Спросить
Войти

Оценки численности иудеев, депортированных из Испании в1492 г

Автор: указан в статье

УДК 930.11091-314.148-946.06.08 ОЦЕНКИ ЧИСЛЕННОСТИ ИУДЕЕВ, ДЕПОРТИРОВАННЫХ ИЗ ИСПАНИИ В1492 Г.

Ульяновский государственный педагогический университет

С.А. ПРОКОПЕНКО

В работе проанализированы трактаты конца ХУ-ХУ1 вв., специальная литература ХІХ-ХХ вв. на кастильском, французском, английском, итальянском и немецком языках. Выявлены особенности подходов и оценок численности иудеев и евреев в Испании на момент депортации 1492 г., численности иудеев, покинувших страну. Отсутствие прямых источников сохраняет возможность для дискуссии. Лучше документирована Кастильская корона. Фискальные документы подтвердили городской характер расселения сефардов. По современным оценкам к концу XV в. в Испании проживало от 85000 до 200000 иудеев, из которых после эдикта эмигрировали 40-50 тысяч.

Последние двадцать лет в исторической демографии наблюдается повышенный интерес к созданию т.н. динамичных демографических моделей. Важнейшей предпо-

о <-> т~»

сылкой для решения этих задач является изучение миграций. В соответствии с принятой классификацией, депортации этно-религиозных меньшинств относят к внешним миграциям принудительного типа. Депортации - или, по выражению крупнейшего современного специалиста по исторической демографии Ж. Дюпакье, “миграции нетерпимости” - довольно частая практика той эпохи. В Испании Габсбургов зафиксировано два трагических примера насильственной высылки за пределы страны: иудеев и морисков. Депортация испанских иудеев 1492 г., с одной стороны, подвела итог преследованиям иудеев в средневековой католической Европе, а с другой - открыла череду трагедий раннего Нового времени.

Тема изгнания сефардов1 - одна из старейших и наиболее болезненных тем испанистики. Эдиктом Фернана (Фернандеса) Арагонского и Изабеллы Кастильской от 31 марта 1492 г. иудеи были поставлены перед выбором крещения или депортации. Самый дискуссионный вопрос проблематики - количество изгнанных иудеев. Это объясняется отсутствием официальной статистики депортации и традициями рассмотрения “новых христиан” (крещёных евреев) как единой “структуры” безотносительно от страны проживания (Кастилия, Арагон или Португалия) и от особенностей хронологии ас-симиляции2.

Современники определяли число депортированных летом 1492 г. от 100000 (Андрес Берналдес - это единственный свидетель событий, который аргументировал свои цифры) и до 300000 человек (Исаак Абарбанел - советник Католиков, иудей, а потом “новообращённый”). В XVII в. правилом стало преувеличение количества изгнанных иудеев до полумиллиона и более. Тогда же сложилось мнение о прямой связи депортации, депопуляции и т.н. испанского декаданса3. Официозные источники по понятным причинам занижали численность сефардов и изгнанников, а еврейские авторы и испанские анти-клерикалы - постоянно завышали4. Известный знаток мемориалов

1 Сефард - от Saphard (Sephard). Впервые это слово встречается у еврейского пророка Obadiah (Obadyah). Со временем его стали применять в значении “иудеи - выходцы из Иберии”.
2 Carrasco Almonacid R. Conversos y judaizantes ante los tribunales del Santo Oficio en tiempos del Emperador // Carlos V / Coords. J.L. Castellano Castellano, F. Sanchez-Montes Gonzalez. Madrid, 2001. Vol. V. P. 136.
3 Добросовестное изложение этого вопроса в трактатах арбитристов у Пулидо Серрано. См.: Pulido Serrano J.I. La expulsion de los judios y de los moriscos: una vision desde el siglo // Carlos V. Vol. V. P. 568-574.
4 См.: Льоренте Х.А. Критическая история испанской инквизиции. М., 1936. Т. 1. С. 190; Edwards J. The Jews in christian Europe 1400-1700. London, 1988. P. 33-34.

XVI-XVII вв. М. Колмейро, опираясь на трактаты современников и свой излюбленный среднеарифметический подход, писал в середине XIX в. о 160 тыс. депортированных5. И. Лоеб в 1887 г. после изучения “всех христианских и иудейских источников” определил количество изгнанных в 165000, крещёных - 50000 и умерших в пути - 20000 человек6.

Историки XX в. попытались решить проблему, во-первых, путём реконструкции демографического движения евреев “Испании” в позднее средневековье и сопоставления этой динамики с процессами евангелизации иудеев, а во-вторых, путём ввода в оборот новых источников. Тем не менее, оценки исследователей XX в. числа сефардов на момент изгнания сильно колеблются. Так, видный испанский этнолог Х. Каро Баро-ха взял за основу данные И. Абарбанела. Он предположил, что тот знал старый иудейский ценз налогообложения семей. Тогда всего на момент высылки в стране проживало 400 тысяч иудеев, из которых крестились 240 тысяч, а 160 тысяч покинули родину7. Из других наиболее серьёзных свидетельств назову цифры классика иудаики И.(Ф.) Баера. По его мнению, всего на момент депортации в Испании проживало максимум 200 тысяч иудеев (30 тысяч семей в Кастилии и 6 тысяч - в Арагонской короне). Из них 75% эмигрировали (160000 чел.). Эти вычисления основаны на подсчётах андалу-сийского священника и хрониста А. Берналдеса. Но Баер оценил коэффициент семьи в 5,5 человек, который сегодня считается завышенным. Замечу, что в примечаниях к испанскому изданию, Баер усомнился в точности своей методики8.

Сразу после II мировой войны трагический опыт холокоста вызвал поток новых исследований. К 1970-м гг. специалисты согласились с тем, что во 2-й пол. XV в. в обеих коронах проживало от 250000 до 125000 иудеев. Они исходили из того, что в результате погромов 1391 г. и 1-й пол. XV в. крестилась половина иудеев Кастильской короны и Арагонской9. В последних работах проявляется тенденция учёта тех, кто покинул Испанию в канун эдикта. Например, испанец Ф. Бетенкурт в связи с преследованиями “новых христиан” на рубеже 1470-1480 гг. Инквизицией пишет о массовой эмиграции евреев из Кастилии. Ко времени первого аутодафе против “иудизирующих” (6.02.1481, Севилья) счёт уже шёл на тысячи10. Но эти замечания вряд ли применимы, по крайней мере, к Арагонской короне. Например, француз П. Виляр в Барселоне 1480 гг. насчитал 600 иудеев, среди которых было много купцов и администраторов. За три года сопротивления города учреждению Инквизиции большинство успело ликвидировать свое имущество и эмигрировать11.

При отсутствии достоверных цензов историки последних десятилетий обратились к фискальным документам и местным архивам. М.А. Ладеро Кесада и Ф. Суарес Бильбао попробовали использовать специальный налог, которым обложили иудеев во время гранадской войны (по одному золотому кастельяно с каждого дома). В 1482 г. собрали 12 тыс. монет, в 1485 г. - 18 тыс., в 1487 г. - 14 тыс., а в 1488 г. - лишь 10 тысяч. Как справедливо заметил один из крупнейших авторитетов по истории Испании Коро-лей-Католиков Л. Суарес Фернандес, понять логику колебания сумм практически не-

5 Colmeiro M. Historia de la Economía política en España. Madrid, 1965. T. II. P. 637.
6 Цнт. no: Lea H.Ch. The moriscos of Spain: their conversion expulsion. New York, 1968.1st ed. 1901. P. 134-135.
7 Caro Baroja J. Los judios en la Espana Moderna y Contemporanea. Madrid, 1961. T. I. P. 198 y ss.
8 Baer Y. Historia de los judios en la Espana cristiana. Barcelona, s.a. P. 890.
9 Cm.: O&Callaghan J.F. A History of Medieval Spain. Ithaca, 1975. P. 671; Marquez Villanueva F. The converso problem: un assessment // Collected studies in honour of Americo Castro’s eightienth years / Ed. by M.P. Hornik. Oxford, 1965. P. 322; Domingues Ortiz A. Historical research on Spanish conversos in the last 15 years // Collected studies. P. 69; Gutierrez Nieto J.I. Los conversos y el movimiento comunero // Collected studies. P. 218; Elliott J.H. Imperial Spain, 1469-1716. London, 1969. P. 96; Wolff Ph. The 1391 pogrom in Spain. Social crisis or not? // Past Present. 1971. № 50. P. 4-6.
10 Cm.: Bethencourt F. La Inquisicion en la epoca moderna: Espana, Portugal, Italia, siglos XV-XIX. Madrid, 1995. P. 19-21.
11 Vilar P. Crecimiento y desarrollo. Barcelona, 1976. P. 313-314.

С.А. Прокопенко. Оценки численности иудеев... 33

возможно. Использовать ординарную налоговую документацию также проблематично: налоговые списки алхамас - общин иудеев - свидетельствуют о принципе солидарной ответственности. Так в Авиле три самых богатых иудея выплатили половину налога местной общины, что компрометирует саму идею демографических оценок.

Л. Суарес Фернандес уточнил локализацию иудеев на рубеж 1480-1490 гг.: 216 общин в Кастилии, 19 - в Арагоне и только 3 - в Валенсии. Косвенные источники показали от 14400 до 15300 иудейских семей проживавших в Кастильской короне - то есть лишь половину от цифр Берналдеса. Только десять городских общин могут рассматриваться как многочисленные (в каждой было около 300 семей): в Сеговии, Толедо, Трухильо, Гвадалахаре, Оканьи, Алмасане, Сории, Авиле, Мурсии. По его оценке, на момент депортации в бoльшей части иудейских общин проживало по 40-50 чел. Но он полагает, что решение покинуть Испанию приняло большинство иудеев12.

Из-за худшего состояния источников цифры об иудеях Арагонской короны ещё сомнительнее. В самом Арагоне многие нотариальные протоколы за 1492 г. исчезли. Да и нотариусы здесь фиксировали отношения собственности лиц из других районов Арагонского королевства и Валенсии13. Анализ Л. Суареса Фернандеса разнообразной, зачастую противоречивой документации позволил назвать сводное количество иудеев короны: 10-12 тысяч человек. 85% из них проживало в Арагоне, 10% в Каталонии и 5% -в Валенсии14. М.А. Мотис Доладер15 на основе изучения материалов 13 архивов уточнил, что после оглашения эдикта из пределов королевства выехало от 4400 до 6400 чел. Большинство из них осело в Наварре, которая до 1512 г. сохраняла независимость и оставалась вне сферы применения закона. Часть иудеев эмигрировали в средиземноморские страны. В Валенсии Л. Пилес смог обнаружить только косвенные источники, отражающие динамику королевских налогов в 1492-1493 гг. (иудеи находились под королевской юрисдикцией и платили прямые налоги). Не было выявлено никаких изменений в 14 общинах (hornos), в 6 было зафиксировано снижение поступлений от 31 до 51%. Но по этим документам и его методике принципиально невозможно подсчитать количество иудеев16.

В целом демография сефардов слабо документирована. Потому оценки численности иудеев и крещёных евреев приблизительны. По современным данным к концу XV в. в Кастильской и Арагонской коронах проживало от 85000 до 200000 иудеев, из которых после эдикта 1492 г. эмигрировали 40-50 тысяч17. Несмотря на одномомент-ность депортации, чисто демографические потери (речь только о них) для Испании были незначительны. Случаи возвращения на родину крещёных эмигрантов, например, из Португалии и Магриба в Кастилию фиксировались уже с 1493 г. В Арагон некоторые эмигранты (особенно осевшие в Наварре) стали возвращаться с конца 1492 г. Процесс тайной реэмиграции длился до 1497 г. Тех, кто крестился, повторно не высылали. После унии Испании и Португалии в конце XVI в., и особенно после “всеобщего прощения” 1605 г., началось массовое возвращение т.н. маранов - потомков испанских иудеев, крещёных уже в Португалии.

12 Suarez Fernandez L. La population juive a la veille de 1492. Causes et mecanismes de l’expulsion // Les Juifs d’Espagne: histoire d’une diaspora 1492-1992 / Dir. H. Mechoulan. Liana Levi, 1992. P. 30-33, 36.
13 См.: Cabezudo Astrain J. La expulsion de los judios en Ejea de los Caballeros // Sefarad. 1970. № 2. P. 349.
14 Suarez Fernandez L. Les Juifs espagnols au Moyen Age. Madrid, 1983. P. 272.
15 См.: Motis Dolader MA. La expulsion de los judios del Reino de Aragon. Zaragoza, 1990. 2 v. 333, 474 p.
16 Piles L. La expulsion de los Judios en Valencia. Repercusiones economicas // Sefarad. 1955. № 1. P. 89-93,100-101.
17 См., напр.: Kamen H. The Mediterranean and the Expulsion of Spanish Jews in 1492 // Past

Present. 1988. № 119. P. 30; Pietschmann H. Die Vertreibung der Juden aus Spanien im Jahre 1492 // Aus Politik und Zeitgeschichte. Beilage zur Wochenzeitung Das Parlament. [1992]. B. 37/92. P. 34, 44; Alpert M. Op. cit. P. 45-48.

ESTIMATES OF EXPELLING JEWS NUMBER FROM SPAIN IN 1492

SA PROKOPENKO

State Pedagogical Univer- sity of Ulianovsk

e-mail: sergio1957@mail.ru

Treatises of end XV-XVI the centuries and special literature XIX-XX centu- ries on Castilian, French, English, Italian and German languages were analyzed. Features of approaches and estimations of number Jews and "New Christians" in Spain at the moment of deportation 1492 and estimations of Jews were stud- ied. Absence of direct sources keeps an opportunity for discussion. The Crown of Castile was better documentary then the Crown of Aragon. Fiscal documents have confirmed city character of Sefard living. According modern estimations from 85&000 up to 200&000 Jews lived in Spain by the end of XV century, 40-50 thousand were expelled from Spain after the edict.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты