Спросить
Войти

Управление взаимосвязанными сферами жизнедеятельности региона с точки зрения устойчивого развития

Автор: указан в статье

А. А. Хайдаров

УПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗАННЫМИ СФЕРАМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО

РАЗВИТИЯ

Работа представлена Пермским филиалом Института экономики УрО РАН.

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор А. Н. Пыткин

В статье предпринята попытка теоретического осмысления факторов влияния на устойчивое развитие региона. Внимание акцентируется на целесообразности рассматривать устойчивое развитие как единство и баланс социальной, экономической, экологической и институциональной составляющих развития.

8 2

Управление взаимосвязанными сферами жизнедеятельности региона с точки зрения устойчивого...

The article is devoted to attempt of theoretical j udgment of factors of influence on steady development of region. The attention is accented on consideration of steady development as unity and balance social, economic, ecological and other components of development.

Активно проводимые в России в последние 15 лет реформы затронули существен -ное направление - управление развитием территорий. Острую дискуссию вызвала концепция Стратегии социально-экономического развития регионов России, разработанная и предложенная к обсуждению Министерством регионального развития Российской Федерации.

На повышение эффективности управления развитием регионом направлена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг. и План мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг., одобренные Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р. Одним из главных направлений административной реформы названо «Управление по результатам», которое предусматривает разработку ключевых измеримых показателей эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти по основным направлениям их деятельности в соответствии со стратегическими целями государства, внедрение технологий и процедур целеполагания, обеспечивающих привязку целей к конкретным исполнителям, выработку показателей, позволяющих адекватно оценить степень достижения поставленных целей и действия исполнителей, предпринимаемые для достижения этих целей.

Однако органы государственной власти не отвечают однозначно, что есть результат управления для органов государственной власти. Это, в свою очередь, не позволяет дать оценку эффективности управления развитием и выработать меры эффективного воздействия на процесс развития.

Как отмечает Н. П. Федоренко, в первую очередь необходимо ответить на вопрос: куда мы идем и какое общество строим.

На наш взгляд, в России органами власти неадекватно была воспринята идея устойчивого развития. С другой стороны, большой вклад в ее развитие в России внесли В. А. Коптюг, Д. С. Львов, А. Г. Гран-берг, В. А. Черешнев, А. И. Татаркин.

В целях осуществления последовательного перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, а также руководствуясь программными документами, принятыми на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), в 1996 г. был принят Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440-У, который предписывал:

1. Утвердить представленную Правительством Российской Федерации Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.
2. Правительству Российской Федерации:

• при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития, подготовке нормативных правовых актов, принятии хозяйственных и иных решений учитывать положения Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию;

• разработать и внести в 1996 г. на рассмотрение Президента Российской Федерации проект государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации.

Согласно Указу Президента РФ было принято Постановление Правительства РФ «О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации» от 08.05.1996 № 559-П. До настоящего времени стратегия устойчивого развития России не разработана.

Тем не менее отдельные фрагменты, связанные с устойчивым развитием, находят свое отражение в нормативных актах Российской Федерации.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Так, например, в Градостроительном кодексе РФ (№ 190-ФЗ от 29.12.2004 г.) в гл. 1 «Общие положения» в ст. 1 дается определение:

«3) устойчивое развитие территорий -обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охра -ны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений».

И далее в ст. 2 «Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности» устанавливается:

«Законодательство о градостроитель-ной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

1) обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности...».

В гл. 3 «Территориальное планирование» в ст. 9 «Назначение территориального планирования и виды документов территориального планирования» указывается, что:

«1. Территориальное планирование направлено на определение в документах тер -риториального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований».

Отметим, что в Градостроительном кодексе РФ устойчивое развитие территорий

увязывается с совокупностью социальных, экономических, экологических и иных факторов, устанавливается необходимость обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов.

В региональной практике идея устойчивого развития также нашла свое воплощение. Так, например, в Пермской области Пермским филиалом Института экономики УрО РАН совместно с Институтом экологии и генетики микроорганизмов УрО РАН была разработана и затем принята Законодательным Собранием Пермской области Концепция экологической политики Пермской области на период до 2010 г. (Постановление от 22.04.2004 № 1380), в котором нормативно установлено следующее определение:

«Устойчивое развитие - такое общественное развитие, при котором не разрушается природная основа, создаваемые условия жизни не влекут деградации человека и социально-деструктивные процессы не развиваются до масштабов, угрожающих безопасности общества».

Целесообразно рассматривать устойчи-вое развитие как единство и баланс социальной, экономической, экологической и институциональной составляющих развития, что было зафиксировано, в частности, в Рекомендациях депутатских слушаний по проекту концепции Программы социально-экономического развития Пермского края в 2006-2010 гг. от 06.03.2006 г.

В настоящее время идея устойчивого развития все более конкретизируется и, как отмечают зарубежные и отечественные исследователи, на ее основе уже сложилась теория экологической модернизации. Подчеркивается, что экологическая модернизация - на сегодняшний день единственная последовательная научная теория, объединяющая и обосновывающая прогрессивные компоненты идеи «зеленого капитализма», «устойчивого развития» и др. Теория экологической модернизации использует теорию общества риска Бека, но без ее апокалипсической перспективы (когда рефлексия сама по себе становится источником риска) и идеи рефлексивной модернизации Гидденса. По мнению сторонников, теория экологической модернизации представляет собой хорошо продуманный инструмент достижения устойчивого развития, отвечая на вопросы о том, как добиться баланса между средой и обществом и как заменить рост развитием.

Отметим, что термин «развитие» часто употребляется в следующих сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие региона, города. В каждом случае под развитием обычно подразумевается любое прогрессивное изменение, прежде всего в экономической сфере. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных изменениях, или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик. В данном случае можно говорить, что экологическая модернизация социально-экономической системы подразумевает переход системы к устойчивому развитию.

В международной практике на протяжении ряда лет используются рекомендации для открытой отчетности по устойчивому развитию, которые позволяют организовать управление любыми сферами деятельности (Руководство по отчетности в области устойчивого развития (GRI) / Пер. с англ. РОО «Эколайн». М.: Эколайн, 2003).

Таким образом, казалось бы, совершенно разные сферы деятельности как, например, промышленное производство, образование, здравоохранение, общественная безопасность и т. д., с точки зрения устойчивого развития имеют общие составляющие -социальную, экономическую, экологическую и институциональную.

Идея устойчивого развития, задающая общую основу целеполагания при управлении развитием через общие составляющие взаимосвязанных сфер жизнедеятельности региона, позволяет посредством системы сбалансированных показателей с последующей открытой отчетностью по устойчивому развитию прийти в любой сфере жизнедеятельности и их совокупности к общим координатам развития, что является обязательным условием развития в глобализирующемся мире.

развитие региона устойчивое развитие устойчивое развитие региона управление развитием региона управление развитием территорий
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты