Вестник ПСТГУ
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 34. С. 111-133 БОТ: 10.15382Мш^201934Л11-133
Григорьев Юрий Алексеевич, руководитель хора, Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции Российская Федерация,105082 г. Москва, Бакунинская ул., д. 83, стр. 3 dagdanilog@gmail.com ОИСГО: 0000-0003-1826-359Х
Григорьева Вероника Юрьевна, канд. искусствоведения, доцент кафедры регентования ПСТГУ Российская Федерация,127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1 veronikagrigorjevaveronika@yandex.rш ОИСГО: 0000-0002-0934-792Х
Новые данные об авторстве и датировке
«ОПЕКАГОВСКОГО» РОСПЕВА Ю. А. Григорьев, В. Ю. Григорьева
Аннотация: Песнопения с ремаркой «опекалов», «опекаловское» уже не раз вызывали среди специалистов споры относительно авторства, времени и места их создания. В настоящее время многие исследователи придерживаются точки зрения о тверском происхождении «опекаловского» роспева, связывая его с Опекалово-Вознесенским монастырем. Новонайденные крюковые списки «опекаловских» песнопений заставляют пересмотреть устоявшееся мнение: они содержат сведения, которые указывают на создание и бытование этих песнопений в среде московских мастеропевцев. Главным аргументом в пользу новой версии является указание автора «опекаловского» песнопения «Придете ублажим Иосифа» — это «Леонтий диякон». Этот мастеропевец известен в истории древнерусского церковного пения как творец одной из систем киноварных помет. Другие архивные материалы свидетельствуют о его знакомстве с попом Лукой из московской церкви Николы Явленного у Арбатских ворот. Позднее Леонтий принял иноческий постриг в Ярославском Толгском монастыре, поэтому его имя не попало в перечень роспевщиков «Сказания о зарем-бах». Особенности нотации, системы киноварных помет в крюковых списках «Придете ублажим Иосифа», а также палеографические особенности содержащих их рукописей указывают на время создания «опекаловского» «Придете ублажим Иосифа» — это 2-я треть — сер. XVII в.
«Опекаловский» роспев
Место и время создания. Песнопения с ремаркой «опекалов», «опекаловское» уже не раз вызывали среди специалистов споры относительно авторства, времени и места их создания. Во 2-й пол. XIX — нач. ХХ в. в науке существовало мнение, что их автором является некий мастер-роспевщик по фамилии или прозвищу Опекалов1. Позднее Н. Д. Успенский развил эту гипотезу, утверждая, что этот мастер жил и творил во 2-й пол. XVI столетия в Великом Новгороде2. Действительно, на мысль о новгородском происхождении «опекаловских» песнопений наводят предпосланные им в отдельных случаях ремарки «новгороцкая», «новгородской»3.
В 70-е гг. прошлого столетия версия об авторстве некоего Опекалова была пересмотрена И. Ф. Безугловой. Она высказала мнение, что атрибуция «опека-ловское» производна от названия Опекалово-Вознесенского монастыря Тверской губернии, подобно «кириллову», «тихвинскому», «соловецкому» и прочим роспевам, а песнопения представляют собой плод деятельности роспевщиков местной школы этого монастыря4. На основании имевшихся в ее распоряжении источников исследовательница датировала «опекаловский» роспев сер. XVII столетия5.
В настоящее время точки зрения о тверском происхождении «опекаловско-го» роспева придерживаются многие исследователи, например, Н. П. Парфен-тьев6 и Г. А. Пожидаева7. Главным аргументом в пользу атрибуции «опекалов-ских» песнопений одноименному монастырю служит тождество названий и отсутствие более убедительных версий.
Версия И. Ф. Безугловой была подробно разработана тверским музыковедом Н. К. Дроздецкой8. Она пишет: «На мысль о музыкальной деятельности монастыря исследователя (Безуглову. — Ю. Г.) навело упоминание о "Херувимской опекаловского напева" в описании сборника крюковых рукописей из Тверского музея. Так к интерпретации ремарки "опекаловской" как авторской добавляется ее трактовка как географического названия... Действительно, на территории Старицкого уезда Тверской губернии некогда существовал Опекалов Вознесенский монастырь. В сборнике "Материалы для истории Тверской епархии" мы встречаем такое сообщение: "Вознесенский-Опекаловский мужской монастырь находится в сорока верстах от Старицы. Он, несомненно, существовал в XVI веке, так как упоминается в одной из рукописей 1586 года. Затем опустел и возобновлен только в 1653 г. Зосимой, игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря, к которому он был приписан в 1680 году..."»9. Однако в атрибуции опекаловских
песнопений тверскому монастырю есть два слабых места: это статус монастыря и время происхождения «опекаловских» песнопений.
Как было уже упомянуто, И. Ф. Безуглова относит возникновение «опекаловского» роспева к сер. XVII в. Известно, что в Смутное время монастырь опустел, причем, согласно данным исторических источников, он оставался в полном разорении и после Смуты10. Возрождение обители произошло только после 1653 г., «когда на обезлюдевшую Опекал ову обитель обратил внимание настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря Зосима. По его указанию там поселились монахи»11. В 1680 г. в обители, приписанной к Иосифо-Волоцкому монастырю, проживали лишь семь монахов, дьячок и столько же трудников, а во 2-й четв. XVIII в., по историческим документам, она и вовсе предстает уже обветшалой и безлюдной12. Поэтому трудно предположить, что в сер. XVII в. или позднее там были написаны шедевры древнерусского песнотворчества.
Н. К. Дроздецкая полагает, что «опекаловские» песнопения создали столетием ранее, в 1560—1590-е гг., когда монастырь переживал пору своего расцвета, и не певцы из монастырской братии, а приглашенный певчий дьяк13. Однако ее гипотеза также содержит ряд внутренних противоречий. Согласно предположению Н. К. Дроздецкой, во 2-й пол. XVI столетия Опекалов монастырь играл особую роль для князей Старицких и членов боярской оппозиции царю Ивану Грозному и пользовался покровительством знатных боярских родов, делавших в его казну крупные вложения14. Правда, в качестве подтверждения идеи о богатстве монастыря в этот период Н. К. Дроздецкая приводит выдержку из описи его имущества за 1680 г., что, мягко говоря, некорректно. (Эта опись, кстати, никаких особых богатств, кроме элементов иконостаса и других икон, не указывает15.) При этом в обители, по-видимому, отсутствовало сколько-нибудь значимое книжное собрание: от 2-й пол. XVI в. не сохранилось не только ни одного списка «опекаловских» песнопений, но и вообще следов монастырской библиотеки. Известен только один письменный памятник, происходящий из Опекаловского монастыря, — это Канонник (Богородичник), находящийся в РГБ в собрании Троице-Сергиевой лавры16. Напрашивается вывод, что крупной библиотеки в монастыре не существовало. Кроме того, согласно писцовым книгам Старицкого уезда, все строения в Опекаловом монастыре были только деревянными17; это по меньшей мере странно для богатого монастыря, тем более такого, который при определенных условиях мог стать оплотом оппозиции в противостоянии царю. Эти факты заставляют поставить под сомнение версию о том, что Опекалов монастырь когда-либо был крупным и значимым. Следовательно, и утверждение, что «опекаловские» песнопения были созданы в тверском Опекалово-Вознесенском монастыре, не находит в источниках убедительного подкрепления.
Репертуар и источники. На сегодня известны три «опекаловских» песнопения: «Трисвятое надгробное», стихера на целование плащаницы «Придете ублажим Иосифа» и «Достойно есть»18.
И. Ф. Безуглова считает, что существует, но пока не найдена «опекаловская» Херувимская19. В этом она опирается на сведения, опубликованные в 1897 г. В. В. Зверинским: «В Тверском музее хранится сборник крюковых нот, в котором помещена Херувимская Опекаловского напева»20. Говоря так, В. В. Зверинский, по-видимому, опирается на «Описание Тверского музея», составленное десятью годами ранее другим исследователем, А. К. Жизневским21, но при этом трактует «Описание» весьма вольно. В свою очередь И. Ф. Безуглова не подвергает данные В. В. Зверинского проверке. Совместно с Н. К. Дроздецкой мы разыскали в Тверском архиве певческий сборник, в котором должна была бы находиться «опекаловская» Херувимская. Оказалось, что на л. 10 над «Иже Херувимы» сделана надпись черными чернилами: «королев плач», а на обороте л. 37 песнопение «Святый Боже» озаглавлено «Опекаловская» (ГАТО. Ф. 1409. Оп. I. № 247). Собственно, в «Описании» А. К. Жизневского именно эти сведения и приведены. Следовательно, Херувимская к «опекаловским» песнопениям не принадлежит.
Два первых песнопения, «Трисвятое надгробное» и стихера «Придете ублажим Иосифа», близки между собой по стилистике, включают общие интонации и с большой вероятностью принадлежат одному автору (Пример 1).
Третье песнопение, «Достойно есть», троегласник22, не похоже на них, зато имеет сходство с «большим Лукошковом» распевом благовещенской стихеры по 50-м псалме «Благовествует Гавриил»23. «Достойно есть» известно только в одном списке кон. XVII в., где редакция текста пореформенная24, и остается неизвестным, существовала ли первоначально его наонная версия.
«Опекаловское» Трисвятое известно в ряде пореформенных списков25, а также как минимум в трех дореформенных26. «Опекаловское» «Придете ублажим Иосифа», кроме источников, указанных другими исследователями27, выявлено
Пример 1
Тит. № 3362 у д.&л
Ф. 272. № 283 У 7&&г;*н У- &к №
Тит. № 3362
л. 185 об.
Ф. 272. № 283 я 1&& Г- У г л
Тит. № 3362 У У > к к К
л. 185 об.
Ф. 272. № 283 Г 1
нами еще в шести крюковых списках. Все они представляют наонную редакцию, а крюковая нотация в них снабжена киноварными пометами28.
Автор. В списке РГБ. Ф. 272. № 28329, л. 106 в надписании песнопения в качестве автора «перевода» упомянут некто «Леонтий диякон» (Пример 2).
В истории древнерусского церковного пения с именем Леонтий известны три личности.
Первый Леонтий — мастеропевец-теоретик, чье имя известно благодаря созданной им системе степенных помет — одной из нескольких существовавших на Руси в 1-й пол. XVII в. — и зафиксированной в дополнительном фрагменте «Сказания о подметках» в рукописи РНБ. О.ХМ1.19, л. 64 об.30 Система Леонтия включает семь помет, изначально предназначенных для семи центральных ступеней звукоряда; отличительным признаком ее является обозначение первых ступеней мрачного и тресветлого согласий литерами и Также в рукописи БРАН. 32.16.18, л. 333 об. именем Леонтия надписан розвод двух строк 2-го гласа из славника Благовещения31, оставшихся без нотации: «болшей леонтиевской».
Пример 2
РГБ. Ф. 272. № 283. Л. 106.
О втором Леонтии — также мастеропевце, диаконе и затем «черном дияко-не» — стало известно благодаря исследовательским трудам Н. П. Парфентьева32, который сообщает о нем интереснейшие биографические данные. На основании архивных документов ученому удалось установить, что в начале 1640-х гг. (до 1645 г.) Леонтий служил в Москве диаконом в церкви Николы Явленного у Арбатских ворот, а в сер. 1640-х гг. он удалился в Ярославский Толгский монастырь, где принял иноческий постриг с именем Лаврентий. В бытность Леонтия диаконом в церкви Николы Явленного должность священника в этом храме занимал поп Лука Иванов Тверитин (ранее, в 1620-30-х гг., он служил там же диаконом). Этот поп Лука упоминается в «Сказании о зарембах» в числе мастеров, трудившихся над разработкой системы помет при царе Михаиле Федоровиче (1613-1645), как представитель московской школы: в «Сказании» поп Лука назван «москвитином».
Известно, что храм Николы Явленного, построенный в 1593 г. по приказу Бориса Годунова, в XVTI—XVШ вв. пользовался особым вниманием царской семьи, а его клирики «получали "ругу" — жалование из государевой казны. Очевидно, что причт ружного храма должен был обладать высокими профессиональными качествами прежде всего в области богослужения и церковно-певческого искусства. Упоминание Луки Иванова первым в группе "русских философов" времени царя Михаила Федоровича, занимавшихся усовершенствованием древнего нотного письма, свидетельствует о признании его как мастера в данной сфере»33. На основании архивных источников Н. П. Парфентьев показал также, что Леонтий был хорошо знаком с Лукой Ивановым еще в те годы, когда Лука был диаконом34. Исследователь с полным основанием предполагает, что знакомство
с Лукой сыграло важную роль в назначении Леонтия диаконом церкви Николы Явленного: вероятно, их сотрудничество обещало быть плодотворным. Важно, что свидетельств о том, что Лука работал над системой помет в годы своего диаконства, нет; по-видимому, он занялся данным предметом позднее, уже будучи
попом35.
К сожалению, Н. П. Парфентьев не соотнес личности московского диакона Леонтия и Леонтия — мастеропевца-творца помет, несмотря на то что тот и другой жили в одно время и были так или иначе причастны к проблематике древнерусской теории помет. На наш взгляд, это один и тот же человек.
Третий Леонтий, тоже диакон, — автор «перевода» «опекаловского» «Придете ублажим Иосифа». Прямых указаний на то, что в Никольской церкви у Арбатских ворот служил именно он конечно же не имеется. Налицо, однако, следующие факты:
В данном контексте отождествление личности московского диакона Леонтия, клирика храма Николы Явленного, мастеропевца Леонтия, автора системы киноварных помет, имевшего общение с другим «творцом помет» попом Лукой Ивановым, и диакона Леонтия, автора пометного «перевода» «опекаловского» «Придете ублажим Иосифа», представляется весьма вероятным. Имя Леонтия не попало в «Сказания о зарембах» наряду с именем попа Луки, скорее всего, по той причине, что ко времени написания данного руководства (кон. 1660-х — нач. 1670-х гг.) он уже длительное время пребывал в Толгском монастыре, не участвуя в жизни московских мастеропевцев и нося иноческое имя Лаврентий.
«Опекаловское» «Придете ублажим Иосифа»
Состав и некоторые палеографические особенности рукописей. Авторство «Леонтия диякона» предпослано только одному из «опекаловских» песнопений — «Придете ублажим Иосифа», поэтому остановимся на некоторых палеографических особенностях тех рукописей, в которых содержатся крюковые списки именно этого песнопения. Их состав и нотация дают важную информацию о времени создания этого песнопения.
Четыре манускрипта, по-видимому, были написаны и бытовали в элитарной среде певцов-профессионалов самого высокого уровня: это Триодь РГАДА. Ф. 188. № 1683 и певческие сборники РГБ. Ф. 379. № 29, Ф. 210. № 1 и Ф. 228. № 36.
Триодь РГАДА. Ф. 188. № 1683 входила в библиотеку Государевых певчих дьяков36. В ней в изобилии содержатся песнопения большого роспева; «опекалов35 Парфентьев Н. П. Указ. соч. С. 198-199.
ское» «Придете ублажим Иосифа» помещено на ряду, в соответствии с обычным для данного типа книги местоположением песнопения, причем «опекаловская» певческая версия «Придете ублажим Иосифа» является в книге единственной. Следовательно, писец изначально планировал включить данное песнопение в состав рукописи.
Певческий сборник РГБ. Ф. 379. № 29 имеет индивидуальный состав, в нем неоднократно применяется казанское знамя37, есть образцы демественного многоголосия, а в подборке стихов покаянных два имеют заглавие «воиньской»38. Последнее может указывать на тот факт, что певчие дьяки, сопровождавшие царя в военных походах, брали данную рукопись с собой (Пример 3).
Пример 3
РГБ. Ф. 379. № 29. Л. 131 об.
Если принять версию, что диакон Леонтий, автор «перевода» «опекаловско-го» «Придете ублажим Иосифа», жил в Москве, то вполне вероятно, что созданный им пометный «перевод» был не только известен в среде государевых певчих дьяков, но и включен в использовавшиеся ими рукописи.
Певческий сборник РГБ. Ф. 210. № 1 — также весьма неординарная рукопись, представляющая собой собрание теоретических руководств и песнопений большого роспева и различных «переводов».
Оба сборника, РГБ. Ф. 379. № 29 и РГБ. Ф. 210. № 1, по самому своему замыслу содержат различные редкие, в т. ч. авторские, «переводы», переписанные из разных протографов; в их число входит и «опекаловское» «Придете ублажим Иосифа». Внутри рукописей песнопения расположены в произвольной последовательности.
Певческий сборник РГБ. Ф. 228. № 36 включает четыре певческие книги: Ирмосы, Обиход полный с фрагментами чинов, Октай и Праздники, а также дополнительные разделы — покаянные стихи и избранные службы святым. В сборнике содержатся песнопения путевого, демественного, большого роспевов, в нем неоднократно применяется казанская нотация39. В многолетиях на л. 161, 193, 193 об., 194, 195 упоминается царь Михаил Феодорович, поэтому время написания манускрипта ограничено датами его правления — с 1613 по 1645 г. «Опека-ловское» «Придете ублажим Иосифа» находится в данной рукописи на ряду, но не в Триоди (как в РГАДА. Ф. 188. № 1683), а в Обиходе, в разделе песнопений Страстной седмицы. Из пяти имеющихся в рукописи версий «Придете ублажим
Иосифа» «опекаловский» напев помещен первым. Следовательно, «опекалов-ское» «Придете ублажим Иосифа» было создано не позднее 1645 г. — это верхняя граница датировки данного песнопения.
В трех других рукописях, РГБ. Ф. 272. № 283 (Октай), МДА. № 231907 (Ирмосы, Обиход) и РНБ. Тит. № 3362 (Триодь), «опекаловское» «Придете ублажим Иосифа» является дополнением и находится на листах, оставшихся чистыми после написания основных разделов. Можно предположить, что в них «опекаловское» «Придете ублажим Иосифа» было дописано в качестве недавно созданного новшества.
Одна из указанных рукописей, МДА. № 231907, имеет узкую датировку: на л. 266 об. в многолетии упомянут царь Михаил Феодорович, а на л. 268 об. — уже царь Алексей Михайлович, на л. 270 об. в чине новому лету также поминается царь Алексей Михайлович. Как известно, царь Михаил Феодорович скончался в июле 1645 г., тогда же наследником престола стал его сын Алексей Михайлович; следовательно, рукопись МДА. № 231907 была написана в течение 1645 г. По-видимому, в это время «опекаловское» «Придете ублажим Иосифа» и получило известность.
Пометы и семиография. Отдельно следует остановиться на особенностях простановки помет в рукописях, содержащих крюковые списки «опекаловско-го» «Придете ублажим Иосифа».
В сборниках РГБ. Ф. 379. № 29 и РГБ. Ф. 210. № 1 нотацией снабжены лишь отдельные песнопения или блоки песнопений, причем в первом из них пометы «опекаловского» «Придете ублажим Иосифа» по составу отличаются от помет в других разделах и песнопениях: пометы в рассматриваемом песнопении и некоторых других — степенные, в иных случаях — относительные40. Во втором сборнике имеющиеся пометы в целом однородны (степенные). В рукописи РГБ. Ф. 228. № 36 пометы имеются во всех певческих книгах (за исключением дополнительного раздела служб святым), однако они различаются в Обиходе и иных разделах: в Ирмосах, Октае и Праздниках звуковысотные пометы относительные, а в Обиходе пометы представляют переходный этап от относительных к степенным. Именно таков характер помет и в «опекаловском» «Придете ублажим Иосифа».
В рукописях, где «опекаловское» «Придете ублажим Иосифа» является дополнением, ситуация с пометами также различна. Октай РГБ. Ф. 272. № 283 — целиком пометная рукопись, но пометы «опекаловского» «Придете ублажим Иосифа» относятся к иной мастерской школе, нежели пометы в основной части книги. В МДА. № 231907 «опекаловское» «Придете ублажим Иосифа» — это единственное песнопение, записанное пометной нотацией. В Триоди РНБ. Тит. № 3362 нотацией снабжены только избранные песнопения и блоки песнопений,
причем пометы «опекаловского» «Придете ублажим Иосифа» отличны от помет в других песнопениях.
И только в полностью пометной Триоди РГАДА. Ф. 188. № 1683, где «опе-каловское» «Придете ублажим Иосифа» располагается на ряду, система помет сохраняется единой на протяжении всей рукописи.
Выше было сказано, что все семь выявленных крюковых списков «опека-ловского» «Придете ублажим Иосифа» имеют киноварные пометы. Один из вопросов, которые ставит гипотеза о тождестве личности Леонтия-творца помет и диакона Леонтия-автора «перевода» «опекаловского» «Придете ублажим Иосифа», — это вопрос о соотношении помет в системе мастеропевца Леонтия и в крюковых списках «опекаловского» «Придете ублажим Иосифа». Следует сразу оговориться: уверенности в полноте современных представлений о системе Леонтия нет41.
Как показало исследование, полного совпадения с описанной в «Сказании» системой помет Леонтия нет ни в одном из списков. Но рассмотрим пометы в каждом из них подробнее.
Наиболее краткий ряд звуковысотных помет представлен в списке РГБ. Ф. 228. № 36, здесь их шесть: н, • , м, г:а. Сравнительно с системой Леонтия в этом перечне отсутствует помета, которая обозначала бы 1-ю ступень мрачного согласия, — гн. В одном случае при знаке выписаны две звуковысотные поме-ты42; помета 7 многократно применяется в качестве относительной43 (Пример 4).
Пример 4
РГБ. Ф. 228. № 36. Л. 220 об.
В отдельных случаях при стопицах, стопицах с очком и крюках проставлены признаки-роги, а при крюках, переводках, запятых и подчашиях — признаки-крыжи (Пример 5 а, б). Все признаки выписаны чернилами.
Пример 5
РГБ. Ф. 228. № 36. Л. 222
Л. 219 об.
Из помет, обозначающих иные характеристики певческих знаков, следует упомянуть пометы о (однако), маркирующие одинаковую звуковысотность тех знаков, у которых они выписаны, ^ (откинь), с (скоро) и г. Один раз в песнопении встречается термин спуск44 (Пример 6).
РГБ. Ф. 228. № 36. Л. 219 об.
В данном списке «опекаловского» «Придете ублажим Иосифа» писцом применяется ряд знаков, редких и необычных для знаменной нотации: это статья малозакрытая с чашкой (Пример 7а), стрела мрачная с сорочьей ножкой и подверткой (Пример 7б), подчашие светлое с подверткой (Пример 7в), крюк светлый с облачком (Пример 7г).
Пример 6
Пример 7
РГБ. Ф. 228. № 36. Л. 219 об.
Л.221 Л. 220
В списке РГБ. Ф. 272. № 283 представлен ряд из семи звуковысотных помет н,*, "", г:а, ""-345. До сравнению с данными, имеющимися о системе Леонтия, в этом перечне недостает пометы гм, а помета""- избыточна. В отдельных случаях при знаках проставлено по две звуковысотные пометы. Местами при крюках и стопицах чернилами проставлены признаки-роги, которые маркируют восходящее движение напева, в единичном случае46 применен киноварный кры-жевой признак (Пример 8), обозначающий распев скамейцы изниска — скачком, а не поступенно.
Пример 8
РГБ. Ф. 272. № 283. Л. 108
В списке МДА. № 231907 состав звуковысотных помет шире, чем у Леонтия, их тринадцать: н,\ "", ^^ и"". Шесть из них используются как синонимы для обозначения одной и той же ступени гораздно высоко: это "г:—:г—мп—гм—м:—:пм. в одном случае помета * , проставленная под знаменем, маркирует ступень гораздно ниско47 и, таким образом, выступает в качестве синонима для гм. Такое употребление * характерно для системы помет Ивана Шайдура — одной из наиболее ранних48 (Пример 9).
Пример 9
МДА. № 231907. Л. 314 об.
В ряде случаев встречаются двойные звуковысотные пометы. Пометы в данном списке применяются не только в качестве степенных, но и как относительные49 (Пример 10).
Пример 10
МДА. № 231907. Л. 316
Из помет других групп необходимо отметить лежачее с (Пример 11а), 0 (однако) и 5 (зри), которые маркируют одинаковую звуковысотность знаков, которые следуют в песнопении не друг за другом, а находятся на некотором расстоянии, а также пометы ш (откинь), с (скоро) (Пример 11б), г и лг.
Пример 11
МДА. № 231907. Л. 314 об.-315
При крюках и стопицах в некоторых случаях имеются черные признаки-роги, обозначающие или верхний звук мотива50, или восходящее движение мелоса51 (иногда, но не всегда, эти функции совпадают). Крыжевые признаки спорадически выписаны киноварью при крюке и запятой. Единожды в записи употреблено архаичное знамя — крюк мрачный с облачком52 (Пример 12).
Пример 12
МДА. № 231907. Л. 316
В списке РГБ. Ф. 379. № 29 звуковысотных помет одиннадцать: это -н, н—, г, н,&, "А : (в), (гв), "А Синонимами являются пометы гн—нг—г, а также г:—:г. у ряда знамен выписано по две звуковысотные пометы. Помета : однократно использована в качестве относительной53.
Среди помет других групп следует отметить помету ро (ровно) (Пример 13а), помету 3 (зри), которая маркирует знаки, находящиеся на одной и той же высоте и входящие в одну и ту же мелодическую формулу, но разнесенные в песнопении на значительное расстояние (Пример 13б), и помету о (однако), которая также отмечает повтор на некотором расстоянии того звуковысотного уровня знака, который был уже обозначен прежде.
Пример 13
РГБ. Ф. 379. № 29. Л. 111, 111 об.-112
Признаки присутствуют только в виде черных рогов при отдельных крюках и маркируют восходящее движение напева. Крюк с облачком применяется трижды54; из семиографических редкостей необходимо отметить также змийцу с чашкой (Пример 13б) и единичное применение скамейцы светлой — знака казанской нотации55 (Пример 14).
Пример 14
РГБ. Ф. 379. № 29. Л. 112 об.
В списке РГБ. Ф. 210. № 1 звуковысотных помет восемь: н,", г:а,
Отдельной пометы для обозначения ступени гораздно ниско в этом списке нет. Два киноварных признака, крыж и наклонная черточка, перечеркивающая основание знамени, выполняют функцию, аналогичную степенным пометам56: крыж соответствует 1-м ступеням согласий, а черточка — 2-м (Пример 15).
Пример 15
РГБ. Ф. 210. № 1. Л. 224
Как и в списках, рассмотренных ранее, у некоторых знаков выписано по две звуковысотные пометы. В единичных случаях пометы и & применяются как относительные57 (Пример 16).
Пример 16
РГБ. Ф. 210. № 1. Л. 223
Из незвуковысотных помет примечательна д (держи) (Пример 17).
Пример 17
РГБ. Ф. 210. № 1. Л. 220
Семиография данного списка выделяется неоднократным использованием знака казанской нотации челюстка с певческим значением двух борзых звуков в восходящем движении (Пример 18а), а также необычных для знаменной нотации змийцы с чашкой, статии малозакрытой с чашкой и статии малозакрытой с сорочьей ножкой (Пример 18б).
Пример 18
РГБ. Ф. 210. № 1. Л. 220 Л. 219 об., 223 об.
Списки МДА. № 231907, РГБ. Ф. 379. № 29 и РГБ. Ф. 210. № 1 превосходят систему Леонтия по количеству звуковысотных помет. Кроме того, в отличие от этой системы в указанных списках используются синонимичные варианты в обозначении ступеней гораздно ниско и в особенности гораздно высоко, а также специальная помета для 2-й ступени тресветлого согласия. Все же пять рассмотренных списков, включая РГБ. Ф. 228. № 36 и Ф. 272. № 283, объединяет отсутствие отдельных помет для обозначения ступеней простого согласия, а также применение принципа сугубого согласия (когда одними и теми же пометами обозначаются ступени, отстоящие друг от друга на кварту). В четырех списках, РГБ. Ф. 228. № 36; МДА. № 231907; РГБ. Ф. 379. № 29 и РГБ. Ф. 210. № 1, пометы иногда функционируют как относительные; в них же применяются указательные и иные пометы, нетипичные для знаменной нотации посл. трети — кон. XVII в. Все перечисленные особенности заставляют отнести списки РГБ. Ф. 228. № 36; Ф. 272. № 283; МДА. № 231907; РГБ. Ф. 379. № 29 и РГБ. Ф. 210. № 1 к начальным этапам становления теории степенных помет, зафиксированным в теоретических руководствах 2-й четв. — сер. XVII в. Признаки в списках РГБ. Ф. 228. № 36; Ф. 272. № 283; МДА. № 231907; РГБ. Ф. 379. № 29 по своему значению близки
к их применению в казанской нотации58, а в списке РГБ. Ф. 210. № 1 функционируют иначе — подобно мезенцевским, но не тождественно им. Создание указанных пяти списков ранее посл. трети XVII в. подтверждается и спорадическим введением в запись казанских знамен, а также использованием редких знаков знаменной нотации.
Списки РГАДА. Ф. 188. № 1683 и РНБ. Тит. № 3362 отражают более поздний этап развития теории помет: звуковысотные пометы являются в них исключительно степенными (не относительными), пометы 5, о, д и т. под. отсутствуют. Принцип сугубого согласия сохраняется и в данных списках.
В списке РГАДА. Ф. 188. № 1683 звуковысотных помет десять: —н,н—,н; , м, -п, -п, Синонимами являются —н-нг. к пометам"п и м в ряде случаев
приписан крыж, который маркирует применение принципа сугубого согласия, а к помете м в двух случаях сверху добавлена точка (хохол). Начертание M при этом не синонимично помете т. к. в обоих случаях обозначает не ступень гораздно высоко, а ступень мало повыше. Двойные звуковысотные пометы в данном списке применены лишь один раз59.
Признаки-роги применяются с крюками и стопицами, маркируя восходящее мелодическое движение, сохранение прежнего высокого уровня или верхний звук мотива.
В списке РНБ. Тит. № 3362 одиннадцать звуковысотных помет: —н, —, i, н,* , м,-п м,-п. Пометы -Г— + и -л— м являются синонимами. Киноварный крыж функционирует здесь не как признак, а как помета и пишется отдельно от певческого знамени. В единичных случаях при певческих знаках проставлены двойные пометы.
Признаки-роги в данном списке применяются исключительно с крюками и обозначают восходящее движение напева.
Из малоупотребительных знаков использована только змийца с чашкой.
Судя по всем перечисленным признакам, списки РГАДА. Ф. 188. № 1683 и РНБ. Тит. № 3362 были созданы в то время, когда теория помет уже находилась на высоком уровне развития, но еще не пришла к своему окончательному виду. В теоретических руководствах данный этап был закреплен в сер. — 3-й четв. XVII в.
Итак, по количеству звуковысотных помет все шесть крюковых списков «опекаловского» «Придете ублажим Иосифа» превосходят систему Леонтия. Важными отличиями от нее являются наличие синонимичных вариантов в обозначении ступеней гораздно ниско (включая единичный шайдуровский вариант, , в списке МДА. № 231907) и гораздно высоко, а также применение специальных помет""5,-п и л для 2-й и 3-й ступеней тресветлого согласия.
В Таблице 1 представлены степенные пометы, использованные в каждом из списков. Нетипичные пометы помещены на темно-сером фоне.
Таблица 1
Степенные пометы
Согласия Ступени РГБ. Ф.228. №36 РГБ. Ф.272. №283 МДА. № 231907 РГБ. Ф.379. №29 РГБ. Ф. 210. № 1 РГАДА. Ф. 188. № 1683 РНБ. Тит. № 3362
II 1-13 -Г1 Т1 -Г) ~Г1
I Т*Х1 гма т XI г7 •> 5 мт т&л1 МП ХЗ/И ^(ГВ), ХГГ7 Г-Х1 М 5 XI ТП м •>
о 0 ч н 01 со и III XI XI -п XI -п -п
II ■п -п п п ~п -п
I Л1 • • (М 9 •
О) о X ВТ ез о. г III • • • •
II н н г г н т г
I Т&Н • -ГЫ 1 нг г •> ты мг •> гм г 4 1 1г
о о н и о о. в III
Как видно из Таблицы 1, не во всех списках есть пометы для обозначения ступени гораздно ниско; также необычны пометы &ПБ, мт, тм, ^м, нт.
Во всех списках применяется принцип сугубого согласия.
В четырех списках, РГБ. Ф. 228. № 36; МДА. № 231907; РГБ. Ф. 379. № 29 и РГБ. Ф. 210. № 1, звуковысотные пометы в отдельных случаях функционируют не как степенные, а как относительные.
В этих же списках применяются указательные и иные пометы, встречающиеся в знаменной нотации во 2-й трети — сер. XVII в.
В Таблице 2 показано, какие указательные и прочие пометы присутствуют в каждом из списков. Те из них, которые показательны для промежутка времени со 2-й трети до сер. XVII в., в Таблице 2 отмечены темным фоном.
Таблица 2
Указательные и прочие пометы
РГБ. Ф. 228. №36 РГБ. Ф.272. №283 МДА-№ 231907 РГБ. Ф.379. №29 РГБ. Ф. 210. № 1 РГАДА-Ф. 188. № 1683 РНБ. Тит. № 3362
Р С Г Г, СО Г С С
АО Ло
(С tc 1С (С tc (С
У У У У У У
f С & OJ
Р лежачее
О о о
Из других семиогр?