Спросить
Войти

Знания жителей античного Боспора о населении Ливии

Автор: указан в статье

М. В. Скржинская

Знания жителей античного Боспора о населении Ливии

В этом сообщении речь пойдет не о научных и даже не о литературных знаниях, которыми всегда обладали немногие, а будет показано, какое представление имели широкие слои населения Боспорского царства о народах Африки, называвшейся у греков Ливией. Сейчас практически ничего не известно, какие научные и литературные сочинения читали образованные бос-поряне в этом регионе, но есть памятники, свидетельствующие о кругозоре достаточно обширного круга местных жителей: это надписи, выставлявшиеся на всеобщее обозрение, рисунки на вазах и фресках и некоторые другие археологические находки.

Из устных легенд и эпических поэм колонисты в Северном Причерноморье с древнейших времен имели сведения о двух африканских народах - эфиопах и пигмеях. Как правило, эллины локализовали низкорослое племя пигмеев на южной окраине ойкумены где-то у истоков Нила, куда на зиму прилетают журавли (Her. II, 22, Aristot. Hist. anim. VIII, 12, 597). Согласно греческим преданиям, журавли ежегодно опустошали хлебные поля пигмеев, а те уничтожали яйца журавлей и вступали с ними в битвы. Гомер в «Илиаде» (II, 2-7) сравнил возгласы наступающих троянцев с криками журавлей, нападающих на пигмеев. Это свидетельствует о популярности мифа, так как в сравнениях использовались хорошо знакомые образы. Поэтому у нас есть основания думать, что боспоряне, как и прочие эллины, детально знавшие гомеровские поэмы, издавна имели представление о том, что где-то на юге Ливии обитают пигмеи. Их бои с журавлями уже в VI в. до н. э. стали темой картин на аттических вазах. Древнейший образец такой росписи в Северном Причерноморье найден в Пантикапее; это ритон, привезенный сюда из Афин во второй четверти V в. до н. э. (Лосева 1962: 172). Более поздние вазы с рисунками на этот сюжет также обнаружены в Пантикапее и еще две в других городах Боспора. Все они имеют форму пелики и датируются IV в. до н. э. (Шталь 1989: 86-90).

Для жителей Северного Причерноморья содержание мифа обладало особой притягательностью, потому что сюда и в соседнюю Скифию журавли прилетали на лето из страны пигмеев.

Аристотель в «Истории животных» (VIII, 12, 597 a, b) писал о перелетах журавлей из скифских равнин в Египет к неизведанным верховьям Нила. Он отметил важную для понимания мифа уверенность греков, что из всех птиц именно журавли перелетают от одного края ойкумены к другому, а путь остальных перелетных птиц более короткий. Таким образом, журавли имели возможность заглянуть за пределы реального мира на его северных и южных границах.

Пелики с иллюстрациями упомянутого мифа найдены исключительно в боспорских погребениях, поэтому можно заключить, что это сказание на Боспоре уже в IV в. до н. э. ассоциировалось с представлением о перемещении души умершего в загробный мир; на пути покойного у границ с потусторонним царством обитали полумифические пигмеи. Вазы с их изображениями расписаны аттическими мастерами специально для вывоза на Боспор, потому что при раскопках других античных поселений и некрополей они пока нигде не найдены. Самая сложная композиция из числа подобных рисунков включает трех журавлей и четырех пигмеев (Шталь 1989: 87). Двое из них имеют негритянские черты лица, что намекает на действие мифа на юге Ливии. Венки на головах пигмеев указывают на их превосходство в сражении. На прочих вазах обычно три фигуры: два пигмея и один журавль или два журавля и пигмей, причем пигмеи нарисованы одного размера с птицами, а иногда и уступают им в росте. В этом, по всей вероятности, отразились какие-то сведения о низкорослых племенах, действительно обитавших в Африке; их упоминали в своих сочинениях Геродот (IV, 43), Аристотель (Hist. Anim. VIII, 12, 2), Страбон (VII, 2, 1) и др. Предания о пигмеях существовали в среде боспорян не одно столетие, что подтверждается фреской, исполненной местным художником в склепе II—I вв. до н. э. (Ростовцев 1914: 145).

В античности чернокожих людей называли эфиопами (Hom. Od. IV, 84). Древнейшие упоминания о них содержались в эпических поэмах. Гомер представлял эфиопов счастливым племенем, живущим на краю земли, куда время от времени отправляются сами боги (Hom. Il. I, 423, Od. I, 23). Войска эфиопов во главе с их царем Мемноном, сыном богини Эос, помогали троянцам. Об этом повествовала поэма «Эфиопида», посвященная описанию заключительного этапа Троянской войны. Эллины в Северном Причерноморье знали эпические поэмы, так как Гомера учили в школах всех греческих государств, а «Эфиопида» была сочинением Арктина, уроженца Милета, основавшего

большинство поселений на северных берегах Понта Евксин-ского. Иллюстрируя эпизоды из эпоса, аттические вазописцы не раз изображали негров из войска Мемнона, но самого царя рисовали таким же, как прочих героев Троянской войны.

В начале V в. до н. э. на Боспор стали привозить аттические вазы с изображением эфиопов, так что местные жители получили некоторое представление о внешнем виде чернокожих народов Африки. Таковы два алабастра и канфар из Пантикапея (Горбунова 1979: 37-39; С^А 2001: 42-43). На чернофигурных алабастрах африканцы с характерными для них чертами лица нарисованы воинами, а стоящая рядом с одним из них пальма указывает на их происхождение из южных стран. Вазописцы не знали национальной одежды и вооружения своих героев, поэтому изображали негров в известных грекам варварских костюмах и снабжали соответствующим оружием. На упомянутых алабастрах жители Африки представлены в скифском вооружении с топориком, луком и колчаном, а на канфаре эфиоп одет во фракийский костюм с особым плащом и мягкой шапкой с ушами. Вооруженные негры на расписных вазах архаического периода скорее всего представляют воинов из войска Мемнона, описанного в «Эфиопиде» или в каком-то неизвестном нам сказании: мифы в эту эпоху служили главным источником сюжетов росписей ваз.

О далекой Ливии, и в первую очередь о живших там египтянах, боспоряне с давних пор имели определенные известия от очевидцев. Трудно сказать, были ли в Северном Причерноморье в VI-V вв. до н. э. образованные люди, читавшие сочинения Гекатея и Геродота, подробно описавших Египет и все, что тогда было известно о Ливии. Но несомненно в Пантикапее и других боспорских городах, основанных выходцами из Милета, знали о Навкратисе, милетской колонии, появившейся в устье Нила еще до освоения земель на дальних берегах Понта Евксинского. Купцы из Милета и некоторых других ионийских городов постоянно посещали греческие колонии как на юге, так и на севере освоенных эллинами земель. Они привозили на Боспор предметы, изготовленные в Навкратисе и в Египте (Пиотровский 1958: 23-26; Алексеева 1972: 50). По их рассказам боспоряне в архаический период знали о жизни своих соотечественников на северном побережье Ливии и о нравах и обычаях их соседей египтян.

В эллинистический период сведения о населении северной Ливии становятся гораздо более обширными и определенными благодаря прямым контактам жителей Боспорского царства с

египтянами во время правления династии Птолемеев. Об этом свидетельствуют найденные на Боспоре несколько надписей, а также бронзовые перстни «птолемеевского типа». Многие из них украшены изображениями обожествленных египетских царей и цариц: среди них Птолемей II Филадельф (285-246 гг. до н. э.) и его жена Арсиноя, Птолемей III Эвергет (246-221 гг. до н. э) и его жена Береника, а так же Арсиноя, жена Птолемея IV Филопатора (221-203 гг. до н. э.) По весьма вероятному предположению О. Я. Неверова, эти перстни принадлежали мореплавателям (Неверов 1974: 114). Видимо, не случайно большинство упомянутых перстней украшены портретами двух Арсиной, потому что обожествленные царицы считались покровительницами мореплавания, и некоторые боспоряне, пускавшиеся в небезопасные в то время путешествия по морю, хотели заручиться их защитой. Существует также предположение, что такие перстни принадлежали местным жителям, служившим наемниками в египетском войске (Литвиненко 1991: 23).

Под влиянием связей с Египтом и распространившейся в эллинистический период общегреческой тенденции включать в свой пантеон восточных богов жители Северного Причерноморья начали поклоняться египетским богам Серапису, Исиде и другим. Сначала их почитали частные лица, а затем эти боги вошли число государственных культов. В III в. до н. э. на Боспоре появились изображения египетских богов. К числу древнейших памятников такого рода принадлежат перстни из Фанагории и Пантикапея (Неверов 1974: 112, 113) и найденная в Пантикапее голова статуи из черного базальта. Она представляет Арсиною, жену Птолемея Филадельфа в образе богини Исиды; возможно, статуя была подарком египетского царя (Трейстер 1985: 132).

Свидетельства об общении боспорян с жителями Египта по количеству и разнообразию занимают первое место среди государств Северного Причерноморья. Только о боспорянах можно с уверенностью сказать, что они посещали Египет, о чем известно по письменным источникам III в. до н. э. В надписи из Фаю-ма, относящейся ко времени правления Птолемея I, в числе греческих военных наемников названы два боспорянина Филоних и Мольпагор. По мнению Ю. Г. Виноградова, они были противниками царя Евмела и после его победы стали политическими беженцами, отправившимися служить в Египет (Виноградов, Золотарев 2000: 286).

В письме на папирусе из архива Зенона, датированном 21 сентября 254 г. до н. э., упомянуты послы, прибывшие от царя

Перисада II к Птолемею Филадельфу (Skeat 1974: 1973). Речь шла о том, чтобы Зенон позаботился о предоставлении транспорта для поездки боспорских и аргосских послов к храму Арсе-нои. Возможно, там проходил большой праздник, который хотели показать этим послам. Таким образом, боспоряне видели в Египте не только его столицу Александрию, но и достаточно удаленные от нее места, так как для поездки потребовались наряду с экипажами вьючные мулы. Цель посольства в документе не названа; одни ученые определяют задачу переговоров как стремление разграничить сферы влияния в хлебной торговле (Гайдукевич 1949: 77; Шургая 1974: 51), другие полагают, что в это время Боспор уже не мог экспортировать много зерна, и послы договаривались о наемниках. В. П. Яйленко считает, что еги-петкий корабль «Исида», изображенный на стене нимфейского святилища, привез опытных наемников для боспорского войска, нуждавшегося в помощи в борьбе с варварами (Яйленко 1990: 303). Есть мнение, что наоборот наемников для египетского войска вербовали на Боспоре для пополнения очень большой армии Птолемея (Литвиненко 1991: 25).

Каковы бы ни были цели визитов послов от Перисада в Египет и корабля «Исида», остановившегося в гавани Нимфея, можно с уверенностью говорить, что некоторые боспоряне могли рассказать о населении Египта по собственным впечатлениям, а многие жители Боспора общались с приезжими из Ливии. Последние по своему этническому происхождению могли быть эллинами, македонцами и египтянами, а может быть, на наиболее тяжелых работах на кораблях использовали негров. Однако все они говорили по-гречески, так как этот язык был официальным и объединяющим все группы населения в птолемеевском Египте. Таким образом, между приезжими и местным населением не существовало языкового барьера.

Гавани античных городов Северного Причерноморья заполняли сравнительно небольшие торговые и военные суда. Их вид можно представить по рисункам на стене упомянутого нимфей-ского святилища и по другим изображениям (Петерс 1982: 133146). Прибытие на Боспор огромного корабля из Египта было экстраординарным событием, которое безусловно обсуждали все местные жители. Греки всегда отличались повышенным интересом ко всему необычайному. Аристотель (fr. 83 Rose) высмеивал множество зевак, которые, узнав о появлении в гавани корабля из дальних стран, сбегались в порт послушать рассказы мореходов. Конечно, боспоряне стремились рассмотреть редкостное судно и пообщаться с его командой. Об этом сейчас стало известно из раскопок нимфейского святилища богов, покровительствовавших мореплаванию. Здание и рисунки на его стене синхронны времени правления Перисада II, отправившего своих послов в Египет; имя этого царя есть среди граффити на стене святилища (Грач 1984: 81-88).

Уцелевшая часть штукатурки имеет множество надписей и рисунков, прочерченных посетителями святилища. Среди рисунков больше всего изображений кораблей: более 30 небольших парусных судов и огромный корабль с написанным на его борту наименованием ISIS. Рисунок египетского корабля сделан явно с натуры, и его автор хорошо знал морское дело, хотя и не обладал выдающимися художественными способностями. Он детально изобразил военную триеру, названную именем самой почитаемой богини птолемеевского Египта. Триера была снабжена двумя таранами, имела длину не менее 60 метров, могла идти под парусом и на веслах. Гребцы располагались на каждой стороне в три яруса, и в каждом сидело по 27 человек. Это дает представление о необычайной величине судна и о его многочисленной команде. Последнее указывает на то, что многие бос-поряне имели возможность пообщаться с приезжими из Египта.

Итак, с древнейших времен боспоряне имели некоторое представление о населении Ливии из фольклорных преданий и эпических поэм, знакомых с детских лет. Первые достоверные рассказы очевидцев надо связать с купцами из Милета и других ионийских городов, доставлявших товары из Навкратиса. В III в. до н. э. документально засвидетельствованы поездки боспорян в Египет и египтян в города Боспора. Тогда здесь узнали не только о внешнем виде жителей Ливии и их мифических деяниях, но также о многих подробностях реальной жизни, об их верованиях и о правивших в Египте царях и царицах. В результате непосредственных контактов появились сведения о египетском флоте и войске, а также о некоторых египетских богах, культы которых стали распространяться и на северной окраине греческой ойкумены. В римский период связи с Ливией прерываются, и знания о ее населении становятся весьма ограниченными.

Литература

Алексеева Алексеева 1972 - Е. М. Предметы из египетского фаянса VI-IV вв. до н. э. в Северном Причерноморье // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. № 130. С. 48-55.

Виноградов, Золотарев 2000 - Виноградов Ю. Г., Золотарев М. И. Божественная египетская триада в Херсонесе Таврическом // Сис-сития. Сборник статей памяти Ю. В. Андреева. СПб. С. 284-294. Гайдукевич 1949 - Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. М.; Л. Горбунова 1979 Горбунова К. С. Аттические алабастры, найденные в некрополях Северного Причерноморья // Из истории Северного Причерноморья в античную эпоху. Л. С. 37-48. Грач 1984 - Грач Н. Л. Открытие нового исторического источника в

Нимфее // ВДИ. № 1. С. 81-88. Литвиненко Ю. Н. Птолемеевский Египет и Северное Причерноморье

в III в. до н. э. // ВДИ, 1991. № 1. С. 12-26. Лосева 1962 - Лосева Н. М. Аттическая краснофигурная керамика

Пантикапея из раскопок 1945-1958 гг. // МИА. № 103. С. 166-179. Неверов 1974 - Неверов О. Я. Группа эллинистических бронзовых

перстней из собрания Эрмитажа // ВДИ. № 1. С. 106-115. Петерс 1982 - Петерс Б. Г. Морское дело в античных государствах

Северного Причерноморья. М. Пиотровский 1958 - Пиотровский Б. Б. Древнеегипетские предметы, найденные на территории Советского Союза // Советская археология. № 1. С. 20-28. Ростовцев 1914 - Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись

на юге России. СПб. Трейстер 1985 - Трейстер М. Ю. Боспор и Египет в III в. до н. э. //

ВДИ. № 1. С. 128-139. Шталь 1989 - Шталь И. В. Эпические предания древней Греции. М. Шургая 138 - Шургая И. Г. Вопрос боспоро-египетской конкуренции в хлебной торговле Восточного Средиземноморья раннеэллинисти-ческой эпохи // КСИА, 1974. №. С. 17-29. Яйленко 1990 - Яйленко В. П. Ольвия и Боспор в эллинистическую эпоху // Эллинизм. Экономика, политика, культура. М. С. 249-309. CVA - Corpus Vasorum Antiquorum. Russia. 2001. Skeat 1974 - Skeat T. C. Zenon Archive // Greek Papyri in British Museum. T. 7. London.

M. Skrzhinska

The knowledge about Libyan population at ancient Bosporos

Inhabitants of ancient Bosporanian cities received their oldest knowledge about Libyan population from folklore tails, epic poems and from narrations of milesian merchants, who imported various goods from Naucratis. Some information was received about Pygmys, Ethiops and Egyptians. Direct contacts between Bosporanians and Egyptians are well known only in III BC. At that time Bosporanians knew about Egyptian army and navy, about their kings and religion.

СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ АНТИЧНЫЙ БОСПОР ЭФИОПЫ ПИГМЕИ ЛИВИЯ АРИСТОТЕЛЬ ГЕРОДОТ СТРАБОН "ЭФИОПИДА" АРКТИНА СВЯЗИ С ЕГИПТОМ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты