Спросить
Войти

История формирования старообрядческого купечества в северовосточной Сибири во второй половине XIX начале xx в

Автор: указан в статье

20. Собрание постановлений по части раскола... - С. 136.

21. Там же.-С. 58-59.
22. Там же. - С. 61-62.
23. НАРБ. Ф. 207, Оп. 2, Д. 59, Л. 36.

Васильева С.В., доктор исторических наук, доцент кафедры истории Отечества Бурятского госуниверситета. E-mail: sv vasilieva@mail.ru

Vasilieva S. V., doctor of historical sciences, associate professor, department of homeland history, Buryat State University. E-mail: sv vasilieva@mail.ru

УДК 9(С)15

© Л.М. Дямешек, М.Д. Кушнарева

История формирования старообрядческого купечества в северо-восточной Сибири

во второй половине XIX - начале XX в.

В статье рассматриваются вопросы организации торговли купечеством из старообрядческой среды в с. Павловск Якутской области. Особое внимание уделяется процессу регулирования экономических отношений среди предпринимателей северо-восточной части Сибири*.

L.M. Dameshek, M.D. Kushnareva

The history of the formation of Old Believers merchants in the north-eastern Siberia in the second half of the XIX - early XX centuries

The article considers the issues of organization of trade by merchants of the Old Believers origin in the village Pavlovsk, Yakutsk region. Particular attention is paid to the regulation of economic relations among entrepreneurs of north-eastern part of Siberia.

В отечественном сибириведении были исследованы некоторые проблемы организации торговли, в том числе пушниной, на территории северо-восточной Сибири. Следует отметить наиболее важные из данных исследований. Середина XIX в. в дореволюционной историографии темы пушного промысла представлена работой Ю.А. Гагемейстера [1]. В данном научном труде была исследована комплексная проблема зарождения торгового капитала в Сибири, а так же влияние проникновения капитала в натуральное хозяйство коренного населения края.

Далее следует отметить работу Н.М. Ддрин-цева, вышедшую в 60-90-х гг. XIX в., в которой был выдвинут тезис об особом пути экономического развития Сибири, где во второй половине

XIX в. капитализм еще не сложился [2]. Несколько иной подход в рамках областнической концепции к проблемам истории Сибири содержался в работах Г.Н. Потанина, который выделял зависимость формирования торгово-ростовщического капитала в торговле от московского купечества и центральных рынков [3].

Начало XX в. в историографии вопроса сибирской торговли характеризуется появлением

ряда работ, целиком посвященных рассмотрению основных аспектов пушной торговли. Наибольший интерес в данном направлении представляет работа В.М. Зензинова, центральное место в которой занимает исследование этапов разъездной торговли северного купечества [4]. Кроме того, Зензинов выявляет тот факт, что наиболее благоприятными районами для проведения разъездной меновой торговли была западная тундра, безлесые пространства которой позволяли доставлять к промысловикам больше груза и передвигаться на тяжелых оленьих упряжках. Зензинов своей работе приходит к выводу о том, что именно «западное купечество» имело более высокие торговые обороты, которые впоследствии позволили им создать крупные торговые предприятия [5].

В 20-х гг. XX в. М.М. Константинов одним из первых затронул вопрос формирования крупного капитала в пушной торговле, начиная от мелких посреднических операций приказчиков и агентов торговых фирм и заканчивая их оборотами на центральных пушных ярмарках [6]. Роль капитала в экономике Сибири в эпоху капитализма показал Г.Х. Рабинович [7]. В моногра-

фии автор исследует роль крупного капитала в развитии пушного промысла в Восточной Сибири в период капитализма. Рабинович впервые выделил некоторые фирмы в пушной торговле как капиталистов, выбиравших купеческие свидетельства I, II гильдии.

Начало современного, постсоветского периода в исторической науке приходится на 90-е гг.

XX в. В работе В.П. Захаров определяет роль крупного капитала в пушной торговле Якутии, механизмы вхождения края в мировой пушной рынок [8].

Широкий круг вопросов формирования старообрядческой общины в Забайкалье был рассмотрен в работах Ф.Ф. Болонева [9]. Автором были подробно исследованы этапы заселения данной территории старообрядческими семьями, вопросы культуры, быта, хозяйственной деятельности и многое другое [10].

Анализ историографии проблем развития сибирской торговли позволяет сделать вывод о том, что учеными был рассмотрен широкий круг вопросов по данной тематике. Ряд проблем был широко разработан, однако вопросы формирования торгового капитала в северо-восточной Сибири, роль старообрядческого компонента в становлении торговых предприятий в пределах Якутской области, проникновение торгового капитала в экономику коренного населения северо-восточной Сибири, нормативно-правовое регулирование хозяйственной деятельности предпринимателей из среды старообрядцев были изучены в меньшей степени. Остается слабо исследованной хозяйственная деятельность старообрядцев в период существования Аянского тракта, а также принадлежность распорядителей крупных торговых фирм к выходцам из «семей-ских» старообрядцев.

Таким образом, комплексное изучение ис-точниковой базы позволил определить главную цель настоящего исследования - анализ становления купечества из старообрядческой среды на территории северо-восточной Сибири.

В конце XVII - начале XVIII в. большое количество староверов уходит из центральных районов России на север к поморам, на берега Белого моря, расселяется по долинам рек Печоры, Мезени, переселяется в Сибирь, но особенно много людей бежало в Польшу [11].

В начале XVIII в. в Стародубье и на Ветке, принадлежавшей в то время Польше, сформировалась большая старообрядческая община, члены которой отличались предприимчивостью, трудолюбием [12]. .

В 1735 г. русское правительство направило в

Ветку пять полков под начальством полковника Я.Г. Сытина, с целью вывести раскольников с территории Польши и уничтожить крупнейший старообрядческий населенный пункт. Ветка была сожжена и полностью разорена, но уже через несколько лет восстановлена русскими раскольниками. К этому времени численность польской старообрядческой общины составила около 100 тыс. чел. [13]. В декабре 1762 г. Сенат издает указ «О позволении иностранцам, кроме жидов, выходить и селиться в России и о свободном возвращении в свое отечество русских людей, бежавших за границу», в котором правительство делает попытку пригласить всех старообрядцев в Россию для проживания на льготных условиях в пустующих и отдаленных местностях территории государства [14]. Правительство России стремилось использовать старообрядцев, имевших развитое земледелие в Польше, в экономической колонизации Сибири. Но подобные обещания не привлекли жителей старообрядческих селений Польши. В 1764 г. Екатерина II предоставила полномочия по выводу старообрядцев с территории Польши генерал-майору Маслову, который захватил несколько тысяч человек. С 1765 г. в составе 22 партий под конвоем начинается их переселение в Сибирь [15]. Первоначальным пунктом сосредоточения старообрядцев Ветки стал Верхотурский острог. Затем пути следования партий старообрядцев в Сибирь пролегли в разных направлениях. Несколько партий повели для поселения на Алтай и Забайкалье [16].

План переселения староверов в Сибирь был разработан царским правительством заблаговременно. Каждому староверу и членам его семьи полагалось определенное казенное довольствие. Большую часть выведенных из Польши староверов гнали в Сибирь по старой дороге через Верхотурье [17]. Из Верхотурья через Тобольск часть партий старообрядцев попала в Забайкалье, где они были поселены в селах Тарба-гатай, Куйтун, Куналей, Десятниково, Бурнаше-во, недалеко от Верхнеудинска [18]. Позже, в течение последующих 35 лет XVIII в., из этих деревень часть староверов была расселена в другие селения - Надеино, Жиримское, Новая Брянь, Заиграево [19]. В конце ХУНТ в. деятельность старообрядцев в Забайкалье была посвящена освоению земли, развитию хлебопашества. Селения забайкальских староверов отличались на общем фоне сибирских русских сел своей величиной, ухоженностью, чистотой, своеобразием культуры, быта, нравов.

В конце XIX в. правовое положение старооб-

рядцев несколько меняется. В 1883 г. 3 мая Госсовет принимает Закон «О даровании раскольникам прав гражданских», который разрешил совершать богослужения, кроме публичных процессий, ремонт и строительство молитвенных домов при условии, что они не будут иметь внешний вид православного храма [20]. Принимая этот акт, Государственный совет исходил из того, что полностью запретить религиозные христианские меньшинства было невозможно [21]. Благодаря закону от 3 мая 1883 г. у государственной власти появилась возможность в некоторой степени контролировать старообрядчество и использовать его социально-экономический потенциал в целях освоения новых земель, распространения земледельческой культуры в отдаленных областях. Но, несмотря на издание данного законопроекта, оставались в силе нормы «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» в соответствии с которыми выход и порицание православия, совращения из православия карались каторгой, ссылкой, тюремным заключением и лишением гражданских прав [22]. Под данные нормы могли попадать различные действия, т.к. сущность понятий «порицание православия», «совращение из православия» в законе не раскрывалась [23].

Принятие закона от 3 мая 1883 г. оказало определенное влияние на социально-экономическое развитие Сибири и в целом отражало общую политическую линию государства в исследуемый период

В 1851-1852 гг. южнее Охотска был основан новый порт Аян. К нему из Якутска было необходимо проложить тракт [24]. Переселенцам предоставлялись налоговые льготы, а так же всякая помощь в обустройстве, покровительство царского правительства [25]. Решение о переселении нескольких старообрядческих семей из Забайкалья на территорию между Амгинской слободой и Аяном было добровольным, поскольку в исследуемый период население испытывало острую нехватку земель. С 1852 г. начинается заселение станций Аянского тракта старообрядцами Забайкалья, среди которых были семьи Истефеевых, Матвеевых, Филипповых, Кушнаревых, Борисовых из сел Новая Брянь, Большой Куналей, Куйтун, Тарбагатай [26]. Основным занятием переселенцев стало хлебопашество, скотоводство, а так же почтовая гоньба. Еще одним направлением деятельности старообрядцев в период существования Аянского тракта была доставка хлеба в Амгинскую слободу и к станциям Аянского тракта [27]. Однако в 1867 г. в связи с прекращением деятельности

Русско-Американской кампании и установлением морского сообщения с Камчаткой Аянский тракт был закрыт. Старообрядцам предстояло новое переселение. Часть из них ушла на Амур, часть осела в селениях Усть-Майское и Ново-Покровское, а несколько семей обосновалось в с. Павловск, где их «земледельческий талант» проявился особенно ярко [28].

В 1872 г. на берегу р. Лены 25 старообрядческих семей основали с. Павловск [29]. Место было выбрано не случайно. Долина реки была благоприятна для развития земледелия и скотоводства. Риск сурового климата мог компенсироваться развитием пушного промысла и рыболовства [30]. В конце XIX в. начинается интенсивное развитие хозяйства крестьян с. Павловск. Заметную роль в процессе освоения земли и развитии скотоводства Нахаринского наслега сыграла семья крестьянина-старообрядца Михаила Анисимовича Кушнарева, который стал старостой села и всей старообрядческой общины. Сбыт продукции животноводства на золотых приисках, пушная торговля в отдаленных улусах Якутской области, торговля спиртом принесли сыну Михаила Кушнарева Акепсиму огромный капитал. А.М. Кушнаревым была создана целая сеть торговых предприятий по всей Якутии [31]. Его компаньоном в торговых делах был П.П. Кушнарев, который уделял большое внимание не только развитию семейного предпринимательства, но и занимался вопросами культуры и образования в крае. В 1905 г. в с. Павловск им была открыта школа на собственные средства. Основной целью открытия школы было распространение начального образования среди местного населения. Учителя приглашались на средства П.П. Кушнарева из Москвы, Иркутска, Якутска [32]. Приведем цитату из источника, сохраняя стиль автора: «На свой счет нанимал учителей, тогда ссыльных, политических, в числе коих был Чистов, который сейчас (1929 г. - прим. авт.) находится в Якутске. Выписывал из Москвы и России учителей и, не доверяясь учителям, сам учил пять годов. Не осталось ни одного дома, начиная с Ипатовой избы и кончая Маланичиной, и все научились читать, писать и считать. Некоторые вышли учителями и учительницами. Большему научить я не мог, потому что сам учился по славянской азбуке» [33]. Школа, основанная П.И. Кушнаревым, просуществовала в с. Павловск до 2005 г., отметив свой 100-летний юбилей.

Далее, необходимо вернуться к анализу событий российской истории начала XX в. 17 апреля 1905 г. был принят Указ Комитета минист-

ров «Об укреплении начал веротерпимости», который вносил в религиозную жизнь страны некоторые свободы [34]. Сущностью указа являлось то, что слово «раскольник» заменялось на слово «старообрядец». Последователю старой веры разрешалось устройство молельных сходок, старообрядческих кладбищ и избрание духовных лиц-наставников. Старообрядцы могли поступать в гимназии, университеты, военные школы. Была провозглашена свобода богослужения и преподавания в духовных школах на родном языке. В законе устанавливались различия между сектантами, старообрядцами и так называемыми «последователями изуверских течений» [35]. Уголовно-наказуемым деянием было отношение к третьей группе - изуверским учениям. Таким образом, принадлежность к старообрядческой вере перестала быть преступлением, за которое в законодательстве была предусмотрена уголовная ответственность. Более того, указ закреплял за старообрядцами право на владение движимым и недвижимым имуществом. Введение данных норм было обусловлено социально-экономической необходимостью развития не только Сибири, но и России в целом. В начале XX в. на территории северо-восточной Сибири действовали торговые фирмы купцов-старообрядцев, обладавшие крупным капиталом и экономическим потенциалом для дальнейшего развития края [36]. Таким образом, купеческие предприятия, торговавшие на территории северо-восточной Сибири пушниной, мамонтовой костью, продуктами питания, и промышленность с коренным населением на законных основаниях смогли расширять свой бизнес, регистрировать свои торговые дома, движимое и недвижимое имущество. Распорядители торговых домов имели право ежегодно кредитоваться от имени торгового дома на сумму до 300 тыс. р. и более, нанимать движимое и недвижимое имущество, принимать в залог и закладывать товары, совершать различные сделки, открывать и ликвидировать банковские счета. На период 1905-1915 гг. приходится наибольшее количество регистрации торговых домов и товариществ на территории северо-восточной Сибири, основной целью деятельности которых была продажа и скупка пушнины и мамонтовой кости в пределах северных округов Якутской и Камчатской областей, а так же северных округов Енисейской губернии [37].

К крупным фирмам северо-восточной Сибири относились «Наследники А.И. Громовой», «Наследники А.М. Кушнарева, Г.В. Никифоров, Я.Ф. Санников, В.Ф. Артамонов, «Северное тор-

гово-промышленное товарищество» [38]. Вопрос о старообрядческом происхождении Громовых, Санниковых, Артамоновых в настоящий момент является еще не достаточно изученным. В.М. Зензинов относит Г.В. Никифорова к «торгующим инородцам», который в 1913 г. продал свое дело П.А. Кушнареву [39]. Принадлежность Громовых к старообрядческой семье является лишь предположением, которое основано на анализе фондов Российского государственного исторического архива. Данные фонда «Министерства промышленности и торговли» РГИА свидетельствуют о продолжительном и тесном хозяйственном взаимодействии Кушнаревых и Громовых. Пароход, принадлежавший торговому дому «Наследники А.И. Громовой», использовался по соглашению между торговыми домами для производства торговых операций фирмой «Наследники А.М. Кушнарева» [40]. Кроме того, между фирмами существовало особое соглашение (на вере) о разделе территории Якутской области при совершении разъездной меновой торговли [41].

В начале XX в. фирма «Наследники А.И. Громовой» играла главную роль в операциях с пушниной на территории северо-восточной Сибири. Вело торговлю пушниной с коренным населением северо-восточной Сибири и сбывало продукты потребления ежегодно на 700 тыс. р.

[42]. Пушнина торгового дома А.И. Громовой считалась одной из лучших на ярмарках в Ирби-те и Нижнем Новгороде, а так же в Лейпциге

[43]. В начале XX в. скупка пушнины на северо-востоке Сибири была продолжена фирмой. В 1912 г. состояние фирмы оценивалось по данным Якутского отделения Русско-Азиатского Банка в 3-5 млн р. [44]. В 1913 г. фирма приобрела усть-янское дело Г.Н. Габышева [45]. Сумма годовой закупки пушнины в промысловом районе Усть-Янска составила 200-300 тыс. р. [46]. Транспортное предприятие А.И. Громовой на р. Лене состояло из четырех пароходов, пяти барж, двух кулиг общей грузоподъемностью 1130 т. [47]. Обороты транспортного предприятия в 1910 г. составляли 359831 р., прибыль -71027 р. [48].

Крупными купцами северо-восточной Сибири конце XIX - начале XX в. были Кушнаревы, основой торговых операций которых стала скупка пушнины у коренного населения в промысловых районах [49]. В 1881 г. А.М. Кушнарев получает свидетельство купца I гильдии и начинает интенсивное освоение сферы торговли пушниной [50]. В конце XIX в. крупные партии пушнины А. М. Кушнарева реализовывались на

ярмарках в Ирбите и Нижнем Новгороде. Затем им были открыты магазины и представительства фирмы в Иркутске, Якутске, Москве, Томске, Охотске [51]. В 1897 г. состояние фирмы А.М. Кушнарева оценивалось в 1 млн р. и состояло из мануфактуры, пушнины, спирта в Якутске на 390 тыс. р., в Олекминске - на 30 тыс. р., в Иркутске - пушнины, мамонтовых бивней на 108 тыс. р., в Охотске и Аяне - чая на 25 тыс. р., в Томске - мануфактуры на 4,5 тыс. р., в Витиме -масла на 2,3 тыс. р., в Москве - пушнины и мамонтовой кости на 50 тыс. р. Всего в 1897 г. товаров было на сумму 609,8 тыс. р. [52]. Торговый дом «Наследники А.М. Кушнарева» был зарегистрирован в г. Якутске 9 марта 1903 г. [53]. Деятельность фирмы предполагала торговлю мануфактурными, бакалейными, галантерейными, скобяными, жировыми товарами. Предприятие сбывало готовую продукцию, обувь, золотые, серебряные изделия. Кроме того, фирма имела право производить скупку пушнины, сырья и мамонтовой кости на территории северо-восточной Сибири. За фирмой «Наследники А.М. Кушнарева» были закреплены Якутский и Киренский районы операций, а также западная тундра от Булуна [54]. В 1914 г. предприниматели расширяют сферу своей деятельности и создают совместно с И.П. Антипиным «Северное торгово-промышленное товарищество» [55]. Уставной капитал «Северного торгово-промышленного товарищества» составлял 150 000 р. [56]. Распорядителями товарищества являлись А.А. Бушуева и П.А. Кушнарев. Главная контора торгового дома находилась в Якутске [57]. Для ускорения доставки товаров в промысловые центры и увеличения скорости оборота капитала фирма Кушнаревых в 1911 г. приобре-

тает пароход за 200 тыс. р. [58]. В 1916 г. у фирмы «Наследники А.М. Кушнарева» числилось два парохода, четыре баржи [59]. Торговый дом «Наследники А.М. Кушнарева» в 1916 г. имел обороты в 2,5 млн р., а прибыль в 375 тыс. р. [60]. В данную сумму не вошли сведения об операциях торгового дома с пушниной. По данным фонда Канцелярии Государственного банка, капитал торгового дома «Наследники А.М. Кушнарева», вложенный в операции с пушниной составлял 1,5-2 млн р. [61]. Совокупный капитал крупных сибирских фирм, осуществлявших операции с пушниной составлял в 1913 г. 13 млн р. [62]. По данным фонда Министерства торговли и промышленности в 1916 г. торговые дома «Наследники А.И. Громовой», «Наследники А.М. Кушнарева» в 1916 г. вошли в число самых крупных фирм северо-восточной Сибири [63].

Таким образом, в данной статье была предпринята попытка исследовать некоторые исторические аспекты формирования купечества из среды старообрядцев на территории северо-восточной Сибири. Хозяйственная деятельность старообрядцев, достижение ими высокого уровня развития земледелия и скотоводства в Якутии, твердые позиции в пушной торговле были невозможными без крепкой веры и постоянного духовного совершенствования. Претерпевая гонения, а затем и в поисках новых земель и лучшей жизни, с желанием развивать земледелие на северных территориях появились в Якутской области во II половине XIX в. несколько старообрядческих семей, ставших впоследствии крупными предпринимателями в сфере торговли пушниной и продукцией сельского хозяйства с коренным населением края.

* Под северо-восточной Сибирью понимается территория Иркутской губернии и Якутской области, которые в исследуемый период представляли единый в экономическом отношении хозяйственный комплекс. Якутская область являлась основным поставщиком ценной пушнины на посреднические рынки Иркутской губернии, инфраструктура которой позволяла товару и капиталу продвигаться в центральную Россию или в обратном направлении. В настоящее время данная территория представлена такими субъектами Российской федерации, как Иркутская область и Республика Саха (Якутия).

Литература

1. Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири, составленное по высочайшему Его Императорского Величества повелению при Сибирском Комитете. - СПб., 1854.
2. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. - СПб., 1892.
3. Потанин Г.Н. Нужды Сибири // Сибирь, ее современное состояние и нужды. - СПб., 1908.
4. Зензинов В.М. Очерки торговли на севере Якутской области. - М., 1915.
5. Там же. С. 13.
6. Константинов М.М. Пушной промысел и торговля в Якутском крае. - Иркутск, 1921.
7. Рабинович Г.Х. Крупная буржуазии и монополистический капитал в экономике Сибири конца XIX - начала XX в. -Томск, 1975.
8. Захаров В.П. Пушной промысел и торговля в Якутии (конец XIX - начало XX вв.). - Новосибирск, 1995. - 137 с.
9. Болонев Ф.Ф. Семейские. Историко-этнографические очерки. - Улан-Удэ, 1992. - 224 с.
10. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в ХУШ-ХХ вв. -Изд-во БНЦ СО РАН. - Улан-Удэ, 2009. - 340 с.
11. Болонев Ф.Ф. Семейские. Историко-этнографические очерки. - Улан-Удэ, 1992. - С. 19.
12. Там же. С. 19.
13. Там же. С. 27.
14. Именной указ императрицы Екатерины II Правительствующему Сенату о разрешении иностранцам селиться на пустых землях в России от 14 октября 1762 г. // ПСЗ -1. Т. XVII. №12793.
15. Болонев Ф.Ф. Семейские. Историко-этнографические очерки. - Улан-Удэ, 1992. - С. 23.
16. Там же. С. 34.
17. Там же. С. 34.
18. Там же. С. 44.
19. Там же. С. 72.
20. Васильева С.В. Власть и старообрядцы Забайкалья (XVII-XX). - Улан-Удэ : Изд-во Бурят, госуниверситета, 2007. -231 с.
21. Там же.
22. Там же.
23. Там же.
24. Болонев Ф. Ф. Семейские. Историко-этнографические очерки. - Улан-Удэ, 1992. - С. 69.
25. Там же. С. 29.
26. Та же. С. 72.
27. Там же. С. 72.
28. Там же. С. 74.
29. Там же. С. 75.
30. Зензинов В.М. Очерки торговли на севере Якутской области. - М., 1915.
31. Там же.
32. Личный архив автора. Автобиография П.И. Кушнарева. Рукопись, с. Павловск ЯАССР. 22 июня 1929.
33. Там же.
34. Васильева С.В. Государственно-правовое регулирование положения старообрядцев Забайкалья после провозглашения Указа о свободе вероисповедания //История государства и права. - М., 2008. -№ 12 (23). - С. 16-19.
35. Там же.
36. Зензинов В.М. Очерки торговли на севере Якутской области. - М., 1915.
37. РГИА (Российский государственный исторический архив), Ф. 23 (Министерство торговли и промышленности). Он. 11, Д. 1081, Л. 18.
38. Там же. Д. 1081, Л. 25-30.
39. Зензинов В. М. Очерки торговли на севере Якутской области. - М., 1915.-С.4.
40. РГИА. Ф. 23 (Министерство торговли и промышленности). On. 11, Д. 1081, Л. 33.
41. Зензинов В.М. Очерки торговли на севере Якутской области. - М., 1915.
42. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. Т 1. Кн 1 / под. ред. Д.Я. Резуна. - Новосибирск, 1994.-С. 42-98.
43. РГИА. Ф. 630 (Русско-Азиатский Банк). On. 1, Д. 582, Л. 148-149.
44. Там же. Д. 582, Л. 148-149.
45. Там же. Д. 582, Л. 148-149.
46. Там же. Д. 582, Л. 49.
47. РГИА. Ф.587 (Канцелярия Государственного банка). Оп. 33, Д. 993, Л. 94-95.
48. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. Т 1. Кн 1 / под. ред. Д.Я. Резуна. - Новосибирск, 1994.-С. 98-99.
49. Зензинов В. М. Очерки торговли на севере Якутской области. - М., 1915.-С.4.
50. РГИА. Ф. 630 (Русско-Азиатский Банк). On. 1, Д. 582, Л. 70.
51. Зензинов В. М. Очерки торговли на севере Якутской области. - М., 1915.
52. РГИА. Ф. 23 (Министерство торговли и промышленности). On. 11, Д. 1081, Л. 13.
53. Там же. Д. 1081, Л. 18.
54. Зензинов В.М. Очерки торговли на севере Якутской области. - М., 1915.
55. РГИА. Ф. 23 (Министерство торговли и промышленности). On. 11, Д. 1081, Л. 18.
56. Там же. Д. 1081, Л. 25-27.
57. Там же. Д. 1081, Л. 27-30.
58. РГИА. Ф. 587 (Канцелярия Государственного банка). Оп. 33, Д. 993, Л. 93.
59. Там же. Д. 993, Л. 93.
60. РГИА. Ф. 23 (Министерство торговли и промышленности). Оп. 11., Д. 1081, Л. 16-19.
61. РГИА. Ф. 587 (Канцелярия Государственного банка). Оп. 33, Д. 993, Л. 93.
62. Рабинович Г. X. Крупная буржуазии и монополистический капитал в экономике Сибири конца XIX - начала XX в. -Томск, 1975.-С. 259.
63. РГИА. Ф. 23 (Министерство торговли и промышленности). Оп. 11., Д. 569, Л. 19.

Дамешек Лев Михайлович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России Иркутского государственного университета, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел. 8(3952)240522, E-mail: info@ipkro.isu.ru 8(3952)240522. E-mail: info@ipkro.isu.ru

Dameshek Lev Mikhailovich, doctor of historical sciences, professor, head of the department of Russian history, Irkutsk State University. 664003, Irkutsk, Karl Marks str. Ph.664003.

Кушнарева Маргарита Дмитриевна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры сервиса и сервисных технологий Иркутского государственного университета. 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел. 8 (9021)705037.

E-mail: rita270880@mail.ru

Kushnareva Margarita Dmitrievna, candidate of historical sciences, associate professor, associate professor of the department of service and service technologies, Irkutsk state University. Irkutsk, Karl Marks str., Ph. 8 (9021)705037. E-mail: rita270880@mail.ru

УДК 94(57)

© О.Э. Мишяковя

Строительство Кругобайкальской дороги в конце XVIII - первой половине XIX в.

(по материалам журнала главного управления путей сообщения и публичных зданий)

В статье освещаются факты о строительстве Кругобайкальской дороги в конце XVIII - первой половине XIX в., показано неоспоримое значение сооружения тракта для всестороннего развития региона.

О.Е. М/^Иакоуа

The construction of the Circum-Baikal railway in the late XVIII-th - the first half of the XlX-th cent.

(based on the materials registor of the Chief board of railways and public buildings)

The article highlights the construction of the Circum-Baikal railway in the late XVIII-th - the first half of the XlX-th centuries, the indisputable value of the railway construction for economic development of the region has been shown.

С начала правления новой династии Романовых в России и воцарения на престол М.Ф. Романова в 1613 г. прошло 400 лет. Дом Романовых управлял Россией до 1917 г. За эти три века в России было многое достигнуто. В первую очередь это касается значительного расширения территории государства во всех направлениях, укрепления границ, внешней политики и экономики (выход на международные рынки), установление дипломатических отношений на востоке страны с приграничными странами (в т. ч. духовные миссии), а также изучение и активное заселение вновь присоединенных земель (исследование и использование недр и природных богатств, увеличение пахотных земель, развитие торговли и промышленности и как следствие рост дохода казны), реформирование всех сторон жизни общества и др. Все это коснулось и Западного Забайкалья.

Наличие огромных территорий и рынков (как внутреннего, так и внешнего) требовало скорейшего сообщения окраин с метрополией, т.е. развитых путей сообщения и их инфраструктуры.

С середины XVII в. стратегическую, геополитическую и экономическую значимость для государства приобрела русско-китайская торговля. Потребности международной торговли послужили толчком для прокладки с середины 1670-х гг. пути через Забайкалье. С этого време-

ни и до начала XIX в. все колонизационное и торговое передвижение вверх против течения на лодках бечевой тягой шло по р. Ангаре до устья Илима, откуда одна ветвь направлялась на оз. Байкал, по р. Селенге в Китай, другая ветвь - в бассейн р. Лены. Только с переходом движения на сухопутный сибирский тракт исторический водный путь России по р. Ангаре на Восток в отдаленнейшие части Сибири и к берегам Тихого океана потерял прежнее значение [4, с. 46].

Начиная с 1781 г. на правительственном уровне обсуждался вопрос о прокладке новых путей сообщения вокруг Байкала - поиски возможных направлений Кругобайкальской (или как ее еще именовали Кругоморской) дороги как части сухопутного сибирского тракта.

Сведения о строительстве новой Кругобайкальской дороги сохранились в немногочисленных документальных источниках, самыми достоверными из которых можно считать составленные свидетелями - строителями тракта. Так, в 1806 г. появилось донесение графа Головкина и одно из первых описаний строительства дороги. В 1830 г. подполковник Медведев составил «Проект вновь предполагаемой кругоморской дороги от г. Иркутска до г. Нерчинска и пограничного места Кяхты», а в 1835 г. в статье «О новой дороге из Иркутска в Кяхту» (Журнал ГУ путей сообщения) описал три старых тракта и предложил направление новой дороги через

Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов