Спросить
Войти

Научный отчет экпедиции этнографического отдела музея-заповедника «Томская Писаница» за 1992 год

Автор: указан в статье

ЭТНОГРАФИЯ

УДК 39

НАУЧНЫЙ ОТЧЕТ ЭКСПЕДИЦИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛА МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА» ЗА 1992 ГОД

Скрябина Людмила Анатольевна,

к.и.н., ведущий научный сотрудник, музей-заповедник «Томская Писаница» (Москва, Российская Федерация). Е-таК: smila@rambler.ru

Мархель Анастасия Сергеевна,

младший научный сотрудник, музей-заповедник «Томская Писаница» (Кемерово, Российская Федерация). Е-таК: marhel_anastas@mail.ru

В статье представлены результаты этнографического обследования русского населения Нижнего Притомья на основе научных отчетов и дневников экспедиции музея-заповедника «Томская Писаница». Целью экспедиции являлось выявление памятников народной архитектуры, сбор информации по материальной и духовной культуре, приобретение экспонатов в фонды музея-заповедника.

SCIENTIFIC REPORT ETHNOGRAPHIC DEPARTMENT&S EXPEDITION OF THE MUSEUM-PRESERVE «TOMSKAYA PISANITSA» 1992

Skryabina Lyudmila Anatolievna,

Candidate of History Science. The leading science member of the museum-preserve «Tomskaya Pisanitsa» (Moskov, Russian Federation). E-mail: smila@rambler.ru

Markhel Anastasiya Sergeevna,

Junior research of the museum-preserve «Tomskaya Pisanitsa». (Kemerovo, Russia Federation). E-mail: marhel_anastas@mail.ru

This article includes the results of ethnographic research of Russian people who lived in Lawer Pritomie based on the scientific reports and fairies of open-air museum&s expedition. The aim of the expedition was to identify the examples of folk architecture, to collect the information of the material and spiritual culture, the acquisition of the exhibits in the museum-preserve. It is shown that the field studies are the important part of the scientific activities of the museum.

ремя проведения экспедиции: 30 июня — 10 Цель экспедиции: этнографическое обследоиюля 1992 г. вание русского населения Нижнего Притомья: Состав экспедиции: Скрябина Л. А. — начальник выявление памятников народной архитектуры,

экспедиции, зам. директора по науке; Соловье- сбор информации по материальной и духовной

ва Е. Ю. — м.н.с. отдела фондов; Шумков К. М., культуре, приобретение экспонатов в фонды муМельник В. З. -лаборанты, студенты III курса зея — заповедника «Томская Писаница».

исторического факультета КемГУ, Уютова Е. А., Маршрут: населенные пункты Юргинского Макарова С. Н. — практикантки, студентки II курса района Кемеровской области — с. Зеледеево, с.

исторического факультета КемГУ. Варюхино, д. Алаево, д. Мальцево, с. Проскоково.

Отчет составлен по материалам дневниковых записей, архивных и библиографических исследований. За время экспедиции обследовано 5

населенных пунктов, опрошено 37 информаторов (список прилагается).

I. Общие сведения о формировании русского населения и поселений на территории обследованного региона

Все обследованные поселения возникли во второй половине XVII-начале XVIII вв. из земледельческих заимок томских служилых и посадских людей.

По-видимому, еще в конце XVII в. близ этих селений пролегали старейшие сухопутные пути (верховые тропы) из Тобольска в Томск и из Томска в Кузнецк. В середине XVIII в. через деревни Варюхино и Алаево был проложен участок Московско-Сибирского тракта от Уртамского острога до Томска, а также почтовый тракт из Томска в Кузнецк, который после деревни Варюхино следовал через Зеледеево и Мальцево. Тогда же в Варюхино и Зеледеево были обустроены почтовые станции.

В первой четверти XIX в. в результате изменения направления томского участка тракта статус притрактовой получила деревня Проскоково. С того времени на территории современного Юргинского района Кемеровской области Московско-Сибирский тракт проходил через с. Проскоково — д. Мальцево — с. Зеледеево — д. Варюхино и д. Алаево. В Проскоково также была устроена почтовая станция, а в Зеледеево, напротив, станец был ликвидирован.

Сибирский тракт, как известно, был еще и «кандальной дорогой», по которой шли на каторгу осужденные преступники. Для ночлега каторжан на тракте были обустроены этапы и полуэтапы — деревянные казармы, обнесенные тыном. Полуэтапы предназначались только для ночевки арестантских партий, на этапах полагалась и дневка (день и 2 ночи). Этапы располагались на расстоянии 50—60 км друг от друга. Между ними, на расстоянии примерно в 25—30 км, находились полуэтапы. На участке тракта от Проскоково до Алаево этап располагался в селе Проскоково, а полуэтап в Варюхино.

Долгое время тракт являлся главной улицей притрактовых поселений, а в Алаево и Мальцево — единственной. Крестьянские дворы плотно прилегали друг к другу и располагались по обеим сторонам дороги.

Вплоть до начала ХХ в. подавляющее большинство населения притрактовых селений составляли сибиряки-старожилы — потомки поселенцев XVII—XVIII вв. Первый незначительный приток русского населения из губерний европейской части России фиксируется здесь только в 80—90-х гг. XIX в. Согласно данным переписи 1894 г., в с. Проскоково проживало всего 5 семей переселенцев из 106, в с. Зеледеево — 6 из 81,

в д. Алаево — 6 из 46, в д. Мальцево — 4 из 59, в д. Варюхино — 18 из 118 семей [12, 12].

Вторая, наиболее массовая, волна переселенцев из центральных, южных и западных регионов России хлынула сюда с началом столыпинской реформы (1906 г). Третья волна переселений пришлась на 20-е — начало 30-х гг. ХХ в.

Переселенцы начала века селились обособленно от старожилов, в результате деревни и села стали делиться на «края», сибирский и переселенческий, которые в каждом селении имели свое название.

Сибиряки-старожилы повсеместно называли переселенцев «россейскими» или «хохлами». Переселенцы из одной губернии, селившиеся обособленно, получали прозвище по наименованию места выхода. Так, например, в Варюхино выделялся «казанский край» или «казаны», где жили выходцы из Казанской губернии [1, лл.18 об 29 об., 30]. В Проскоково отдельно от других «россейских» выделялись «тамбачи», переехавшие в село еще в конце XIX века [1, лл. 62,65 об, 74 об.].

Переселенцы называли сибиряков «чалдонами», а часть деревни, где те проживали, соответственно, «чалдонским краем».

Наши информаторы — потомки переселенцев и сибиряков, родившиеся в первой четверти ХХ в., до сих пор продолжают четко олицетворять себя либо с «сибиряками-чалдонами», либо с «россей-скими». По их словам, взаимоотношения между сибиряками-старожилами и переселенцами складывались по-разному, нередко случались бытовые конфликты.

Характерно, что в среде старожилов и переселенцев во всех обследованных селениях складывались сходные оценочные критерии и определения в отношении друг друга. Переселенцы считали сибиряков лентяями, неприспособленными к земледельческому труду и к прозвищу чалдон часто прибавляли эпитет ««желторотый» [1, л. 69 об.].

Для сибиряков, известных своей чистоплотностью, главным критерием в оценке переселенцев стала их неряшливость в быту. На вербальном уровне это выражалось в бытовании таких эпитетов в адрес переселенцев как «грязнули» «неря-хи-неумывахи», «лапотаны» [1, лл. 12 об., 32 об., 63].

По словам уроженки с. Зеледеево Полины Ефимовны Мирсановой (1912 г. р.), «поначалу старожилы и переселенцы друг с другом не смешивались, это уже в советские времена всех помирил клуб и колхоз» [1, л. 6 об — 8 об].

II. Историко-архитектурная характеристика населенных пунктов

Село Зеледеево

Село Зеледеево расположено на левом берегу реки Томи. Возникло из заимки служилого казака Томского разряда Ильи Зеледеева в 1659 г. [9, с. 35]. Согласно Чертежной книге С. У. Ремезова, в 1701 году Зеледеево было уже селом с церковью [15]. В «Реестре деревням от Кузнецка вниз по Томи до Томска...» С. П. Крашенинникова, составленном в 1734 г., записано следующее: «Селедеево село, на той же стороне, от Чюбуру речки в 2 верстах. В нем церковь деревянная во имя Фрола и Лавра» [11, с. 45]. В списке деревень, приведенном Г. Ф. Миллером в «Описании Томского уезда.», указано: «Зеладеева или Фроловское село, на западном берегу Томи, напротив предыдущей деревни» [14, с. 90]. Очевидно, что второе название села — Фроловское — связано с местной церковью Святых мучеников Фрола и Лавра.

Согласно Дозорной книге Томского уезда за 1703 г., в селе Зеледеево проживал поп Давыд Перфильев и семьи конных казаков Осипа Немиро-ва, Дмитрия и Семена Турнаевых, Петра Таскаева, Бориса Коломнина, Нестера Мирсанова, Василия Таскаева, Федора Алпатова, Дмитрия Кудрявцева, Ивана Казакова, Филиппа и Ивана Тарабукиных, Прокофия и Спиридона Дорофеевых [7, лл. 47—54].

Через 100 лет, в начале XIX в., в списке крестьян села Зеледеево значились крестьяне Мирсановы, Таскаевы и Турнаевы, а также Бояновы, Мамете-вы, Дуреевы и Кузнецовы [3, л. 46 об]. Потомки Мирсановых, Бояновых и Дуреевых проживают здесь по настоящее время.

Изначально село имело приречную планировку. Об этом свидетельствует прежнее место расположения церкви и кладбища — близ берега р. Томи [1, лл. 10, 17, 26 об.]. В 40—60 годах XVIII в. через село пролег Московско-Сибирский тракт. Начиная с этого времени меняется и планировка селения. Главной улицей становится тракт.

При устройстве тракта в селе была организована почтовая станция, которая просуществовала до начала XIX века. В документах Томского областного архива сохранились также документы, свидетельствующие о содержании крестьянами села вольной гоньбы [2, л.1; 4, л. 403].

Первая деревянная церковь свв. мчч. Флора и Лавра, очевидно, была построена еще до 1701 года и находилась на береговой террасе. В 1817 году на том же месте было возведено новое церковное здание [20, с. 126]. А в начале ХХ века храм построили уже на новом месте, в центре села, на площади у Трактовой улицы. По свидетельству

наших информаторов, новый храм строился в начале 1900-х гг. на деньги местных купцов.

Престольным праздником в селе был Фролов день, который праздновался 31 августа (18 по ст. стилю) [1, лл. 17, 18 об.]. В 1914 г. в приход Зеле-деевской церкви входили село Зеледеево, деревни Варюхино, Черная, Кожевниково, Томилово, Асаново, Елгино, Мальцево, Лунино, Макурино, Ново-Макурино [21].

Вплоть до начала ХХ века Зеледеево оставалось старожильческим селом. Согласно Списку населенных мест Томской губернии за 1859 г., здесь числилось 65 дворов и 270 жителей [17].

В 1894 г. в селе проживало 395 человек, насчитывался 81 двор, 40 изб, 18 пятистенков, 11 домов-связей и 5 крестовиков [12, с. 394—407]. Здесь имелись: деревянная церковь, церков-но-приходская школа (открыта в 1889 г.), хлебо-запасный магазин, частное питейное заведение и две торговые лавки [18].

В период Столыпинской реформы (1906— 1913 гг.) в Зеледеево переехало большое количество крестьянских семей из Оренбургской и Пензенской губерний. Они расселялись вдоль тракта, со стороны деревни Мальцево. Сибиряки-старожилы называли этот край села «лапотошный» или «рос-сейский». За той частью села, где проживали старожилы, закрепилось название «сибирский» или «чалдонский» [1, лл. 7,10,12—12 об, 17 об.]. К 1911 г. село разрослось до 114 дворов [19], а по данным переписи 1926 г. здесь насчитывалось уже 219 дворов и 1157 жителей [16].

На момент нашего исследования бывшая Трактовая улица (теперь Центральная) остается главной в общем плане населенного пункта, а также самой протяженной. В центре села в утраченном виде сохранилась деревянная церковь во имя Свв. мчч. Фрола и Лавра. В здании отсутствуют колокольня и крыша. Фундамент и сруб в удовлетворительном состоянии. По свидетельству старожилов села, церковь была закрыта в 1937 или в 1938 году [1, л. 7, 17, 18 об].

Среди деревянных жилых домов в Зеледеево преобладают пятистенки и крестовики, построенные в советское время. Зафиксировано несколько домов конца XIX — нач. XX вв. и столбы от старых усадебных ворот.

Самой старой постройкой является крестовый дом с резным подзором по адресу ул. Центральная, 79, принадлежащий ныне Клавдии Михайловне Бояновой. В усадьбе дома сохранились старинные двухчастные ворота под крышей и часть заплота, украшенного резными накладками (фото 1, 2).

Фото 2

Из полевого дневника экспедиции

Мирсанова Полина Ефимовна, 1912 г. р., уроженка с. Зеледеево: «В старину в селе было всего две улицы. Одна у реки, а другая — Тракт. Когда россейские сюда приехали, они на Тракте селились, в сторону деревни Мальцевой. Переселенцы в основном были из Оренбургской и Пензенской губерний. Сибиряки называли их «лапотана-ми», потому что они в лаптях ходили, а ту часть села — «лапотанским краем». Родительский дом в «сибирском» крае стоял. Поначалу старожилы и переселенцы друг с другом не смешивались. Между молодежью сибирской и лапотанской часто случались конфликты. Дрались и парни, и девки [1, л. 6 об — 8 об].

Церковь Фрола и Лавра была очень красивой. На ней было семь крестов позолоченных и семь колоколов. На колокольню вели шесть лестничных пролетов. Три из них сейчас в здании конторы. За храмом ухаживали: крышу красили в зеленый цвет, а наличники в белый. Вокруг был сад и ограда. Там, где сейчас памятник, было церковное кладбище. Долгое время настоятелем был пожилой батюшка, после его смерти молодой приехал.

К приходу церкви относились еще деревни Мальцево, Макурино, Алаево, Варюхино. Престольными праздниками у нас были день Св. Флора и

Лавра — 31 августа и Крещение — 19 января. В Варюхино — Николин день (21 мая) и осенью — Катеринин день. В Мальцево — Петров день и Михайлов день. В Ёлгино — Троица и Рождество. В престольные праздники в деревни съезжалось много народу, гуляли и молодежь, и старики.

Церковь закрыли в 1936 или 1937 году. Перед тем, как этому случиться, вдруг все кресты на ней почернели. Народ все удивлялся, что же стало с крестами? Помню, когда церковь закрывали, за батюшкой приехали два милиционера, но бабы деревенские окружили их и не пустили в храм. Тогда милиция поехала за подмогой в Юргу. Жители установили охрану. Привязали к колоколу длинную веревку, спустили вниз и тот, кто остался у церкви, должен был в колокол бить, если снова за батюшкой придут. К вечеру из Юрги прибыло еще два уполномоченных. Старушка одна зазвонила в колокол, женщины снова собрались, но батюшка сам к милиции вышел, его забрали и увезли в Юргу. Потом, когда церковь разоряли, один мальцевский мужик выкидывал из окна иконы. Ему тогда люди пожелали: «чтоб ты остался без рук, без ног». Так он потом и сидел без рук, без ног да умер» [1, л. 7 об — 8 об].

Маркова Анисья Семеновна (в дев. Дуреева), 1913 г. р., уроженка с. Зеледеево: «В Зеледеево жили сначала чалдоны. Церковь раньше стояла у реки, там было и кладбище. Берег-то постепенно обваливался, и деревня перемещалась дальше. Потом уже главной улицей стал Тракт.

Переселенцы из Оренбурга и Пензы в Зеледеево стали приезжать в годах 1908—1910. Селились в «лапотанском» крае. Сибиряки почему-то звали их хохлами, хотя они не украинцы были.

В селе были лавки. Одну держал Маметев Василий Семёнович, другую Секлетин. На реке Конок была мельница [1, л. 10—10 об].

Престольный праздник справляли 31 августа, в День Св. Фрола и Лавра. В этот день был торжественный молебен, а еще люди приносили в церковь приклад — обещанные дары. Кто коня приводил, кто гусей или курей приносил, кто полотенце и прочее. Церковный совет потом все это продавал, а деньги шли на нужды церкви. Приклад в церковь и по другим случаям приносили. У сестры моей как-то потерялся ребенок 4-х лет, так она «обещала» отдать все дорогое и принесла к иконе Богородицы все свои ценные вещи. Вскоре мальчик нашелся» [1, л. 11—11 об].

Мирсанова Прасковья Николаевна (в дев. То-ропчина), 1915 г. р., уроженка с. Зеледеево: «Родители мои из переселенцев были. По причине голода отец Николай Иванович Торопчин и мама Александра Васильевна (в девичестве Красных) выехали из Оренбургской губернии. По дороге останавливались в Челябе, сюда в Зеледеево прибыли в 1912 г. Переселенцы приезжали в Сибирь либо по письму, либо посылали ходоков, двух-трех

мужиков. Когда эти ходоки в Сибири устраивались, вызывали свои семьи и соседей.

В Зеледеево переселенцы расселялись отдельно от сибиряков, в россейском крае. Ту часть села, где жили старожилы, называли сибирский край. Переселенцы обзывали старожилов «чалдоны желторотые», а сибиряки звали переселенцев «лапотниками» [1, л. 12—12 об]. Поначалу переселенцы и старожилы в брак друг с другом не вступали. Зимой на реке вырубали прорубь, в которой в первую очередь полоскали белье чалдонки, а потом только россейские бабы.

Церковь строилась на деньги какого-то местного купца. Храм очень богатый был, иконостас под золото. На престольные праздники — Крещение (19 января), День Св. Фрола и Лавра (31 августа) — в Зеледеево съезжался весь приход: Томилово, Читовка, Мальцева, Лобучинка, Метлён-кина, Конок, Чубур, Полуденное, Александровка, Кожевникова, Макурина, Асанова, Варюхина. По праздникам обязательно звонили в колокола. Последними звонарями были Прокопий Кусков и Лачканов (имя не помню).

Разорили храм в 40-х годах. Когда колокола сбрасывали, самый большой колокол на полметра в землю ушел. Крест подрубили, а скинуть сразу же не смогли, привязали верёвку и свалили с помощью «полуторки». Бабушки, помнится, громко рыдали.

Старый священник, отец Алексей Шувалов, наверное, предчувствовал такое надругательство над храмом. Он умер за несколько лет до этого, но завещал похоронить его не в церковной ограде, а на общем кладбище» [1, л. 14 об — 15 об].

Дьякова Мария Федоровна (в дев. Воднёва), 1904 г. р., уроженка д. Томилово: «Старая церковь в Зеледеево стояла на берегу. Новую строили на деньги купцов. Колоколов было пять, каждый имел свое название: пожарный, заутренний, обеденный. Вокруг церкви имелась невысокая железная ограда. Рядом, там, где сейчас памятник, кладбище было церковное. Храм закрыли в 1937—1939 г., батюшку люди из НКВД забрали.

Переселенцев называли «россейские», а старожил — «сибирские». В детстве мы боялась сибирских детей, так как те обзывали нас хохлушками и не играли. Но потом жили вместе дружно [1, л. 17—17 об].

Шканова Татьяна Григорьевна (в дев. Богданова), 1916 г. р., уроженка с. Зеледеево: «Родители мои, Богданов Григорий Прокофьевич и Надежда Петровна, в Зеледеево приехали в 1908 году из Оренбургской губернии. Шкановы были из Пензы, Новиковы — из Подмосковья. Все переселенцы селились рядом, в россейском крае. Но когда они только приехали сюда, тут был лес. Все сами корчевали, расчищали и строили.

Сибиряков называли еще чалдонами. Дома у них были побольше, чем у россейских. Но все

чалдоны были лодырями. Приедут на пашню, все чаек попивают, а россейские работают. Еще вороватые чалдоны были — поедет кто на базар, они поймают и оберут [1, л. 24, 25].

Церковь здесь была красивая. Крыша крыта железом, внутри стены и пол — гладкие, все покрашено. Огорожена была железной оградой. Через дорогу, где сейчас памятник, было кладбище. Рядом, у входа в церковь, сторожка. Звонарем был Дьяков Прокофий. Были также церковный староста, псаломщики, певчие. Престольных праздников два праздновали — Крещение и Фролов день. В эти дни со всего прихода привозили приклад (всякую живность). Церковь потом этот скот продавала, а деньги шли на церковные нужды. Закрыли храм в 30-х годах, а верх, колокольню и купола убрали лишь в 50-х годах. Когда милиция за священником приехала, женщины зеледеевские не дали им его забрать. Но те потом с подмогой вернулись и все равно увезли батюшку» [1, л. 25—25 об].

Личканов Александр Савельевич, 1916 г. р., уроженец с. Зеледеево: «Родители мои местные, мы в сибирском крае жили. Отец говорил, что первым жителем здесь был Зеледеев, вот и назвали его именем деревню. Первоначально деревня располагалась вдоль реки, там же была церковь. Земли общинные аж до Метленкина простирались, а секнокосные луга были даже на другом берегу Томи, туда переплавлялись лодками, а коней вплавь пускали. Мельницы были на реках Конок и Чубур в деревнях Томилово, Безменово, Алаево» [1, л. 26 об — 27].

Село Варюхино

Деревня Варюхино было основана в 1682 году конным казаком Данилой Бабарыкиным, получившим право пользоваться землей в 45 верстах от Томска, вверх по Томи, и первоначально называлась Бабарыкина [9, с. 35]. На карте С. У. Реме-зова 1701 года указана под названием Варюхина [15]. В «Описании Томского уезда.» за 1734 год Г. Ф. Миллер приводит двойное название данного селения: «Варюхина или Бабарыкина, на западной стороне Томи, в 7 1/2 версте от Зеладеева» [14, с. 90]. В Реестре С. П. Крашенинникова записано только одно наименование — «Варюхина деревня» [11, с.45]. С какого времени окончательно закрепилось последнее название, неизвестно, но несомненно, что и оно произошло от фамилии. Так, в Переписной книге Томского города за 1703 год указан оброчный крестьянин Григорий Варюхин, который возможно имел заимку близ деревни Бабарыкиной [8, с. 28].

Согласно Дозорной книге Томского уезда 1703 г. в д. Бабарыкиной на р. Томи жили со своими семьями десятник конных казаков Данила Бабарыкин, его братья Иван и Андрей Бабарыкины, казаки Иван Вершинин, Евдоким Березовский, Матвей

Паломошный, Игнатий Томилов, братья Алексей и Тимофей Свиридовы [7, лл. 54—58].

По документам I Ревизии (1720 г.) в деревне Варюхиной насчитывалось 38 дворов, их них 28 владели конные и пешие казаки. Среди них — Григорий Ёлгин, Петр Бабарыкин, Иван Вершинин, Андрей Кинозеров, 3 брата Серебрянниковых, 7 семей Березовских, 5 дворов — оброчных людей и 5 посадских [6].

Потомки казаков Бабарыкиных, Вершининых, Березовских, Серебрянниковых и Кинозеровых проживают в Варюхино и сегодня.

С середины XVIII века через деревню пролег Московско-Сибирский тракт, здесь была организована почтовая станция. В XIX в. расстояние между станцией в деревне Варюхиной и почтовым станом в деревне Проскоковской равнялось 28,5 верстам. На протяжении этого участка имелось 28 верстовых, 1 почтовый, 11 мостовых и 2 столба при селениях [4, л. 403].

В Варюхино располагался каторжный этап, который, по словам старожилов, находился на пересечении современной ул. Зеленой и пер. Слободского [1, л. 30 об.]. Этап представлял собой загороженную прямоугольную в плане территорию с казематом — бараком для арестантов и избой для конвоя. В этап партия каторжан прибывала вечером, находилась там в течение следующего дня, а утром третьего дня отправлялась далее.

В течение нескольких десятилетий с некоторыми перерывами в Варюхино находилось волостное правление. Впервые Варюхинская волость была образована в 1798 г. и просуществовала до 1822 года. Затем в нач.ХХ в. Варюхино вновь стала центром волости.

Деревня относилась к православному приходу Зеледеевской церкви, но имела свою часовню во имя Св. муч. Екатерины. По словам информаторов, в ней велись ежедневные службы, имелся свой священник. В 30-х годах часовня была закрыта, а затем и разобрана на стройматериалы.

Вплоть до начала ХХ в. Варюхино оставалась старожильческой деревней. Согласно Списку населенных мест Томской губернии за 1859 г., здесь числилось 128 дворов и 520 жителей [17]. По данным переписи 1894 г. здесь проживало 84 семьи сибиряков-старожилов, 18 семей переселенцев, 16 дворов принадлежало томским купцам, горожанам и волостным служащим. В деревне было 7 двухэтажных домов, 13 связей, 6 крестовиков, 41 пятистенок, 48 изб. Практически все усадьбы были крытого типа [12, с. 392—407]. Здесь имелась часовня, располагались церковно-приходская школа, земская станция, хлебозапасный магазин, частное питейное заведение и три торговые лавки [18]. В начале ХХ в. между д. Варюхино и с. Ярским существовал паром на конной тяге через Томь [1, л. 41 об.].

С 1906 г. начинается массовое переселение крестьян из губерний европейской части России.

К 1911 г. в Варюхино в 140 дворах проживало уже 769 человек [19]. Большинство переселенцев были выходцами из Черниговской, Могилевской, Витебской губерний. Они селились вдоль тракта, со стороны Зеледеево, до моста через речку Черную. Сибиряки называли всех новых жителей хохлами, а ту часть деревни, где они обосновались, «россейским краем» [1, лл. 18 об., 29, 30 об].

В 1911—1912 гг. в Варюхино переехала большая группа крестьян из Казанской губернии, которых местные прозвали «казанами». Они расселились также по тракту, но уже с другой стороны. Эту часть деревни стали называть «казанским краем». В центре, в старой части деревни, был «чалдонский край» [1, лл. 18 об 29 об., 30]. В 1926 г. в Варюхино насчитывалось более 260 дворов и 1325 жителей [16].

В настоящее время историческая планировка селения частично сохранилась, хотя расположение ул. Центральной не везде совпадает с бывшей ул. Трактовой. Среди жилых домов преобладают пятистенки и крестовики советского времени, но сохранилось довольно много домов, построенных в конце XIX — нач. XX вв. (фото 3, 4).

Фото 4

Из полевого дневника экспедиции

Боянова Клавдия Михайловна (в дев. Бабары-кина), 1912 г. р., уроженка с. Варюхино: «Отец, Бабарыкин Михаил Георгиевич, родился в Варюхино,

здесь же жили дед и бабушка. Мама, Анна Михайловна, была родом с Яра. Помимо Бабарыкиных коренными сибиряками в Варюхино считаются Серебрянниковы, Вершинины и Березовские.

В мое детство деревня делилась на чалдонский, россейский и казанский края. Сибиряки-чалдоны жили в центре, на тракте и вдоль реки. На юге жили россейские, с другой стороны — казанские. Переселенцы приезжали семьями, с собой имели пару лошадей и незначительные пожитки. Земли свободной тогда было много.

Часовня стояла там, где сейчас Дом культуры. У часовни было 2 купола и 6 колоколов. На Пасху звонили всю неделю. В 30-х годах ее закрыли и разломали [1, л. 18 об. — 19].

Соболева Александра Ильинична (в дев. Павлова), 1917 г. р., уроженка с. Варюхино: «Родители приехали из Казани. Поженились уже здесь, в 1913 г. у них первый ребенок народился. Семьи отца и матери, приехав сюда, поселились в «казанах» или «казанском крае». Когда родители приехали, сибиряков здесь мало было. С другого конца деревни «россейский край» был, а в центре — «чалдонский».

Было здесь Волостное правление. Располагалось в здании старой школы. Там сейчас памятная доска про это есть. А часовню разрушили еще до войны. Мужик один все ломал да жег иконы, но скоро и сам умер [1, л. 29—29 об].

Березовский Михаил Емельянович, 1922 г. р., уроженец с. Варюхино: «Говорят, был человек по фамилии Варюхин, проезжал здесь, останавливался, место для деревни выбрал и наказал на горе, с подветренной стороны, деревню строить. Старинные сибирские семьи здесь — Серебрянниковы, Березовские, Вершинины, Бабарыкины.

Раньше-то названий у улиц не было, деревня делилась на края: чалдонский, россейский и казаны. Сибиряки жили от моста по тракту. За мостом, через речку Грязнуху, в сторону Зеледеево, был «россейский край», там хохлы жили. Так их в народе звали, но, наверное, там и белорусы были, и русские. А с другого конца селились «казаны» или казанские. Между переселенцами и сибиряками в Варюхино была вражда. Драки часто затевались. Но россейские чалдонов боялись.

Самая старая улица в деревне — Трактовая (ныне Центральная). Тракт далее шёл на Калтан, а на берегу Томи была конная паромная переправа до Ярского. Еще одна старая улица — Зеленая. Она начиналась от моста направо, там еще спуск и лужайка была. На этой улице когда-то каземат стоял — барак, огороженный забором. В нем каторжники ночевали. Здесь и кандалы находили раньше.

Часовня была в пять или шесть колоколов. Её разобрали перед войной. Действовала до 30-х годов. Батюшка был местный, отец Алексей. При часовне был церковный староста — Березовский

Фатей Данилович. Была в деревне и приходская школа (4 класса). В Зеледеевскую церковь ездили обычно на Христову заутреню в Пасху да на Фролов день в августе.

Еще была здесь волость. Волостное правление располагалось в доме, где сейчас старая школа. Отец мой, Емельян Гаврилович, был там писарем, две зимы в приходской школе отучился.

Магазин в деревне держала Кинёва Авдотья Андреевна. За товаром ездила в Томск. У нее был двухэтажный дом. Такой же большой двухэтажный дом был у Андрея Дмитриевича Бабарыкина, в его доме обычно останавливались путники. Во времена коллективизации из одного его дома сделали три. Там, где столовая сейчас, рядом дом заколоченный, Василия Степановича Веснина, тоже старинный. По бывшей Трактовой улице сохранились три дома дореволюционной постройки — Лузина, Бабарыкина Ивана Афиногеновича и Березовского Павла Алексеевича. Сейчас в этих домах живут другие люди. Раньше деревня была богатая, у многих дома с резными наличниками и подзорами были. Сейчас мало что осталось» [1, л. 30 об — 32].

Березовская Мария Федоровна (в дев. Литви-ненко), 1912 г. р. уроженка с. Варюхино: «Родители мои из Черниговской губернии, но по-украински не говорили, знали лишь несколько слов. Жили мы в россейском крае. С другой стороны — казанцы жили. Тятя сказывал, что сибиряков здесь тогда было мало. Из Россеи вначале сюда ходоков послали. Потом приехал отец и три его брата. Сначала землянку построили, а в 20-х гг. все крестовые дома отстроили. Родители жили хорошо, середняками были. Довольны были, что в Сибирь приехали. Земли здесь было много, брали, сколько хотели, под усадьбу. Отец был мастеровой, дом сам построил, мебель делал, сапоги шил. Из России уехали, потому что надоело на панов работать.

Часовня в деревне была. Престольные праздники были Николин и Екатеринин день. Ее закрыли еще до войны. Алаевский мужик всё тут громил. Иконы в амбар скидал, брать никому не разрешал, а там скотина была, она их и потоптала. Но мужик тот вскоре помер, Бог наказал» [1, лл. 33—35].

Березовский Алексей Егорович, 1914 г. р., уроженец с. Варюхино: «В Варюхино было три улицы. Деревня на края делилась. Здесь, недалеко, стоял верстовой столб, а другой через километр примерно, так после него жили хохлы. А на другом краю деревни жили казанцы. Очень часто молодежь дралась, ходили «край на край». У нас тут волость была, сидели урядники и писари. А при советской власти в правлении волостном школа была.

У некоторых были двухэтажные дома — у Ки-нёвых, Бабарыкиных Ивана Андреевича и Степана Андреевича, Деймона Михаила (этот самый богатый был, еще дом в Томске имел) [1. л. 36 об — 37].

Вершинина Евдокия Алексеевна (в дев. Кинозё-рова), 1925 г. р., уроженка с. Варюхино: «Деревня, наверное, по фамилии названа, жили здесь когда-то Варюхины. Хотя слышала и другую историю: якобы Варюхино — это от слова «варвары — грабители». Жили здесь лихие люди, грабили проезжающих, особенно купцов.

Многие семьи имели свои прозвища. Серебрянниковых называли «акилы», Бабарыкиных — кисе-лёвские. Уж не знаю, почему так, кисель любили?

Была церковь небольшая, деревянная, в честь Николы Угодника и Екатерины. Николин день был престольным праздником деревни. На другие праздники многие ездили в Зеледеево, в приходскую церковь. Там давали обет, «клали на приклады» — кто скотину, кто сукно или что другое [1, л. 38об — л. 39 об.].

Березовская Татьяна Емельяновна,1914 г. р., уроженка с. Варюхино: «Старые люди говорили, что по имени первой поселенки Варвары деревню стали называть. Раньше-то здесь тайга была, до сих пор многие в огородах корни деревьев выкорчёвывают. Сначала только сибиряки жили, потом переселенцы приехали. Очень много было из Витебской губернии, а еще из Казани.

До революции в Варюхино было три улицы: по тракту, по берегу и нижняя. Еще края были: чалдонский, хохлы, да казаны. Обычно дрались край на край. Напьются, надо же что-то делать! Переселенцы привозили с собой коров, плуг, борону, монатки (домашний скарб). Хозяйство переселенцы и старожилы вели одинаково.

Некоторые сибиряки жили в двухэтажных домах. Самыми богатыми в деревне были Ки-нёвы и Дейман. У Деймана в Томске было два дома, но старожилом он не был. Дейман и Ки-нёв нанимали работников, как из переселенцев, так и из сибиряков. В работники шли те, у кого не хватало хлеба. Частные кабаки и лавки были у Матрены Фёдоровны Малининой и Авдотьи Андреевны Кинёвой.

На берегу находилась казарма, в которой заключённые ночевали одну ночь. Через Томь до Яра ходил паром на конской силе (4 лошади). За перевозку брали деньги.

Была в Варюхино маленькая часовня. Справляли два престольных праздника — Екатерины Святой Мученицы (7 декабря) и Батюшки Николы (22 мая). Священники часто менялись. Последним был отец Алексей. Когда разорили часовню, он переехал служить в Зеледеево. Часовня была деревянной, все поразбили. Мужик один, что разорял часовню, сразу ослеп, так и жил, маялся, пока не издох. Был при часовне сторож, Березовский Викентий Викторович. Жил в меленькой сторожке рядом с часовней. В часовне было много икон, но главными были иконы Екатерины Святой Мученицы и Николы Чудотворца. На Пасху звонили целую неделю [1, л. 40—42].

Деревня Алаево

Деревня Алаево основана в 1693 году посадским человеком Семеном Алаевым [9, с. 36]. На карте С. У. Ремезова обозначена как деревня Лаева [15]. В записках Г. Ф. Миллера и С. П. Крашенинникова 1734 г. значится деревня Алаева на левом берегу близ деревни Варюхиной [14, с. 91;10, с. 45].

В середине XVIII в. через деревню пролег Московско-Сибирский тракт, и она стала развиваться как притрактовая. Здесь не было ни почтовой станции, ни этапа, но имелось множество постоялых дворов.

Жители деревни Алаево состояли в приходе церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы села Ярского [21].

Согласно Списку населенных мест Томской губернии за 1859 г., здесь числилось 30 дворов и 136 жителей [17]. В 1894 г. в Алаево проживало 44 семьи сибиряков-старожилов, 6 семей переселенцев и 2 семьи разночинцев. В деревне имелся один двухэтажный дом, 5 домов-связей, 4 крестовых, 20 пятистенных, 23 избы и 1 землянка [12, с. 392—407]. Здесь имелась церковная школа грамоты, частное питейное заведение и торговая лавка [18].

Согласно переписи 1911 года, за счет приема переселенцев из российских губерний, количество дворов в Алаево увеличилось до 67, а к 1926 г. деревня разрослась до 128 дворов, численность ее жителей превысила 500 человек [19, 16].

На момент исследования в д. Алаево осталось всего 16 дворов, в которых проживают в основном дачники. Здесь сохранилась историческая притрактовая планировка поселения и несколько пятистенных и крестовых домов постройки XIX — нач. XX вв. с традиционными двухчастными усадебными воротами и заплотом (фото 5, 6).

Фото 5

Из полевого дневника экспедиции.

Андреев Михаил Михайлович, 1905 г. р., уроженец д. Алаево: «Через Алаево тракт шел. В деревне было пять или шесть заезжих дворов. В них путФото 6

ники и возницы останавливались. За все услуги хозяева заезжего двора брали деньги. Самыми зажиточными здесь были Пупковы, Варёнкины, Варасаевы и Гурьяновы. Они батраков держали. За деревней был маслобойный заводик, который принадлежал купцу Михайлову. Четыре торговых лавки торговали разным товаром из Томска.

В церковь в Ярское ездили через Томь. При церкви была и приходская школа, многие алаевские там учились [1, л. 45 об. — 46].

Пиунова Екатерина Федосеевна, 1918 г. р., уроженка д. Алаево: «В Алаево одна улица была — Московский тракт. Вдоль нее все дворы стояли. Деревня была богатой, много постоялых дворов и лавок здесь было. Один купец имел мельницу, скотобойню и сыроваренный завод. Церкви в Алаево не было, молиться ездили в Варюхино или за реку, в Яр. [1, л. 47 об.].

Деревня Мальцево

Деревня Мальцево основана в 1704 году казачьим сыном Григорием Мальцевым [9, с. 37]. По сведениям Г. Ф. Миллера, в 1734 г. это селение относилось к дистрикту Сосновского острога. Миллер указал также, что «три деревни (Мальцево, Черная и Алабугина — Л. С.) находятся недалеко друг от друга, на р. Чубур, которая немного выше р. Канок впадает в то же озеро» [14, с. 91].

В середине XVIII в. через деревню Мальцево пролег Московско-Сибирский тракт. Здесь пересекались сразу два его участка — Томско-Кузнецкий и Омско-Томский.

Согласно Списку населенных мест Томской губернии за 1859 г., в деревне насчитывался 41 двор и 219 душ обоего пола [17]. В 1894 г. в Мальцево проживало 52 семьи сибиряков-старожилов, 4 семьи переселенцев и 3 семьи разночинцев. В селении было 13 домов-связей, 4 крестовых, 11 пятистенков, 34 избы, 45 крытых дворов [13, с. 130—145]. В 1899 г. здесь имелась церковная

школа грамоты, питейное заведение и водяная мельница [18]. Жители деревни Мальцево состояли в приходе церкви во имя Свв. мчч. Фрола и Лавра села Зеледеево [21].

Начиная с 1906 г., как и повсеместно, в Мальцево началось активное переселение крестьян из европейской части страны. Деревня стала делиться на два края: сибирский и хохляцкий. К 1911 году за счет переселенцев количество жителей в Мальцево увеличилось до 427 человек [19]. В 1926 г. она разрослась до 148 дворов, численность жителей составила 698 человек [16].

На момент данного исследования Мальцево представляет собой селение с разбросанной уличной планировкой. Главной и самой протяженной улицей остается бывшая Трактовая улица (теперь ул. им. Г. Давыденко), на которой сохранилось несколько крестовиков, пятистенков и изб начала ХХ в.

Из полевого дневника экспедиции

Алабугин Николай Семёнович, 1926 г. р., уроженец д. Мальцево: «Первым жителем деревни был

МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК "ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА" ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ ДНЕВНИК ЭКСПЕДИЦИИ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты