Спросить
Войти

Формирование советского образа места: градостроительство в Кирове 1917-1980-х гг

Автор: указан в статье

ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТСКОГО ОБРАЗА МЕСТА: ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО В КИРОВЕ 1917-1980-Х ГГ.

© Воронова Е.В.*

Вятский государственный университет, г. Киров

В статье предпринята попытка на материале градостроительных практик города Кирова 1917-1980-х гг. рассмотреть формирование советского образа места и проанализировать, как в архитектурно-художественной форме утверждались идеалы советской эпохи.

После событий 1917 г. в градостроительном облике Вятского края произошли революционные преобразования. Со сменой социального строя стремительно и кардинально стала меняться жизненная среда, окружающая жителей Вятки. Согласно идеалам социалистического общества городское пространство должно было выражать подлинный гуманизм и демократичность, быть «лишенным контрастов роскоши и нищеты, с благоустроенным жильем для всех трудящихся, со строительством таких невиданных прежде общественных зданий, как дворцы труда, клубы и санатории для рабочих и крестьян, фабрики-кухни, дома-коммуны и т.д.» [3]. Сформировать силуэт города должны были экономные и целесообразные здания, построенные для простого народа. В Кировской области это выразилось в комплексных типовых застройках для трудящихся, отличающихся простотой архитектурных форм. С другой стороны, советское зодчество должно было архитектурными методами утверждать торжество социалистической идеологии. Чувство всемирно-исторической значимости победы общественного строя, выражавшего принципы справедливости, свободы и равенства, невольно заставляло художников «мыслить» крупными масштабами. В Кирове это воплотилось в строительстве монументальных, опирающихся на традиции классицизма и ампира, идеологически ориентированных зданий: административных домов, театров, кинотеатров и пр. В целом в строительстве архитектурного коммунистического «рая на земле» в Кирове можно выделить несколько особенностей.

Во-первых, в первое послереволюционное десятилетие активно изменялось назначение зданий: в доходные дома, особняки, коттеджи и усадьбы были переселены из окраинных трущоб семьи трудящихся, открыты детские сады, больницы, рабочие клубы, госучреждения. Из-за трудностей с жильем кировчанам приходилось обживать и подсобные помещения, подвалы, веранды.

* Доцент кафедры Культурологии и журналистики, кандидат культурологии.

Во-вторых, почти одновременно с этим (особенно с 1925 г.) началось строительство недорогих, доступных, типовых домов, созданных в основном поточно-скоростным методом. И если ранее разбогатевшие крестьяне, купцы и крупные промышленники пытались воплотить в сооружениях богатство, стабильность, изысканность, то с 1920-х гг. градостроители стремились к народности, функциональности, практичности. Главной целью было обеспечить крышей над головой людей, ютящихся в бараках. Так, в 1925 г. жилищный кооператив станции Вятка-2 построил четыре первых деревянных дома на 12 семей. По оценке историка Б. Зырина, всего к 1926 г. в городе Вятка было построено новых домов с жилой площадью более 18 тыс. кв. метров. В начале 20-х гг. по просьбе работников городской электростанции в областном центре были созданы здания нового типа - дома-коммуны, построенные по принципу объединения индивидуального жилища и общественных учреждений в одной зоне. Например, коммуна им. С. Халтурина располагалась в трех домах улицы Дрелевского. В ней проживало 100 человек (50 мужчин, 35 женщин и 15 детей). Семейным парам предоставлялись отдельные комнаты, холостые располагались в общих. В 30-50-ее гг. основным элементом городской жилой постройки стал сомасштабный городу многоэтажный дом. Быстрое развитие промышленности привело к резкому увеличению горожан и, как следствие, к жилищному кризису. Его решение в конце 5070-х гг. было осуществлено в массовом строительстве «хрущевок» - малогабаритных многоквартирных домов с отсутствием украшений и излишеств и с минимум удобств. Город разрастался и вширь, и ввысь, меняя свой исторический облик. При больших объемах строительства и нехватке профессиональных архитекторов была распространена «народная стройка», то есть стройка с трудовым участием самих жильцов.

В третьих, началось индустриальное строительство: возведение новых и восстановление пришедших в полный упадок из-за гражданской войны промышленных предприятий. В начале 20-х гг. были созданы кожевенные комбинаты им. Коминтерна и им. Октябрьской революции, восстановлены текстильная фабрика «Красный труд» и спичечная фабрика «Красная звезда», мастерская пожарных машин переоборудована в завод «Вятский металлист». В 1929 г. открыт беконный цех мясокомбината (Кировский мясокомбинат), а железнодорожные мастерские преобразованы в машиностроительный завод «1 мая». В годы Великой Отечественной войны Киров принял эвакуированные предприятия со всей страны: завод № 537 («Маяк»), государственную союзную мастерскую № 608 (механический завод), Коломеский паровозостроительный завод, завод № 32 («Авитек»), завод № 266 им. Леп-се, «Красный инструментальщик», завод № 2, № 41 и др. В военные годы удалось построить завод № 324 Наркомата боеприпасов («Сельмаш»). Все предприятия в период борьбы с фашистскими захватчиками выпускали военную продукцию. Город Киров стал на время кузницей оружия и боеприпасов. В 1948 г. заработал Стрижевский завод силикатного кирпича, необходимого для восстановления страны. В 1956 г. сдан в эксплуатацию кировский завод по обработке цветных металлов (ОЦМ). В 1963 г - завод крупнопанельного домостроения. В 1973 г. - Кировский биохимзавод и завод «Электробытприбор» (ныне производственно-торговая фирма «Веста»). Промышленное строительство в Кировской области отличалось от дореволюционного крупными масштабами, строгой простотой и четким силуэтом.

В-четвертых, в городах и селах Кировской области активно развивалась инфраструктура: строились детские сады, школы, университеты, медицинские учреждения, родильные дома, клубы, театры, библиотеки, магазины, гостиницы, спортивные залы и совершенно новые общественные здания -рабочие клубы. Так, в ходе широкомасштабного школьного строительства только за один строительный сезон (1936-37 гг.) были построены 4 школы вместимостью по 880 человек. В 1967 г. на Театральной площади сооружено здание Кировского политехнического института (Вятский государственный университет). В 1928 г. было открыто деревянное здание клуба железнодорожников им. Октябрьской революции, в 1930 г. в саду им. А.М. Горького построен летний кинотеатр, а на ул. Блюхера рабочий клуб пивоваров. В 1934 г. в саду им. Ст. Халтурина открыл свои двери летний деревянный театр, в 1938 г. - каменный кинотеатр «Октябрь», в 1955 г. - кинотеатр «Победа» (между улицами Коммуны и Дрелевского). В 1963 г. - здание Кировской областной филармонии, в 1977 г. - цирк, в 1987 г. - Дворец культуры завода им. Лепсе «Родина» и Дворец культуры железнодорожников. В 1932 г. построен спортивный стадион «Динамо», а в 1951 г. - лыжный трамплин «Спартака». В 1929 г. создана больница в Коминтерне, в 1932 г. - Северная поликлиника и туберкулезный диспансер (ул. Карла Маркса), в 1964 г. - здание станции скорой медицинской помощи. В 1972 г. - Нижнеивкинский курорт. В 1930 г. открыт почтамт (Дом связи), выполненный в стиле конструктивизма. Кстати, механические башенные часы, установленные на здании почтамта, сегодня являются старейшими в городе. В 1975 г. - Дом радио, в котором располагались не только редакция радиовещания, но и телевидения и кинопроизводство. В 1988 г. - Дом печати. В 1937 г. создана Центральная гостиница, а в 1967 г. - гостиница «Вятка». В 1949 г. - областной Дом советов (администрация Кировской области). В 1938 г. на ул. Ленина, 95а - монументальный магазин «Обувь», рассчитанный на массового потребителя. В 1971 г. - ЦУМ. В 1969 г. построен аэровокзал. В 1974 г. состоялось открытие Дворца-мемориала юных (памятник кировчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны), а в 1977 г. - Диорамы - историко-революционного мемориала. В 1936 г. заложен дендрарий.

Архитектурными акцентами в областном центре стали драмтеатр, Дом Советов, Центральная гостиница, пединститут, 4 школы и 2 жилых дома облисполкома, Центральный универмаг, филармония, Дворец молодежи, в северной части города - завод им. И.И. Лепсе, в районе вокзала - цирк, диорама и гостиница «Вятка». Выполненные в стиле конструктивизма, классицизма, ампира, здания задавали дальнейшую застройку кировских улиц, подчиняли окружающее городское пространство и создавали неповторимый -советский - образ места.

Обладая повышенной значимостью в условиях всеобщего школьного образования, школы № 53а (ул. Свободы), № 67а (угол Труда и Карла Маркса), № 113 (угол Воровского и Карла Маркса), № 16 (ул. Воровского) стали градоформирующими ядрами, которые «держали» застройку центральных кировских улиц. Архитектурно-планировочным центром в районе площади Революции стало отреставрированное здание епархиального училища, в котором расположился Педагогический институт им. В.И. Ленина. Его вытянутая на два этажа и украшенная колоннами угловая часть, как маяк, указывала направление кировчанам в городе.

Вместо Воскресенского собора и Покровской церкви в районе старого города градообразующими зданиями стали Центральная гостиница и расположенные в самом начале ул. Коммуны (Московской), на месте Хлыновского кремля, два жилых дома областного исполкома. Гостиница «Центральная» разместилась на вершине холма и раскинула свои крылья-стены в сторону улиц Ленина и Коммуны (Московская). Округленный в центральной части, гостевой дом по бокам фланкирован башнями. Внутри здания имелись гардеробная, гостиная, почта, парикмахерская, продовольственный магазин, ресторан и, конечно же, жилые номера.

Район Театральной площади, став уже в начале XX в. новым центром Вятки, в годы Советской власти преобразился. Его украсили храм искусств -Драматический театр им. С.М. Кирова и главное административное учреждение Кировской области - Дом советов. Драмтеатр был построен за кратчайшие сроки (1936-39 гг.) и сразу же стал одним из красивейших, парадных, сооружений города. Наружная сторона театра богато декорирована. Главный вход украшен шестью изящным колоннами, которые венчаются роскошными и богатыми по отделке завитками, лепестками, розетками. Ризалиты, то есть часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания, обработаны насыщенными лепкой трехчетвертными колоннами. Они вносят разнообразие в пространственную организацию здания театра и в тоже время составляют единое целое с основной массой постройки. Северный и боковые фасады решены более сдержанно пилястрами (выступами стен, условно изображающими колонны), окнами и балконами. Внутри театра имеется просторное двухэтажное фойе и вместительный зрительный зал с амфитеатром и балконом.

Задающий архитектурно-пространственный образ Театральной площади и советского Кирова Дом советов - это здание-монумент, отличающееся

торжественной представительностью. Четырех-пятиэтажный фасад дома выполнен как прислоненная к стене колоннада. Центр сооружения подчеркнут двумя массивными столбами и скульптурным гербом, возведенным над венчающим здание карнизом. Центральная композиция фасада обрамлена четырехэтажными ризалитами, которые придают всей постройке большую выразительность. Внутри Дома советов размещен пространный холл-вестибюль, окруженный двумя трехмаршевыми лестницами, и значительных размеров зал заседаний.

Смысловой доминантой в градостроительном облике Кирова как города будущего стал Кировский государственный цирк, культурно-развлекательный центр, расположенный на территории парка им. С.М. Кирова. Строительство цирка было задумано в 60-е гг., когда деревянное здание для дрессировщиков и цирковых артистов в парке им. Ст. Халтурина обветшало. За основу строительства был взят типовой проект, по которому подобного типа цирки были созданы в Твери, Курске, Рязани, Омске, Магнитогорске и Красноярске. Здание цирка решено в строгом виде правильного многоугольника с четкими ритмом вертикальных «ребер». Амфитеатр цирка покрыт 250-тонным куполом. Внутри сооружения имеется все, что может потребоваться животным, актерам и посетителям для полноценного восприятия циркового представления: объемный, просторный, светлый манеж и вместительный зрительный зал в виде театрона на 1600 посетителей.

К числу знаковых советских архитектурных сооружений, формирующих образ социалистического города и мифологию «города-рая» относится Диорама «Установление Советской власти в городе Вятке» (ныне музейно-выставочный центр «Диорама»), посвященная переломным событиям Вятки 1917 г. На живописном полотне длиной 35 и шириной 8 метров изображен эпизод декабрьской демонстрации революционных рабочих и солдат в поддержку Советской власти. Напряженное движение улицы, драматизм событий, 150 полных решимости демонстрантов и тревожный страх непонимания случайных обывателей, романтика первых революционных дней, вера и надежда на торжество справедливого и свободного общественного строя, единство силы в победоносном утверждении светлого будущего - таким запечатлели 1917 г. на Вятке художники А. Интезаров и Н. Соломин.

Таким образом, 1920-80-е гг. - это время интенсивных градостроительных работ в Кировской области, в художественной форме утверждавших идеалы советской эпохи. Вместе с тем данный период строительства связан с трагической архитектурной тенденцией. Во имя новых градостроительных планов был снесен ряд строений в старой части города Кирова, в том числе и ряд ценных культовых сооружений. Среди них - Кафедральный, Вознесенский, Александро-Невский соборы, Покровская, Всехсвятская, Сте-фановская, Владимирская, Пятницкая церкви.

Список литературы:

1. Тинский А.Г. Наследие / Редкол.: Н.Н. Гаряев (председатель), Н.П. Гурьянова (отв. ред.) и др.; сост. Р. Шиляева. - Киров, 2010. - 511 с.
2. А.Г. Тинский - ученый, инженер-строитель, архитектор / Редкол.: Н.Н. Гаряев, Н.П. Гурьянова, Л.Б. Безверхова и др. - Киров, 2007. - 303 с.
3. Архитектура СССР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ar-chitectoram.com/42-arxitektura-sssr.html.
4. Город над Вяткой-рекой / Сост. А. Тинский; фот.: Е. Туманова и др. -изд. 2-е, перераб. - Киров. - 239 с.
5. Памятники истории и культуры города Кирова: справочник / Составитель М.Н. Бойчук. - Горький, 1986. - 174 с.
6. Хлынов - Вятка - Киров: путеводитель по улицам города / Сост. Г. Емельянова. - изд. 3-е, исправлен. и доп. - Киров, 2010. - 321 с.
7. Энциклопедия земли Вятской. Т. 5. Архитектура. - Киров, 1996. - 384 с.
ОБРАЗ МЕСТА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты