Спросить
Войти

Внешние связи Квебека при первом Правительстве Робера Бурасса (1970–1976): формирование основных направлений современной квебекской парадипломатии

Автор: указан в статье

Внешние связи Квебека

УДК 94(714) + 327 ББК (7 Кан)

ВНЕШНИЕ СВЯЗИ КВЕБЕКА ПРИ ПЕРВОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОБЕРА БУРАССА (1970-1976): ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ КВЕБЕКСКОЙ ПАРАДИПЛОМАТИИ

© 2015 г. Ю. Г. Акимов

ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

В статье рассматриваются внешние связи Квебека в период пребывания у власти первого правительства либерала Робера Бурасса (19701976). Показывается, как на них повлияли особенности его экономического курса и лингвистической политики. Основное внимание уделяется квебекско-французским и квебекско-американским отношениям. Вскрывается значение данного периода для последующего развития провинциальной парадипломатии.

The article deals with Quebec international relations under Robert Bouras-sa first liberal government (1970-1976). It analyses the impact of economic factors as well as Bourassa linguistic politics on provincial paradiplomacy. Special attention is given to the Quebec-France and Que-bec-USA relations. It shows the significance of that period for the future development of provincial paradiplomacy.

Из всех канадских провинций наибольшую активность на международной арене проявляет Квебек. Он имеет собственное внешнеполитическое ведомство, располагает обширной сетью зарубежных

Акимов Юрий Германович - доктор исторических наук, профессор, ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург. Российская Федерация. E-mail: y.akimov@spbu.ru

48

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

представительств, представлен в ряде международных организаций и т.п. Первые серьезные самостоятельные шаги на международной арене Квебек предпринял еще в 1960-е гг., в период Тихой революции. Эти шаги были неразрывно связаны с происходившими в то время переменами в различных сферах жизни франко-канадского сообщества. Свою роль в становлении квебекской парадипломатии также сыграл ряд «внешних» факторов, прежде всего активизация внешней политики Франции в период президентства Шарля де Голля и личные симпатии генерала к Квебеку (который, по его мнению, «пробудился» и двигался по направлению к созданию независимой «Французской республики Канады» [2]), а также деколонизация и начало многостороннего сотрудничества франкоязычных стран. Неудивительно, что в тот период одним из главных направлений международной деятельности Прекрасной провинции стали отношения с Францией, которая рассматривалась как ее особый «привилегированный» партнер. Становление и развитие этих отношений вызвало тревогу в Оттаве, видевшей в них угрозу национальному единству. Эта тревога еще больше усилилась после возвращения к власти в Квебеке в 1966 г. националистической партии Национальный союз и особенно после исторического визита де Голля в Прекрасную провинцию в июле 1967 г., когда генерал с балкона монреальской ратуши произнес знаменитую фразу «Да здравствует свободный Квебек!» [2]. С этого момента федеральные власти стали явно стремиться к тому, чтобы взять внешние связи Квебека и прежде всего, квебекско-французские отношения под свой контроль. В свою очередь это привело к росту напряженности в отношениях между Оттавой и Парижем, а также к скандалу в связи с участием представителя Квебека в конференции министров образования франкофонных стран в Либревиле (Габон) в 1968 г. [3].

На рубеже 1960-1970-х гг. ситуация в Квебеке и за его пределами серьезно изменилась. В Прекрасной провинции к власти пришло либеральное правительство Робера Бурасса, твердо стоящее на федералистских позициях. После отставки де Голля политика Франции по отношению к «канадским французам» стала более сдержанной и взвешенной. В Оттаве Пьер Элиот Трюдо жестко отстаивал единство страны во всех сферах, не исключая и внешнеполитическую, где, по его словам, нужно говорить только «одним голосом» [10, 138]. В этих условиях внешние связи Квебека претерпели серьезные трансформации; в то же время в них стали проявляться тенденции,

49

Внешние связи Квебека

которые сохраняются до наших дней. Рассмотрению международной деятельности Квебека в 1970-1976 гг., то есть в период пребывания у власти первого правительства Бурраса1, выяснению значения этого периода для развития квебекской парадипломатии посвящена настоящая статья.

Робер Бурасса вступил в должность 12 мая 1970 г., став самым молодым премьером в истории Прекрасной провинции (ему было в тот момент 36 лет). Он позиционировал себя в качестве «технократа», заинтересованного, прежде всего, в оздоровлении квебекской экономики [4, 131]. В ходе своей предвыборной кампании он довольно жестко критиковал некоторые аспекты международной деятельности своих оппонентов из Национального союза, упрекая их за пристрастие к «парижской роскоши». Тем самым Бурасса прозрачно намекал на то, что частые поездки квебекских министров во Францию обходятся провинциальной казне слишком дорого и не приносят ощутимых результатов. По его собственным словам он «надеялся, что экономические отношения [с Францией] будут более продуктивными». В то же время Бурасса подчеркивал, что отношения с Францией в области культуры носят «фундаментальный характер» и «никто не может это оспаривать» [7]. В целом новый премьер отнюдь не был противником развития внешних связей Квебека, однако стремился придать им, с одной стороны, более прагматичный, а с другой - менее конфликтный характер.

Безусловно, новый квебекский лидер не мог игнорировать тот «багаж», который он получил в наследство от своих предшественников. Как мы знаем особое место в этом «багаже» занимали отношения с Францией, страной к которой сам Бурасса всегда относился с известным пиететом. Он был прекрасным знатоком французской политики и еще в молодости заслужил репутацию «франкофила» [5, 21-23]. Однако, отношения с Квебека и Франции вызывали настороженное и подозрительное отношение федерального правительства. После известных событий июля 1967 г. Оттава крайне нервно воспринимала любые попытки Парижа взаимодействовать с Квебеком напрямую. Примером этого может служить инцидент с миссией государственного секретаря по иностранным делам (во Франции этот пост примерно соответствует заместителю министра) Жана де Липковски, который летом 1969 г. посетил Квебек, но проигнориро50

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

вал посещение Оттавы. Это не слишком значимое событие, которое с точки зрения французской и квебекской стороны вполне укладывалось в рамки существующих канадско-французских «зонтичных» договоренностей, вызвало крайне негативную реакцию Трюдо [13, 252-254].

В начале августа 1970 г., отвечая на вопрос корреспондента газеты «Монд», Бурасса заявил буквально следующее: «Я всегда был очень привязан к Франции и мое правительство отнюдь не собирается приуменьшать важность французско-квебекских отношений...» [12, 3]. Однако в то же время квебекский премьер первоначально стремился лишний раз не провоцировать Оттаву. Так в ноябре

1970 г. Бурасса не поехал на похороны де Голля. С одной стороны, у него действительно была весьма уважительная причина - в провинции только что закончился знаменитый Октябрьский кризис, с другой - есть мнение, что он отказался от поездки, прежде всего, чтобы «не злить Трюдо» [11, 102] (заметим в скобках, что в 1968 г. французский премьер Морис Кув де Мюрвиль приезжал на похороны Даниэля Джонсона).

Первый официальный визит Бурасса в Париж состоялся в апреле

1971 г. Он проходил в рамках европейского турне квебекского премьера и, что весьма показательно, не являлся его первой зарубежной поездкой. Бурраса неоднократно подчеркивал, что этот визит был посвящен, прежде всего, вопросам языкового и технического сотрудничества [6, 43]. Квебекского премьера принимали на высшем уровне (он встречался с президентом Жоржем Помпиду и с премьер-министром Жаком Шабан-Дельмасом), однако каких-либо громких политических заявлений или символических жестов в ходе этой поездки не было. Весьма показательным моментом было присутствие канадского посла во Франции Лео Кадьё на всех официальных мероприятиях с участием квебекского премьера от встречи до проводов. Это служило наглядным напоминанием о том, что внешние связи Прекрасной провинции находятся под контролем федерального правительства. Сам Бурасса держался подчеркнуто скромно и старался не привлекать излишнего внимания прессы к тем своим шагам, которые могли вызвать неоднозначные оценки. Так, в тайне от журналистов была организована поездка Бурасса на могилу де Голля в Коломбэ-ле-дез’Эглиз (этой поездкой квебекский премьер хотел хотя бы отчасти компенсировать свое отсутствие на похоронах генерала) [11, 102].
51

Внешние связи Квебека

В ходе этого визита (как и в ходе других зарубежных поездок начала 1970-х гг.) одной из главных целей Бурасса было привлечение инвестиций в квебекскую экономику. В ходе избирательной кампании он обещал создать в провинции 100 тыс. рабочих мест уже в течение 1971 г., и это побуждало его к энергичным действиям. В это время в Квебеке завершалась техническая подготовка «проекта века» - проекта строительства мощного гидроэнергетического комплекса на реках, впадающих в залив Джеймса (официально об этом было объявлено 29 апреля 1971 г.). Этот проект, стоимость только первой очереди которого в тот момент оценивалась в 5,6-5,8 млрд. долл. (а годовой бюджет провинции тогда не дотягивал до 4 млрд.) надолго стал одним из приоритетов в политике квебекского правительства.

Как уже говорилось, посещение французской столицы было частью большого тура квебекского премьера по Западной Европе. За 16 дней (с 6 по 22 апреля) помимо Франции он посетил Бельгию, Великобританию, ФРГ и Италию. Везде Бурасса достаточно прямолинейно говорил о заинтересованности Квебека, располагающего значительными природными ресурсами и квалифицированной рабочей силой, в привлечении иностранных инвестиций.

В ходе этого визита было принято решение о создании в Брюсселе генеральной делегации Квебека2. Она была открыта спустя полтора года 26 сентября 1972 г. вице-премьером и министром межправительственных дел3 Жераром Левеком, который в своей речи по этому поводу подчеркнул, что «Бельгия находится в сердце европейской экономики, в самом центре новой Европы десяти4», тогда как Квебек - это «ворота в североамериканскую промышленность» [14, 37]. Впрочем в дальнейшем квебекское представительство в Брюсселе расширило сферу своей деятельности, охватив вопросы образования, науки, культуры и т.п.; это было вполне естественно, учитывая что Бельгия является наполовину франкоязычным государством.

Поскольку в первые годы пребывания правительства Р. Бурасса у власти в Квебеке (до провинциальных выборов 1973 г.) основной упор в международной деятельности делался на экономическое сотрудничество, не удивительно, что одним из ее главных направлений стали отношения с Соединенными Штатами (где к тому моменту уже имелось шесть квебекских представительств!). Здесь в определенном смысле Бурасса продолжил традицию, заложенную квебекскими либералами еще в первой половине 1960-х гг. - тогда прави52

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

тельство Жана Лесажа активно развивало разнообразные отношения с могущественным южным соседом Прекрасной провинции (в сфере торговли, промышленности, туризма и т.п.), избегая, в то же время, их перевода в политическую плоскость. Это принесло Квебеку значительные материальные дивиденды. Наоборот, попытки (пускай и весьма робкие) лидера Национального союза Даниэля Джонсона привлечь внимание американцев к политическим проблемам канадской федерации в целом и Прекрасной провинции в частности, существенно осложнили отношения Квебека и США.

Бурасса не собирался втягивать американцев во внутриканадские дела, ему от них были нужны, прежде всего, инвестиции, контракты и приток туристов. С этой целью он первый раз отправился в Нью-Йорк в октябре 1970 г. (это был его первый зарубежный визит в качестве провинциального премьера), а уже в марте 1971 г. снова посетил деловую столицу США. Выступая перед американскими бизнесменами, Бурасса сделал акцент на энергетическом потенциале Квебека - ведущего производителя электроэнергии на Североамериканском континенте, который должен еще больше увеличить свой потенциал в результате реализации проекта на Заливе Джеймса. Также в своей речи он призвал инвестировать не только в финансовый, но и в промышленный сектор квебекской экономики.

Однако следует отметить, что, развивая отношения с США, правительство Бурасса не ограничивалось только поисками материальной выгоды (при всей важности этого). Определенное значение придавалось развитию культурных связей. С одной стороны, эти связи были нацелены на проживающих в США франкофонов и их потомков, сконцентрированных, главным образом в Луизиане и в штатах Новой Англии. С другой - на американское общество в целом, в глазах которого Квебек стремился предстать в качестве «очага» и защитника французского языка и культуры в Северной Америке. В начале 1970-х был запущен ряд обменных программ между Квебеком и отдельными штатами (Мэном, Массачусетсом); правительство Прекрасной провинции стало оказывать поддержку преподаванию французского языка в американских школах и т.п.

Подходы правительства Бурасса к международной деятельности стали меняться на рубеже 1973-1974 гг., что было связано с теми процессами, которые происходили в это время в Квебеке. На состоявшихся в октябре 1973 г. провинциальных выборах квебекские либералы смогли не только удержать у власти, но и упрочить свое

53

Внешние связи Квебека

положение в Национальной Ассамблее. Однако перед ними остро встала языковая проблема. Несмотря на официально провозглашенную федеральную политику двуязычия, даже в Квебеке французский язык по сравнению с английским имел существенно более низкий статус в сфере трудовых отношений, что вызывало недовольство франкоязычного населения Прекрасной провинции. В своей предвыборной программе квебекские либералы обещали взяться за решение этой проблемы. В специальном разделе, который был озаглавлен «Культурный суверенитет», говорилось о том, что Бурасса и его партия собираются «сделать французский язык рабочим языком в Квебеке» [9, 214]. Кроме того, достижение «культурного суверенитета» предполагало внесение изменений в иммиграционную политику провинции и усиление контроля над средствами массовых коммуникаций.

В июне 1974 г. Национальная ассамблея приняла Закон № 22, провозгласивший французский язык единственным официальным языком Квебека (хотя и с определенными оговорками). Сам Бурасса назвал его «историческим решением, фундаментальным этапом на пути к культурному суверенитету...» [14, 65]. Провинциальное правительство взяло курс на постепенную «франсизацию» (офранцуживание) тех сфер, где исторически доминировал английский язык. Это вызвало негативную реакцию со стороны влиятельной англоязычной общины Квебека, а также со стороны Оттавы, поскольку явно шло вразрез с ее установками на двуязычие в масштабах всей страны. Трюдо обвинял Бурраса в том, что тот идет на поводу у франкоканадских у националистов, стремящихся к развалу страны.

В этой ситуации для правительства Бурасса чрезвычайно важно было получить для своих начинаний поддержку извне, причем как моральную, так и чисто техническую. Очевидно, что такую поддержку Квебеку могла оказать только Франция. В 1974 г. там также произошли перемены - ушел из жизни Жорж Помпиду (на сей раз Бурасса приехал на похороны, причем независимо от Трюдо) и новым президентом стал Валери Жискар д’Эстен. В Квебеке его приход к власти поначалу восприняли настороженно, опасаясь, что, являясь политическим противником голлистов, он не захочет продолжать курс своих предшественников. Для этого имелись определенные основания. Жискар д’Эстен в конце 1940-х гг. провел в Прекрасной провинции несколько месяцев и с тех пор воспринимал ее как отсталое архаичное сообщество (каким в то время Французская

54

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

Канада и была). В дальнейшем он достаточно резко критиковал политику де Голля по отношению к Квебеку, в частности назвав монреальскую речь генерала 1967 г. «осуществлением власти в одиночку» [11, 104]. Дополнительным поводом для беспокойства было то обстоятельство, что вскоре после победы на выборах Жискар д’Эстен пригласил канадского премьера посетить Париж с официальным визитом. Это было символично само по себе (в предшествующие шесть лет ни от де Голля, ни от Помпиду Трюдо подобных приглашений не получал); кроме того визит должен был состояться в октябре 1974 г., то есть на два месяца раньше, чем поездка Бурасса во французскую столицу, запланированная на декабрь того же года.

Однако вскоре эти опасения развеялись. Октябрьская встреча Трюдо и Жискар д’Эстена была достаточно формальной, а главное бессодержательной. В экономике Франция и Канада в то время сотрудничали крайне слабо, особой потребности в двустороннем политическом взаимодействии на мировой арене Париж и Оттава также не испытывали. Единственной важной точкой соприкосновения являлись язык и культура, однако данная сфера в Канаде относилась к провинциальной юрисдикции, что опять-таки выводило на первый план Квебек, а не федеральное правительство. Единственным остававшимся у Оттавы «козырем» являлись франкофонные сообщества за пределами Прекрасной провинции, однако тогда они интересовали Париж в очень небольшой степени. Таким образом поле для сотрудничества Канады и Франции оказалось достаточно ограниченным (хотя, конечно, отдельные совместные проекты имели место). К этому добавились и довольно прохладные личные отношения Трюдо и Жискар д’Эстена.

Наоборот визит квебекского премьера в Париж был весьма успешным. Бурасса не скрывал того, что он отправился за поддержкой. Накануне визита он завил: «...если я отправляюсь в Париж через несколько месяцев после принятия закона, который официально превращает Квебек во франкоязычное государство <...> то я делаю это для того, чтобы попросить у французского правительства помощи в претворении этого закона в жизнь» [11, 104]. Как и его предшественники Жискар д’Эстен принял квебекского премьера почти как главу суверенного государства (в этом он явно следовал голлистской традиции). Четвертого декабря 1974 г. Бурасса был приглашен на расширенное заседание Совета министров Франции. Это была особая честь, которой до этого не удостаивался ни один иностранный

55

Внешние связи Квебека

гость, и, соответственно это являлось наглядной демонстрацией особого характера квебекско-французских отношений. На заседании Бурраса произнес речь, где четко обозначил новые приоритеты квебекско-французского сотрудничества:

Национальная ассамблея Квебека недавно приняла Закон об официальном языке. Этот закон, помимо того, что он делает французский официальным языком, предоставляет Управлению французского языка широкие полномочия для франсизации различных секторов квебекской жизни, в частности сферы труда...

<...>

Чтобы осуществить франсизацию предприятий будут постепенно задействованы различные административные механизмы, сфера образования, преподаватели, организации трудящихся и предпринимателей. Именно в сфере трудовых отношений французский язык испытывает наибольшее давление, и поэтому мы хотим действовать там в первую очередь.

<...>

Франция может эффективно поучаствовать в реализации нашей цели франсизации предприятий. Мы предлагаем программу сотрудничества, рассчитанную на пять лет, включающую стажировки, обмены, командировки специалистов, инженеров и техников, которые вольются в процесс франсизации, предложенный предприятиям Управлением французского языка.

<...>

Франция придает самое большое значение присутствию и распространению французского языка в мире Квебек преследует ту же самую цель. Ему, однако, необходимо вести оборонительные бои. Эти бои - это также и бои за всю франкофонию. Квебек хочет здесь соединиться с Францией, поскольку он нуждается в ее поддержке»

[14, 66-67].

На следующий день 5 декабря 1974 г. премьер-министр Франции Жак Ширак вместе с Бурраса подписал квебекско-французское соглашение, которое официально было озаглавлено «Список заключительных положений и решений, выработанных в ходе переговоров

56

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

между премьер-министром Квебека и французским правительством». Неофициально за этим документом закрепилось название «Соглашение Бурраса-Ширак». В нем были определены новые направления квебекско-французского сотрудничества на ближайшие пять лет. Прежде всего, предполагалось наладить взаимодействие французских и квебекских специалистов по вопросам, связанным с использованием французского языка в трудовых и производственных отношениях. Речь шла о помощи в «франсизации» квебекской промышленности, науки и техники, о совместной работе по выработке и согласованию терминологии и т.п. Также должно было активизироваться экономическое сотрудничество в разных сферах (промышленность, транспорте). Предусматривалось облегчение и поощрение мобильности рабочей силы. Отдельно говорилось о сотрудничестве в ресурсной сфере (обогащение урана, экспорт руды, разведка и добыча энергоносителей), а также в сфере коммуникаций (использование франко-германского спутника связи «Симфония», обмен теле-и радиопрограммами) [15].

Соглашение Бурасса-Ширак, с одной стороны, придало квебекско-французскому сотрудничеству новый импульс, с другой - существенно расширило, систематизировало и конкретизировало его содержание. Было организовано несколько рабочих групп по вопросам терминологии, резко возросло количество стажировок квебекских специалистов на французских предприятиях, появились новые молодежные программы обмена и т.п.

В более широком плане это соглашение ознаменовало собой возврат правительства Бурасса к идее «особых» и привилегированных отношений с Парижем. Как мы видели, к этому его подвела логика внутреннего развития Прекрасной провинции и, прежде всего, принятие Законе № 22 и провозглашение политики «культурного суверенитета». Все это сделало развитие сотрудничества с Францией в сфере языка, культуры, СМИ, средств связи и т.п. насущной необходимостью. Следует подчеркнуть, что данная тенденция стала отличительной чертой всей квебекской политики и сохраняется до настоящего времени, независимо от того, какая партия находится у власти.

С конца 1960-х гг. в международной деятельности Квебека большое внимание стало уделяться сотрудничеству с формирующимися

57

Внешние связи Квебека

франкофонными структурами. В 1970 г. было создано Агентство культурного и технического сотрудничества (АССТ), которое стало ядром институциональной франкофонии. Тогда же были выработаны условия участия Квебека в его деятельности (официально он получил статус «участвующего правительства» на второй конференции АССТ в октябре 1971 г.) [3]. С точки зрения Ш. Нода, участие Квебека во франкофонии имело три аспекта или измерения: собственно квебекское, канадское (или федеральное) и международное. Первое касалось собственной идентичности Квебека, которую он, таким образом, отстаивал (в пику общеканадскому мультикультурализму, провозглашенному Трюдо в 1971 г.). Второе относилось к различной трактовке федерализма в Оттаве и г.Квебек. Бурраса (подчеркивая, что он как и Трюдо является федералистом) отстаивал по сути асимметричность Канадской федерации, где Прекрасная провинция занимает особое положение, что отражается в том числе и на ее международных связях. Третье предусматривало возможности для Квебека устанавливать прямые связи с франкофонными странами (не только в области культуры), а также заниматься вопросами продвижения французского языка в мире [14, 38-54].

Однако на практике добиться больших успехов в данной сфере правительству Бурасса не удалось. Это было связано с тем, что развитие франкофонии в первой половине 1970-х гг. явно буксовало, причем не в последнюю очередь из-за позиции или точнее оппозиции Оттавы. В частности, правительство Трюдо упорно выступало против проведения саммитов государств-членов АССТ, чтобы не давать возможности Квебеку лишний раз почувствовать себя «на равных» с суверенными государствами. Со своей стороны администрация Помпиду (а затем и Жискар д’Эстена), не желая продолжать жесткую линию де Голля и идти на обострение с Оттавой, не стало настаивать на таком формате и вместо этого с 1973 г. стало проводить франко-африканские саммиты (к которым Канада и Квебек, естественно, не имели никакого отношения). Что же касается именно саммита франкофонии, то он смог состояться только в 1986 г. (после ухода Трюдо и произошедших тогда серьезных изменений в отношениях Прекрасной провинции и федерального центра по вопросам международной деятельности) [1, 51].

58

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

Правительство Бурасса также пыталось развивать другие направления своих внешних связей. Внимание стало уделяться Японии, Ближнему Востоку, региону Персидского залива, арабским странам и т.д. Так, вскоре после прихода к власти Бурасса был поднят вопрос об открытии постоянного представительства Квебека в Токио. В июне 1971 г. министерство межправительственных дел подготовило на этот счет докладную записку. В ней Япония рассматривалась как перспективный инвестор и потенциальный покупатель квебекского сырья - черных и цветных металлов, бумаги и древесной массы [14, 37]. Делегация в Токио была открыта в октябре 1973 г. (в настоящее время она имеет статус генеральной делегации).

В начале 1970-х было подготовлено несколько интересных проектов сотрудничества Квебека с Ливаном, являвшимся тогда крупнейшим деловым и финансовым центром Ближнего Востока. Еще в декабре 1971 г. в Бейруте было открыто квебекское бюро, занимавшееся вопросами иммиграции. Однако дальнейшему развитию отношений помешала гражданская война, начавшая в Ливане в 1975 г. Предпринимались попытки наладить сотрудничество Прекрасной провинции и Сирии в сфере туриндустрии (соглашение об этом было заключено в 1974 г.). Тогда же Квебек стремился установить контакты с Кувейтом и Саудовской Аравией с целью привлечения студентов из этих стран в свои высшие учебные заведения.

В качестве перспективных торгово-экономических партнеров Прекрасной провинции в первой половине 1970-х гг. рассматривались Ирак и Иран. В частности изучалась возможность организации поставок квебекских товаров (машин и оборудования) в обмен на иракскую нефть. Однако затем Бурасса переориентировался на Тегеран, который он посетил в октябре 1975 г. Свою роль здесь явно сыграла прозападная ориентация режима Пехлеви, а отчасти и «символическая составляющая», поскольку в Иране квебекского премьера принимали почти как главу суверенного государства. Помимо переговоров с премьер-министром Амиром Аббасом Ховейдой, Бу-расса встречался с шахом, на которого произвел благоприятное впечатление. По свидетельству канадского посла в Иране Джеймса Джорджа, Мохаммад Реза Пехлеви оценил глубокие познания квебекского премьера в экономике, а также его решительность в противостоянии террористам и профсоюзам5. Результатом визита стало квебекско-иранское коммюнике, предусматривающее развитие со59

Внешние связи Квебека

трудничества по ряду направлений - прежде всего, в сфере образования, а также в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве и культуре [8]. В последующие несколько лет контакты между Прекрасной провинцией и Ираном развивались достаточно динамично. Квебекские предприятия и производители надеялись закрепиться в различных сегментах казавшегося перспективным иранского рынка (от сбыта сухого молока до строительства завода по производству разборных домов и поставок оборудования для 15 передвижных центров подготовки технических специалистов). Однако начавшаяся вскоре Исламская революция разом перечеркнула все эти планы.

Всего за период пребывания у власти первого правительства Бу-расса Квебеком было подписано 18 соглашений с зарубежными партнерами, из них 7 - с отдельными штатами США и 5 - с Францией. На 1976 г. у Прекрасной провинции имелось 17 представительств в 11 странах. Шесть из них находилось в Соединенных Штатах (в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Далласе, Лафайете и Лос-Анджелесе). Во Франции имелась только одна Генеральная делегация в Париже, однако ее бюджет стабильно превосходил совокупный бюджет шести вышеперечисленных представительств как минимум в полтора раза (в 1976-1977 финансовом году 1,8 и 1,2 млн. канадских долларов соответственно). В целом следует отметить, что именно в первой половине 1970-х гг. квебекская парадипломатия окончательно обрела свой «дуалистический», «франко-американский» характер. Власти Прекрасной провинции четко осознали важность параллельного развития отношений с Францией и с Соединенными Штатами, а также общей диверсификации внешних связей. В этом русле Квебек продолжал действовать на международной арене в последующие десятилетия и продолжает действовать в настоящее время.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимов Ю. Г. Квебекская парадипломатия и позиция федерального правительства Канады: от конфликта к компромиссу // Вестник С.-Петерб. ун-та. - 2011. - Сер. 6. - Вып. 4. - С. 48-56.
2. Акимов Ю. Г. «Голлистская атака» или «война с ветряными мельницами»: Франция, Квебек и «остальная Канада» в 1960-е гг. // Канадский ежегодник. Вып. 17. - М., 2013. - С. 17-43.
60

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

3. Акимов Ю. Г. Квебек, Канада и институционализация международного франкофонного сотрудничества (конец 1960-х - начало 1970-х гг.) // Канадский ежегодник. 2014. - Вып. 18. - М., 2014. -С. 26-49.
4. Коленеко В. А. Французская Канада в прошлом и настоящем: очерки истории Квебека XVII-XX века. - М.: Наука, 2006. - 314 с.
5. Bastien F. Relations particulieres. La France face au Quebec apres de Gaulle. - Montreal: Boreal, 1999. - 423 p.
6. Bernier L. De Paris a Washington. La politique international du Quebec. Sainte Foy: Les Presses de FUniversite du Quebec, 1996. -173 p.
7. Bourassa / Quebec! - Montreal: Edition de l’homme, 1970. - 126 p.
8. Communique conjoint des deux premiers ministres, MM Bourassa et

Hoveyda. URL : http://www.mrif.gouv.qc.ca/content/documents/fr/

ententes/1975-03.pdf (дата обращения 05.08.2015)

9. Denis Ch. Robert Bourassa: la passion de la politique: 2 vols. - Vol. 1. - Les Editions Fides, 2006. - 402 p.
10. Handbook of Canadian Foreign Policy / Ed. by N. Michaud, P. James and M. J. O’Reilly. - Lanham: Lexington Books, 2006. - 607 p.
11. Histoire des relations internationales du Quebec / Sous la dir. de S. Paquin avec la coll. de L. Beaudoin. - Montreal, 2006. - 357 p.
12. Le Monde. 1970, le 6 aout.
13. Meren D. With Friends Like These: Entangled Nationalisms and the Canada-Quebec-France Triangle, 1944-1970. - UBC Press, 2012. -355 p.
14. Noda Sh. Entre l’independence et le federalisme. La decennie marquante des relations internationales du Quebec. - Quebec: Les Presses de l’Universite Laval, 2001.
15. Releve des conclusions et des decisions arretees au cours des

entretiens entre le premier-ministre du Quebec et le gouvernement frangais. URL: http://www.mrif.gouv.qc.ca/content/documents/fr/

ententes/1974-04.pdf (дата обращения 05.08.2015)

61

Внешние связи Квебека

Примечания

1. Бурраса занимал пост премьер-министра Квебека дважды: в 19701976 (первое правительство) и в 1985-1994 гг. (второе правительство).
2. Представительство (генеральное агентство) Квебека в Брюсселе существовало в 1918-1933 гг., но было закрыто из-за экономического кризиса и Великой депрессии.
3. В рассматриваемый нами период международные связи Квебека находились в ведении этого министерства.
4. Имелось в виду Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). В то время шла первая фаза расширения ЕЭС, в ходе которой предполагалось присоединение четырех новых членов к первоначальным шести (отсюда «Европа десяти»). Однако в итоге в состав ЕЭС тогда вошло только три новых участника.
5. В последнем случае имеются в виду аресты лидеров трех крупнейших профсоюзных объединений Квебека Луи Лабержа, Ивона Шарбонно и Марселя Пепена в 1972 и 1973 гг. [4, 143]

Информация об авторе

Ф.И.О.: Акимов Юрий Германович / Akimov Yury Germanovich

Место работы: ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация /

St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation

Подразделение: факультет международных отношений

Должность: профессор кафедры американских исследований

Ученая степень: доктор исторических наук

Ученое звание: профессор

Электронная почта: y.akimov@spbu.ru

Почтовый адрес: 191060, РФ, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 1/3, подъезд 8.

62

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

Название статьи: Внешние связи Квебека при первом правительстве Робера Бурасса (1970-1976): формирование основных направлений современной квебекской парадипломатии / Quebec International Relations under Robert Bourassa First Government (1970-1976): a Shaping of Contemporary Provincial Paradiplomacy

63
Квебек первое правительство Робера Бурасса внешние связи парадипломатия привилегированное партнерство Квебека и Франции квебекско-американские отношения quebec robert bourassa first government international re-lations paradiplomacy
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты