Спросить
Войти

ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ

Автор: указан в статье

УДК 94.57

К. А. Голодяев

Музей города Новосибирска (Новосибирск, Россия)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ

Принята к публикации 15.04.2019

В исследовании рассматривается вопрос атрибуции фотографий, только что вошедших в исторический оборот, поскольку ранее фотоальбом одного из инженеров Транссибирской магистрали Григория Моисеевича Будагова находился в частных руках. Обращается внимание на вопрос местонахождения села Кривощёкова, вызывающий споры уже не одно десятилетие, и дома самого Г. М. Будагова. Основное содержание посвящено анализу одной из фотографий, на которой изображены пятнадцать человек на катке в с. Кривощёково, снятой в феврале 1895 г. Автор попытался разобраться и опознать персоны, изображенные на снимке 125-летней давности. Среди них такие знаковые для русской культуры и истории фамилии, как Алперс, Ауэрбах, Линк, Игнатьев, Горлов. В ходе исследования были использованы самые различные источники: энциклопедические издания, генеалогические работы, воспоминания выдающихся писателей и композиторов, личный дневник самого Г. М. Будагова. В результате автор приходит к выводу о том, что в становлении Новониколаевска принимали участие достаточно выдающиеся и ранее малоизвестные представители российской интеллигенции, носители высокой дворянской культуры.

БО!: 10.32324/2412-8945-2019-1-80-84

В 2019 г. музей Новосибирска приобрел фотоальбом Григория Моисеевича Будагова — одного из инженеров Транссибирской магистрали. Есть в нем и блок снимков, на которых запечатлены несколько сюжетов, происходивших на территории будущего Новосибирска. Необходимо заметить, что фотографии из этого альбома уже пару лет «гуляют» по Интернету, внося среди исследователей сумятицу и споры на краеведческих электронных ресурсах и в СМИ. Попробуем разобраться.

Во-первых, подпись «с. Кривощоково». Именно так обозначены 4 из 5 фотографий рассматриваемого периода (1894—1895 гг.), до переезда Г. М. Будагова на работу в Томск. Сразу отметим, что все фотографии в альбоме подписаны лично Григорием Моисеевичем Будаговым. Это можно легко сличить при помощи рукописных листов его дневника.

Итак, все мы знаем, что деревня (позже — село) Кривощёково была основана и развивалась на левом берегу реки Оби (55°0Т8.87"С, 82°54&57.50"В), где вот уже несколько лет проходят археологические раскопки. К концу XIX в. село перекинулось и на правый берег, образовав сначала кривощёковский выселок. Как указывает справочный документ «Список населенных мест Томской губернии за 1893 год», село находилось «по правую и левую сторону р. Обь» [17].

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2019. № 1 (15). © К. А. Голодяев, 2019

И архивные документы, и пресса тех лет, и другие письменные источники, описывая события, которые точно происходили на правом берегу Оби (например, закладка железнодорожного моста, планирование нового поселка), обозначают место топонимом «с. Кривощёково». С определенной долей вероятности мы можем предположить, что данные снимки могли быть сделаны на правом берегу реки, а некоторые (например, «Дом инж. Г. М. Будагова в с. Кривощёково») по сопоставлению с другими фотографиями сделаны там совершенно точно.

На одной из фотографий надпись: «Каток в с. Кривощоково, снято В. П. Федоровским, февр. 1895 г.». Ее публикация с некорректным комментарием вызвала среди специалистов бурю предположений и эмоций [25].

Где именно сделан снимок, можно только догадываться. Я бы предположил, что это расчищенный лед реки Оби около народной читальни, бывшей в то время единственным общественным местом просвещенной публики (ныне Михайловская набережная). Но главное, что на ней изображены 15 человек, изображение почти всех из них мы видим впервые.

Здесь представляется крайне интересной попытка использования изобразительного материала (в частности, оригинальной фотографии) в качестве исторического источника, что достаточно нечасто применяется в работах современных исследователей. На фото подписаны люди, имена которых редко встречаются в описании

истории нашего города, поэтому введение данных фамилий в научный оборот, возможно, существенно обогатит исследования начального периода истории Новониколаевска.

Группа на катке в с. Кривощоково Источник: Личный альбом Г. М. Будагова. МКУК «Музей Новосибирска»

Итак, слева направо: В. С. Королёв (в форме служащего Министерства путей сообщения), сидят С. П. Кузнецов (с коньками на сапогах) и А. А. Ливенцов (справа от Кузнецова), стоят И. И. Филипов (в высокой шапке), Е. Е. Игнатьев (в очках), М. П. Чепурнов (в огромной дохе), Л. В. Алперс (с белым бантом), В. А. Линк (в очках, в форме инженера Министерства путей сообщения в ранге коллежского секретаря), В. М. Алперс (с поднятыми руками), М. А. Ауэрбах (сидит на финских санках), А. И. Горлов (в пенсне), рядом справа от него — О. С. Игнатьева, В. А. Раскин, В. П. Федоровская, Е. Г. Ауэрбах (крайний справа).

Виктор Степанович Королёв. Входил в комитет по строительству собора во имя Александра Невского [13, с. 27], руководил строительством станции «Обь». По некоторым данным, также был одним из первых врачей приемного покоя, открытого для обслуживания строителей мостового перехода [19].

С. П. Кузнецов. На сегодняшний день об этом человеке, кроме фамилии, ничего не известно. Ни фамилия, ни наличие форменной шапки инженера Министерства путей сообщения пока никакого продвижения в поиске не дали.

А. А. Ливенцов. Пока известно только то, что он тоже входил в комитет по строительству собора во имя Александра Невского.

И. И. Филипов — пока сведений нет.

Ефим Евграфович Игнатьев. Один из первых профессиональных врачей приемного покоя для строителей железнодорожного моста, ставший через 1,5 года первым врачом в медпункте при ст. «Обь» [16]. На этом же фото его супруга. Ольга Сергеевна (четвертая слева, с муфтой).

Михаил Павлович Чепурнов. Начальник механических мастерских по строительству железнодорожного моста через Обь. В августе 1894 г. обращался с ходатайством в управление Алтайского округа на предмет аренды земли для «постройки на оной механического завода для производства дешевых земледельческих орудий и прочих принадлежностей сельского хозяйства» [13, с. 35].

Людмила Васильевна Алперс и ее супруг Владимир Михайлович Алперс (1863 г. р.). Фамилия, конечно, очень знаменитая. По мнению Н. С. Тодрия, «Семья была органической частью той высокой дворянской культуры, которую хочется назвать блоковской» [20].

Семья приехала к нам из Петербурга. Владимир Михайлович, экономист по образованию, был железнодорожным инженером и работал счетоводом на постройке Транссиба. Происходил он из интеллигентной дворянской семьи, был музыкально одарен: прекрасно музицировал, писал музыку сам (в частности, им написан романс на стихи А. Фета «Истрепалися сосен мохнатые ветви от бури»), посвящал свои произведения жене, а также известным людям: Шаляпину, Смирнову. Был знаком с Чайковским, Римским-Корсаковым, Глазуновым.

Людмила Васильевна имела прекрасные вокальные данные. 23 марта 1894 г. у Алперсов родился сын Бориса, ставший впоследствии известным специалистом в области театроведения.

Другие дети Владимира Михайловича и Людмилы Васильевны также получили хорошее образование и сделали карьеру: Вера и Сергей стали пианистами, а Всеволод — физиком-ядерщиком. Они дружили с Н. С. Гумилёвым, С. С. Прокофьевым, В. Э. Мейерхольдом. Об этой семье писали многие авторы, а ее архив хранится в Российской национальной библиотеке [12].

Помимо этой семьи, в нашем городе были известны и другие Алперсы. Дело в том, что у жены Г. М. Будагова фамилия также была Алперс. Причем женат он был дважды и на родных сестрах. Первый раз на Марии Михайловне. Брак закончился трагично (обстоятельства неизвестны), от брака родился сын Владимир (1884 г. р.), с которым Григорий Моисеевич и приехал в 1893 г. в Сибирь. Второй раз Будагов женился в 1897 г. в Томске на Вере Михайловне Алперс. От этого брака родились двое детей: Екатерина (1898 г. р.) и Григорий (1900 г. р.), также побывавший в Новосибирске, но уже заключенным по 58-й статье. Известно, что сестры были из семьи обедневшего дворянина, новомосковского помещика и коллежского регистратора [7].

В книге воспоминаний Будагова есть также фото А. М. Алперса [10]. Вероятно, это Анатолий Михайлович (1874 г. р.). В семье был еще один брат — Николай Михайлович (1870 г. р.) [10]. Со слов правнучки Будагова Евгении Николаевны Кучеренко, приезжавшей в Новосибирск летом 2018 г., последний по образованию был юристом, работал присяжным поверенным, но писал прозу под псевдонимом Н. М. Синегуб. Алперс показывал свои произведения Льву Толстому, дружил с писателем Николаем Телешовым. Был членом Московского общества драматических писателей и композиторов. В середине 1930-х гг. работал над инсценировкой «Войны и мира», переписывался по этому вопросу с К. С. Станиславским [18].

Владимир Александрович Линк — помощник производителя работ по сооружению моста

и железнодорожной станции Е. Е. Зенкевича. После отъезда Будагова в Томск Владимир Александрович отвечал за содержание библиотеки и читальни. Так же как Королёв и Ливенцов, входил в комитет по строительству собора во имя Александра Невского, являлся заместителем Н. П. Ме-женинова, бывшего председателем данного комитета. В обязанности Линка входил контроль за подвозом материалов и оплате расходов [14].

А. И. Горлов — человек, с которым связана новогодняя история Новосибирска. Именно при участии семьи Горловых и тщании первого священника поселка В. А. Посельского в канун 1899 г. в Новониколаевском была установлена первая рождественская елка. Кроме того, Горлов остался в истории эпохального события — получении Новониколаевским поселком статуса безуездного города. Официально это произошло 28 декабря 1903 г. по старому стилю. Но император Николай II дал свою письменную санкцию на этот статус и передачу городу земель еще 13 февраля того же года, практически сразу после результативной поездки в Петербург ходатайствующей «делегации трех» — Н. П. Литвинова, И. М. Луканина и А. И. Горлова. К сожалению, инициалы А. И. Горлова так пока и не обрели полного имени-отчества.

М. А. Ауэрбах (на финских санках), а крайним справа, чуть поодаль ото всех стоит ее супруг Е. Г. Ауэрбах. Еще одна знаменитая фамилия.

Род Ауэрбахов в России начинается с переселения из Тарту курлядского купца Якова Иога-новича Ауэрбаха (Jacob Johann Auerbach), 1730 года рождения. У него было две дочери и семь сыновей. До него самого генеалогами прослежено еще несколько поколений [3].

О старшем, внебрачном сыне Якове Яковлевиче Ауэрбахе (1758 г. р.) исследователи пишут в превосходных тонах: отличался красотой и имел в семье прозвище Иосиф Прекрасный, участник русско-шведской войны 1788—1790 гг., служил в лейб-гвардии Екатерины II и держал караул у ее спальни [8]. Исторически это не подтверждается. Однако сыном Владимиром данная линия прерывается. Тщательно покопавшись в родословной Ауэрбахов (кстати, там несколько очень известных фамилий по женской линии: Губеры, Гинденбурги, Бергхольцы), я выделил еще двух сыновей Якова Иогановича, которые имеют отношение к Сибири: Богдана (Вениамина, Бенджамина) (1769 г. р.) и Андрея (1776 г. р.). Оба — по аптекарской части. О первом известно, что его сын Иван Богданович (1815 г. р.) был практикующим геологом, утвержден экстраординарным профессором Петровской сельскохозяйственной академии. Его лекции по геологии и минералогии дошли до наших дней [24]. В честь него назван род раннемелового растения Auer-bachia Trautschold и вид позднеюрского брюхоно-гого моллюска Neritopsis auerbachi [5]. Хотя приложение № 1 «Русские студенты в матрикулах немецких университетов» за 1698—1849 гг. говорит, что аптекарь Иван Богданович Ауэрбах в 1841 г. окончил философский факультет Московского университета [2].

Провизор Андрей Яковлевич (1776 г. р.) в 1810 г. покупает небольшую фарфоровую фабрику в деревне Домкино Тверской губернии и превращает ее в известнейший российский фарфорово-фаянсовый завод, которому было даже позволено клеймить изделия государственным гербом (ныне Конаковский фаянсовый завод). Самому Андрею Яковлевичу жалуется дворянское звание. В 1870 г. его наследники «братья Генрих и Герман Ауэрбахи продали близкий к банкротству завод М. С. Кузнецову» [23].

Всего у Андрея Яковлевича были три сына: Андрей (Генрих), Герман и Иван (Иоганн-Вольдемар). Андрей Андреевич Ауэрбах стал врачом, женился на дочери богатого саратовского землевладельца Анастасии Федоровне Бергхольц. Кстати, его средний брат Герман Андреевич был женат на ее родной сестре Юлии Федоровне Бергхольц. Образованнейшие семьи: обе сестры писали рассказы и повести и публиковали их. Ауэрбахи дружили с Л. Н. Толстым, который в письмах упоминал о Германе запросто — Андреевич [21].

В семье Андрея (Генриха) родились три сына: Андрей (1839 г. р.), Александр (1844 г. р.), Фридерик (1858 г. р.) — и дочь София (в замужестве Губер). Андрей стал композитором. В Томске им были организованы симфонический оркестр, он же стал «бесплатным» директором первой в Сибири музыкальной школы [9]. Его музыкально-педагогическая деятельность была высоко оценена А. Г. Рубинштейном [11].

Основная производственная и благотворительная деятельность его брата Александра, называемого «ртутным королем России», проходила на Урале, тем не менее была также связана с Сибирью. В 1880—1890 гг. Александр Андреевич Ауэрбах был управляющим Богословского горного общества, а также поверенным «Богословского пароходства Н. М. Половцевой». Его деятельность коснулась и нашего поселка мостостроителей, когда 3 ноября 1893 г. Ауэрбах обязался начальнику строительных работ инженеру Н. П. Меженинову снести все постройки пристани пароходства Половцевой, чему активно пыталось воспрепятствовать кабинетское руководство Управления Алтайского (горного) округа [15]. У Александра Андреевича с Софьей Павловной Берхгольц тоже было три сына: Сергей (1875 г. р.), Владимир (1876 г. р.) и Анатолий (1881 г. р.) [24]. Они также стали горными инженерами и продолжили дело отца. Сергей к тому же был одним из пионеров автомобилизма в России.

У Германа Андреевича сына звали Геннадий. В воспоминаниях Л. Н. Толстого он упоминается как Геничка [22].

У третьего сына Ивана Андреевича (Иоганна-Вольдемара) в 1849 г. родился Константин, который впоследствии окончил Горный институт в Петербурге, был горным инженером, работал на металлургических заводах Урала. В 1901 г. он переехал в Сибирь, в Красноярск, для организации института горных инженеров.

Его сын, Николай Константинович Ауэрбах, окончил юридический факультет Московского университета и серьезно занимался археологией. С 1927 г. работал в Новосибирске секретарем Общества изучения Сибири и ее производительных сил (ОИС), являлся редактором раздела истории и археологии в Сибирской советской энциклопедии, исследовал три левобережных мыса Каменки в поисках «Чертова городища». Семья подверглась репрессиям уже после скоропостижной смерти Николая Константиновича в 1930 г. [6].

При всей красоте и широте истории Ауэр-бахов, она все-таки не проливает свет на связь искомых нами Е. Г. и М. А. Ауэрбахов с этим родом. Если только предположить, что Е. Г. это Геннадьевич, сын того самого Генички, которого в 1864 г. отметил в театре Л. Н. Толстой. По возрасту вполне подходит. Но доказательств пока нет. Кроме того, в «открытом списке жертв политических репрессий» мы находим Ауэрбаха Евгения Евгеньевича (1890 г. р., расстрелян в 1937 г.) [4]. Это абсолютно не исторично, но какое-то физиономическое сходство я в этих глазах вижу. Евгений Геннадьевич?

Оставшиеся В. А. Раскин и В. П. Федоровская автору не раскрылись пока ни с какой стороны. То же касается и загадочного фотографа

В. П. Фёдоровского, имеющего одни инициалы с изображенной В. П. Фёдоровской, но фамилия написана явно с мужским окончанием.

Итого об одиннадцати из пятнадцати персон на фотографии нам более-менее известно (хотя Ауэрбахи и с натяжкой). Да, и о большинстве других информации немного. Вероятно, после окончания строительства моста большинство из них уехали и больше не отразились в истории города.

На основании анализа данной фотографии мы можем делать вывод о том, что у истоков зарождения Новосибирска, непосредственно на строительстве мостового перехода через Обь находились совершенно неординарные люди, имена которых были на слуху в интеллигентской среде российского общества того времени.

Я не ставлю точку в этом исследовании и надеюсь, что коллеги продолжат начатую работу.

Список литературы

1. Алперс [Электронный ресурс] // Всерос. генеалогич. древо. URL: http://baza.vgdru.com/ 1/77792/ (дата обращения: 25.01.2019).
2. Андреев А. Ю. Русские студенты в немецких университетах XVTII — первой половины XIX века [Электронный ресурс] // Викичтение. URL: https://history.wikireading.ru/356146 (дата обращения: 21.01.2019).
3. Ауэрбах [Электронный ресурс] // Geni. URL: https://www.geni.com/people/Johann-Heinrich-Auerbach/6000000034939085324 (дата обращения: 21.01.2019).
4. Ауэрбах Евгений Евгеньевич [Электронный ресурс] // Открытый список. URL: https://ru.openhst.wiki/%D0%90%D1%83%D1%8D %D1%80%D0%B 1%D0%B0%D1%85_%D0%95% D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D 0%B9_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0 %BD%D 1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1% 87_(1890) (дата обращения: 22.01.2019).
5. Ауэрбах Иван Богданович [Электронный ресурс] // Меловой период. URL: http://cretaceous.ru/ encyclopedia/persons/auerbach (дата обращения: 21.01.2019).
6. Ауэрбах Н. К. Историческая энциклопедия Сибири. Т. 1. А—И. Новосибирск : Историч. наследие Сибири. 2009. С. 147.
7. Будагов Г. М. Путь прошлого. Ч. 2. С. 40.
8. Вдовин А. С., Макаров Н. П. Н. К. Ауэр-бах — ученый и организатор науки в Сибири // Урал. археологии. вестн. Екатеринбург : Изд-во Ин-та истории и археологии УрО РАН, 2015. № 3. С. 16—25.
9. Воробьева Н. А. Музыкальная культура в Томске: традиции и современность [Электронный ресурс] // Наследие. URL: http://old.nasledie.ru/ kyltyra/4_4_3/artide.php?art=34 (дата обращения: 22.01.2019).
10. Воспоминания инженера-первостроителя Будагова Григория Моисеевича. Новосибирск : ЦНТИиБ ЗСЖД. 2018. С. 54.
11. Заблоцкий Е. М. Ауэрбахи // Немцы России : энцикл. Т. 1 : А—И. М. : Изд-во: ЭРН 1999. С. 87—89.
12. Измайлов А. Ф. Как иногда бывает хорошо и странно жить // Нева. 2016. № 5. С. 196.
13. Новосибирск. 100 лет. События. Люди: 1893—1993. Новосибирск : Наука, 1993. 472 с.
14. Ноздрин Г. А. Линк // Новосибирск : энцикл. Новосибирск, 2003. С. 490.
15. Российский государственный исторический архив. Ф. 468. Оп. 23. Д. 2734. Л. 116—117.
16. Российский государственный исторический архив. Ф. 229. Оп. 18. Д. 3491. Лл. 3 об, 4, 4 об.
17. Список населенных мест Томской губернии за 1893 год. Томск : Тип-я губерн. правления, 1893. С. 30—31.
18. Станиславский К. С. Собрание сочинений. Том 8. Письма (1918—1938). М. : Искусство, 1954. С. 615.
19. Территория добра (история становления и развития муниципального здравоохранения Новосибирска) // История города: Новониколаевск-Новосибирск (исторические очерки). Новосибирск : Историч. наследие Сибири. 2005. T. I. С. 365—408.
20. Тодрия Н. С. Театральные очерки и их автор Б. В. Алперс // Алперс Б. В. Театральные очерки. Т. 1. Театральные монографии. М. : Искусство, 1977. С. 3—26.
21. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 60. Письма, 1856—1862 гг. М. : Художест. лит-ра. 1938. С. 403.
22. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 83. Письма к С. А. Толстой. 1862—1886. М. : Художест. лит-ра. 1938. С. 51.
23. Фарфорово-фаянсовый завод Ауэрбаха [Электронный ресурс] // Галерея Лермонтов. URL: https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/ farforovo-fayansovyy-zavod-auerbakha/ (дата обращения: 21.01.2019).
24. Чекушина Ю. Н., Перетокин А. Г. А. А. Ауэрбах — представитель регионального инженерного предпринимательства второй половины Х1Х — начала ХХ в. // Гумангг. журн. 2009. № 1—2. С. 84—91.
25. Януш Д. Историки показали фото первого катка Новосибирска — на коньках катались и основатели города [Электронный ресурс] // НГС. URL: https://news.ngs.ru/more/ 65818291 (дата обращения: 10.01.2019).

K. A. Golodyaev

STUDY OF ONE PHOTO

The study addresses the issue of attribution of photographs that have just been included in historical circulation as previously the photo album of Grigoriy Moiseevich Budagov, one of the engineers from the Trans-Siberian Railway, was in private hands. Attention is drawn to the issue of the location of the village of Krivoschkhekova, which has been causing controversy for more than a decade, and at the house of G. M. Budagov himself. The main content is devoted to the analysis of one of the photos which depicts fifteen people on the rink in Krivoshchekovo filmed in February 1895. Its first publication caused a storm of emotions in the local history community. The author tried to figure out and identify the person depicted in the image from 125 years ago. There are significant for the Russian culture and history names among them, such as Alpers, Auerbach, Link, Ignatiev, Gorlov. In the course of the study, various sources were used: encyclopedic publications, genealogical works, memoirs of eminent writers and composers, the personal diary of G. M. Budagov himself. As a result of the work, it is shown that quite prominent and previously little-known representatives of the Russian intellectuals, carriers of noble culture took part in the development of Novonikolayevsk.

КРИВОЩЁКОВО НОВОНИКОЛАЕВСК БУДАГОВ АЛПЕРС АУЭРБАХ krivoshchekovo novonikolaevsk budagov alpers auerbach
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов