Спросить
Войти

Социальные проблемы перехода отвойны к мирной жизни и пути их решения в канадском обществе

Автор: указан в статье

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 6 (144). История. Вып. 30. С. 138 -143.

М. н. Потёмкина

социальные проблемы перехода от войны к мирной жизни и пути их решения в канадском обществе

Статья посвящена анализу исторического опыта Канады по решению проблем, возникших непосредственно после окончания Второй мировой войны и связанных с демобилизацией военнослужащих из армии. Правительство и общественные организации Канады довольно успешно оказывали социальную помощь по реабилитации ветеранов войны.

1945 г. стал рубежным для всего человечества - закончилась Вторая мировая война. В странах-участницах войны началась перестройка, затронувшая все сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную.

Война стоила Канаде (по официальным данным правительства) 17 млрд. долларов. Людские потери Канады в войне были невелики - 41992 человека, что по отношению ко всему населению страны составило менее 0,35 /о1.

До войны канадское правительство, следуя в фарватере английской политики, проводило политику «умиротворения агрессора», поэтому в начале войны оказалось в некоторой растерянности. Особенностью Канады в годы Второй мировой войны было то, что она не подвергалась угрозе непосредственной высадки немецкого десанта. Центральным вопросом военной политики стал вопрос о конскрипции (введении обязательной воинской повинности). Уже в июне 1940 г. либералы провели через парламент закон «О мобилизации национальных ресурсов», в соответствии с которым мобилизации подлежали холостяки в возрасте от 19 до 45 лет2.11 мая в палату общин был внесён «Билль № 80», отменивший ограничения 3-го раздела закона «О мобилизации национальных ресурсов» 1940 г. (по нему исключалась возможность принудительного набора в армию для заморской службы). Отношение солдат к участию в военных действиях не было позитивным: «...если правительство хочет, чтобы мы отправились за океан, пусть оно пошлёт нас, но мы никогда не сделаем этого по своей воле, дабы вызволить из ловушки политиков»3.

Правительство либералов обещало не вводить конскрипцию для службы за океаном,

призыву подлежали холостяки в возрасте от 19 до 45 лет. Такая возможность избежать мобилизации тут же вызвала рост браков по стране, но правительство объявило браки, заключённые после 15 июля 1940 г. незаконными. В итоге было зарегистрировано около 800 тыс. одиноких мужчин и женщин, что оказалось недостаточно, чтобы выполнить требования закона «О мобилизации национальных ресурсов». После долгих политических споров Национальный плебесцит в апреле 1942 г. разрешил вводить мобилизацию населения на военную службу, но только в декабре 1944 г. правительство приступило к набору призывников для отправки за океан.

Если к началу войны численность канадской армии составляла 67,3 тыс. человек, то к концу войны действующая канадская армия достигла 700 тыс. человек4.

После победы над Германией долгожданный мир не наступил, поскольку в состоянии войны продолжала находиться её союзница - Япония. В апреле 1945 г. на конференции в Сан-Франциско М. Кинг заявил о том, что солдаты должны вернуться домой, а в войне с Японией будут принимать участие только добровольцы. Ветеранам войны в Европе, ставшим добровольцами Тихоокеанских войск, было обещано первоочередное возвращение домой; для них также были предусмотрены дополнительные льготы. В короткие сроки для канадских Тихоокеанских войск было набрано 30 тыс. солдат и 15 тыс. лётчиков добровольцев5.

Только весной 1946 г. в Тронной речи при открытии сессии парламента была поставлена цель демобилизация ВС (кроме оккупационных войск - 25 тыс.) и прозвучал призыв восстановить спецкомиссию по Делам ветеранов.

Но с демобилизацией проблемы ветеранов только начинались: необходимо было оказать помощь в адаптации к мирной жизни нескольким сотням тысяч канадских военнослужащих. Особенностью социального состава ветеранов войны было то, что в основном - это молодые мужчины, часть из которых не имели до армии ни профессии, ни места работы.

Социальная помощь им оказывалась как со стороны государства, так и со стороны многочисленных общественных организаций.

Различные программы и структуры, которые должны были претворить их в жизнь, стали создаваться ещё в ходе войны. В январе 1940 г. был создан Генеральный комитет по демобилизации и восстановлению, в 1944 г. из него выделен Департамент по делам ветеранов. К осени 1945 г. 5 провинций создали специальные комитеты по реабилитации ветеранов (Альберта, Саскичеван, Онтарио, Нью Браунсвик, острова принца Альберта). Правительство Манитобы сочло, что это дублирующие структуры, и организовало эту работу несколько иначе6.

Реабилитационные государственные программы включали в себя следующие мероприятия:

1. Различные денежные выплаты. Такие, как пенсия за время военной службы в зависимости от театра военных действий; реабилитационные месячные выплаты и пособие на одежду в размере 100 $. Можно было получить безвозвратный кредит для продолжения образования, поселения на земле, а также ветеран мог использовать этот кредит на открытие бизнеса, строительство дома или обстановку, торговое оборудование или покупку инструментов для профессиональной деятельности. Эти деньги не являлись заемом, их не нужно было возвращать. Канадское правительство выплачивало военные пенсии. По закону каждый ветеран должен был получить деньги за время военной службы в зависимости от театра военных действий. Базовое вознаграждение (пенсия) за военную службу составляло 7,5 $ за каждые 30 дней службы плюс 25 центов за каждый этот период, если служил за океаном. Кроме основных наградных денег, ветераны получали дополнительные, включая 6-ти месячное пособие для служивших за океаном. Помимо наградных, ветераны получали реабилитационные месячные выплаты и 100 $ - пособие на одежду.

Например, если служил год в Канаде и 4 года за океаном, то получал базовые 810 $ + 154 $ (саплиментэри) + 45 $ (реабилитация) + 100 $ (одежда) = 1109 $.

2. Помощь в трудоустройстве или получении образования. Те, кто имел профессию и работу, могли вернуться на свою старую работу в соответствии с Законом о восстановлении на работу, принятым департаментом труда. Многие действительно вернулись, например, Канадские национальные железные дороги восстановили на прежнее место работы 2251 из 15890 ранее уволенных в связи с военной службой. Если ветеран искал работу, но не было вакансий, ему назначалось пособие 50 долларов в месяц (с семьёй - 70 долларов). В соответствии с реабилитационной тренировочной программой, ветеран мог обучаться в течение периода до 12 месяцев в любой сфере. Где, кому и сколько учиться, решал департамент по делам ветеранов. Плата за проживание и текущие расходы в этот период составляли: для одинокого мужчины - 60 $, женатого - 80 $ + 12 $ в месяц на каждого первого, второго ребёнка, 10 - на третьего, по 8 на четвертого и дальше. Женщины имели равные возможности с мужчинами. Реабилитационные программы предусматривали помощь в получении высшего образования. В ряде канадских университетов были открыты подготовительные курсы для ветеранов, которые помогали восстановить знания и подготовиться к вступительным испытаниям.
3. Наделение землёй. В августе 1942 г. канадское правительство приняло Акт о наделении землёй ветеранов. В тексте закона разъяснялся юридический смысл терминов: «собственность», «земля», «ветеран» (кто служил в Канадских ВС не ранее 10 сентября 1939 г.), а также прописывался механизм реализации Акта7. Принимая этот документ, руководство страны преследовало несколько целей: дать землю солдатам, возвращавшимся с войны, чтобы они занялись сельским хозяйством и не пополняли ряды безработных в городах; включить свободные земли центральных и западных провинций в зону хозяйственного использования. Поскольку труд на фермах был тяжёл, а условия жизни оставляли желать лучшего, на территории ряда провинций ощущалось наличие свободных целинных земель при нехватке людей, желавших заниматься фермерским хозяйством. Уже во время войны из-за океана от солдат поступали письма с изъявлением желания стать фермерами. Но большинство желающих не обладали необходимыми знаниями и навыками сельскохозяйственного труда. Но большинство желающих не обладали необходимыми знаниями и навыками сельскохозяйственного труда. Опыт последней войны показывает, что мужчины, не обладающие достаточными знаниями, могут эксплуатироваться группами людей или отдельными личностями для быстрого получения прибыли. Для решения этой проблемы правительство Манитобы предложило организовать при Университете Манитобы летние 3-х месячные курсы с изучением таких предметов как биология, питание, ветеринария, менеджмент и др., а также с прохождением практики на фермах8. Правительство Саскичевана приготовило участки земли для 1000 ветеранов на условиях аренды на 33 года с возможностью их покупки. Можно было взять ссуду 2320 $ на 10 лет под низкий процент. Правительство обещало помощь при вступлении в сельскохозяйственный кооператив на добровольной основе9.

На практике при реализации Акта о наделении землёй ветеранов возник целый ряд проблем. Средний размер участка земли, полученного 6000 держателями по этому акту, - 4,4 акра, но большой процент из них имеет акр или меньше. Первоначально у Акта были цели дать землю ветеранам, чтобы они занялись сельским хозяйством, и тем самым снизить безработицу в городах. Реально большинство мелких держателей стали брать эту землю около крупных городов, используя её под строительство жилья10.

4. Агитационно-информационная помощь. Местные власти многих провинций Канады выпустили в 1945 г. специальные агитационно-информационные брошюры для возвращавшихся с фронта ветеранов. Проанализируем текст такой брошюры (на примере изданной и распространяемой в Манитобе). Начиналась брошюра вступительным словом: «Добро пожаловать домой! Потому что вы отлично поработали в море, на земле или в воздухе. Потому что нам предстоит большая мирная работа, и мы нуждаемся в вашей помощи. Потому что мы рады видеть вас». Далее рассказывалось о том, что главной задачей Манитобы во время войны был выпуск военной продукции. «Мы были очень заняты. Но ни на минуту не забывали, что, рано или поздно, победа придёт. Наконец вы

вернулись домой. Нам нужны ваши руки. Вас не было 4-5-6 лет, за это время многое изменилось. Вы с удовлетворением думаете, что Канада - замечательное место, которое вы называете "дом"». В них обязательно содержались разделы, раскрывающие промышленный потенциал региона, состояние сельского хозяйства, изменения в социальной сфере, произошедшие за военный период. Популярно разъяснялись правительственные программы по выходу Канады из войны и новые законодательные акты11.

Считалось, что, владея таким минимумом информации, ветераны смогут легче адаптироваться к мирной жизни: определиться с работой, учёбой, жильём и т. д. Цифры, отложившиеся в архивных документах, показывают, что 45 / опрошенных ветеранов планировали вернуться на прежнее место работы, 32 % - обратиться на биржу труда за помощью в поиске работы, 13 / планировали пройти курсы переквалификации и получить новую профессию, 3 % - поселиться на фермах, 7% не имели четких планов12.

Помимо мероприятий центрального и местного правительства, проблемами реабилитации ветеранов в Канаде занимались многочисленные общественные организации. В Канаде существовало множество военных общественных организаций, таких, например, как Красный Крест, Армия Спасения, Рыцари Колумбии, Канадский Легион, Военно-морской Союз и др. Многие из них были основаны ещё в годы Первой мировой войны, за период Второй мировой войны они стали многочисленнее и влиятельнее. Во многом их деятельность финансировалась за счёт подарков и пожертвований жителей Канады. Государство оказывало небольшую финансовую поддержку и координировало их деятельность через Департамент национальной военной службы. После окончания войны приоритетными направлениями в их деятельности стали: помощь в адаптации к мирной жизни демобилизованным воинам и помощь разорённой войной Европе. Так, члены организации Армия спасения занималась сбором и починкой одежды для посылки в Европу. Волонтёры УМ.С.А. рассылали письма возвращающимся ветеранам, предлагая пожить у них дома сроком до 6 месяцев13. Следует отметить, что в Канаде общественные организации носили самостоятельный характер и могли оказывать значительное влияние на политику правительства.

Существовали и правительственные организации, например, Канадский военный фонд (основан в 1941 г., проводил такие кампании, как Займы Победы или Марки в фонд войны).

Большую работу проводило Канадское общество Красного Креста. Только в Манитобе в годы войны действовало около 300 отделений организации Красного Креста14. Направлениями их деятельности были: сбор денег на военные нужды (только за 1945 г. было собрано 2,5 млн. канадских долларов), посылки для военнопленных, донорское движение, бесплатная сдача крови для раненых солдат; в дополнение в конце войны появились новые задачи - сбор вещей для жителей разрушенной либеральной Европы, отправка посылок, помощь в адаптации возвращающимся с войны ветеранам (встреча и обслуживание поездов), реабилитационная деятельность в госпиталях. С января по май 1946 г. гостеприимно было встречено 74 поезда с возвращающимися солдатами (сигареты, конфеты, фрукты). Если в госпиталь к раненому солдату приезжали родственники, то за символическую плату в 1 $ в сутки волонтёры Красного Креста предоставляли комнаты с завтраком.

Одно из направлений - публикация и бесплатная раздача инструкций по обучению какому-либо ремеслу, в основном, для инвалидов войны15.

Возвращение военнослужащих с театров военных действий в Канаду оказало влияние на демографическую ситуацию в стране. Хотя в Канаде рождаемость росла в течении всего военного времени, «бэби бум» наблюдался в 1946-1947 гг. Это явление было связано не только с улучшением медицинского обслуживания, но и с возвращением ветеранов с войны. Чтобы поддержать демографический рост, правительство ввело семейные пособия. Идея государственной помощи семьям с детьми не нова в мировой истории. Обсуждение этой темы в канадском общественном мнении началось в 20-е гг. ХХ в. В ходе мобилизации в годы Второй мировой войны медики обратили внимание на слабое здоровье молодёжи. Регулярное здоровое питание (молоко, витамины и др.) могло бы улучшить здоровье подрастающего поколения, а значит, нации в целом. Семейные пособия могли бы помочь решить эту задачу. Ещё в ноябре 1941 г. был принят Национальный военный рабочий закон, призванный скоординировать интересы правительства, рабочих и предпринимателей

в интересах ведения войны. В частности, одним из пунктов этого закона устанавливались семейные пособия работникам, имеющим детей (следует учесть, что зарплаты в военное время были заморожены). Не все были довольны этим законом. Аргументы противников: 1) поскольку в Квебеке традиционно большие семьи, другие провинции считали, что правительство Квебека использовало этот закон, чтобы вытянуть побольше денег из федерального бюджета (ради справедливости надо сказать, что вклад Квебека в федеральный бюджет был адекватен доле получемых денег на выплату семейных пособий); 2) значительная часть денег пойдёт Квебеку, население которого голосовало против конскрипции (говоря словами патриотов: «не хотело защищать страну»); 3) закон поощряет эротику и безответственное отношение к планированию семьи. Аргументы защитников закона сводились к следующему: 1) пособия улучшат питание, а значит, здоровье детей; 2) пособия увеличат спрос на рынке продуктов питания и товаров первой необходимости, а значит, помогут экономике в период реконструкции. В целом, опрос общественного мнения показал, что этот закон одобряет и ждёт 57 % населения страны. Закон был принят в июне 1944 г. и получил в народе название «бэби бонус». Размеры пособий составили: 5 $ в месяц на ребёнка в возрасте до 5 лет, 6 $ - от 6 до 9 лет, 7 $ - от 10 до 12 лет, 8 $ - от 14 до 15 лет. Сегодня эти цифры кажутся крошечными, но в то время при средней зарплате рабочего завода в 25 $ в неделю, это было существенной помощью16. Положительным моментом было и то, что эти деньги поступали прямо в руки матерям, что иногда было лучше, чем зависимость от жадного или пьющего мужа. Реализация закона началась с 1 июля 1945 г. В северных районах для индейцев и иннуитов вместо денег предусматривались натуральные пайки из продуктов питания и детской одежды.

Канадские военнослужащие за долгие годы службы за океаном завели жён и детей. После окончания войны, в процессе демобилизации ветеранов, их жёны и дети получили возможность приехать в Канаду и стать канадскими гражданами. Большую помощь в пути и при обустройстве в Канаде им оказывало Канадское общество Красного Креста17.

Для юридического решения этой и некоторых других проблем, вызванных военной обстановкой, в 1946 г. принят новый закон о

канадском гражданстве. В частности, в нём говорилось, что если женщина выходила замуж за канадца, через год после прибытия в Канаду она получала канадское гражданство. Неканадцы могли получить гражданство после 1 года службы в канадских ВС18. Обмен паспортов начался с 1 января 1947 г.

Благодаря финансовой политике правительства, канадский доллар почти избежал инфляции в годы войны, удалось также избежать резкого роста цен.

Тяжесть войны канадцы ощутили, в основном, по росту налогов и надеялись, что после её окончания произойдут изменения в лучшую сторону. Закон о налогах военного времени был принят в 1940 г., в июне 1946 г. пересматривался и уточнялся. Летом 1945 г. канадское правительство объявило о новом государственном займе на сумму 1500000000 $ (из них 800000000 $ должны быть внесены отдельными гражданами, остальные - банками, фирмами и др.)19. 22 октября 1945 г. была начата кампания 9-го займа Победы. Деньги этого займа должны были профинансировать содержание канадских войск, возвращение их к гражданской жизни, медицинское обслуживание раненых и калек, содержание оккупационных войск в Германии и другие расходы, связанные с переходом от войны к миру.

Сохранение контролирующей функции министерства снабжения обеспечивалось активной поддержкой такого правительственного курса со стороны СМИ. «Торонто дейли стар» 11 августа 1945 г. писала: «.те, кто думают, что конец враждебных действий будет означать немедленное ослабление контроля и возвращение к довоенным условиям, не имеют понятия о тех лишениях, которые война принесла как невиновным, так и виновным нациям. В течение двух лет после окончания Первой мировой войны цены росли быстрее, чем во время войны. Такой инфляции не должно быть в настоящее время. Контроль, в некоторой степени, должен быть сохранён»20. Объясняя причины сохранения прежнего налогового бремени, правительство пыталось убедить население, что деньги налогоплательщиков будут истрачены на организацию демобилизации, оказание помощи ветеранам, выдачу пособий по старости, по безработице, кредиты странам, пострадавшим от войны.

К 16 августа 1945 г. 90 % всех военных заказов США в Канаде были отменены. Профсоюзные организации Канады

(Канадский конгресс труда, Конгресс профсоюзов Канады) выразили беспокойство по поводу закрытия военных предприятий и увольнений рабочих. Например, забастовка на заводах Форда длилась 99 дней21. Пытаясь успокоить общественное мнение, 22 сентября 1945 г. министр реконструкции и снабжения Хау сделал заявление, в котором констатировал, что при 73 тыс. человек, ищущих работу, сегодня требуются более 130 тыс. рабочих (жилищное строительство, лесная и горная промышленность), правительство также готовит программу общественных работ. Но лидеры левых партий, например, лидер рабочей партии Тим Бак, не разделяли точку зрения правительства: «В Канаде 173 тыс. безработных, из них 37 тыс. ветеранов войны»22.

Таким образом, после окончания Второй мировой войны одной из болезненных социальных проблем стала демобилизация военнослужащих с театров военных действий и их адаптация к мирной жизни. Канадское правительство разработало и внедрило комплекс мероприятий реабилитационного характера для ветеранов войны. В оказании социальной помощи ветеранам активно участвовали и общественные организации Канады. Несмотря на некоторые проблемы, в целом канадский опыт решения вышеназванной проблемы можно оценить как позитивный.

Примечания

1 АВП РФ. Ф. 56. Оп. 2а. П. 1. Д. 9. Л. 287; Canadians at War. 1939-1945. 1969. - Vol. 1.
2 Канада. 1918-1945 : ист. очерк. - М., 1976. - С. 444.
3 Granatstein, J. L. Conscription in the Second World War 1939-1945 / J. L. Granatstein. -Toronto : The Ryerson Press, 1969. - P. 60. 4Тишков, В. А.ИсторияКанады/В. А. Тишков, Л. В. Кошелев. - М., 1982. - С. 155-156.
5 Morton, D. Victory 1945. Canadians from war to peace / D. Morton, J. L. Granatstein. -Toronto, 1995. - P. 140, 142.
6 Provincial Archives of Manitoba. A0064. Advisory Committee on coordination of Post-War Plannig. Office Files. GR1650. Sub-Committee . Q025300. File №721.
7 Ibid. File № 109.
8 Ibid. File № 100.
9 Ibid. File № 722.
10 Provincial Archives of Manitoba. Prime-Minister Office Files. GR43.G128.
11 Provincial Archives of Manitoba.A0064. Advisory Committee on coordination of Post-War Plannig. Office Files. GR1650. Sub-Committee . Q025300. File № 722.
12 Provincial Archives of Manitoba. Prime-Minister Office Files. GR43.G110.
13 Provincial Archives of Manitoba Patriotic Salvage Corps. P196/1.
14 A community organizes for war : The story of the Grater Winnipeg Co-ordinating Board for War Services and affiliated organizations 1939-1946 / ed. Gertrude Laing. - Winnipeg, 1948. - 103 p.
15 Provincial Archives of Manitoba. Prime-Minister Office Files. GR43.G101. 16. Canadian Red Cross Society
16 Morton, D. Victory 1945. Canadians from war to peace. - P. 128, 131.
17 Provincial Archives of Manitoba. Prime-Minister Office Files. GR43.G101. 16. Canadian Red Cross Society .
18 ABn PO. O. 566. On. 9. n. 126. fl. 230. H. 89, 175-176.
19 ABn PO. O. 56. On. 2a. n. 1. fl. 9. H. 280.
20 Toronto daily star. - 1945. - 11 august.
21 ABn PO. O. 566. On. 6. n. 46. fl. 65. H. 139, 266.
22 TaM ^e. H. 256.
КАНАДА ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕАБИЛИТАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты