Спросить
Войти

Защита культурного наследия как непременное условие развития человечества

Автор: указан в статье
75 ЛЕТ ПАКТУ РЕРИХА

НОРБЕРТ ФЮРСТЕНХОФЕР,

бригадный генерал (в отставке), президент Австрийского Общества защиты культурного наследия

ЗАЩИТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАК НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА1

По окончании Первой мировой войны наступило время реформ и великих ожиданий, но вместе с тем это было время массовых движений под предводительством диктаторов (коммунизм, фашизм, нацизм), ставших чумой для всего XX века.

тем не менее история знает и провидцев, которые учредили лигу Наций в 1919 году, разработали модель объединенной Европы в рамках панъевропейского движения, которое зародилось в 1922 году и послужило одной из посылок создания Европейского союза. Участники движения разделили идеи рихарда Николауса куденхова-калерги, австрийского писателя и политика, а также русского художника Николая константиновича рериха, которому впервые удалось добиться подписания международного соглашения, провозгласившего жизненную необходимость сохранения культурного наследия как основы будущего развития человечества.

В течение семидесяти лет (включая период Второй мировой войны и «холодной» войны) казалось, что все эти идеи потерпели неудачу, что сопровождалось такими явлениями, как терроризм, геноцид, а также нарушением прав человека и стремлением полностью разрушить культурное наследие противника любой ценой.

Нам пришлось столкнуться с ужасами войны в Балканском регионе, а затем с конфликтами на Ближнем Востоке, в Афганистане и Африке.

Перевод с англ. Н.А.Феногенова.

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

121

Продолжающееся в настоящий момент объединение Европы, а также тот факт, что глобализация ведет к образованию «мировой деревни», в которой даже удаленные друг от друга страны становятся соседями, позволяет нам возобновить всю программу с той точки, в которой она дала сбой.

Мое личное отношение к данному предмету определяется тем, что, как гражданин Австрии, я, конечно, воспринимаю себя и гражданином Европы и, более того, частью «мировой деревни». Поэтому я несу ответственность за все происходящее и готов справляться с трудностями, но также я сознаю и право выразить протест, если что-либо вновь пойдет не так.

В качестве военного офицера я служил в частях защиты от химического, биологического, радиологического и ядерного оружия и оказывал помощь в случаях стихийных бедствий и катастроф. В течение всего срока службы мне приходилось иметь дело с разрушительными последствиями, вызванными применением оружия массового поражения, или схожими последствиями техногенных катастроф и природных бедствий. Процесс устранения последствий войн, террористических актов, чрезвычайных происшествий на АЭс, промышленного загрязнения окружающей среды, а также землетрясений, лесных пожаров, наводнений и цунами непременно подразумевает тесное сотрудничество гражданского сектора и военных сил и в большинстве случаев строится на принципе оказания необходимой помощи, а не на демонстрации своего участия.

сейчас защита культурного наследия является неотъемлемой частью военных миссий (как локального, так и международного масштаба) Вооруженных сил Австрии, проводимых в тесном сотрудничестве с Австрийским федеральным министерством образования, искусства и культуры, а также Австрийским обществом охраны культурного наследия. Юридической основой для этого является Гаагская конвенция 1954 года и Второй протокол от 1999 года. с другой стороны, как координация гражданской и военной деятельности, так и военно-гражданское сотрудничество являются необходимым условием благоприятного исхода операции. кроме того, вклад Вооруженных сил Австрии в дело защиты культурного наследия состоит в проведении национальных

122
75 ЛЕТ ПАКТУ РЕРИХА

и международных обучающих программ, а также в предоставлении профессионалов в данной области.

Защита культурного наследия включает сохранение и бережное отношение к ее объектам, а также запрет на их неправомерное использование в военных целях. В истории Второй мировой войны можно отыскать положительный пример подобного гуманного отношения к памятникам культуры: сохранение культурного достояния, хранившегося в монастыре Монте-кассино, стало возможным благодаря отважному решению подполковника армии немецкого вермахта Юлиуса Шлегеля, который организовал эвакуацию культурных ценностей, в том числе и архитектурного плана монастыря в Ватикан в 1943—1944 годах.

На счету Вооруженных сил Австрии такие важные операции по спасению культурного наследия:

— 1976—1978 годы: перемещение коллекции, хранившейся в нескольких складских помещениях Эфесского музея, в Этнологический музей в Вене специалистами по защите от ядерного, биологического и химического оружия;

— декабрь 1980 года: извлечение из-под завалов культурных ценностей во время ликвидации последствий землетрясения в итальянском городе калабритто. Это было главной задачей операции, поскольку спасенные реликвии играли важнейшую роль в религиозном и историческом самоопределении местного населения;

— декабрь 1988 года: во время операции по оказанию помощи, организованной после разрушительного землетрясения в Армении, спасение людей было определено приоритетной задачей.

Благодаря огромному успеху последней операции в 1990 году было принято решение сформировать подразделение австрийских сил по оказанию помощи в случае бедствий. Оно является военным подразделением с международным присутствием. Его мобилизующий штаб входит в состав Австрийской военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Лизы Мейтнер. Главная задача подразделения — спасение людей и защита культурного наследия в случае природных и техногенных катастроф. В него входит 200 частей, а его кадровые ресурсы насчитывают около 1300 добровольцев (военные кадры, армейский резерв, а также гражданские специалисты).

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

123

Международное присутствие подразделения австрийских сил по оказанию помощи в случае бедствий (АФДРЮ1 2)

АФДРЮ/Турция, 1992 Подг/ Иран, 2003/2004 ПСРГМ

Польша, 1997 ОВ3 Таиланд, 2004/2005 ПСРГМ

Албания, 1999 ОВ Шри-Ланка, 2005 ОВ

Турция, 1999 ПСРГМ4 АФДРЮ / США, 2005 Подг.

Турция (повторно), 1999 ОВ Пакистан, 2005 ОВ

Тайвань, 1999 ПСРГМ АФДРЮ / Мьянма, 2008 Подг.

Турция (в третий раз), 1999 ПСРГМ АФДРЮ / КНР, 2008 Подг.

Мозамбик, 2000 ОВ АФДРЮ / Гаити, 2010 Подг.

АФДРЮ/США, 2001 Подг. АФДРЮ/Чили, 2010 Подг.

Алжир, 2003 ПСРГМ

Координация гражданской и военной деятельности и военногражданское сотрудничество приобретают все большую важность во время ликвидации последствий катастроф, поскольку не существует ни одного сценария бедствия, когда вооруженные силы не принимаются в расчет. Наиболее яркими тому примерами из недавнего времени являются: ураган «катрина» в сША, землетрясение на Гаити, лесные пожары в россии, наводнение в Пакистане.

чтобы успешно справиться с последствиями стихийных и антропогенных катастроф, подразделениям по оказанию помощи (на локальном и международном уровне) чрезвычайно важно не только получить качественную подготовку в рамках общих тренировочных программ, но и поддержку действующих центров международного сотрудничества, таких как Управление по координации гуманитарных вопросов ооН, Евроатлантический центр по координации мер в чрезвычайных ситуациях НАто (программа НАто «Партнерство во имя мира»), Центр мониторинга и информации Европейской комиссии.

1 Austrian Forces Disaster Relief Unit (AFDRU). — Ред.
2 Подг. — подготовка. — Прим. авт.
3 оВ — очищение воды. — Прим. авт.
4 ПСРГМ — поисково-спасательные работы в городской местности. — Прим. авт.
124
75 ЛЕТ ПАКТУ РЕРИХА

Во многих странах мира действуют государственные структуры, ответственные за оказание помощи в чрезвычайных ситуациях. так, например: в сША действует Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях; в России — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; в Германии — Федеральная служба технической помощи; Швейцарии — Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству, а также Швейцарский корпус гуманитарной помощи.

Культурныеценностичеловечестваподверженывсевозрастаю-щей угрозе уничтожения в случае войны, террористических актов, природных и техногенных катастроф. Предотвращение этой угрозы (посредством сбора информации и подготовки мер защиты) оказалось наиболее эффективной политикой, положительный пример — Пакт Рериха. В настоящее время мы можем использовать военные и гражданские ресурсы для осуществления «мер предотвращения», а также согласовать свои действия по защите культурного наследия с такими службами, как гражданская оборона, пожарные бригады, специальные подразделения, служба координации гражданской и военной деятельности и другие организации.

С другой стороны, несмотря на положительное развитие в сфере оказания помощи в случае бедствий, мы все еще часто видим, что проведению должных мер реагирования препятствуют национальные или межнациональные конфликты, а также безответственные политики, которые не принимают своевременных политических решений (исключения: Гельмут Шмидт — штормовой нагон в Гамбурге (1962), Барак Обама — землетрясение на Гаити (2010)).

75-я годовщина подписания Пакта Рериха — удобный случай обратить внимание общественности на значение подготовленности и ответственности политических деятелей (тех, кто принимает решения), чтобы подчеркнуть важность и необходимость защиты культурного наследия!
Пакт Рериха Вооруженные силы Австрии угроза уничтожения защита культурного наследия военные конфликты катастрофы ответственность
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты