Спросить
Войти

Формирование гражданского общества в императорской России в конце xix - начале ХХ В. : просветительство и народные университеты. Историография

Автор: указан в статье

УДК 94(47)

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ В.: ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО И НАРОДНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ. ИСТОРИОГРАФИЯ

FORMATION OF CIVIL SOCIETY IN IMPERIAL RUSSIA AT THE END OF THE XIX-TH - THE BEGINNING OF THE ХХ-TH: enlightenment AND people&s universities. HISTORIOGRAPHY

М.С. Веникова М^. Venikova

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

Belgorod State University,

85 Pobeda St, Belgorod, 308015, Russia

E-mail: venikova@bsu.edu.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию историографии народных университетов в императорской России в конце XIX - начале XX века. Поскольку история народных университетов является составной частью истории культурно-просветительской деятельности, то в статье рассмотрена также историография просветительства. Для современной науки актуальным становится изучение культурно-просветительских обществ (в том числе и обществ народных университетов) не только как социокультурного явления, но и как феномена общественно-политической жизни -одного из проявлений формирования на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий гражданского общества в России. Историографический анализ исследований в данной области представлен в статье.

Annotation

The article is devoted to the study of historiography of people&s universities in imperial Russia in the late XIX-th - early XX-th centuries. Since the history of people&s universities is an integral part of the history of cultural and educational activities, the article also considers the

historiography of enlightenment. For modern science, the study of cultural and educational societies (including societies of people&s universities) is not only a socio-cultural phenomenon, but also a phenomenon of social and political life, one of the manifestations of the formation of civil society in Russia at the turn of the nineteenth and twentieth centuries. Historiographic analysis of research in this area is presented in the article.

История народных университетов - составная часть истории культурно-просветительской деятельности российского общества в конце XIX - начале ХХ в. Изучение этого исторического опыта осуществляет уже несколько поколений исследователей. Первыми такими исследователями были сами организаторы и непосредственные участники создания и становления культурно-просветительских обществ. В исследованиях досоветского периода содержится общая характеристика зарождающегося феномена общественной просветительской деятельности. В энциклопедической статье В.И. Чарнолуского эта деятельность характеризуется как внешкольное образование, играющее не просто роль дополнения к существующему школьному образованию, а являющееся самостоятельной отраслью «общественного хозяйства». Определив в качестве основных ресурсов внешкольного образования частную инициативу, благотворительность, а также инициативную деятельность общественных объединений, автор, тем не менее, усматривает в этом определенную ограниченность просветительства. Преодолеть эту ограниченность он считает возможным лишь посредством включения в эту деятельность государства и органов общественного самоуправления [Чарнолуский, 1911]. Такие представления вполне соответствуют духу идей консервативного («охранительного») либерализма второй половины XIX в., распространенных в среде людей, занятых просветительской деятельностью, и развивавшихся отдельными представителями либеральной мысли в начале двадцатого столетия. Детальная характеристика педагогических просветительских обществ содержится в ряде работ этого же автора [Фальборк, Чарнолуский,1899, Фальборк, Чарнолуский, 1900, Фальборк, Чарнолуский, 1908].

Из общих проблем просветительских обществ одной из наиболее актуальных и часто обсуждаемых были проблемы правового поля деятельности таких обществ [Ануфриев, 1916, с. 15-45; Ильинский, 1913; Роговин, 1912; Фальборк, Чарнолуский, 1899-1911].

При этом, в отличие от Чарнолуского, считавшего недостаточным присутствие государства в организации внешкольного образования, Н.П. Ануфриев, напротив, отмечал избыточность государственного присутствия в правовом регулировании общественной деятельности.

Наибольшее же распространение в этот период получили работы, посвященные характеристике деятельности отдельных просветительских обществ или некоторых типов

таких обществ [Браве, 1900, № 5-6; Белоконский, 1904, с. 152-165; Де-ля-Фосе, 1898, с. 952-974; Тюртюмов, 1899; Григорьева, 1894; Нейдинг, 1897].

Содержание этих работ отразило личный опыт деятельности их авторов в просветительских обществах. Тем больший интерес представляют их субъективные суждения и оценки, основанные, как и оценки Чарнолуского, на практическом опыте. Среди этих работ выделяется, как историческое исследование, одно из ранних произведений российского и советского педагога («учителя учителей») Н.В. Чехова «Народное образование в России с 60-х гг. XIX в.» [Чехов М., 1912].

Отмеченные работы принадлежат авторам, придерживавшимся либеральных взглядов на общество и общественную деятельность. Эти работы объединяет идея обязательного присутствия в деле народного просвещения общественной инициативы. Хотя при этом многие из авторов считают необходимой ресурсную поддержку этой инициативы со стороны государства.

Наряду с этими работами в начале двадцатого столетия активно издаются труды, авторы которых были носителями консервативных взглядов на образование и просвещение. Они посвящались, преимущественно, описанию и характеристике деятельности государства, его органов и учреждений в сфере образования [Григорьев,1900; Миропольский, 1883; Рождественский, 1902; Он же, 1910; Он же, 1912]. Деятельность просветительских обществ при этом рассматривалась лишь как дополнение к государственной образовательной системе, а не отдельная сфера деятельности, как ее воспринимал Чарнолуский. Однако благодаря этим исследованиям было введено в научный оборот большое количество нормативных документов, регламентировавших образование в России.

Характеристика организации работы образовательных учреждений и просветительских обществ в дореволюционных исследованиях сочеталась с анализом особенностей педагогической деятельности разных типов школ и просветительских обществ [Каптерев, 1913; Он же, 1914; Рачинский, 1883; Он же, 1891; Вахтеров, 1896; Он же, 1907; Он же, 1917; Пругавин, 1905; Ушинский, 1913-1916]. В начале советского периода продолжали издаваться работы, сохранявшие дореволюционную традицию в исследовании образования, поддерживавшие преемственность в педагогической и просветительской деятельности [Зеленко, 1922; Иванов, 1925; Медынский, 1918; Он же, 1918; Он же, 1923;Он же, 1923-1925].

Однако уже в это время происходит резкая негативизация политики и идеологии советского государства в отношение дореволюционного опыта просветительский деятельности. В 1918 г. под предлогом борьбы с параллелизмом в образовании ликвидируются народные университеты. Авторитетные партийные деятели обрушиваются на просветительские организации с оскорбительной критикой. В.А. Невский характеризовал внешкольное образование дореволюционной России как «жалкий суррогат культуры, специально изготовленный для неприхотливых, задавленных и невежественных масс» [Невский, 1921]. Общепринятой характеристикой деятельности просветительских обществ становится оценка ее как буржуазного средства отвлечения пролетариата от классовой борьбы [Элькина,1930; Она же, 1959].

Даже Е.Н. Медынский вынужден был, кривя душой, встать на путь классовой характеристики проблем образования [Медынский, 1931]. Подобные оценки деятельности

просветительских обществ сохранялись вплоть до 50-х гг. прошлого столетия [Фрид, 1956; Волков, 1953].

Лишь в 60-е - 70-е гг. наблюдается постепенный отход от крайностей в характеристике деятельности просветительских обществ - появляются исследования, дающие этой деятельности положительную оценку [Дронов, 1970. с. 198-202; Он же, 1967. с. 83-87; Щиглик, 1971, с. 173; Пирумова, 1986; Она же, 1993, с. 329, с. 288; Она же, 1986. с. 45-63].

Особое место среди этих исследований занимают работы профессора историко-архивного института (ныне РГГУ) А.Д. Степанского (1934-2009): «История общественных организаций в дореволюционной России»; «Самодержавие и общественные организации России на рубеже XIX-XX вв.»; «Общественные организации в России на рубеже XIX-XX вв.» [Степанский, 1979; Он же, 1980; Он же, 1982]. Изданные изначально в качестве учебного пособия, эти труды выходят за пределы формата учебной литературы и представляют собой научные исследования, отличающиеся не только своей глубиной, главное - новизной постановки проблемы деятельности общественных организаций как фактора формирования гражданского общества в России. Последняя из упомянутых работ была защищена в качестве докторской диссертации. Это дает основание специалистам по истории гражданского общества в России характеризовать их как «наиболее фундаментальные исследования данной темы» [Туманова, 2008. с. 15].

Характеристика собственно просветительских обществ в работах Степанского присутствует как один из сюжетов общей темы. Именно им были разработаны фундаментальные основы типологии общественных организаций, периодизации их деятельности, принципов их деятельности, что в совокупности составило характеристики этого феномена, адекватные современным представлениям о некоммерческих организациях, как институте гражданского общества. В отечественной науке он считается «в полном смысле первопроходцем» данной темы [Туманова, 2011. с. 14].

Степанский и его работы положили начало осмыслению деятельности общественных организаций императорской России как феномена формирования гражданского общества. В этом качестве он стал связующим звеном в развитии исторической мысли от советского периода к современности. Продолжением его исследований на современном этапе развития отечественной науки стали новые работы этого автора, а применительно к истории просветительской деятельности - работы М.В. Михайловой [Степанский, 1995, с. 42-58; Михайлова, 1989, с. 174-190; Она же, 1993]. В контексте истории культурной жизни российского города исследовала деятельность просветительских обществ Л.В. Кошман [Кошман, 2008].

Актуальным для современной науки направлением стало изучение культурно-просветительских обществ не только как социокультурного явления, но и как феномена общественно-политической жизни - одного из проявлений формирования на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий гражданского общества в России. Наиболее системно и последовательно этот аспект деятельности культурно-просветительских обществ исследуется А.С. Тумановой [Туманова, 2011; Она же, 2008; Она же, 2003; Она же, 2002. Она же, 1999] Крупнейшим достижением отечественной историографии формирования гражданского общества в императорской России стала коллективная монография «Самоорганизация российской общественности в последней трети XVIII -начале XX в.» [Туманова, 2011]. Этот труд стал продолжением фундаментального изучения истории российских общественных организаций, начатого Степанским, и при

публикации был посвящен его памяти. Отдельным разделом в книге представлена современная характеристика деятельности культурно-просветительских обществ.

Самым характерным явлением для современного состояния изучения деятельности дореволюционных культурно-просветительских обществ можно считать широкое распространение региональных исследований по этой тематике [Бугров, 2004; Быковец, 2003; Воробьева, 1990; Дворецкий, Шевченко, 2012, с. 132-140; Добрынина, 2001; Косихина, 1998; Котляр, 2007, с. 333-343; Любушкина, 2004; Меметов, 1997; Меньшикова, 2011, с. 148-151; Она же, 2012, с. 127-130; Мотык И.; Поликарпова, 2003; Пономарева, 2007; Попов, 1998, с. 57-67; Семенов, 2007, с. 288-295; Он же, 2011, с. 175179; Он же, 2011; Он же, 2012, с. 83-87; Он же (15.05. 2017); Тимченко, 2004; Туманова, 1996; Хаченьян, 1999; Шевченко, (12.05.2017); Шевченко, Семенов (17.05.2017)].

Таким образом, можно сделать вывод, что исследования в области истории народных университетов (кроме университета им. А.Л. Шанявского) находятся в стадии становления. Это обстоятельство предполагает необходимость проведения подобного рода исследований деятельности других российских народных университетов.

Список литературы References

1. Ануфриев Н.П. 1916. Правительственная регламентация образования частных обществ в России. Вопросы административного права. Кн. 1. М., 15-45. Anufriev N.P. 1916. Pravitel&stvennaja reglamentacija obrazovanija chastnyh obshhestv v Rossii. Voprosy administrativnogo prava. Kn. 1. M., 15-45. (in Russian)
2. Белонокнский И.П. 1904. Просветительные общества и учреждения на ярославской выставке. Русская школа. 2: 152-165. Belonoknskij I.P. 1904. Prosvetitel&nye obshhestva i uchrezhdenija na jaroslavskoj vystavke. Russkaja shkola. 2: 152-165. (in Russian)
3. Браве Я. 1900. Попечительства о народной трезвости. Трудовая помощь. 5-6: 1150. Brave Ja. 1900. Popechitel&stva o narodnoj trezvosti.Trudovaja pomoshh&. 5-6: 1150. (in Russian)
4. Бугров Ю.А. 2004. Развитие музыкально-сценической культуры и массовых зрелищ в российской провинции в середине XVIII - начале ХХ в. (на материалах Курской губернии). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 24. Bugrov Ju.A. 2004. Razvitie muzykal&no-scenicheskoj kul&tury i massovyh zrelishh v rossijskoj provincii v seredine XVIII - nachale ХХ v. (na materialah Kurskoj gubernii). Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Kursk, 24. (in Russian)
5. Быковец Т.Ю. 2003. Культурно-просветительная деятельность кооперации России в конце XIX - начале XX века: на материалах Нижнего Поволжья. Дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 190. Bykovec T.Ju. 2003. Kul&turno-prosvetitel&naja dejatel&nost& kooperacii Rossii v konce XIX - nachale XX veka : na materialah Nizhnego Povolzh&ja. Dis. ... kand. ist. nauk. Saratov, 190. (in Russian)
6. Вахтеров В.П. Спорные вопросы образования. М., Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1907. Vahterov V.P. Spornye voprosy obrazovanija. M., Tip. T-va I.D. Sytina, 1907. (in Russian)
7. Вахтеров В.П. 1891. Внешкольное образование народа. М., Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 380. Vahterov V.P. 1891. Vneshkol&noe obrazovanie naroda. M., Tip. T-va I. D. Sytina, 380. (in Russian)
8. Вахтеров В.П. 1917. Всенародное школьное и внешкольное образование. М.,Тип. Т-во И.Д. Сытина, 280. Vahterov V.P. 1917. Vsenarodnoe shkol&noe i vneshkol&noe obrazovanie. M., Tip. T-vo I.D. Sytina, 280. (in Russian)
9. Волков В.И. 1953. Борьба большевиков за революционный путь преобразования народного просвещения в России (конец XIX в. - март 1917 г.). Известия АПН РСФСР. М., АПН РСФСР, 195. Volkov V.I. 1953. Bor&ba bol&shevikov za revoljucionnyj put& preobrazovanija narodnogo prosveshhenija v Rossii (konec XIX v. -mart 1917 g.). Izvestija APN RSFSR. M., APN RSFSR, 195. (in Russian)
10. Воробьева Ю.С. 1994. Общественность и высшая школа в России в начале ХХ в. М., Рос. Архив, 145. Vorob&eva Ju.S. 1994. Obshhestvennost& i vysshaja shkola v Rossii v nachale ХХ v. M., Ros. Arhiv, 145. (in Russian)
11. Григорьев В.В. 1900. Исторический очерк русской школы. М., Товарищество Типография А.И. Мамонтова, 587. Grigor&ev V.V. 1900. Istoricheskij ocherk russkoj shkoly. M., Tovarishhestvo Tipografija A.I. Mamontova, 587. (in Russian)
12. Григорьева Н.И. 1894. Русские общества трезвости, их организация и деятельность в 1892-1893 гг. СПб., Тип. П.П. Сойкина, 86. Grigor&eva N.I. 1894. Russkie obshhestva trezvosti, ih organizacija i dejatel&nost& v 1892-1893 gg. SPb., Tip. P.P. Sojkina, 86. (in Russian)
13. Дворецкий Е.В., Шевченко О.В. 2012. Частные культурно-просветительские инициативы либеральной общественности Воронежской губернии во второй половине XIX - начале XX века (на примере деятельности Н.Ф. Бунакова). Научные ведомости Белгородского государственного университета. 7: 132-140. Dvoreckij E.V., Shevchenko O.V. 2012. Chastnye kul&turno-prosvetitel&skie iniciativy liberal&noj obshhestvennosti Voronezhskoj gubernii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX veka (na primere dejatel&nosti N.F. Bunakova). Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 7: 132-140. (in Russian)
14. Де-ля-Фосе Просветительное дело 1898. Исторический вестник. 9: 952-974. De-lja-Fose Prosvetitel&noe delo 1898. Istoricheskij vestnik. 9: 952-974. (in Russian)
15. Добрынина A.M. 2001. Неполитические общественные организации Владимирской области. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Иваново, 27. Dobrynina A.M. 2001. Nepoliticheskie obshhestvennye organizacii Vladimirskoj oblasti. Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Ivanovo, 27. (in Russian)
16. Дронов И.Т. 1970. Первые воскресные школы России. Вопросы истории. 6: 198202. Dronov I.T. 1970. Pervye voskresnye shkoly Rossii. Voprosy istorii. 6: 198-202. (in Russian)
17. Дронов И.Т. 1967. Школы взрослых в конце XIX в. Вечерняя средняя школа. 6: 8387. Dronov I.T. 1967. Shkoly vzroslyh v konce XIX v. Vechernjaja srednjaja shkola. 6: 83-87. (in Russian)
18. Зеленко В.А. 1922. Практика внешкольного образования в России. М., Госиздат, 224 Zelenko V.A. 1922. Praktika vneshkol&nogo obrazovanija v Rossii. M., Gosizdat, 224. (in Russian)
19. Иванов Ф.И. 1925. Из опыта внешкольной работы (Воспоминания о работе в дореволюционной деревне). М., Новая Москва, 104. Ivanov F.I. 1925. Iz opyta vneshkol&noj raboty (Vospominanija o rabote v dorevoljucionnoj derevne). M., Novaja Moskva, (in Russian), 104.
20. Ильинский К. 1913. Частные общества. Рига, склад издания у Вальтер и Рапа, 651. Il&inskij K. 1913. Chastnye obshhestva. Riga, sklad izdanija u Val&ter i Rapa, 651. (in Russian)
21. Каптерев П.Ф. 1914. Новая русская педагогия; ее главнейшие идеи, направления и деятели. СПб., Книжный склад, 212. Kapterev P.F. 1914. Novaja russkaja pedagogija; ee glavnejshie idei, napravlenija i dejateli. SPb., Knizhnyj sklad, 212. (in Russian)
22. Каптерев П.Ф. 1913. Современные задачи народного образования в России. М., Народный учитель, 80. Kapterev P.F. 1913. Sovremennye zadachi narodnogo obrazovanija v Rossii. M., Narodnyj uchitel, 80. (in Russian)
23. Косихина И.Г. 1998. Общественно-культурные организации Курской губернии в 60-е гг. XIX в. - февраль 1917 г. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 24. Kosihina I.G. 1998. Obshhestvenno-kul&turnye organizacii Kurskoj gubernii v 60-e gg. XIX v. - fevral& 1917 g. Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Kursk, 24. (in Russian)
24. Котляр Н.В. 2007. Самодержавие и общественные организации на Дальнем Востоке: история борьбы и сотрудничества. Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в ХVП-ХIХ вв.: Историко-археологические исследования. Владивосток, Т.4: 333-343. Kotljar N.V. 2007. Samoderzhavie i obshhestvennye organizacii na Dal&nem Vostoke: istorija bor&by i sotrudnichestva. Russkie pervoprohodcy na Dal&nem Vostoke v ХVII-ХIХ vv.: Istoriko-arheologicheskie issledovanija. Vladivostok, T.4: 333-343. (in Russian)
25. Кошман Л.В. 2008. Город и городская жизнь XIX столетия: социальные и культурные аспекты. М., РОССПЭН, 446. Koshman L.V. 2008. Gorod i gorodskaja zhizn& XIX stoletija: social&nye i kul&turnye aspekty. M., ROSSPJeN, 446. (in Russian)
26. Любушкина Е.Ю. 2004.Общественные организации Ставропольской губернии и кубанской области в период с 1860-х гг. по октябрь 1917 г. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ставрополь, 25. Ljubushkina E.Ju. 2004. Obshhestvennye organizacii Stavropol&skoj gubernii i kubanskoj oblasti v period s 1860-h gg. po oktjabr& 1917 g. Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Stavropol&, 25. (in Russian)
27. Медынский Е.Н. 1923. Внешкольное образование в РСФСР. M., Красная Новь, 73. Medynskij E.N. 1923. Vneshkol&noe obrazovanie v RSFSR. M., Krasnaja Nov&, 73. (in Russian)
28. Медынский Е.Н. 1918. Внешкольное образование. Его значение, организация и техника. M., Наука, 322. Medynskij E.N. 1918. Vneshkol&noe obrazovanie. Ego znachenie, organizacija i tehnika. M., Nauka, 322. (in Russian)
29. Медынский Е.Н. 1931. Классовая борьба и воспитание. М., Учпедгиз, 80. Medynskij E.N. 1931. Klassovaja bor&ba i vospitanie. M., Uchpedgiz, 80. (in Russian)
30. Медынский Е.Н. 1918. Методы внешкольной просветительской работы. M., Наука, 166. Medynskij E.N. 1918. Metody vneshkol&noj prosvetitel&skoj raboty. M., Nauka, 166. (in Russian)
31. Медынский Е.Н. 1923. Энциклопедия внешкольного образования. Т. 1. М., Госиздат, 138. Medynskij E.N. 1923. Jenciklopedija vneshkol&nogo obrazovanija. T. 1. M., Gosizdat, 138. (in Russian)
32. Медынский Е.Н. 1925. Энциклопедия внешкольного образования. Т. 2. М., Госиздат, 167. Medynskij E.N. 1925. Jenciklopedija vneshkol&nogo obrazovanija. T. 2. M., Gosizdat, 167. (in Russian)
33. Медынский Е.Н. 1925. Энциклопедия внешкольного образования. Т. 3. М., Госиздат, 172. Medynskij E.N. 1925. Jenciklopedija vneshkol&nogo obrazovanija. T. 3. M., Gosizdat, 172. (in Russian)
34. Меметов В.С. 1997. Интеллигенция провинции в истории и культуре России. Иваново, ИвГУ, 173. Memetov V.S. 1997. Intelligencija provincii v istorii i kul&ture Rossii. Ivanovo, IvGU, 173. (in Russian).
35. Меньшикова Е.Н. 2011. Корпоративные культурно-просветительские практики купечества курской губернии в конце XIX - начале XX века: микроисторический анализ. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 7: 148-151. Men&shikova E.N. 2011. Korporativnye kul&turno-prosvetitel&skie praktiki kupechestva kurskoj gubernii v konce XIX - nachale XX veka: mikroistoricheskij analiz. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul&turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 7: 148-151. (in Russian)
36. Меньшикова Е.Н. 2012. Частная культурно-просветительская инициатива купечества Курской губернии в конце XIX - начале XX века. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 7 (21): 127-130. Men&shikova E.N. 2012. Chastnaja kul&turno-prosvetitel&skaja iniciativa kupechestva Kurskoj gubernii v konce XIX - nachale XX veka. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul&turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 7 (21): 127-130. (in Russian)
37. Миропольский С.И. 1876. Школа и государство. Обязательность обучения в России. СПб., Типография А.М. Котомина и К°, 258. Miropol&skij S.I. 1876. Shkola i gosudarstvo. Objazatel&nost& obuchenija v Rossii. SPb., Tipografija A. M. Kotomina i K°, 258. (in Russian)
38. Михайлова М.В. 1989. История и литература о деятельности просветительных и педагогических обществ дореволюционной России. Историография и методологические проблемы изучения отечественной школы и педагогики. М., АПН СССР: 174-190. Mihajlova M.V. 1989. Istorija i literatura o dejatel&nosti prosvetitel&nyh i pedagogicheskih obshhestv dorevoljucionnoj Rossii. Istoriografija i metodologicheskie problemy izuchenija otechestvennoj shkoly i pedagogiki. M., APN SSSR: 174-190. (in Russian)
39. Михайлова М.В. 1993. Общественные, педагогические и просветительские организации дореволюционной России (сер. XIX - нач. XX вв.). М., ИТПИМИО, 164. Mihajlova M.V. 1993. Obshhestvennye, pedagogicheskie i prosvetitel&skie organizacii dorevoljucionnoj Rossii (ser. XIX - nach. XX vv.). M., ITPIMIO, 164. (in Russian)
40. Мотык И. Просветительская деятельность православного духовенства Саранского уезда во второй половине XIX века. URL. http://ruskline.ru/analitika/2011/11/03/prosvetitelskaya_deyatelnost _pravoslavnogo_duhovenstva_saranskogo_uezda_vo_vtoroj_polovine_xix_veka/ (дата обращения: 16.05.2017) Motyk I. Prosvetitel&skaja dejatel&nost& pravoslavnogo duhovenstva Saranskogo uezda vo vtoroj polovine XIX veka. URL: http://ruskline.ru/analitika/2011/11/03/prosvetitelskaya_deyatelnost _pravoslavnogo_duhovenstva_saranskogo_uezda_vo_vtoroj_polovine_xix_veka/(data obrashcheniya: 16.05.2017) (in Russian).
41. Невский В. А. 1921. Внешкольное образование во всеобщей истории: Культ.-ист. наброски. Кострома, Центропечать, 126. Nevskij V.A. 1921. Vneshkol&noe obrazovanie vo vseobshhej istorii: Kul&t.-ist. nabroski. Kostroma, Centropechat&, 126. (in Russian)
42. Нейдинг И.И. 1897. Медицинские общества в России. М., изд. по поручению исп. комитета XII Международного съезда врачей, 95. Nejding I.I. 1897. Medicinskie

obshhestva v Rossii. M., izd. po porucheniju isp. komiteta XII Mezhdunarodnogo s&&ezda vrachej, 95. (in Russian)

43. Пирумова Н.М. 1986.Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе до начала XX в. М., Наука, 268. Pirumova N.M. 1986. Zemskaja intelligencij a i ee rol& v obshhestvennoj bor&be do nachala XX v. M., Nauka, 268. (in Russian)
44. Пирумова Н.М. 1993. Земства и просвещение. Российская педагогическая энциклопедия. М., Большая Российская энциклопедия, Т. 1: 329, 288. Pirumova N.M. 1993. Zemstva i prosveshhenie. Rossijskaja pedagogicheskaja jenciklopedija. M., Bol&shaya Rossijskaya ehnciklopediya, T. 1: 329, 288. (in Russian)
45. Пирумова Н.М. 1986. Процесс образования земской интеллигенции (конец 60-х-80-е гг. XIX в.). Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе до начала XX в. М., Наука, 45-63. Pirumova N.M. 1986. Process obrazovanija zemskoj intelligencii (konec 60-h-80-e gg. XIX v.). Zemskaja intelligencija i ee rol& v obshhestvennoj bor&be do nachala XX v. M., Nauka: 45-63. (in Russian)
46. Поликарпова М.А. 2003. Культурно-просветительская деятельность прогрессивной общественности среди рабочих Москвы на рубеже XIX-XX вв. Дис. ... канд. ист. наук. М., 200. Polikarpova M.A. 2003. Kul&turno-prosvetitel&skaja dejatel&nost& progressivnoj obshhestvennosti sredi rabochih Moskvy na rubezhe XIX-XX vv. Dis. ... kand. ist. nauk. M., 200. (in Russian)
47. Пономарева Ю.Ю. 2007. Культурно-просветительская деятельность Орловского земства: 1866-1917 гг. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Пенза, 28. Ponomareva Ju. Ju. 2007. Kul&turno-prosvetitel&skaja dejatel&nost& Orlovskogo zemstva: 1866-1917 gg. Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Penza, 28. (in Russian)
48. Попов Д.И. 1998. Культурно-просветительные организации и либерально-оппозиционное движение в Сибири в 1907-1914 гг. Исторический ежегодник. Омск, Изд-во Омского ун-та: 57-67. Popov D.I. 1998. Kul&turno-prosvetitel&nye organizacii i liberal&no-oppozicionnoe dvizhenie v Sibiri v 1907-1914 gg. Istoricheskij ezhegodnik. Omsk, Izd-vo Omskogo un-ta: 57-67. (in Russian)
49. Пругавин A.C. 1905. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания. СПб., тип. И. Н. Скороходова, 134. Prugavin A.C. 1905. Zaprosy naroda i objazannosti intelligencii v oblasti prosveshhenija i vospitanija. SPb., tip. I. N. Skorohodova, 134. (in Russian)
50. Рачинский С. А. 1883. Заметки о сельских школах. СПб., Синодальная типография, 123. Rachinskij S.A. 1883. Zametki o sel&skih shkolah. SPb., Sinodal&naja tipografija, 123. (in Russian)
51. Рачинский С.А. 1891. Сельская школа. М., типография М.Г. Волчанинова, Б. Черныш., 217. Rachinskij S.A. 1891. Sel&skaja shkola. M., tipografija M.G. Volchaninova, B. Chernysh., 217. (in Russian)
52. Роговин Л.М. 1912. Законы об обществах, союзах и собраниях. СПб., Издание юрид. кн. магазина И.И.Зубкова под фирмою «Законоведение», 104. Rogovin L.M. 1912. Zakony ob obshhestvah, sojuzah i sobranijah. SPb., Izdanie jurid. kn. magazina I.I.Zubkova pod firmoju «Zakonovedenie», 104. (in Russian)
53. Рождественский C.B. 1902. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения 1802-1902 гг. СПб., государственная типография, 840. Rozhdestvenskij C.B. 1902. Istoricheskij obzor dejatel&nosti ministerstva narodnogo prosveshhenija 1802-1902 gg. SPb., gosudarstvennaja tipografija, 840. (in Russian)
54. Рождественский C.B. 1910. Материалы для истории учебных реформ в России в XVIII-XIX вв. СПб., тип. т-ва Обществ. польза, 397. Rozhdestvenskij C.B. 1910.

Materialy dlja istorii uchebnyh reform v Rossii v XVIII-XIX vv. SPb., tip. t-va Obshhestv. pol&za, 397. (in Russian)

55. Рождественский C.B. 1912. Очерки по истории систем народного просвещения в России. СПб., тип. М.А. Александрова, 680. Rozhdestvenskij C.B. 1912. Ocherki po istorii sistem narodnogo prosveshhenija v Rossii. SPb., tip. M.A. Aleksandrova, 680. (in Russian)
56. Семенов М.Ю. 2011.Культурная жизнь русского губернского города в конце XIX - начале ХХ в. (по материалам г. Курска). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Белгород, 21. Semenov M.Ju. 2011. Kul&turnaja zhizn& russkogo gubernskogo goroda v konce XIX - nachale HH v. (po materialam g. Kurska). Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Belgorod, 21. (in Russian)
57. Семенов М.Ю. 2011. Культурно-просветительные инициативы курской интеллигенции в конце XIX - начале ХХ в. (на примере деятельности Семеновской публичной библиотеки). Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 8(14): 175-179. Semenov M.Ju. 2011. Kul&turno-prosvetitel&nye iniciativy kurskoj intelligencii v konce XIX - nachale HH v. (na primere dejatel&nosti Semenovskoj publichnoj biblioteki). Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul&turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov, 8(14): 175-179. (in Russian)
58. Семенов М.Ю. Культурно-просветительская жизнь русского провинциального города в конце XIX - начале ХХ века (по материалам г. Курска и г. Воронежа). URL. http://vestnik-rzi.ru/2014/10/2379 (дата обращения: 15.05. 2017). Semenov M.Ju. Kul&turno-prosvetitel&skaja zhizn& russkogo provincial&nogo goroda v konce XIX -nachale HH veka (po materialam g. Kurska i g. Voronezha). URL. http://vestnik-rzi.ru/2014/10/2379. (data obrashcheniya: 15.05. 2017) (in Russian).
59. Семенов М.Ю. 2012. Культурно-просветительские инициативы курской интеллигенции в конце XIX - начале ХХ века (на примере деятельности курской Пушкинской публичной библиотеки). Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 12(1): 83-87. Semenov M.Ju. 2012. Kul&turno-prosvetitel&skie iniciativy kurskoj intelligencii v konce XIX - nachale HH veka (na primere dejatel&nosti kurskoj Pushkinskoj publichnoj biblioteki). Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul&turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov, 12(1): 83-87. (in Russian)
60. Семенов М.Ю. 2007. Провинциальная культура конца XIX - начала ХХ в. как часть общероссийского культурно-исторического пространства (на примере просветительной деятельности Общества содействия начальному образованию в Курской губернии). Сборник научных трудов IV Международной научной конференции «Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура». Белгород, Издательство БелГУ, Т. 2: 288-295. Semenov M.Ju. 2007. Provincial&naja kul&tura konca XIX - nachala HH v. kak chast& obshherossijskogo kul&turno-istoricheskogo prostranstva (na primere prosvetitel&noj dejatel&nosti Obshhestva sodejstvija nachal&nomu obrazovaniju v Kurskoj gubernii). Sbornik nauchnyh trudov IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Jug Rossii v proshlom i nastojashhem: istorija, jekonomika, kul&tura». Belgorod, Izdatel&stvo BelGU, T. 2: 288-295. (in Russian)
61. Степанский А.Д. 1995. Общественные организации России. Открытая политика. 5: 42-58. Stepanskij A.D. 1995. Obshhestvennye organizacii Rossii. Otkrytaja politika. 5: 42-58. (in Russian)
62. Тимченко В.А. 2004. Деятельность южнороссийских благотворительных обществ, заведений, братств и попечительств во второй половине XIX в. На материалах Дона, Кубани и Ставрополья. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Новочеркасск, 25. Timchenko V.A. 2004. Dejatel&nost& juzhnorossijskih blagotvoritel&nyh obshhestv, zavedenij, bratstv i popechitel&stv vo vtoroj polovine XIX v. Na materialah Dona, Kubani i Stavropol&ja. Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Novocherkassk, 25. (in Russian)
63. Туманова A.C. 1996. Неполитические общественные организации г. Тамбова в начале XX в. (1900-1917). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 22. Tumanova A.C. 1996. Nepoliticheskie obshhestvennye organizacii g. Tambova v nachale XX v. (1900-1917). Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Voronezh, 22. (in Russian)
64. Туманова А. С. 2011. Права человека в правовой мысли и законотворчестве Российской империи второй половины XIX - начала XX века. М., Изд. дом Высшей школы экономики, 279. Tumanova A.S. 2011. Prava cheloveka v pravovoj mysli i zakonotvorchestve Rossijskoj imperii vtoroj poloviny XIX - nachala XX veka. M., Izd. dom Vysshej shkoly jekonomiki, 279. (in Russian)
65. Туманова А.С. 2003. Деятельность Министерства внутренних дел Российской империи по осуществлению свободы союзов. Тамбов, Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 233. Tumanova A.S. 2003. Dejatel&nost& Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj imperii po osushhestvleniju svobody sojuzov. Tambov, Izd-vo TGU im. G.R. Derzhavina, 233. (in Russian)
66. Туманова А.С. 2008. Общественные организации и русская публика в начале XX века. М., Новый хронограф, 326. Tumanova A.S. 2008. Obshhestvennye organizacii i russkaja publika v nachale XX veka. M., Novyj hronograf, 326. (in Russian)
67. Туманова А.С. 2002. Самодержавие и общественные организации в России. 19051917 годы. Тамбов, Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 487. Tumanova A.S. 2002. Samoderzhavie i obshhestvennye organizacii v Rossii. 1905-1917 gody. Tambov, Izd-vo TGU im. G.R. Derzhavina, 487. (in Russian)
68. Туманова А.С. 2011. Самоорганизация российской общественности в последней трети XVIII - начале XX в. М., Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 887. Tumanova A.S. 2011. Samoorganizacija rossijskoj obshhestvennosti v poslednej treti XVIII - nachale XX v. M., Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija (ROSSPJeN), 887. (in Russian)
69. Туманова А.С. 1999. Общественные организации города Тамбова на рубеже XIX-XX вв. Тамбов, Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 154. Tumanova A.S. 1999. Obshhestvennye organizacii goroda Tambova na rubezhe XIX-XX vv. Tambov, Izd-vo TGU im. G.R. Derzhavina, 154. (in Russian)
70. Тюртюмов A.M. 1899.О деятельности обществ народного образования в России. Новгород, 8: 12-16. Tjurtjumov A.M. 1899. O dejatel&nosti obshhestv narodnogo obrazovanija v Rossii. Novgorod, 8: 12-16. (in Russian)
71. Ушинский К.Д. 1913-1916.Собрание педагогических сочинений. СПб., Тип-ия М. Меркушева. Ushinskij K.D. 1913-1916. Sobranie pedagogicheskih sochinenij. SPb., Tip-ija M. Merkusheva. (in Russian)
72. Фальборк Г.А. 1899-1911. Чарнолуский В.И. Настольная книга по народному образованию. СПб., издание товарищества Знание. Fal&bork G.A. 18991911.Charnoluskij V.I. Nastol&naja kniga po narodnomu obrazovaniju. SPb., izdanie tovarishhestva Znanie. (in Russian)
73. Фальборк Г.А., И Чарнолуский В.И. 1899. Начальное народное образование в России. СПб., типография Товарищества Народная Польза, 713. Fal&bork G.A., I Charnoluskij V.I. 1899. Nachal&noe narodnoe obrazovanie v Rossii. SPb., tipografija Tovarishhestva Narodnaja Pol&za, 713. (in Russian)
74. Фальборк Г. А., Чарнолуский В.Н. 1899. Народное образование в России. СПб., Изд-во О Н. Поповой, 264. Fal&bork G.A., Charnoluskij V.N. 1899. Narodnoe obrazovanie v Rossii. SPb., Izd-vo O.N. Popovoj, 264. (in Russian)
75. Фрид П.С. 1956. Культурно-просветительная работа в России в годы революции 19G5-1907 гг. М., Госкультпросветиздат, 48. Frid P.S. 1956. Kul&turno-prosvetitel&naja rabota v Rossii v gody revoljucii 19G5-19G7 gg. M., Goskul&tprosvetizdat, 48. (in Russian)
76. Хаченьян А.Л. 1999. Общественные организации Нижнего Поволжья на рубеже XIX-XX вв. Дис. ... канд. ист. наук. Волгоград, 274. Hachen&jan A.L. 1999. Obshhestvennye organizacii Nizhnego Povolzh&ja na rubezhe XIX-XX vv. Dis. ... kand. ist. nauk. Volgograd, 274. (in Russian)
77. Чарнолуский В.И. 1911. Внешкольное образование. Энциклопедический словарь Т-ва «Бр. А. и И. Гранат и Ко». Спб., Т. 10: 490-493. Charnoluskij V.I. 1911. Vneshkol&noe obrazovanie. Jenciklopedicheskij slovar& T-va «Br. A. i I. Granat i Ko». Spb., T. 1G: 49G-493. (in Russian)
78. Чарнолуский В.И. 1908. Учительские организации в России. М., издательство Т-ва И.Д. Сытина, 146. Charnoluskij V.I. 19G8. Uchitel&skie organizacii v Rossii. M., izdatel&stvo T-va I.D. Sytina, 146. (in Russian)
79. Чарнолуский В.И. 1910. Частная инициатива в деле народного образования. СПб., Знание, 195. Charnoluskij V.I. 191G. Chastnaja iniciativa v dele narodnogo obrazovanija. SPb., Znanie, 195. (in Russian)
8G. Чехов Н.В. 1912. Народное образование в России с 60-х гг. XIX в. М., Польза, 224. Chehov N.V. 1912. Narodnoe obrazovanie v Rossii s 6G-h gg. XIX v. M., Pol&za, 224. (in Russian)
81. Шевченко О.В. Участие либеральной интеллигенции в культурно-просветительской жизни российской провинции конца XIX - начала XX века (на примере Центрально-Черноземных губерний). URL. https://elibrary.ru/item.asp?id=24219269. (дата обращения: 12.05.2017).
82. Shevchenko O.V. Uchastie liberal&noj intelligencii v kul&turno-prosvetitel&skoj zhizni rossijskoj provincii konca XIX - nachala XX veka (na primere Central&no-Chernozemnyh gubernij). URL. https://elibrary.ru/item.asp?id=24219269. (data obrashcheniya: 12.G5.2G17) (in Russian) Шевченко О.В., Семенов М.Ю. Рефлексии либерализма в организации и деятельности культурно-просветительских организаций российской провинции начала ХХ столетия (по материалам Воронежского общества народных университетов 1907-1915 гг.). URL. https://science-education.ru/ru/article/view?id=15343. (дата обращения: 17.05.2017).
83. Shevchenko O.V., Semenov M.Ju. Refleksii liberalizma v organizacii i dejatel&nosti kul&turno-prosvetitel&skih organizacij rossijskoj provincii nachala HH stoletija (po materialam Voronezhskogo obshhestva narodnyh universitetov 19G7-1915 gg.). URL. https://science-education.ru/ru/article/view?id=15343. (data obrashcheniya: 17.G5.2G17) (in Russian).
84. Щиглик А.И. 1971. Добровольные общества в переходный период от капитализма к социализму. Вопросы теории и истории общественных организаций. М., Наука, 173. Shhiglik A.I. 1971. Dobrovol&nye obshhestva v perehodnyj period ot kapitalizma k socializmu. Voprosy teorii i istorii obshhestvennyh organizacij. M., Nauka, 173. (in Russian)
85. Элькина Д.Ю. 1959. На культурном фронте. Из истории борьбы большевиков за ликвидацию неграмотности в СССР. М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 143. Jel&kina D.Ju. 1959. Na kul&turnom fronte. Iz istorii bor&by bol&shevikov za likvidaciju negramotnosti v SSSR. M., Izd-vo Akad. ped. nauk RSFSR, 143. (in Russian)
86. Элькина Д.Ю. 1930. Очерки по агитации, пропаганде и внешкольной работе в дореволюционной России. M., Госиздат, 302. Jel&kina D.Ju. 1930. Ocherki po agitacii, propagande i vneshkol&noj rabote v dorevoljucionnoj Rossii. M., Gosizdat, 302. (in Russian)
НАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО РУБЕЖ xix xx ВВ ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО people''s university the turn of the xix-th xx-th centuries civil society historiography enlightenment
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты