Спросить
Войти

Из истории становления дознания советской милиции (1917-1924 гг. ) (к 300-летию российской полиции)

Автор: указан в статье

о <м

и и с с о

а т е т и

о к с

р у р

УДК 373.13 А. В. Панфилец

ПАНФИЛЕЦ Александр Владимирович

Доцент кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат исторических наук, доцент

Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 E-mail: akpanf1950@mail.ru

PANFILETS Alexander Vladimirovich

Assistant Professor of the Department of History of State and Law of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 E-mail: akpanf1950@mail.ru

Из истории становления дознания советской милиции (1917-1924 гг.) (К 300-летию российской полиции)

From the history of the formation of the inquiry of the Soviet militia (1917-1924) (On the 300th anniversary of the Russian police)

Данная статья посвящена становлению и реформированию дознания советской милиции в первое десятилетия её существования, а также нормативно-правовой базе советского дознания и предварительного следствия.

This article is devoted to the formation and reforming of the inquiry of the Soviet militia in the first decade of its existence, as well as the juridical framework of the Soviet inquiry and preliminary investigation.

Задача борьбы с преступностью всякий раз встаёт перед строителями нового государства любой формации. С победой в 1917 г. Октябрьской революции в соответствии с программой партии большевиков были отменены все нормативные акты, как царские, так и Временного правительства. Слом старого судопроизводства был провозглашен Декретом «О суде» № 1 Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР от 24 ноября 1917 г., который упразднял весь аппарат буржуазно-помещичьей юстиции, всю старую судебную систему и связанный с ней институт судебных следователей [1].

В соответствии с декретом были организованы выборы в местные суды и революционные трибуналы, причём предварительное расследование по делам, относящимся к подсудности местных судов, проводилось единолично соответствующим судьей. Однако все другие процессуальные действия осуществлялись судом в полном составе. Коллегиальное предварительное расследование, как в общих, так и в особых судах, производилось особыми следственными комиссиями, которые также избирались Советами в количестве не менее трёх человек. Многочисленные декреты, постановления, инструкции по строительству нового аппарата предварительного расследования свидетельствуют об отсутствии у новой власти сколько-нибудь внятного плана и структуры его организации. Декретом о суде № 2 СНК и ВЦИК РСФСР от 15 февраля 1918 г. расширялась подсудность местных судов и учреждались окружные народные суды в дополнение к имеющимся ревтрибуналам. Для предварительного расследования дел компетенции окружных судов организовывались следственные комиссии в составе трёх человек, избираемых исполкомами местных Советов, основываясь на том, что предварительное расследование должно вестись на коллегиальной основе [2, с. 300-301].

Решения и постановления следственных комиссий приводились в исполнение Красной гвардией, милицией, войсками, а также другими исполнительными органами, т.к. в этот период милиция строилась на добровольной основе без штатной структуры, часто в качестве милиционной повинности. В первом квартале 1918 г. большевики отказались от всеобщего вооружения народа и замены войск и полиции всенародной милицией и приступили к построению армии на базе всеобщей воинской обязанности, а милиции - на штатных началах. Так, в отделе управления исполкомов местных Советов были организованы подотделы милиции по разработанной НКВД РСФСР единообразной структуре в апреле 1918 года [3, с. 137].

23 июля 1918 г. Народный Комиссариат юстиции (НКЮ) РСФСР в инструкции «Об организации и действии местных народных судов» впервые упоминает дознание как самостоятельную форму предварительного расследования, осуществляемую милицией [4, с. 65]. Эта процессуальная роль милиции была закреплена в Инструкции НКВД и НКЮ РСФСР «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции» от 12 октября 1918 г., где прямо указывалось (ст. 28), что одной из основных задач рабоче-крестьянской милиции (РКМ) является дознание по уголовным делам и осуществление по ним процессуальных действий под руководством народных судей и следственных комиссий, а также выполнение их поручений и приведение в исполнение приговоров [5].

Декрет ВЦИК от 30 ноября 1918 г. «Положение о народном суде РСФСР» определил, что за производством дознания органами Советской милиции единолично наблюдает народный судья, который руководит им и утверждает произведённое дознание или усиливает его меры пресечения, при смягчении меры пресечения немедленно вносит этот вопрос на разрешение народного суда. Здесь же определялось, что производство предварительного следствия по уголовным делам, рассматриваемым народным судом с участием шести заседателей, относится к ведению следственных комиссий, уездных и городских.

По остальным же уголовным делам народный суд на своё усмотрение довольствовался произведённым милицией дознанием или также передавал дело для производства предварительного следствия в следственную комиссию, а в случаях, требующих срочного предварительного следствия, мог поручить его народному судье (ст. 28) [5, ст. 889].

В связи с созданием в Главном управлении РКМ 5 октября 1918 г. коллегией НКВД Центрального управления уголовного розыска (Центророзыск) на правах отдела, а на местах - уголовно-розыскных подразделений, они также были наделены процессуальным правом производства дознания, хотя в это время и не получили четкого юридического обоснования [6, с. 148]. Анализ архивных источников позволяет автору сделать заключение, что сотрудники уголовного розыска проводили не только негласные оперативно-розыскные мероприятия, но и непосредственно производили осмотры мест происшествий, делали обыски, выемки, задержания, допросы и проводили сбор вещественных доказательств, оформляя доказательную базу, тем самым производили дознание по уголовному преступлеПанфилец А. В. Из истории становления дознания советской милиции (1917-1924 гг.)

нию [7, л. 62-62 об.]. В этот период в милиции сложилось в основном две формы дознания: производство дознания по менее опасным уголовным преступлениям, не требующим предварительного следствия, с передачей дел по подсудности; производство неотложных действий по тяжким и опасным уголовным преступлениям (возможно по поручению следователя или прокурора) с передачей дел в следственные аппараты для окончательного расследования.

В годы Гражданской войны уголовная преступность имела ярко выраженную тенденцию к росту. Так, по неполным данным Центророзыска, в 38 губерниях РСФСР в 1919 г. было совершено 2816 грабежей и разбоев, а в 1920 г. - уже 7319. Всего по РСФСР было зарегистрировано в 1919 г. 108638 преступлений, а в 1920 г. - 341142 преступления, причем общая раскрываемость по отдельным губерниям не превышала 45 %, а тяжких преступлений - 25 %. Особый размах в этот период приобретает бандитизм [6, с. 161].

Руководство страны искало формы и методы построения, как правоохранительных органов, так и следственных аппаратов, в частности. 21 октября 1920 г. ВЦИК принимает «Положение о народном суде РСФСР», где предварительное следствие стало производиться единолично народном следователем (нарследом) [8]. Согласно этому положению, дела об опасных и тяжких преступлениях, подсудные народному суду с шестью заседателями, расследовали народные следователи, которые избирались, с правом отзыва, губернскими исполкомами Советов и состояли в ведении Советов народных судей. Их юрисдикция распространялась на территорию своего участка. Организационно следователи входили в структуру Народного Комиссариата юстиции РСФСР [8].

Производство предварительного следствия начиналось по заявлениям граждан, должностных лиц и учреждений, по постановлениям народного суда, по поручению прокурора или по своему усмотрению. Народный следователь, обладая процессуальной независимостью, проводил весь комплекс следственных действий и мер, необходимых для раскрытия того или иного преступления. Народный следователь вправе был потребовать содействия сотрудников милиции и уголовного розыска, а также других учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в связи с проводимыми следственными действиями в раскрытии преступления. Введение института народных следователей существенно улучшило качество производства предварительного следствия, однако рост преступности и вал расследуемых дел инициировал практически предварительное расследование в милиции, т.е. производство дознания заканчивалось в милиции без передачи народному следователю и дальше направлялось в народный суд.

Коллегия НКВД РСФСР в апреле 1920 г. организует в структуре Наркомата внутренних дел следственно-розыскную милицию, соединив, таким образом, аппараты уголовного розыска и следствия. Следственно-розыскной милиции вменялось в обязанности предупреждение и пресечение, раскрытие, расследование уголовных преступлений, что, собственно, возвращает нас к функциям полиции до реформ Российской империи 1860 г., когда процессуальная деятельность слилась с оперативно-розыскной [4, с. 67-68; 3, с. 80, 144]. Следственно-розыскные аппараты были созданы при всех органах милиции РСФСР, в т.ч. и при водной милиции. Так, в Петрограде было создано Областное управление следственно-розыскной милиции Балтийско-Мари-инской области [9, л. 13]. Структурно в уголовно-розыскных аппаратах были созданы следственные части, куда и вошли следователи. Законодательное закрепление институт милицейских следователей получил в принятом 10 июня 1920 г. ВЦИК и СНК РСФСР «Положении о рабоче-крестьянской милиции», где был определён должностной состав рабоче-крестьянской милиции, в т.ч. и следователи [10].

После окончания Гражданской войны вместо политики «военного коммунизма» вводится новая экономическая политика (НЭП) при жёсткой экономии на аппарате госслужащих. Так, в 1921 г. численность милиции сокращается дважды [4, с. 68]. При этом только в 1922 г. в 63 губерниях всеми судами было рассмотрено 1,8 млн. уголовных дел, а в 1924 г. - уже более 2-х млн. [11, с. 83, 108]. К стремительному росту преступности добавилось отсутствие подготовленных кадров для следственно-розыскной милиции и, как следствие, - большой некомплект. В 1922 -1924 гг. Петроградскому Угрозыску, на котором лежали и функции дознания, приходилось вести борьбу не только с откровенным бандитизмом, но ещё и с бандгруппами, которые рядились под идейных борцов. В это время широкую известность приобрела банда Гурова, совершившая ряд ограблений ведущих щ учреждений, выпускавших товары широкого потребления, с в основном в Москве, Петрограде-Ленинграде. В марте 1924 ^ г. Ленинградский угрозыск ликвидировал путём задержа- и ния одного из бандитов - некоего М.В. Сизова, выдававшего С себя за идейного борца с большевизмом [12, с. 332-333]. р

В связи с переходом страны к НЭПу и возврату к то- к варно-денежным отношениям происходит стремительная -кодификация права, как уголовного, так и гражданского. Я ВЦИК в мае 1922 г. принимает и вводит с 1 июня Уголов- е ный кодекс РСФСР, а с 1 июля - первый в Республике Уго- тз ловно-процессуальный кодекс (УПК РСФСР) [13, с. 351]. у

В сложившейся практике следствия и дознания РК г милиции зачастую происходило дублирование работы на- к родных следователей милицейскими. Новый УПК РСФСР г в октябре 1922 г. ликвидирует следственно-розыскную у милицию. В РКМ остается только дознание, как и после к реформ царской полиции 1860 г. Так, в приказе Петроград- в ской Губернской Советской Рабоче-Крестьянской мили- р ции (Петрогубмилиции) от 17 ноября 1922 г. за № 446 уже и предписывалось представлять протоколы по расхищению е материалов пустующих домов не в следственно-розыскную а часть, а в нарсуд через нарследов [6, с. 153; 14, л. 278]. Таким м образом, следственно-розыскная милиция просуществова- щ ла короткий период с апреля 1920 г. до октября 1921 г.

В мае 1922 г., с одобрения делегатов IV Всероссий- р ского съезда деятелей советской юстиции, впервые орга- с низуется советская прокуратура и адвокатура, в ноябре И принято «Положение о судоустройстве РСФСР», которое ликвидировало революционные трибуналы, хотя оставило ряд специальных судов и сохранило институт народных ( следователей, которые теперь должны были действовать 5 под наблюдением прокуроров и губернских судов. Народ- ные следователи по-прежнему расследовали преступления 0 на закреплённых за ними следственных участках. Также 7 они состояли при уголовном отделении губернских судов, Верховном суде и отделе прокуратуры Народного Комиссариата юстиции (НКЮ) РСФСР для производства особо важных и срочных дел, причём при губернских судах следователи назывались старшими следователями, а при Верховном суде и прокуратуре НКЮ Республики - следователями по важнейшим делам [15, с. 522-524].

Согласно пункту «б» ст. 96 и пункту «т» ст. 102 первого Уголовно-процессуального кодекса РСФСР от 25 мая 1922 г. на органы дознания, одним из которых являлась милиция, возлагалась обязанность принимать от пострадавших граждан, очевидцев и свидетелей заявления о совершённых преступлениях. В приказе начальника Петро-губмилиции от 10 января 1923 г. № 10 отмечалось, что органы милиции, являясь по УПК органом дознания, заявления граждан о преступлениях не принимают, направляя их в Управление Петрогубугрозыска. В виду недопустимости такого положения приказывалось следующее: все заявления граждан о совершённых преступлениях принимать немедленно к первоначальному расследованию и только после этого пересылать их в Управление Петрогуброзыска; в случаях заявлений о крупных и важных преступлениях, при расследовании которых необходимо безотлагательное присутствие чинов Угрозыска, сообщать о них ответственному дежурному Управления Петрогуброзыска. На такие преступления чины органов милиции должны немедленно выезжать на места, где они совершались; в будущем при неисполнении чинами милиции вышеуказанного виновные будут привлекаться к ответственности по ст. 107 УПК РСФСР.

В этом же приказе для производства дознания органами милиции согласно УПК РСФСР от 1922 г. объявлялась «Инструкция по производству дознания органами милиции, составленная на основании УПК». Она состояла из нескольких глав и 61 параграфа: общие положения, законные поводы к началу дознания, первоначальные действия органов дознания, срок на производство дознания, окончание дознания и направление его, условия производства дознания, подсудность, взаимоотношения между органами следствия и дознания. К Инструкции прилагались образцы постановлений и протоколов органов дознания милиции из одиннадцати форм [16, л.15-22 об.].

УПК от 1923 г., собственно, признаётся специалистами, как УПК 1922 г. в новой редакции, а потому многие положения в новом УПК были сохранены полностью. В Инструкции Петроградской губернской прокуратуры

^ в параграфах 1-6 раздела «Органы дознания» уделялось 2 большое внимание самому производству дознания. Так, во ^ втором параграфе обращалось внимание на правильность квалификации уголовных дел: органы дознания должны ^ были отличать дела, по которым достаточно производства ^ одного дознания, от дел, по которым необходимо произ-^ водство предварительного следствия, имея в виду, что, со-^ гласно ст. 108 УПК, оно обязательно по всем делам, под-сс судным губернским судам и трибуналам. В таких случаях £ необходимо руководствоваться ст. 25-28 УПК о подсудности, где подробно перечислялись категории дел, подсудных ^ Народному суду, Губернскому суду, Военным трибуналам и ;>| Военно-Транспортным трибуналам [16, л. 232 об-233]. се Придавая большое значение повышению качества

5 дознания, в ряде приказов НКВД, циркуляров Прокурату-§ ры и Нарсуда уделяется важнейшее значение первоначаль-рс ному расследованию по «горячим следам» и конечному ве результату, который даёт добытый фактический материал, 8 позволяющий судить о виновности подозреваемых. Подробно описываются конкретные действия как следовате-° лей, так и дознавателей по мерам пресечения, при допро-ок се свидетелей и подозреваемых, обысках и выемках, по ^ лучении экспертиз и т.п. по подсудности, вплоть до пред-^ ставления соответствующих бланков и опросных листов. ю Обращалось особое внимание на принцип «начальник ер учит подчинённого»: нормы УПК надлежало сначала из-те учить и твёрдо усвоить руководителям органов. ^ В этот период происходит интенсивное обучение

^ милицейских кадров производству дознания в Петрогра-И де, равно как во всей стране, в основном на нормативных и документах и различных циркулярах Петроградского гу-к бернского суда (Петрогубсуда), Губернского прокурора д (Губпрокурора) и приказов Петроградской губернской со-о ветской рабоче-крестьянской милиции [17, л. 353-353 об.]. д Штатных должностей дознавателей в то время не существовало. Обязанности дознавателей, как правило, выполняли участковые надзиратели в милиции и сотрудники уголовного розыска в УгРО. В территориальных отделениях милиции города существовали столы дознаний, где работали делопроизводители по регистрации материалов и передаче их по назначению [18, л. 217 об., 276]. Так, в Петрограде с целью обощения всей имеющейся нормативной базы была разработана временная инструкция надзирателей волостей, в которую также была включена нормативная база, касающаюся дознания. Учитывая потребность волостных

органов Петрогубмилиции в едином документе по работе волостных надзирателей, начальник Петрогубмилиции И.С. Серов в своём приказе от 11 августа 1923 г. № 295 объявляет «Временную инструкцию волостным надзирателям (волнадзирателям) Петроградской губернской советской рабоче-крестьянской милиции» до выхода общереспубликанской инструкции. Также в приказе предлагалось руководству волостными органами не позднее 1 октября 1923 г. произвести «примерные испытания» волнадзирателей по знанию ими объявляемой Временной инструкции и о результатах донести начальнику Петрогубмилиции.

16 октября 1924 г. Постановлением ВЦИК РСФСР были внесены дополнения и изменения в УПК Республики, которые обязали следователей осуществлять надзор за производством дознания на закрепленном за ним участке. При этом следователь имел право знакомиться с материалами дознания в любой момент и по любому делу, а также давать соответствующие указания органам дознания, предлагая им проведение тех или иных следственных действий. Следователь должен был разрешать и жалобы, поступающие на орган дознания. Общий надзор за деятельностью органов дознания принадлежал прокурору. Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ) при СНК СССР также имело право надзора за органами дознания, его порядок описывался особым положением [19]. Такой порядок надзора и ознакомления с делами и материалами органов дознания сохранялся до 24 мая 1955 г., когда было принято «Положение о прокурорском надзоре в СССР», по которому надзор за органами дознания полностью передавался прокурорам [4, с. 71]. Единые принципиальные положения для судопроизводства были приняты 31 октября 1924 г. в «Основах уголовного судопроизводства СССР и союзных республик». Основы установили, что «органами, производящими предварительное расследование, являются органы дознания, следователи и иные должностные лица, коим это предоставлено общесоюзными законами и законами союзных республик» (ст. 7). Однако принципиальных изменений процессуальное право не претерпело [13, с. 359].

Таким образом, в начальный этап (1917-1924 гг.) становления и реформирования правоохранительных органов молодой Советской Республики была сформирована правовая основа по разграничению предварительного следствия от дознания, определена их подследственность и организационные формы деятельности соответствующих аппаратов.

Список литературы

1. СУ РСФСР (Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР). - 1917. - № 4. - Ст. 50.
2. История отечественного государства и права : учебник / под ред. Р.С. Мулукаева. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. - 600 с.
3. Рыбников, В. В., Алексушин, Г. В. История правоохранительных органов Отечества : учебное пособие. - М.: Щит-М, 2008. - 296 с.
4. Маков, М. А., Борисов, А. В., Рыжов, Ю. В., Яковлев, К. Л. Дознание в органах внутренних дел: историко-правовой аспект : учеб. пособие / под общ. ред. Р. С. Мулукаева. - М.: Инфра-М, 2014. - 126 с.
5. СУ РСФСР. - 1918. - № 75. - Ст. 813.
6. Министерство внутренних дел России: 1802-2002 : исторический очерк: в 2-х т. - Т. II. - СПб.: СПб ун-т МВД России, 2002. - 528 с.
7. Отдел архивной информации Информационного центра ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее: ОАИ ИЦ ГУ МВД России по СПб и ЛО). - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 1.
8. СУ РСФСР,. - 1920. - № 83. - Ст. 407.
9. ОАИ ИЦ ГУ МВД России по СПб и ЛО. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 3.
10. СУ РСФСР. - 1920. - № 79. - Ст. 371.
11. Некрасов, В. Ф. Тринадцать «железных» наркомов : художественно-документальное повествование. - М.: Версты, Государственная фирма «Полиграфресурсы», 1995. - 416 с.
12. Иконников-Галицкий, А. Хроники петербургских преступлений: Черные тени красного города. 1917-1922. - СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. - 352 с.
13. История государства и права России : учебник / В.М. Клеандрова, Р.С. Мулукаев и др.; под. ред. Ю.П. Титова. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004. - 544 с.
14. ОАИ ИЦ ГУ МВД России по СПб и ЛО. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 6.
15. Мулукаев, Р. С. Исторический очерк развития системы предварительного расследования в России // Избранные труды: К 80-летию со дня рождения. - М.: Академия управления МВД России, 2009.
16. ОАИ ИЦ ГУ МВД России по СПб и ЛО. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 7.
17. ОАИ ИЦ ГУ МВД России по СПб и ЛО. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 8.
18. ОАИ ИЦ ГУ МВД России по СПб и ЛО. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 9.
19. СУ РСФСР. - 1924. - № 78. - Ст. 784.

© Панфилец А. В. 2017

НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (НКВД) РСФСР РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ МИЛИЦИЯ СУД НАРОДНЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ ДОЗНАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ УГОЛОВНЫЙ РОЗЫСК people's commissariat of internal affairs of the rsfsr workers and peasants militia
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты