Спросить
Войти

История формирования феминистского движения

Автор: указан в статье

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 94

Третьякова А.А.,

студентка 1 курса магистратуры АлтГПУ, г. Барнаул

nastua_tret@mail. ru

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕМИНИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация

Статья посвящена исследованию зарождения и развития феминистского движения, поскольку в современном обществе, среди женщин, образ «сильной и независимой» становится всё более популярным. Феминизм, как движение и идеология, формировавшийся на протяжении многих веков, начался с аргументации обоснованной потребности женщин в приобретении политических прав и свобод. В данной статье был использован сравнительно - исторический метод, позволивший рассмотреть и проанализировать, как протекало развитие феминизма в рамках «трех волн» на примере стран Запада, Востока и России.

феминизм, феминистское движение, суфражизм, «три волны» феминизма, радикальное и либеральное крыло, «гендер».

Дискриминация женщин возникла в условиях социального неравенства, разделения труда, иными словами в патриархальном обществе. Основные принципы патриархальной философской традиции были сформулированы представителями античной философии в V - IV вв. до н. э. Женское тело рассматривалось как деструктивное природное начало, влияние которого на культуру несет в себе угрозу и должно быть нейтрализовано[6; 6].

Слово «feminisme» (от лат. Femina - женщина)[8; 3] ввел в научный оборот Шарль Фурье, теоретик французского социализма, еще в начале XIX века. Для него «феминистка» - «новая женщина», способная изменить общественную жизнь, и в то же время сама изменится в обществе. Фурье был убежден, что расширение прав женщин - это главный источник социального прогресса[1; 37-49].

Феминистское движение основывается на реформаторском движении Запада, которое датируется XIX веком. Однако предпосылки появления феминизма наблюдаются ещё в XVIII веке. Во время Войны за независимость в США в 1775—1783 гг. Абигейл Смит Адамс, произнесла свою знаменитую фразу: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов»[9].

Тем временем, во Франции на момент начала Великой французской революции 1789 года Олимпией де Гуж на национальном собрании была представлена Декларация прав женщины и гражданки, но, Конституция 1791 года не приняла её, отказав этим в избирательном праве. В это же время была создана первая женская политическая организация «Общество женщин — революционных республиканок», но в 1793 году её запретили[7; 176 -178.]. А, в 1804 году Наполеон ввёл указ, по которому женщина обязана была находится под опекой у мужчины, не имея при этом никаких политических свобод.

В России феминистская идеология берёт своё начало в XVIII в. Русское общество пропитывается идеями просвещения Великой Французской революции. Возникает новое отношение к женщинам в светском обществе, основанное на ярких примерах той эпохи, таких как Екатерина II, Нарышкина М.А., Дашкова Е.Р., Меньшикова Е.С. и др. Важным фактором является и создание в 1812 году «Женского патриотического общества», положившее основу политической активности российских женщин.

В феминистской истории существует определённая градация, именуемая «тремя волнами» феминизма.

«Первая волна» феминизма определяется хронологическими рамками XIX - первой половины XX вв.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.

На этом этапе женщины стремятся получить право голоса и гражданские свободы. В это время появляется понятие суфражизм (от англ. Suffrage - право голоса)[10; 36-37].

В Великобритании в 1868 году сформировалась Организация по защите прав женщин, основоположницей которого стала Эммелин Пэнхёрст. После создания, участницы организации стали подвергаться тюремным заключениям, в связи с чем, устроили голодовку в знак протеста. На такой ответ женщин-феминисток, властям пришлось реагировать принятием ряда законов, позволяющим голосовать на местных собраниях[5].

В США в 1869 году создаются подобные организации, объединившись в 1890 году, они образуют ядро Национальной американской ассоциации. Благодаря этому, женщинам, также, становится доступно голосование. Во время Гражданской войны в Америке в 1861-1865-х гг. женщины помогали на фронте. Позднее, в 1910-х гг., когда прокатилась волна рабочих движений, образовался подъем глобального феминизма[9].

В России в этот период, женщины, воодушевленные западным примером, российские женщины стремятся получить хорошее образование, что с 1860-х гг. начинает становиться возможным. Если, прослеживать общественно-политический статус женщины в России с начала XX века, то, она, в большей степени, придерживалась консервативных позиций, что связано с традициями дореволюционной России. Однако события революционного всплеска 1905-1907 и 1917 года изменили функциональную направленность женщин. Теперь, они не только выполняли функцию хранительницы домашнего очага, но и стали революционными сознательными гражданами, сражающимися за идею мировой революции. При советской власти, роль женщины, как борца, товарища, стала ключевой в общественном сознании людей. В качестве примера, можно привести образ женщины - советского большевика А.М. Колонтай, которая выступала за равенство советских женщин. Но, снижение радикализма мировой революции и движение советской России по собственному историческому пути предопределили смешанный образ женщины, так как наступила стадия активного внедрения дореволюционных традиций мировоззрения советских граждан в связи с началом Великой Отечественной войны.

Ситуация в исламском мире была значительно хуже. Восточный феминизм имеет религиозную специфику и более позднее зарождение, в сравнении с Западом. Он получил свои основы в проникновении либерализма в его среду. Это явление не шло по пути изменения религиозных канонов, не радикализировалось, как в Европейской части. Женщины Востока стремились достичь равного положения с мужчинами, не следуя пути разрыва с традиционным укладом. Движение феминизма в период первой волны находилось в стадии застоя. Но, тем не менее были определённые сдвиги. Характерным примером можно назвать движение в Египте 1899 года под эгидой гендерного равенства.

Помимо либеральных феминисток, вышедших из высших кругов светского общества, появляются женщины-работницы, опирающиеся на марксистско-феминистскую идеологию, которая базировалась на знаменитой работе Ф. Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства», а именно, на части его произведения: «Об истоках угнетения женщин». На тот момент, представительницы рабочего класса составляли меньшинство, поскольку недостаток образования и социальная дезориентированность, сыграли негативную роль на этапе начального развития. Однако они спровоцировали рост радикального движения, которое, впоследствии, стало именоваться «второй волной».

«Вторая волна» феминизма датируется приблизительно 60-80-ми гг. XX столетия. По своей специфике оно более радикальное. Теперь уже, женщины добились политических прав, гражданских свобод и т.д. Они стремятся к тому, чтобы занимать места в структуре власти. «Вторую волну» нельзя назвать однозначной. Из неё вытекает множество направлений, течений, обществ и т.д. Кроме того, в обиход входит понятие: «гендер», отсюда гендерные неравенства, предрасположенности и т.д.[3; 22-23]. Также, необходимо отметить важнейшую тенденцию раскола женского движения на два крыла: либерально и радикальное. Либеральные феминистки выступали за политические реформы путем маршев протеста, различных демонстраций и т.д. Радикальное крыло, в основном, составили студентки, которые прибегали к более реальным действиям. К одному из таких действий относится акция протеста на конкурсе «Мисс Америка» в 1968 году, устроенная феминистской группой «Радикальные женщины Нью-Йорка».

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.

Во Франции публикуется книга, написанная ещё в 1949 году под названием «Второй пол» Симоны де Бовуар[4; 97-98], заложившая идеологическую основу во «вторую волну» феминизма, в который прописывалось уничижающее второсортное положение женщины в обществе.

В США в 1963 году Бетти Фридан публикует книгу «Загадка женственности»[2], в которой убеждает в том, что самореализация в профессиональной сфере для женщины вполне реальна. Следом, в 1970 году публикуется книга под названием: «Sexual Politics» (политика пола), автором которой является Кейт Миллет. В книге даны рассуждения о роли власти и патриархата в сексуальных отношениях и т.д.

В России также возникают новые формы женского движения. Начинается борьба не за юридические права, а за реальное гендерное равенство. Появляются первые женские независимые группы. К примеру, «кризисные центры», помогающие преодолеть психологический стресс в результате сексуальных домогательств и насилия.

На момент XX века наметилась тенденция на изменения особенностей жизни восточного мира. Такие колоритные события, как «Пробуждение Азии», деколониализм, борьбы за реформы в ряде восточных стран, премьерство Индиры Ганди в Индии и Беназир Бхутто в Пакистане изменили существующий уклад в восточной цивилизации. Ряд общественно-политических кругов стали уделять огромное внимание вопросу преобразования восточного общества, в там числе актуальным стал и женский вопрос. Реформы Кемаля Ататюрка в некотором роде изменили положение женщины на Востоке. Традиционный уклад, конечно, оставался незыблемым в силу господства древних обычаев, но, процессы модернизации, вестернизации задавали тон развития восточным странам в новейший период. Женщина стала постепенно выходить на первые роли в социальной, а потом и политической сфере общества.

«Третья волна» берёт свое начало с 90-х гг. XX столетия и существует по сей день. На мой взгляд, «третью волну» можно назвать демократической. Так как, женщины выступают уже не только за политические свободы и права, но, и за возможность самореализации на политическом поприще, за свободу в отношении выбора партнёра (лесбийский феминизм), даже, если, речь идёт об однополых браках, а также, против навязывания мужским обществом правил, которые, якобы, «соответствуют» тем или иным женским социальным ролям. Проходят различные митинги против запрета абортов, в поддержку женского образования и льгот, за экологию, и прочее. Можно справедливо отметить, что феминизм, на сегодняшний день, становится всё более агрессивным (публичные демонстрации обнажённости и др.). Акции и протесты приобретают всё новые формы. Так, к примеру, к концу 2014 года произошёл скандал из-за «сексистской рубашки» Мэтта Тэйлора.

Что касаемо, феминизма в России, то он впитывает в себя западнические идеи, в связи с открытием «железного занавеса». Период «третьей волны» в России характеризуется прогрессом в области создания женских организаций. Таких как, Общероссийское общественно-политическое движение женщин России, Женская Лига, Союз женщин России, Конфедерация деловых женщин, Ассоциация женщин-предпринимателей и др. Также, новой популярной тенденцией стало ежегодное вручение, начиная с 2010 года, антипремии «Сексист года», которые могли получить, как женщины, так и мужчины.

«Третья волна» на Востоке начала ускорять процесс феминизации восточного общества, однако, мода на исламский фундаментализм сводила данные позиции в противоборствующее состояние. Восток, в силу последних событий, не мог быть прежним и женщины в силу обретённых прав, претендуют на уважение к своей персоне. Евроинтеграция, глобализм, мультикультурализм заставляет в информационно-коммуникативном плане взаимодействовать Восток и Запад, и женщины разных цивилизаций оказывают друг другу поддержку, однако, анахронизмы восточной цивилизации, тем не менее пытаются сдерживать постоянный рост исламского феминизма.

Таким образом, идеал политического строения, на данный момент - это государство, основанное на демократических свободах. Демократическая свобода - есть свобода личности от угнетения, подавления и неравноправия. На этом стремлении и основан постулат женского феминизма. Столетиями женщины вынуждены были бороться за свои права. На данный момент, более популярно и развито феминистское движение на Западе. В России же, веками сложившееся, консервативное мышление тормозит развитие общества. Возможно, проблема заключается в менталитете, российском самосознании масс.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.

Сформированный патриархальный уклад не подходит к новым интеграционным реалиям современного мира. На Востоке является очень актуальным женский вопрос. Постепенное вхождение западных постулатов меняет сознание представителей исламского мира. Может быть, это связано с появлением ряда публикаций, посвящённых женскому вопросу в странах ислама, с участием женщин в сфере политики и выборных органах. Но, всё же, сравнительно долгая изоляционная политика, в отношении женщины на Востоке, принесла свои плоды. По сравнению с Западом и Россией, феминизм там развит в меньшей степени. Уравнивание прав, уничтожение предрассудков, касающихся специфики женской психики - это и есть шаг в будущее.

Список использованной литературы

1. Айвазова С. Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. М.: Наука, 2002. № 6. С. 37 - 49.
2. Бетти Фридан. Загадка женственности. СПб.: Литера, 1993. 460 с.
3. Гросс, Э. Изменяя очертания тела // Введение в гендерные исследования. - Харьков, 2001. Ч. II. С.22 - 23.
4. Де Бовуар. С. Второй пол / пер. с франц. А. Сабашникова, И. Малахова, Е. Орлова. М.: Азбука, 2017. 928 с.
5. История и теория феминизма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gender.cawater info.net/knowledge_base/rubricator/feminism.htm, свободный. - (дата обращения: 15.02.2018).
6. Муслумова Т.В. Феминизм: истоки, этапы развития и основные направления // Гуманитарный научный журнал. Шадринск. С. 6.
7. Т.В. Королева. Женское движение в годы великой французской революции // Метаморфозы истории. 2010. С.176 - 178.
8. Феминизм: Восток, Запад, Россия. М.: Наука. Издательская фирма: Восточная литература, 1993. 243с.
9. Феминизм: история и основные движения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://postnauka.ru/faq/71574, свободный. - (дата обращения: 10.02.2018).

Ю.Харитонова О. Манифест феминистского движения России. Екатеринбург: Издательские решения, 2015. 150 с.

© Третьякова А.А., 2018

УДК 94

Третьякова А. А.,

студентка 1 курса магистратуры АлтГПУ, г. Барнаул

nastua_tret@mail. т

ГЕНЕЗИС ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ: ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация

Статья посвящена динамике развития первых Государственных Дум четырёх созывов 1906 - 1917 гг., которые внесли серьезный вклад в становление российского парламентаризма. Несмотря на непродолжительность, деятельность первых Государственных Дум представляет огромный интерес, поскольку это были, пусть и ограниченные, но, выборные народом органы власти, которые имели право контролировать некоторые стороны управления государством, принадлежавшие до этого времени самодержавному правителю.

Государственная Дума, парламентаризм, «Прогрессивный блок», неограниченная монархия, манифест, правительство.

ФЕМИНИЗМ ФЕМИНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ СУФРАЖИЗМ "ТРИ ВОЛНЫ" ФЕМИНИЗМА РАДИКАЛЬНОЕ И ЛИБЕРАЛЬНОЕ КРЫЛО "ГЕНДЕР"
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты