Спросить
Войти

Развитие начального народного образования в Новгородской губернии в первой четверти XIX века

Автор: указан в статье

УДК 93

РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НОВГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ В

ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА

А.В.Костюкова

DEVELOPMENT OF PRIMARY PUBLIC EDUCATION IN NOVGOROD GOVERNORATE IN THE FIRST

QUARTER OF THE 19TH CENTURY

A.V.Kostiukova

Новгородский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте

Российской Федерации, alina@novgor.ranepa.ru

Анализируется состояние начального народного образования в первой четверти XIX века на примере Новгородской губернии. На основании архивных материалов прослеживается развитие уездных и приходских училищ в Новгородской губернии в исследуемый период.

This article analyzes the state of primary public education in the first quarter of the 19th century by the example of Novgorod Governorate. On the basis of archival materials, we traced the history of district and parochial schools in Novgorod Governorate in the mentioned period.

Keyword: primary public education, Ministry of Education, district schools, parochial schools, teachers

В ряду серьезных преобразований социально-экономической и политической жизни России первой четверти XIX века важное место занимают реформаторские шаги в области образования. Впервые в отечественной истории вопросы широкого народного образования становятся предметом государственной заботы, заинтересованности крупнейших и влиятельнейших ведомств.

В 1802 г. была проведена реформа высших органов управления — созданы министерства как высшие исполнительные органы государства. В числе первых восьми министерств было создано Министерство народного просвещения, которому передавались все учебные заведения, кроме военных, духовных и женских.

Все образовательные учреждения были разделены на 4 разряда: приходские и уездные училища, гимназии и университеты.

26 января 1803 г. Указом «Об устройстве училищ» были приняты «Предварительные правила народного просвещения» [1], определившие основы новой образовательной системы. Территория России делилась на шесть учебных округов с университетами во главе каждого из них. Университет контролировал гимназии округа, директор гимназии ведал уездными училищами губернии, а смотритель уездного училища — приходскими училищами уезда.
5 ноября 1804 г. был принят Устав учебных заведений, подведомственных университетам, который предусматривал создание единой системы образования, принципиально допускавшей в учебные заведения все сословия. Эта система также состояла из четырех ступеней: одногодичные приходские, двухгодичные уездные училища, гимназии, университеты.

В городах и селах каждый церковный приход или два прихода, в зависимости от числа прихожан, должны были иметь приходское училище. Помещики по своему усмотрению могли создавать училища в имениях. Приходские училища должны были содержаться полностью за счет местного населения (городских обществ, помещиков и т.д.).

Целью приходских училищ, в первую очередь, была подготовка учеников для поступления в уездные училища, а также обучение детей крестьян и других низших сословий «...для истребления в них суеверия предрассудков, действия коих столь вредны их благополучию, здоровью и состоянию», а также их физическое и нравственное воспитание. В училища принимались «. дети всякого состояния без разбора пола и лет» [2]. Программа приходских училищ Министерства народного просвещения включала чтение, письмо, четыре действия арифметики.

Устав 1804 г. предусматривал содержание уездных училищ за счет казны на основании штатного расписания, с дополнением от городских обществ, которые должны были выделять ежегодно на эти нужды определенные средства[3]. Существовало 3 разряда уездных училищ (в зависимости от размеров их финансового содержания в разных губерниях). На содержание училища первого разряда полагалось 1600 руб. в год, второго — 1410 руб., третьего — 1250 руб. [4] В училища принимались ученики «всякого звания из окончивших приходское училище» [5].

К началу реформы просвещения 1803 г. в Новгородской губернии существовало 6 малых народных училищ, открытых в период правления Екатерины II:

в Старой Руссе, Валдае, Боровичах, Белозерске, Тихвине, Устюжне — и преобразованных в уездные училища после 1803 г. В 1802 г. в них обучалось 359 учеников [6]. В 1805 и 1806 гг. открылись уездные училища в Кириллове и Череповце [7]. Уездное училище в Крестцах было открыто в 1820г. [8]

Согласно имеющимся документам, мнения проверяющих о деятельности и состоянии народных училищ противоречивы. Так, инспектор И.К.Куприянов писал, что в 1805 г. «...при скудном содержании трудно было ожидать хорошего состояния училищ» [9]. Одновременно Н.Я.Озерецковский, посетивший училища в этом же году, нашел их в отличном состоянии [10].

Средства городских обществ выделялись зачастую нерегулярно и произвольно. Только с 1810 г. эти суммы были точнее определены и увеличены. [11, с. 75]

Даже при уездных училищах не было библиотек. Лишь к 1825 г. в некоторых из них появились небольшие коллекции книг за счет пожертвований смотрителей и частных лиц. Иногда в школах не хватало даже самых необходимых учебных книг и пособий. Случалось, что в течение нескольких лет дирекция новгородских училищ не высылала учебных пособий, несмотря на частые просьбы учителей. О положении дел в уездных училищах свидетельствуют рапорты учителей и смотрителей. Из рапорта валдайского учителя 1811 г.: «Честь имею донести, что не могу представить ведомости о сумме, выручаемой за продажу книг, потому что у меня их не имеется.». В рапорте штатного смотрителя этого же училища в 1817 г. сообщалось, что «учащиеся, не имея средств, где купить книги, находятся не в силах исполнять своих обязанностей, а обучающие, не имея без оных способов облегчить детям учение, вынуждены обучать по правилам «Руководства учителям», под заглавием: «Как обучать там, где книг не достает». Учителя к тому же иногда месяцами не получали жалованья и терпели крайнюю нужду. Доказательством служит следующий рапорт тихвинского учителя 1809 г.: «Велено нам получить жалованье от казны чрез руки г. директора. Почему, не получив еще такового сей сентябрьской трети за минувший ноябрь и текущий декабрь месяцы, всепокорнейше просим — благоволите выслать к предстоящему празднику надлежащее за упомянутые месяцы наше жалованье, которое нам весьма нужно.» [12, с. 77-78].

При таких обстоятельствах удерживать на местах постоянных, компетентных учителей было очень трудно.

В 1825 г. в своем отчете начальству директор новгородских училищ объяснял нехватку учителей низким денежным содержанием и сообщал, что «... их выбыло 30 человек, а оставшиеся, при всех убеждениях, ожидают удобного случая к перемене рода службы». Белозерский штатный смотритель Горбунов писал в 1820 г. директору народных училищ: «Ныне же квартиры сделались весьма дороги, ибо я плачу 150 р. из получаемого жалованья, из которого малость остается на содержание себя. Сие самое вынуждает, оставив службу, искать себе другой» [12, с.

80]. Некоторые уездные и приходские училища из-за отсутствия учителей закрывались на несколько лет, хотя еще в 1817 г. при Главном педагогическом институте в Санкт-Петербурге было открыто специальное отделение для подготовки учителей уездных и приходских училищ, чтобы предотвратить закрытие училищ из-за отсутствия учителей. В Уставе 1804 г. было определено, что учителей для училищ будут готовить гимназии, но по ряду причин выпускники гимназий отказывались работать в училищах. Поэтому в указ были внесены изменения и предлагалось принимать во вновь учреждаемое отделение института ежегодно 30 учащихся, желательно детей учителей училищ, в возрасте 12—14 лет, на 4 года, после чего выпускники должны были работать сначала помощниками учителя, а затем учителями с полным государственным обеспечением [13].

Из десяти уездных училищ Новгородской дирекции только три отличались лучшим устройством и большим числом учеников: Боровичское, Старорусское и Новгородское. К тому же и сами эти города были многолюднее и богаче. Успеху обучения способствовали также приходские классы, устроенные при училищах в Новгороде и Боровичах. Приходские училища Министерства народного просвещения существовали в городах Новгороде, Боровичах и Валдае.

Необходимо также упомянуть частные школы в Новгородской губернии. Учителями частных школ были причетники, священники, мещане, приказные, чиновничьи вдовы. Обучали детей азбуке, часослову и псалтыри. Частные приходские училища были открыты в Новгородском Зверине монастыре, в Бело-зерске, в селах Буреги и Марьино Новгородского уезда [14].

В селе Марьино в 1816 г. было открыто частное приходское училище местной помещицей, графиней Софьей Владимировной Строгановой. Преподавал в ней священник Григорий Черницкий, а обучалось в 1817 г. в ней 15 мальчиков, в 1818 г. — уже 25 [16]. Детей первоначально учили грамоте, арифметике, закону Божьему. В 1824г. С.В.Строганова просила разрешения открыть училища, целью которых должна была стать специальная подготовка крестьянских мальчиков для соляных и железоделательных заводов [17]. На следующий год она получила разрешение на расширение имеющегося училища и открытие отделения «земледельческого и сельского хозяйства с разными относящимися к тому ремеслами для образования приказчиков, хлебопашцев и ремесленников» [18]. Обучение длилось 4 года. Первый низший класс работал в Марьино, а во 2, 3 и 4 классе мальчики учились в Петербурге. Летом ученики проходили практику по сельскохозяйственной специальности в Марьино. С 1838 г. Марьинское училище стало самостоятельным и получило название школы практического земледелия и ремесел. В нем готовили мастеров ремесленников: столяров, кузнецов, колесных мастеров, слесарей, плотников, каменщиков, печников, ткачей, сапожников, портных и хлебопашцев. Общее образование в школе было ограничено программой приходского училища Министерства народного просвещения. В 1841 г. в школе училось 64 человека. В 1843 г. школа была закрыта.

Другим примером частной школы может служить школа в имении Грузино в Новгородском уезде, открытая А.А.Аракчеевым в 1816 г. для обучения крепостных мальчиков грамоте [19].

В 1821 г. Министерство народного просвещения потребовало от директора народных училищ Новгородской губернии срочно провести обследование училищ всех ведомств, включая и частные. Результаты исследований Н.К.Отто показали, что с 1809 по 1828 гг. в уездных и приходских училищах Министерства народного просвещения Новгородской губернии обучалось 13 332 ученика, в том числе 4176 — в приходских школах [12, с. 128].

Заканчивали курс обучения немногие, «так как в училищах учились в основном люди низших званий, что объясняет очень малое число окончивших училища. Обыкновенно дети, научившиеся читать и писать, оставляли школу» [11, с. 79]. Следует признать, что успешным развитие образовательных учреждений Министерства народного просвещения назвать нельзя. Родители, которые отдавали детей в училища, ограничивали обучение азами грамотности. Смотритель Валдайского училища писал в 1817 г. в Министерство, что «. родители учащихся первого и особенно второго класса просят, дабы детей их обучать только чтению и письму . объявляя при этом, что в противном случае они не будут их пускать в училище» [12, с. 131].

В первой половине XIX в. вопросы образования и воспитания горячо обсуждались на страницах журналов «Вестник Европы», «Мнемозина», «Московский телеграф», «Молва», «Телескоп», «Патриот», «Северный Вестник» и др. В обществе было сформировано определенное мнение о предназначении различных образовательных учреждений. Министерства и ведомства занимались организацией сословно-профессионального образования. Исключение составляли приходские училища, в которых могли учиться дети разных сословий. Образование низших классов признавалось только как профессиональное и необходимое для практической жизни в соответствии с «обязанностями» сословия.

Журнал «Патриот» писал, что для крестьянских детей полезна практическая подготовка «ко всем механическим искусствам и ко всем родам промышленности», при которой «каждый занимал бы место, ему предназначенное» [19].

В Санкт-Петербурге был открыт Педагогический институт с отделением для подготовки учителей уездных и приходских училищ, университеты готовили учителей для гимназий, гимназии, в свою очередь, — для уездных училищ, а последние — для приходских училищ, но выпускники шли работать учителями только по принуждению: низкий социальный статус учителей и материальные трудности не привлекали молодежь и заставляли их искать другую работу. Кроме того, дворянство не желало учительствовать по сословным соображениям, лицам податного состояния было разрешено преподавать в училищах Министерства народного просвещения только с 1812

г., а крепостные могли работать в школах только с разрешения помещика.

Средств на содержание приходских училищ Министерство не выделяло, городские общества были бедны, и только кое-где появлялись благотворители, которые поддерживали училища. Учителя приходских училищ попадали в полную зависимость от городских обществ или помещиков, школы постоянно испытывали недостаток в преподавателях. Поскольку реформа духовного образования предусматривала участие «священно- и церковнослужителей в устройстве сельских приходских училищ» [20], то в городских приходских школах должны были преподавать священники, причетники или дьяконы, окончившие духовные семинарии. Таким образом, Министерство народного просвещения отдало приходские школы в руки духовенства, и духовенство в первой четверти XIX в. было практически единственным ведомством, которое должно было заниматься низшей ступенью образования.

После окончания войны с Наполеоном наметилось охлаждение правящих кругов к реформам, в том числе к реформе образования. В 1817 г. произошло объединение Министерства духовных дел и Министерства народного просвещения. Вновь была признана необходимой деятельность приходских училищ, однако, порядок финансирования не был определен. Положение в Новгородской губернии при этом всё же отличалось в лучшую сторону. Один из исследователей истории образования России XVIII—XIX вв. С.В.Рождественский отмечал, что в 1808 г. в Санкт-Петербургском учебном округе было 43 уездных города, и только в 5-ти были уездные училища, причем все они располагались в Новгородской губернии. Это были уездные училища в Новгороде, Старой Руссе, Боровичах, Валдае и Тихвине.

Подводя итоги, необходимо отметить следующее:

— в начале XIX в. власть пошла на принятие важнейшего документа в деле развития народного образования — Устава учебных заведений, подведомственных университетам (1804 г.), вполне реформистского, в духе того времени и общих преобразований;

— была развернута серьезная работа по распространению образования, в том числе и начального, вновь созданным специальным государственным ведомством — Министерством народного просвещения, что отчетливо проявилось, в том числе, и в Новгородской губернии;

— учебные заведения, существовавшие к началу XIX в., в значительной части изменились, а также возникли новые — приходские и уездные училища;

— однако ряд объективных и субъективных трудностей — недостаток финансирования, нехватка учителей, позиция властей и городских обществ на местах, невежество основной части населения, стали серьёзным препятствием на пути развития начального народного образования и не позволили реализовать реформаторский потенциал принятых правительством решений на практике. Все это было характерно и для Новгородской губернии, хотя общее положение

дел по развитию начального образования здесь часто было лучше по сравнению с иными губерниями Санкт-Петербургского учебного округа.

1. псз ри 2. псз ри 3. псз ри 4. ПСЗ РИ 5. ПСЗ РИ 1.
1. Т. XXVII. Ст. 20597. 1. Т. XXVIII. Ст. 21497. 1. Т. XXVIII. Ст. 21501. 1. Т. XXVIII. Ст. 21497. 1. Т. XXVII. Ст. 20597.
6. РГИА. Ф. 730. Оп. 2. Д. 182. Л. 10-11 об.
7. РГИА. Ф. 733. Оп. 20. Д. 47. Л. 2.
8. РГИА. Ф. 733. Оп. 1. Д. 320. Л. 31-32.
9. Куприянов И.К. Исторический очерк учреждения и распространения училищ в Новгородской губернии в 17861808 / Русский педагогический вестник. Т. IV, отд. I. 1858. С. 109-132.
10. Озерецковский Н.Я. Обозрение мест от Петербурга до Старой Руссы. СПб., 1806. С. 37.
11. Воронов А.С. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 годы. СПб., 1854. С. 75, 79.
12. Отто Н.К. Материалы для истории учебных заведений Министерства народного просвещения. История Новгородской дирекции народных училищ до 1828 г. СПб., 1865. С. 77-78.
13. ПСЗ РИ — 1. Т. XXXIV. Ст. 27108.
14. РГИА. Ф. 733. Оп. 20. Д. 216. Л. 4.
15. РГИА. Ф. 733. Оп. 20. Д. 195. Л. 7-9.
16. РГИА. Ф. 733. Оп. 20. Д. 322. Л. 1.
17. РГИА. Ф. 733. Оп. 20. Д. 322. Л. 5 об.
18. РГИА. Ф. 383. Оп. 1. Д. 3. Ч. 3. Л. 425.
19. Т. П. Обучение крестьян // Патриот. 1804. Т. 2. С. 154.
20. ПСЗ РИ — 1. Т. XXVIII. Ст. 21610.

References

PSZ — 1 (Complete Collection of Laws of the Russian Empire), Vol. 27, Article 20597.

2. PSZ — 1 (Complete Collection of Laws of the Russian Empire), Vol. 28, Article 21497.
3. PSZ — 1 (Complete Collection of Laws of the Russian Empire), Vol. 28, Article 21501.
4. PSZ — 1 (Complete Collection of Laws of the Russian

Empire), Vol. 28, Article 21497.

5. PSZ — 1 (Complete Collection of Laws of the Russian Empire), Vol. 27, Article 20597.
6. Russian State Historical Archive (RGIA), Fund 730, Inventory 2, File 182, fols. 10-11v.
7. Russian State Historical Archive (RGIA), Fund 733, Inventory 20, File 47, fol. 2.
8. Russian State Historical Archive (RGIA), Fund 733, Inventory 1, File 320, fols. 31-32.
9. Kupriianov I.K. Istoricheskii ocherk uchrezhdeniia i rasprostraneniia uchilishch v Novgorodskoi gubernii v 17861808 [Historical sketch of development of educational institutions in Novgorod Governorate in 1786-1808]. Russkii pedagogicheskii vestnik, 1858, vol. 4, part 1, pp. 109-132.
10. Ozeretskovskii N.Ia. Obozrenie mest ot Peterburga do Staroi Russy [Review of places from St. Petersburg to Staraya Russa]. St. Petersburg, 1806, p. 37.
11. Voronov A.S. Istoriko-statisticheskoe obozrenie uchebnykh zavedenii Sankt-Peterburgskogo uchebnogo okruga s 1715 po 1828 gody [Historical and statistical review of educational institutions of St. Petersburg school district 1715-1828]. St. Petersburg, 1854, p. 75.
12. Otto N.K. Materialy dlia istorii uchebnykh zavedenii Ministerstva narodnogo prosveshcheniia. Istoriia Novgorodskoi direktsii narodnykh uchilishch do 1828 g. [Materials on the history of educational institutions of the Ministry of Education. A history of the Novgorod Directorate of Public Schools until 1828]. St. Petersburg, 1865, pp. 7778.
13. PSZ — 1 (Complete Collection of Laws of the Russian Empire), Vol. 34, Article 27108.
14. Russian State Historical Archive (RGIA), Fund 733, Inventory 20, File 216, fol. 4.
15. Russian State Historical Archive (RGIA), Fund 733, Inventory 20, File 195, fols. 7-9.
16. Russian State Historical Archive (RGIA), Fund 733, Inventory 20, File 322, fol. 1.
17. Russian State Historical Archive (RGIA), Fund 733, Inventory 20, File 322, fol. 5v.
18. Russian State Historical Archive (RGIA), Fund 383, Inventory 1, File 3, Part 3, fol. 425.
19. T. P. Obuchenie krest&ian [Teaching peasants]. Patriot, 1804, vol. 2, p. 154.
20. PSZ — 1 (Complete Collection of Laws of the Russian Empire), Vol. 28, Article 21610.
НАЧАЛЬНОЕ НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ УЕЗДНЫЕ УЧИЛИЩА ПРИХОДСКИЕ УЧИЛИЩА УЧИТЕЛЯ primary public education ministry of education district schools parochial schools teachers
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты