НОРБЕРТ ФЮРСТЕНХОФЕР,
бригадный генерал (в отставке), президент Австрийского Общества защиты культурного наследия
ЗАЩИТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАК НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА1
По окончании Первой мировой войны наступило время реформ и великих ожиданий, но вместе с тем это было время массовых движений под предводительством диктаторов (коммунизм, фашизм, нацизм), ставших чумой для всего XX века.
тем не менее история знает и провидцев, которые учредили лигу Наций в 1919 году, разработали модель объединенной Европы в рамках панъевропейского движения, которое зародилось в 1922 году и послужило одной из посылок создания Европейского союза. Участники движения разделили идеи рихарда Николауса куденхова-калерги, австрийского писателя и политика, а также русского художника Николая константиновича рериха, которому впервые удалось добиться подписания международного соглашения, провозгласившего жизненную необходимость сохранения культурного наследия как основы будущего развития человечества.
В течение семидесяти лет (включая период Второй мировой войны и «холодной» войны) казалось, что все эти идеи потерпели неудачу, что сопровождалось такими явлениями, как терроризм, геноцид, а также нарушением прав человека и стремлением полностью разрушить культурное наследие противника любой ценой.
Нам пришлось столкнуться с ужасами войны в Балканском регионе, а затем с конфликтами на Ближнем Востоке, в Афганистане и Африке.
Перевод с англ. Н.А.Феногенова.
МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Продолжающееся в настоящий момент объединение Европы, а также тот факт, что глобализация ведет к образованию «мировой деревни», в которой даже удаленные друг от друга страны становятся соседями, позволяет нам возобновить всю программу с той точки, в которой она дала сбой.
Мое личное отношение к данному предмету определяется тем, что, как гражданин Австрии, я, конечно, воспринимаю себя и гражданином Европы и, более того, частью «мировой деревни». Поэтому я несу ответственность за все происходящее и готов справляться с трудностями, но также я сознаю и право выразить протест, если что-либо вновь пойдет не так.
В качестве военного офицера я служил в частях защиты от химического, биологического, радиологического и ядерного оружия и оказывал помощь в случаях стихийных бедствий и катастроф. В течение всего срока службы мне приходилось иметь дело с разрушительными последствиями, вызванными применением оружия массового поражения, или схожими последствиями техногенных катастроф и природных бедствий. Процесс устранения последствий войн, террористических актов, чрезвычайных происшествий на АЭс, промышленного загрязнения окружающей среды, а также землетрясений, лесных пожаров, наводнений и цунами непременно подразумевает тесное сотрудничество гражданского сектора и военных сил и в большинстве случаев строится на принципе оказания необходимой помощи, а не на демонстрации своего участия.
сейчас защита культурного наследия является неотъемлемой частью военных миссий (как локального, так и международного масштаба) Вооруженных сил Австрии, проводимых в тесном сотрудничестве с Австрийским федеральным министерством образования, искусства и культуры, а также Австрийским обществом охраны культурного наследия. Юридической основой для этого является Гаагская конвенция 1954 года и Второй протокол от 1999 года. с другой стороны, как координация гражданской и военной деятельности, так и военно-гражданское сотрудничество являются необходимым условием благоприятного исхода операции. кроме того, вклад Вооруженных сил Австрии в дело защиты культурного наследия состоит в проведении национальных
и международных обучающих программ, а также в предоставлении профессионалов в данной области.
Защита культурного наследия включает сохранение и бережное отношение к ее объектам, а также запрет на их неправомерное использование в военных целях. В истории Второй мировой войны можно отыскать положительный пример подобного гуманного отношения к памятникам культуры: сохранение культурного достояния, хранившегося в монастыре Монте-кассино, стало возможным благодаря отважному решению подполковника армии немецкого вермахта Юлиуса Шлегеля, который организовал эвакуацию культурных ценностей, в том числе и архитектурного плана монастыря в Ватикан в 1943—1944 годах.
На счету Вооруженных сил Австрии такие важные операции по спасению культурного наследия:
— 1976—1978 годы: перемещение коллекции, хранившейся в нескольких складских помещениях Эфесского музея, в Этнологический музей в Вене специалистами по защите от ядерного, биологического и химического оружия;
— декабрь 1980 года: извлечение из-под завалов культурных ценностей во время ликвидации последствий землетрясения в итальянском городе калабритто. Это было главной задачей операции, поскольку спасенные реликвии играли важнейшую роль в религиозном и историческом самоопределении местного населения;
— декабрь 1988 года: во время операции по оказанию помощи, организованной после разрушительного землетрясения в Армении, спасение людей было определено приоритетной задачей.
Благодаря огромному успеху последней операции в 1990 году было принято решение сформировать подразделение австрийских сил по оказанию помощи в случае бедствий. Оно является военным подразделением с международным присутствием. Его мобилизующий штаб входит в состав Австрийской военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Лизы Мейтнер. Главная задача подразделения — спасение людей и защита культурного наследия в случае природных и техногенных катастроф. В него входит 200 частей, а его кадровые ресурсы насчитывают около 1300 добровольцев (военные кадры, армейский резерв, а также гражданские специалисты).
МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Международное присутствие подразделения австрийских сил по оказанию помощи в случае бедствий (АФДРЮ1 2)
АФДРЮ/Турция, 1992 Подг/ Иран, 2003/2004 ПСРГМ
Польша, 1997 ОВ3 Таиланд, 2004/2005 ПСРГМ
Албания, 1999 ОВ Шри-Ланка, 2005 ОВ
Турция, 1999 ПСРГМ4 АФДРЮ / США, 2005 Подг.
Турция (повторно), 1999 ОВ Пакистан, 2005 ОВ
Тайвань, 1999 ПСРГМ АФДРЮ / Мьянма, 2008 Подг.
Турция (в третий раз), 1999 ПСРГМ АФДРЮ / КНР, 2008 Подг.
Мозамбик, 2000 ОВ АФДРЮ / Гаити, 2010 Подг.
АФДРЮ/США, 2001 Подг. АФДРЮ/Чили, 2010 Подг.
Алжир, 2003 ПСРГМ
Координация гражданской и военной деятельности и военногражданское сотрудничество приобретают все большую важность во время ликвидации последствий катастроф, поскольку не существует ни одного сценария бедствия, когда вооруженные силы не принимаются в расчет. Наиболее яркими тому примерами из недавнего времени являются: ураган «катрина» в сША, землетрясение на Гаити, лесные пожары в россии, наводнение в Пакистане.
чтобы успешно справиться с последствиями стихийных и антропогенных катастроф, подразделениям по оказанию помощи (на локальном и международном уровне) чрезвычайно важно не только получить качественную подготовку в рамках общих тренировочных программ, но и поддержку действующих центров международного сотрудничества, таких как Управление по координации гуманитарных вопросов ооН, Евроатлантический центр по координации мер в чрезвычайных ситуациях НАто (программа НАто «Партнерство во имя мира»), Центр мониторинга и информации Европейской комиссии.
Во многих странах мира действуют государственные структуры, ответственные за оказание помощи в чрезвычайных ситуациях. так, например: в сША действует Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях; в России — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; в Германии — Федеральная служба технической помощи; Швейцарии — Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству, а также Швейцарский корпус гуманитарной помощи.
Культурныеценностичеловечестваподверженывсевозрастаю-щей угрозе уничтожения в случае войны, террористических актов, природных и техногенных катастроф. Предотвращение этой угрозы (посредством сбора информации и подготовки мер защиты) оказалось наиболее эффективной политикой, положительный пример — Пакт Рериха. В настоящее время мы можем использовать военные и гражданские ресурсы для осуществления «мер предотвращения», а также согласовать свои действия по защите культурного наследия с такими службами, как гражданская оборона, пожарные бригады, специальные подразделения, служба координации гражданской и военной деятельности и другие организации.
С другой стороны, несмотря на положительное развитие в сфере оказания помощи в случае бедствий, мы все еще часто видим, что проведению должных мер реагирования препятствуют национальные или межнациональные конфликты, а также безответственные политики, которые не принимают своевременных политических решений (исключения: Гельмут Шмидт — штормовой нагон в Гамбурге (1962), Барак Обама — землетрясение на Гаити (2010)).