Спросить
Войти

Опыт российско-канадского межрегионального взаимодействия в Арктике

Автор: указан в статье

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

УДК 327

ОПЫТ РОССИЙСКО-КАНАДСКОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В АРКТИКЕ

© 2015 г. Д. Д. Максимова

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Соединенных Штатов Америки и Канады Российской Академии наук (ИСКРАН), г. Москва. Российская Федерация

Лишь в конце 1980-х гг. появилась возможность установить российско-канадское сотрудничество в Арктике. Отдельное внимание Канада, как и Россия, уделяла установлению межрегионального сотрудничества по северным вопросам, которое развивалось медленно, но временами успешно. Оно способствовало обмену опытом по многим вопросам, среди которых наиболее важными были добыча природных ресурсов, развитие инфраструктуры, охрана окружающей среды и улучшение социально-экономического положения коренных народов Севера.

In the late 1980s there appeared an opportunity to establish Russian-Canadian cooperation in the Arctic. Like Russia, Canada stressed having cooperation between the Northern regions of Canada and Russia, which developed slowly but sometimes successfully. The cooperation facilitated exchange of experience in many spheres, the most important being extraction of natural resources, infrastructure development, environmental protection and improvement of the socio-economic situation of the Northern indigenous peoples.

Намерение Канады взаимодействовать с приполярными государствами появилось еще в середине XX в. В 1946 г. канадский премьер-министр Луи С. Сен-Лоран отмечал, что Канада стремится работать «не только с США, но и с другими приполярными государствами в вопросах по экономическому и транспортному развитию в

Максимова Дарьяна Дмитриевна - кандидат политических наук, научный сотрудник, Институт США и Канады Российской академии наук. г. Москва. Российская Федерация. Email: daryana.maximova@gmail.com

201

Опыт российско-канадского регионального взаимодействия

Арктике» [10, 166]. Лишь в конце 1980-х гг. появилась возможность для реального развития международного сотрудничества на Севере и в Арктике, в котором бы участвовали все приполярные государства, в том числе и Россия. Поворотным моментом стало выступление Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева в Мурманске осенью 1987 г. Анализ речи советского руководителя показывает ее достаточно смелый даже для философии «нового политического мышления» того периода набор инициатив. В его речи ясно прозвучал призыв к открытости, диалогу, развитию многостороннего сотрудничества в арктическом регионе. И «мурманские инициативы» были позитивно восприняты общественностью во всем мире [4, 21]. Тогда в Мурманске наряду с предложением снизить уровень военной напряженности в регионе, было предложено развивать экономическое и научное сотрудничество приполярных стран. М. Горбачев подчеркнул значимость Арктики для международных отношений: «С севера Земли, из Арктики, как, пожалуй, ниоткуда еще, осязаема общность, взаимосвязанность интересов всего нашего мира» [5].

Вскоре после этого в 1989 г. в Финляндии состоялась первая встреча представителей восьми приполярных государств (Швеции, Норвегии, Исландии, Финляндии, Дании с ее Гренландией, Канады, США и тогда еще СССР), на которой обсуждались вопросы охраны окружающей среды Севера и Арктики. Еще через два года (в 1991 г.) в Рованиеми (Финляндия) состоялась встреча министров приполярных государств, по итогам которой была подписана Декларация об охране окружающей среды в Арктике, или Декларация Рованиеми [11], а также была одобрена Стратегия охраны окружающей среды в Арктике (Arctic Environmental Protection Strategy - АЕПС). Надо отметить, что значительную роль в разработке этих документов сыграла Канада. Как пишет канадский эксперт по арктическим вопросам Р. Хуберт, «текст Декларации Рованиеми отражает канадский подход по охране окружающей среды Арктики, к тому же большая часть документа была составлена Министерством по делам индейцев и развитию Севера Канады» [8, 43]. В последующем, как оказалось, АЕПС была переходным проектом на пути к созданию международной организации, ныне известной под названием Арктический совет.

Впервые идея создания Арктического совета, которая бы объединила все восемь приполярных государств, была озвучена во время визита в СССР в ноябре 1989 г. премьер-министра Канады Б. Мал-руни. В итоге Арктический совет был создан в Оттаве в 1996 г.,

202

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

а результатом визита Малруни в СССР стало подписание в 1989 г. первого Соглашения о сотрудничестве на Севере и в Арктике между Канадой и СССР.

В настоящее время договорно-правовая основа арктического сотрудничества России и Канады представлена следующими документами:

1. Соглашение о сотрудничестве в Арктике и на Севере 1992 г., которое было подписано уже после распада СССР в ходе визита Президента России Б. Ельцина в Канаду, и его текст аналогичен тексту соглашения, подписанного в ходе упомянутого выше визита Б. Малруни в СССР;
2. Меморандум взаимопонимания по вопросам сотрудничества в области северного развития и проблем коренных народов 1997 г.;
3. Российско-канадское заявление о сотрудничестве в Арктике 2000 г. Это соглашение было подписано в ходе официального визита В. Путина в Канаду;
4. Совместное заявление Президента РФ В. Путина и Премьер-министра Канады С. Харпера «О российско-канадских отношениях» 2006 г., в котором также говорилось о важности развития российско -канадского сотрудничества на Севере и в Арктике;
5. В 2007 г. был подписан ряд документов (четыре меморандума о взаимопонимании, три совместных заявления, два соглашения), в том числе и о сотрудничестве в Арктике и на Севере;
6. Меморандум о взаимопонимании между Министерством регионального развития Российской Федерации и Министерством по делам индейцев и развитию Севера Канады о сотрудничестве в области развития коренных народов и северных территорий, 2010 г.

В связи со сходством многих проблем в освоении Севера, в 19902000-е гг. российско-канадские отношения на Севере и в Арктике были одним из приоритетных направлений канадской внешней политики. Отдельное внимание Канада, как и Россия, уделяла установлению межрегионального сотрудничества по северным вопросам. В «Северном измерении внешней политики» Канады 2000 г. [9] укрепление двустороннего сотрудничества с Россией было одним из основных внешнеполитических приоритетов в регионе. Перспектив203

Опыт российско-канадского регионального взаимодействия

ным и эффективным направлением технического сотрудничества Канады с Россией считали две области. Первая из них - это решение проблем Севера и Арктики, а вторая - охрана окружающей среды и внедрение в жизнь концепции устойчивого развития, т.е. экологически устойчивого развития, в реализации которой Канада, пожалуй, добилась наибольших успехов в мире [3, 273].

В 1995 г. была создана российско-канадская Межправительственная экономическая комиссия (МЭК) - важный механизм двустороннего взаимодействия в рамках торгово-экономического сотрудничества, в том числе по северным и арктическим вопросам. В рамках МЭК обсуждались вопросы развития арктических транспортных путей, арктического туризма и торговли, социальной ответственности государства и освоения природных ресурсов Арктики. Помимо этого, в соответствии с договоренностями на высшем уровне, 2005 г. был создан Российско-Канадский деловой совет. В рамках совета были сформированы рабочие группы по горной добыче и металлургии, энергетике, информационным и телекоммуникационным технологиям, транспорту.

При этом российские эксперты писали, что сотрудничество между Россией и Канадой на Севере и в Арктике будет «весьма уместным и полезным и, в конечном счете, станет преимущественно сотрудничеством между отдельными субъектами федераций» [3, 271]. Таким образом, возможности сотрудничества между отдельными регионами России и Канады по северным вопросам эксперты оценивали как наиболее перспективную область взаимодействия двух стран.

С канадской стороны желание развивать сотрудничество с российскими регионами выражали такие провинции, как Онтарио, Манитоба, Альберта, Квебек и Британская Колумбия. С российской стороны - Москва, Санкт-Петербург, Республики Башкортостан, Татарстан, Карелия, Красноярский край и Мурманская область. Вместе с тем в числе безусловных приоритетов находилось взаимодействие северных регионов обеих стран. С одной стороны, три северные федеральные территории Канады (Юкон, Северо-Западные территории, Нунавут), а с другой - Ханты-Мансийский, ЯмалоНенецкий, Таймырский, Корякский, Чукотский автономные округа, Республика Саха (Якутия).

204

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

Перечисленные выше регионы имеют некоторый опыт взаимодействия в рамках российско-канадского регионального сотрудничества. За последние два десятилетия наиболее успешным можно назвать сотрудничество Канады с Якутией. Министерство по федеральным отношениям и внешним связям РС (Я), созданное в 1992 г., считает одним из важных направлений международного сотрудничества Якутии развитие международных и внешнеэкономических связей с Канадой. С 1999 по 2012 гг. в г. Торонто находилось Торговое представительство РС (Я) в Канаде, которое представляло интересы республики в сфере торгово-экономического, научно-технического, культурного, гуманитарного сотрудничества. Надо подчеркнуть, что Якутия была единственным регионом России, у которой было свое торговое представительство в Канаде. Наиболее перспективными направлениями сотрудничества республики с канадскими партнерами были горнодобывающая промышленность, ювелирное производство, жилищное строительство, транспорт, наука, образование, медицина, экология и охрана окружающей среды.

Кроме того, Представительство РС (Я) в Канаде совместно с Министерством горнодобывающей промышленности и развития Севера провинции Онтарио принимало участие в разработке грантовой программы Канадского агентства международного развития (Canadian International Development Agency) с целью проведения бизнессеминаров для работников высшего руководящего звена республики по кластерному развитию северных регионов (минеральноресурсные мегапроекты) на примере Канады. С 1994 по 1997 гг. правительство СЗТ проводило трехгодичную программу менеджмента специально для РС(Я), которая включала помощь в обучении менеджменту и расширению деловых связей в области строительства. Кроме того, с 2003 г. Представительством РС (Я) в Канаде было принято свыше двадцати якутских делегаций с целью проведения встреч с канадскими коллегами для обмена опытом.

Однако в настоящее время, к сожалению, у Якутии с Канадой практически нет совместных проектов. Последние успешные проекты были реализованы сравнительно недавно. Знаменательным событием для республиканской авиации стала покупка турбовинтовых самолетов у канадской компании «Бомбардье». Авиакомпания «Якутия» приобрела 2 самолета Bombardier Dash 8 Q300 и 3 самолета Bombardier Dash 8 Q400. Причем Якутия стала первым регионом России, купившим модель Bombardier Dash 8 Q400. Новые воздуш205

Опыт российско-канадского регионального взаимодействия

ные суда, полученные в рамках государственной программы «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы», призваны были заменить русские самолеты Ан-24, которые использовались на региональных маршрутах круглогодично. Примечательно, что самолеты Bombardier были приобретены с расчетом, что они будут использоваться в условиях Крайнего Севера.

Еще одним важным по своей значимости и уникальным стал необычный проект по восстановлению популяции лесного бизона в Якутии. Дело в том, что на территории России популяция лесных бизонов не сохранилась, в отличие от Канады. В 2006 году в Якутию были перевезены тридцать лесных канадских бизонов. Представительством РС (Я) в Канаде была оказана полная административная и организационная поддержка. Канадская сторона проводит регулярный мониторинг адаптации бизонов к якутским условиям и их размножения. В 2011 г. была перевезена вторая партия бизонов. Обе партии бизонов отлично прижились в суровых природно-климатических условиях Якутии и дали приплод.

В данной статье будет сделана попытка определить вызовы и возможности для российско-канадского межрегионального сотрудничества на Севере и в Арктике в настоящее время. Вызовов, препятствующих в целом сотрудничеству России и Канады в арктическом регионе, может быть и больше, но здесь мы выделим четыре на наш взгляд наиболее важных:

1) Влияние международной политической ситуации на российскоканадские отношения, в том числе на Севере и в Арктике. События на Украине и их последствия зачеркнули многое из прежде достигнутого в российско-канадских отношениях и привели к самому серьезному их кризису за период после окончания «холодной войны»

[2, 67]. В марте 2014 г. Канада одна из первых ввела санкции против России. Также она приостановила участие в российско-канадской Межправительственной экономической комиссии, которая, по сути, была главным инструментом координации правительствами Канады и России действий в рамках двустороннего сотрудничества.

2) Существует возможность возникновения противоположных интересов в арктическом регионе. До сих пор Канада и Россия по многим вопросам, касающимся Севера и Арктики, имели много точек соприкосновения и часто поддерживали мнение друг друга. Обе страны поддерживают принцип секторального разделения Арктики. Канада
206

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

продолжает отстаивать статус внутренних вод своего СевероЗападного прохода, так же как и Россия статус своего Северного морского пути. Очевидно, что между Канадой и Россией прослеживается уникальное сходство в их природно-географических условиях, масштабности территорий, полиэтничности населения, в федеративном государственном устройстве. Обе страны входят в когорту при-арктических государств с наибольшими территориями за полярным кругом. В связи со сходством и близостью проблем в освоении Севера и Арктики у Канады и России прослеживаются наиболее совпадающие национальные интересы, связанные с освоением ресурсов, сохранением окружающей среды, поддержанием жизнеспособности и культуры аборигенного населения северных регионов планеты. Но, к сожалению, в последний год двусторонние отношения между странами испортились из-за украинского кризиса, и их можно считать замороженными. Что касается сотрудничества в рамках международной организации Арктический совет, то оно пока продолжается, несмотря на сложившуюся за последний год международную обстановку. Но и здесь было несколько моментов, которые бросили тень на российско-канадские отношения. Так, в апреле 2014 г. Канада, будучи председателем в Арктическом совете, бойкотировала проходившее в Москве заседание целевой группы организации. В свою очередь, министр иностранных дел России Сергей Лавров не принял участие в министерской сессии Арктического совета, прошедшей в Икалуите (Канада) в апреле 2015 г. Вместо него российскую делегацию возглавлял Сергей Донской, министр природных ресурсов и экологии РФ.

3) Российско-канадские межрегиональные отношения по вопросам Севера пока не до конца сложились. Все последние два десятилетия они находились на начальном этапе формирования. Дело в том, что у них совсем непродолжительная история. Взаимодействие двух государств по северным вопросам началось достаточно поздно и на сегодняшний день насчитывает чуть больше 25 лет, в то время как российско-канадское сотрудничество, в целом, началось официально в 1942 г. и длится уже 73-й год. За весь недолгий период существования межрегионального сотрудничества по северным вопросам между Россией и Канадой выявилось немало сложностей и проблем в осуществлении совместных проектов. В связи с этим российскоканадское межрегиональное взаимодействие на Севере и в Арктике развивалось медленно, и лишь временами успешно.
4) Отсутствие желания со стороны северных регионов как России, так и Канады в установлении продолжительных взаимовыгодных отношений. В данном случае нередко препятствием в переговорном
207

Опыт российско-канадского регионального взаимодействия

процессе является отсутствие общего языка общения. Русские не

знают английского языка, а канадцы русского.

Тем не менее, попробуем предположить в каких сферах возможно межрегиональное сотрудничество на Севере и в Арктике между Канадой и Россией.

Во-первых, северные регионы России и Канады могли бы участвовать в международном промышленном сотрудничестве. Приоритетным направлением взаимного интереса и партнерских отношений между регионами обеих стран может быть горнодобывающая промышленность. За последние два десятилетия было несколько успешных совместных проектов, которые касались горнодобывающей промышленности по добыче золота.

Примером наиболее успешного такого сотрудничества является деятельность канадской золотодобывающей компании «Кинросс голд». В 2006 г. она получила права на разработку полиметаллического месторождения «Купол» на Чукотке, которое производит 17% добываемого канадской компанией золота. Кроме того, Кинросс голд приобрела еще одно месторождение на Чукотке под названием «Двойное». Помимо добычи месторождений канадская корпорация инвестирует в местную инфраструктуру. Она построила подъездные пути к разрабатываемым месторождениям, а в середине ноября 2013 г. начала строительство моста через реку Малый Анюй на Чукотке. И это сотрудничество продолжает успешно развиваться. То есть, несмотря на сложности в российско-канадских отношениях, сотрудничество с канадским бизнесом может быть успешным на территории России, не ориентируясь на межгосударственные отношения.

Помимо «Кинросс Голд» есть и другие примеры, в частности, в Якутии. Канадская компания «Эко Бей Майнз лимитед» выступила в 1996 г. совместно с акционерной компанией «Алданзолото» и финансово-промышленной компанией «Сахазолото» соучредителем совместного предприятия «Куранахская золотодобывающая компания» в целях разработки золотоносных месторождений в Якутии. Также канадская компания «Хай ривер голд» по результатам работы в Якутии за период с 2006 по 2008 г. инвестировала в экономику республики 30 млн долл.

208

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

Во-вторых, есть возможность установить сотрудничество в области развития инфраструктуры в условиях Крайнего Севера. Для Канады, так же как и для России приоритетным является развитие транспорта и коммуникаций, которые необходимы не только для реализации промышленных проектов, но и для социальноэкономического развития северных регионов. В 1990-2000-х гг. между регионами Канады и России велись переговоры по развитию северной инфраструктуры. Установление двусторонних отношений в этой области считалось очень перспективным.

Следующие два проекта, о которых пойдет речь, имеют значение не только для межрегионального, но и межгосударственного сотрудничества. Но в связи с тем, что оба проекта обсуждались в рамках регионального диалога двух государств, то мы можем говорить здесь о межрегиональном взаимодействии. Первый проект - это организация кроссполярных перелетов по маршруту Красноярск - Виннипег под названием «Северный воздушный мост». Второй проект под названием «Арктический мост» должен был обеспечить кроссполярные морские перевозки между портами Мурманск и Черчилл.

Прежде чем начать рассказ об этих проектах, надо подчеркнуть, что Россия имеет уникальное географическое положение и находится на пересечении крупнейших мировых транспортных потоков между Азией и Европой, Азией и Северной Америкой. В свою очередь, соседство России и Канады через Северный полюс наводит на мысль, что возможности для торговли между Евразийскими и Северо-Американскими рынками могут быть улучшены при использовании кроссполярных авиамаршрутов. Применение данной структуры воздушных трасс несет за собой значительные экологические выгоды в отношении окружающей среды (за счет снижения выжигания кислорода в верхних слоях атмосферы Земли) и экономические выгоды для пассажиров и авиакомпаний за счет уменьшения полетного времени между странами Северной Америки и странами ЮгоВосточной Азии.

На азиатско-североамериканском рынке транзитных перевозок Россия до 2000-х гг. не была представлена вообще. В XX в. авиатрафик был ориентирован на два направления: западное - с транзитом через европейские аэропорты и восточное — с промежуточными посадками в Анкоридже, на Аляске и в аэропортах Японии. Наконец, в 1996 г. совместным решением Администрации Красноярского

209

Опыт российско-канадского регионального взаимодействия

края, Федеральной авиационной службы России и Межгосударственного авиационного комитета Красноярский край был определен опытно-экспериментальным регионом по внедрению спутниковых технологий в гражданскую авиацию. В середине 1990-х гг. Красноярский край выступил с инициативой по организации авиатрасс из Северной Америки в Юго-Восточную Азию через Северный полюс и территорию Красноярского края с использованием спутниковых технологий. Специально для реализации этой идеи был разработан комплексный проект «Северный воздушный мост».

По поручению Президента РФ Б. Ельцина в 1997 г. был выполнен 1-ый демонстрационный полет из Красноярска в Монреаль через Арктику. В 1998 г. были разработаны четыре транзитных кроссполярных маршрута Polar-1 (ABERI) - для полетов между центральной частью Северной Америкой и Индией / Пакистаном (над территорией Красноярского и Алтайского краев, Томской и Кемеровской областей); Polar-2 (DEVID) - центральная и восточная части Северной Америки с Бирмой/ Кампучией/ Малайзией/ Сингапуром/ Таиландом/ Индонезией (Красноярский край, Иркутская область и Бурятия); Polar-3 (RAMEL) - центральная и восточная части Северной Америки с Китаем / Гонконгом / Тайванем / Филиппинами / (Якутия, Читинская и Амурская области); Polar-4 (ORVIT) - центральная и восточная части Северной Америки с Китаем/ Гонконгом/ Тайванем/ Южной Кореей (Якутия, Читинская и Амурская области). В 1999 г. самолет компании «Трансаэро» совершил тестовый кроссполярный перелет по маршруту Москва - Красноярск - Торонто - Нью-Йорк, а с января 2000 г. Федеральная служба воздушного транспорта России открыла маршруты для тестовой эксплуатации иностранным авиакомпаниям. Наконец, с 1 февраля 2001 г. Государственной Службой Гражданской Авиации Российской Федерации было принято решение об открытии системы кроссполярных маршрутов через воздушное пространство Сибири. Итак, с 2001 г. начались первые полеты международных перевозчиков. Сеть кроссполярных маршрутов превратилась в одно из перспективных направлений, пользующихся у авиакомпаний всего мира всё большей популярностью. За период с 2001 по 2012 г. было выполнено свыше 70 тысяч пассажирских и грузовых кроссполярных полетов. В 2014 г. по кроссполярным маршрутам ежемесячно выполнялось около 1000 транзитных рейсов. Причем количество перелетов по кросс-полярным маршрутам растет. Если в 2012 г. было совершено 11214 перелетов через Северный

210

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

Ледовитый океан и территорию России, то в 2014 г. - 12759 [1]. Сегодня регулярные рейсы по системе кроссполярных маршрутов выполняют такие компании, как United Airlines, Air Canada, Continental Airlines, Cathay Pacific Airways, Singapore Airlines, Air China, Thai Airways и др. Например, Air Canada совершает рейсы до Пекина, Гонконга, Шанхая и Токио, используя кроссполярные маршруты [7]. Таким образом, иностранные компании активно осваивают кроссполярные маршруты, используя широкофюзеляжные самолёты для авиалиний большой протяженности (например, Боинг 777 и Боинг 787 Дримлайнерз среди пассажирских и грузовые самолеты семейства Боинг 747 Ф).

Безусловно, открыв небо над Сибирью и проложив кроссполярные маршруты, Россия рассчитывала получить дивиденды: 1) возможность пополнять бюджет за счет навигационного обслуживания новых воздушных трасс; 2) участники авиационной перевозки на земле (аэропорты, обслуживающие компании и др.) должны были получить импульс к развитию инфраструктурных мощностей и созданию новых рабочих мест; 3) российские авиакомпании должны были получить доступ к крупнейшему азиатско-североамериканскому рынку. Однако на сегодняшний день Россия обеспечивает лишь навигационное обслуживание кроссполярных трасс. Иностранные компании пролетают над Сибирью и Дальним Востоком России, не совершая посадки в российских аэропортах. Для того чтобы кроссполярные перелеты не только проходили по территории России, но и обслуживались ею, необходимо развить российскую инфраструктуру. В свою очередь проект «Северного воздушного моста» по организации прямого маршрута Красноярск-Виннипег в случае его реализации мог бы стать образцом для последующего развития инфраструктуры. Но, к сожалению, на сегодняшний день лишь одна компания выполняет кроссполярный перелет, используя аэропорт Красноярска, - это российская грузовая авиакомпания «ЭйрБриджКарго».

В 2000-х гг. начались переговоры между Красноярским краем и провинцией Манитоба с целью наладить кроссполярный маршрут между Канадой и Россией. В марте 2007 г. в ходе Делового форума в Оттаве был подписан меморандум о взаимопонимании между администрацией Красноярского края и правительством Манитобы, подтвердивший заинтересованность в дальнейшей совместной работе по проекту «Северный воздушный мост». Проект предполагал создание

211

Опыт российско-канадского регионального взаимодействия

комплексной системы связи в арктических широтах (в частности, путем запуска спутников на орбиту и развития необходимой наземной инфраструктуры) для обеспечения авиационного сообщения между аэропортами городов Красноярск и Виннипег. В случае успешной реализации этого проекта по авиамаршруту Красноярск-Виннипег стали бы осуществлять регулярные рейсы.

Но реализация этого проекта проходила медленно все предыдущие годы, в том числе, из-за ряда проблем, существующих в эксплуатации кроссполярных маршрутов. Это низкие температуры, повышенная радиация, отсутствие постоянной радиосвязи над Северным Ледовитым океаном, несовершенство инфраструктуры северных регионов и др. Чтобы установить постоянную навигацию кроссполярных перелетов в Красноярском крае была проведена огромная работа по внедрению спутниковых технологий в гражданскую авиацию. В соответствии с распоряжением Министра транспорта России от 2001 г. ОАО «Управляющая компания «Северный воздушный мост» создала инфраструктуру интегрированной системы космической связи, включающей в себя адресно-отчетную систему авиационной связи и технологическую систему космической связи для задач управления воздушным движением, которая охватывает территорию более 2 млн кв. км. в Центральной Сибири. Данная система работает в круглосуточном режиме. Но при этом надо признать, что полеты в Арктике выполняются без наличия гарантированной связи, случаются перерывы в радиосвязи. Для решения этой проблемы было предложено создать специализированную систему космической связи на высокоэллиптической орбите. Это предложение было сделано Красноярским краем и провинцией Манитоба. Были проведены консультации с канадскими компаниями и властями, по итогам которых была подтверждена целесообразность и возможность создания такой навигационной системы, которая оказывала бы услуги во всей Арктической зоне. В июне 2011 г. российско-канадская межправительственная экономическая комиссия поддержала предложения Красноярского края и провинции Манитоба по созданию ССКС как совместной российско-канадской системы, что увеличило бы возможность более эффективного использования кроссполярных маршрутов и позволило бы соединить и приумножить географические преимущества центров России (Красноярск) и Канады (Виннипег) в глобальной логистике и транспортировке грузов, международных полетов пассажиров. Кроме того, необходимо провести реконструк212

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

цию сибирских аэропортов для того, чтобы они смогли обслуживать международные авиалайнеры. По результатам технического аудита, проведенного в 2008 г., только 14 аэропортов Сибири и Дальнего Востока могут выполнять роль запасных площадок для кроссполярных маршрутов. Пока нет подходящей инфраструктуры, иностранные компании предпочитают совершать кроссполярный перелет без использования наземной инфраструктуры российских регионов.

Другой проект «Арктический мост», который был запущен в 2003 г., должен был соединить по морскому пути Черчилл с Мурманском. В октябре 2007 г. был успешно осуществлен пилотный рейс в порт Черчилль судна Мурманского морского пароходства с грузом минеральных удобрений. В октябре 2010 г. состоялся визит делегации провинции Манитоба в Красноярск и Мурманск. В ходе визита обсуждались проекты Арктический мост и Северный воздушный мост.

Итак, оба проекта являются перспективными, переговоры и работы по их реализации пока не окончены. В целом, многое будет зависеть от российских регионов, от того как они подготовят свою инфраструктуру. Что касается провинции Манитоба, то ее инфраструктура практически готова [6]. Провинция Манитоба с ее городами Виннипег и Черчилл собирается стать торговым хабом для транспортировки грузов и товаров из Северной Америки в Европу через «Арктический мост» и из Северной Америки в Азию через «Северный воздушный мост».

В-третьих, сотрудничество между регионами Канады и России может осуществляться в области науки и образования. Безусловно, в канадских и российских регионах присутствуют научноисследовательские организации по широкому комплексу проблем североведения - от прикладных научно-технических до гуманитарных наук.

Кроме того, сегодня сотрудничество между северными регионами в области образования может вестись в рамках Университета Арктики. Лишь на примере Якутии и Квебека наглядно видно, что от этих регионов большое количество образовательных учреждений являются членами Университета Арктики. Так, от Якутии - СевероВосточный федеральный университет, Арктический государственный университет культуры и искусств, Якутская государственная сельскохозяйственная академия; от Квебека - Университет им. Лава213

Опыт российско-канадского регионального взаимодействия

ля, Университет Квебека в Римуски, Университет Квебека в Монреале. Перечисленные учебные заведения могли бы установить двусторонние отношения посредством установления связи через механизмы Университета Арктики.

В-четвертых, северные регионы обеих стран могут сотрудничать в рамках НКО. Например, в рамках международной неправительственной организации «Северный форум», которая была создана в 1992 г. специально с целью установления связей, двусторонних отношений для плодотворного сотрудничества между регионами циркумполярного мира. Но, к сожалению, активная деятельность в рамках этой организации наблюдалась лишь в самом начале ее существования в 1990-х гг. В целом, надо отметить, что «Северный форум» был хорошей площадкой для развития межрегионального сотрудничества с северными регионами Канады. В разное время членами «Северного форума» были северные регионы России, США, Канады, Исландии и даже Японии и Южной Кореи. В настоящее время, Северный форум находится в кризисе. Большое количество регионов вышло из организации, в том числе регионы Канады (СевероЗападные территории, Юкон, Квебек) и США (Аляска). Тем не менее, организация продолжает свою деятельность, а ее механизмы могут быть полезны для установления циркумполярного сотрудничества на региональном уровне. На данный момент членами Северного форума являются следующие регионы: Акюрейри (Исландия), провинция Кангвон (Южная Корея), от России - Чукотский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, ЯмалоНенецкий автономный округ, Камчатский край, Мурманская область и Республика Саха (Якутия). Как видно из вышеперечисленных регионов, самое большое по количеству представительство регионов от России. Несмотря на то, что североамериканские регионы вышли из организации, представительство регионов остается уникальным. Ни одна организация в мире не объединяет вместе все эти северные регионы России. Как известно, установить контакт иностранным партнерам с российскими регионами бывает сложно из-за отсутствия личного знакомства. Таким образом, Северный форум - это уникальная организация, благодаря которой можно выйти на регионы России для установления сотрудничества.

И, наконец, в-пятых, не менее значимым может быть межрегиональное сотрудничество по вопросам коренных народов. Здесь перспективными направлениями сотрудничества могут быть, например,

214

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

жилищное строительство, медицина, экология, охрана окружающей среды, сохранение традиционного образа жизни.

Поддержка северных коренных народов является приоритетным направлением политики канадского правительства. Опыт Канады по социально-экономическому развитию аборигенного населения очень показателен и, несомненно, представляет интерес для российских северных регионов. Здесь можно установить сотрудничество между ассоциациями и организациями коренных народов российских и канадских регионов. В том числе, контакт между ассоциациями коренных народов России и Канады можно установить через такие аборигенные организации, как Приполярный совет инуитов и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

В области жилищного строительства следует упомянуть успешные проекты по строительству домов в Якутии. Сотрудничество РС (Я) и Канады в области строительства началось еще в 1992 году, когда с помощью канадских фирм под руководством «Фергюссон Симек Кларк» в республике были построены Высшая школа музыки (1993), два жилых микрорайона (1996-1997), международный аэропорт г. Якутска (1996). Согласно Меморандуму о взаимопонимании между правительством СЗТ и РС (Я) 1998 г. построено 150 канадских сборных домов в пригороде Якутска с кредитованием строительства канадской стороной. До сих пор эти постройки используются по своему назначению.

В области здравоохранения представительством РС (Я) в Канаде была организована специальная гуманитарная миссия, во время которой канадскими кардиологами из госпиталя Св. Джеймса при Университете западного Онтарио (г. Лондон, Онтарио) на базе Национального центра медицины РС (Я) было проведено девять успешных операций по ангиопластике (стентирование), каждая стоимостью до 15 тыс. долл. Также между Якутским государственным университетом и Университетом западного Онтарио был подписан договор о сотрудничестве, в том числе в области медицины. Была достигнута договоренность о совместных исследованиях в области экологии, психиатрии, кардиологии. Необходимо также отметить готовность канадской стороны оказывать услуги в области внедрения телемедицины в республике. В 2010 г. было установлено деловое партнерство между кафедрой сестринского дела Медицинского

215

Опыт российско-канадского регионального взаимодействия

института СВФУ им. М. К. Аммосова и Колледжем сестринского дела Университета Саскачеван (Канада) по внедрению новых инновационных технологий науки в медицину республики, предполагающие использование роботов технологии удаленного присутствия

Успешными были проекты, которые были реализованы не только в 1990-х гг., но и в 2000-х гг. В 2006-2009 гг. при участии Канадского агентства международного развития, Минрегионразвития РФ, а также ряда российских организаций по делам малочисленных северных народов была реализована российско-канадская программа сотрудничества по развитию Севера (сокращенно НОРДЕП). Она проводилась на территории Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов и Хабаровского края. В рамках этой программы было реализовано 33 проекта по самым разным направлениям социально-экономического развития, включая молодежную политику, развитие коренных малочисленных народов, социальную адаптацию инвалидов через физкультуру и спорт, вопросы сохранения окружающей среды и многие другие. Особое внимание уделялось развитию малого бизнеса на Севере. Результатами НОРДЕП стали обмен опытом по многим вопросам, среди которых наиболее важными были охрана окружающей среды и улучшение социальноэкономического положения коренных народов Севера.

Таким образом, межрегиональное сотрудничество России и Канад

северные регионы Арктика международное сотрудничество Россия Канада northern regions the arctic international cooperation rus-sia canada
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты