и составление проекта (26 тыс. руб.) у него нет, и рекомендовал обратиться в Министерство внутренних дел.
Комиссия по направлению законодательных предложений Государственной Думы, обсудив представленный министром внутренних дел доклад о неотложных нуждах Дальнего Востока и программу важнейших мероприятий, способных улучшить экономическое положение края, в числе других рассмотрела вопрос и об улучшении состояния торгового тракта из Аяна в Якутск. Управляющий строительной и дорожной частями при иркутском генерал-губернаторе 6 февраля 1910 г. потребовал от якутского губернатора обсудить вопрос о тракте и представить свои предложения.
Созванное якутским губернатором И.И. Крафтом 1 апреля 1910 г. совещание, в работе которого приняли участие представители торговых фирм, констатировало, что устройство Аянского пути может не только обеспечить Якутскую область ввозными товарами, но и «... наилучшим образом способствовать обеспечению Приамурья продуктами сельского хозяйства, скотом, пушниной и т.п. Как известно, со времени занятия Амура (18531860 гг. - П.К.) Приамурский край приобретал скот на
мясо из Манчжурии и Кореи; только самая незначительная часть скота покупалась в Забайкалье. Ощущаемый недостаток мясных продуктов вызвал в последнее время даже ввоз мяса в замороженном виде из Австралии» [28]. Отметив большое значение Аянского пути для Якутского края, участники совещания предложили проложить 240-верстовую колесную дорогу от порта Аян до устья р. Ватома (Батома), с ассигнованием единовременно 260 тыс. руб. от казны, при сохранении за Аяном в будущем статуса порто-франко.
Иркутский генерал-губернатор Л.М. Князев 21 декабря 1910 г. представил протокол этого совещания в Главное управление по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел, добавив, что указанную на постройку дороги сумму в 260 тыс. руб. едва ли можно считать достаточной, а работы вряд ли можно начинать без детальных изысканий и составления проекта и сметы. Такие изыскания были проведены летом 1912 г. командированной Министерством путей сообщения в Аяно-Нельканский район экспедицией, которой завершился 18-летний период изыскательных работ на Нель-кано-Аянском участке Якутско-Аянского тракта.
Однако планы многочисленных экспедиций так и остались не реализованными. Нелькано-Аянский тракт до начала 20-х годов XX в. продолжал оставаться вьючным. В 1920 г., по инициативе Восточно-Сибирского управления шоссейных и грунтовых дорог, при участии Якутского совнархоза, началась постройка дороги Нелькан -Аян, но разгоревшаяся на Дальнем Востоке и в Якутской области гражданская война не позволила продолжить эти работы.
Высадка 6 сентября 1922 г. в порту Аян «Сибирской добровольческой дружины» генерал-лейтенанта А.Н. Пепеляева, ее разгром и пленение остатков отряда в июне 1923 г. в Аяне, «тунгусское восстание» в мае 1924 г. - июле 1925 г. нанесли большой урон Аяно-Майскому району. Многие хозяйства были разорены.
После прекращения антисоветских выступлений и становления Алданского золотопромышленного района власти Якутской АССР снова подняли вопрос о Нелька-но-Аянской дороге. В связи с проведением гидрографических работ на участке р. Алдан, выше с. Усть-Мая, доказавших возможность судоходства по р. Алдан, в районе золотых промыслов, предлагалось параллельно со строительством грунтовой дороги Невер - Незаметный (г. Алдан) с выходом на Амурскую железную и шоссейную дорогу, проложить и дорогу Аян - Нелькан. Тем самым мог быть задействован второй путь снабжения Алданского золотопромышленного района: доставка грузов по морю в портАян, затем по грунтовой дороге в с. Нелькан, а оттуда на пароходах до золотопромышленного района [29].
Но этим планам не суждено было сбыться по политическим причинам. Только в последние годы был поставлен вопрос о соединении территории Якутии с Охотским побережьем шоссейной дорогой [30]. В 2003 г. Правительством Якутии принято решение ликвидировать грунтовый разрыв на участке Амга - Усть-Мая и провести подготовительные работы на участке строительства шоссейной дороги от с. Усть-Мая до с. Нелькан. Это решение получило одобрение на федеральном уровне и стало частью стратегии развития транспортной системы Северо-Востока России.
Фотографии: современные - A.C. Фаламова, исторические - из фондов Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского.