Спросить
Войти

НОВЫЕ ДАННЫЕ ОБ АВТОРСТВЕ И ДАТИРОВКЕ "ОПЕКАЛОВСКОГО" РОСПЕВА

Автор: указан в статье

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 34. С. 111-133 БОТ: 10.15382Мш^201934Л11-133

Григорьев Юрий Алексеевич, руководитель хора, Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции Российская Федерация,105082 г. Москва, Бакунинская ул., д. 83, стр. 3 dagdanilog@gmail.com ОИСГО: 0000-0003-1826-359Х

Григорьева Вероника Юрьевна, канд. искусствоведения, доцент кафедры регентования ПСТГУ Российская Федерация,127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1 veronikagrigorjevaveronika@yandex.rш ОИСГО: 0000-0002-0934-792Х

Новые данные об авторстве и датировке

«ОПЕКАГОВСКОГО» РОСПЕВА Ю. А. Григорьев, В. Ю. Григорьева

Аннотация: Песнопения с ремаркой «опекалов», «опекаловское» уже не раз вызывали среди специалистов споры относительно авторства, времени и места их создания. В настоящее время многие исследователи придерживаются точки зрения о тверском происхождении «опекаловского» роспева, связывая его с Опекалово-Вознесенским монастырем. Новонайденные крюковые списки «опекаловских» песнопений заставляют пересмотреть устоявшееся мнение: они содержат сведения, которые указывают на создание и бытование этих песнопений в среде московских мастеропевцев. Главным аргументом в пользу новой версии является указание автора «опекаловского» песнопения «Придете ублажим Иосифа» — это «Леонтий диякон». Этот мастеропевец известен в истории древнерусского церковного пения как творец одной из систем киноварных помет. Другие архивные материалы свидетельствуют о его знакомстве с попом Лукой из московской церкви Николы Явленного у Арбатских ворот. Позднее Леонтий принял иноческий постриг в Ярославском Толгском монастыре, поэтому его имя не попало в перечень роспевщиков «Сказания о зарем-бах». Особенности нотации, системы киноварных помет в крюковых списках «Придете ублажим Иосифа», а также палеографические особенности содержащих их рукописей указывают на время создания «опекаловского» «Придете ублажим Иосифа» — это 2-я треть — сер. XVII в.

«Опекаловский» роспев

Место и время создания. Песнопения с ремаркой «опекалов», «опекаловское» уже не раз вызывали среди специалистов споры относительно авторства, времени и места их создания. Во 2-й пол. XIX — нач. ХХ в. в науке существовало мнение, что их автором является некий мастер-роспевщик по фамилии или прозвищу Опекалов1. Позднее Н. Д. Успенский развил эту гипотезу, утверждая, что этот мастер жил и творил во 2-й пол. XVI столетия в Великом Новгороде2. Действительно, на мысль о новгородском происхождении «опекаловских» песнопений наводят предпосланные им в отдельных случаях ремарки «новгороцкая», «новгородской»3.

В 70-е гг. прошлого столетия версия об авторстве некоего Опекалова была пересмотрена И. Ф. Безугловой. Она высказала мнение, что атрибуция «опека-ловское» производна от названия Опекалово-Вознесенского монастыря Тверской губернии, подобно «кириллову», «тихвинскому», «соловецкому» и прочим роспевам, а песнопения представляют собой плод деятельности роспевщиков местной школы этого монастыря4. На основании имевшихся в ее распоряжении источников исследовательница датировала «опекаловский» роспев сер. XVII столетия5.

В настоящее время точки зрения о тверском происхождении «опекаловско-го» роспева придерживаются многие исследователи, например, Н. П. Парфен-тьев6 и Г. А. Пожидаева7. Главным аргументом в пользу атрибуции «опекалов-ских» песнопений одноименному монастырю служит тождество названий и отсутствие более убедительных версий.

Версия И. Ф. Безугловой была подробно разработана тверским музыковедом Н. К. Дроздецкой8. Она пишет: «На мысль о музыкальной деятельности монастыря исследователя (Безуглову. — Ю. Г.) навело упоминание о "Херувимской опекаловского напева" в описании сборника крюковых рукописей из Тверского музея. Так к интерпретации ремарки "опекаловской" как авторской добавляется ее трактовка как географического названия... Действительно, на территории Старицкого уезда Тверской губернии некогда существовал Опекалов Вознесенский монастырь. В сборнике "Материалы для истории Тверской епархии" мы встречаем такое сообщение: "Вознесенский-Опекаловский мужской монастырь находится в сорока верстах от Старицы. Он, несомненно, существовал в XVI веке, так как упоминается в одной из рукописей 1586 года. Затем опустел и возобновлен только в 1653 г. Зосимой, игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря, к которому он был приписан в 1680 году..."»9. Однако в атрибуции опекаловских

1 Разумовский Д. В. Церковное пение в России. Вып. 2. М., 1868. С. 189; Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России. Т. 1. Вып. 2. М.; Л., 1928. С. 140.
2 Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971. С. 170—185.
3 Например, Трисвятое в БРАН. Собр. Друж. № 748, л. 31 об. озаглавлено «Путь столповой. Новгородской. Волынка именуема. Трисвятое».
4 Безуглова И. Ф. Опекаловский роспев // Памятники культуры. Новые открытия. Л., 1979. С. 196.
5 Там же.
6 Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства Х^-ХОД вв. Школы, центры, мастера. Свердловск, 1991. С. 37.
7 Пожидаева Г. А. Певческие традиции Древней Руси: Очерки теории и стиля. М., 2007. С. 282, 826.
8 См., например: Дроздецкая Н. К. Опекаловский распев: именование и бытование // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2005. Вып. 1 (19). С. 80-91.
9 Там же. С. 81.

песнопений тверскому монастырю есть два слабых места: это статус монастыря и время происхождения «опекаловских» песнопений.

Как было уже упомянуто, И. Ф. Безуглова относит возникновение «опекаловского» роспева к сер. XVII в. Известно, что в Смутное время монастырь опустел, причем, согласно данным исторических источников, он оставался в полном разорении и после Смуты10. Возрождение обители произошло только после 1653 г., «когда на обезлюдевшую Опекал ову обитель обратил внимание настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря Зосима. По его указанию там поселились монахи»11. В 1680 г. в обители, приписанной к Иосифо-Волоцкому монастырю, проживали лишь семь монахов, дьячок и столько же трудников, а во 2-й четв. XVIII в., по историческим документам, она и вовсе предстает уже обветшалой и безлюдной12. Поэтому трудно предположить, что в сер. XVII в. или позднее там были написаны шедевры древнерусского песнотворчества.

Н. К. Дроздецкая полагает, что «опекаловские» песнопения создали столетием ранее, в 1560—1590-е гг., когда монастырь переживал пору своего расцвета, и не певцы из монастырской братии, а приглашенный певчий дьяк13. Однако ее гипотеза также содержит ряд внутренних противоречий. Согласно предположению Н. К. Дроздецкой, во 2-й пол. XVI столетия Опекалов монастырь играл особую роль для князей Старицких и членов боярской оппозиции царю Ивану Грозному и пользовался покровительством знатных боярских родов, делавших в его казну крупные вложения14. Правда, в качестве подтверждения идеи о богатстве монастыря в этот период Н. К. Дроздецкая приводит выдержку из описи его имущества за 1680 г., что, мягко говоря, некорректно. (Эта опись, кстати, никаких особых богатств, кроме элементов иконостаса и других икон, не указывает15.) При этом в обители, по-видимому, отсутствовало сколько-нибудь значимое книжное собрание: от 2-й пол. XVI в. не сохранилось не только ни одного списка «опекаловских» песнопений, но и вообще следов монастырской библиотеки. Известен только один письменный памятник, происходящий из Опекаловского монастыря, — это Канонник (Богородичник), находящийся в РГБ в собрании Троице-Сергиевой лавры16. Напрашивается вывод, что крупной библиотеки в монастыре не существовало. Кроме того, согласно писцовым книгам Старицкого уезда, все строения в Опекаловом монастыре были только деревянными17; это по меньшей мере странно для богатого монастыря, тем более такого, который при определенных условиях мог стать оплотом оппозиции в противостоянии царю. Эти факты заставляют поставить под сомнение версию о том, что Опекалов монастырь когда-либо был крупным и значимым. Следовательно, и утверждение, что «опекаловские» песнопения были созданы в тверском Опекалово-Вознесенском монастыре, не находит в источниках убедительного подкрепления.

10 Дроздецкая Н. К. Указ. соч. С. 86, 88.
11 Там же. С. 88.
12 Там же. С. 88-89; Безуглова И. Ф. Указ. соч. С. 196.
13 Дроздецкая Н. К. Указ. соч. С. 86.
14 Там же. С. 84-85.
15 Там же.
16 Там же. С. 83-84.
17 Там же. С. 88.

Репертуар и источники. На сегодня известны три «опекаловских» песнопения: «Трисвятое надгробное», стихера на целование плащаницы «Придете ублажим Иосифа» и «Достойно есть»18.

И. Ф. Безуглова считает, что существует, но пока не найдена «опекаловская» Херувимская19. В этом она опирается на сведения, опубликованные в 1897 г. В. В. Зверинским: «В Тверском музее хранится сборник крюковых нот, в котором помещена Херувимская Опекаловского напева»20. Говоря так, В. В. Зверинский, по-видимому, опирается на «Описание Тверского музея», составленное десятью годами ранее другим исследователем, А. К. Жизневским21, но при этом трактует «Описание» весьма вольно. В свою очередь И. Ф. Безуглова не подвергает данные В. В. Зверинского проверке. Совместно с Н. К. Дроздецкой мы разыскали в Тверском архиве певческий сборник, в котором должна была бы находиться «опекаловская» Херувимская. Оказалось, что на л. 10 над «Иже Херувимы» сделана надпись черными чернилами: «королев плач», а на обороте л. 37 песнопение «Святый Боже» озаглавлено «Опекаловская» (ГАТО. Ф. 1409. Оп. I. № 247). Собственно, в «Описании» А. К. Жизневского именно эти сведения и приведены. Следовательно, Херувимская к «опекаловским» песнопениям не принадлежит.

Два первых песнопения, «Трисвятое надгробное» и стихера «Придете ублажим Иосифа», близки между собой по стилистике, включают общие интонации и с большой вероятностью принадлежат одному автору (Пример 1).

Третье песнопение, «Достойно есть», троегласник22, не похоже на них, зато имеет сходство с «большим Лукошковом» распевом благовещенской стихеры по 50-м псалме «Благовествует Гавриил»23. «Достойно есть» известно только в одном списке кон. XVII в., где редакция текста пореформенная24, и остается неизвестным, существовала ли первоначально его наонная версия.

«Опекаловское» Трисвятое известно в ряде пореформенных списков25, а также как минимум в трех дореформенных26. «Опекаловское» «Придете ублажим Иосифа», кроме источников, указанных другими исследователями27, выявлено

18 В рукописи ГИМ. Синод. певч. собр. № 151, л. 137 содержится заголовок «опекаловская демеством», однако само песнопение отсутствует. Благодарю Л. В. Кондрашкову, любезно сообщившую мне этот факт.
19 Безуглова И. Ф. Указ. соч. С. 203.
20 Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 3. СПб., 1897. С. 211. Цит. по: Безуглова И. Ф. Указ. соч. С. 196, 203.
21 Жизневский А. К. Описание Тверского музея. М., 1888. № 537, 618. Цит. по: Дроздец-кая Н. К. Указ. соч. С. 81.
22 В напеве присутствуют фрагменты 2, 7 и 6-го гласов.
23 См., например: РГБ. Ф. 210. № 1. Л. 209.
24 Список РНБ. Кир.-Бел. № 677/934, кон. XVII в. Л. 122 введен в научный оборот Н. Д. Успенским.
25 Н. Д. Успенским указана нотолинейная рукопись РНБ. Мих. Q.14, другие примеры: ГИМ. Синод. певч. собр. № 188, № 727, № 872 (4-голосные Праздники; заголовок относится к партии тенора. Благодарю Л. В. Кондрашкову, любезно указавшую мне на данную рукопись).
26 РГБ. Ф. 379. № 29. Л. 115 об.; Ф. 228. № 36. Л. 218; РНБ. Тит. № 3362. Л. 185 об.
27 Н. Д. Успенским указан нотолинейный список ГИМ. Синод. певч. собр. № 127. Л. 415 об., И. Ф. Безугловой — крюковой список РГБ. Ф. 379. № 29. Л. 111.

Пример 1

Тит. № 3362 у д.&л

Ф. 272. № 283 У 7&&г;*н У- &к №

Тит. № 3362

л. 185 об.

Ф. 272. № 283 я 1&& Г- У г л

Тит. № 3362 У У > к к К

л. 185 об.

Ф. 272. № 283 Г 1

нами еще в шести крюковых списках. Все они представляют наонную редакцию, а крюковая нотация в них снабжена киноварными пометами28.

Автор. В списке РГБ. Ф. 272. № 28329, л. 106 в надписании песнопения в качестве автора «перевода» упомянут некто «Леонтий диякон» (Пример 2).

В истории древнерусского церковного пения с именем Леонтий известны три личности.

Первый Леонтий — мастеропевец-теоретик, чье имя известно благодаря созданной им системе степенных помет — одной из нескольких существовавших на Руси в 1-й пол. XVII в. — и зафиксированной в дополнительном фрагменте «Сказания о подметках» в рукописи РНБ. О.ХМ1.19, л. 64 об.30 Система Леонтия включает семь помет, изначально предназначенных для семи центральных ступеней звукоряда; отличительным признаком ее является обозначение первых ступеней мрачного и тресветлого согласий литерами и Также в рукописи БРАН. 32.16.18, л. 333 об. именем Леонтия надписан розвод двух строк 2-го гласа из славника Благовещения31, оставшихся без нотации: «болшей леонтиевской».

28 РГБ. Ф. 272. № 283. Л. 106; Ф. 210. № 1. Л. 219; Ф. 228. № 36. Л. 219; МДА. № 231907. Л. 314 об.; РНБ. Тит. № 3362. Л. 178; РГАДА. Ф. 188. № 1683. Л. 43 об.
29 Благодарим А. Пихтина, обратившего наше внимание на эту рукопись.
30 Руководство опубликовано: Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. СПб., 1995. С. 210; Шабалин Д. С. Певческие азбуки Древней Руси: тексты. Краснодар, 2003. С. 172. О системе помет Леонтия см.: Гусейнова З. М. Указ. соч. С. 95; Воробьев Е. Е. Ранние памятники теории помет. Н. Новгород, 2004. Рукопись. С. 177, 184-185.
31 Строки «Благовестит Гавриил» и «Змии яже инеине прельсти».

Пример 2

РГБ. Ф. 272. № 283. Л. 106.

О втором Леонтии — также мастеропевце, диаконе и затем «черном дияко-не» — стало известно благодаря исследовательским трудам Н. П. Парфентьева32, который сообщает о нем интереснейшие биографические данные. На основании архивных документов ученому удалось установить, что в начале 1640-х гг. (до 1645 г.) Леонтий служил в Москве диаконом в церкви Николы Явленного у Арбатских ворот, а в сер. 1640-х гг. он удалился в Ярославский Толгский монастырь, где принял иноческий постриг с именем Лаврентий. В бытность Леонтия диаконом в церкви Николы Явленного должность священника в этом храме занимал поп Лука Иванов Тверитин (ранее, в 1620-30-х гг., он служил там же диаконом). Этот поп Лука упоминается в «Сказании о зарембах» в числе мастеров, трудившихся над разработкой системы помет при царе Михаиле Федоровиче (1613-1645), как представитель московской школы: в «Сказании» поп Лука назван «москвитином».

Известно, что храм Николы Явленного, построенный в 1593 г. по приказу Бориса Годунова, в XVTI—XVШ вв. пользовался особым вниманием царской семьи, а его клирики «получали "ругу" — жалование из государевой казны. Очевидно, что причт ружного храма должен был обладать высокими профессиональными качествами прежде всего в области богослужения и церковно-певческого искусства. Упоминание Луки Иванова первым в группе "русских философов" времени царя Михаила Федоровича, занимавшихся усовершенствованием древнего нотного письма, свидетельствует о признании его как мастера в данной сфере»33. На основании архивных источников Н. П. Парфентьев показал также, что Леонтий был хорошо знаком с Лукой Ивановым еще в те годы, когда Лука был диаконом34. Исследователь с полным основанием предполагает, что знакомство

32 Парфентьев Н. П. Малоизвестные мастера Московской школы церковно-певческого искусства XVT—XVИ веков // Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика (к 120-летию кончины Д. В. Разумовского): Материалы международной научной конференции 12-16 мая 2009 г.: сб. статей (Гимнология. Вып. 6.). М., 2011. С. 191-202. С. 197-199.
33 Парфентьев Н. П. Указ. соч. С. 196.
34 Об этом свидетельствуют приписки, сделанные самим Леонтием в певческом сборнике ГАЯО. Кол. рукоп. Оп. 1. № 459 (97) (см.: Парфентьев Н. П. Указ. соч. С. 198).

с Лукой сыграло важную роль в назначении Леонтия диаконом церкви Николы Явленного: вероятно, их сотрудничество обещало быть плодотворным. Важно, что свидетельств о том, что Лука работал над системой помет в годы своего диаконства, нет; по-видимому, он занялся данным предметом позднее, уже будучи

попом35.

К сожалению, Н. П. Парфентьев не соотнес личности московского диакона Леонтия и Леонтия — мастеропевца-творца помет, несмотря на то что тот и другой жили в одно время и были так или иначе причастны к проблематике древнерусской теории помет. На наш взгляд, это один и тот же человек.

Третий Леонтий, тоже диакон, — автор «перевода» «опекаловского» «Придете ублажим Иосифа». Прямых указаний на то, что в Никольской церкви у Арбатских ворот служил именно он конечно же не имеется. Налицо, однако, следующие факты:

1) все известные списки «опекаловского» «Придете ублажим Иосифа» пометные, а беспометных не найдено;
2) некоторые списки данного песнопения находятся в рукописях, определенно связанных с государевыми певчими дьяками (подробнее об этом будет сказано ниже);
3) постоянное место пребывания этих дьяков — Москва.

В данном контексте отождествление личности московского диакона Леонтия, клирика храма Николы Явленного, мастеропевца Леонтия, автора системы киноварных помет, имевшего общение с другим «творцом помет» попом Лукой Ивановым, и диакона Леонтия, автора пометного «перевода» «опекаловского» «Придете ублажим Иосифа», представляется весьма вероятным. Имя Леонтия не попало в «Сказания о зарембах» наряду с именем попа Луки, скорее всего, по той причине, что ко времени написания данного руководства (кон. 1660-х — нач. 1670-х гг.) он уже длительное время пребывал в Толгском монастыре, не участвуя в жизни московских мастеропевцев и нося иноческое имя Лаврентий.

«Опекаловское» «Придете ублажим Иосифа»

Состав и некоторые палеографические особенности рукописей. Авторство «Леонтия диякона» предпослано только одному из «опекаловских» песнопений — «Придете ублажим Иосифа», поэтому остановимся на некоторых палеографических особенностях тех рукописей, в которых содержатся крюковые списки именно этого песнопения. Их состав и нотация дают важную информацию о времени создания этого песнопения.

Четыре манускрипта, по-видимому, были написаны и бытовали в элитарной среде певцов-профессионалов самого высокого уровня: это Триодь РГАДА. Ф. 188. № 1683 и певческие сборники РГБ. Ф. 379. № 29, Ф. 210. № 1 и Ф. 228. № 36.

Триодь РГАДА. Ф. 188. № 1683 входила в библиотеку Государевых певчих дьяков36. В ней в изобилии содержатся песнопения большого роспева; «опекалов35 Парфентьев Н. П. Указ. соч. С. 198-199.

36 Он же. Древнерусское певческое искусство. С. 37.

ское» «Придете ублажим Иосифа» помещено на ряду, в соответствии с обычным для данного типа книги местоположением песнопения, причем «опекаловская» певческая версия «Придете ублажим Иосифа» является в книге единственной. Следовательно, писец изначально планировал включить данное песнопение в состав рукописи.

Певческий сборник РГБ. Ф. 379. № 29 имеет индивидуальный состав, в нем неоднократно применяется казанское знамя37, есть образцы демественного многоголосия, а в подборке стихов покаянных два имеют заглавие «воиньской»38. Последнее может указывать на тот факт, что певчие дьяки, сопровождавшие царя в военных походах, брали данную рукопись с собой (Пример 3).

Пример 3

РГБ. Ф. 379. № 29. Л. 131 об.

Если принять версию, что диакон Леонтий, автор «перевода» «опекаловско-го» «Придете ублажим Иосифа», жил в Москве, то вполне вероятно, что созданный им пометный «перевод» был не только известен в среде государевых певчих дьяков, но и включен в использовавшиеся ими рукописи.

Певческий сборник РГБ. Ф. 210. № 1 — также весьма неординарная рукопись, представляющая собой собрание теоретических руководств и песнопений большого роспева и различных «переводов».

Оба сборника, РГБ. Ф. 379. № 29 и РГБ. Ф. 210. № 1, по самому своему замыслу содержат различные редкие, в т. ч. авторские, «переводы», переписанные из разных протографов; в их число входит и «опекаловское» «Придете ублажим Иосифа». Внутри рукописей песнопения расположены в произвольной последовательности.

Певческий сборник РГБ. Ф. 228. № 36 включает четыре певческие книги: Ирмосы, Обиход полный с фрагментами чинов, Октай и Праздники, а также дополнительные разделы — покаянные стихи и избранные службы святым. В сборнике содержатся песнопения путевого, демественного, большого роспевов, в нем неоднократно применяется казанская нотация39. В многолетиях на л. 161, 193, 193 об., 194, 195 упоминается царь Михаил Феодорович, поэтому время написания манускрипта ограничено датами его правления — с 1613 по 1645 г. «Опека-ловское» «Придете ублажим Иосифа» находится в данной рукописи на ряду, но не в Триоди (как в РГАДА. Ф. 188. № 1683), а в Обиходе, в разделе песнопений Страстной седмицы. Из пяти имеющихся в рукописи версий «Придете ублажим

37 На л. 134 об. есть также указание «путь казаньской».
38 Л. 131 об., 132 об.
39 Например л. 132, 153 об., 158, 195, 239, 255.

Иосифа» «опекаловский» напев помещен первым. Следовательно, «опекалов-ское» «Придете ублажим Иосифа» было создано не позднее 1645 г. — это верхняя граница датировки данного песнопения.

В трех других рукописях, РГБ. Ф. 272. № 283 (Октай), МДА. № 231907 (Ирмосы, Обиход) и РНБ. Тит. № 3362 (Триодь), «опекаловское» «Придете ублажим Иосифа» является дополнением и находится на листах, оставшихся чистыми после написания основных разделов. Можно предположить, что в них «опекаловское» «Придете ублажим Иосифа» было дописано в качестве недавно созданного новшества.

Одна из указанных рукописей, МДА. № 231907, имеет узкую датировку: на л. 266 об. в многолетии упомянут царь Михаил Феодорович, а на л. 268 об. — уже царь Алексей Михайлович, на л. 270 об. в чине новому лету также поминается царь Алексей Михайлович. Как известно, царь Михаил Феодорович скончался в июле 1645 г., тогда же наследником престола стал его сын Алексей Михайлович; следовательно, рукопись МДА. № 231907 была написана в течение 1645 г. По-видимому, в это время «опекаловское» «Придете ублажим Иосифа» и получило известность.

Пометы и семиография. Отдельно следует остановиться на особенностях простановки помет в рукописях, содержащих крюковые списки «опекаловско-го» «Придете ублажим Иосифа».

В сборниках РГБ. Ф. 379. № 29 и РГБ. Ф. 210. № 1 нотацией снабжены лишь отдельные песнопения или блоки песнопений, причем в первом из них пометы «опекаловского» «Придете ублажим Иосифа» по составу отличаются от помет в других разделах и песнопениях: пометы в рассматриваемом песнопении и некоторых других — степенные, в иных случаях — относительные40. Во втором сборнике имеющиеся пометы в целом однородны (степенные). В рукописи РГБ. Ф. 228. № 36 пометы имеются во всех певческих книгах (за исключением дополнительного раздела служб святым), однако они различаются в Обиходе и иных разделах: в Ирмосах, Октае и Праздниках звуковысотные пометы относительные, а в Обиходе пометы представляют переходный этап от относительных к степенным. Именно таков характер помет и в «опекаловском» «Придете ублажим Иосифа».

В рукописях, где «опекаловское» «Придете ублажим Иосифа» является дополнением, ситуация с пометами также различна. Октай РГБ. Ф. 272. № 283 — целиком пометная рукопись, но пометы «опекаловского» «Придете ублажим Иосифа» относятся к иной мастерской школе, нежели пометы в основной части книги. В МДА. № 231907 «опекаловское» «Придете ублажим Иосифа» — это единственное песнопение, записанное пометной нотацией. В Триоди РНБ. Тит. № 3362 нотацией снабжены только избранные песнопения и блоки песнопений,

40 В РГБ. Ф. 379. № 29 на л. 61-69 об., 83 об., 116, 136 ранние, относительные пометы, на л. 71-об., 111-112 об., 115 об. — степенные. О термине «относительные пометы» см.: Григорьева В. Ю. Новые данные о ранних (относительных) пометах (на материале рядовых певческих рукописей 1-й пол. XVII в. из С.-Петербургских собраний) // Вестник ПСТГУ. Сер. V: История и теория христианского искусства. 2017. Вып. 26. С. 76—95. С. 78.

причем пометы «опекаловского» «Придете ублажим Иосифа» отличны от помет в других песнопениях.

И только в полностью пометной Триоди РГАДА. Ф. 188. № 1683, где «опе-каловское» «Придете ублажим Иосифа» располагается на ряду, система помет сохраняется единой на протяжении всей рукописи.

Выше было сказано, что все семь выявленных крюковых списков «опека-ловского» «Придете ублажим Иосифа» имеют киноварные пометы. Один из вопросов, которые ставит гипотеза о тождестве личности Леонтия-творца помет и диакона Леонтия-автора «перевода» «опекаловского» «Придете ублажим Иосифа», — это вопрос о соотношении помет в системе мастеропевца Леонтия и в крюковых списках «опекаловского» «Придете ублажим Иосифа». Следует сразу оговориться: уверенности в полноте современных представлений о системе Леонтия нет41.

Как показало исследование, полного совпадения с описанной в «Сказании» системой помет Леонтия нет ни в одном из списков. Но рассмотрим пометы в каждом из них подробнее.

Наиболее краткий ряд звуковысотных помет представлен в списке РГБ. Ф. 228. № 36, здесь их шесть: н, • , м, г:а. Сравнительно с системой Леонтия в этом перечне отсутствует помета, которая обозначала бы 1-ю ступень мрачного согласия, — гн. В одном случае при знаке выписаны две звуковысотные поме-ты42; помета 7 многократно применяется в качестве относительной43 (Пример 4).

Пример 4

РГБ. Ф. 228. № 36. Л. 220 об.

В отдельных случаях при стопицах, стопицах с очком и крюках проставлены признаки-роги, а при крюках, переводках, запятых и подчашиях — признаки-крыжи (Пример 5 а, б). Все признаки выписаны чернилами.

41 Напомним, единственным ее подписным памятником является дополнительный фрагмент «Сказания о подметках» в рукописи РНБ. О.ХУП.19. Л. 64 об.
42 "и л. 219.
43 Л. 219, 219 об., 220, 220 об., 221, 221 об., 222.

Пример 5

РГБ. Ф. 228. № 36. Л. 222

Л. 219 об.

Из помет, обозначающих иные характеристики певческих знаков, следует упомянуть пометы о (однако), маркирующие одинаковую звуковысотность тех знаков, у которых они выписаны, ^ (откинь), с (скоро) и г. Один раз в песнопении встречается термин спуск44 (Пример 6).

РГБ. Ф. 228. № 36. Л. 219 об.

В данном списке «опекаловского» «Придете ублажим Иосифа» писцом применяется ряд знаков, редких и необычных для знаменной нотации: это статья малозакрытая с чашкой (Пример 7а), стрела мрачная с сорочьей ножкой и подверткой (Пример 7б), подчашие светлое с подверткой (Пример 7в), крюк светлый с облачком (Пример 7г).

Пример 6

Пример 7

РГБ. Ф. 228. № 36. Л. 219 об.

44 Л. 219 об.

Л.221 Л. 220

В списке РГБ. Ф. 272. № 283 представлен ряд из семи звуковысотных помет н,*, "", г:а, ""-345. До сравнению с данными, имеющимися о системе Леонтия, в этом перечне недостает пометы гм, а помета""- избыточна. В отдельных случаях при знаках проставлено по две звуковысотные пометы. Местами при крюках и стопицах чернилами проставлены признаки-роги, которые маркируют восходящее движение напева, в единичном случае46 применен киноварный кры-жевой признак (Пример 8), обозначающий распев скамейцы изниска — скачком, а не поступенно.

Пример 8

РГБ. Ф. 272. № 283. Л. 108

В списке МДА. № 231907 состав звуковысотных помет шире, чем у Леонтия, их тринадцать: н,\ "", ^^ и"". Шесть из них используются как синонимы для обозначения одной и той же ступени гораздно высоко: это "г:—:г—мп—гм—м:—:пм. в одном случае помета * , проставленная под знаменем, маркирует ступень гораздно ниско47 и, таким образом, выступает в качестве синонима для гм. Такое употребление * характерно для системы помет Ивана Шайдура — одной из наиболее ранних48 (Пример 9).

45 Она встречается в списке пять раз (л. 106, 108 об.) и обозначает одну и ту же 2-ю ступень тресветлого согласия. Обозначение ступеней тресветлого согласия пометами «с хохлами» в данном списке не применяется.
46 Л. 108.
47 Л. 314 об.
48 Воробьев Е. Е. Указ. соч. С. 178.

Пример 9

МДА. № 231907. Л. 314 об.

В ряде случаев встречаются двойные звуковысотные пометы. Пометы в данном списке применяются не только в качестве степенных, но и как относительные49 (Пример 10).

Пример 10

МДА. № 231907. Л. 316

Из помет других групп необходимо отметить лежачее с (Пример 11а), 0 (однако) и 5 (зри), которые маркируют одинаковую звуковысотность знаков, которые следуют в песнопении не друг за другом, а находятся на некотором расстоянии, а также пометы ш (откинь), с (скоро) (Пример 11б), г и лг.

Пример 11

МДА. № 231907. Л. 314 об.-315

При крюках и стопицах в некоторых случаях имеются черные признаки-роги, обозначающие или верхний звук мотива50, или восходящее движение мелоса51 (иногда, но не всегда, эти функции совпадают). Крыжевые признаки спорадически выписаны киноварью при крюке и запятой. Единожды в записи употреблено архаичное знамя — крюк мрачный с облачком52 (Пример 12).

49 Л. 316, 317, 318.
50 Например, л. 315, 315 об.
51 Л. 316 об.
52 Об этом знамени см.: Шек А. В. Знаки «чашка полная» и «крюк с облачком» в певческих рукописях и теоретических руководствах по знаменной нотации ХУ—ХУ1 веков // Богословский вестник. 2008-2009. № 8-9. С. 376-380.

Пример 12

МДА. № 231907. Л. 316

В списке РГБ. Ф. 379. № 29 звуковысотных помет одиннадцать: это -н, н—, г, н,&, "А : (в), (гв), "А Синонимами являются пометы гн—нг—г, а также г:—:г. у ряда знамен выписано по две звуковысотные пометы. Помета : однократно использована в качестве относительной53.

Среди помет других групп следует отметить помету ро (ровно) (Пример 13а), помету 3 (зри), которая маркирует знаки, находящиеся на одной и той же высоте и входящие в одну и ту же мелодическую формулу, но разнесенные в песнопении на значительное расстояние (Пример 13б), и помету о (однако), которая также отмечает повтор на некотором расстоянии того звуковысотного уровня знака, который был уже обозначен прежде.

Пример 13

РГБ. Ф. 379. № 29. Л. 111, 111 об.-112

Признаки присутствуют только в виде черных рогов при отдельных крюках и маркируют восходящее движение напева. Крюк с облачком применяется трижды54; из семиографических редкостей необходимо отметить также змийцу с чашкой (Пример 13б) и единичное применение скамейцы светлой — знака казанской нотации55 (Пример 14).

Пример 14

РГБ. Ф. 379. № 29. Л. 112 об.

53 Л. 112.
54 Л. 111, 112, 112 об.
55 Л. 112 об.

В списке РГБ. Ф. 210. № 1 звуковысотных помет восемь: н,", г:а,

Отдельной пометы для обозначения ступени гораздно ниско в этом списке нет. Два киноварных признака, крыж и наклонная черточка, перечеркивающая основание знамени, выполняют функцию, аналогичную степенным пометам56: крыж соответствует 1-м ступеням согласий, а черточка — 2-м (Пример 15).

Пример 15

РГБ. Ф. 210. № 1. Л. 224

Как и в списках, рассмотренных ранее, у некоторых знаков выписано по две звуковысотные пометы. В единичных случаях пометы и & применяются как относительные57 (Пример 16).

Пример 16

РГБ. Ф. 210. № 1. Л. 223

Из незвуковысотных помет примечательна д (держи) (Пример 17).

56 Подобное применение признаков было взято на вооружение Александром Мезенцем.
57 Л. 222 об., 223.

Пример 17

РГБ. Ф. 210. № 1. Л. 220

Семиография данного списка выделяется неоднократным использованием знака казанской нотации челюстка с певческим значением двух борзых звуков в восходящем движении (Пример 18а), а также необычных для знаменной нотации змийцы с чашкой, статии малозакрытой с чашкой и статии малозакрытой с сорочьей ножкой (Пример 18б).

Пример 18

РГБ. Ф. 210. № 1. Л. 220 Л. 219 об., 223 об.

Списки МДА. № 231907, РГБ. Ф. 379. № 29 и РГБ. Ф. 210. № 1 превосходят систему Леонтия по количеству звуковысотных помет. Кроме того, в отличие от этой системы в указанных списках используются синонимичные варианты в обозначении ступеней гораздно ниско и в особенности гораздно высоко, а также специальная помета для 2-й ступени тресветлого согласия. Все же пять рассмотренных списков, включая РГБ. Ф. 228. № 36 и Ф. 272. № 283, объединяет отсутствие отдельных помет для обозначения ступеней простого согласия, а также применение принципа сугубого согласия (когда одними и теми же пометами обозначаются ступени, отстоящие друг от друга на кварту). В четырех списках, РГБ. Ф. 228. № 36; МДА. № 231907; РГБ. Ф. 379. № 29 и РГБ. Ф. 210. № 1, пометы иногда функционируют как относительные; в них же применяются указательные и иные пометы, нетипичные для знаменной нотации посл. трети — кон. XVII в. Все перечисленные особенности заставляют отнести списки РГБ. Ф. 228. № 36; Ф. 272. № 283; МДА. № 231907; РГБ. Ф. 379. № 29 и РГБ. Ф. 210. № 1 к начальным этапам становления теории степенных помет, зафиксированным в теоретических руководствах 2-й четв. — сер. XVII в. Признаки в списках РГБ. Ф. 228. № 36; Ф. 272. № 283; МДА. № 231907; РГБ. Ф. 379. № 29 по своему значению близки

к их применению в казанской нотации58, а в списке РГБ. Ф. 210. № 1 функционируют иначе — подобно мезенцевским, но не тождественно им. Создание указанных пяти списков ранее посл. трети XVII в. подтверждается и спорадическим введением в запись казанских знамен, а также использованием редких знаков знаменной нотации.

Списки РГАДА. Ф. 188. № 1683 и РНБ. Тит. № 3362 отражают более поздний этап развития теории помет: звуковысотные пометы являются в них исключительно степенными (не относительными), пометы 5, о, д и т. под. отсутствуют. Принцип сугубого согласия сохраняется и в данных списках.

В списке РГАДА. Ф. 188. № 1683 звуковысотных помет десять: —н,н—,н; , м, -п, -п, Синонимами являются —н-нг. к пометам"п и м в ряде случаев

приписан крыж, который маркирует применение принципа сугубого согласия, а к помете м в двух случаях сверху добавлена точка (хохол). Начертание M при этом не синонимично помете т. к. в обоих случаях обозначает не ступень гораздно высоко, а ступень мало повыше. Двойные звуковысотные пометы в данном списке применены лишь один раз59.

Признаки-роги применяются с крюками и стопицами, маркируя восходящее мелодическое движение, сохранение прежнего высокого уровня или верхний звук мотива.

В списке РНБ. Тит. № 3362 одиннадцать звуковысотных помет: —н, —, i, н,* , м,-п м,-п. Пометы -Г— + и -л— м являются синонимами. Киноварный крыж функционирует здесь не как признак, а как помета и пишется отдельно от певческого знамени. В единичных случаях при певческих знаках проставлены двойные пометы.

Признаки-роги в данном списке применяются исключительно с крюками и обозначают восходящее движение напева.

Из малоупотребительных знаков использована только змийца с чашкой.

Судя по всем перечисленным признакам, списки РГАДА. Ф. 188. № 1683 и РНБ. Тит. № 3362 были созданы в то время, когда теория помет уже находилась на высоком уровне развития, но еще не пришла к своему окончательному виду. В теоретических руководствах данный этап был закреплен в сер. — 3-й четв. XVII в.

Итак, по количеству звуковысотных помет все шесть крюковых списков «опекаловского» «Придете ублажим Иосифа» превосходят систему Леонтия. Важными отличиями от нее являются наличие синонимичных вариантов в обозначении ступеней гораздно ниско (включая единичный шайдуровский вариант, , в списке МДА. № 231907) и гораздно высоко, а также применение специальных помет""5,-п и л для 2-й и 3-й ступеней тресветлого согласия.

В Таблице 1 представлены степенные пометы, использованные в каждом из списков. Нетипичные пометы помещены на темно-сером фоне.

58 См. об этом: Гусейнова З. М. Указ. соч. С. 122—123; Богомолова М. В. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие на примере великой панихиды. Вып. II. М., 2005. С. 114.
59 Л. 44 об.

Таблица 1

Степенные пометы

Согласия Ступени РГБ. Ф.228. №36 РГБ. Ф.272. №283 МДА. № 231907 РГБ. Ф.379. №29 РГБ. Ф. 210. № 1 РГАДА. Ф. 188. № 1683 РНБ. Тит. № 3362

01 о р о со и о р. н III тп

II 1-13 -Г1 Т1 -Г) ~Г1

I Т*Х1 гма т XI г7 •> 5 мт т&л1 МП ХЗ/И ^(ГВ), ХГГ7 Г-Х1 М 5 XI ТП м •>

о 0 ч н 01 со и III XI XI -п XI -п -п

II ■п -п п п ~п -п

I Л1 • • (М 9 •

О) о X ВТ ез о. г III • • • •

II н н г г н т г

I Т&Н • -ГЫ 1 нг г •> ты мг •> гм г 4 1 1г

о о н и о о. в III

Как видно из Таблицы 1, не во всех списках есть пометы для обозначения ступени гораздно ниско; также необычны пометы &ПБ, мт, тм, ^м, нт.

Во всех списках применяется принцип сугубого согласия.

В четырех списках, РГБ. Ф. 228. № 36; МДА. № 231907; РГБ. Ф. 379. № 29 и РГБ. Ф. 210. № 1, звуковысотные пометы в отдельных случаях функционируют не как степенные, а как относительные.

В этих же списках применяются указательные и иные пометы, встречающиеся в знаменной нотации во 2-й трети — сер. XVII в.

В Таблице 2 показано, какие указательные и прочие пометы присутствуют в каждом из списков. Те из них, которые показательны для промежутка времени со 2-й трети до сер. XVII в., в Таблице 2 отмечены темным фоном.

Таблица 2

Указательные и прочие пометы

РГБ. Ф. 228. №36 РГБ. Ф.272. №283 МДА-№ 231907 РГБ. Ф.379. №29 РГБ. Ф. 210. № 1 РГАДА-Ф. 188. № 1683 РНБ. Тит. № 3362

Р С Г Г, СО Г С С

АО Ло

(С tc 1С (С tc (С

У У У У У У

3 3 3 3

f С & OJ

Р лежачее

О о о

Из других семиогр?

"ОПЕКАЛОВСКИЙ" РОСПЕВ МАСТЕРОПЕВЕЦ ЛЕОНТИЙ "ПРИДЕТЕ УБЛАЖИМ ИОСИФА" КИНОВАРНЫЕ ПОМЕТЫ СИСТЕМА ПОМЕТ ДРЕВНЕРУССКИЕ ПЕСНОПЕНИЯ ЗНАМЕННЫЙ РОСПЕВ "opekalovskiy" rospev masteropevets leonty "pridete ublazhim iosifa"
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты