Спросить
Войти

Система страхования сельскохозяйственных рисков в Республике Башкортостан

Автор: указан в статье

Вестник Башкирского университета.2006.№4.

81

УДК 368 ББК 65.271

СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РИСКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Хамзин Э.Р.

Статья содержит краткую характеристику состояния страховой системы сельскохозяйственных рисков в Республике Башкортостан в период становления рыночных механизмов. Проведено соотнесение тарифных ставок и страховых платежей. Сделан вывод о том, что в изучаемый период наблюдалось явное экономическое несоответствие между ними.

Процессы, происходившие в Республике Башкортостан в начале 90-х годов XX века, в целом схожи с процессами, происходившими на страховом рынке страны. Исключением не стал и рынок сельскохозяйственного страхования. Система обязательного государственного страхования имущества колхозов, совхозов и ряда других сельскохозяйственных предприятий существовала в России до 1991 года и была отменена с принятием Закона РСФСР «О социальном развитии села» от 21 декабря 1990 года № 438-1. Статья 19 этого закона гласила: «Отменить обязательное и ввести с 1991 года для совхозов, колхозов, арендаторов, крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных предприятий добровольное страхование имущества, включая посевы сельскохозяйственных культур».

Формированию рыночной системы страхования препятствовало отсутствие у государства продуманной системы мер по развитию страхования на селе. Помимо этого сдерживающим фактором для заключения договоров страхования в сельском хозяйстве со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей являлось отсутствие гарантии получения ими страхового возмещения от страховщика в предусмотренные договором сроки, ввиду нехватки у них финансовых ресурсов.

Необходимо отметить, что рассматриваемый период в Республике Башкортостан в отличие от большинства других регионов страны характеризуется многочисленными попытками организовать страхование посевов и урожая сельскохозяйственных культур в добровольной форме. Для этого в республике осуществлялась поддержка страховых компаний, занимающихся сельскохозяйственным страхованием, проводилась работа с населением и т.д. Однако, несмотря на это, общеэкономическая ситуация в стране не позволяла добиться серьёзных

результатов: основные статистические показатели, характеризующие экономическую эффективность деятельности Министерства финансов РФ, были очень низки.

Анализ состояния страховой системы в период становления рыночной экономики в Республике Башкортостан показывает, что отказ от обязательной государственной системы страхования в 1991 г. привел к резкому увеличению тарифных ставок страхования сельскохозяйственных культур (таблица 1). Так, в 1991 г. по сравнению с 1990 г. тарифные ставки для озимых и яровых зерновых культур возросли соответственно на 49,5% и 82,6%, для картофеля и других овощей - на 63,4%, для технических и кормовых культур - на 26,3% и 44,4%. Такие высокие тарифные ставки сохранялись и в последующие два года. В 1994 году произошло практически двукратное их снижение, однако в 1996 году их показатели возросли и существенно превысили уровни 1995 года (на 48,4-98,0%). Исключение составила только тарифная ставка для озимых зерновых культур, которая уменьшилась на 7,2%. В 1997 году были заключены договора по страхованию только для яровых зерновых и технических культур, причем тарифные ставки для данных сельскохозяйственных культур имели противоположную тенденцию: для яровых отмечалось их возрастание на 70,0%, а для технических культур -снижение на 79,5%. В последующий период 1990-х гг. сельскохозяйственные производители республики не заключили ни одного договора с Росгосстрахом. Это связано с рядом факторов: недостаточность денежных средств у сельхозтоваропроизводителя на страхование урожая сельскохозяйственных культур, отсутствие поддержки со стороны государства, глубокие изъяны в законодательстве в сфере страхования.

Таблица 1

Динамика тарифных ставок по добровольному страхованию сельхозкультур _______________в Республике Башкортостан в 1990-2000 гг. (%)_________________________________

Годы Зерновые Технические Картофель, овощи Кормовые

озимые яровые

1990 11,92 11,00 9,99 8,89 9,00
1991 17,82 20,11 12,67 14,53 13,00
1992 20,14 22,13 14,21 12,33 12,50
1993 15,00 15,00 15,00 15,00 15,00
1994 6,38 7,44 7,50 7,52 7,36
1995 7,15 7,50 7,50 7,49 7,50
1996 6,67 11,13 13,55 14,83 11,80
1997 - 18,93 7,55 - 1998 - - - - 1999 - - - - 2000 - - - - Как видно из таблицы 2, в начале 1990-х гг. на фоне резкого увеличения тарифных ставок отмечалось существенное падение страховых платежей. В 1991 г. сумма, на которую был застрахован урожай сельскохозяйственных культур, и страховая премия оказались соответственно в 50,8 раза и 30,4 раза меньше, чем в 1990 г. - последнем году обязательного страхования, а в 1992 г. - в 9,0 и 8,5 раза меньше, чем в 1991 г. Однако если в 1991 г. величина страховой премии на 1 га посевов была сопоставима с уровнем 1990 г., то в 1992 г., несмотря на

высокие тарифные ставки страхования, - в 6,4 раза меньше. Обнаруженные негативные тенденции в системе страхования сохранялись и в последующие годы, что наглядно иллюстрирует динамика показателя страховой суммы на 1 га общей площади посевов, которая в 1993-1996 гг. была в среднем в 3,4 раза ниже по сравнению с 1990 г. В целом, в исследуемый период среднегодовой показатель страховой суммы оказался в 31,1 раза меньше, чем в последнее десятилетие обязательного страхования.

Т аблица 2

Страховые платежи по добровольному страхованию урожая сельскохозяйственных культур ____________________в Республике Башкортостан за период 1991-1996 гг._____________________________

Год Посевная площадь, га Страховая сумма, тыс.руб. Страховая премия, тыс. руб. Страховая премия на 1 га посевов, руб.

Ср. 1981-1990 гг. 4298920,74 1120220,49 105592,24 24,85

1991 139290 31728,30 5357,88 38,47
1992 95087 3529,88 631,28 6,64
1993 686766 83955,41 12593,59 18,34
1994 267819 38923,66 2880,58 10,76
1995 510021 41061,24 3074,74 6,03
1996 129745 16888,32 1892,68 14,59

В среднем 304788 36014,47 4405,12 15,80

- стоимостные показатели сопоставлены с уровнем 1990 г. с использованием индекса дефлятора ВВП [1].

Таким образом, анализ системы страхования продуктов растениеводства в Республике Башкортостан в период становления рыночной экономики свидетельствует о том, что переход на добровольную систему страхования привел к существенному уменьшению договоров страхования урожая сельскохозяйственных культур. В 1991-1996 гг. страховые взносы, отчислявшиеся сельхозпредприятиями республики, не покрыли затраты страховых организаций на компенсацию ущерба от потери урожая. Кроме того, в данный период отмечалось существенное возрастание доли площади погибших культур, составлявших в отдельные годы более 80% общей площади посевов. Следовательно, незаинтересованность сельхозпредприятий в страховании урожая продуктов растениеводства нельзя объяснить высокими тарифными ставками страхования. Так, в 1995 году компенсационные выплаты сельхозпредприятиям республики из бюджета Российской Федерации составили 407,62 тыс. рублей, в 1996 году - 1799,46 тыс. рублей. Однако в 19982002 гг. не было заключено ни одного договора страхования. Внедрение в 2002 г. механизма предоставления субсидий из федерального бюджета в размере 50% от страховых взносов не способствовало резкому возрастанию заинтересованности сельхозтоваропроизводителей в страховании урожая сельскохозяйственных культур по причине высоких страховых взносов и несопоставимо низких страховых выплат.

В настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрена необходимость оплаты 100% страховых взносов сельскохозяйственными предприятиями в очень сжатые и напряженные с точки зрения наличия у них свободных финансовых ресурсов сроки - в периоды весенне-полевых работ и подготовки к уборке урожая. Данное обстоятельство приводит к тому,

что сельскохозяйственные предприятия, которые и без того вследствие тяжелого финансового состояния не имеют возможности в полном объеме уплачивать страховые взносы, наряду с государством не выполняют свои обязательства. В конечном итоге, ответственность страховых компаний пропорционально сокращается, и страхование перестает выполнять свою защитную функцию. Понесенные сельскохозяйственными предприятиями убытки не покрываются страховщиками в полном объеме. Очевидно, что решение этой проблемы возможно посредством исправного выполнения обязательств и государством, и сельскохозяйственными предприятиями.

Что касается последних, то в законодательном порядке должна быть предусмотрена возможность получения ими краткосрочных кредитов с субсидированием государством процентной ставки [2].

Возможно, как и в Российской Федерации в целом, снижение страхового интереса в Республике Башкортостан в значительной степени обусловлено, с одной стороны, оказанием государственной поддержки, независимо от того, застрахованы потери урожая сельскохозяйственных культур, или нет, а с другой, - отсутствием надежной нормативно-правовой базы процесса страхования.

Литература

1. Рафикова Н.Т. О расчете сопоставимых стоимостных показателей //Вопросы статистики. 2001. № 9. С. 45-47
2. Никитин А.В. Использование механизма страхования сельскохозяйственных рисков для обеспечения устойчивого развития сельхозпроизводства //Финансы. 2004. № 4. С. 52-56

Поступила в редакцию 17.10.06 г.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты