Спросить
Войти

Павел Федор (1884-1952): штрихи к общественной и культурнопросветительской деятельности

Автор: указан в статье

Константин Куцов

ПАВЕЛ ФЕДОР (1884-1952): ШТРИХИ К ОБЩЕСТВЕННОЙ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выдающийся педагог, краевед, литератор и общественный деятель Павел Федор принадлежит к той плеяде представителей закарпатской интеллигенции межвоенного периода, чье имя необоснованно забыто сегодня. Трудно разобраться, что послужило причиной этому: то ли ярко выраженная русофильская позиция П. Федора, не вписывающаяся в современную концепцию исторического развития Закарпатья, то ли клеймо «буржуазного националиста», поставленное в свое время советскими исследователями. Однако, факт остается фактом - на сегодняшний день о жизни и деятельности П. Федора практически ничего не известно. Что же касается кратких очерков о нем, опубликованных в современных карпатоведческих энциклопедических изданиях и биографических словарях, то они лишь поверхностно освещают, а во многом даже искажают исторический портрет Павла Федора. Предлагаемое читателям исследование также не претендует на звание безукоризненного жизнеописания этой выдающейся личности, а является лишь скромным предвестником более масштабного и комплексного труда.

Павел Федор родился 14 января 1884 года в с. Новое Место комитата Абауй-Торна (нынешняя Восточная Словакия) в семье крестьянина Степана Ивановича Федора и Юлианы Товт1. В родном селе он окончил народную школу, после чего продолжил образование в школе города Гуменного (1895-1899) и Пряшевской учительской семинарии (1899-1903). Как утверждает биограф П. Федора, известный ученый-литературовед Елена Рудловчак, в семинарии будущий педагог учился успешно и как круглый отличник получал повышенную стипендию2.

Получив специальность преподавателя, молодой П. Федор в 1903 году был направлен в с. Габура, где занял место учителя церковной школы, а в 1907 году он был переведен на должность учителя народной школы в с. Пчелиное и работал там до 1920 года3.

Создание независимой Чехословацкой Республики и вхождение в ее состав Подкарпатской Руси открыло более широкие возможности

для профессиональной самореализации талантливого педагога. С этой целью, а также желая дать своим детям (которых в семье П. Федора было семеро - К.К.) достойное образование, он в 1920 году подал прошение о назначении в Ужгород.

В Ужгороде Павел Степанович работал сначала учителем городской школы (1920-1921)4, позже - заместителем инспектора школ Ужгородского округа (1921-1922)5, а с 5 сентября 1922 года перешел в Реферат школ и народного просвещения Гражданской (Краевой) управы Подкарпатской Руси в качестве референта отдела руководства школьными общинами6, позже - отдела хозяйственно-экономического обеспечения народных школ7. В июле 1937 года П. Федор был переведен в Хуст на должность референта школ Хустского, Тячевского и Раховского округов8.

Однако еще задолго до переезда в Хуст Павел Степанович успел зарекомендовать себя как активный общественный деятель и просветитель Подкарпатской Руси.

Будучи убежденным русофилом, П. Федор в марте 1923 года был в числе основателей «Русскаго культурно-просветительнаго общества им. А. Духновича»9 (наиболее влиятельной русофильской организации Подкарпатской Руси 20-30-х гг. ХХвека - К.К.). Уже через полгода (27 декабря 1923 г.) он был введен в состав руководства «Общества...» как заместитель члена правления10. Однако, его наиболее активная деятельность в этой организации началась лишь с 1925 года, когда на очередном собрании он был избран членом Центрального правления «Общества.» и секретарем «Организащонно-просветительной сек-цш» (ключевого звена «Общества» - К.К.)11. Ярким свидетельством успешной деятельности П. Федора на этой должности стало издание «Народной Библ^еки» - серии научно-популярных сборников по вопросам сельского хозяйства, культуроведения и религии, направленных на поднятие культурного уровня сельского населения Подкарпатской Руси (на протяжении 1925-1926 гг. было издано 10 выпусков «Н.Б.» -К.К.)12. В 1926 году П. Федор был избран членом Президиума «Общества...», а до 1938 года он еще и руководил несколькими его секциями (библиотечной, хоровой и т.д.)13.

Помимо общественной деятельности в «Обществе им. А. Духнови-ча» в 20-30-х гг. Павел Федор был председателем общества («Свободное сельское учение» (1928-1938), членом правления «Подкарпаторус-скаго народно-просветительнаго союза» (1929-1934), секретарем Ужгородского отделения общества «Русскш народный университеты) (1936-1938), членом «Дружества карпаторусскаго народнаго театра» (1937-193), ответственным редактором журнала «Зоря» (1930-1934), членом редакционных комитетов журнала «Карпатскш светъ» (1928-

1933), газет «Карпаторусскш голосъ» (1932-1934), «Нашъ карпаторусскш голосъ» (1935 ), «Нашъ путь» (1935-1938)14.

Еще с начала 20-х годов П. Федор был членом «Учительскаго товарищества Подкарпатской Руси» (УТПР), уже в середине 30-х годов занимал должность заместителя председателя УТПР, а в 1935 году на П. Федора были также возложены обязанности главного редактора официального органа УТПР - журнала «Народная школа»15.

В политическую жизнь Подкарпатской Руси Павел Степанович вошел в середине 20-х годов как член проправительственной «Республиканской земледельческой партш Подкарпатской Руси»16 и по ее квоте на протяжении 1927-1934 гг. входил в состав правления «Центральной Русской Народной Рады» (координационного органа всех русофильских объединений Подкарпатской Руси - К.К.)17.

Однако невыполнение правительством Чехословацкой Республики гарантий относительно Подкарпатской Руси, данных еще в 1919 году, изменило политические взгляды П. Федора, и уже в 1935 году он вместе со Стефаном Фенциком основал оппозиционную «Русскую нащо-нально-автономную партш» (РНАП). На учредительном собрании в марте 1935 года П. Федор был избран «деловымъ председателемъ» РНАП18.

Параллельно с общественно-политической деятельностью в этот период Павел Федор реализовался и как творческая личность. Его творческое наследие довольно обширно и включает в себя художественные произведения, публицистику, научно-популярные исследования по вопросам краеведения, литературоведения, педагогики, учебники и учебные пособия для начальной школы.

Еще в 1925 году известный литературовед Дмитрий Вергун называл П. Федора в числе наиболее плодотворных русскоязычных авторов Подкарпатской Руси19. Именно в 1925 году была издана первая солидная работа молодого автора - учебник «Карпаторусскш букварь» (соавтор И. Добош), выдержавший впоследствии еще три издания20. В последующие годы П. Федором было издано еще несколько учебников - читанки «Народная школа» (1930) и «Светъ» (1931,1938; соавтор М. Василенко), пособие «Сборникъ произведенш Александра Сергеевича Пушкина и краткое руководство къ ихъ исполнешю» (1936)21. Его перу также принадлежит ряд содержательных теоретических статей, касающихся вопросов педагогики и психологии: «Оркестръ и народное воспиташе» (1930), «Воспиташе въ государственномъ духе» (1936), «Психолопя детей въ разные перюды детства» (1936), «Значеше игры въ детстве» (1937) и др.22

Среди научно-популярных работ Павла Федора, посвященных вопросам литературоведения и краеведения, следует в первую очередь

отметить брошюры «Краткш очеркъ деятельности А.И. Добрянскаго» (1926), «Очерки карпаторусской литературы со второй половины Х1Х столе™» (1929), «Федоръ Федоровичъ Аристовъ» (1931)23, получившие широкий резонанс как в культурной и научной среде Подкарпатс-кой Руси, так и за ее пределами24.

Широким был и круг интересов Павла Федора - литератора. Им в частности были изданы «Сборникъ поэзш мысли» (1929), пьесы «Несчастная судьба» (1927), «Скромность побеждаетъ» (1929), «Верхови-нецъ» (1935), несколько рассказов морально-педагогического содержания, опубликованных в периодике, большое количество стихотворений и рассказов для детей, напечатанных в учебниках и читанках25. Свои художественные и публицистические произведения Павел Федор часто подписывал псевдонимами «Цирохинъ», «Бородатый Бер-даръ», криптонимами «П.Ф.», «П.С.». Отдельные поэтические произведения писателя печатались в переводе на чешский язык26, а к некоторым своим стихотворениям автор собственноручно написал музыку27. Как утверждают биографы, П. Федором были также написаны пьеса «Лишнш студентъ» и роман «Царь-мужикъ», которые остались в рукописях28. О судьбе этих произведений на сегодняшний день, к сожалению, ничего не известно.

Следует также отметить, что художественное творчество П. Федора никогда не находило однозначной оценки среди литературных критиков и вызывало как восхищение, так и осуждение.

Возвращаясь к вопросу общественно-политической деятельности Павла Федора, следует отметить, что, проживая с 1937 года в Хусте, он практически от нее отошел и именно поэтому не принимал участия в событиях, связанных с вопросом реализации автономии Подкарпат-ской Руси в составе Чехословацкой Республики, происходивших на протяжении 1938 года. Лишь после Венского арбитража, когда значительная часть края отошла к Венгрии, а автономное правительство Подкарпатской Руси, возглавляемое А. Волошиним, переехало в Хуст, Павел Федор вместе с группой местных русофилов, сохранивших лояльность к Чехословакии, основал здесь «Центральную Русскую Народную Раду»29, которая заявила о своей оппозиции к украинофильскому правительству А. Волошина, однако, в скором будущем ее деятельность, как и деятельность иных, не лояльных к украинофилам организаций, была запрещена30. Самого же Павла Федора украинофильская пресса обвинила в шпионаже, а чуть позже, в декабре 1938 года, он был уволен со службы31.

После установления венгерской власти на всей территории края (март 1938 года) Павел Федор вернулся в Ужгород. Новой властью он был отправлен на пенсию32, однако еще некоторое время продолжал

заниматься общественной деятельностью. В январе 1940 года Павел Федор был в числе создателей «Учительскаго товарищества карпатс-каго края» - организации, которая по сути стала правоприемницей УТПР33. Тогда же был создан журнал «Народна школа», главным редактором которого до 1941 года был Павел Федор34. В этот период он также опубликовал несколько учебников для начальной школы: «Первый цветъ детской мудрости для І класса народной школы» (1939, 1940), «Другий цветъ детской мудрости для ІІ класса народной школы» (1939, соавтор М. Василенко), «Читанка для ІІ класса народной школы» (1942, соавтор М. Василенко), был членом редакционной комиссии учебника «Грамматика угрорусского языка для среднихъ учебныхъ заведений» (1940)35. На общественно-политическом уровне Павел Федор в этот период поддерживает отношения с С. Фенциком. В 1940 году Фенцик предложил правительству Венгрии назначить П. Федора депутатом Венгерского парламента36. Предложение С. Фенцика было проигнорировано, однако это спасло П. Федора от неминуемых репрессий после прихода в 1944 году на территорию края советских войск.

О дальнейшем периоде жизни Павла Федора практически ничего не известно. Он умер 2 марта 1952 года в Ужгороде и был похоронен на кладбище Кальвария.

Прискорбно, но смерть одного из выдающихся культурно-просветительных деятелей прошлого осталась незамеченной в среде интеллигенции советского Закарпатья, а интерес к его жизни и творчеству у исследователей возник лишь через полстолетия. Надеемся, что публикация данного очерка усилит интерес историков и литературоведов к личности и творчеству Павла Степановича Федора.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Рудловчак О. Федор Павел Степанович / Матеріали до Словника культури українців Чехословаччини // Дукля. Річник XXXVII. 1989. № 4. С. 76.
2. Там же. С. 76.
3. Хланта І.В. Літературне Закарпаття у XX столітті: біобібліографічний покажчик. Ужгород, 1995. С. 735.
4. Там же. С. 735.
5. Рудловчак О. Названная работа. С. 77.
6. Адресаръ Подкарпатской Руси. Часть 1: Гл. городъ Ужгородъ. Uzеorod,
1924. С. 67.
7. Школьный реферат цив. управи П. Руси (розделеня урядовое агенды) // Учитель. Рочникъ Ix. 30 марта 1928. Чис. 2-3. С. 45.
8. Назначенія // Народная школа. Год изданія XVII. Январь 1938. № 5. С. 23.
9. Члены общества // Деятельность общества им. А. Духновича 1922-1926. Подъ редакціей С.А. Фенцика. Ужгородъ, 1926. С. 110.
10. Протоколъ, составленный дня 27 декабря 1923 г. въ Ужгороде на Пер-вомъ очередномъ собраніи культурно-просветительнаго общества имени A. Духновича II Там же. С. 14.
11. Списокъ Центральнаго правленія русскаго культурно-просветительна-го общества имени Ar. Духновича въ 1925 году II Там же. С. 37.
12. Народная библіотека I [Составитель П. Федоръ] I Изданіе культурно-просветителн. общества имени Aлександра Духновича въ Ужгороде. Ч. 1. Ужгородъ, 1925. 16 С.; Ч.2. Ужгородъ, 1925. 16 С.; Ч.3. Ужгородъ:Школьная Помощь, 1925.16 С.; Ч. 4. Ужгородъ, 1925. 16 С.; Ч. 5. Ужгородъ, 1925. 16 С.;

Ч. 6. Ужгородъ, 1925. 16 С.; Ч. 7. Ужгородъ, 1925. 20 С.; Ч. 8. Ужгородъ,

1925. 14 С.; Ч. 9. Ужгородъ, 1926. 16 С.; Ч. 10. Ужгородъ, 1926. 15 С.
13. Рудловчак О. Названная работа. С. 77.
14.Ліхтей І.М., Керецман В.Ю., Керецман Н.П. Діяльність громадських організацій II Нариси історії Закарпаття. Т. 2. (1918-1945) I Відповідальний редактор I. Гранчак. Ужгород, 1995. С. 413-429; ЛіхтейІ.М. Періодична преса Закарпаття 20-30-х рр II Там же. С. 402-413.
15.Ліхтей І.М. Названая работа. С. 409.
16. Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси. Ужгород, 2001. С. 381.
17. Каминскій І. Центральная Русская Народная Рада II Земледельскій календарь на годъ 1935 I Составилъ М. Демко. Ужгородъ, 1934. С. 35.
18. Русская національная автономная партія РНAП II Календарь на 1937 годъ I Изданіе Русской національно-автономной партіи. Ужгородъ, 1936. С. 34.
19. Вергунъ Д. Литература Подкарпатской Руси II Восемь лекций о Подкарпатской Руси I Переводъ съ чешскаго Д. Вергуна. Прага, 1925. С. 37.
20. Карпаторусскій букварь I Составили И. Добошъ, П. Федоръ I Изданіе Учительскаго товарищества Подкарпатской Руси. Ужгородъ, 1925. 120 С.
21. Народная школа: читанка. Часть 1 для 2-3-хъ учебныхъ годовъ I Под редакціей П.С. Федора. Ужгородъь, 1930. С. 160; Светъ: книга для чтенія 23 школьныхъ годовъ I составили П.Федоръ, М. Василенко. Мукачево, 1931. 167 С.; Сборник произведеній Aлександра Сергеевича Пушкина и краткое руководство къ ихъ исполненію! Предисловіе П. Федора. Ужгородъ, 1937. 60 С.
22. Федоръ П.: Оркестръ и народное воспитаніе II Зоря. Год X. 15 іюня 1930. Чис. 5-6. С. 1-4; Воспитаніе въ государственномъ духе II Народная школа. Годъ изданія XV Февраль 1936. № 6. С. 1-5; Психологія детей въ разные періодьі детства II Народная школа. Годъ изданія XVI. Октябрь 1936. № 2 . С. 1-4, ноябрь 1936. № 3. С. 2-3; Значеніе игры въ детстве II Народная школа. Годъ изданія XVI. Январь 1937. № 5. С. 1-4, февраль 1937. № 6. С. 4-6.
23. Федоръ П. : Краткій очеркъ деятельности A.fr Добрянскаго: Лекція, читанная 19 марта 1926 года. Ужгородъ: Школьная помощь, 1926. 19 С.; Очерки карпаторусской литературы со второй половины XIX столтія. Ужгородъ, 1929. 76 С.; Федоръ Федоровичъ Aристовъ (Къ 25-летію его научно-літературной деятельности). Ужгородъ, 1931. 27 С.
24. Разгулов В. Ф.Ф. Aристов и Карпатороссия. Берегово, 2001. С. 68-69.
25. Федоръ П. : Мысли: стихи. Ужгородъ, 1929. 47 С.; Несчас тная судьба:

нар. Пьеса въ 4-хъ действіяхь. Ужгородъ, 1927. 87 С.; Скромность побеждаете Пьеса въ 2-хъ действіяхь. Ужгородърафiя Г. Миравчика, 1929. 30 С.; Вер-ховинецъ: Народная пьеса въ 3-хъ действіяхь Ужгородъ, 1935. 64 С.; Пьянство - гибель народа II Народная библіотека. Ч. 1. С. 11-14; Три совета II Русскій Народный календарь общества «Aлександра Духновича» на обыкновенный годъ 1927 I Под редакціею I. Каминскаго. Ужгородъ, 1926. С. 106-114; Популярный учитель II Календарь культурно-просветительнаго общества имени Aлександра В. Духновича на обыкновенный годъ 1942. Ужгородъ, 1941. С. 91-97.

26. Pozdraveni Rusinù: Vÿbor z literatury podkarpatoruské 1920-1935 I Usporadal a prelozil A. Âartl. Bratislava, 1936. S. 30.
27. Подъ прапоръ русскій I М.: П. Федоръ, Не журися I М.: П. Федоръ II Верховинецъ. С. 63-64.
28. Рудловчак О. Названная работа. С. 78; Поп И. Названная работа. С. 381.
29. Магочій П.-Р. Формування національної самосвідомості: Підкарпатська Русь (1848-1948). Ужгород, 1994. С. 190.
30. БолдижарМ.М., ЛемакВ.В. Політичні партії та об’єднання автономної Підкарпатської Русі II Нариси історії Закарпаття. Т. 2. (1918-1945). С. 304.
31 Ярость мазепинцевъ II Карпаторусский Голосъ. № 2. 28 ноября 1938. С. 1; П. Федоръ безъ службы II Там же. № 8. 6 декабря 1938. С. 1.
32. Рудловчак О. Названная работа. С. 77.
33. Народна Школа. Годъ 1. Январь 1940. С. 8.
34. Там же. С. 9.
35. Первый цветъ детской мудрости для I. класса народной школы I Изда-ніе Регентского комиссаріата въ Унгваре. Унгваръ, 1939. 112 С.; Другій цветъ детской мудрости для II. класса народной школы I Изаніе Регентского комиссаріата въ Унгваре. Унгваръ, 1939. 120 С.; Читанка для II классы народной школы I Выдання Регентского комиссаріата Подкарпатской Территоріе. Унгваръ, 1942. 140 С.; Грамматика угрорусского языка для среднихъ учебныхъ заведеній I Изданіе Регентского комиссарского управленія въ Унгваре. Унгваръ, 1940. 114 С.
36. Офіцинський Р. Політичний розвиток Закарпаття у складі Угорщини (1939-1944). Київ, 1997. С. 45.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты