Спросить
Войти

Краткий обзор французской и испанской литературы по проблеме иммиграции морисков в страны Магриба

Автор: указан в статье

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ

Ю. C. Болдина

КРАТКИЙ ОБЗОР ФРАНЦУЗСКОЙ И ИСПАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИММИГРАЦИИ МОРИСКОВ В СТРАНЫ МАГРИБА

В современной историографии вопросам иммиграции морисков Андалусии в страны Магриба, наряду с предшествующим периодом их проживания в Испании, уделяется большое внимание. В действительности, литературы по морискам всегда было немало: начиная с их изгнания из Испании в 1610-1614 гг. не было исторической эпохи, которая не отмечена, со всей страстностью и полемичностью, дискуссией о морисках.

В последние годы наблюдается настоящее «возрождение» исследований в области морискологии, и интерес, который они вызывают, проявляется в количестве переизданных «классических» работ, в количестве конгрессов и конференций, объектом которых явилась данная тема, в разнообразии точек зрения и методологий, с помощью которых в настоящее время изучается этот вопрос.

Огромные «издательские» усилия в том, что касается выхода монографий и переизданий по данной тематике, а также выпуска сборников и журналов приложили университеты Валенсии и Гранады. В свою очередь, университет г. Аликанте посвятил изучению морисков и мудехаров целый журнал — “Sharq al-Andalus’". Центр CEROMDI г. Туниса, возглавляемый профессором А. Темими, о котором пойдет речь ниже, регулярно организует конгрессы с последующей публикацией актов этих конгрессов. Многочисленные статьи, посвященные морискам, публикует также журнал “Chronica Nova” Гранадского Университета.

Невозможно процитировать все эти издания и работы в рамках одной статьи. К тому же для того, чтобы ориентироваться в океане публикаций, посвященных морискам, необходим большой опыт не только потому, что их количество впечатляет, но и потому, что необходимо быть в курсе всех тем и дебатов, в которые вписывается большая часть работ. В настоящей статье постараемся отметить лишь тех авторов, чьи работы пользуются наибольшей популярностью среди исследователей, служа своеобразной точкой опоры, «классикой» для любого ученого, начинающего свой путь в морискологии.

Большой вклад в разработку теоретических вопросов морискологии и истории Аль-Андалуса внесли А. Темими, П. Гишар1, А. Лапейре2, М. Гарсиа-Ареналь3, М. дэ Эпальса4 и многие другие авторы. Кратко остановимся на работах вышеназванных авторов, поскольку они, на наш взгляд, обладают особой значимостью для понимания, по крайней мере частичного, психологии ассимиляции и интеграции морисков в социально-экономическую жизнь Магриба, а также изначальных условий их жизнедеятельности и социальной активности в Андалусии и в Испании в целом.

© Ю. C. Болдина, 2009

Подобно классической драме в нескольких актах, большинство работ в данной области показывают, каким было, в первую очередь, положение морисков в Испании, затем перипетии иммиграции морисков, их условия после прибытия на земли Магриба, обрисованные с точки зрения ностальгии по утраченному « счастью» и андалусской земле, и наконец, образ жизни эмигрантов и их участие в социально-экономической жизни Магриба в более поздние эпохи.

Во многих работах использован так называемый метод «исторического повествования», который применим для изучения поведенческих практик представителей интересующего исследователя общества в изучаемую эпоху и, следовательно, полностью оправдывает свое применение при рассмотрении вопросов средневековой интеграции и ассимиляции иммигрантов в «новое» общество. При попытке понять историю тех или иных иммигрантов биографические рассказы и письменные свидетельства призваны дополнить основные исторические знания исследователя и возместить недостаток тех или иных архивов о жизненном пути населения. Биографические рассказы-воспоминания — это своего рода инструменты, используемые для обнаружения смысла, который придают люди своей истории. Иногда представляется полезным в исследовании сосредоточиться на микроизмерении, вот почему рассматриваемые нами работы зачастую изобилуют ссылками и отрывками из архивов-воспоминаний и свидетельств тех или иных представителей морисков, написанных уже в иммиграции, на чужбине.

С целью конкретизировать вышесказанное и начать обзор работ перечисленных авторов, остановимся в первую очередь на материалах « Фонда Темими» (Тунис) — Фонда научных исследований и информации — первого частного учреждения такого рода в арабском мире, организованного под руководством д-ра Абдельджелиля Темими. Этот Фонд специализируется на исследованиях в области морискологии, исламоведения, испано-магрибской и турецко-османской истории. С 1982 г. ученые Фонда провели около 50 международных конгрессов по данным темам.

Необходимо отметить, что интерес к истории морисков, начиная с падения Гранады в 1492 г, возник в арабском мире сравнительно недавно. Западные исследователи, в большей степени испанские, стояли у истоков возникновения подобного интереса, учитывая обилие испанских архивов по этому сюжету. Их вклад в знания о морисках пробудил дальнейший интерес уже арабских исследователей. В действительности, арабские ученые уделяют большее внимание Золотому Веку арабо-мусульманской Андалусии. В свою очередь авторы, занимавшиеся «проблемой» морисков, долгое время рассматривали ее в сугубо испанском «измерении». Лишь в 1981 г., арабские историки приняли участие в конгрессе, организованном в Монпелье под руководством профессора Луи Кардайяка5, который объединил европейских специалистов и был посвящен теме морисков и перипетий их эпохи.

Эта встреча в определенном смысле определила будущее морискологии: целая серия международных симпозиумов состоялась в Тунисе. Эти симпозиумы были организованы «Фондом Темими» при поддержке Международного Комитета Изучения Морисков, созданного в 1983 г. в Тунисе. Акты всех симпозиумов уже появились в публикациях « Фонда Темими» на испанском, французском, английском и арабском языках.

Видный исследователь проблемы, автор многочисленных трудов, таких как «Аль-Андалус. Антропологическая структура исламского общества Запада»6, «От арабской экспансии до Реконкисты: расцвет и упадок Аль-Андалуса»7 и многих других, — Пьер Гишар, профессор Университета Lumière Lyon II, известный знаток арабо-мусульманской цивилизации и испанской культуры. Этот французский историк смог « обновить» восприятие

андалусской цивилизации в своей книге «Аль-Андалус, 711-1492. История арабской Андалусии»8, где он рассказывает о завоевании висиготской Испании арабами, сосредоточив внимание на семивековом мусульманском присутствии, и предлагает своеобразный синтез представлений об истории цивилизации Аль-Андалуса. Пьер Гишар — один из выдающийся европейских авторов, посвятивший себя исследованию арабско-испанской истории и написавший множество работ главным образом на французском и испанском языках.

Другой заслуживший упоминания историк Анри Лапейре в книге «География Испании морисков»9 рассматривает судьбу последних как собственно на территории Испании, так и детали иммиграции различных групп морисков (исходя из их пространственного размещения в городах Андалусии, а также на землях королевств Кастилии и Арагона). Автор подробно описывает судьбу морисков Валенсии, Арагона, Каталонии, мудехаров и морисков Кастилии, Мурсии, Севильи, не обходя вниманием географическое и климатическое описания областей. Эта книга ценна еще и тем, что в ней приведены многочисленные статистические данные по вопросам изгнания различных групп морисков, наряду с подробным обзором демографического положения той или иной области Испании во время иммиграции морисков. В приложении автор приводит тексты ряда подлинных государственных и статистических документов эпохи, касающихся вопросов изгнания морисков и проблем, связанных с юридическим урегулированием данной ситуации. По словам самого автора, целью его работы была не попытка описания общества, в котором жили мориски, а анализ как можно большего объема сведений о числе морисков и их географической локализации. Таким образом, в этом своем сочинении А. Лапейре представляет скорее статистический взгляд на историю морисков.

Что касается испанских авторов, то наиболее значительный вклад в изучение данной темы внесла, на наш взгляд, Мерседес Гарсиа-Ареналь, директор «Высшего Совета по Научным Исследованиям»10 в Мадриде, историк-исследователь мусульманского Запада и религиозно-этнических меньшинств, опубликовавшая многочисленные статьи в специализированных изданиях, посвященных мудехарам и морискам. Среди ее относительно недавних публикаций можно назвать следующие: «Между Исламом и Западом, жизнь Самюэля Пайаче, иудея из Феса», «Карты Марокко. Документы Марокко в испанских архивах (XVI и XVII вв.)». В книге под названием «Андалусская Диаспора»11 автор исследует историю различных социальных и этнических групп, выходцев из Аль-Андалуса, исламской территории Иберийского полуострова, которые жили за пределами «старого» отечества либо по причинам подвижности политических границ перед христианским продвижением на полуостров, либо по причине эмиграции или изгнания (как в случае с мори-сками). Фактически речь идет о достаточно длительном процессе, который разворачивался с IX по XVII в. и затронул юг Пиренейского полуострова и север Африки. Это история культурных «трансферов», история многообразия и флуктуации национального самосознания. Одна из таких групп, мориски, прожили более века на христианской территории после падения Гранады вплоть до окончательного изгнания их с территории Испании. Как известно, большая часть из них осела в дальнейшем на севере Африки.

Следует отметить еще одного испанского исследователя истории иммиграции мори-сков и их интеграции в городах Магриба (главным образом, в Тунисе) Мигеля де Эпальса, автора ряда важных работ, в том числе: «Мориски и андалусцы в Тунисе в XVII веке»12, «Исследования по андалусским морискам Туниса»13 и других. В последней из названных книг собраны труды различных исследователей: арабских14, исследующих документы, оставленные потомству морисками, получившими убежище в Тунисе; испанских15,

изучающих перемещение, «трансферы», морисков в Северную Африку после их изгнания, и многих других16, посвятивших статьи и диссертации проблемам взаимоотношений

17

морисков-иммигрантов с местным тунисским населением17.

Что касается условий интеграции и ассимиляции морисков на территории Туниса, большинство авторов данного сборника отмечают, что, когда мориски были изгнаны из Испании, одной из стран, которая оказала им наилучший прием, был Тунис, находившийся в то время под властью Османской империи.

Существуют ли особые критерии, по которым можно классифицировать разнообразные источники и материалы по проблеме морисков?

Во-первых, необходимо отдать должное географическому фактору, а именно тому обстоятельству, что большинство нужных документов и публикаций по данной тематике находятся в Испании, Франции и Тунисе.

Во-вторых, роль временного критерия. Здесь имеют значение задачи конкретного исследователя. Например, можно взять за основу временные рамки с конца XVI до середины XVII столетия — начала окончательного изгнания морисков Испании в 1610 г. и массовой их иммиграции в Магриб.

Необходимо принимать во внимание и фактор пространственного отбора. Большинство доступных архивных (т. е. первичных) материалов в данный момент вышли из Туниса, что неудивительно, если учесть наибольшую разработанность этой проблематики тунисскими учеными, изучающими морисков собственно Туниса.

Большое значение для анализа такого рода имеет и сосредоточенность исследователя на морисках, поселившихся в различных городах Магриба, будь то в больших портовых городах, либо же в небольших иммигрантских поселениях в глубинных районах Марокко, Алжира и Туниса.

Наконец, лингвистический критерий. В том, что касается языкового происхождения архивов по данному вопросу, подобные документы могли быть составлены на испаноарабском (aljamia, или аль-хамиадо), турецко-османском, иногда на португальском языках, учитывая состояние международной политической арены того времени. Большинство же «вторичной» литературы, посвященной дальнейшему анализу архивов, написано на французском, испанском и арабском языках.

В целом литературу, посвященную морискам, можно разделить на следующие основные типы работ, где:

1) мориски рассматриваются исследователями в рамках обзора общей истории Испании;
2) мориски упоминаются как особая социальная группа с их краткой историей при этническом анализе стран Магриба;
3) история морисков Андалусии излагается с последующим анализом условий их проживания на земле Магриба, анализом причин иммиграции и деталей переселения морисков в Северную Африку;
4) приводится собственно история иммиграции морисков с акцентом на османское присутствие в странах Магриба и помощь изгнанникам со стороны Османской империи.
1 Guichard P. Al-Andalus. Estructura Antropológica de una Sociedad Islámica en Occidente. 2a ed. Granada, 1998.
2Lapeyre A. Géographie de l’Espagne Morisque. Paris, 1959.
3 García-ArenalM. La diaspora des Andalousiens. Aix-en-Provence, 2003.
4De Epalza M. et Petit R. Etudes sur les moriscos andalous en Tunisie. Tunis, 1972.
5 Cardaillac L. Les morisques et l’Inquisition. Paris, 1990; Cardaillac L. Morisques et chrétiens. Un affrontement polémique (1492-1640). Paris, 1977; Cardaillac L. « Le Turc suprême espoir des Morisques» in Actes du Premier Congrès d’Histoire et de la Civilisation du Maghreb. T. II. Tunis, 1979. P. 40.
6 Guichard P. Al-Andalus. Estructura Antropológica de una Sociedad Islámica en Occidente. 2a ed. Granada, 1998.
7 Guichard P. De la Expansión Árabe a la Reconquista: Esplendor y Fragilidad de Al-Andalus. Granada, 2002.
8 GuichardP. Al-Andalus 711-1492: une histoire de l’Andalousie arabe. Paris, 2000.
9Lapeyre A. Géographie de l’Espagne Morisque. Paris, 1959.
10 Hcn.: Consejo Superior de Investigaciones Científicas.
11 García-Arenal M. La diaspora des Andalousiens. Aix-en-Provence, 2003.
12De Epalza M. Moriscos y Andalusies en Túnez en el siglo XVII. Madrid, 1969.
13De Epalza M. et Petit R. Etudes sur les moriscos andalous en Tunisie. Tunis, 1972.
14 Turki A. Watâ’iq ’an al-hidjra al-andalusîya al-ahîra ilà Tûnis. Tunis, 1967.
15 Penella J. Extrait de la thèse de doctorat inédite «Los moriscos espanoles emigrados al norte de Africa, despues de la expulsion». Barcelone, 1971.
16 Pieri H. «L’accueil par des Tunisiens aux morisques expulsés d’Espagne : Un temoignage morisque», Etudes sur les morisques andalous en Tunisie. Madrid, 1974.
17De Epalza M. Moriscos y Andalusies en Túnez en el siglo XVII. Madrid, 1969.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты